Конспект урока по предмету "История отечества" по теме "Достижения науки и техники в 50-60-е годы", 9 класс.
план-конспект урока по истории (9 класс)

Сафонова Ирина Николаевна

Конспект урока по предмету "История Отечества" по теме "Достижения науки и техники в 50-60-е годы", 9 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «История Отечества» по теме «Достижения науки и техники в 50-60 –е годы»

Город: Магнитогорск.

ОУ: МОУ «С(К)ОШ № 15»

Учитель: Сафонова Ирина Николаевна

Тема учебного занятия: «Достижения науки и техники в 50-60-е годы».

Класс: 9 класс.

Учебный год:2020-2021

Продолжительность учебного занятия: 45минут.

Тип учебного занятия: Сообщение новых знаний.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная):

Образовательные: Дать учащимся конкретные сведения о больших успехах отечественной науки и техники.

Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, внимание, воображение, память; умения связно и развернуто излагать материал; закреплять умения поддерживать беседу в ходе изучения материала.

Воспитательные: воспитывать чувство благодарности к людям науки.

Оборудование: учебник, иллюстрации, презентация, словари, таблица

Ход учебного занятия.

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Мы начинаем наш урок. Проверьте готовность к уроку. Я желаю вам плодотворно активно работать и получить хорошие результаты. Вы молодцы.

2. Цели

Давайте узнаем, чем мы будем заниматься (учащиеся читают цели на доске):

Вспомним, какие реформы были проведены Никитой Сергеевичем  Хрущевым в 50-60 годы.

Узнаем, какие открытия были сделаны в 50-60 годы 20 столетия в науке и технике.

Будем учиться искать информацию, составлять рассказ по схеме, заполнять таблицу.

3. Проверка домашнего задания.

- Что сделал Никита Сергеевич, придя к власти?

- Провел реформы

- Что такое реформа? (работа со словарем)

- Реформа  - это изменение в устройстве чего-нибудь, с целью улучшения.

 - Реформа – это изменения, преобразования.

-Давайте вспомним, какие реформы были проведены Никитой Сергеевичем Хрущевым и какие были результаты.

- Перед вами лежат схемы. Восстановите их. Сверьте с доской. (Один ученик работает у доски.  Рассказывает по схеме)

- Скажите всегда ли реформа приводит к тому положительному результату, который от неё ждут? Почему?

- Не всегда. Потому, что могут чего-то не учесть, население может быть не готово.  

- Посмотрите на схему. С их проведением все ли улучшилось в жизни людей. Какая реформа не  улучшила  жизнь населения страны? И почему?

- Денежная реформа. Потому что повысились цены на продукцию.

- Несмотря на это, как изменилась жизнь в стране?

- Если сравнить с ранним послевоенным временем, когда продовольствия не хватало и его приходилось покупать на «черном рынке», когда все города и поселки были разрушены, когда не работали многие предприятия, то можно сказать, что жизнь в стране все – таки изменилась в  лучшую сторону. Как правило, улучшение жизни ведет к развитию и в других отраслях.

Итог. Оценивание работы учащихся. Выставление оценок за домашнее задание.

3. Знакомство с новым материалом.

- Во время правления Никиты Сергеевича Хрущева строились новые промышленные предприятия, осваивались целинные земли, развивалось сельское хозяйство, строились новые города  и поселки, улучшилось положение с продовольствие. Как вы думаете, что еще развивалось?

- Развивалась наука и техника.

- Тема нашего урока «Достижения в науке и технике в 50-60  годы».

Рассказ учителя

Действительно огромный вклад в послевоенное развитие промышленности внесли советские ученые и инженеры. Вспомните, что в военное время они не прекращали свои исследования. Благодаря этому были сделаны новые открытия и создана новая военная техника.  В послевоенное время ученые продолжили свои исследования в военных целях, так как память о тех страшных днях была еще очень жива, страх, что вновь будет война оставался, тем более в мире шла холодная война, каждая страна вооружалась, необходимо было более мощное оружие, но все –таки война закончилась и нужно было жить дальше нужно было идти вперед, развиваться, поэтому ученые направили свои усилия на разработку изобретений и в мирных целях.

- Наша задача узнать, какие открытия были сделаны в науке и технике в 50-60 годы 20 столетия.

4. Деление на группы. Работа в группах.

- Сегодня вы будите работать в группах. Соберитесь в группы в соответствии с эмблемой.

- На столе лежат конверты, откройте и прочитайте задание.

- Какую информацию вы будете искать? (Каждая группа озвучивает свое задание)

- Для поиска информации  вы можете воспользоваться дополнительными текстами.

- На выполнение задания вам дается 15 минут. Если группа готова – поднимите зеленую карточку. Если возникает вопрос, поднимите красную карточку.

- В результате выполнения задания мы должны будем заполнить  таблицу «Достижения в науке и технике 50-60 годов».

 Для того чтобы заполнить таблицу давайте первое изобретение сделаем вместе.

Работа с текстом учебника и дополнительным материалом. Заполнение таблицы..

- Читаем абзац. Еще в годы войны в Советском союзе начала работать лаборатория по исследованию атомной энергии. Возглавил её Игорь Васильевич Курчатов. Тогда перед этой лабораторией стояла задача  создать новое мощное оружие, основанное на атомной энергии. После войны лаборатория была преобразована в Институт атомной энергии. В Институте в 1946 году был построен первый атомный реактор.

- Что было изобретено?

- Когда?

- Кем?

- Для чего?  Без этого изобретения не было дальнейшего развития атомной энергетики. (развитие атомной энергетики)

Сейчас, работая самостоятельно, вы узнаете,  какие открытия были сделаны на основе атомной энергии и других изобретениях, приступаем к работе.

Группы работают.

Какие открытия были сделаны.

-В 1949 году Игорь Васильевич Курчатов с другими учеными создал

мощное оружие атомную бомбу с целью защиты страны  от врагов.

-В 1957 году был под руководством Василия Ивановича Нега́нова

спущен на воду первый атомный ледокол «Ленин». Атомное топливо

позволила ледоколу дольше находиться в плавании.

Поэтому в 1958 году под руководством Владимира Николаевича Перегудова

была построена первая атомная подводная лодка

для охраны границ страны под водой.  

- Одновременно с военными разработками ученые сделали попытку  использовать атомную энергию  и в мирных целях и что же у них получилось.

- В 1954 году под руководством Игоря Васильевича Курчатова и

Николая Доллежаль  была построена первая атомная электростанция

в городе Обнинске. Всего было построено10 атомных электростанций

для снабжения населения страны электроэнергией.

- Какие еще были сделаны изобретения, которые позволили улучшить жизнь населения страны и работу предприятий.

- В 1949 году под руководством инженеров Владимира Кенигсона,

Натана Варшавского и Игоря Николаевского

был создан первый телевизор.

-Как назывался первый телевизор? А знаете почему?

- Для чего был создан телевизор?

- Для передачи и получения информации, просмотр фильмов.

- Как выглядел первый телевизор? Прочитайте?

- Первые телевизоры стоили очень дорого 900 рублей. Не каждый человек мог его купить. Иногда в большом многоквартирном доме телевизор был только у 2-3 семей. Дети со всего дома приходили  к счастливым владельцам смотреть мультфильмы.

- Как менялся телевизор?

- В 1956 году появился телевизор с большим экраном и

с черно – белым изображением.

А в 1976 году появился первый цветной телевизор.

- Сравните первый телевизор с современными телевизорами. Раньше были ламповые телевизоры, лампа занимала много места, поэтому корпус был большим, телевизоры были очень тяжелые. А в современных  телевизорах используются жидкие кристаллы. Они занимают мало места, поэтому и корпус у телевизора такой узкий и по мобильности он лучше его можно разместить в любом месте.

- Изменилось ли назначение телевизора? Почему?

- Интернет, фото (воспроизведение собственной информации)

- Менялась жизнь не только населения страны, но и жизнь целых предприятий, с чем это связано.

- В 1952 году под руководством Сергея Алексеевича

Лебедева была построена первая электронно – вычислительная

машина для хранения информации.

-Это был первый компьютер.  В науке и промышленности началась новая эпоха. Была создана машина способная обрабатывать и хранить большое количество информации. Но у этой машины был недостаток.  Какой?

- Она была очень большой и могла занимать несколько комнат.

- В 1956 году появилась первая эллектронно - вычислительная машина, которую можно было поставить на стол.

- Сравните  первый компьютер с современным.

- Первый занимал много места и использовался только для хранения

и обработки информации, а современные компьютеры ищем

информацию, храним, смотрим фильмы, скачиваем.

- Изменения произошли и в авиации. Советские авиаконструкторы кроме военных самолетов стали создавать пассажирские самолеты.

в 1955году был создан ТУ – 104 под руководством Туполева,

 для перевозки пассажиров.

- В 1963 году был создан ИЛ – 62 под руководством

Сергея Владимировича  Ильюшина,

 

-  ТУ - 104 был одним из самых больших самолетов того времени, и мог перевозить

Современный аэробус.

5. Закрепление материала.

- Используя таблицу расскажите, какие изобретения были сделаны в 50-60 годы  20 столетия.

- Какие изобретения были в мирных целях

- Какие продвинули военное оснащение страны.

- Какие, используются и сегодня, но в более развитом состоянии.

- Давайте составим общий рассказ по таблице.

6. Домашнее задание. Составить рассказ о достижениях в науке и технике в 50-60-е годы.

Тексты для дополнительного чтения.

Атомный ледокол «Ленин»

В 1957 году был построен атомный ледокол "Ленин", главным конструктором которого был Василий Иванович Нега́нов. Это морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглый год покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения проходимости кораблей во льдах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом в течение 12 месяцев.

Атомные подводные лодки

В 50-х годах началась новая эра в подводном кораблестроении. Для движения подводных лодок  стали применять атомную энергию. По своим свойствам источники атомной энергии позволяли получать энергию долго и в необходимом количестве. Первая подводная лодка  в СССР появилась в 1958.  Главным конструктором был  Владимир Николаевич Перегудов.

        Атомная электростанция

В 1957 году в городе Обнинске Калужской области была построена первая атомная электростанция. Руководителями строительства были Игорь Васильевич Курчатов и Николай Доллежаль. Атомная электростанция должна была снабжать население города и промышленные предприятия электроэнергией. Станция успешно проработала почти 48 лет. В настоящее время Обнинская АЭС выведена из эксплуатации. Её реактор был остановлен 29 апреля 2002 года.

        Первый телевизор в СССР

Одним из первых советских телевизоров была модель «КВН-49». Он стал выпускаться с весны 1949 года. Разработчиками телевизора были: Владимир Кенигсон, Натан Варшавский и Игорь Николаевский.  Телевизор был предназначен для приёма программ телевизионных центров. Он оформлен в деревянном полированном ящике. Его масса 29 кг.  Для увеличения изображения на экране использовали специальные линзы. При окончании передач ТВ автоматически отключался от сети.Размер изображения на экране при этом увеличивался.  Питается от электросети. В Советском Союзе было произведено около одного миллиона 300 тысяч штук телевизоров «КВН – 49».

Первая ЭВМ В СССР

        Первая советская большая электронно - вычислительная  машина (ЭВМ) появилась в 1952 году под руководством академика Сергея Алексеевича  Лебедева. Первые компьютеры представляли собой очень большие устройства. Для одного компьютера требовалась комната, внушительных размеров, заставленная шкафами с электронным оборудованием. Первые вычислительные машины весили тонны и требовали большого количества обслуживающего персонала. Они были настолько дороги, что их могли позволить себе только правительства и большие исследовательские организации.  

Создание  пассажирских самолетов

К окончанию Второй мировой войны отечественная авиация была крайне истощена. В ней не было пассажирских самолетов. Необходимо было создать мощный реактивный пассажирский самолет. Эта задача была поручена А.Н. Туполеву. В 1955 году был создан реактивный лайнер, которому  дали название Ту-104. Он  использовался для выполнения внутренних и международных рейсов.   Ил-62 один из первых реактивных  пассажирских самолётов, разработанный Сергеем Владимировичем  Ильюшиным в 1962 году.   Всего было выпущено 292 самолёта. Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт, в первую очередь на Кубу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре на тему: "Совершенствование техники передачи, ловли и ведения баскетбольного мяча". Вариант № 2

План-конспект урока по физической культуре на тему: "Совершенствование техники передачи, ловли и ведения баскетбольного мяча". Вариант № 2...

Конспект урока по обществознанию на тему: "Наука. Образование." 10 класс.

Конспект урока по обществознанию на тему: "Наука. Образование." 10 класс. C применением RAFT-технологии....

Конспект урока "Что такое история? История – наука о прошлом человечества"

Мы совершим путешествия по невидимому миру – в Прошлое. Этот мир необычайно увлекателен, но он скрыт от нас временем. Мы не можем стать свидетелями далеких от нас событий, как бы этого ни хотело...

Достижения в науке и технике в 50-60-е годы

Огромный  вклад в послевоенное развитие  промышленности внесли  советские  ученые  и инженеры....

Презентация - Наука и техника России в 18 веке. 8 класс.

В презентации содержится информация по истории России 18 века....

План конспект урока по физической культуре по теме Баскетбол.Техника ведения мяча 3 класс

Данный урок разработан на основе рабочей программы по физической культуре для  3 класса, составленной согласно комплексной программы  физического воспитания учащихся 1-11 классов ( авторы В....