Рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (6 класс)
Предварительный просмотр:
Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Федерального закона РФ №273-ФЗ «Об образовании РФ» от 29.12.2012
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897
Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1500 – 1800. 8 класс: учебник общеобразовательных организаций/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение» 2021.
Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 8 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение»,
Данилов А.А., Лукунин А.В. , Артасов И.А. Рабочая тетрадь. 8 класс. М
На изучение истории в 8 классе отводится 70 ч. Курс «Всеобщая история» в 8классе в объеме не менее 24 ч., курс «История России» в 8 классе в объеме не менее 44 ч.
Личностные, метапредметные и предметные результатыосвоения учебного предмета "История"
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
2.Содержание
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 24Ч.
ПОНЯТИЕ «Новая история», хронологические рамки Новой истории.
Век Просвещения (7 ч)
Истоки европейского Просвещения. Достижения естественных наук и распространение идей рационализма. Английское Просвещение; Дж. Локк и Т. Гоббс. Секуляризация (обмирщение) сознания. Культ Разума. Франция — центр Просвещения. Философские и политические идеи Ф. М. Вольтера, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. «Энциклопедия» (Д. Дидро, Ж. Д’Алам- бер). Германское Просвещение. Распространение идей Просвещения в Америке. Влияние просветителей на изменение представлений об отношениях власти и общества. «Союз королей и философов».
Государства Европы в XVIII в. (5 ч)
Монархии в Европе XVIII в.: абсолютные и парламентские монархии. Просвещенный абсолютизм: правители, идеи, практика. Политика в отношении сословий: старые порядки и новые веяния. Государство и Церковь. Секуляризация цер- ковных земель. Экономическая политика власти. Меркантилизм.
Великобритания в XVIII в. Королевская власть и парламент. Тори и виги. Предпосылки промышленного переворота в Англии. Технические изобретения и создание первых машин. Появление фабрик, замена ручного труда машинным. Социаль- ные и экономические последствия промышленного переворота. Условия труда и быта фабричных рабочих. Движения протеста. Луддизм.
Франция. Абсолютная монархия: политика сохранения ста рого порядка. Попытки проведения реформ. Королевская власть и сословия.
Германские государства, монархия Габсбургов, итальянские земли в XVIII в. Раздробленность Германии. Возвышение Пруссии. Фридрих II Великий. Габсбургская монархия в XVIII в. Правление Марии Терезии и Иосифа II. Реформы просвещенного абсолютизма. Итальянские государства: политическая раздробленность. Усиление власти Габсбургов над частью итальянских земель.
Государства Пиренейского полуострова. Испания: проблемы внутреннего развития, ослабление международных позиций. Реформы в правление Карла III. Попытки проведения реформ в Португалии. Управление колониальными владения- ми Испании и Португалии в Южной Америке. Недовольство населения колоний политикой метрополий.
Британские колонии в Северной Америке:
борьба за независимость (3 ч)
Создание английских колоний на американской земле. Со- став европейских переселенцев. Складывание местного самоуправления. Колонисты и индейцы. Южные и северные колонии: особенности экономического развития и социальных отношений. Противоречия между метрополией и колониями. «Бостонское чаепитие». Первый Континентальный конгресс (1774) и начало Войны за независимость. Первые сражения войны. Создание регулярной армии под командованием Дж. Вашингтона. Принятие Декларации независимости (1776). Перелом в войне и ее завершение. *Поддержка колонистов со стороны России. Итоги Войны за независимость. Конституция (1787). «Отцы-основатели». Билль о правах (1791). Значение завоевания североамериканскими штатами независимости.
Французская революция конца XVIII в. (4 ч)
Причины революции. Хронологические рамки и основные этапы революции. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Политические течения и деятели революции (Ж. Ж. ДантоЖ.-П. Марат). Упразднение монархии и провозглашение республики. Вареннский кризис. Начало войн против европейских монархов. Казнь короля. Вандея. Политическая борьба в годы республики. Конвент и «революционный порядок управления». Комитет общественного спасения. М. Робеспьер. Террор. Отказ от основ «старого мира»: культ разума, борьба против церкви, новый календарь. Термидорианский переворот (27 июля 1794 г.). Учреждение Директории. Наполеон Бонапарт. Государственный переворот 18—19 брюмера (ноябрь 1799 г.). Установление режима консульства. Итоги и значение революци
Страны Востока в XVIII в. (4 ч)
Османская империя: от могущества к упадку. Положение населения. Попытки проведения реформ; Селим III. Индия. Ослабление империи Великих Моголов. Борьба европейцев за владения в Индии. Утверждение британского владычества. Ки- тай. Империя Цин в XVIII в.: власть маньчжурских импера- торов, система управления страной. Япония в XVIII в. Сегуны и дайме. Положение сословий. Культура стран Востока в XVIII в.
Обобщение (1 ч). Историческое и культурное наследие XVIII в.
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в. (44 ч)
Россия в эпоху преобразований Петра I (16 ч)
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире. Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (8 ч)
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции - попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг. Внешняя политика в 1725-1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война 1741-1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756-1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя при Екатерине II (10 ч)
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под
предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии,
Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Россия при Павле I (2 ч)
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (10 ч)
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта.
№ | тема | Количество часов | Практичнские работы | Контрольные работы |
1 | МИР К НАЧАЛУ 18 ВЕКА | 24 | 3 | 1 |
2 | Россия в эпоху преобразований Петра I | 16 | 1 | 1 |
3 | Эпоха дворцовых переворотов | 6 | 1 | 1 |
4 | Российская империя при Екатерине и Павле | 12 | 1 | 1 |
5 | Культурное пространство Российской империи в XVIII в | 10 | 1 | 1 |
68 | 7 | 5 |
3. Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование курса Новой истории (24ч.)
№ п/п | Тема и тип урока | Кол-во часов | Дата | примечание | |
план | факт | ||||
| |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | .Введение. Мир к началу 18 века | 1 | |||
ГЛАВА 1. РОЖДЕНИЕ НОВОГО МИРА | 9 | ||||
2 | . «Европейское чудо» | 1 | |||
3 | Эпоха Просвещения | 1 | |||
4 | В поисках путей модернизации | 1 | |||
5 | Европа меняющаяся | 1 | |||
6-7 | Мир художественной культуры Просвещения | 2 | |||
9 | Международные отношения в 18 веке | 1 | |||
ГЛАВА 2. ЕВРОПА В ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ | |||||
10 | Англия на пути к индустриальной эре | 1 | |||
11 | Франция при старом порядке | 1 | |||
12 | Германские земли в 18 веке | 1 | |||
13 | Австрийская монархия Габсбургов в 18 в. | 1 | |||
ГЛАВА 3. ЭПОХА РЕВОЛЮЦИЙ | |||||
14-15 | Английские колонии в Северной Америке | 2 | |||
12-13 | Война за независимость британских колоний в Северной Америке. | 2 | |||
14-15 | Начало революции во Франции. От монархии к республике | 2 | |||
16 | Крушение монархии и установление Якобинской диктатуры | 1 | |||
17- | Термидорианский режим и Директория | 1 | |||
18 | . Европа в годы Французской революции | 1 | |||
19 | Обобщающее повторение | 1 | |||
ГЛАВА 4. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА | |||||
20 | Османская империя | 1 | |||
21-22 | Индия, Китай, Япония | 2 | |||
23 | .Колониальная политика Европейских держав | 1 | |||
24 | Основные итоги Новой истории XVIIIв. Итоговое повторение и обобщение | 1 |
Учебно-тематический план курса Истории России с конца XVI-XVIII вв. (44ч.)
ИСТОРИЯ РОССИИ
№ | параграф | ТЕМА УРОКА | дата | примечание | |
план | факт | ||||
1 | Тема Россия в эпоху преобразований ПетраI (16ч) Введение | ||||
2 | 1 | Россия и Европа в конце XVIIвека | |||
3 | 2 | Предпосылки Петровских преобразований | |||
4 | 3 | Начало правления Петра | |||
5 | 4 | Северная война 1700-1721гг. | |||
6 | 5 | Реформы управления Петра | |||
7 | 6 | Экономическая политика Петра | |||
8 | 7 | Российское общество в Петровскую эпоху | |||
9 | 8 | Церковная реформа. | |||
10 | 9 | Социальные и национальные движения | |||
11 | 10 | Перемены в культуре России при Петре | |||
12 | 11 | Повседневная жизнь и быт при Петре | |||
13 | 12 | Значение Петровских преобразований в истории страны. | |||
14 | Диспут «Петр-«чудо» или «чудовище»? | ||||
15 | Обобщающее повторение. | ||||
16 | Контрольный урок | ||||
17 | 13 | Эпоха дворцовых переворотов (6 часов) | |||
18 | 14 | Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762) | |||
19 | 15 | Внутренняя политика и экономика России (1725-1762) | |||
20 | 16 | Внешняя политика России (1725-1762) | |||
21 | Национальная и религиозная политика (1725-1762) (проектная работа) | ||||
22 | Обобщающее повторение главы | ||||
23 | 17 | Российская империя при Екатерине II (10 часов) Россия в системе международных отношений | |||
24 | 18 | Внутренняя политика Екатерины II | |||
25 | 19 | Экономическое развитие России в XVIII в. | |||
26 | 20 | Социальная структура Российского общества в XVIII | |||
27 | 21 | Восстание под предводительством Е.И. Пугачева | |||
28 | Национальная и религиозная политика Екатерины II | ||||
29-30 | 22 | Внешняя политика Екатерины II | |||
31 | 23 | Начало освоения Новороссии и Крыма | |||
32 | 24 | Внутренняя политика ПавлаI | |||
33 | 25 | Внешняя политика ПавлаI | |||
34 | Обобщающее повторение | ||||
Культурное пространство Российской империи в XVIII в | 10 | ||||
35 | Общественная мысль, литература, пресса | ||||
36 | Образование, наука и техника в XVIII в. | ||||
37-38 | Российская архитектура, живопись, скульптура | ||||
39 | Музыкальное и театральное искусство | ||||
40 | Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни | ||||
41 | Контрольно-оценочный урок по теме : "Россия в XVIII веке» | ||||
42 | Обобщающее повторение | ||||
2 часа-резерв |
ска;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...