история Древнего мира
план-конспект урока по истории (5 класс)

Попова Наталья Андреевна

Законы братьев Гракхов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakon_bratev_grakhov.docx58.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Земельный закон братьев Гракхов».

Цели: сформировать представление о причинах разорения крестьян в Риме и его последствиях, ознакомить учащихся с личностью Тиберия Гракха, дать понятие сути земельного закона.

Планируемые результаты: предметные: выявлять закономерности исторических событий; датировать события, определять их последовательность и длительность; метапредметные УУД: организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий;анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; овладевать методом решения проблемных задач.

Задачи урока:

1. Рассмотреть причины разорения крестьян во II в до н.э. и его последствия. Принятие земельного закона. (дата, суть, обстоятельства.)

2.Включить в активный словарь обучающихся термины «народный трибун, земельный закон, народное собрание, реформы, гражданская война».

3.Уяснить суть земельного закона Тиберия Гракха и его значение.

4. Развивать умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события.

5. Воспитывать чувство сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремиться совершать хорошие поступки.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран,; мультимедийная презентация «Земельный закон братьев Гракхов»;карта «Древний Рим»;

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, сегодня, на уроке и, надеюсь, он пройдёт на позитивной нотке и будет интересным, а самое главное, полезным для вас. Сегодня, у нас присутствуют гости, давайте дружно поприветствуем их.

Ученики: «Здравствуйте!»

Учитель: Садитесь! Итак, дорогие ученики, настраиваемся на хорошую, продуктивную учебу, а ее закон таков:

«На уроке не вертитесь и старательно учитесь,
На вопросы отвечайте и пятерки получайте!»

II.Актуализация знаний обучающихся.

Учитель: Мы продолжаем наше путешествие по Древнему Риму, но на пути каждого путешественника могут встретиться преграды. А, чтобы их с легкостью преодолевать, нам необходимо вспомнить ранее изученный материал. Итак, кто мне скажет, какую тему мы проходили на прошлом занятии?

Ученики: «Рабство в Древнем Риме»

Учитель: А как оно возникло?

Ученики: Рабство возникло в ходе завоеваний и установления господства Рима во всем Средиземноморье.

Учитель: Хорошо. Давайте, проверим, как вы подготовились на сегодня. Начинаем работу с карты.

Итак, с картой будет работать __________.  Взгляни пока на карту, освойся. А я раздам карточки для устного ответа. ________ и ___________ готовьтесь по следующим вопросам. Вы будете дополнять друг друга.

 

А мы, пока, приступаем к работе с картой.         

1) Работа с картой. (на мультимедийной доске)

Учитель: I. Укажи географическое положение Рима.

Ученик 1: Рим располагается в центральной части Апеннинского полуострова на реке Тибр. Омывается Тирренским и Адриатическим морями.

Учитель: II. Какие территории были завоёваны Римом в ходе установления его господства во всем Средиземноморье?
Ученик 2: Римом были завоёваны: Греция, Македония, Сицилия, Галлия, Карфаген, Сирия (Антиохия).

Учитель: Все согласны?

III. А теперь, давайте, подумаем все вместе, что изменилось в Риме в результате этих завоеваний?
Ученик 3: Завоевания были основным источником рабов. Таким образом, в Риме появилось много дешевой рабочей силы и увеличились его территории.

Учитель: Ну, а сейчас, мы послушаем __________ . Он(-а) нам расскажет про рабство в Древнем Риме. ____________ внимательно слушает и готовится дополнять, исправлять ошибки.

2) Карточка для устного ответа.

Ответь на вопрос: «Почему в Древнем Риме появилось множество дешевых рабов»?
Для этого вспомни:

- Что являлось главным источником рабства в Древнем Риме? Как появились рабы в Древнем Риме?

- Какую территорию римляне называли провинцией?

- Кого римляне обращали в рабство?

- Как римляне обращались с рабами?


Ответы учеников. Взаимное дополнение.

Учитель: Теперь, мы проверим, как вами были усвоены термины и их определения.
Итак, внимание на экран. Вы выполняете задание в своих тетрадях. Соотнесите термины их определения. Вы не переписываете ни термин, ни определение. У вас должно быть соотношение только цифр и букв. Вам дается 2 минуты.


3) Проверка терминов. Мини-тест с самопроверкой.

Термин

Определение

1. Провинция

А. вражда между различными группами населения одного государства.

2. Имение

Б. специальное сооружение для гладиаторских игр.

3. Амфитеатр

В. завоеванная Римом область, территория.

4. Гражданская война

Г. земельное владение богатого человека.

Учитель: Вам предоставлены правильные ответы и шкала оценивания. Проверьте и оцените себя.

Самопроверка. (Проверка выполняется простым карандашом)

Ключи

1

2

3

4

В

Г

Б

А

0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки– «3»

3 ошибки – «2»

III. Мотивационно-целевой этап.

Учитель: Работаем дальше. После того как римляне установили свою власть в Средиземноморье, в Римском государстве вспыхнула вражда между различными группами его населения. Одни становились богаче, а другие разорялись. И, все это было следствием бесконечных завоеваний.

Вражда привела к вооруженным столкновениям, наступило время гражданских войн. Их первой жертвой стал народный трибун Тиберий Гракх. Он выступил в защиту земледельцев Италии.

Сегодня, мы с вами попробуем выступить в роли исследователей. Скажите, пожалуйста, а с чем работают исследователи?

Ученики: С археологическими раскопками, историческими источниками.

Учитель: Верно. И у нас с вами есть сегодня возможность поработать с историческим источником. Перед вами исторический документ. Ознакомьтесь с ним, а, затем, ответьте на мои вопросы.

Текст документа:

Все твердили о справедливости в Риме. Но кто видел эту справедливость?

Богачи? Что они знают о бедняках? Заходила ли госпожа Справедливость к бедняку? Скажу Вам однозначное «нет»! Я видел в Риме тех людей, которые собственной кровью и потом создавали то, чем пользуются другие. Где справедливость?

Мы с братом просто выступили в защиту земледельцев. Я уверен, что

этот земельный закон может изменить ситуацию.

Тиберий Гракх.

Учитель: Кто автор данного документа?

Ученик 1: Автор документа – Тиберий Гракх.

Учитель: Чем прославился Тиберий Гракх?

Ученик 2: Он защищал интересы бедняков. Он считал, что государство относилось к ним несправедливо.

Учитель: Так, что еще?

Ученик 3: Совместно с братом, он разработал закон, в защиту земледельцев.

Учитель: Как вы уже поняли, наша сегодняшняя тема будет связана, непосредственно, с кем, чьей деятельностью? Верно, с деятельностью братьев Гракхов – Тиберия и Гая. Давайте сформулируем тему нашего урока. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вам представлены ключевые термины. Вы их уже встретили в историческом документе. (Гракх, земля, братья, закон.)

попытки учеников сформулировать тему и ее объявление учителем, затем, запись в тетрадях

Учитель: Отлично. Записываем тему урока.

Тема: «Земельный закон братьев Гракхов»

Учитель: Ребята, а какие вопросы у вас вызывает данный документ?».

Ученик 1: Почему Тиберию Гракху пришлось выступить в защиту земледельцев?

Ученик 2: Изменилось ли что-то в жизни земледельцев с появлением закона Гракхов?

Учитель: Верно. Именно на эти вопросы, нам предстоит ответить в ходе изучения новой темы. А как вы думаете, какие еще вопросы мы будем рассматривать?

ученики самостоятельно пытаются сформулировать задачи урока

Учитель: Верно. Вашему вниманию план работы на урок.

Итак, сегодня мы:

- рассмотрим причины разорения крестьян во II в до н.э. и его последствия;

- уясним суть земельного закона Тиберия Гракха и его значение;

-узнаем, почему Тиберия Гракха прозвали заступником бедняков;

- как был принят земельный закон;

План урока

1. Причины разорения воинов-земледельцев.

2. Заступник бедняков Тиберий Гракх.

3. Принятие земельного закона.

Учитель: Ну, и перед нами становится главный, проблемный вопрос урока.

Проблемный вопрос: Почему большая часть населения Рима проголосовала за принятие земельного закона?

IV. Работа по теме урока.

1. Причины разорения воинов-земледельцев.

Учитель: Итак, мы приступаем к изучению новой темы.

Пока римляне завоёвывали Средиземноморье, простые воины-земледельцы, т.е. крестьяне разорялись.

Каковы были причины  разорения воинов-земледельцев?

Вашему вниманию дополнительный материал, ознакомившись с ним, вам удастся ответить на поставленный вопрос. А после, мы вместе составим схему.

работа с дополнительным материалом

Дополнительный материал

Факт 1. Вернулся римский крестьянин в Италию после длительных заморских походов, а его земельный участок зарос сорняками, плетень развалился, сарай для скота пуст, т. к. жена вынуждена была продать быков. Чтобы восстановить хозяйство, купить скот, нужны большие средства. Махнёт на всё крестьянин рукой, продаст за бесценок участок соседу-рабовладельцу и уйдёт с семьёй в Рим в поисках лучшей жизни.

