Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории

Рассадина Татьяна Викторовна

Рабочая  программа по истории составлена в соответствии:

· Федеральным законом РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015года №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»

· с учетом учебного плана МАОУ «Хоринская средняя школа №1 им. Д.Ж.Жанаева».

Изучение «Основ духовно-нравственной культуры народов России» проходит через темы уроков : «Культура Византии. Культура народов России».

Личностные результаты изучения истории Средних веков включает в себя:

  • представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
  • приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Средневековье , уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Метапредметные  результаты изучения истории Средних веков включает в себя:

  • способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
  • готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,  вести конструктивный диалог;
  • умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения,  планы, схемы, презентации, проекты);
  • способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Предметные результаты изучения истории в 6 классе включают в себя:

  • целостное представление об историческом развитии человечества .
  • яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями  и памятниками культуры крупнейших цивилизаций   Древнего мира;
  • способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Всеобщей истории, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
  • представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Средние  века и специфическом историческом  источнике для изучения прошлого;
  • умения датировать события и процессы в истории Средних веков, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями.
  • уметь читать историческую карту, находить  и  показывать на ней историко-географические объекты Средних веков,  анализировать и обобщать данные карты;
  • уметь характеризовать важные факты истории средних веков, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
  • уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Средних веков, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
  • умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры  средневековых  цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
  • умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Средних веков;
  • -умения соотносить единичные события в отдельных странах  Средневековья с общими явлениями и процессами;
  • -готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Средних веков, способствовать их охране.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ist._6-oy_kl.docx50.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1

имени ДармыЖанаевичаЖанаева»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ / Гомбоева Т.А. /

        ФИО

Протокол № 1 от

«29» августа  2022 г.

«Согласовано»

Зам. директора по НМР

_____ /Садовская С.Г. /

ФИО

«31» августа 2022 г.

«Утверждаю»

Директор школы:

_______ /Ч.Б.Бадмаев /

ФИО

Приказ № 107  от

«01» сентября 2022 г.

Рабочая программа

Предмет: История

Класс: 6

Количество часов: 70 часов

ФИО учителя:  Рассадина Татьяна Викторовна

Квалификационная категория:

с.Хоринск

2021-22у

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая  программа по истории составлена в соответствии:

 Федеральным законом РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015года №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»

 с учетом учебного плана МАОУ «Хоринская средняя школа №1 им. Д.Ж.Жанаева».

Изучение «Основ духовно-нравственной культуры народов России» проходит через темы уроков : «Культура Византии. Культура народов России».

Личностные результаты изучения истории Средних веков включает в себя:

  • представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
  • приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Средневековье , уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Метапредметные  результаты изучения истории Средних веков включает в себя:

  • способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
  • готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,  вести конструктивный диалог;
  • умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения,  планы, схемы, презентации, проекты);
  • способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Предметные результаты изучения истории в 6 классе включают в себя:

  • целостное представление об историческом развитии человечества .
  • яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями  и памятниками культуры крупнейших цивилизаций   Древнего мира;
  • способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Всеобщей истории, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
  • представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Средние  века и специфическом историческом  источнике для изучения прошлого;
  • умения датировать события и процессы в истории Средних веков, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями.
  • уметь читать историческую карту, находить  и  показывать на ней историко-географические объекты Средних веков,  анализировать и обобщать данные карты;
  • уметь характеризовать важные факты истории средних веков, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
  • уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Средних веков, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
  • умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры  средневековых  цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
  • умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Средних веков;
  • -умения соотносить единичные события в отдельных странах  Средневековья с общими явлениями и процессами;
  • -готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Средних веков, способствовать их охране.

2.Содержание учебного предмета

Название разделов

Название тем

1

Раздел I.  СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI вв.)

Образование варварских королевств. Государство франков в VI—VIII веках
Христианская церковь в раннее Средневековье
Возникновение и распад империи Карла Великого
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX—XI веках, Англия в раннее Средневековье

2

Раздел II.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ

 Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами
Культура Византии. Культура народов России

Образование славянских государств

3

Раздел III.  Арабы в VI – XI вв.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад
 Культура стран халифата

4

Раздел IV. Феодалы и крестьяне.

