РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « История » для 5 класса основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
рабочая программа по истории (5 класс)

 

.Примерная рабочая программа учебного предмета «История» составлена с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО, обучающихся с ЗПР.

Учебный   предмет    «История»    входит    в    предметную    область

«Общественно-научные предметы» и изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах. Он опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «Обществознание», «Литература», «Основы духовно- нравственной культуры народов России», «География» и другие.

Историческое образование на ступени основного общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта обучающихся с ЗПР при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_predmeta_istoriya_5klass.docx80.25 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Новосибирской области

Управление образования Купинского района

МБОУ Купинская школа-интернат № 1

РАССМОТРЕНО                              СОГЛАСОВАНО                               УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО педагогов         заместитель директора по УВР        Директор

_________Сохина Т.П.                     ___________Нестерова Г.В.             __________Кокарева О.В

Протокол №                                      Протокол №                                       Приказ №

от «___»______ ______г.                 от «____»________ _______г.          от «____»________ ______г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

« История »

для 5 класса основного общего образования

специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

на 2022-2023  учебный год

Составитель Герций Валентина Ивановна

                                                                       Учитель истории

Купино 2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа по истории для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования по предмету «История», Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Согласно своему назначению примерная рабочая программа является ориентиром для составления рабочих авторских программ: она дает представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся с задержкой психического развития средствами учебного предмета «История»; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса.

Общая характеристика учебного предмета «История»

Примерная рабочая программа учебного предмета «История» составлена с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО, обучающихся с ЗПР.

Учебный   предмет    «История»    входит    в    предметную    область

«Общественно-научные предметы» и изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах. Он опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «Обществознание», «Литература», «Основы духовно- нравственной культуры народов России», «География» и другие.

Историческое образование на ступени основного общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта обучающихся с ЗПР при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Учебный предмет «История» имеет интегративный характер, его изучение направлено на образование, воспитание и развитие обучающихся. Предмет играет большую роль в формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, обеспечивая воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Расширение исторических знаний, обучающихся с ЗПР сочетается с воспитанием ценностных ориентиров: внутренней установки личности ценить и гордиться своей Родиной, проявлять уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, бережно относиться к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, истории и традициям народов других государств.

Структурно предмет «История» включает учебные курсы по Всеобщей истории и Истории России. Знакомство обучающихся с ЗПР при получении основного общего образования с данным предметом начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся с ЗПР представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, формировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе и значение малой родины в контексте мировой истории.

Курс всеобщей истории призван сформировать у обучающихся с ЗПР познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.

В рамках курса всеобщей истории обучающиеся с ЗПР знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися с ЗПР культурного многообразия мира, социально- нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников. Курс дает возможность обучающимся с ЗПР научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.

Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию обучающимися с ЗПР своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных (сравнительно-исторических) характеристик.

Цели и задачи изучения учебного предмета «История»

Общие цели школьного исторического образования представлены в Примерной рабочей программе основного общего образования. Они включают формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике.

Основной целью обучения детей с задержкой психического развития является формирование у обучающихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • формирование у обучающихся с ЗПР исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;
  • овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для обучающихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма;
  • формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личным

и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

  • выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
  • развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

Цель и задачи преподавания истории обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические особенности учеников.

Особенности отбора и адаптации учебного материала по истории

Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета

«История», направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности и самостоятельности суждений, создание условий для осмысленного выполнения учебной работы, формирование умения работать с текстом учебника и самостоятельно пополнять свои знания, в том числе из источников внеурочной информации.

Обучающиеся с ЗПР испытывают серьезные трудности при изучении данного учебного предмета, это прежде всего связано с особенностями их познавательной деятельности. Для обучающихся характерны недостаточный уровень развития логического мышления, затруднения в установлении причинно-следственных связей, сниженная память, отставания в развитии речи, слабость саморегуляции. В связи с этим обучающиеся замедленно овладевают необходимыми обобщенными историческими представлениями и понятиями, плохо запоминают историческую периодизацию и хронологию, затрудняются в анализе и обобщении конкретных исторических фактов, в понимании закономерностей общественного развития; испытывают трудности при анализе текста учебника.

На уроках истории, обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение учебного материала. Для преодоления этих трудностей основное внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его детального объяснения с систематическим повтором, использования приемов актуализации (визуальная опора, памятка, алгоритм, схема, карта).

Примерная программа предусматривает внесение некоторых изменений: уменьшение объема теоретических сведений, исключение излишней детализации, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения. Темы для ознакомительного изучения в программе выделены курсивом.

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «История»

Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми образовательными потребностями. Следует усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР, обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по предмету: освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, шаблоны, опорные таблицы). Учителю рекомендуется активно привлекать дополнительный наглядный материал, технические средства обучения, а также учить работать с учебником – выделять главную мысль параграфа, составлять развернутый план, искать в тексте ответы на вопросы, обращаться за дополнительной информацией к другим разделам учебника. Полезно организовывать «выездные» или виртуальные уроки в музее и экскурсии. Особое внимание нужно уделять обучению структурированию материала: составлению рисуночных и вербальных схем, составлению таблиц, составлению классификации с обозначенными основаниями для классификации и наполнению их примерами и др. Организация учебного материала крупными блоками в виде таблицы способствует обобщению сведений, пониманию закономерностей исторического процесса, лучшему запоминанию и усвоению конкретных исторических фактов.

Рекомендуется использовать средства наглядности:

  • исторические карты и атласы по темам курса;
  • артефакты и копии исторических предметов, макеты;
  • портреты исторических деятелей, выдающихся полководцев;
  • исторические картины, репродукции;
  • презентации по темам курса.

На уроках истории следует организовывать различные коллективные формы работы: парами, группами, что будет способствовать закреплению у обучающихся с ЗПР навыков сотрудничества и продуктивной коммуникации.

Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. Для развития умения делать выводы, формирования единого речевого целого у обучающихся с ЗПР необходимо использовать клише и опорные слова. Следует предусмотреть проведение на уроках специальной работы над терминологической и тематической лексикой учебной дисциплины, а также над лексикой, необходимой для организации учебной деятельности в целях ее понимания, усвоения и запоминания обучающимися с ЗПР, адекватного применения в различных видах деятельности.

При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Введение нового термина, новой лексической единицы проводится на основе

обращения к этимологии слова и ассоциациям. Каждое новое слово включается в контекст, закрепляется в речевой практике обучающихся. Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.

Коррекционно­развивающая направленность истории заключается в том, что на уроках ведется целенаправленная работа по развитию речи и словесно­логического мышления на основе материала исторического содержания. В процессе уроков требуется обеспечить накопление обучающимися специальных понятий, к числу которых относятся:

  • частно­исторические понятия (характерные для определенного периода в истории), отражающие и обобщающие конкретные исторические явления;
  • общеисторические понятия, отражающие и обобщающие явления, свойственные определённой общественно-экономической формации;
  • социологические понятия, отражающие общие связи и закономерности исторического процесса.

Ведущими являются общеисторические понятия. Освоение социологических понятий становится возможным только на базе общеисторических.

У обучающихся с ЗПР должно осуществляться развитие общеучебных умений: выделять существенные и несущественные признаки того или иного исторического явления, события; сравнивать, обобщать, делать выводы; доступно передавать информацию, структурировать свои ответы.

Поскольку в ходе уроков истории возникает объективная необходимость запоминать и воспроизводить значительное количество исторических фактов, иноязычных имен, временных границ, следует учить обучающихся с ЗПР использовать различные средства фиксации материала. Это могут быть условные обозначения (символы, схемы, таблицы, лента времени и т.д.).

Место учебного предмета «История» в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «История» входит в общественно-научную предметную область и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «История», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования, Примерной адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения составляет 70 часов, недельная нагрузка составляет 2 часа, при 35  учебных неделях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  ИСТОРИЯ

5 КЛАСС

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Введение. Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.

ПЕРВОБЫТНОСТЬ

Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство7. Род и родовые отношения.

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.

Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.

ДРЕВНИЙ МИР

Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.

Древний Египет

Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.

Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.

Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).

Древние цивилизации Месопотамии

Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.

Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.

Ассирия. Завоевания ассирийцев. Начало обработки железа. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.

Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.

Восточное Средиземноморье в древности

Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.

Персидская держава

Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.

Древняя Индия

Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание). Объединение Индии царем Ашокой.

Древний Китай

Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.

Древняя Греция. Эллинизм Древнейшая Греция

Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».

Греческие полисы

Подъем хозяйственной   жизни   после   «темных   веков».   Развитие

земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии.

Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.

Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.

Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.

Культура Древней Греции

Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.

Македонские завоевания. Эллинизм

Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим

Возникновение Римского государства

Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.

Римские завоевания в Средиземноморье

Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.

Поздняя Римская республика. Гражданские войны

                       Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную

             реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия               итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.

Расцвет и падение Римской империи

Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима

Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.

Обобщение. Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата

изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Введение

1.1.

Введение

2

1

Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом; Приводить примеры вещественных и письменных исторических источников;

Характеризовать отрезки времени, используемые при описании прошлого (год, век, тысячелетие, эра);

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/7522/start/310329

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/7521/start/253219

Итого по разделу

2

Раздел 2. Первобытность

2.1.

Первобытность

4

1

Показывать на карте места расселения древнейших людей, известные историкам;

Объяснять, какое значение для древнейших людей имело овладение огнем, как его добывали и поддерживали;

Объяснять, чему, каким силам поклонялись древнейшие люди; Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, язычество, миф;

Тестирование;

http://vm.kencu.ru

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/7522/start/310329

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/7521/start/253219

Итого по разделу

4

Раздел 3. Древний Восток

3.1.

Древний Египет

7

Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на занятия населения; Рассказывать, как произошло объединение Египта, раскрывать значение этого событие;

Объяснять, чем прославился фараон Рамсес II;

Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма);

Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/7529/start/252754

3.2.

Древние цивилизации Месопотамии

4

1

Называть и показывать на карте древнейшие города-государства Месопотамии;

Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи; Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона;

Практическая работа; Тестирование;

https://resh.edu/ru./subject/lesson/7525/start/310391

3.3.

Восточное Средиземноморье в древности

2

Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии; Называть и показывать на карте древние государства Палестины;

Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм, иудаизм, пророк, Ветхий завет;

Устный опрос;

https://resh.edu/ru./subject/lesson/7526/start/2522227

3.4.

Персидская держава

2

Объяснять причины военных успехов персидской армии; Характеризовать систему управления персидской державой;

Объяснять значение понятий и терминов: сатрап, зороастризм, Авеста;

Диктант;

https://resh.edu/ru./subject/lesson/7531/start/253064

3.5.

Древняя Индия

2

Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту; Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения;

Объяснять, о чем повествуют поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», чем они интересны для историков;

Устный опрос;

https://resh.edu/ru./subject/lesson/7531/start/253064

3.6.

Древний Китай

3

Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев, совершенствовании орудий их труда, технических сооружениях;

Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и итогов его деятельности;

Рассказывать о достижениях древних китайцев в развитии ремесел и торговли;

Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о причинах его популярности в Древнем Китае и в последующие столетия;

Тестирование;

https://resh.edu/ru./subject/lesson/7533/start/252661

Итого по разделу

20

Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм

4.1.

Древнейшая Греция

4

Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения;

Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея»;

Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь»;

Тестирование;

https://resh.edu/ru./subject/lesson/7532/start/310484

4.2.

Греческие полисы

10

Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония;

Показывать на карте направления Великой греческой колонизации, называть наиболее значительные колонии, в том числе в Северном Причерноморье. Рассказывать, как осуществлялось управление греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями;

Объяснять, почему историки связывали расцвет Афинского государства с именем Перикла;

Называть причины, основных участников и итоги Пелопоннесской войны;

Устный опрос;

http://maxbooks/ru/greese/utovs133/htm

4.3.

Культура Древней Греции

3

Рассказывать о том, чему учили детей в школах Древней Греции; Называть древнегреческих ученых, известных своими трудами по философии, истории, другим отраслям наук;

Рассказывать о древнегреческом театре, организации представлений; Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих игр в Олимпии. Объяснять, что греки ценили в спортивных состязаниях, в чем выражалось их отношение к играм;

Тестирование;

http://tythology.sgu/ru

4.4.

Македонские

завоевания. Эллинизм

3

Объяснять, что способствовало усилению Македонии в IV в. до н. э., какую роль сыграл в этом царь Филипп II;

Систематизировать в виде таблицы информацию о завоевательных походах Александра Македонского;

Представлять характеристику («исторический портрет») Александра Македонского;

Рассказывать, чем славилась Александрия Египетская, почему она считалась культурным центром эллинистического мира;

Практическая работа;

https://resh.ebu/ru/subject//lesson/7541/start/252878

Итого по разделу

20

Раздел 5. Древний Рим

5.1.

Возникновение Римского государства

3

1

Сопоставлять информацию о происхождении Рима, содержащуюся в легенде и полученную в ходе исследований историков;

Объяснять, как было организовано управление Римской республикой (какими полномочиями обладали консулы, народные трибуны, Сенат, народное собрание);

Рассказывать об организации и вооружении римской армии, привлекая иллюстрации учебника;

Показывать на исторической карте, с какими противниками воевали римляне в борьбе за власть над Италией;

Объяснять происхождение и смысл выражений «Гуси Рим спасли»,«Пиррова победа», «Разделяй и властвуй!»;

Устный опрос;

http://ancierome.ru/anteitr/t.htm?a_1364000100

5.2.

Римские завоевания в Средиземноморье

3

Представлять общую характеристику Пунических войн (причины, хронологический период, участники, наиболее значительные походы и сражения, итоги);

Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал;

Показывать на исторической карте территории римских провинций,

объяснять, какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций;

Устный опрос;

https://vk.com/wall_58440231_10110

5.3.

Поздняя Римская республика.

Гражданские войны

5

Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II в. до н. э. стал вопрос о переделе «общественной земли»;

Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов; Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие силы противостояли друг другу;

Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме;

Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины, участники, основные периоды восстания, итоги);

Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять, благодаря чему он вошел в историю;

Устный опрос;

https://bigens/ru/world_history/text/4172784

5.4.

Расцвет и падение Римской империи

6

Рассказывать об установлении единоличной власти Октавиана Августа; Показывать на исторической карте территорию Римской империи,

объяснять, как было организовано управление провинциями;

Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем различались условия их жизни и труда;

Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Колизей, акведук, амфитеатр, термы;

Объяснять значение понятий и терминов: Библия, Евангелие, апостол, церковь, патриарх, епископ. Рассказывать о разделении Римской

империи на Западную и Восточную;

Участвовать в обсуждении вопроса «Почему пала Западная Римская империя?»;

Устный опрос;

https://vk.com/wall_58440231_10110

5.5.

Культура Древнего Рима

3

1

Раскрывать смысл понятия «золотой век римской поэзии», называть имена поэтов золотого века;

Составлять описание известных архитектурных сооружений Древнего Рима (по выбору);

Сравнивать внешний вид древнегреческих и древнеримских храмов. Определять общие черты и различия;

Устный опрос;

https:/ resh.edu/ru/sublect/lezzon/7551/start/325120

Итого по разделу

20

Раздел 6. Обобщение

6.1.

Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира

2

;

Работа с картой;

умение работать по линии времени; работа с понятиями;

анализ исторических источников;

ВПР;

ВПР в 5 классе

Итого по разделу

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

70

0

5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п

/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Введение. Счет лет в истории

1

0

0

Устный опрос;

2.

Введение. Счет лет в истории

1

1

1

Практическая работа;

3.

Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей

1

0.25

0

Устный опрос; работа с исторической картой;

4.

Возникновение искусства и религиозных верований

1

0.25

0

Устный опрос;

5.

Возникновение земледелия и скотоводства

1

0.25

0

Устный опрос;

6.

Появление неравенства и знати

1

0.5

0

Письменный контроль;

7.

Государство на берегах Нила

1

0.25

0

Устный опрос; работа с исторической картой;

8.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

0.25

0

Устный опрос; задания на функциональну

9.

Жизнь египетского вельможи

1

0.25

0

Тестирование;

10.

Военные походы фараонов

1

0.25

0

Устный опрос; работа с исторической картой;

11.

Религия древних египтян

1

1

0

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

12.

Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян

1

1

1

Работа в группах

;

13.

Повторение.

1

1

0

Контрольная работа;

14.

Древнее Двуречье

1

0

0

Устный опрос; работа с исторической картой;

15.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

0.25

0

Устный опрос; решение исторических задач;

16.

Ассирийская держава

1

0.25

0

Устный опрос; работа с исторической картой;

17.

Ассирийская держава

1

0.25

0

Устный опрос; работа с исторической картой;

18.

Финикийские мореплаватели

1

0.25

0

Устный опрос; работа с исторической картой;

19.

Библейские сказания. Древнееврейское царство

1

0.25

0

Тестирование;

20.

Персидская держава «царя царей»

1

0.25

0

Устный опрос; работа с исторической картой;

21.

Повторение

1

0.75

0

Письменный контроль;

22.

Природа и люди Древней Индии

1

1

0

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; работа с исторической картой;

23.

Индийские варны

1

0.25

0

Устный опрос;

24.

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

0.25

0

Устный опрос; работа с исторической картой;

25.

Первый властелин единого Китая

1

0.25

0

Устный опрос;

26.

Повторение.

1

1

0

Контрольная работа;

27.

Греки и критяне

1

0.25

0

Устный опрос; работа с исторической картой;

28.

Микены и Троя

1

0.25

0

Устный опрос;

29.

Поэмы Гомера «Илиада» и«Одиссея»

1

1

1

Практическая работа; Работа с текстом поэм;

30.

Религия древних греков

1

0.25

0

Устный опрос;

31.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

0.25

0

Устный опрос;

32.