Какая первая причина разорения крестьян в Риме?

Факт 2. Не все крестьяне сразу продавали участок. Вернувшись, они работали от зари до зари, пытаясь восстановить хозяйство. Однако и такие крестьяне разорялись. Соберёт он, например, пшеницу, привезёт её в город на продажу. А там за зерно предлагают такую ничтожную плату, что хоть вываливай весь урожай в реку.

Какая вторая причина разорения крестьян в Риме?

Факт 3. Крупные землевладельцы давно поняли, что пшеницу выращивать невыгодно, дешевле её завозить из Сицилии и других провинций. Нанимать на работу в своё хозяйство крестьян тоже накладно. Ведь можно бесплатно использовать труд рабов. И пусть по качеству оливковое масло и вино, произведённое рабами, хуже, чем произведённое в хозяйстве крестьянина, но труд рабов в имении обходился настолько дёшево, что рабовладелец продавал вино и оливковое масло по более низкой цене. Это неизбежно вело крестьян к разорению.

Какая третья причина разорения крестьян в Риме?

Учитель: Итак, нам необходимо перечислить 3 причины  разорения воинов-земледельцев. И записать их  в тетрадь. Давайте с вами сделаем схему. Посередине вы пишите «Причины разорения воинов-земледельцев в Риме »

Ученики перечисляют 3 причины. По ходу выполнения задания составляется схема; каждый из учеников пытается огласить и обобщить свою причину.

Причины разорения
воинов-земледельцев в Риме

Военные походы                                                                                    Отсутствие рынка сбыта                

                                                          Большой приток рабов

Учитель: А почему разорение крестьян было для Рима опасно?
Ученики: Разорение крестьян было опасно тем, что оно вело к восстаниям бедноты и ослаблению армии, так как ее большую часть составляли простые воины-земледельцы.

V. Физкультминутка.

2. Заступник бедняков Тиберий Гракх.

Учитель: Ребята, немного ранее, вам был предоставлен исторический документ, где уже были упомянуты братья Гракхи. Как выдумаете, почему Тиберия Гракха прозвали заступником бедняков? Давайте еще раз обратимся к этому документу.

Ученики: Тиберий Гракх был обеспокоен положением простых земледельцев. Он видел людей, которые собственной кровью и потом создавали то, чем пользуются другие. Они с братом выступили в защиту простого рабочего населения, создав земельный закон.

Учитель: Действительно, большинство рабовладельцев проявляли полное равнодушие к бедствиям разоряющихся крестьян. Но среди римской знати были и такие люди, которые думали не только о своей выгоде, но и об укреплении Римского государства. Среди них были братья Гракхи. Сначала, Тиберий, а уж затем, продолживший его дело брат Гай.

       

3. Принятие земельного закона.

Учитель: Теперь, давайте перенесёмся с вами в 133 год до н.э. и, представим, что мы члены народного собрания и перед нами выступает народный трибун Тиберий Гракх с предложением принять его земельный закон. На сходах он произносил такую речь:

___________, зачитай её, пожалуйста.

 «Даже дикие звери имеют норы и логова, а  у тех, кто сражался и умирал за Рим – нет ничего, кроме воздуха и света…»

Учитель: А, чтобы, подробнее узнать о земельном законе вы ознакомитесь с информацией, представленной в §50 п.3. стр. 244.

Вопросы по прочитанному материалу.

  • Учитель: В чем заключалась суть земельного закона, предложенного Тиберием Гракхом?

Ученик 1: Уравнять права жителей Италии. Ни одна семья не должна пользоваться более чем тысячью югеров государственной земли. Излишки земли следует отобрать и небольшими участками без права продажи раздавать их бедным.

  • Учитель: На кого опирался Гракх, на чьи интересы?

Ученик 2: Римскую бедноту, жителей итальянских провинций.

  • Учитель: Поддержал ли сенат предложение Тиберия? Почему?

Ученик 3: В сенате, Тиберий не нашел поддержки. Тиберий Гракх считал, что излишки земли следует отобрать и небольшими участками без права продажи раздавать их бедным. А это не устраивало знать.

  • Учитель: Кто противостоял Тиберию Гракху? 

Ученик 4: Римские патриции и богатые плебеи.

  • Учитель: Что представляло собой противостояние Тиберия Гракха и народного трибуна Октавия?

Ученик 5: Тиберий Гракх не нашел поддержки в сенате, а более того, сенаторы уговорили другого народного трибуна – Октавия, сорвать опасный для них замысел Тиберия. Октавий сам владел многими землями многими землями и согласился. Используя право «вето», он запретил голосовать в поддержку земельного закона в народном собрании.

