ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ II И ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА
план-конспект урока по истории (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obshchestvennoe_dvizhenie_pri_aleksandre_ii_i_politika_pravitelstva._1.docx | 47.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ II И ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА (§ 19—20)
Предмет: История России
Класс: 9
Основные понятия и термины: Панславизм, разночинцы, нигилизм, теория общинного социализма, бунтарское, пропагандистское, заговорщическое направления в народничестве, индивидуальный террор.
Основные даты: 4 апреля 1866 г. — покушение Д. Каракозова на Александра II.
1874—1875 гг. — «хождение в народ».
1876 г. — создание революционной организации «Земля и воля».
2 апреля 1879 г. — покушение А. К. Соловьёва на Александра II.
1879 г. — разделение «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел».
1880 г. — Создание Верховной распорядительной комиссии.
1881 г. — конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова.
1 марта 1881 г. — убийство народовольцами Александра II
Персоналии: М. Н. Катков, Д. А. Толстой, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, С. Г. Нечаев, М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачёв, Г. В. Плеханов, М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Л. А. Тихомиров, А. И. Желябов, С. М. Кравчинский, В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, В. И. Засулич.
Цель. Образовательная – изучить основные направления общественного мнения. Рассмотреть деятельность лидеров движений. Изучить реакцию властей. Развивающая развивать умения систематизировать учебную информацию, строить логические суждения, анализировать исторические документы. Воспитательная – воспитывать духовную культуру личности, интерес к истории своей страны, патриотизм.
Планируемые результаты
Предметные называть реформы, оценивать значимость их достижений.
Метапредметные. Высказывать суждения о роли исторических знаний в формировании личности. Называть хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию истории России и всеобщей истории. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности. Личностные. формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений
Тип урока. Комбинированый
Оборудование. Учебник, схема, тетради.
Домашнее задание:
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация. Проверка домашнего задания. Устно.
- План урока:
1)Консервативное направление.
2)Либеральное направление.
3) Радикальное направление.
4) Народничество в 1870-е гг.
5) Реакция власти на общественное движение.
6) М. Т. Лорис-Меликов и его «конституция»
- Мотивационно-целевой: «Какие идеи различных направлений общественного движения середины XIX в. остаются актуальными до сих пор?»
- Актуализация знаний.
В течении всего 19 века Россия стояла перед выбором: реформы или революция. Венцом усилий властей по преобразованию общества стала эпоха «Великих реформ» 60-80-х годов 19 века. Она ликвидировала крепостное право, но оставила помещечье землевладение. Преобразования велись в тяжелейших условиях. Решение по отмене крепостного права далось АлександруII трудно. Далеко не всегда власть проводила ту политику, которая отвечала интересам страны. В такие моменты главным двигателем реформ становилось набиравшее силу общественное движение, организационно оформившееся в либеральное, консервативное ,революционное.
- Вспомним два направления общественного движения: либеральное и консервативное.
Консервативное направление - отстаивающее неизменность политического строя, быта и т. д.
Либерально-оппозиционное направление - сторонники демократических свобод.
Задание.
Работая с п.1.2 Запишите Какие идеи отстаивали представители консервативного направления общественной мысли? Интересы какого сословия они прежде всего представляли? Какие цели ставило перед собой либеральное движение, какие методы решения российских проблем предлагали его представители? Кто придерживался и выражал мнения консерваторов и либералов?
Консерваторы | Либералы |
Приверженцы «теории официальной народности» | Славянофилы и Западники. |
Цель: Охрана существующего порядка. Считали, что в России необходимо сохранить неограниченную монархию, Привилегированное положение дворянского сословия, Укрепить религиозность, общинные институты и патриархальный образ жизни. Во внешней политики развивали идею панславизма. (необходимость объединения всех славянских народов) | Были настроены оппозиционно по отношению к власти. Цель: Реформировать общество мирным путем. Пропаганда взглядов через журналы и брошюры. Требования: принятие конституции, введение народного представительства, демократических свобод, расширение прав земств. |
Представляло интересы представителей всех сословий (дворянства, духовенства, купечества, крестьянства) Лидеры Д.А. Толстой Идеи консерваторов выражала газета «Московские ведомости» возглавлял М.Н Катков | Идеи либералов печатались на страницах «Отечественные записки», «Русская беседа», «Современник» и.т.д. Западники: Кавелин, Чичерин, Милюков Славянофилы: Кошелев Самарин |
Вопросы к классу:
Какая проблема оказала наиболее существенное влияние на развитие общественной мысли в пореформенный период?
Радикальное направление.
В пореформенный период в России наблюдается подъем революционных настроений.
- Кто такой революционер? (сторонник коренных перемен государственного и общественного устройства насильственным путем)
- С чем был связан рост революционных настроений?
Запись в тетрадь. Причины роста революционных настроений:
- недовольство результатами крестьянской реформы;
- медлительность, нерешительность правительства при проведении реформ в жизнь;
- непоследовательность в политике Александра II;
- надежды радикально настроенных представителей общества на ощутимые перемены не оправдались.
Участники революционного движения:
учащиеся и слушатели высших учебных заведений | 37,5% |
рабочие | 14% |
учащиеся школ | 11,3% |
служащие | 8,3% |
учителя | 7,6% |
- Подумайте, почему социальный состав участников был именно таким?
Социальный состав участников революционного движения был таким именно потому, что это были образованные люди, знакомые с существованием иных, более демократических государственных устройств, осознававшие необходимость перемен в России. Участие рабочих в революционном движении объясняется, с одной стороны, тяжелыми условиями труда, с другой стороны, их сплоченностью, осознанием общностью их интересов. Сплоченность была характерна и для высших учебных заведений, что способствовало распространению революционных идей среди студентов.
Большинство участников революционного движения принадлежали к такой межсословной группе, как разночинцы.
Разночинцы – межсословная группа, «люди разного чина и звания», выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней социальной среды. Формирование разночинского слоя было обусловлено развитием капитализма, вызвавшего большой спрос на специалистов умственного труда. С падением крепостного права они стали основным социальным слоем для формирования интеллигенции.
Во многих городах сложились кружки из наиболее радикально настроенных деятелей земского либерального движения, влияние на них оказывали статьи Н.Г.Чернышева, А.ИГерцена, Н.П.Огарева опубликованные в журнале «Современник», газете «Колокол».
Работа с документом.
В одной из статей Н.П Огарева, опубликованной в журнале «Колокол», крестьянская реформа оценивалась следующим образом:
«Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут».
Как вы понимаете слова Н.П. Огарева? Что подразумевалось под словами «новое крепостное право»?
(крестьянин фактически не получил обещанной ему свободы: он по прежнему оставался зависимым от помещика, связанный с ним системой отработок, был опутан выкупными платежами, не обладал достаточным количеством земли)
Именно поэтому одной из центральных фигур, главным предметом размышлений представителей революционного движения становится простой народ.
Идеи Н.Г. Чернышевского.
Идейным вождем революционного движения конца 1850-х - начала 1860-х гг. был Н.Г.Чернышевский. В своих статьях он выступал за крестьянскую революцию, развивал идеи А.И. Герцена о крестьянском социализме.
- Вспомните основные идеи Герцена.
Основой для утверждения социализма в России должна стать крестьянская община с ее распределением земли между своими членами и коллективном принятии решений на мирском сходе. Россия придет к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Поэтому необходимо не допустить развития капитализма и появления пролетариата, и распространить крестьянское самоуправление на города и государство в целом. Однако, сначала необходимо освободить крестьян и наделить все население равными демократическими правами).
В своих работах Чернышев убеждал, что крестьянская реформа 1861г. Антинародна, а полное освобождение крестьян может быть достигнуто путем революционного перехода к социализму.
Чернышев был сторонником некапиталистического развития России,
развития равноправных коллективистских отношенийй.
В августе 1861 года в III-е отделение попала прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней в доступной форме разъяснялся грабительский характер реформы. В ней убеждали крестьян в том, чтобы они не верили царю и готовились к организованному выступлению. Подозрение в авторстве пало на Н.Г. Чернышевского. Он был арестован и помещен в Петропавловскую крепость, где провел около двух лет и написал роман «Что делать?». В 1864 г. после обряда гражданской казни был сослан для отбывания каторжных работ в Сибирь.
Земля и Воля.
1861 год – создание первой тайной революционной организации – «Земля и воля».
Исходя из названия организации, предположите, каковы были ее цели?
Добиться для крестьян освобождения на новых условиях.
Земля и воля» 1860-х гг.
Беседа по таблице.
1. Какие цели стаивала перед собой организация «Земля и воля»?
2. Что такое народное собрание? (выборное представительное учреждение)
3. Какой государственный строй предполагали установить участники «Земли и воли»? (демократическую республику)
4. Какие методы планировали использовать для достижения поставленных целей?
Надежды на крестьянское восстание не оправдалось и в 1864 г. организация приняла решение о самороспуске.
Среди разночинцев распространяются идеи нигилизма.
Работа с текстом учебника с.139.
Нигилизм –философия, ставящая под сомнения общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуру.
Представитель нигилизма - Писарев Д.И.
С.Г Нечаев (приходской учитель) создает организацию «Народная расправа» для восстания существующих порядков. 1869г – написал призыв к молодежи – «Катехизис революционера». Призывал бороться с правительством любыми средствами, не рассчитывая на поддержку темных масс – крестьян, подпольно, путем зхаговоров и террора. Организация раскрыта, участники отданы под суд.
На основе идей общинного социализма Герцена и Чернышевского формируется новое политическое течение русской радикальной интеллигенции.
Революционное народничество 1870-е гг.
Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.
Работа с текстом учебника с. 140-141 составляем таблицу.
Течения революционного народничества
Бунтарское | Пропагандистское | Заговорщическое | |
Идеологи | |||
Цели | |||
Методы | |||
Общие черты |
Течения революционного народничества
Первой крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ».
1874 – 1875 гг. – «хождение в народ».
В этом движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Толчком к этому походу послужил тяжелый голод 1873 – 1874 гг. Пропагандисты разбредались по России и толковали крестьянам о революции и социализме в надежде поднять их на восстание.
Была ли результативна подобная тактика? Работа с учебником С.141
Эта тактика не была результативной:
- Крестьяне воспринимали приходивших к ним как «бар»;
- В деревне, где все друг друга знают, на пришедших смотрели с опаской и недоверием;
- Речь приходивших была часто не понятна, слова о том, что все имущество будет общим встречалось с ироническими усмешками;
- Хотя разговоры о малоземелье и тяжести выкупных платежей были близки и понятны крестьянам.
1875 – вторая попытка «хождения в народ» в духе наставления Лаврова.
1870-е народники активно участвовали в работе земств.
Народники - пропагандисты оседали в деревнях, занимая места волостных писарей, учителей, фельдшеров, пытались вести беседы о повседневных, насущных нуждах крестьянства, исподволь внушая им в доступной форме свои идеи.
Однако и такой способ действий не приносил ощутимых результатов, поскольку тезис о том, что крестьянин по своей природе социалист и бунтарь не находило подтверждения, крестьяне оказывались собственниками, причем достаточно консервативными.
Неудача «хождения в народ» заставила народников задуматься о пересмотре своей тактики. Возникла мысль о создании централизованной, законспирированной революционной организации с четкой структурой и разработанной программой.
1876 – создание новой организации народниками «Земля и воля»
«Земля и воля» 1860-х гг | Земля и воля 1870-е гг. | ||
Годы сущ. | 1861 – 1864 гг. | 1876 – 1879 гг. | |
Участники | Н.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов, Н.А. Обручев. | М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, С.М.Кравчинский | |
Цели | 1)созыв народного собрания, свободные выборы в него 2)установление демократической республики; широкого местного самоуправления 3)освобождение крестьян с достаточным количеством земли; передача всей земли во владение крестьянским общинам 4)объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины | 1)переход всей власти в руки трудового крестьянства 2)организация жизни обществ анна принципах общинного самоуправления 3)введение демократических свобод 4)отказ от захвата политической власти и политической борьбы | |
Методы | 1)издание и распространение революционной литературы 2)содействие побегам революционеров, материальная помощь ссыльным 3)подготовки открытого выступления с началом ожидаемого в 1863 году крестьянского восстания | 1)пропаганда среди крестьян и рабочих 2)зарождение тактики индивидуального террора | |
Общее | Преемственность в названии. Передача земли крестьянам. Введение демократических свобод. Распространение принципов общинного самоуправления | ||
Различие | «Земля и воля» 70-х гг. отказалось от захвата политической власти и политической борьбы; зарождается тактика индивидуального террора |
Разногласия среди членов «земли и воли» по вопросам тактики привели к ее расколу. Одни были убежденными сторонниками террористической борьбы. Другие осуждали тактику террора и видели в нем политическую борьбу, которая противоречила изначальным программным установкам, указывали на неэффективность подобной тактики (убитый государь будет замене новым).
В 1879 г. «Земля и воля» раскололась.
«Народная воля» и «Черный предел».
«Народная воля» (1879 – 1883 гг.) | «Черный передел» (1879 – 1881 гг.) | |
Представители | А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов | Г.В. Плеханов, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод |
Цели | Установление социализма, всеобщего равенства. Политический переворот для передачи власти народу. Созыв Учредительного собрания, избранного свободно, на основе всеобщего голосования. | Установление социализма. Свободное общинное самоуправление. |
Методы | 1)деятельность пропагандистская и агитационная; 2)деятельность разрушительная и террористическая; 3)организация тайных обществ; 4)приобретение связей в администрации, войске; 5)организация и совершение переворота. | 1)противники тактики заговора и террора; 2)пропаганда среди рабочих, агитация за сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, демократические свободы |
Беседа по вопросам к таблице.
