Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)

Богомолова Елена Евгеньевна

Рабочая программа 6 класса по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_prog_6_kl_istoriya.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

Рабочая программа составлена на основе:

1.Закона РФ «Об образовании» ст. 32, п. 7.
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089.
3. Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253"

  1. авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России»,

авторской программы по Всеобщей истории - Годера Г.И. и Свенцицкой И.С.,

Агибаловой Е.В.

        Программа ориентирована на использование УМК:

История Средних веков:

  • учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2020;

История России:

  • учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.-  М.: Просвещение, 2016год;

 Предмет «история» в 6  классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

1. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 6 классе

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Учащиеся должны знать:

  • хронологию, работу с хронологией;
  • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
  • Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
  • Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  

Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - 
  • работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории

Метапредметные результаты 

  • способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками,

Личностные результаты

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Учащиеся должны владеть:

  • способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - 
  • чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.

2. Содержание тем учебного курса

Раздел 1.Введение (1 час)

Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.

Раздел 2. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв) (5 часов)

 Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.

Культура, быт и нравы варварского населения Европы.

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.

Раздел 3. Арабы в VI – XI вв. (2 часа)

Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.

Раздел 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)

 Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Раздел 5. Средневековый город и его обитатели (2 часа)

Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Раздел 6. Католическая церковь. (2 часа)

Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.

Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.

Причины и цели крестовых походов.

Раздел 7.Образование централизованных государств в Западной Европе (6 часов)

Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.

Столетняя война. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.

Раздел 8.  Германия и Италия в XII-XV веках. (2 часа)

Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.

Раздел 9. Славянские государства и Византия. (2 часа)

Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.

Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.

Раздел 10. Культура Западной Европы в XI – XV вв.(2 часа)

Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.

Раздел 11. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (1 час)

Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.

Природа и население Индии. Государство. Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.

Раздел 12. Итоговое повторение. (1 час)

Итоговое повторение курса История Средних веков.

ИСТОРИЯ РОССИИ

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (40 ч)

Введение

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. 

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти.

Образование государства Русь

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства..Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.Крещение Руси.

Русь в конце X — начале XII в.

Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Ор-

ганы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры..

Русь в середине ХII — начале XIII в.

Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель  самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права.

Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIII  —  XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии.

 Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.

Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви.

        

Формирование единого Русского государства

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Культурное пространство единого государства.


«История Средних веков» 6 класс

№ тем

тема

              Дата

примечание

План

Факт.

1

2

3

4

1

Введение. Живое средневековье.

Раздел 1. Раннее средневековье

3

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

5

Феодальная раздробленность в Западной  Европе в IX – XI вв.

6

Британия и Ирландия в раннее средневековье.

7

Византия при Юстиниане. Культура Византии

8

Образование славянских государств.

9-10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран Арабского халифата

Раздел 2. Зрелое Средневековье

11

В рыцарском замке

Средневековая деревня и ее обитатели

12

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни

13

Торговля в Средние века

14

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

15

Крестовые походы.

16

Как происходило объединение Франции.

Что англичане считают началом своих свобод

17

Столетняя война.

Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии.

18

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

19

Государства оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12 – 15 веках

20

Польша и Чехия в 14-15 веках

21

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

22

Образование, философия, литература  в  XI-XV вв.

23

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

24

Научные открытия и изобретения

Раздел 3. Страны Востока в Средние века

25

Средневековая Азия: Индия ,  Китай, Япония.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

27

Итоговое повторение. Историческое и культурное наследие Средневековья Защита проекта.

28

Контрольный тест

Итого

28 ч

2ч- резерв.

                                   

Поурочное планирование 2 часа в неделю (40 час)

«История России»

№ тем

тема

дата

Примечание

    План

Факт.

1

2

3

4

31

Наша Родина — Россия

32

Древние люди и их стоянки на территории современной России

33

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

34

Образование первых государств

35

Восточные славяне и их соседи

36

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

37

Первые известия о Руси

39-38

Становление Древнерусского государства

40

Правление князя Владимира. Крещение Руси

41

Русское государство при Ярославе Мудром

42

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

43

Общественный строй и церковная организация на Руси

44

Культурное пространство Европы и культура Руси

45

Повседневная жизнь населения

46

Место и роль Руси в Европе

47

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русь в IX — первой половине XII в.»

48

Политическая раздробленность на Руси

49

Владимиро-Суздальское   княжество

50

Новгородская  республика

51

Южные и юго-западные русские княжества

52

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русь в середине XII— начале   XIII в.»

53

Монгольская империя и изменение политической картины мира

54

Батыево нашествие на Русь

55

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

56

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

57

Литовское государство и Русь

58

Усиление Московского княжества

59

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

60

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

61

Родной край в истории и культуре Руси

62

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.»

63

Русские земли на политической карте Европы и мира в нача- леХУв.

64

Московское княжество в первой половине XV в.

65

Распад Золотой Орды и его последствия

66

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

67

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

68

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

69

Формирование культурного пространства единого Российского государства

70

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Формирование единого Русского государства»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...