Методическая разработка по теме : "Начало коренного перелома в годы ВОВ"
методическая разработка по истории (10 класс)
Технологическая карта, видео и интерактивные задания к уроку по теме: " Начало коренного перелома в годы ВОВ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka._nachalo_korennogo_pereloma_v_vov.docx | 31.76 КБ |
interaktivnye_zadaniya_i_video.docx | 13.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Тема урока | Начало коренного перелома в ВОВ. |
Цель деятельности учителя (цель урока) | Формирование представления о ходе и результатах военных действий 1942 – начала 1943 г., значении и последствиях Сталинградской битвы |
Задачи урока: | Образовательные: -охарактеризовать силы и планы сторон в военной кампании 1942-начала 1943 г.; -осознать причины летних неудач Красной Армии и оценить изменение ситуации на фронте, значение героической обороны Сталинграда. Развивающие: -развивать умения и навыки работы с историческим пространством(картой) и историческим временем(хронологией), историческими источниками. Воспитательные: -дать возможность осознать значение мужества и героизма советского народа. |
Тип урока: | Комбинированный |
Планируемые образовательные результаты | Научатся: Предметные (знания, умения, представления) - объяснять значение понятий коренной перелом, антигитлеровская коалиция; ленд-лиз; - определять причины и называть основные события периода Коренного перелома в Великой Отечественной войне; - определять историческое значение периода Коренного перелома в Великой Отечественной войне. - рассказывать о Сталинградском сражении, используя историческую карту. |
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): - определять цель и задачи урока, самостоятельно анализировать условия достижения цели (на основе выделенных учителем ориентиров действия), оценивать свою работу; - осуществлять поиск необходимой информации используя различные источники, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически их оценивать и интерпретировать; - готовность к сотрудничеству в процессе совместной деятельности, учет позиции других участников. | |
Личностные (личностные УУД): - понимать значение подвига советского народа на примере защитников Сталинграда, испытывать уважение к своему народу, чувство гордости за свою Родину. | |
Получат возможность научиться: - задавать вопросы, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. | |
Методы и формы обучения: | Метод: частично-поисковый. Форма: индивидуальная, фронтальная работа. |
План | 1.Создание антифашистской коалиции. 2. Советско-германский фронт в 1942- начале 1943 гг. 3. Битва за Сталинград и ее историческое значение. |
Образовательные ресурсы: | 1. Историческая карта «Великая Отечественная война Советского Союза»; 2. Картосхема «Сталинградская битва»; 3.Таблица «Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 г.»; 3. Презентация «Образование антигитлеровской коалиции». (электронный ресурс) 4. Презентация «Великая Отечественная война». (электронный ресурс) |
Основные понятия: | Ленд-лиз; антигитлеровская коалиция; Сталинградская битва; операция «Уран»; коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению результатов | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | УУД | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Организационный этап 2 мин. | Подготовка класса к уроку. | Проверяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, тетради). | Подготовка учащихся к началу урока, настрой на получение новых знаний | фронтальная | Личностно-смысловая пришел на урок, чтобы… | Включение в учебный процесс.- |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся. 3 мин. | Работа с эпиграфом урока. «Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…». У. Черчилль. | Озвучивает эпиграф к уроку. Предлагает попробовать определить, о чем будет урок. Почему о Сталинграде так сказал У. Черчилль? (Предполагаемый ответ: Германское командование решило бросить все свои силы на южное направление, захватить Сталинград. Его защитники оказали мужественное сопротивление врагу ценой своих жизней.) Подводит учащихся к формулированию цели урока. В чем причины победы Красной Армии под Сталинградом? | Выдвигают варианты формулировок цели урока, участвуют в ее обсуждении. Анализируют. Самостоятельно формулируют цель и задачи урока. Записывают тему и план урока в тетрадь. | фронтальная | Учебно-познавательная- анализ эпиграфа, принятие задач урока; коммуникативная- участие в обсуждении | Запись в тетради |
