Урок игра Древнегреческая школа
методическая разработка по истории (5 класс)

Игра для учащихся 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnegrech_shk.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                       МОУ Нижнемактаминская школа №1

               

                        Муниципальный конкурс  «Нестандартный урок».

                  (Разработка урока для 5 класса)

                                                         Подготовила учитель

                                                      Сафина Рамзия Анваровна.

Альметьевск 2011г.

                                         

                                     

                                       Древнегреческая школа.

Ролевая театрализованная игра.

     Игра проводится в течении одного урока при изучении в V или VI классе темы «Культура Древней Греции V-IV вв. до н. э.».

     Цель игры – познакомить школьников с греческим алфавитом, языком и основами математики Эллады, дать представление о школах Древней Греции.

     Оборудование игры. Учителю понадобится картонные таблички с изображениями 24 букв греческого алфавита (можно использовать буквы сделанные из дерева или выпеченные из теста), а также элементы древнегреческой одежды (лавровый венок, накидка, широкий воротник с орнаментом-меандром и т. П.). Каждого школьника нужно снабдить картонной или деревянной табличкой, покрытой воском (парафином), и палочкой с заостренным концом, имитирующей стиль.

Подготовительный этап.

     Каждый ученик выбирает себе имя греческого мальчика и, написав его на картонке, прикрепляет к одежде. Мальчики, носящие имена греческого происхождения (Александр, Евгений, Никита, Леонид и т.д.), могут их сохранить. Затем изготавливаются восковые таблички и стили.

     Если позволяет размер кабинета и число играющих можно придать классной комнате вид античной школы, убрав парты, сдвинув стулья, подобно скамьям, и с помощью цветного мела или бумаги изобразить колонны храма, античный пейзаж, создать образ портика, где обычно занимались греческие школьники.

Ход игры.

     Урок начинается вступительным словом учителя.

          Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!) Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь и ваши старшие братья вернулись с каникул, я, грамматист Беотий, ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не шалите – розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь играть ни в бронзовую муху, когда один тычется во все стороны с завязанными глазами, как заболевший осел, а остальные визжат и разбегаются; ни в хитринду, когда вы сажаете товарища на пол, скачете вокруг и задираете его, а он хватает вас, но не может сойти с места. А самое сильное наказание будет назначено игроком в эфедрисму, потому что священные стены храма знаний – не для диких прыжков ребенка с товарищем на закорках.

Вы начинаете учиться, и весь наш маленький гордый город – оплот Эллады в варварских землях – с надеждой смотрит на будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой родины и приумножите ее славу и богатство.

А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов-педагогов, сядьте прямо, и начнем урок.

 

  Учитель открывает разворот доски (или снимает с нее покрывало). На доске мелом двух цветов написан греческий алфавит и название каждой буквы (по-русски):

Αα – альфа                                 Ιι – иота        Ρρ – ро

Ββ – бета              Κκ – каппа        Σς – сигма

Γγ – гамма             Λλ – ламбда        Ττ – тау

Δδ – дельта             Μμ – мю        Υυ – и псилон

Εε – эпсилон             Νν – ню        Φφ – фи

Ζζ – дзета             Ξξ – кси        Χχ – хи

Ηη – эта             Οο – о микрон        Ψψ – пси

θΘ – тета             Ππ – пи        Ωω – о мега        

     Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву. Затем он или один из учеников раздает ребятам букву из печенья. (Это подлинный прием. Весьма часто использовавший греческими и римскими преподавателями; он так нравится детям, что не стоит жалеть времени на изготовление сладостей. Эту работу можно поручить и кому-нибудь из родителей – при условии сохранения тайны.) Каждый ребенок, получив свою букву, опознает её; алфавит прочитывается еще раз: каждый называет доставшуюся ему букву, когда приходит его очередь.

     Затем алфавит читается третий раз – хором; дети глядят на учителя и стараются как можно реже обращаться за подсказкой к записям на доске.

     Учитель предлагает ребятам послушать, как прекрасна может быть эллинская речь, составленная всего из двадцати четырех только что выученных букв.

     Учитель читает начальные строки «Илиады»:

Μηνιν  αειδε  τεα  Πηληιαδεω  Αχιλληος

ουλομενουν  η  μυρι  Αχαιος  αλγε  ευηκεν.

[Мэнин аэйде теа Пэлэиадо Ахиллеос

уломенун, hэ мюри Ахайос альгэ этэкен.]

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…

      Учитель продолжает свою речь, обращенную к древнегреческим школьникам.

      Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. Даже вы. Дети колонии. Которые варварское наречие слышат чаще эллинского, легко сумеете освоить эти слова, потому что мы, греки, научили своему языку всю Ойкумену, а наших олимпийских богов и героев знают и чтут повсюду. Как звучит имя прекрасного бога, покровителя искусств? Правильно – Аполлон. А пишется оно так: Απολλον.

     (Учитель пишет на доске буквы, которые называют ученики.)

     А как по-гречески называется наука о прошлом? История. Как надо записать?

(Пишет слово Ιςτορια.)

Теперь научимся называть тех родных и любимых, кого мы каждый день видим в своем доме. Мама – по-гречески – ματηρ [матэр]; а как по-гречески папа? Патэр. Продиктуйте, как мне написать это слово. (Πατηρ.)

     А у кого-то дома радостно тявкает еще один член семьи – кюне. Как перевести? Собака. Запишем это слово – κυνη.

     Теперь каждый будет писать сам. Возьмите табличку, разделите ее вертикально чертой на четыре части. Напишите три последних слова.

     А теперь попробуйте обойтись без моей помощи. Возьмите таблички и стиль. Работайте прилежно, не забывая первое правило школьника – «Чаще переворачивая стиль!». Это означает, что надо постоянно проверять себя и вовремя исправлять ошибки. Сейчас я назову вам два слова по-гречески, а вы должны вслух перевести каждое на варварское наречие нашей колонии и самостоятельно записать его на табличках.

      (Можно предложить слова κοςμος – космос, πολις – полис, φιλοςοφια – философия.)

      Мы научились немного читать и писать, теперь начнем учится считать. Тем, кто был прилежен в изучении алфавита, нетрудно будет освоить новую премудрость, потому что наши буквы умеют в разных случаях быть то знаками речи, то цифрами и числами.

     Учитель вновь обращается к записанному на доске алфавиту: он ставит над нужными буквами титло, стирает названия букв и вместо них пишет числа:

α’ – 1                                           θ’ – 9        π’ – 80        ω’ - 800

β’ – 2             ι’  – 10        ρ’ – 100         ,α - 1000

γ’ – 3             κ’ – 20        σ’ – 200

δ’ – 4             λ’ – 30        τ’ – 300

ε’ – 5             μ’ – 40        υ’ – 400

ς’ – 6             ν’ – 50        φ’ – 500

ζ’ – 7             ξ’ – 60        χ’  – 600

η’ – 8             ο’ – 70        ψ’– 700

      Называя буквы γ’ (3), κ’ (20), ,α (1000), учитель просит предсказать, какое число обозначает следующая буква (чтобы дети угадали принцип, лежащий в основе обозначения).

      Учитель предлагает ребятам решить простую арифметическую задачу, используя древнегреческие обозначения чисел.

      Деметриос шалил на уроке и получил восемь ударов палкой, а Фотион опоздал на занятия и был наказан четырьмя ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?

      На доске появляется запись:

η’ + δ’ = ι’β’

      Далее можно предложить ребятам решить забавную задачу, в условиях которой используются имена учеников и какие-нибудь подробности из жизни играющего класса.

      После этого учитель завершает свой стилизованный урок.

      Ваш первый урок подошел к концу. Я отпущу вас отдохнуть. Помните о злокозненных играх, от которых я предостерегал вас. Завтра – пятый день месяца, праздник основателя города, и вы придете не в школу, а на торжества. Так пусть же все увидят, что вы стали образованные и взрослее, что вы калой кай агатой.

      Положите на мой стол таблички со своими именами. Хайрете!

      Ученики сдают на проверку таблички, прикрепив к ним булавками или клейкой лентой карточки со своими греческими именами (на обороте написаны реальные фамилии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра-урок биологии в школе

В предлагаемом сценарии викторины «Знай свой организм» использованы материалы 8-го класса по  биологии , а именно, по анатомии и физиологии человека. Практически все вопросы не выходя...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"

Использование  здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....

Методическая разработка урока-игры по теме Древнегреческая культура

Разработка урока-игры по теме "Культура Древней Греции"...

Урок математики в древнегреческой школе

Методические материалы к интегрированному уроку по математике...

Игра "Наша школа - самая!" (к Дню рождения школы или при знакомстве 5 классов с основной школой)

Данная методическая разработка игры способствует знакомству учащихся 5 классов с историей школы, его работниками, возможностями учебной и внеурочной деятельности, дополнительного образования. В предло...

Презентация к уроку ИЗО "Древнегреческая вазопись"

Презентация к уроку изо в 4 классе по теме "Греческая вазопись"...