Великие реформы Александра II
тест по истории (9 класс)
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по теме «Великие реформы Александра II»
1 вариант
- Запишите термин, о котором идёт речь.
«Выборный суд, появившийся в ходе судебной реформы 1864 г. для разбора малозначительных дел и рассмотрения мелких гражданских исков».
- Какие из перечисленных событий относятся к царствованию Александра II? Укажите два верных положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) создание Государственного совета
2) судебная реформа
3) создание военных поселений
4) отмена крепостного права
5) восстание декабристов
- Кто из перечисленных государственных деятелей занимал посты министров в период правления Александра II? Найдите в приведённом списке двух государственных деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) М. М. Сперанский
2) Д. А. Милютин
3) М. Б. Барклай де Толли
4) Е. Ф. Канкрин
5) М. Т. Лорис-Меликов
- Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, появились в ходе Великих реформ 1860−1870 гг.
1) мировой судья
2) земская управа
3) мировой посредник
4) предводитель дворянства
5) всеобщая воинская повинность
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
- Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к 1855–1881 годам.
1) земства; 2) временнообязанные крестьяне; 3) мировой посредник; 4) присяжный поверенный; 5) указ «о вольных хлебопашцах».
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
- Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.?
— неудачное завершение русско-японской войны
— покушение Д. В. Каракозова на императора Александра II
— неудачи России в Крымской войне
— создание организации «Народная воля»
Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.
- Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
В период правления Александра II были проведены масштабные либеральные реформы, в последствии их назвали «Великие реформы». Наиболее известная из них — отмена крепостного права в 1864 году. Другими реформами были Земская, Судебная, Городская, реформа образования. Не менее важной была военная реформа 1874 года. В ее основе лежал новый способ комплектования армии — рекрутская повинность. В результате проведения военной реформы возросла мощь российской армии и она без особых проблем одержала победу над Турцией в войне 1877−1878 гг.
Найдите фактические ошибки и исправьте их.
- Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 1-3. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
Отрывок из воспоминаний
«Что бы ни говорили и что бы ни думали о 1 марта, его значение было громадное… Оно прервало 26-летнее царствование императора, который открыл для России новую эру, поставив её на путь общечеловеческого развития; после векового застоя он дал ей громадный толчок вперёд реформами: крестьянской, земской и судебной. И первая, и величайшая из этих реформ, крестьянская, в экономическом отношении не удовлетворяла требованиям лучших представителей общества… Труды Янсона, кн. Васильчикова и других исследователей показали полное расстройство экономического быта крестьян: малоземелье, развитие сельского пролетариата и …несоответствие крестьянских платежей с доходностью их земель…
Другие преобразования, под усилившимся влиянием противников реформ и реакции, проявившейся в самом императоре, были урезаны и искажены разными дополнениями, изъятиями, разъяснениями. Мало-помалу общественные силы и правительственная власть пошли врозь, общественные элементы потеряли всякое влияние на течение государственной жизни, на ход управления…
Поучительный характер 1 марта заключается именно в том, что это был финал двадцатилетней борьбы между правительством и обществом».
- Как звали императора, об итогах царствования которого говорится в тексте? Укажите год проведения реформы, названной в тексте «величайшей» среди реформ этого царствования.
- Какие недостатки реформ (процесса реформирования), проведенных в данное царствование, отмечает автор? Укажите не менее двух недостатков. Какое основное последствие этих недостатков для общественно-политической ситуации называет автор?
- На основе исторических знаний приведите не менее трёх положений, которые раскрывают основные принципы одной (на выбор) из названных в тексте реформ, кроме крестьянской. Сначала укажите название реформы, затем ее принципы.
Проверочная работа по теме «Великие реформы Александра II»
2 вариант
- Запишите термин, о котором идёт речь.
«Выборные органы местного самоуправления в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости».
- Какие реформы были осуществлены в эпоху великих реформ 1860−1870 гг.? Найдите в приведённом ниже списке две реформы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) губернская
2) министерская
3) церковная
4) земская
5) судебная
- Кто из перечисленных государственных деятелей занимал посты министров в период правления Александра II? Найдите в приведённом списке двух государственных деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) М. М. Сперанский
2) Д. А. Милютин
3) М. Б. Барклай де Толли
4) Е. Ф. Канкрин
5) М. Т. Лорис-Меликов
- Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к реформам 1860–1870-х гг.
1) временнообязанное состояние
2) всесословная воинская повинность
3) выкупные платежи
4) гласный суд
5) золотой стандарт
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
- Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, появились в ходе Великих реформ 1860–1870-х гг.
1) уставная грамота; 2) земская управа; 3) мировой судья; 4) городской магистрат; 5) суд присяжных
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
- Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) проведения военной реформы под руководством Д. А. Милютина?
