Рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс)
Предварительный просмотр:
Ростовская область Тарасовский район п. Тарасовский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тарасовская средняя общеобразовательная школа №1
Рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета МБОУ ТСОШ №1
Протокол № 1 от 30.08.2022 г. Председатель педагогического совета ____________А.С. Малов
Утверждаю:
Директор МБОУ ТСОШ №1
_____________А.С. Малов
Приказ № 235 от 31.08.2022 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
8а, 8б, 8в, 8г классы
Уровень общего образования: основное общее
Количество часов: 8а – 69, 8б – 67, 8в, 8г - 68
Учитель: Хачоева Елизавета Максимовна
2022-2023 учебный год
Раздел I.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Истории» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 г.);
3. Концепция нового УМК по отечественной истории и Историко-культурный стандарт, 2014г.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
5. Приказ Министерства просвещения России от 28.12.2018г. № 345«О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
6. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
7. «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15 (ред. от 28.10.2015));
8. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ТСОШ №1;
9. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др.]. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2017.
10. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России», авторы: А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина; М: Просвещение, 2016.
Данная программа ориентирована на использование учебников:
Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская; под ред. А.А. Искендерова.- 2-е изд. – М. : Просвещение, 2019.
«Истрия России» в 2-х частях для 8 класса; авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., и др., под редакцией А.В.Торкунова. М: Просвещение, 2017.
В соответствии с учебным планом МБОУ ТСОШ №1 на 2022-2023 учебный год на изучение истории в 8 - х классах отведено 2 часа в неделю. В соответствии с производственным календарем на 2023 год 5 часов пришлись на праздничные дни (24 февраля, 8 марта, 1,8 и 9 мая), поэтому на изучение истории в 8а классе отведено 69 часов, в 8б – 67 часов, в 8в и 8г – 68 часов.
Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи обучения:
- Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование умений воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса;
- овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания;
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- формирование у школьников умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе уважения к прошлым векам и традициям человечества;
- освещение взаимодействия человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- формирование умений выявлять и характеризовать наиболее яркие личности и их роль в истории и культуре;
- исследование процесса становления идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;
- раскрытие на конкретном материале положения о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Раздел II.
Планируемые результаты.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинноследственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией: называть даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.; определять их принадлежность к историческому периоду, этапу; устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.; группировать, систематизировать факты по заданному признаку (по принадлежности к историческим процессам и др.); составлять систематические таблицы, схемы.
3. Работа с исторической картой: выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.
4. Работа с историческими источниками: различать источники официального и личного происхождения, публицистические произведения (называть их основные виды, информационные особенности); объяснять назначение исторического источника, раскрывать его информационную ценность; извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в. из взаимодополняющих письменных, визуальных и вещественных источников.
5. Историческое описание (реконструкция): рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в., их участниках; составлять характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории XVIII в. на основе информации учебника и дополнительных материалов; составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах в XVIII в.; представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи (в виде сообщения, аннотации).
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты:
а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XVIII в.;
б) изменений, происшедших в XVIII в. в разных сферах жизни российского общества;
в) промышленного переворота в европейских странах;
г) абсолютизма как формы правления;
д) идеологии Просвещения;
е) революций XVIII в.;
ж) внешней политики Российской империи в системе международных отношений рассматриваемого периода;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций; объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.:
а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий;
б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.:
а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций;
б) выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого: анализировать высказывания историков по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XVIII в. (выявлять обсуждаемую проблему, мнение автора, приводимые аргументы, оценивать степень их убедительности); различать в описаниях событий и личностей XVIII в. ценностные категории, значимые для данной эпохи (в том числе для разных социальных слоев), выражать свое отношение к ним.
8. Применение исторических знаний: раскрывать (объяснять), как сочетались в памятниках культуры России XVIII в. европейские влияния и национальные традиции, показывать на примерах; выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVIII в. (в том числе на региональном материале)
Раздел III.
Содержание учебного предмета.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ НОВАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 1700-1800 гг.
Глава 1. Рождение нового мира .
Эпоха Просвещения. Время преобразований.
Великие просветители Европы. Просветители XVIII в. — продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теория общественного договора. Представление о цели свободы как стремлении к счастью. Шарль Монтескьё: теория разделения властей «О духе законов». Вольтер: поэт, историк, философ. Идеи Вольтера об общественно-политическом устройстве общества, его ценностях. Идеи Ж.-Ж. Руссо: концепция о народном суверенитете, принципы равенства и свободы в программе преобразований. Идеи энциклопедистов — альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке.
Манифест эпохи Просвещения. Мир художественной культуры Просвещения. Вера человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Д. Дефо: образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе. Д. Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто.
Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения в XVIII в.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Ван Бетховен.
Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры.
Глава 2. Европа в век Просвещения.
На пути к индустриальной эре. Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и Модсли. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях капиталистического производства. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса.
Глава 3. Эпоха революций.
Английские колонии в Северной Америке.
Распространение европейской цивилизации за Атлантику.
Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь.
Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Конфликт с метрополией.
Патриотические организации колонистов.
Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс и его последствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и лоялисты. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и естественного равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение Войны за независимость США.
Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение идей Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских колоний. Позиции Европы и России в борьбе североамериканских штатов за свободу. Историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Ускорение социально-экономического развития Франции в XVIII в. Демографические изменения. Изменения в социальной структуре, особенности формирования французской буржуазии. Особенности положения третьего сословия.
Французская мануфактура и её специфика. Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция как инструмент разрушения традиционного порядка в Европе. Слабость власти Людовика XV. Кризис. Людовик XVI и его слабая попытка реформирования. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Падение Бастилии — начало революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Деятельность Учредительного собрания.
Конституционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет — герой Нового Света.
Великая французская революция. От монархии к республике. Поход на Версаль. Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Первые преобразования новой власти. Конституция 1791 г.
Варенский кризис. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер: черты личности и особенности мировоззрения. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Неоднородность лагеря революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура и террор.
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.
Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера — «якобинца без народа».
Термидорианский переворот и расправа с противниками. Причины падения якобинской диктатуры.
Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9—10 ноября 1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах Великой французской революции.
Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
Страны Востока в 18 в. Османская империя: от могущества к упадку. Индия: начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Сёгунат Токугава в Японии.
Повторение. Значение раннего Нового времени. Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени.
История России
Глава 1. Россия в эпоху преобразований Петра I.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире.
Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников.
Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения.
Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.
Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания.
Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.
Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.
Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.
Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Глава 2. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.
Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725— 1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. П. А. Румянцев. П.С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Глава 3. Российская империя в период правления Екатерины II.
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.
Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.
Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Глава 4. Россия при Павле I.
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Глава 5. Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.
Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
Итоговое повторение.
Раздел IV.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема | 8а | 8б | 8в | 8г | |||||||||||||||||||||||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||||||||||||||||||||||
Всеобщая история Глава I. Рождение нового мира (7 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | «Европейское чудо». | 2.09 | 2.09 | 5.09 | 2.09 | |||||||||||||||||||||||||
2 | Эпоха Просвещения. | 7.09 | 5.09 | 7.09 | 6.09 | |||||||||||||||||||||||||
3 | В поисках путей модернизации. | 9.09 | 9.09 | 12.09 | 9.09 | |||||||||||||||||||||||||
4 | Европа меняющаяся. | 14.09 | 12.09 | 14.09 | 13.09 | |||||||||||||||||||||||||
5 | Мир художественной культуры Просвещения. | 16.09 | 16.09 | 19.09 | 16.09 | |||||||||||||||||||||||||
6 | Международные отношения в XVIII в. | 21.09 | 19.09 | 21.09 | 20.09 | |||||||||||||||||||||||||
7 | Повторение и обобщение по главе I. | 23.09 | 23.09 | 26.09 | 23.09 | |||||||||||||||||||||||||