3. Актуализация знаний. 5 мин. | Организация подготовки и мотивации к изучению материала | 1.Беседа по вопросам Вопрос №1. § 21 Охарактеризуйте начальный этап Великой Отечественной войны Вопрос №2. § 21 Как проходила Московская битва? Каково ее значение для хода всей 2-ой мировой войны? 2. Предлагает выполнить индивидуальные задания по карточкам. (у доски) | Демонстрируют знания, умения по предыдущей теме. Дополняют ответы друг друга. | Фронтальная индивидуальная | Учебно-познавательная-установление соответствия, анализ. Коммуникативная- участие в обсуждении, учет разных мнений. | Устный опрос. Работа по исторической карте Работа по карточкам. |
4. Первичное усвоение новых знаний. 20 мин. | 1.Презентация «Образование антигитлеровской коалиции». 2.Работа с документом. (высказывания западных политиков) и учебником, стр. 195 | 1.Первый вопрос. Создание антифашистской коалиции. (стр.194-195) Комментирует информацию презентации. (кратко) Проблемный вопрос. Какие факторы могли препятствовать созданию единой антифашистской коалиции? (предполагаемый ответ: взаимное недоверие Запада и СССР, выросшее в предвоенный период и на первом этапе Второй мировой войны.) 2.Для понимания значения создания антифашистской коалиции, классу предлагается проанализировать высказывания западных политиков. (см. ниже Приложение 2) -В чем значение антифашистской коалиции? (предполагаемый ответ: -Создание антигитлеровской коалиции разрушило надежды фашистов разбить своих противников поодиночке. Экономическая и военно-техническая помощь, оказанная Советскому Союзу Англией и США, сыграла большую роль в борьбе против фашистских захватчиков в один из самых тяжелых периодов войны.) | Просматривают презентацию делают запись в тетради положения о принятии закона в США о ленд-лизе в марте 1941 г. Знакомятся с документом, анализируют текст, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение | индивидуальная | Познавательные: общеучебные -формулируют ответы на вопросы учителя; Регулятивные-прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Коммуникативные-принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения; планируют способы взаимодействия; Личностные –проявляют толерантное сознание и способы вести диалог с другими людьми; достигают в нем взаимопонимания | Запись в тетради определения термина «коренной перелом» в войне- это переход стратегической инициативы к Красной Армии, переход от обороны к стратегическому наступлению, изменение соотношения сил. |
3. Презентация «Коренной перелом в Великой Отечественной войне». Работа с термином. 4. Работа с исторической картой «Великая Отечественная война Советского Союза» 5. Работа с таблицей, учебник стр.197 6.Сообщения учащихся (подготовленные заранее) о защитниках Сталинграда (см. ниже Приложение 3) | 3. Второй вопрос. Советско-германский фронт в 1942-начале 1943 г. (стр.195-199) Комментирует информацию презентации. Организует работу с термином «коренной перелом». -Как выдумаете, что такое коренной перелом в войне? (предполагаемый ответ: изменение ситуации на фронте; переход инициативы к противной стороне; переход от защиты в наступление или наоборот). 4. Знакомит с обстановкой на советско-германском фронте к лету 1942 г., планами сторон, с ходом военных действий под Сталинградом. Третий вопрос. Битва за Сталинград и ее историческое значение. Формулирует задание: по ходу рассказа -составить хронологию событий -выделить этапы Сталинградской битвы -ответить на вопросы. 5.Нацеливает учащихся на анализ новой информации. 6.Создает условия для восприятия дополнительной информации. | Просматривают презентацию делают запись в тетради, отвечают на вопросы. Составляют хронологию событий, выделяют этапы, героев Сталинградской битвы. Знакомятся с таблицей, анализируют данные, отвечают на вопросы: -Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 г? -Почему это стало возможно? Знакомятся с дополнительной информацией. Высказывают собственные суждения о качествах советского солдата, свое отношение к их поступкам. | Индивидуальная Индивидуальная Индивидуальная Индивидуальная | Записи в тетради. Записи в тетради. Записи в теради. Устные ответы. Устные ответы. | ||
