рабочая программа по истории 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «История Древнего мира» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. №1644; от 31 декабря 2015 г. №1577; от 11 декабря 2020 г. №712;
- Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы курса «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс / авт.- сост. Ф. А. Михайловский. - М.: ООО «Русское слово – учебник, 2020.
- Основной образовательной программы основного общего образования частного общеобразовательного учреждения школы-интерната №22 ОАО «РЖД».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._po_istorii_5_kl._2021.docx | 314.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «История Древнего мира» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. №1644; от 31 декабря 2015 г. №1577; от 11 декабря 2020 г. №712;
- Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы курса «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс / авт.- сост. Ф. А. Михайловский. - М.: ООО «Русское слово – учебник, 2020.
- Основной образовательной программы основного общего образования частного общеобразовательного учреждения школы-интерната №22 ОАО «РЖД».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» (5 класс)
Программа предполагает к окончанию 5 класса достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, заинтересованность в приобретении и расширении исторических знаний и способов действий;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
- формирование представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека.
- коммуникативная компетентность в общении, в творческой деятельности по предмету, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию и вести конструктивный диалог, приводить примеры, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- представление об изучаемых исторических понятиях и методах как важнейших средствах моделирования реальных процессов и явлений;
- логическое мышление: критичности (умение распознавать логически некорректные высказывания), креативности (собственная аргументация, опровержения, постановка задач, формулировка проблем, и др.).
Метапредметные результаты:
- способность самостоятельно ставить цели учебной деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
- умение планировать альтернативные пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с обучающимися, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
- владение приёмами умственных действий: определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе указанных оснований и критериев, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений индуктивного, дедуктивного характера или по аналогии;
- умение организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учёта интересов, аргументировать и отстаивать своё мнение.
- умение использовать приобретённые знания и действия в практической деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
- умение работать с историческим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя историческую терминологию и символику, использовать различные языки (словесный, графический, табличный), доказывать исторические утверждения;
- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
- умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
- понимание вклада древних народов в мировую культуру.
Учащийся также должен знать:
- Основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории.
- Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
- Изученные виды исторических источников.
Учащийся должен уметь:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- Знание хронологии, работа с хронологией:
- Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
- Знание исторических фактов, работа с фактами:
- Характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- Группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
- Работа с историческим источниками:
- Читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;
- Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
- Описание (реконструкция):
- Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
- Анализ, объяснение:
- Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- Соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- Различать причину и следствие исторических событий, явлений;
- Выделять характерные, существенные признаки исторических событий, явлений;
- Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- Работа с версиями, оценками:
- Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
- Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- Использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
Способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» (5 класс)
Тема I. Введение
Что изучает история. Что такое история. Всеобщая, или всемирная история. О чем рассказывает история Древнего мира. Исторические источники.
Счет лет в истории. Годы, века, тысячелетия. Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры.
Тема II. Жизнь первобытных людей
Появление людей на Земле. Древнейшие люди. Происхождение человека. Облик далеких предков. Первые орудия труда. Охота и овладение огнем. Ледниковый период и его последствия.
Жизнь древних охотников. Родовые общины охотников и собирателей. Человек осваивает планету. Значение охоты в жизни людей. Орудия каменного века. Великое оледенение. Лук и стрелы.
Региональный компонент: Основные занятия народов, населяющих территорию Бурятии.
Искусство и религия первобытных людей. Возникновение искусства и религиозных верований. Человек становится художником. Что такое искусство. Идолы и колдуны. Что такое мифы.
Древние земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Родоплеменной строй. Приручение животных и скотоводство. Возникновение земледелия. Развитие ремесел.
Региональный компонент: Орудия труда народов, населяющих территорию Бурятии.
От первобытности к цивилизации. Появление неравенства и знати. Открытие металлов. Общинники и знать. Что такое цивилизация.
Тема III. Древний Восток
Возникновение государства в Древнем Египте. Государство на берегах Нила. Природные условия Египта. Объединение Египта.
Жизнь древних египтян. Фараоны – владыки Египта. Египетские вельможи и писцы. Египетские жрецы. Труд земледельцев. Ремесло и торговля в Древнем Египте. Рабы.