Зарождение демократии в Афинах

1

0.25

0

Устный опрос;

33.

Древняя Спарта

1

0.25

0

Устный опрос;

34.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

0.25

0

Устный опрос; работа с исторической картой; решение исторических задач;

35.

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

0.25

0

Устный опрос; работа с исторической картой;

36.

Нашествие персидских войск

1

0.25

0

Тестирование;

37.

В гаванях афинского порта Пирей

1

0.25

0

Устный опрос;

38.

В городе богини Афины

1

0.25

0

Устный опрос;

39.

Афинская демократия при Перикле

1

0.25

0

Устный опрос; работа с историческими документами;

40.

Повторение

1

0.75

0

Письменный контроль;

41.

Олимпийские игры в древности

1

1

0

Работа в группах;

42.

В афинских школах и гимнасиях

1

1

0

Работа в группах;

43.

В афинском театре

1

1

0

Работа в группах;

44.

Города Эллады подчиняются Македонии

1

0.25

0

Устный опрос;

45.

Поход Александра Македонского на Восток.

В Александрии Египетской

1

0.25

0

Устный опрос; работа с исторической картой;

46.

Повторение.

1

1

0

Контрольная работа;

47.

Древнейший Рим

1

0.25

0

Устный опрос; работа с исторической картой; задания

48.

Завоевание Римом Италии

1

0.25

0

Устный опрос; работа с исторической картой;

49.

Устройство Римской республики

1

1

0

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

50.

Вторая война Рима с Карфагеном

1

0.25

0

Устный опрос; работа с исторической картой; с историческим и документами;

51.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

0.25

0

Тестирование;

52.

Рабство в Древнем Риме

1

0.25

0

Устный опрос;

53.

Земельный закон братьев Гракхов

1

0.25

0

Устный опрос; работа с историческими документами;

54.

Восстание Спартака

1

1

0

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

55.

Единовластие Цезаря

1

0.25

0

Устный опрос;

56.

Установление империи

1

0.25

0

Тестирование;

57.

Соседи Римской империи

1

0.25

0

Устный опрос; работа с исторической картой;

58.

В Риме при императоре Нероне

1

0.25

0

Устный опрос; работа с историческими документами; иллюстрациями;

59.

Первые христиане и их учения

1

0.25

0

Устный опрос;

60.

Расцвет империи во II веке н.э

1

0.25

0

Устный опрос;

61.

Вечный город и его жители

1

0.25

0

Устный опрос;

62.

Римская империя при Константине

1

0.25

0

Устный опрос; работа с историческими документами;

63.

Взятие Рима варварами

1

0.25

0

Устный опрос;

64.

Римская литература. Развитие наук

1

1

0

Работа в группах;

65

66.

Искусство Древнего Рима

1

1

0

Работа в группах;

67.

Повторение.

1

1

0

Контрольная работа;

68.

ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ

1

1

0

Устный опрос; задания на функциональну

69.

ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ

1

1

0

Устный опрос;

70

Посещение краеведческого музея        г. КУПИНО.

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

70

31.25

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс. Автор(ы): Шевченко Н. И.

Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс Автор(ы): Крючкова Е. А.

Всеобщая история. История Древнего мира. Тетрадь для проектов и творческих работ. 5 класс. Автор(ы): Вигасин А. А., Соколова Л. А., Артемов В. В.

Дмитрий Савкин: История Древнего мира. 5 класс. Материалы к каждому уроку. Проблемные задания. Тесты. ФГОС

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://lesson-history.narod.ru/

Российская электронная школа

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Исторические карты по истории Древнего мира

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Хрестоматия по истории Древнего мира. Москва. Прос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования     на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология» 8 класс основное общее образование, базовый уровень Составлена на основе авторской общеобразовательной программы «Технология» (авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д Симоненко) по направлению «

Пояснительная записка. Рабочая программа  разработана на основе Примерных программ по технологии Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования, авторской програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология» 9 класс основное общее образование, базовый уровень Составлена на основе авторской общеобразовательной программы «Технология» (авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д Симоненко) по направлению «

Пояснительная записка. Рабочая программа  разработана на основе Примерных программ по технологии Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования «Технология. Cель...

Рабочая программа учебного предмета « Математика» 5 класс, основное общее образование (ФГОС), на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с  учетом УМК авторов Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. по математике для 5 классо...

Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. 9 класс

Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой....

Рабочая программа по истории 8 класс (основное общее образование) 2017-2018 учебный год

Рабочая программапо истории8 класс (основное общее образование)2017-2018 учебный год...