Глава II. Европа в век Просвещения. (5 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Англия на пути к индустриальной эре. | 28.09 | 26.09 | 28.09 | 27.09 | |||||||||||||||||||||||||
9 | Франция при Старом порядке. | 30.09 | 30.09 | 3.10 | 30.09 | |||||||||||||||||||||||||
10 | Германские земли в XVIII в. | 5.10 | 3.10 | 5.10 | 4.10 | |||||||||||||||||||||||||
11 | Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в. | 7.10 | 7.10 | 10.10 | 7.10 | |||||||||||||||||||||||||
12 | Повторение и обобщение по главе II. | 12.10 | 10.10 | 12.10 | 11.10 | |||||||||||||||||||||||||
Глава III. Европа в век Просвещения. (6 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Английские колонии в Северной Америке. | 14.10 | 14.10 | 17.10 | 14.10 | |||||||||||||||||||||||||
14 | Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. | 19.10 | 17.10 | 19.10 | 18.10 | |||||||||||||||||||||||||
15-16 | Французская революция в XVIII в. | 21.10 26.10 | 21.10 24.10 | 24.10 26.10 | 21.10 25.10 | |||||||||||||||||||||||||
17 | Европа в годы Французской революции. | 28.10 | 28.10 | 7.11 | 28.10 | |||||||||||||||||||||||||
18 | Повторение и обобщение по главе III. | 9.11 | 7.11 | 9.11 | 8.11 | |||||||||||||||||||||||||
Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. (6 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Османская империя. Персия. | 11.11 | 11.11 | 14.11 | 11.11 | |||||||||||||||||||||||||
20 | Индия. | 16.11 | 14.11 | 16.11 | 15.11 | |||||||||||||||||||||||||
21 | Китай. | 18.11 | 18.11 | 21.11 | 18.11 | |||||||||||||||||||||||||
22 | Япония. | 23.11 | 21.11 | 23.11 | 22.11 | |||||||||||||||||||||||||
23 | Колониальная политика европейских держав в XVIII в. | 25.11 | 25.11 | 28.11 | 25.11 | |||||||||||||||||||||||||
24 | Повторение и обобщение по главе IV. | 30.11 | 28.11 | 30.11 | 29.11 | |||||||||||||||||||||||||
История России. Глава I. Россия в эпоху преобразований Петра I. (15 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Россия и Европа в конце XVII в. | 2.12 | 2.12 | 5.12 | 2.12 | |||||||||||||||||||||||||
26 | Предпосылки Петровских реформ. | 7.12 | 5.12 | 7.12 | 6.12 | |||||||||||||||||||||||||
27 | Начало правления Петра I. | 9.12 | 9.12 | 12.12 | 9.12 | |||||||||||||||||||||||||
28-29 | Северная война 1700-1721 гг. | 14.12 16.12 | 12.12 16.12 | 14.12 19.12 | 13.12 16.12 | |||||||||||||||||||||||||
30 | Реформы управления Российским государством при Петре I. | 21.12 | 19.12 | 21.12 | 20.12 | |||||||||||||||||||||||||
31 | Российское общество в Петровскую эпоху. | 23.12 | 23.12 | 26.12 | 23.12 | |||||||||||||||||||||||||
32 | Церковная реформа. | 28.12 | 26.12 | 28.12 | 27.12 | |||||||||||||||||||||||||
33 | Социальные и национальные движения. | 11.01 | 9.01 | 9.01 | 10.01 | |||||||||||||||||||||||||
34 | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. | 13.01 | 13.01 | 11.01 | 13.01 | |||||||||||||||||||||||||
35 | Повседневная жизнь и быт при Петре I. | 18.01 | 16.01 | 16.01 | 17.01 | |||||||||||||||||||||||||
36-37 | Значение петровских преобразований в истории страны. | 20.01 25.01 | 20.01 23.01 | 18.01 23.01 | 20.01 24.01 | |||||||||||||||||||||||||
38 | Повторение по теме: «Россия в эпоху преобразований Петра I.» | 27.01 | 27.01 | 25.01 | 27.01 | |||||||||||||||||||||||||
Глава II. Эпоха дворцовых переворотов. (7 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
39-40 | Эпоха дворцовых переворотов. | 1.02 3.02 | 30.01 3.02 | 30.01 1.02 | 31.01 3.02 | |||||||||||||||||||||||||
41 | Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг. | 8.02 | 6.02 | 6.02 | 7.02 | |||||||||||||||||||||||||
42-43 | Внешняя политика России в 1725-1762 гг. | 10.02 15.02 | 10.02 13.02 | 8.02 13.02 | 10.02 14.02 | |||||||||||||||||||||||||
44 | Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг. | 17.02 | 17.02 | 15.02 | 17.02 | |||||||||||||||||||||||||
45 | Повторение по теме: «Эпоха дворцовых переворотов». | 22.02 | 20.02 | 20.02 | 21.02 | |||||||||||||||||||||||||
Глава III. Российская империя при Екатерине II. (9 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
46 | Россия в системе международных отношений. | 1.03 | 27.02 | 22.02 | 28.02 | |||||||||||||||||||||||||
47 | Внутренняя политика Екатерины II. | 3.03 | 3.03 | 27.02 | 3.03 | |||||||||||||||||||||||||
48 | Экономическое развитие России при Екатерине II. | 10.03 | 6.03 | 1.03 | 7.03 | |||||||||||||||||||||||||
49 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. | 15.03 | 10.03 | 6.03 | 10.03 | |||||||||||||||||||||||||
50 | Восстание под предводительством Е.И. Пугачева. | 17.03 | 13.03 | 13.03 | 14.03 | |||||||||||||||||||||||||
51 | Народы России. Национальная и религиозная политика Екатерины II. | 29.03 | 17.03 | 15.03 | 17.03 | |||||||||||||||||||||||||
52 | Внешняя политика Екатерины II. | 31.03 | 31.03 | 29.03 | 31.03 | |||||||||||||||||||||||||
53 | Начало освоения Новороссии и Крыма. | 5.04 | 3.04 | 3.04 | 4.04 | |||||||||||||||||||||||||
54 | Повторение по теме: «Правление Екатерины II». | 7.04 | 7.04 | 5.04 | 7.04 | |||||||||||||||||||||||||
Глава IV. Россия при Павле I. (4 ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||
55-56 | