Конспект урока "Религия древних греков"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Конспект урока по теме "Религия древних греков" для обучающихся 5-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме "Религия древних греков". 5 класс. | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
"Религия древних греков".
Цель: Расширить знания учащихся о религии народов древности.
Задачи:
1. Изучить культы основных древнегреческих богов и показать, что религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.
2. Продолжить формирование навыков работы с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главные факты. Развивать навыки работы с текстами и иллюстрациями, устную речь. Способствовать развитию познавательной активности учащихся.
3. Воспитывать интерес к античной культуре.
Оборудование: компьютер, карта «Древняя Греция», раздаточный материал
Основные понятия, термины: религия, бог, жрец, гора Олимп, пантеон
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Актуализация знаний.
1. Что означает выражение «Нить Ариадны»? (Помощь в сложной ситуации).
2. Что означает выражение «Между Сциллой и Харибдой»? (Между двумя врагами).
3. Решите историческую задачу. Поэмы «Одиссея» и «Илиада» Гомер написал в 8 веке до н. э. Сколько лет назад это было. Отметьте дату на ленте времени.
4. Чудовище с туловищем человека и головой быка. (Минотавр).
5. Какое животное помогло захватить Трою? (Деревянный конь).
6. Одноглазый великан. (Циклоп).
7. Что означает выражение «Ахиллесова пята»? (Уязвимое место).
3. Определение темы и задач урока.
Вопрос: Предположите, какой теме посвящен урок? Точнее?
- Что такое религия? Почему у людей возникает вера в богов?
- Сегодня мы с вами познакомимся с богами Древней Греции, которым поклонялись жители Греции.
Проблема: Почему именно такие боги появились в Древней Греции?
Работа в тетради: откройте тетради, зап. число и тему урока: Боги древних греков.и проблему: Почему именно такие боги появились в Древней Греции?
4. Изучение нового материала
А. Работа с настенной картой.
- Опишите по карте местоположение Древней Греции.
- Ребята, давайте вспомним какие природно-климатические условия на Балканском полуострове?
– Очень тепло.
– Мало рек и осадков.
– Есть много гор, Эгейское море, Ионическое море.
– Мало плодородной земли и богатых пастбищ. (Предполагаемые ответы)
– А теперь назовите основные занятия греков, исходя из природно-климатических условий? ( Выращивали виноград и оливки; мореплавание и морская торговля; разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ); ремесло; войны (борьба за господство в Эгейском море).
Давайте, представим, что мы находимся в Древней Греции, а именно на Балканском полуострове. (Страна Фессалия, на севере Греции. Гора ОЛИМП.)
На севере греческой земли, населённой эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег.
В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине обитают бессмертные боги. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и светло. С неба льётся яркий голубой свет.
На горе Олимп есть специальное место, посвященное всем богам - пантеон.
Б. Самостоятельная работа детей по картине в учебнике. Работа в парах.
Откройте стр. 135. Здесь изображены основные боги Древней Греции. Они разделены на четыре группы. Рассмотрите пантеон богов. Что заметили? Каждый из них отличается от другого, чем?
- 1-я группа – самые могущественные;
2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов;
3-я группа – покровители какого-либо дела;
4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы.
- Сейчас работа с тестом параграфа пункт 1-2 или иллюстрацией заполните таблицу богов и чему они покровительствовали. У каждой группы свои боги.
Имя бога (богини) | Чему покровительствовал(а) |
1-я группа – самые могущественные | |
Зевс | Бог неба, царь богов и людей |
Посейдон | Бог морей |
Аид | Бог царства мертвых |
2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов | |
Гера | Царица богов и защитница семейного очага |
Артемида | Богиня природы и покровительница охоты |
Аполлон | Бог солнечного света, покровитель искусств |
Афина | Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни. |
Афродита | Богиня красоты и любви |
3-я группа – покровители какого-либо дела | |
Деметра | Богиня плодородия |
Дионис | Бог виноделия |
Гефест | Бог огня и кузнечного дела |
Гермес | Вестник богов, покровитель дорого и путников |
Арес | Бог войны |
4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы | |
Сатиры | Духи леса, покровители плодородия |
Нимфы | Прекрасные девы, защитницы рек, озер, растений. |
III. Закрепление пройденного материала
- Какие боги самые главные? Почему вы так думаете? (Зевс – Посейдон - Аид - это главные боги.)
- Но были и другие боги, Чем они все похожи? (покровительствовали занятиям древних греков)
- Чем отличались боги древней Греции от богов древнего Египта или Двуречья, а от еврейских богов?
- Но кроме этих богов у др. греков существовали низшие существа (см. уч-к стр. 135) - Назовите их. (это сатиры и нимфы). Опишите их (Сатиры спутники бога виноделия Диониса, изображались с рогами и хвостом.)
- Как вы думаете, нравились они грекам или нет? На кого похожи? (Греки осуждали пьянство и считали, что тот, кто пьет, теряет человеческий облик.)
- Как по-другому назывались нимфы? Чему они покровительствовали? (музы покровительствовали искусствам)
5. Рефлексия. Игра «Да», «Нет»
1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп». «Да»
2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс. «Да»
3.Зевс был верховным богом и владыкой подземного царств мертвых. «Нет»
4.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и
быстрыми, как спортсмены. «Нет»
5. У каждого дела был свой бог - покровитель. «Да»
6. Зевс – Посейдон - Аид - это главные боги. «Да»
7. Сатиры и нимфы – это боги «Нет»
6. Подведем итог по нашему уроку:
Прочитайте еще раз вопрос, который мы с вами поставили в начале урока.
1. Вывод: В религиозных верованиях греков получили отражение, прежде всего те, природные явления, от которых зависела жизнь людей, и боги появились те, которые покровительствовали основным занятиям древних греков.
2. Слово учителя: Боги Древней Греции могущественны и коварны, – так считали древние греки. Они боялись и почитали своих богов, потому что боги покровительствовали их занятиям. Что бы задобрить своих богов греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания. Таковы греческие боги.
6. Домашнее задание: параграф 28 прочитать ; подготовить для пересказа один из мифов о богах Древней Греции.
Имя бога (богини) | Чему покровительствовал(а) |
1-я группа – самые могущественные | |
Зевс | |
Посейдон | |
Аид |
Имя бога (богини) | Чему покровительствовал(а) |
2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов | |
Гера | |
Артемида | |
Аполлон | |
Афина | |
Афродита |
Имя бога (богини) | Чему покровительствовал(а) |
3-я группа – покровители какого-либо дела | |
Деметра | |
Дионис | |
Гефест | |
Гермес | |
Арес |
Имя бога (богини) | Чему покровительствовал(а) |
4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы | |
Сатиры | |
Нимфы |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Имя бога (богини) | Чему покровительствовал(а) |
1-я группа – самые могущественные | |
Зевс | |
Посейдон | |
Аид |
Имя бога (богини) | Чему покровительствовал(а) |
2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов | |
Гера | |
Артемида | |
Аполлон | |
Афина | |
Афродита |
Имя бога (богини) | Чему покровительствовал(а) |
3-я группа – покровители какого-либо дела | |
Деметра | |
Дионис | |
Гефест | |
Гермес | |
Арес |
Имя бога (богини) | Чему покровительствовал(а) |
4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы | |
Сатиры | |
Нимфы | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Религия древних греков" 5 класс
Театрализованный урок....
Технологическая карта урока "Религия древних греков" 5 класс
Технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Религия древних греков". Учебник "История Древнего мира" А.А. Вигасин....
Методическая разработка урока "Религия древних греков" 5 класс
Методическая разработка урока и презентация по теме "Религия древних греков". Урок в 5 классе....
Конспект урока " Религия древних греков".
Урок истории в 5 классе....
Конспект урока " Религия древних греков"
изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общих закономерностей религиозных верований возникших вследствие зависимости ...
Презентация к уроку "Религия древних греков"
Презентация к уроку истории в 5 классе "Религия древних греков"...
Технологическая карта урока Религия древних греков. 5 класс.
Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе "Религия древних греков"...