Могущество и упадок державы фараонов. Соседи египтян. Усиление Египта. Завоевания Тутмоса III. Победители и побежденные. «Фараон-мятежник». Рамсес II – воин и строитель.
Религия Древних египтян. Боги древнего Египта. Храмы и жрецы. Вера в вечную жизнь. Пирамиды и гробницы.
Культура Древнего Египта. Культура – материальное и духовное богатство человечества. Искусство Древнего Египта. В древнеегипетской школе. Научные знания египтян.
Древнее Междуречье. Между Тигром и Евфратом. «Кирпичи вместо камней». Глиняные книги. Сказание о потопе. «Расселение народов».
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Возвышение Вавилона. Законы Хаммурапи. Что можно узнать из законов Хаммурапи. В чем значение законов Хаммурапи.
Финикийские мореплаватели. Финикийские города. Торговцы и пираты. Финикийские колонии. Путешествия финикийцев. Финикийский алфавит.
Древняя Палестина. Палестина и её население. Библейские сказания. Царство Саула и Давида. Царь Соломон и Иерусалимский храм.
Ассирийская держава. Страна и войско. Ассирийские завоевания. Управление Ассирийской державой. Ниневия – «логовище львов».
Нововавилонское царство. Создание Нововавилоновской державы. Город Вавилон. Научные знания вавилонян.
Персидская держава. Мидийцы и персы. Завоевания Кира Великого. Борьба за власть в Персидской державе. Персидская держава при Дарии I.
Государства Древней Индии. Природа и люди Древней Индии. Переселение ариев в Индию. Цивилизация в долине Инда. Индийские варны. Верования древних индийцев. Держава Маурьев. Династия Гуптов.
Общество и культура Древней Индии. Индийские варны. Верования древнейших индийцев. Искусство и наука Древней Индии.
Государства Древнего Китая. Природные условия Древнего Китая. Первые государства в Китае. «Первый властелин Цинь». Великая китайская стена. Древний Китай в эпоху правления Хань.
Культура Древнего Китая. Письменность. Китайский мудрец Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев.
Тема IV. Древняя Греция
Зарождение греческой цивилизации. Природные условия Греции. Возникновение цивилизации на Крите. Миф о Тесее и Минотавре. Тайны Кносского дворца. Расцвет и гибель минойской цивилизации.
Ахейская Греция. Возникновение микенской цивилизации. Крепости ахейцев. Поход ахейцев на Трою. Гибель микенской цивилизации.
Поэмы Гомера. Гомеровская Греция. «Гомеровская Греция. Поэма о Троянской войне. Приключения Одиссея.
Боги и герои Древней Греции. Религия древних греков. Олимпийские боги. Боги земледелия. Подвиги Геракла.
Возникновение полисов. Греция после «тёмных веков». Образование полисов. Греческое войско. Аристократия и демос.
Великая греческая колонизация. Причины Великой греческой колонизации. Метрополии и колонии. Направления колонизации. Скифы в Северном Причерноморье. Последствия колонизации.
Возникновение демократии в Афинах. Древние Афины. Аристократы и демос. Кем был Солон. Реформы Солона. Победа демоса в Афинах.
Древняя Спарта. Спартанские завоеватели и илоты. «Община равных». Спартанская армия. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Вторжение персов в Грецию. Персы идут на Афины. Победа греков над персами в Марафонской битве. Восстание в Милете. Полководец Мильтиад. Марафонская битва. Персидское нашествие на Элладу. Фемистокл – руководитель Афинского государства. Великое вторжение. Фермопилы. Саламинское сражение.
Расцвет Афинского государства. Афинская демократия. Путь Афин к демократии. Народное собрание в Афинах. Деятельность Перикла. Афинская морская держава. Ограниченность афинской демократии.
Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э. В городе богини Афины. Район гончарных мастерских. Главная площадь Афин. На вершине Акрополя. Торговля.
Упадок Эллады. Пелопоннесская война. Причины и начало войны. Алкивиад и Сицилийская катастрофа. Алкивиад во главе Афин. Окончание войны.
Образование и наука в Древней Греции. Школа в Древней Греции. Воспитание гражданина. Греческая наука.
Древнегреческое искусство. Греческий храм. Афинский Акрополь. Греческие скульпторы. Греческий театр.
Олимпийские игры. Состязания в честь богов. Подготовка к играм. Виды соревнований. Почести для победителей.
Возвышение Македонии. Города Эллады подчиняются Македонии. Филипп, царь Македонии. Демосфен – оратор и патриот. Битва при Херонее и Коринфский съезд. Приход к власти Александра.
Завоевания Александра Македонского. Походы Александра Македонского. Первые победы. Осада Тира и основание Александрии. Решающее сражение. Поход на край земли.
Греческие государства на Востоке. В древней Александрии Египетской. Смерть Александра и распад его державы. Новая карта мира: от Греции до Индии. Александрия Египетская.
Тема V. Древний Рим
Начало Римской истории. Страна и население. Легенда об основании Рима. Римские цари. Патриции и плебеи.
Республика римских граждан. Римские консулы. Народные трибуны – защитники плебеев. Сенат и народ римский. Римская армия. Жрецы римских богов.
Завоевание Римом Италии. Как «гуси Рим спасли». Самнитские войны и «пиррова победа». Разделяй и властвуй.
Первая война с Карфагеном. Карфаген – соперник Рима. Борьба за Сицилию. Рим и Карфаген готовятся к новой схватке.
Война с Ганнибалом. Вторая война с Карфагеном. Вторжение в Италию. Диктатор Фабий по прозвищу Медлитель. Битва при Каннах. Окончание войны.
Рим – завоеватель Средиземноморья. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. «Освободители Греции». Гибель великих царств. Карфаген должен быть разрушен. Римские провинции.
Народные трибуны – братья Гракхи. Разорение крестьян. Земельный закон Тиберия Гракха. Борьба и гибель Гая Гракха.
Сулла – первый военный диктатор Рима. Нумидийская война. Новая армия и новые граждане. Гражданская война и диктатура Суллы.
Восстание Спартака. Рабство в Риме. Гладиаторы. Начало восстания. Поход к Альпам. Последние походы.
Цезарь – повелитель Рима. Союз трех полководцев. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Цезарь против Помпея. Мартовские иды.
Падение республики. Наследники Цезаря. Жребий брошен вновь. Антоний или Октавиан?
Император Октавиан Август. Восстановление республики. Власть Августа. Правление Августа. Золотой век поэзии.
Цезари Рима. Императоры после Августа. «Наихудший император». «Наилучший император» и его завоевания.
Жизнь в Римской империи. Рим – столица империи. Дворцы, особняки, многоэтажные дома Рима. В цирке и в термах. В провинциях империи. Жизнь в деревне.
Кризис Римской империи в III веке. Натиск варваров на границы империи. Внутреннее положение империи и её распад. Император Аврелиан – «восстановитель империи». Нерешенные проблемы.
Христианство. Первые христиане и их учение. В каких условиях возникло христианство. Жизнь и учение Иисуса Христа. Христианская церковь.
Императоры Диоклетиан и Константин. Диоклетиан – «господин и бог». Приход к власти Константина. Реформы Диоклетиана и Константина. Победа христианства. Основание «Нового Рима».
