Открытый урок на тему "Древний Восток"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Черных Лариса Михайловна

Тема «Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_istorii_drevniy_vostok.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Древний Восток»
Дата: 14.12.2021
Класс: 5                                  

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: командно-групповая развивающая игра.

Форма организации ученой деятельности: командная, групповая

Цели урока: создание условий для обобщения, систематизирования и закрепления знания по теме.

Задачи:

Личностные:

- формировать мотивацию повторению изученного материала;

- способствовать осмыслению культурного многообразия мира;

Метапредметные:

- совершенствовать умения объяснять явления, процессы, связи, отношения выявляемые в ходе изучения материала;

-осмыслить историческое значение древних цивилизаций для современного мира.

Предметные:

- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;

-выделить особенности географического положения, природных условий и занятий народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм;

-повторить исторические факты по разделу «Древний Восток».

Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:

– находить (в учебнике) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

– анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

– устанавливать причинно-следственные связи на простом сложном уровне.

Коммуникативные УУД:

– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,

задавать вопросы, вырабатывать решения);

– различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.

– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

Регулятивные УУД:

– определять цель, проблему в учебной деятельности;

– выдвигать версии;

– планировать учебную деятельность;

– находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Личностные УУД:

– аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Роль и место урока в курсе:

Тема «Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поведем необычный урок, мы совершим путешествие по странам, которые с вами уже прошли, вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках.

  1. Мотивация. Целеполагание.

Слайд 1. Ребята, нам пришло письмо от покровительницы истории Богини Клио. Читается письмо и определяется тема урока.

Слайд 2. Древним Востоком называют страны Азии и Северо-Восточной Африки, в которых несколько тысяч лет назад люди перешли от первобытнообщинного строя к классам и государству.

Ход урока:

Ребята, сегодня мы проводим повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Восток». Перед нами поставлена задача не просто повторить ранее изученный материал, а систематизировать и углубить свои знания, проверить насколько они прочны, смогут ли они быть тем фундаментом, на котором мы в дальнейшем будем строить многоэтажный дом открытий истории Древнего мира.

1. Конкурс Терминологическая разминка (Слайды 3-23)

  1. Одно из важных изобретений периода Нового царства в Египте было водоподъёмное сооружение, похожее на колодец с журавлем. При помощи данного сооружения поливали сады и огороды. Назовите это приспособление. (шадуф).
  2. Самым главным богом, прекрасным богом египтяне считали Солнце. Как называли бога Солнца? (бога Амон - Ра).
  3. На западном берегу Нила возвышаются величественные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов. Их охраняет… (сфинкс).
  4. Какую страну называли «страной двух рек», расположенную между реками Евфрат и Тигр? (Двуречье или Междуречье).
  5. Из многочисленных городов Древнего Двуречья самыми крупными были… (Ур и Урук).
  6. Бог солнца в Древнем Двуречье (Шамаш).
  7. Что изображено на слайде 9? (Стела законов Хаммурапи).
  8. Какое государство располагалось на восточном побережье Средиземного моря, между морем и цепью Ливанских гор? (Финикия)
  9. От каких алфавитов произошли почти все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука? (Финикийского и греческого)
  10. Каким народом написана Первая часть Библии – «Ветхий Завет»? (евреями)
  11. Какой город стал столицей Древнееврейского царства при Давиде в Х веке до н.э. (Иерусалим)
  12. Это государство было расположено в верхнем течении Тигра и богато залежами железной руды (Ассирия)
  13. В древности столицей Ассирии был город…(Ниневия)
  14. Какую державу называли держава «царь царей»? (Персидскую)
  15. Где начали чеканить первую в мире монету из сплава золота и серебра? В Лидии (в Лидийском царстве)
  16. Страна между Гималаями и океаном, расположенная в Южной Азии (Индия)
  17. Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались…(Их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам) (Брахманы – жрецы)
  18. «Казнить кого-либо, вместо того, чтобы наставить его на истинный путь, - бесчеловечно», - говорил: (Конфуций)
  19. Великая Китайская равнина расположена между реками… (Хуанхэ и Янцзы)
  20. Что изображено? Какой народ изобрел и для чего? (Чтобы не заблудиться в далеких путешествиях, китайцы изобрели компас)
  21. Игру в шахматы придумали в… (Индии)

2. Работа по карточкам.

Слайд 24-25. Карточка 1.

Более 5 тысяч лет назад появились первые _______ (государства). Ранние цивилизации возникли в долинах _________ и поэтому их называли _______. Во главе государства стоял ____ (царь, правитель). Власть его передавалась (по наследству). Люди не были равны, во всех странах существовало ________ (рабство). Центрами развития культуры, знаний, ремесла были _________ (города).

3. Конкурс “Загадочный”.

Даром Нила называли,

Из шадуфа поливали.

На папирусах писали-

Фараонов прославляли!

                             (Египет)

Здесь писали на табличках

Хаммурапи правил лично,

Он законы в стране ввел,

Этим славу приобрел.

                           (Двуречье)

Земледельцы и брахманы,

Слуги, воины, цари.

И слоны, и обезьяны

Славу той стране несли.

                                  (Индия)

Чтобы страну обезопасить

И гуннов племена изгнать

Построить там решили стену

На стройку тысячи людей согнать!

                                     (Китай)

4. Конкурс «Путешественники»

Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать характеристику страны, в которой вы побывали. (Слайд 26). Удачи!

  1. Индия
  2. Египет

№ 

п/п

Вопросы

Страна

1.

Место расположения

1. Юг Азии, полуостров Индостан

2. Северо-Восточная Африка

2.

Климат

Жаркий и влажный

3.

Природа

1. Горы Гималаи, плодородные земли, заросли джунглей, полноводные реки Инд и Ганг, впадают в моря Индийского океана.

2. Пески, скалы, плодородные почвы, много строительного камня, река Нил впадает в Средиземное море, несет ил.

4.

Крупные реки

1. Инд и Ганг

2. Нил. Разливы Нила

5.

Занятия жителей

Земледелие, скотоводство, ремесло

6.

Культурные достижения и их значение

1. Храмы, шахматы, цифры. Писали на пальмовых листьях, на глиняных табличках, камне, иероглифами.

2. Пирамиды фараонов, самая большая пирамида Хеопса, Большой сфинкс. Писали на папирусе иероглифами тростниковой палочкой.

5. Конкурс “Отгадай” (Знание исторических личностей) Слайды 27-32

Задание: Назовите имя.

  1. а) Древнеперсидский царь, при котором Персия достигла своего могущества?

б) Он окружил себя тайными осведомителями, которые назывались «глаза и уши царя») (Дарий Первый)

  1. а) Правитель Китая, 221 год до нашей эры

б) Китай стал единым государством в 3 веке до н.э., его первым властителем был… (Цинь ШиХуан).

  1. а) Древнеперсидский царь из династии Ахаменидов, один из величайших полководцев древности, который объявил себя царём, 538 год до нашей эры овладел Вавилоном?

б) Он захватил соседнюю Мидию, затем разгромил Креза – правителя богатейшего царства Лидия. (Кир Великий)

  1. а) Вавилонский царь 1792 – 1750 гг. до нашей эры?

б) Он завоевал всю территорию Древнего Дрвуречья. Но прославился созданием сборника законов (Хаммурапи)

  1. а) Под властью какого царя в III веке до нашей эры была объединена Индия?

б) В наши дни изображение львов на колонне названной в честь этого правителя стало государственным гербом Индии. (Ашока)

  1. а) Последний значительный царь Ассирии (669-630гг. до н.э.)

б) Во время правления какого ассирийского царя в Ниневии была собрана большая библиотека глиняных книг? (Ашшурбанапала)

6. Конкурс «знатоки дат» Слайд 33-34

Задание: соотнеси дату и событие. Каждая команда получает задание на карточках.

События: разрушение Ниневии (612 г. до н.э.), образование единого государства в Китае (300 г. до н.э.), взятие Вавилона персами (538 г. до н.э.), образование единого государства в Индии (221 г. до н.э.), правление царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.)

III. Подведение итогов игры, награждение победителей, выставление оценок.

Рефлексия.

Фамилия Имя _____________________________Баллы ____________

  1. Как я усвоил ранее изученный материал?

а) разминка ______ баллов

б) загадки________ баллов

в) карточка № 1____ баллов

г) путешественники__ баллов

д) исторические личности____ баллов

е) знатоки дат_____ баллов

Всего баллов____

2. Как я работал? Удовлетворён ли я своей работой.

- работал весь урок активно, 9-10 баллов

- работал с помощью товарищей – 7-8 баллов

- не работал – 4-6 баллов

3. Как работала группа?

а). Дружно, совместно разбирали задания. 9-10 баллов

б). Активно участвовали в обсуждении не все. 7-8 баллов
в). Работа вялая, неинтересная, много ошибок. 4-6 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истори в 5 классе на тему "Поход Александра Македонского на Восток"

предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поход  Александра Македонского на Восток", которая включает в себя презентациюи и конспект урока...

Методическая разработка открытого урока истории Древнего Востока "По следам древности"

Открытый урок-повторение для 5 классов помогает учителю проверить знания учащихся по истории стран Древнего Востока и закрепить их....

Открытый урок истории по теме "Походы А. Македонского на Восток"

Цели:● познакомить учащихся с восточным походом Греко- македонских войск.● подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.● продолж...

Методическая разработка открытого урока "Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы"

Открытый урок по географии 8 класс, тема " Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы." Урок проводился в рамках использования здоровьесберегающих технологий на уроках географии....

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему:" Восток в русской музыке."

Восточная тема у русских композиторов 19 века....

Дальний Восток. Открытый урок, 9 класс.

Рассматривается состав, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, хозяйство Дальнего Востока....

6 класс Открытый урок. Нашествие с Востока. Первая встреча с монголо-татарами. Битва на реке Калка 31 мая 1223 г.

 Открытый урок посвящён битве на реке Калка 31 мая 1223 г. между русскими и монголо-татарскими войсками. На уроке учащиеся будут работать с исторической картой, будет прослеживаться связь ...