Урок открытия нового знания "Почему погибла Ассирийская держава"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Урок истории по ФГОС в 5 классе по курсу "История Древнего мира" Автор учебника: А.В.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 класс»
в результате урока учащиеся подводятся к пониманию особенностей, причин возвышения и гибели Ассирийской военной державы, показав грабительский характер ассирийских завоеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
assiriya_otkrytyy_urok_5_klass.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Ассирийская военная держава»
Автор учебника: А.В.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 класс» Учитель истории: Дзанаева С.Ф
Технологическая карта изучения темы
Урок №22 | Ассирийская военная держава. | |||
Цель темы | Подвести к пониманию особенностей, причин возвышения и гибели Ассирийской военной державы, показав грабительский характер ассирийских завоеваний. | |||
Планируемый результат Научить, используя различные источники информации, характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ассирийской военной державы и определить ее сильные и слабые стороны | Предметные умения | УУД | ||
-показывают на карте территорию Ассирийской державы; -объясняют причины возвышения Ассирии и ее гибели; - описывают армию ассирийцев, сравнивая с армиями других древних государств; -характеризуют самых известных правителей Ассирии; | Личностные: - самоопределяются по отношению к завоевательной политике ассирийцев; осознают свою ответственность за собственные знания; сравнивают свои оценки исторических событий с оценками других; Регулятивные: - осуществляют целеполагание; - осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока; - самоорганизуются; -осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок; Познавательные: - обрабатывают разные источники учебной информации; выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию; составляют тезисный план; определяют понятия; ориентируются по атласу и исторической карте; делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи; Коммуникативные: - дискутируют; осуществляют смысловое чтение; -сотрудничают в парах, группах; принимают на себя роль консультантов и экспертов; - выслушивают мнения других, договариваются; | |||
Основные понятия, термины, даты, личности | Ассирия, ассирийцы, держава, тараны, Ниневия, Синахериб, Ашшур, Ашшурбанапал, VIII-VIIвв до н.э., 612г. до н.э. | |||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
География Литература | Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная | Учебник, атласы, историческая карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», дополнительные тексты «Управление Ассирийской державой», презентация «Ассирийская военная держава», электронный диск «Образовательная коллекция. История древнего мира. 5 класс». |
Технологическая карта урока истории древнего мира в 5 классе / по учебнику А.В.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая /
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Какие государства мы с вами уже изучили? | Включаются в деловой ритм урока.
| Личностные: самоопределение. Регулятивные: организация своего рабочего места. | ||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Актуализация опорных знаний и способов действий. Презентация слайд «Карта Ассирии» | 1.Организует повторение изученного материала (4 мин.): Предлагает работу в группах: соотнести государства (Древний Египет, Междуречье, Древнееврейское царство, Финикия) и материал по темам: реки, карты, города, боги, особенности страны. Выполняя это задание, что вы повторили? Мог ли лев расположить свое логовище на Тигре? 2. Актуализация знаний (4 мин.)стр.33 -Давайте по карте и атласам отправимся на восток от Палестины и Финикии: Во II – I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов – Ассирия, – ставшее первой в мировой истории державой. Жители этой страны-ассирийцы. | Работают в группах (соотносят, доказывают, размещают на доске). Взаимопроверка и самооценка, оценка работы групп. Отвечают, что вспомнили главные реки государств, города, религии (язычество – многобожие и однобожие, особенности развития цивилизаций. - работают с атласами, находят территорию Ассирии - находят определение понятия «держава» в учебнике (стр.87) | Регулятивные УУД: -самоорганизация -самооценка КоммуникативныеУУД: -выслушивают ответы других -коррекция ошибок одноклассников; -взаимооценка; | ||
3. Определение темы урока | Вывести учащихся на частично самостоятельную формулировку темы и проблемы урока | Тема урока «Ассирийская ………. держава» (В течение урока обучающие подберут оценивающее прилагательное). Сегодня мы с вами совершим туда путешествие. Опираясь на полученную памятку – характеристику страны мы будем с вами составлять рассказ об Ассирии. Эта памятка универсальна, пользуясь ей, вы сможете грамотно рассказать о любой стране. Почему разные народы проклинали ассирийцев? Почему ассирийцы создали ненавистное людям госудаство? Какие ваши версии??? | - слушают учителя; - вступают в диалог с учителем; - пытаются сформировать проблему урока; - вовлекаются в активную познавательную деятельность; - записывают проблемные вопросы в тетрадь | Познавательные: -через анализ языкового материала определяют проблему урока, выдвигают версии | ||
4.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | - Каковы будут сегодня цели нашего урока? Поставьте, пожалуйста, вопросы к теме. О чём сегодня вы узнаете? Возможная личностная проблема: зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе? | -Выяснить, где находилась страна Ассирия, чем занимались ассирийцы, какие она вела войны и с кем воевала? -Понять, каким образом ассирийцам удалось создать первую в мировой истории военную державу? - Узнать, кто управлял державой и каким образом управлялась вся держава? | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. | ||
5. Осмысление и первичное усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы и новых источников информации: Слайд «Занятия» Слайды «Армия», «Переправа через реку», «Таран» Слайд «Карта Ассирии» Слайд «Ниневия» Слайд «Ашшурбанапал» | Предлагает план урока (записан на Рабочем листе): 1.Географическое расположение Ассирии и природные условия Ассирии. (3 мин.) п.2.стр.86 2.Освоение железа и ассирийское войско. (5 мин.+ 3 мин.) -создает проблемную ситуацию: «Каким образом ассирийцам удалось завоевать много стран и стать первой в мировой истории державой?» -по 2 вопросу: (1-2 мин.) -организует работу по учебнику пар.17. п. 1, 2 стр.82, 83, 84; -фиксирует дату – 10 в. До н.э. – широкое использование железа
3.Завоевания ассирийских царей и управление Ассирийской державой. (2 мин.+2 мин.+2 мин.) стр.87-88 -по 3 вопросу: организует работу с атласами (картосхема в учебн. стр.82) и исторической картой (слайд с картосхемой): -Какие страны были завоеваны ассирийцами? -Как управлялись завоеванные страны?88 - организует работу с документом «Летопись ассирийского царя» стр.89 в учебнике; (каким увидели этого царя? Что отталкивает от этого героя? правильно передаёт нам автор взгляды, настроение ассирийского царя?) 4.Ниневия - «логовище львов и город крови». - по 4 вопросу: опережающее задание -дворец Ашшурбанапала в Ниневии с крылатыми быками/(до 5 мин.) (что символизировали огромные крылатые быки у входа во дворец царя? -что из себя представляла библиотека Ашшурбанапала в Ниневийском дворце? -о чем говорит факт существования огромной библиотеки у царя?) Казалось, могуществу Ассирии не будет конца. Но!!! Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться. Как вы думаете почему? -организует работу по учебнику Задание: «Как вы думаете, почему погибла Ассирийская военная держава?» (3мин.) стр.89 -проверка задания | -работают с рабочим листом - 1 группа: работа со сравнительной таблицей на основе материала учебника п.1 стр. 85, 86 - самост. чтение п. 2 стр. (1 абзац), находят ответ на вопрос, записывают в Рабочий лист; -2 группа: самост. чтение п.2 пар.17 стр.86-87, находят ответы на вопрос, записывают в тетрадь: Почему армия ассирийцев стала самой сильной? (взаимопроверка) 1.Вооружены железными мечами, боевыми топориками, длинными копьями. 2.Имели круглые щиты с металл. бляхами, остроконечные шлемы, панцири и тугие луки. 3.Использовали колесницы. 4.Впервые использовали конницу как ударную силу. 5.Использовали таран. 6. Были специальн. строительные войска в помощь армии. 7. Использовали военную разведку. 8. Была совершенная осадная технология. -оценивают, чей ответ полнее, логичнее, грамотнее; -закрепляют знания, комментируют слайды презентации «Ассирийская военная держава» - выписывают в тетрадь завоёванные ассирийцами страны; - работают в группках с ЭОР, закрепляя полученные знания - записывают в тетрадь схему управления - читают «Летопись ассирийского царя» стр.89 и отвечают на вопросы - делятся впечатлениями: (царь самовлюблённый, гордый своими успехами, угрожает свободным странам и готовится завоевать их) - индивидуальное выступление 1 уч-ся «Дворец Ашшурбанапала в Ниневии» (опережающее задание); -после выступления задает вопросы классу по своему выступлению; - выдвигают версии -проверяют себя, самостоятельно читая параграф.17, п.5 стр.89 - индивидуально записывают в тетрадь: Причины гибели Ассирии: - огромной территорией трудно было управлять; - завоеванные страны постепенно набирали силу и отделялись от Ассирии; -жестокость ассирийцев вызывала недовольство покоренных народов и стремление освободиться; | -регулятивные: принимают учебную задачу, организуют себя для работы по плану Познавательные УУД: -выбор в тексте главного по вопросу учителя -формулирование причин возвышения Ассирии Познавательные УУД: -выбор информации по вопросу Коммуникативные УУД: -взаимопомощь и сотрудничество в группе; - выслушивание ответов: -корректировка и оценивание Коммуникативные УУД: оказывают помощь в группах при определении направлений походов ассирийцев; -осуществляют смысловое чтение; Познавательные УУД: -обрабатывают дополн. информацию; -выделяют главное, делают выводы; -определяют понятие «держава»; Личностные УУД: -самоопределяются по отношению к завоевательной политике ассирийцев; | ||
6.Первичное закрепление | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | Организует дискуссию: Какое слово добавим в тему урока??? Почему разные народы проклинали ассирийцев? Почему ассирийцы создали ненавистное людям государство? (3 мин.) -«В чем состояла сила, а в чем слабость Ассирийской державы?» - Зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе? (на чем основывалось могущество державы? К чему привело жестокое обращение с завоеванными народами? Ответ: Да! Зло всегда наказуемо! А какие факты из современной жизни вы можете привести в доказательство того, что зло всегда наказуемо? Как сегодня надо строить отношения с другими странами? Для чего?) | - предлагают (возможно, военная, воинствующая, жестокая….) - работают в группах | Личностные УУД: -самоопределяются по отношению к завоевательной политике ассирийцев; высказывают собственные суждения и выражают свое отношение к изученным фактам | ||
7. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | -Что изучили сегодня на уроке? (1-2 мин.) Оценить отдельных учащихся | Подводят итог урока | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль | ||
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Домашнее задание: п.17 – всем; – Как вы думаете, какие достижения и уроки оставила нам в наследство Ассирийская держава? («5» - письм.) -вопросы 1,2 («4») -вопросы 3,4 («3») -сообщение «Висячие сады Вавилона»? (1 мин.) | - работают с дневниками, фиксируют домашние задания | Регулятивные: -организуют себя для фиксирования дом. заданий, их уточнения и конкретизации | ||
9. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | «Меня удивило на уроке………..» «Я сумел понять, что……………..» «Я не успел на уроке………………….» «Я бы еще хотел узнать о том, что………………..» (1-3 мин.) | - Анализируют свою деятельность на уроке и содержание урока | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 5 классе "Ассирийская держава"
Материалы к уроку, опорный конспект и рабочий лист...
Разработка урока по ФГОС по теме "Ассирийская держава"
Представлены цели и задачи урока, причины возникновения и гибели Ассирии, показан грабительский характер ассирийских завоеваний....
Урок истории в 5 классе "Ассирийская держава"
Урок-путешествие в страну Ассирию....
Презентация для урока истории в 5 классе "Ассирийская держава"
Презентация по теме "Ассирийская держава" для 5 класса...
Технологическая карта урока истории в 5 классе "Ассирийская держава"
Тема, тип, цели, задачи, технологии урока....
Конспект урока история 5 класс тема "Ассирийская держава"
Разработка урока по истории 5 класс "Ассирийская держава"...
Разработка урок по истории 5 класс "Ассирийская держава"
Урок по ФГОС...