  • Учитель: Был ли принят земельный закон?
  • Ученик 6: Граждане проголосовали против Октавия, лишив его должности народного трибуна. Вслед за тем, народное собрание приняло земельный закон.

Учитель: Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, в каком году был принят земельный закон и имя его создателя.

Ученики: В 133 г. до н.э. Его создатель – Тиберий Гракх.

Учитель: Давайте, запишем это в тетрадях. И, вашему вниманию текст земельного закона, именуемый далее «Законом братьев Гракхов».  _________, зачитай нам его пожалуйста.

информацию на слайде зачитывает кто-то из учащихся!

Учитель: Считаете ли вы, справедливым данный закон?
Ученики: Да, земельный закон братьев Гракхов можно назвать справедливым. Он был в пользу простых воинов-земледельцев, которые принимали участие в военных, завоевательных походах Рима. Эти граждане составляли основную часть римского войска.

Учитель: Действительно, данный закон был справедливым, но он наносил удар крупному аристократическому обществу, а находил деятельную поддержку только в тесном кругу друзей и родственников Тиберия Гракха. Он, (закон), вызвал ожесточённое противодействие со стороны большинства сенатской аристократии.

Что же было дальше с Тиберием Гракхом и его законом, вы узнаете самостоятельно и расскажите на следующем уроке.

VI. Закрепление изученного материала.

Учитель: А теперь, давайте закрепим все то, что мы узнали сегодня на уроке. На экране вам представлены задания. Заполните пропуски, выбрав нужное слово. Ответ записываем следующим образом цифра-буква: 1-а, и т.п.

Выберите правильный вариант ответа:

1. Тиберий Гракх защищал интересы ___________.
а) бедняков / б) богачей.

2. Тиберий Гракх был избран ___________.
а) Сенатором / б) народным трибуном.

3. Он предложил новый земельный закон в __________.
а) 133 г до н.э. / б) в 134 г до н.э.

4. Гай Гракх __________.
а) брат Тиберия/ б) отец Тиберия.

5. Новый земельный закон ____________ продавать землю.
а) запрещал / б) разрешал

6. По новому закону каждая семья может иметь
не больше ________ югеров земли.

а) 1000 / б) 500

Учитель: Поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте задание. Ключи перед вами. Подсчитайте  количество ошибок, и согласно шкале, оцените работу.

Ключи:

1

2

3

4

5

6

А

Б

А

А

А

А


0-1 ошибки – «5»
2 ошибки – «4»
3-4 ошибки– «3»

5-6 ошибок – «2»

VII. Подведение итогов.

Учитель: Итак, ребята, что нового мы сегодня узнали с вами в ходе нашего урока? Как вы считаете, нам удалось достигнуть поставленных целей и задач?

Ученик 1: Да, удалось. Мы выяснили причины разорения крестьян во II в до.н.э. Это постоянные военные походы, несправедливый раздел земли, отсутствие рынка сбыта, большой приток рабов.

Учитель: Хорошо, что еще?

Ученик 2: Уяснили суть земельного закона Тиберия Гракха и его значение, его справедливость. Узнали, когда он был принят.

Учитель: А сейчас, скажите, мне, пожалуйста, почему, все-таки, большая часть населения Рима проголосовала за принятие земельного закона?

Ученики: Данный закон был справедлив в отношении простых крестьян, воинов-земледельцев. Они разорялись, по разным причинам и были недовольны своим положением. И все прекрасно понимали, что это могло привести к массовым восстаниям.

VIII. Домашнее задание.
§ 50. Дифференцированное задание

1. На «5» - написать эссе на тему «Мое знакомство с Тиберием Гракхом»

2. На «4»- выполнить задание в рубрике «Опишите рисунок», учебник, с. 246
3. На «3»- ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя», учебник, с. 246

IX. Рефлексия.

Учитель: Теперь, дорогие ученики, у вас есть возможность оценить себя, свою работу. Перед вами лесенка. У каждого из вас есть стикер. Оцените себя, расположив стикер на одной из ступенек.  

Учитель: Вы можете быть свободны! Хорошего вам продолжения дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Презентация по истории древнего мира для 5 класса "Семь чудес света Древнего мира"

Семь чудес Древнего Мира. Это список самых великих и самых поразительных строений и памятников. Некоторые, если не все, из Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем....

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции»

Разработку внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе "Знаток истории Древней Греции" можно использовать при проведении итогового урока по истории античной Греции. здесь вы найдете в...

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции».

Цель мероприятия:в игровой форме  между параллельными классами систематизировать и закрепить знания, полученные на уроках истории по культуре Древней Греции;продолжить формирование умений л...