Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Семь чудес света"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_istorii_5_klass_sem_chudes_sveta.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

____ _______«Овгортская школа-интернат среднего общего образования_____________

Открытый урок по истории в 5 классе

 

Тема урока: «Семь чудес света».

Цели урока:

  • Развивать у учащихся кругозор, монологическую речь, развивать познавательную активность учеников, стремление самостоятельно добывать знания, помимо данных в учебнике.
  • Познакомить учащихся с семью чудесами света и России.
  • Воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы работы учащихся:

- Пассивные (подготовка сообщений о чудесах света с использованием ресурсов Интернета и дополнительной литературы, знакомство с презентацией).

- Активные (работа в парах, группе).

     

                                 Ход урока.

  1. Оргмомент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Основная часть.

Вводное слово учителя.

 Бегут недели, месяцы, года,
Столетья проплывают чередой,
Но прошлое осталось навсегда,
В делах, свершеньях, памяти людской…

То, что люди создавали тысячи лет назад, и не только для хозяйственной, практической деятельности, но и творили для души, как великие шедевры искусства, сегодня, с помощью науки истории, изучаем мы с вами.

Мотивация к учебной деятельности.

Вероятно, вам доводилось не раз слышать о Семи чудесах света. А можете ли вы их перечислить? Если «да», то замечательно. Но, если вам пока еще ничего не известно о чудесах света, не расстраивайтесь, ведь сегодня мы поговорим именно о них, и вам предстоит узнать много нового и интересного. И для начала подумаем о том, почему именно семь чудес, а не пять и не девять… Число «семь» считается священным у многих народов. Древние греки насчитывали семь самых прекрасных и самых грандиозных памятников творения рук человек, поражавших современников красой, размерами и техникой исполнения. Первые упоминания о Семи чудесах света мы находим у древнегреческих авторов.

Ученик № 1 «Древнеегипетские  пирамиды»

Первое чудо в списке чудес света древнеегипетские пирамиды в Гизе, самая большая из которых - пирамида Хеопса. Названа она так по имени создателя - фараона Хеопса. Построена она была примерно 2 500 лет до нашей эры. Ее высота 146,6 метра, что соответствует   50-этажному   небоскребу.    Площадь   основам 230 х 230 метров: надо пройти почти километр, чтобы обойти ее. Материала, ушедшего на строительство  пирамиды хватило бы, чтобы построить все церкви Германии 17 века.  У юного фараона Хеопса умер отец. Как и всех фараонов, его похоронили в пирамиде, что недалеко от города Гизы на берегу Голубого Нила. Тогда-то Хеопс задумался и о своей жизни и решил заранее построить себе гробницу-пирамиду, да чтоб непременно самую большую. И построил! Ее вес

6 400 000 тонн. Десять лет шли подготовительные работы, их вели 4 тысячи человек. Строительство шло двадцать лет,  более 100000 рабов участвовали в нем. Пирамида состоит из блоков, высеченных из камня и весящих до 7,5 тонн.  Блоки так тесно притирались друг к другу, что между ними никак нельзя было вставить даже лезвие ножа. Выступы заложили камнями, а поверхность облицевали белыми плитами, которые были отшлифованы так, что пирамида блестела на солнце и при свете луны, словно кристалл.

Учитель:

Я жалкий раб царя. С восхода до заката,

Среди других рабов, свершаю тяжкий труд,

И хлеба кус гнилой - единственная плата

За слезы и за пот, за тысячи минут.

Когда порой душа отчаяньем объята,

Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут,

И каждый новый день товарища иль брата

В могилу общую крюками волокут.

Я жалкий раб царя, и жребий мой безвестен;

Как утренняя тень, исчезну без следа,

Меня с лица земли века сотрут, как плесень;

Но не исчезнет след упорного труда,

И вечность простоит, близ озера Мерида,

Гробница царская, святая пирамида.

( В. Брюсов  «Египетский раб»

 «Висячие сады Семирамиды»

2-Й ученик. На берегах Евфрата раскинулся город Вавилон. Это самый величественный город Междуречья. В этом городе - самые красивые храмы, дворцы, грандиозная башня во много ярусов, дорога процессий. Город обнесен стеной шириной в сто метров. Но более всего славен он своими садами, висячими садами. Висячие были подарком царя Навуходоносора своей жене, персидской царевне, которая скучала по пышной растительности Персии в песках Междуречья. Сады представляли собой  архитектурный ансамбль, богатый растениями, которые собрали по всему свету воины. Это первый ботанический на земле. Ансамбль имел 4-7 ярусов, и каждый ярус был самостоятельным садом. Висячие растения по краю ярусов объединяли их в единое целое. Сады напоминали гору с массой деревьев, кустов, цветов: там были речки и водопады, плавали утки и квакали лягушки. А рабы непрерывно  качали воду из колодцев на все ярусы. А создано было это чудо света в 7 веке до нашей эры.

«Статуя Зевса в Олимпии»

3-й ученик. В 260 километрах к северо-западу Афин расположена Олимпия - долина у склона горы Олимп,  место поклонения богу Зевсу. Там и был построен храм Зевса, который превзошел все храмы Греции по красоте и величию. Построен он был около 430 года до нашей эры, строительство длилось 15 лет. Главная достопримечательность храма - статуя Зевса (скульптура Фидия). Зевс сидит на троне. В левой руке - скипетр, символ власти, увенчанный орлом. На правой ладони - богиня Ника, крылатая богиня Победы. На голове Зевса - венок из оливы, какими награждались победители Олимпийских игр. Высота статуи 17 метров. Фигуры Зевса и Ники были покрыты слоем слоновой кости, что делало их похожими на живых. Более 200 килограммов чистого золото пошло на венцы Зевса и Ники. Все, кто видел Зевса, говорили, что видели не статую, а само божество. Когда у статуи спросили, доволен ли Зевс своим изображением, раздался гром, а на полу храма треснула плита - это Зевс ответил: «Да!»

«Мавзолей в Галикарнасе»

4-й ученик. В Малой Азии, в области Кария, был заложен новый город - Галикарнас. Ему принадлежит еще одно чудо света - надгробие царю Мавсолу (середина 4 века до нашей эры). На фундаменте размером 33 на 39 метров стоял клуб высотой 22 метра. На нем - усыпальница, окруженная 39 колоннами одиннадцатиметровой высоты. Крыша усыпальницы состояла из 24 ступеней и была увенчана квадригой из четырех коней. Общая высота сооружения составляла 49 метров (это 16-этажный дом). Гробница была украшена статуями и фризами с изображением амазонок. От имени царя Мавсола и произошло название усыпальницы - мавзолей.

«Статуя Гелиоса в Родосе»

5-й ученик. На острове Родос некогда стояла величественная статуя бога солнца Гелиоса (ее еще называют Колосс Родосский). Работа по ее сооружению длилась 12 лет, построена статуя в 292-280 годах до нашей эры. На облицовку статуи ушло 12 тонн бронзы. Это первая статуя, которая собиралась из отдельных «кубиков». Высота колосса 36,6 метра, что лишь на 10 метров ниже статуи Свободы, что стоит при входе в Нью-Йоркскую бухту. Гелиос был обращен лицом на восток, туда, где всходит по утрам солнце. Один пальчик ноги Колосса был высотой с человеческий рост.

«Храм Артемиды в Эфесе»

6-й ученик. В городе Эфесе греки, переселенцы в Малую Азию, возвели храм, посвященный богине Артемиде. Из-за частых землетрясений, свойственных этой местности, храм построили на болотистом месте, чтобы грунт смягчал удары стихии. Фундамент возводился на древесном угле и шерсти животных. Размеры храма - 51 на 105 метров. 127 колонн высотой по 18 метров каждая окружали храм в два ряда. Убранство храма создавали всем миром: эфесцы несли свои украшения из золота на возведение храма. В храме были собраны лучшие картины и скульптуры.

Учитель:

Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно

И колесницам; видел Зевса в Олимпии я,

Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса

И пирамиды - дело тяжких и многих трудов;

Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел

Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,

 Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа

Солнце не видит нигде равной ему красоты.

                             (Антипатр Сидонский)

«Маяк в  Александрии»

7-й ученик. В городе Александрии, на одном из рифов острова Фарос в устье Нила, около 280 года до нашей эры был построен гигантский маяк. Основание маяка -30 на 30 метров, а статуя Зевса, венчавшая маяк, была установлена на высоте 130 метров. Снаружи маяк был облицован белым мрамором. Это первая сигнальная башня в истории мореходства. Свет фокусировался зеркалами, и его можно было видеть даже днем и очень  издалека. Внутри здания был построен грузовой лифт.

Скажите,  ребята,  а какие чудеса света могут быть еще? (современные чудеса света).

Сейчас вы поработаете в группах, где в течение 2 минут попробуете составить список современных чудес света. Но не забудьте, что это должны быть чудеса света со всего мира.

Работа учащихся в группах, составление списка, озвучивание. Учитель записывает его на интерактивной  доске.

Далее идет показ слайдов «Современные чудеса света».

Скажите,  а еще какие чудеса света могут быть? (чудеса России).

Работа в группах в течение 2 минут. Составление списка. Озвучивание.

Далее показ слайдов «Семь чудес света России».

  1. Закрепление.

Скажите, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

Что вам понравилось больше всего, что не понравилось?

Чтобы закрепить свои знания, мы с вами поиграем в игру «Отгадай чудо света». Я буду задавать вам вопросы, чем раньше вы отгадаете чудо света, тем больше баллов вы получите. Выиграет та команда, которая наберет большее количество баллов.

Максимальная оценка — 7 баллов. После каждой подсказки количество баллов сокращается.

№1

1.Это чудо света находилось в одном из древнейших и прекраснейших городов мира.

2. Ученые до сих пор не знают точно, в какой части города ОНО  находилось.

3. ОНО названо именем одной царицы, но построено для другой.

4. С НИМ связаны последние дни великого полководца древнего мира.

5. Ни крепостные стены, ни семиступенчатая башня этого города не могли сравниться с НИМ по красоте.

6. Воины и купцы, возвращавшиеся в город из дальних странствий, старались принести для НЕГО свой подарок.

7. Каждому, видевшему это чудо, казалось, будто ОНО висит в воздухе.

№2

 1. Это чудо света было построено дважды.

           2. На том месте, где ОНО находилось, осталось лишь маленькое заболоченное озеро.

3. ЕГО украшали 127 мраморных колонн.

4. ОНО было и музеем, и хранилищем сокровищ богатых людей того времени.

5. Оно посвящено богине охоты, луны и плодородия.

6. Человек по имени Герострат  прославился тем, что уничтожил ЕГО.

7. ОНО находилось в городе Эфесе.

№3

1. Всем, смотрящим на НЕГО, казалось, что оно живое.

2. ЕГО изображение есть на древних монетах.

3. На ЕГО отделку ушло много пластин из золота и слоновой кости.

4. С НИМ всегда была крылатая богиня победы — Ника.

5. Надпись на ЕГО постаменте гласит: "Фидий, сын Харленда, афинянин, создал меня".

6. С НИМ связаны знаменитые спортивные состязания.

7. ОНО изображало верховного греческого бога.
№4:

           1. Это чудо древнего мира вызывало у людей благоговение и страх.

             2. Самое высокое из чудес света.

3. Это чудо света имеет правильную геометрическую форму.

4. ОНО имеет сложную систему лабиринтов.

5. ОНО сложено из обтесанных каменных блоков.

6. ОНО сохранилось до наших дней.

7. Как ОНО построено, ученым до сих пор неизвестно.

№5:

1. Это чудо света — храм царя, грандиозный и необыкновенно красивый.  

2. У подножия гигантского сооружения стояли как живые мраморные скульптуры всадников и фигуры сидящих и лежащих львов.

3. Пирамидальная крыша храма была увенчана квадригой.

4. Один римский поэт назвал этот храм "памятником беззаветной любви".

5. Храм был построен греческими архитекторами Сатиром и Пи-феем по приказу царя и его жены.

6. На развалинах храма в XV веке построили крепость Святого Петра.

7. Храм находился в г. Галикарнасе.

№ 6

 1.Благодаря этому чуду света было спасено немало человеческих жизней.

2. От названия острова, где ОНО находилось, в русском языке появилось слово "фара".

3. Своим появлением ОНО обязано великому полководцу древнего мира.

4. На верху этого прекрасного здания находилась огромная статуя морского бога Посейдона.

5. ОНО имело сложную систему зеркал.

6. На том месте, где ОНО находилось, сейчас расположена крепость Каит-бей.

     

О семи чудесах света говорят как о рекордных достижениях. Разумеется, пирамиды Египта и сейчас одни из грандиознейших сооружений, созданных руками человека без помощи автоматов и машин. Храм Зевса был величайшим культовым сооружением. Но статуя Зевса стала «чудом» не из-за размеров, а благодаря своим художественным достоинствам. И сады Вавилона внесены в список чудес из-за красоты. Каждое из семи чудес света было выдающимся техническим достижением своего времени, но они вызывали восторг и восхищение людей и благодаря художественному совершенству. В них соединились искусство и техника. Это их и уберегло от забвения.

Рефлексия. 

Итак, вернулись мы домой в наш класс. А же что же мы расскажем нашим мамам, папам и друзьям. Где были? Что видели? Что узнали? Давайте с вами подведем итог.

  1. Место захоронения египетских фараонов? (Пирамида.)
  2. Сооружение, построенное вавилонским царем для своей жены (Висячие сады Семирамиды.)
  3. Чем необычно было место, выбранное для строительства храма древнегреческой богини Артемиды? (Это было болото.)
  4. Кто уничтожил храм Артемиды? (Геростраты.)
  5. Почему статую Зевса, созданную прославленным древнегреческим скульптором Фидием, называют Зевсом Олимпийским? (Эта статуя находилась в храме Зевса в Олимпии.)
  6. Почему, несмотря на то что статуя Зевса Олимпийского не сохранилась до наших дней, мы знаем, как она выглядела? (Так как ее изображали на монетах и в статуэтках, найденных археологами на месте Древней Олимпии.)
  7. Какие из современных сооружений связаны с именем галикарнасского царя Мавсола? (Мавзолей.)
  8. Что находилось на верхушке сооружения, в котором был погребен Мавсол? (Статуя Мавсола и его жены Артемисии, управляющих четверкой лошадей, запряженных в колесницу.)
  9. С названием какого острова в Средиземном море связано название детали современного автомобиля? (Остров Фарос.)
  10. Какую роль еще выполнял Фаросский маяк? (Роль гарнизонной крепости.)
  11. Что означает слово «колосс»? (Большая статуя.)
  12. Где и кому была воздвигнута статуя скульптора Хареса Колосс Родосский? (Эта статуя воздвигнута в честь бога Солнца Гелиоса и находилась на площади у входа в гавань острова Родос в Эгейском море.)

Домашнее задание.

Подготовить доклад об одном из чудес света из современного списка (название подготовлено заранее на столе). И выполнить рисунок любого чуда света из классического списка, используя учебник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории 5 класс "Семь чудес света "

Возможно использование игры для повторения материала по истории древнего мира  в конце курса....

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».

Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.Сегодня мы с вами отправимся ...

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"

Конспект урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"...

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе «Семь чудес света»

Этот урок проводится на усмотрение учителя, так как по программе всего 68 уроков. Как показывает опыт, такой урок позволяет учащимся развивать творческий потенциал, поэтому его можно провести в случае...