— Отечественная война 1812 г. и Заграничные походы русской армии
— Крымская война
— деятельность народников
— Русско−Турецкая война 1877−1878 гг.
Объясните, как выбранное Вами положение связано с проведением военной реформы под руководством Д. А. Милютина?
- При императоре Александре II были проведены широкомасштабные социально-экономические преобразования, получившие название «Великие реформы». Так, в частности, согласно царскому манифесту от 19 февраля 1864 года было отменено крепостное право. Также была проведена и судебная реформа, согласно которой был введён новый тип суда — дворянский суд — суд первой инстанции, занимавшийся урегулированием мелких споров.
Найдите фактические ошибки и исправьте их.
- Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 1-3. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
Отрывок из воспоминаний
«Что бы ни говорили и что бы ни думали о 1 марта, его значение было громадное… Оно прервало 26-летнее царствование императора, который открыл для России новую эру, поставив её на путь общечеловеческого развития; после векового застоя он дал ей громадный толчок вперёд реформами: крестьянской, земской и судебной. И первая, и величайшая из этих реформ, крестьянская, в экономическом отношении не удовлетворяла требованиям лучших представителей общества… Труды Янсона, кн. Васильчикова и других исследователей показали полное расстройство экономического быта крестьян: малоземелье, развитие сельского пролетариата и …несоответствие крестьянских платежей с доходностью их земель…
Другие преобразования, под усилившимся влиянием противников реформ и реакции, проявившейся в самом императоре, были урезаны и искажены разными дополнениями, изъятиями, разъяснениями. Мало-помалу общественные силы и правительственная власть пошли врозь, общественные элементы потеряли всякое влияние на течение государственной жизни, на ход управления…
Поучительный характер 1 марта заключается именно в том, что это был финал двадцатилетней борьбы между правительством и обществом».
- Как звали императора, об итогах царствования которого говорится в тексте? Укажите год проведения реформы, названной в тексте «величайшей» среди реформ этого царствования.
- Какие недостатки реформ (процесса реформирования), проведенных в данное царствование, отмечает автор? Укажите не менее двух недостатков. Какое основное последствие этих недостатков для общественно-политической ситуации называет автор?
- На основе исторических знаний приведите не менее трёх положений, которые раскрывают основные принципы одной (на выбор) из названных в тексте реформ, кроме крестьянской. Сначала укажите название реформы, затем ее принципы.
Ответы
1 вариант | 2 вариант |
2 ошибка: рекрутская повинность – всеобщая воинская обязанность 2б. |
2 ошибка: дворянский суд – мировой суд |
2) недостатки реформ, процесса реформирования: – крестьянская реформа привела к расстройству экономического быта крестьян; – остальные реформы были урезаны и искажены. основное последствие: – конфликт между властью и обществом.
– всесословность; – выборность органов местного самоуправления; – самостоятельность в решении местных хозяйственных вопросов; – запрет на политическую деятельность земств о принципах судебной реформы: – бессословность (равенство всех перед судом и законом); – открытость, гласность судебного процесса; – состязательность судебного процесса (наличие обвинения и защиты); – устный характер судопроизводства; – привлечение представителей общества к судопроизводству (введение суда присяжных). |
Работа с тестом
9 баллов – 5
8-7 баллов – 4
6-5 баллов – 3
4 и менее баллов – 2
Работа с текстом:
8-7 баллов – 5
6-5 баллов – 4
4-3 балла – 3
2 балла и менее – 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права.
Тема занятия занимает одно из ключевых мест в изучении истории России XIX века. Материалы данного урока помогут педагогу познакомить учащихся с личностью Александра II, сформировать представление о пр...
Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права.
Тема занятия занимает одно из ключевых мест в изучении истории России XIX века. Материалы данного урока помогут педагогу познакомить учащихся с личностью Александра II, сформировать представление о пр...
"История с образования государства Киевская Русь до Великих реформ Александра II" ( в двух частях)
Презентация разрабатывалась для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по истории. В ней содержится материал с заданиями из ЕГЭ (части А, Б и С). Старалась включать также материал по культуре, на которую...
150 лет Великим реформам Александра II
Материал подготовлен к выступлению на ОМО учителей истории...
Презентация к уроку "Великие реформы. Александр II"
Презентация к уроку "Великие реформы. Правление Александра II", 10 класс....
проверочная работа по теме "Великие реформы Александра II"
Проверочная работа состоит из двадцати заданий различной степени сложности, открытые и закрытые типы заданий, работа с документом. В работе есть ключ к проверке...
28.04 Урок2 Россия в эпоху великих реформ Александра II
Задпние1. Ознакомиться с материалом учебника, стр. 61 -682. Ответить на контрольные вопросы 1 - 5, стр.68...