Средневековая деревня и её обитатели . В рыцарском замке 

5

Средневековый город и его обитатели

Формирование средневековых городов. Городское ремесло Торговля в Средние века
 Горожане и их образ жизни

6

Раздел 6. Католическая церковь.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики Крестовые походы 

7

Раздел 7.Образование централизованных государств в Западной Европе

 Как происходило объединение Франции —
Что англичане считают началом своих свобод
Столетняя война
 Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии
 Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII—XV веках

8

 Славянские государства и Византия в XIV—XV веках 

Гуситское движение в Чехии 
 Завоевание турками-османами Балканского полуострова

9

Глава IX. Культура Западной Европы в Средние века

Образование и философия 
Средневековая литература
Средневековое искусство
Культура раннего Возрождения в Италии
 Научные открытия и изобретения 

10

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония 
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки
Наследие Средних веков в истории человечества

ИСТОРИЯ РОССИИ

1

Раздел 1. Древняя Русь в VIII- первой половине XII в.

Что изучает история Отечества, вспомогательные исторические дисциплины.

Происхождение восточных славян. Влияние природной среды на и их хозяйство и образ жизни. Языческие верования. Родоплеменная организация восточных славян и её эволюция. Крупнейшие племенные союзы и территория их расселения. Формирование общности восточнославянских племён и их ближайших соседей.

Предпосылки создания Древнерусского государства: общественное расслоение, появление княжеской власти. Развитие ремесла и торговли. Города. Варяги в Восточной Европе. Путь «из варяг в греки». Новгород и Киев. Утверждение династии Рюриковичей. Эволюция внутриполитической организации и рост международного влияния Руси при Игоре, Ольге и Святославе. Военные походы князей. Русско-византийские отношения.

Личность князя Владимира. Борьба за киевский престол. Приход Владимира к власти. Походы князя Владимира. Расширение территории государства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Борьба за власть сыновей Владимира. Личность князя Ярослава. Внутренняя и внешняя политика Ярослава. Развитие просвещения. Начало русского законодательства, Русская Правда.

Русь при Ярославичах. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Княжеские съезды. Владимир Мономах – последний правитель единого государства. Военные походы князя. Борьба с половцами. Устав Владимира Мономаха.

Основные социальные слои древнерусского общества: князья, дружинники, бояре, духовенство, горожане и землепашцы-общинники. Княжеская власть, городское вече. Занятия и образ жизни землевладельцев и земледельцев. Зависимые категории населения. Развитие городов, ремесла и торговли. Быт и образ жизни знатных и простых горожан.

Русь в орбите восточнохристианского мира. Легенды, былины и сказания. Письменность, образование и грамотность на Руси. Летописание. «Повесть временных лет». Жанры и произведения древнерусской литературы. Художественная культура: деревянная и каменная архитектура, живопись, ювелирное и прикладное искусство. Вклад древнерусской культуры в мировую культуру.  

2

Раздел 2. Русь удельная в XII –XIII в.

Экономические и политические причины раздробленности. Окончательный распад Древнерусского государства, взаимоотношения русских земель и княжеств, их отношения со степью в период раздробленности. Последствия раздробленности.

Территория и население Владимиро-суздальского княжества. Природные и хозяйственные особенности северо-восточных земель. Политическая история княжества: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. Начало истории Москвы. Рост политического влияния владимирских князей в русских землях. Своеобразие культуры Владимиро-Суздальской земли. Памятники письменности, архитектуры и живописи.

Природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Территория и население. Общественно-политический строй Новгородской земли: социальные слои и система государственного управления. Внешняя политика. Своеобразие культуры Новгородской земли. Берестяные грамоты, памятники архитектуры.

Создание державы Чингисхана. Первое столкновение русских войск с монголами – битва на Калке. Хан Батый и его походы. Героическая оборона русских городов. Образование Золотой Орды. Последствия нашествия для русских земель и всей Восточной Европы.

Обособление Юго-Западной Руси. Угроза для русских земель с Запада. Невская битва. Ледовое побоище. Александр невский.

Социально-экономический строй и система государственного управления Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от орды. Антиордынские восстания. Культурные и экономические связи Орды и Руси.

Положение Северо-Восточной Руси  первой половине XIV века. Борьба за великое княжение. Возвышение Московского княжества и его причины. Первые московские князья. Иван Калита. Московские князья и церковь.

Москва – центр собирания русских земель. Усиление авторитета московского князя. Рост национального самосознания. Борьба с Ордой. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Нашествие Тохтамыша. Ослабление политической зависимости от Орды.

Упадок культуры после монгольского нашествия. Начало культурного возрождения в северо-восточных землях в XIV веке. Литература. Возобновление каменного строительства. Иконописное искусство. Феофан Грек.

3

   Раздел 3. Московская Русь (XV – XVI вв.)

Экономическое развитие: вотчинное, монастырское и дворянское землевладение, развитие ремесла и торговли. Расширение экономических связей между отдельными территориями. Политическая история Московского княжества: Василий I и отношения с Ордой, правление Василия II и междуособная война. Самостоятельность Московской митрополии. Итоги политического развития Руси к середине XV века.

Образование Большой Орды, Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств. Великий князь Иван III и его внешняя политика: продолжение собирания земель, ликвидация зависимости от Орды. Великий князь Василий III. Завершение объединения русских земель. Централизация политического строя. Система органов государственной власти: Боярская дума и обычай местничества, казна, появление приказов. Система кормлений. Судебник 1497 г. Государство и церковь. Геральдические символы Российского государства.

Боярское правление. Венчание на царство Ивана IV. Московское восстание 1547 г. Реформы Избранной рады. Укрепление центральной власти. Судебник 1550 г. Организация стрелецкого войска. Начало созыва Земских соборов, их состав и полномочия. Стоглавый собор. Отмена кормлений.

Присоединение Казанского и Астраханского ханств, успешное начало Ливонской войны. Походы Ермака. Присоединение Сибирского ханства. Значение расширения Российского государства для России.

Личность Ивана Грозного. Опричнина. Цели опричной политики, методы её проведения и результаты. Окончание Ливонской войны и её итоги. Разорение страны.

Развитие общественной мысли. Литературные памятники. Развитие летописания и его политическое значение. Развитие географических знаний. Русская художественная культура. Новые черты в архитектуре. Московский кремль. Андрей Рублёв. Дионисий. Отражение в искусстве процессов укрепления государства.

Итоговое повторение.

 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Введение

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1

Живое Средневековье

1

Глава 1. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв)

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI—VIII веках

1

3

Христианская церковь в раннее Средневековье

1

4

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX—XI веках

1

6

Англия в раннее Средневековье

1

Глава II. Византийская империя и славяне в VI—XI веках 

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

1

8

 Культура Византии.Культура народов России

1

9

Образование славянских государств

1

Глава III. Арабы в VI—XI веках

10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

1

11

Культура стран халифата

1

Глава 4 Феодалы и крестьяне 

12

Средневековая деревня и её обитатели

1

13

В рыцарском замке

1

Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

14

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

1

15

Торговля в Средние века

1

16

Горожане и их образ жизни

1

Глава VI. Католическая церковь в XI—XIII веках. Крестовые походы

17

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

18

Крестовые походы

1

Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV века)

19

Как происходило объединение Франции

1

20

Что англичане считают началом своих свобод

1

21

 Столетняя война

1

22

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии

1

23

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

24

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII—XV века

1

Глава VIII. Славянские государства и Византия в XIV—XV веках

25

Гуситское движение в Чехии

1

26

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

Глава IX. Культура Западной Европы в Средние века

27

 Образование и философия

1

28

 Средневековая литература

1

29

 Средневековое искусство 

1

30

Культура раннего Возрождения в Италии

1

31

Научные открытия и изобретения

1

Глава X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

32

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1

33

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1

34

Наследие Средних веков в истории человечества

1

35

Обобщающий урок по средним векам

1

История России

36

Введение

1

37


Древнейшие народы на территории России

1

38

Восточные славяне

1

39

Формирование Древнерусского государства

1

40

Первые киевские князья

1

41

Владимир Святославович. Принятие христианства

1

42

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

43

Культура Древней Руси

1

44

Быт и нравы Древней Руси

1

45

Обобщающее повторение «Древняя Русь в VIII-  первой половине XII в.»

1

Глава II. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ В XII-XII ВВ.

46

Начало раздробленности Древнерусского государства

1

47-48

Главные политические центры Руси. Северо-Восточная Русь

2

49

Главные политические центры Руси. Новгородское и Галицко-Волынское княжества

1

50

Нашествие с Востока

1

51

Борьба Руси с западными завоевателями

1

52

Русь и Золотая Орда

1

53

Русь и Литва

1

54

Культура Руси в XII-XIIIвв

1

55

Обобщающее повторение «Русь в период политической раздробленности»

1

Глава III. МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV-XVI ВВ.

56

Предпосылки объединения Русских земель. Усиление Московского княжества

1

57

Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

1

58

Московское княжество в конце XIV-XV в.

1

59

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

1

60

Московское государство в конце XV- начале XVIв

1

61

Церковь и государство в конце XV- начале XVI в.

1

62

Реформы Избранной Рады

1

63

Внешняя политика Ивана Грозного

1

64

Опричнина

1

65

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.

1

66

Архитектура и живопись в XIV-XVI вв.

1

67

Быт в XIV-XVIвв

1

68

Итоговое повторение «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.»

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...