Падение Западной Римской империи. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Феодосий Первый и раздел империи. Взятие Рима готами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ВСЕОБЩАЯЯ ИСТОРИЯ», 5 класс (68 часов)
№ урока | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащегося | Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
Введение в историю Древнего мира | |||||
1. | Что изучает история | Учебный диалог | Познавательный интерес к истории. | Умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное, умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Усвоение понятия «всеобщая история». Знание периодизации. Умение различать письменные и вещественные исторические источники. |
2. | Счет лет в истории | Решение задач | Понимание важности счета лет в истории | Умение работать с текстом учебника. | Знание основных хронологических понятий и терминов. Умение решать элементарные хронологические задачи |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей | |||||
3. | Появление людей на Земле | Учебный диалог, сам. работа | Научные представления об эволюции человека | Устанавливать причинно- следственные связи осознание важности трудовой деятельности в жизни людей. | Знание основных этапов эволюции человека и ее причин. Умение давать характеристику предшественникам людей. |
4. | Жизнь древних охотников | Работа с картой | Понимание важности коллектива как фактора развития общества | Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | Знание условий жизни и основных занятий первобытных людей. Умение показывать на карте территории, заселенные первобытными людьми. |
5. | Искусство и религия первобытных людей | Учебный диалог, составление рассказа | Познавательный интерес к первобытному искусству. | Умение строить речевые высказывания в устной форме, эстетическое восприятие объектов искусства. | Знание понятий «религия», «искусство», «миф». Объяснение причин возникновения религиозных верований |
6. | Древние земледельцы и скотоводы | Учебный диалог | Понимание роли труда для развития общества | Умение работать с текстом, выделять в нем главное, составлять конспект урока в тетради. | Умение объяснять преимущества производящего хозяйства по сравнению с присваивающим. |
7. | От первобытности к цивилизации | Составление рассказа | Осознание причин социального расслоения | Умение работать с текстом, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. | Умение формулировать определение понятий «первобытность» и «цивилизация |
8. | Обобщение по теме «Первобытное общество» | Практическая работа | Интерес к истории, процессу научного познания. | Умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. | Умение делать выводы на основе знаний о достижениях первобытных людей |
Раздел 2. Древний Восток | |||||
9. | Возникновение государства в Древнем Египте | Работа с картой, учебный диалог | Осознание роли труда в создании цивилизации | Умение работать с текстом и картой, структурировать учебный материал, составлять конспект урока в тетради. | Знание природных условий и географического положения Древнего Египта, условий и причин возникновения древнеегипетской цивилизации. |
10. | Жизнь древних египтян. | Составление рассказа | интерес к процессу научного познания. | Применение полученных знаний на практике, умение организовать выполнение заданий учителя | Знание условий жизни и труда земледельцев и ремесленников, а также занятий и условий жизни вельмож. |
11. | Могущество и упадок державы фараонов | Установление причинно-след. связей | Представление о захватническом характере войн | Умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | Знание завоеваний фараонов. Умение показывать на карте направления походов Тутмоса III и границы Древнего Египта в период наивысшего могущества. |
12. | Религия древних египтян | Учебный диалог | Интерес к изучению религии Древнего Египта | Умение работать с различными источниками информации, эстетическое восприятие памятников культуры | Описание древнеегипетских пирамид как символов власти и обожествления фараонов |
13. | Культура Древнего Египта | Учебный диалог | Интерес к изучению искусства Древнего Египта | эстетическое восприятие памятников культуры. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | Знание определения понятия «культура». Описание памятников древнеегипетской культуры. |
14. | Обобщение по теме «Древний Египет» | Практическая работа | Интерес к истории, процессу научного познания. | Умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. | Умение делать выводы на основе знаний о достижениях жителей Древнего Египта |
15. | Древнее Междуречье | Составление рассказа по картине | Представление о Библии как историческом источнике | Умение работать с различными источниками информации. | Умения сравнивать природные условия и особенности исторического развития Древнего Египта и Междуречья. |
16. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Анализ исторического документа. | Познавательный интерес к изучению исторических источников | Развитие навыков устанавливания причинно-следственных связей между объектами и явлениями. | Знание причин возвышения Вавилона, роли царя Хаммурапи в истории Древневавилонского царства, содержания судебника царя. |
17. | Финикийские мореплаватели | Работа с картой, участие в беседе | Представление о вкладе древних финикийцев в историю человечества | Умение работать с различными источниками информации. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | Знание географического положения и природных условий Финикии, а также направлений финикийской колонизации. |
18. | Древняя Палестина | Работа с картой, учебный диалог | Представление о вкладе евреев в историю и культуру человечества | Умение работать с различными источниками информации, умение применять полученные на уроке знания на практике. | Знание географического положения и природных особенностей Палестины. Описание основных событий. Знание особенностей религии древних евреев. |
19. | Ассирийская держава | Учебный диалог | Представление о захватническом характере войн Ассирии | Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, умение соблюдать дисциплину на уроке. | Знание географического положения и природных условий Ассирии, истории ее завоеваний, а также организации управления завоеванными территориями. |
20. | Нововавилонское царство | Учебный диалог | Представление о вкладе древних вавилонян в историю человечества | Умение давать определения понятиям. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | Знание географического положения и природных условий Нововавилонского и Мидийского царств, истории их возвышения. Описание памятников архитектуры и искусства Вавилона. |
21. | Персидская держава | Работа с текстом | Познавательный интерес к истории | Умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям. | Знание географического положения Персидской державы Характеристика деятельности царя Дария I. |
22. | Обобщение по теме «Западная Азия в древности» | Практическая работа | Интерес к процессу научного познания. | Умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и делать выводы. | Знание основных терминов, понятий и дат. |
23. | Государства Древней Индии | Работа с картой, учебный диалог | Познавательный интерес к истории. | Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе сравнений. | Знание географического положения и природно - климатических особенностей Древней Индии и причин возникновения цивилизаций. |
24. | Общество и культура Древней Индии | Составление рассказа | Понимание закономерного появления великих держав. | Умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Умение делать выводы. | Знание особенностей занятий ее населения, а также истории образования и расцвета державы Маурьев. |
25. | Государства Древнего Китая | Учебный диалог | Понимание роли личности в истории | Умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. | Знание географического положения, природных условий и занятий населения Древнего Китая, истории образования Циньской державы. |
26. | Культура Древнего Китая | Учебный диалог | Интерес к изучению культуры Древнего Китая | Эстетическое восприятие памятников культуры. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | Знание определения понятия «культура». Описание памятников древнекитайской культуры. |
27. | Обобщение по теме «Цивилизации речных долин» | Исторический диктант, учебный диалог. | Повторение для закрепления знаний | Умение воспроизводить информацию по памяти. | Умение давать характеристику цивилизаций речных долин, сравнивать их, делать выводы. |
28. | Контрольная работа по теме «Древний Восток» | Тестирование | Осознание необходимости повторения для закрепления материала. | Умение воспроизводить информацию по памяти, работать с тестами различного уровня сложности | Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику великим державам Древнего Востока. |
Раздел 3. Древняя Греция | |||||
29. | Зарождение Греческой цивилизации | Работа с картой, учебный диалог | Представление о древнейшей цивилизации в истории Европы | Эстетическое восприятие объектов культуры; умение планировать выполнение заданий учителя. | Знание географического положения и природных условий Древней Греции и Крита. Анализ мифов, выделение в их содержании исторических фактов |
30. | Ахейская Греция | Работа с картой и текстом | Познавательный интерес к истории. | Умение работать с различными источниками информации, давать описания объектов и событий, анализировать результаты своей работы | Умение комплексно характеризовать важные факты истории Ахейской Греции. Знание причин и итогов троянской войны. |
31. | Поэмы Гомера | Анализ текста | Представление о поэмах Гомера как памятниках мировой литературы | Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме эстетиче-ское восприятие объектов культуры | Знание содержания поэм Гомера и основных сведений о жизни поэта. Умение анализировать содержание отрывков из поэм |
32. | Боги и герои Древней Греции | Работа с текстом, учебный диалог | Представление о культурно- историческом значении мифов | Умение устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, давать описание, готовить сообщения | Умение описывать образы богов и анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями древних греков |
33. | Возникновение полисов | Работа с текстом | Понимание необходимости знания о полисах для дальнейшего изучения истории Древней Греции | Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | Знание причин возникновения греческих полисов. Описание и общая характеристика типичного античного полиса. |
34. | Великая греческая колонизация | Работа с картой и текстом | Понимание необходимости знания о греческой колонизации для дальнейшего изучения истории Древней Греции | Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | Знание причин и последствий Великой греческой колонизации. |
35. | Возникновение демократии в Афинах | Работа с терминами, учебный диалог | Представление о возникновении первой в истории демократии | Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, работать с текстом, структурировать учебный материал | Знание истории становления демократии в Афинах, реформ Солона, тирании Писистрата и реформ Клисфена. Умение давать оценку их реформам. |
36. | Древняя Спарта | Составление рассказа описания | Осознание роли воспитания в формировании личности | Умение сравнивать и делать выводы. Развитие навыков самооценки и самоанализа | Умение показывать на карте Пелопоннес, Лаконию, Спарту. Сравнение политического устройства Спарты и Афин |
37-38. | Греко-персидские войны | Работа с текстом, учебный диалог | Представление о героизме как качестве, способном обеспечить победу | Умение работать с различными источниками информации, давать описания объектов и событий, анализировать результаты своей работы | Знание причин греко-персидских войн и основных событий их начального периода, а также значения победы греков при Марафоне. Оценка личности Мильтиада |
39. | Расцвет Афинского государства | Составление исторического портрета | Представление о демократии как прогрессивной форме правления | Умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал | Знание о роли Афин в истории Древней Греции, о расцвете афинской демократии при Перикле и создании Афинской морской державы. |
40. | Хозяйственное развитие Греции в V в. до н.э. | Ответы на вопросы, работа с текстом | Познавательный интерес к истории. | Умение работать с текстом, давать оценку событий. Умение организовать выполнение заданий учителя | Знание особенностей рабовладения в Древней Греции. Описание афинского порта Пирея и афинской торговли |
41. | Упадок Эллады | Работа с картой, учебный диалог | Представление о сочетании объективных и субъективных причин, влияющих на течение и исход событий | Умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения, презентации и представлять результаты. | Знание причин, хода и итогов Пелопоннесской войны. Оценка личности Алкивиада и его роли в войне. Умение показывать на карте места основных сражений войны |
42. | Образование и наука в Древней Греции | Составление рассказа описания | Представление о всемирно-историческом значении древнегреческой культуры | Умение давать определения понятиям, описывать и сравнивать явления и события, делать выводы. | Умение рассказывать о развитии науки и о научных достижениях ученых Древней Греции. |
43. | Древнегреческое искусство | Составление презентации | Значение древнегреческой культуры | Умение организовать выполнение заданий учителя. | Знание особенностей архитектуры, скульптуры и театра Древней Греции. |
44. | Олимпийские игры | Составление рассказа | Представление о всемирно-историческом значении | Умение работать с текстом | Умение рассказывать об Олимпийских играх в древности. |
45. | Возвышение Македонии | Участие в беседе | Интерес к процессу научного познания. | Умение работать с текстом, давать определения понятиям. | Знание причины возвышения Македонского царства при Филиппе II, его реформ и истории подчинения греческих полисов Македонии. |
46. | Завоевания Александра Македонского | Работа с картой, составление исторического портрета | Понимание роли личности в истории. | Умение описывать события и давать им оценку, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, представлять результаты работы | Знание основных событий и сражений Восточного похода Александра Македонского. Оценка личности Александра и его роли в истории. |
47. | Греческие государства на Востоке | Составление рассказа | Понимание всемирно-исторического значения эллинистической культуры | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать понятия. | Знание причин распада державы Александра Македонского и образования эллинистических государств. Описание Александрии Египетской и ее достопримечательностей. |
48. | Контрольная работа по теме «Древняя Греция» | Тестирование | Представление о вкладе древних народов в историю человечества | Умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. Давать оценку событий | Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику основных периодов. |
Раздел 4. Древний Рим | |||||
49. | Начало римской истории | Работа с картой, анализ источника | Познавательный интерес к истории, процессу научного познания | Умение работать с различными источниками информации, отличать главное от второстепенного, грамотно формулировать вопросы | Знание географического положения, природных условий и занятий населения Древней Италии. |
50. | Республика римских граждан | Составление схемы | Представление о системе государственной власти и управления. | Умение осуществлять поиск нужной информации, описывать и сравнивать события, делать выводы на основании сравнений. | Знание причин и характера борьбы патрициев и плебеев, государственного устройства Римской республики. |
