Открытый урок на тему "Древний Восток"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Тема «Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_istorii_drevniy_vostok.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Древний Восток»
Дата: 14.12.2021
Класс: 5
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: командно-групповая развивающая игра.
Форма организации ученой деятельности: командная, групповая
Цели урока: создание условий для обобщения, систематизирования и закрепления знания по теме.
Задачи:
Личностные:
- формировать мотивацию повторению изученного материала;
- способствовать осмыслению культурного многообразия мира;
Метапредметные:
- совершенствовать умения объяснять явления, процессы, связи, отношения выявляемые в ходе изучения материала;
-осмыслить историческое значение древних цивилизаций для современного мира.
Предметные:
- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;
-выделить особенности географического положения, природных условий и занятий народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм;
-повторить исторические факты по разделу «Древний Восток».
Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
– находить (в учебнике) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
– анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
– устанавливать причинно-следственные связи на простом сложном уровне.
Коммуникативные УУД:
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,
задавать вопросы, вырабатывать решения);
– различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.
– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
Регулятивные УУД:
– определять цель, проблему в учебной деятельности;
– выдвигать версии;
– планировать учебную деятельность;
– находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Личностные УУД:
– аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Роль и место урока в курсе:
Тема «Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поведем необычный урок, мы совершим путешествие по странам, которые с вами уже прошли, вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках.
- Мотивация. Целеполагание.
Слайд 1. Ребята, нам пришло письмо от покровительницы истории Богини Клио. Читается письмо и определяется тема урока.
Слайд 2. Древним Востоком называют страны Азии и Северо-Восточной Африки, в которых несколько тысяч лет назад люди перешли от первобытнообщинного строя к классам и государству.
Ход урока:
Ребята, сегодня мы проводим повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Восток». Перед нами поставлена задача не просто повторить ранее изученный материал, а систематизировать и углубить свои знания, проверить насколько они прочны, смогут ли они быть тем фундаментом, на котором мы в дальнейшем будем строить многоэтажный дом открытий истории Древнего мира.
1. Конкурс Терминологическая разминка (Слайды 3-23)
- Одно из важных изобретений периода Нового царства в Египте было водоподъёмное сооружение, похожее на колодец с журавлем. При помощи данного сооружения поливали сады и огороды. Назовите это приспособление. (шадуф).
- Самым главным богом, прекрасным богом египтяне считали Солнце. Как называли бога Солнца? (бога Амон - Ра).
- На западном берегу Нила возвышаются величественные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов. Их охраняет… (сфинкс).
- Какую страну называли «страной двух рек», расположенную между реками Евфрат и Тигр? (Двуречье или Междуречье).
- Из многочисленных городов Древнего Двуречья самыми крупными были… (Ур и Урук).
- Бог солнца в Древнем Двуречье (Шамаш).
- Что изображено на слайде 9? (Стела законов Хаммурапи).
- Какое государство располагалось на восточном побережье Средиземного моря, между морем и цепью Ливанских гор? (Финикия)
- От каких алфавитов произошли почти все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука? (Финикийского и греческого)
- Каким народом написана Первая часть Библии – «Ветхий Завет»? (евреями)
- Какой город стал столицей Древнееврейского царства при Давиде в Х веке до н.э. (Иерусалим)
- Это государство было расположено в верхнем течении Тигра и богато залежами железной руды (Ассирия)
- В древности столицей Ассирии был город…(Ниневия)
- Какую державу называли держава «царь царей»? (Персидскую)
- Где начали чеканить первую в мире монету из сплава золота и серебра? В Лидии (в Лидийском царстве)
- Страна между Гималаями и океаном, расположенная в Южной Азии (Индия)
- Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались…(Их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам) (Брахманы – жрецы)
- «Казнить кого-либо, вместо того, чтобы наставить его на истинный путь, - бесчеловечно», - говорил: (Конфуций)
- Великая Китайская равнина расположена между реками… (Хуанхэ и Янцзы)
- Что изображено? Какой народ изобрел и для чего? (Чтобы не заблудиться в далеких путешествиях, китайцы изобрели компас)
- Игру в шахматы придумали в… (Индии)
2. Работа по карточкам.
Слайд 24-25. Карточка 1.
Более 5 тысяч лет назад появились первые _______ (государства). Ранние цивилизации возникли в долинах _________ и поэтому их называли _______. Во главе государства стоял ____ (царь, правитель). Власть его передавалась (по наследству). Люди не были равны, во всех странах существовало ________ (рабство). Центрами развития культуры, знаний, ремесла были _________ (города).
3. Конкурс “Загадочный”.
Даром Нила называли,
Из шадуфа поливали.
На папирусах писали-
Фараонов прославляли!
(Египет)
Здесь писали на табличках
Хаммурапи правил лично,
Он законы в стране ввел,
Этим славу приобрел.
(Двуречье)
Земледельцы и брахманы,
Слуги, воины, цари.
И слоны, и обезьяны
Славу той стране несли.
(Индия)
Чтобы страну обезопасить
И гуннов племена изгнать
Построить там решили стену
На стройку тысячи людей согнать!
(Китай)
4. Конкурс «Путешественники»
Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать характеристику страны, в которой вы побывали. (Слайд 26). Удачи!
- Индия
- Египет
№ п/п | Вопросы | Страна |
1. | Место расположения | 1. Юг Азии, полуостров Индостан 2. Северо-Восточная Африка |
2. | Климат | Жаркий и влажный |
3. | Природа | 1. Горы Гималаи, плодородные земли, заросли джунглей, полноводные реки Инд и Ганг, впадают в моря Индийского океана. 2. Пески, скалы, плодородные почвы, много строительного камня, река Нил впадает в Средиземное море, несет ил. |
4. | Крупные реки | 1. Инд и Ганг 2. Нил. Разливы Нила |
5. | Занятия жителей | Земледелие, скотоводство, ремесло |
6. | Культурные достижения и их значение | 1. Храмы, шахматы, цифры. Писали на пальмовых листьях, на глиняных табличках, камне, иероглифами. 2. Пирамиды фараонов, самая большая пирамида Хеопса, Большой сфинкс. Писали на папирусе иероглифами тростниковой палочкой. |
5. Конкурс “Отгадай” (Знание исторических личностей) Слайды 27-32
Задание: Назовите имя.
- а) Древнеперсидский царь, при котором Персия достигла своего могущества?
б) Он окружил себя тайными осведомителями, которые назывались «глаза и уши царя») (Дарий Первый)
- а) Правитель Китая, 221 год до нашей эры
б) Китай стал единым государством в 3 веке до н.э., его первым властителем был… (Цинь ШиХуан).
- а) Древнеперсидский царь из династии Ахаменидов, один из величайших полководцев древности, который объявил себя царём, 538 год до нашей эры овладел Вавилоном?
б) Он захватил соседнюю Мидию, затем разгромил Креза – правителя богатейшего царства Лидия. (Кир Великий)
- а) Вавилонский царь 1792 – 1750 гг. до нашей эры?
б) Он завоевал всю территорию Древнего Дрвуречья. Но прославился созданием сборника законов (Хаммурапи)
- а) Под властью какого царя в III веке до нашей эры была объединена Индия?
б) В наши дни изображение львов на колонне названной в честь этого правителя стало государственным гербом Индии. (Ашока)
- а) Последний значительный царь Ассирии (669-630гг. до н.э.)
б) Во время правления какого ассирийского царя в Ниневии была собрана большая библиотека глиняных книг? (Ашшурбанапала)
6. Конкурс «знатоки дат» Слайд 33-34
Задание: соотнеси дату и событие. Каждая команда получает задание на карточках.
События: разрушение Ниневии (612 г. до н.э.), образование единого государства в Китае (300 г. до н.э.), взятие Вавилона персами (538 г. до н.э.), образование единого государства в Индии (221 г. до н.э.), правление царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.)
III. Подведение итогов игры, награждение победителей, выставление оценок.
Рефлексия.
Фамилия Имя _____________________________Баллы ____________
- Как я усвоил ранее изученный материал?
а) разминка ______ баллов
б) загадки________ баллов
в) карточка № 1____ баллов
г) путешественники__ баллов
д) исторические личности____ баллов
е) знатоки дат_____ баллов
Всего баллов____
2. Как я работал? Удовлетворён ли я своей работой.
- работал весь урок активно, 9-10 баллов
- работал с помощью товарищей – 7-8 баллов
- не работал – 4-6 баллов
3. Как работала группа?
а). Дружно, совместно разбирали задания. 9-10 баллов
б). Активно участвовали в обсуждении не все. 7-8 баллов
в). Работа вялая, неинтересная, много ошибок. 4-6 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по истори в 5 классе на тему "Поход Александра Македонского на Восток"
предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поход Александра Македонского на Восток", которая включает в себя презентациюи и конспект урока...
Методическая разработка открытого урока истории Древнего Востока "По следам древности"
Открытый урок-повторение для 5 классов помогает учителю проверить знания учащихся по истории стран Древнего Востока и закрепить их....
Открытый урок истории по теме "Походы А. Македонского на Восток"
Цели:● познакомить учащихся с восточным походом Греко- македонских войск.● подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.● продолж...
Методическая разработка открытого урока "Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы"
Открытый урок по географии 8 класс, тема " Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы." Урок проводился в рамках использования здоровьесберегающих технологий на уроках географии....
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему:" Восток в русской музыке."
Восточная тема у русских композиторов 19 века....
Дальний Восток. Открытый урок, 9 класс.
Рассматривается состав, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, хозяйство Дальнего Востока....
6 класс Открытый урок. Нашествие с Востока. Первая встреча с монголо-татарами. Битва на реке Калка 31 мая 1223 г.
Открытый урок посвящён битве на реке Калка 31 мая 1223 г. между русскими и монголо-татарскими войсками. На уроке учащиеся будут работать с исторической картой, будет прослеживаться связь ...