- Что общего было в программах и методах борьбы у «Народной воли» и «Черного предела»?
(Установление социализма, общества всеобщего равенства и справедливости; пропагандистская и агитационная деятельность.)
- Как вы думаете, почему революционеры обратились к тактике террора?
(Все предыдущие методы борьбы не приносили ощутимого результата. Тактика террора оказывала очень сильный психологический эффект на общество; казалось, что она может устранить правительство, дезорганизовать его. Правительство станет слабым и с ним будет легко бороться.)
Главной задачей «Народной воли» становится подготовка покушения на императора Александра II.
Попытки покушений предпринимались еще с 1866 года, когда Д.В. Каракозов стрелял в Александра II во время прогулки императора в Летнем саду. Пуля пролетела мимо, потому что человек, оказавшийся рядом с Каракозовым, успел толкнуть его.
В июле 1878 г. в Липецке активные члены группы «Земля и воля» вынесли смертный приговор Александру II. Они были искренне убеждены в том, что удачное покушение на царя послужит сигналом для крестьянской революции.
Народовольцами было решено организовать покушение на царя при его возвращении из Крыма в Петербург в ноябре 1879 г. Первая группа – М. Фроленко и Т. Лебедева – устроились на работу в качестве железнодорожных сторожей близ Одессы. Поезд проследовал не через Одессу, а на Александровск. Вторая группа во главе с А. Желябовым заложила бомбу при прохождении царского поезда, но бомба не взорвалась. Третья группа во главе с С. Перовской подготовила подкоп железнодорожного полотна в семи километрах от Москвы, но был взорван не тот поезд.
Зимой 1879-1880 гг. народовольцы начали подготовку нового покушения – взрыва в Зимнем дворце. С. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда понемногу динамита. Взрыв был назначен на день, когда вся императорская семья должна была собраться на обед. Начало обеда перенесли на позднее время. Во время взрыва пострадала только охрана и прислуга: убито 10 человек, ранено – 53.
Новый взрыв запланировали на дороге, по которой следовала карета царя с железнодорожного вокзала в Зимний дворец. Готовил операцию А. Желябов. За Александром установили ежедневное наблюдение, выясняли маршруты его поездок. В конце февраля 1881 г. Желябов был арестован.
1 марта 1881 года Александр II направился на развод войск в Михайловский замок. На всем пути возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Император был смертельно ранен бомбой, брошенной И. Греневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва царь скончался.
Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, Н.И. Кибальчич, Н.И. Рысаков, подготовившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.
Цареубийство не стало началом крестьянской революции. Народ был ошеломлен дерзким убийством императора, Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.
Задание.. Опираясь на текст параграфа п.5.6, заполните пропуски в предложениях.
В 1880 г. Александр II образовал________________________________________________________,
Которую возглавлял ________________________________________________________________.Он повел решительную борьбу с _______________________________, провел реформу органов________________________________________________________________________________.
Задание. Используя содержание п.5.6 § 21-22 выполните задания и ответьте на вопросы:
- Выпишите основные положения проекта М.Т.Лорис-Меликова.
- Как оценивали современники проект М.Т. Лорис –Меликова?
- Согласны ли вы с этой оценкой? Поясните свое мнение.
Подведем итоги: с.145.
- Какой ответ на вопрос, поставленный в начале урока, вы можете дать с учётом полученных знаний?
Домашнее задание: Параграф 21-22. Вопросы с. 145.
Выберите одно из направлений общественного движения 1860—1870-х гг., о котором вам бы хотелось узнать больше. Составьте план, по которому вы будете искать дополнительные сведения, и подготовьте сообщение. С.146 Рубрика «Думаем» №2, 4, 6 на выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практическая работа "Общественное движение при Александре 1" 8 класс
практическая работа содержит таблицы по теме "Общественное движение при Александре 1", выполненные с выпощью технологии критического мышления - прием фишбон...
Общественное движение при Александре 1
Зарождение организованного общественного движенияТайные общества : «Союз спасения», «Союз благоденствия»Южное обществоСеверное общество...
Урок истории в 8 классе.Общественное движение при Александре 1
В работе содержится: ход урока и презентация в виде слайдов,которые могут быть использованы в ходе урока....
Тест "Общественные движения при Александре II"
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа. Два варианта заданий с ответами....
Общественное движение при Александре 1
Раскрыть учащимся ситуацию, сложившуюся в обществе после Отечественной войны 1812 года; причины восстания. Познакомиться с личностями, входившими в тайные общества; проанализировать основные иде...
общественное движение при Александре I
разработка плана - конспекта урока для учеников 8 класса по итсории Отечества...
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Общественное движение при Александре I» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМАТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)
Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение....