План-конспект урока по теме «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»
методическая разработка по истории (7 класс)
Конспект урока с использованием ИКТ "Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции" (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.23 МБ |
План-конспект | 263.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во франции
Цель: охарактеризовать особенности религиозной жизни во Франции в XVI в. рассмотреть процесс формирования абсолютной монархии во Франции.
1. 2.
Р Е Ф О М О Н А Р Х И Я М А Ц И Я
Гугеноты (французские кальвинисты) и католики Гугеноты Католики Территории Состав Поддерживающие государства Положение Лидеры
Реформация в Европе На каких территориях была утверждена католическая, а на каких – протестантская церковь?
На каких территориях во Франции была утверждена католическая церковь, а где шла борьба между католиками и протестантами?
1562-1598 гг. – религиозные войны во Франции Карл IX Екатерина Медичи
Варфоломеевская ночь
Гугеноты (французские кальвинисты) и католики Гугеноты Католики Территории Юг Север Состав Поддерживающие государства Положение Лидеры
Гугеноты (французские кальвинисты) и католики Гугеноты Католики Территории Юг Север Состав Старинная знать, дворяне, горожане Король, крестьянство Поддерживающие государства Положение Лидеры
Гугеноты (французские кальвинисты) и католики Гугеноты Католики Территории Юг Север Состав Старинная знать, дворяне, горожане Король, крестьянство Поддерживающие государства Англия, Германия Испания Положение Лидеры
Гугеноты (французские кальвинисты) и католики Гугеноты Католики Территории Юг Север Состав Старинная знать, дворяне, горожане Король, крестьянство Поддерживающие государства Англия, Германия Испания Положение Жестоко преследуемые Поддерживаются королём и основной массой населения Лидеры
Гугеноты (французские кальвинисты) и католики Гугеноты Католики Территории Юг Север Состав Старинная знать, дворяне, горожане Король, крестьянство Поддерживающие государства Англия, Германия Испания Положение Жестоко преследуемые Поддерживаются королём и основной массой населения Лидеры Генрих Наваррский, адмирал Колиньи Франсуа Гиз
Генрих Наваррский – «добрый» король Франция закончила воевать с Испанией; снижен прямой налог с крестьян; введён запрет арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот; покровительство развитию торговли и мануфактуры; способствование созданию купеческих компаний; улучшилась жизнь народа; преодоление разрухи, вызванной религиозной войной.
«Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства» У гугенотов отняли крепости и земли, но оставалась религиозная свобода; Запретил дуэли между дворянами; Интенданты (местные чиновники) назначались правительством и ему подчинялись; Поощрял развитие торговли, промышленности, судоходства; Франция втянута в Тридцатилетнюю войну; Французская армия становится самой сильной в Европе.
Итог урока: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какое значение для Франции имели эти события? Чему учат нас эти события? О чём ещё хотели бы узнать?
Домашнее задание: § 14, на основе текста параграфа и документа «Ришелье. Политическое завещание» ответить на вопрос №4 в серой рамочке письменно .
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
«Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»
7 класс
Учебник: Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А.Искандерова. – 2-е изд. – М., Просвещение, 2019. – 239 с.
Цель: на основе документов, наглядного материала и рассказа учителя дать представление обучающимся о религиозных войнах и об укреплении абсолютной монархии во Франции.
Задачи:
Образовательные
- Подвести обучающихся к пониманию причин, целей и итогов религиозных войн во Франции;
- Выяснить, как произошло усиление абсолютизма во Франции;
Развивающие
- Продолжить формирование умения работы с документами;
- Продолжить формирование умения работы с картами;
- Продолжить формирование умения обобщать и анализировать изученный материал;
- Продолжить формирование коммуникативных умений;
Воспитательные
- Воспитывать чувство толерантности;
- Формировать чувство неприятия войны как средства решения религиозных конфликтов;
- Воспитывать гуманное отношение к людям.
Оборудование: экран, компьютер, проектор, видео, презентация.
Предварительная подготовка: учитель готовит презентацию.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1) Организационный момент (1 мин) | Приветствие | Ученики здороваются с учителем |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности (4 мин) | Как говорил древнеримский оратор Цицерон: «Не знать истории – значит всегда быть ребёнком». Сегодня на уроке у вас будет возможность стать чуть-чуть взрослее. Для того чтобы выяснить тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю сыграть в игру. Думаю, вам знакома игра «Alias». Мне нужен один человек, который будет остальным объяснять слова, написанные на карточке (См. Приложение 1). Это нужно сделать в течение минуты, причём нельзя называть однокоренные слова. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции». Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока? Наша цель на сегодня – охарактеризовать особенности религиозной жизни во Франции в XVI в., а также рассмотреть процесс формирования абсолютной монархии во Франции. | Разгадывание темы урока. Запись темы в тетрадь, формулируют и принимают цели урока. |
3) Актуализация изученного (3 мин) | На экране вы видите небольшой кроссворд. Он состоит из двух слов. Вам нужно разгадать эти слова. Вопросы: 1) Движение за переустройство церкви; 2) Форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку. Какой тип монархии был распространен в Средние века? В чём его особенность? Какой тип монархии характерен для раннего Нового времени? В чём его особенность? | Разгадывание слов, ответы на вопросы. |
4) Изучение нового материала (20 мин) Вступительное слово учителя (2 мин) | Франция на конец XV в. была государством с самой большой численностью населения (15 млн. человек). В начале XVI в. во Франции стал распространяться протестантизм, а именно, кальвинизм. Французских кальвинистов называли гугенотами (от нем. «собрат», «соратник», «союзник»). Перечертите шапку таблицы в тетрадь. Давайте разделимся на два лагеря. Первый ряд и часть второго будут католиками. Вы будете заполнять таблицу за католиков. Оставшаяся часть второго ряда и третий – гугенотами. Вы будете заполнять таблицу за гугенотов. В конце урока мы её проверим. | Запись в тетрадь определения слова гугеноты. Начертить таблицу в тетрадь, заполнение таблицы по ходу урока. |
Работа с картой (2мин) | Откройте учебник и найдите карту «Реформация в Европе». Посмотрите, пожалуйста, на каких территориях была утверждена католическая, а на каких – протестантская церковь? Посмотрите, на каких территориях во Франции была утверждена католическая церковь, а где шла борьба между католиками и протестантами? Кое-что уже можно записать в таблицу. | Работа с картой, ответы на вопросы. |
Рассказ учителя. Начало религиозных войн и перемирие. (1мин) | В то время во Франции не было сильной королевской власти. В 1560-1574 гг. королём был Карл IX, но фактически правила властная, хитрая Екатерина Медичи, его мать. Главным для неё было укрепление королевской власти и сохранение единства страны. В 1562 г. произошло событие, положившее началу долгой и кровопролитной войне. Франсуа Гиз устроил расправу над гугенотами в местечке Васси. Это положило начало религиозным войнам (1562-1598). Только в 1570 г. в Сен-Жермене был подписан эдикт, разрешающий повсюду вести протестантские богослужения, гугеноты получили право занимать государственные должности, получали четыре крепости во владение, в т.ч. Ла-Рошель. | Записывают в тетрадь годы религиозной войны во Франции |
Варфоломеевская ночь. Просмотр видео. (5 мин) | Для того чтобы помирить католиков и гугенотов Карл IX решил выдать свою сестру Маргариту за лидера гугенотов Генриха Наваррского. Свадьба состоялась 18 августа 1572 г. Что было дальше, нам расскажет видео. Вопросы: Что такое Варфоломеевская ночь? Когда произошло это событие? Что произошло? Каковы итоги? Чему нас учит это событие? | Смотрят видео, отвечают на вопросы. |
Сравнительная таблица «Гугеноты и католики» (3 мин) | Таблица см. Приложение 2. 1) На каких территориях утвердились гугеноты, а на каких – католики? 2) Кто сочувствовал протестантизму, а кто – католикам? 3) Кто поддерживал гугенотов, а кто – католиков? (Вспомним, в каких странах было распространено католичество, а в каких – протестантизм.) 4) Каково было положение гугенотов и католиков? 5) Кто был лидером гугенотов, а кто – католиков? | Заполнение таблицы, проверка таблицы. |
Работа с документом. Нантский эдикт (3мин) | Карл IX умер в 1574. После него 15 лет правил его брат Генрих III. В 1589 г., перед смертью свой трон он завещал Генриху Наваррскому, но предупредил его, что Париж не примет гугенота. Генрих Наваррский вторично принял католическую веру со словами «Париж стоит мессы» и стал французским королём Генрихом IV. Все свои силы он бросил на то, чтобы прекратить войну, и в 1598 г. он издал Нантский эдикт. (документ, с.132) | Записывают в тетрадь год издания Нантского эдикта. Работают с документом, отвечают на вопрос. |
Рассказ учителя. Добрый король. Кардинал Ришельё (4мин) | Генрих Наваррский вошёл в историю как «добрый» король, потому что: 1) при нём Франция закончила воевать с Испанией; 2) снижен прямой налог с крестьян; 3) введён запрет арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот; 4) покровительствовал развитию торговли и мануфактуры; 5) способствовал созданию купеческих компаний; 6) улучшилась жизнь народа; 7) преодоление вызванной религиозной войной разрухи. Он многое ещё мог сделать, но в 1610 г. умер от предательского кинжала фанатика-католика. | Слушают учителя, смотрят презентацию. |
После смерти Генриха IV королём стал его малолетний сын Людовик XIII, от имени которого правила его мать Мария Медичи. Её политика привела к опустошению казны. В такой ситуации первым министром короля стал кардинал Ришелье (или Ришельё). Он продолжал политику Генриха IV. Он создал режим абсолютной монархии, который просуществовал около полутора веков. При нём: 1) У гугенотов отняли крепости и земли, но оставалась религиозная свобода; 2) Запретил дуэли между дворянами; 3) Интенданты (местные чиновники) назначались правительством и ему подчинялись; 4) Поощрял развитие промышленности, торговли, судоходства; 5) Франция втянута в Тридцатилетнюю войну; 6) Французская армия становится самой сильной в Европе. | ||
Подведение итогов урока (1 мин) | Что нового вы узнали сегодня на уроке? О чём ещё хотели бы узнать? | Отвечают на вопросы. |
Запись домашнего задания (1 мин) | § 14, вопрос №4 в серой рамочке письменно, на основе текста параграфа и документа «Ришелье. Политическое завещание» | Запись домашнего задания в дневник. |
Завершение урока | Благодарю вас за урок! |
Приложение 1.
Слова на карточке:
|
Приложение 2.
Гугеноты | Католики | |
Территории | Юг | Север |
Состав | Старинная знать, дворяне, горожане | Король, крестьянство |
Поддерживающие государства | Англия, Германия | Испания |
Положение | Жестоко преследуемые | Поддерживаются королём и основной массой населения |
Лидеры | Генрих Наваррский, адмирал Колиньи | Франсуа Гиз |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Конкурс знатоков по книге А. Дюма «Три мушкетера» по истории на тему: «Религиозные войны и укрепление Абсолютной монархии во Франции», проведенного совместно с родителями для учащихся 6 классов.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Конкурс знатаков по книге А. Дюма "Три мушкетера" по истории на тему: "Религиозные войны и укрепление Абсолютной монархии во Франции", прове...
Урок «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»
Развернутый конспект урока. Тема урока: «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»Цели урока:- Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франц...
План-конспект урока "Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции" по Всеобщей истории.
К план-конспекту прилагается презентация Power Point....
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Презентация может стать вспомогательным элементом в проведении урока Новой Истории....
Сценка "Три Генриха" в рамках урока "Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции"
Материал подготовлен для проведения урока по теме " Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции". Предназначен для характеристики главных действующих лиц религиозных войн X...
"Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции"
религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во франции презентация...
Опрос по теме: Религиозные войны и укрепление абсолютной монархи во Франции
В заданиях необходимо ответить верно или неверно утверждение....