51. | Завоевание Римом Италии. | Работа с картой, учебный диалог. | Представление о войнах Рима как захватнических | Умение работать с различными источниками информации | Знание основных событий и характера римского завоевания Италии |
52. | Первая война с Карфагеном | Работа с картой, учебный диалог | Представление о войнах захватнических с обеих сторон | Умение давать описание событий, объяснять их причины, прогнозировать развитие событий. | Знание причин противостояния Рима и Карфагена, хода военных действий в первой Пунической войне, ее результатов и значения. |
53. | Война с Ганнибалом | Работать с картой, учебный диалог | Представление о войне как негуманном способе разрешения конфликт | Умение отличать факты от предположений, давать описание событий, объяснять их причины и значение, прогнозировать развитие событий | Знание хода военных действий во второй Пунической войне, ее результатов и значения. Оценка личности Ганнибала, его роли в истории войны. |
54. | Рим — завоеватель Средиземно-морья | Работа с картой, с текстом | Представление о роли идеологии и дипломатии во внешней политике | Умение работать с различными источниками информации, давать описание событий, объяснять их причины и значение | Знание завоеваний римлян в Восточном и Западном Средиземноморье, а также исторических последствий римских завоеваний. |
55. | Народные трибуны — братья Гракхи | Учебный диалог | Осознание справедливости борьбы человека за свои права | Умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий | Знание причин начала гражданских войн в Римской республике, законодательство Гракхов, исторического значения их борьбы с римской аристократией. |
56. | Сулла — первый военный диктатор Рима | Составить рассказ описание | Осознание важности государственных преобразований | Умение работать с различными источниками информации, умение работать в составе творческих групп | Знание причин и содержания военной реформы Гая Мария, причин установления и сущности диктатуры Суллы. |
57. | Восстание Спартака | Составить исторический портрет | Осознание справедливости борьбы людей за свои права | Умение давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение. | Знание положения рабов и причин крупнейшего восстания рабов в Риме. Оценка личности Спартака. |
58. | Цезарь — повелитель Рима | Работа с текстом | Понимание роли личности в истории. | Умение работать с различными источниками информации, прогнозировать развитие событий | Знание событий борьбы полководцев за власть в Римской республике. Описание личности триумвиров. |
59. | Падение республики | Учебный диалог, исторический портрет | Представление о многофакторности исторического процесса, | Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | Знание основных событий, связанных с падением республики в Риме. Описание личности Октавиана и Марка Антония. |
60. | Император Октавиан Август | Исторический портрет | Осознание роли идеологии в управлении обществом | Умение работать с различными источниками информации, давать описание событий. | Знание особенностей правления Октавиана Августа, его внутренней и внешней политики. |
61. | Цезари Рима. | Учебный диалог | Познавательный интерес к истории, процессу | Умение работать с различными источниками информации, умение организовать выполнение заданий учителя. | Знание особенностей правления императоров Нерона и Траяна. |
62. | Жизнь в Римской империи | Работа с текстом | Представление о римской культуре | Умение работать с различными источниками информации, давать описание событий. | Знание условий жизни и занятий населения в столице и в провинциях. |
63. | Кризис Римской империи в III веке | Учебный диалог | Представление о кризисах в истории | Умение объяснять причины событий и их значение. | Знание внутренних и внешних причин и условий кризиса империи. |
64. | Христианство | Работа с текстом | Толерантное отношение к людям других религий | Умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал | Знание условий возникновения христианства, основных исторических сведений о жизни Иисуса Христа |
65. | Императоры Диоклетиан и Константин. | Работа с историческим источником | Представление о значении реформаторской деятельности в истории | Умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий. | Знание государственной деятельности и реформ императоров Диоклетиана и Константина. Характеристика личности императоров. |
66. | Падение Западной Римской империи | Работа с картой, учебный диалог. | Представление о причинах, влияющих на ход событий | Умение прогнозировать развитие событий, готовить сообщения. | Приведение доказательств ослабления Римской империи, причин ее распада и падения Западной Римской империи. |
67. | Контрольная работа по теме «Древний Рим» | Тестирование | Осознание необходимости повторения для закрепления знаний | Умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы. | Знание основных терминов, понятий и дат, причин гражданских войн в Риме и причин падения республики. |
68. | Контрольная работа по теме «Древний мир» | Итоговый тест | Повторение для закрепления знаний | Умение воспроизводить информацию по памяти | Знание основных терминов, понятий и дат |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...