5. Первичная проверка понимания; первичное закрепление 5 мин. | Работа с текстом учебника, стр. 198-199 | Формулирует задание: -составить кластер «Значение Сталинградской битвы» | Составляют кластер на основе полученной информации. Проверяют с образцом на экране. | Индивидуальная | Познавательные: -осуществляют поиск и выделение информации; -строят логическую цепочку рассуждений; Личностные-развивают способность к самооценке | Записи в тетради. |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.5 мин. | Выслушиваются варианты ответов, корректируются. | Формулирует задание, проводит беседу по вопросам: -какую роль сыграло создание антигитлеровской коалиции в борьбе против фашистских захватчиков? -объясните значение понятия «коренной перелом» -назовите события, которые явились коренным переломом во Второй мировой и Великой Отечественной войне. -Каковы причины победы советских войск в Сталинградской битве? | Отвечают на вопросы, представляют ответы. Высказывают свою точку зрения, приводят аргументы. | фронтальная | Познавательные-строят логическую цепочку рассуждения; Личностные-развивают способность к самооценке. | Устные ответы. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.2 мин | § 25, вопросы 1-4; продолжать заполнять таблицу по основным событиям войны; подготовить доклады и презентации к ним по теме: «Партизанское движение в СССР» | Конкретизирует домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | Индивидуальная | Учебно-познавательная-соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке. | Записи в дневник. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) 3 мин. | Самооценка учащимися своей деятельности | Оценивает деятельность учащихся по итогам работы на уроке. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Каждый учащийся оценивает свою работу на уроке | фронтальная | Личностная-оценивают собственную учебную деятельность; Регулятивная-прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Приложение 1.
Карточка №1
1. Восстановите хронологическую последовательность событий.
1) начало Второй мировой войны
2) назначение Г.К. Жукова командующим Ленинградским фронтом;
3) Ельнинская операция;
4) начало Смоленской битвы;
5) начало блокады Ленинграда.
Карточка № 3.
- Продолжите предложения.
1)План нападения на СССР назывался…
2) Операция по захвату Москвы носила кодовое название…
3) Великая Отечественная война началась…
4) При нападении на Советский Союз, немецкие войска наступали на трех основных направлениях: на___________, на_____________, на__________.
5) Наступление немецко-фашистских войск на Москву началось
Приложение 2.
Гарри Трумэн, вице-президент США: «Надо помогать русским, пока Германия выигрывает, и немцам, если выигрывать начнет СССР; и пусть они убивают друг друга как можно дольше».
Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании (в радиообращении 220 июня 1941 г.): «За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я…Но все бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает… мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем… удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни.»
(Серкин А.В. Тематическое и поурочное планирование уроков по истории России XX века. изд. «Экзамен», Москва, 2006)
Когда судьбу Сталинграда решали уже минуты, к этому огненному берегу под бомбами и снарядами прорвались из-за Волги пробитые осколками бронекатера. С них бросались в воду гвардейцы 31-й стрелковой дивизии генерала Радимцева. Через два дня они штурмом взяли Мамаев курган, который тогда называли Главной высотой России. Из воспоминаний А.И. Радимцева: “…Отбивать высоту 102,0 нам пришлось несравненно меньшими силами, чем силы гитлеровцев, занимавших её… На каждый наш танк шло 10 вражеских, на каждого нашего бойца наступало 10 фашистов, на каждый поднимавшийся в воздух Як или Ил приходилось 10 “мессершмитов” или “юнкерсов”. В центре города на бетонной стене написаны слова: “Здесь стояли насмерть гвардейцы Радимцева. Выстояв, мы победили смерть”.
Простой, ничем непримечательный Сталинградский дом, отмеченный на карте фельдмаршала Паулюса как крепость. Неприступной крепостью сделали этот дом несколько солдат под командованием сержанта Я.Ф. Павлова и лейтенанта И.Ф. Арсеньева. У них не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. Они были почти отрезаны от своих и 58 дней отбивали нападения врага, прикрывали расположенный рядом, в здании мельницы, наш наблюдательный пункт. Небольшая группа советских воинов, обороняя этот дом, уничтожили столько гитлеровцев, сколько они не теряли при взятии некоторых крупных европейских городов. Сколько таких домов было в Сталинграде! Огромный город стал полем боя. Мамаев курган стал центром этого смертельного боя. “Остров Людникова”… Его не найдёшь среди многочисленных волжских островов. Нет его ни на одной карте мира. “Островом Людникова” в дни боёв называли узкую полосу земли между Волгой и заводом “Баррикады”. Тогда здесь на смерть стояли воины дивизии Ивана Ильича Людникова. Всего 300 метров отделяли врага от Волги, от желанной воды. Но эти 300 метров немцы не прошли. Бои продолжались 40 дней и 40 ночей.
О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы. Только благодаря мужеству и героизму защитников Сталинграда город удалось отстоять. Дивизия Н.Ф. Батюка, закрепившись на склонах Мамаева кургана, отбивала по 10-12 вражеских атак каждый день. Враг смог продвинуться вперёд всего на несколько метров и только там, где уже не осталось в живых ни одного батюковца. Четыре месяца беспрерывных боёв выдержала дивизия Батюка. “Ни шагу назад!” - стало клятвой защитников Сталинграда. Михаил Паникаха… Сентябрьской ночью батальон морской пехоты, в котором он служил стрелком-бронебойщиком, переправился через Волгу. И сразу же принял неравный бой. Семь фашистских танков шло прямо на бронебойщиков. Паникаха и его товарищи подбили один танк, затем второй. Но оставшиеся пять танков шли вперёд, не давая нашим бойцам оторваться от земли. Кончились патроны, гранаты. Паникаха, взяв бутылки с горючей жидкостью, пополз навстречу танку. Когда из разбитой пулей бутылки брызнула и охватила одежду бойца пылающая смесь, Паникаха не остановился, не повернул назад. Поднявшись во весь рост, живым факелом рванулся он навстречу ревущему танку, разбил о его броню вторую бутылку и сам упал на моторную часть машины… Подвиг Паникахи запечатлён в камне, в памятнике-ансамбле на Мамаевом кургане
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Начало коренного перелома", 9 класс.
Конспект урока "Начало коренного перелома", 9 класс. Урок с использованием ИКТ, технологии дебатов....
Урок в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны"
Урок по истории в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны" разработан на основе технологии проблемного обучения и с использованием ИКТ....
Тестовый контроль к уроку "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны"
Тестовый контроль к уроку в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны может быть использован для закрепления изученного материала....
КОНФЕРЕНЦИЯ «НАЧАЛО КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА», посвященная 70-летию Сталинградской битвы
для учащихся 9-11 классов (презентация результатов исследования просмотренных видеоматериалов «Час истины №214 «Битва за Сталинград». Передача первая»»http://www.redmediatv.ru/video.php?id=1462, «Час ...
Методическая разработка по тема «Начало царствования Петра I. Стрелецкие восстания»;
Урок по теме «Начало правления Петра I» спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е.Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделени...
Урок "Сталинградская битва – начало коренного перелома в Великой Отечественной войне"
На уроке рассматривается события и ход Сталинградской битвы как начала коренного перелома в Великой Отечественной войне. Выделяются причины и итоги войны.В ходе урока применяются устный и письменный о...
Конспект урока на тему "Сталинградская битва - начало коренного перелома в Великой Отечественной войне"
Урок раскрывает сущность коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны при изучении основных этапов Сталинградской битвы....