общественное движение при Александре I
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
разработка плана - конспекта урока для учеников 8 класса по итсории Отечества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Общественное движение при Александре I.
Подготовил учитель истории и обществознания Замковая Виктория Александровна (МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда)
- Цели: Образовательные:
- раскрыть учащимся ситуацию, сложившуюся в обществе после Отечественной войны 1812 года; причины восстания
- познакомить с личностями, входившими в тайные общества;
- проанализировать основные идеи проектов устройства России («Конституция» Н.Муравьева), «Русская правда» П.Пестеля;
- изучить цели и планы декабристов
2. Развивающие:
- Развивать наглядно-образное мышление учащихся;
- Формировать умение работать с таблицами;
- Формировать и развивать умение учащихся работать с источниками.
- Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать.
3. Воспитывающие:
- Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
- Воспитывать уважение к гражданским ценностям, правам и свободам личности.
- Оборудование: тексты программных документов Северного и Южного обществ («Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля);
- компьютер, презентация
1. Предпосылки возникновения движения декабристов
Учитель: в начале XIX в. Россия вышла победительницей из тяжелого противостояния с наполеоновской Францией и содействовала освобождению от иноземного господства некоторых европейских народов. Однако успехи имели оборотную сторону: в стране был законсервирован существовавший строй, сохранялось крепостное право. Продвижение по пути прогресса оказалось замедлено.
В этих условиях вопрос о необходимости преобразований тайно и открыто обсуждался в высших слоях общества. На первый план выступили проблемы принятии конституции и отмены крепостного права. Давайте рассмотрим более детально причины, способствовавшие формированию прогрессивных взглядов у передовой части русского общества.
Учитель совместно с учениками выделяет основные причины появления тайных обществ.(работа с учебником)
Причины появления декабристках организаций :
-Влияние русского и французского просвещения,
-Патриотический подъем после войны 1812 г.,
-Реакция во внутренней политике в 10-е гг. 19 в.
-Реформаторская деятельность Александра I до 1812 г.
-Начало кризиса феодально-крепостнической системы.
- Преддекабристские организации — «Союз Спасения» и «Союз Благоденствия».
Учитель рассказывает о том, когда и при каких обстоятельствах была создана первая организация будущих декабристов — «Союз Спасения», кто являлся участником этого тайного общества, какие ставились задачи, как предполагалось их осуществить, почему на смену «Союзу Спасения» два года спустя пришел «Союз Благоденствия» и в чем заключались различия этих организаций.
- Северное и Южное тайные общества. Далее следует рассказ о создании тех тайных обществ, которые участвовали в восстаниях в декабре 1825 г. и в январе 1826 г.
По ходу рассказа учениками составляется таблица.
Название организации | Хронологические рамки | Руководители | Цели | Программные документы |
Союз спасения | 1816-1818 | А. Муравьев, С. Трубецкой, Н Муравьев, М. И С. Муравьевы - Апостолы, И. Якушкин | Уничтожение крепостного права, свержение самодержавия, «препятствовать всякому злу, обличать злоупотребления чиновников и частных лиц» | Устав «Союза Спасения» |
Союз благоденствия | 1818-1821 | А. Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, М. И С. Муравьевы — Апостолы, И. Якушкин, П. Пестель, Е. Оболенский | Пропаганда антикрепостнических идей, поддержка либеральных реформ правительства, содействие подготовке общественного мнения к предстоящим реформам (введению конституции и освобождению крестьян) – для этого отводилось 10 лет | «Зеленая книга» (состояла из 2-х частей) |
Северное тайное общество | 1821-1825 | А. Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, Е. Оболенский, А. Бестужев, К. Рылев | «Конституция» Н.Муравьева | |
Южное тайное общество | 1821-1825 | П. Пестель, С. Муравьев — Апостол, М. Бестужев — Рюмин | «Русская Правда» П.Пестеля |
4.Работа и анализ источников (программных документов Северного и Южного обществ). По ходу работы составляется таблица.
Вопросы для сравнения | «Русская правда» П.Пестеля | «Конституция» Н.Муравьева |
Государственное устройство | Республика глава государства президент, Однопалатный парламент (Державная дума). Унитарное устройство | Конституционная монархия Император – исполнительная власть 2-х палатный парламент – законодательная. Федеративное устройство |
Вопрос об отмене крепостного права | Освобождение крестьян без земли Личная свобода | Сохранение приусадебного хозяйства «под огороды» и по 2 десятины пахотной земли на двор Личная свобода |
Аграрный вопрос | Создание общественного и частного фонда. Общественный фонд Изъятие земли у помещиков: Более 10тыс. десятин – полное; 5-10 тыс. десятин – половина. Частный фонд служит «изобилию» | Сохранение частной собственности на землю «Земля помещиков остается за ними». |
Вопрос об отмене сословий | Отмена сословий | Отмена сословий |
Гражданские свободы ? | ? | ? |
Национальный вопрос | ? | ? |
5.Подведение итогов урока .
6. Домашнее задание: п.8, завершить таблицу , термины стр.59
Список использованной литературы :
Герои Русской Истории. М.,: Белый город, 2005. с.430
Данилов А. А. История России, XIX в.: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 9-е изд. М. : Просвещение, 2011. 287 с.
История России, XIX век. 8 класс: поурочные планы к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной /авт.-сост. Н. С. Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2001. - 127 с.
Мусский И.А. 100 великих заговоров и переворотов – М.: Вече, 2006. – 480с.(Сто великих)
Милов Л.В. (ред.), Вдовина Л.Н., Козлова Н.В., Флоря Б.Н. История России XVII – XIX веков. М.: Эксмо, 2006. 785с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практическая работа "Общественное движение при Александре 1" 8 класс
практическая работа содержит таблицы по теме "Общественное движение при Александре 1", выполненные с выпощью технологии критического мышления - прием фишбон...

Общественное движение при Александре 1
Зарождение организованного общественного движенияТайные общества : «Союз спасения», «Союз благоденствия»Южное обществоСеверное общество...

Урок истории в 8 классе.Общественное движение при Александре 1
В работе содержится: ход урока и презентация в виде слайдов,которые могут быть использованы в ходе урока....

Тест "Общественные движения при Александре II"
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа. Два варианта заданий с ответами....
Общественное движение при Александре 1
Раскрыть учащимся ситуацию, сложившуюся в обществе после Отечественной войны 1812 года; причины восстания. Познакомиться с личностями, входившими в тайные общества; проанализировать основные иде...

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Общественное движение при Александре I» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМАТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)
Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение....

Презентация по истории 8 класс тема: Общественное движение при Александре 1
Презентация по истории 8 класс тема: Общественное движение при Александре 1...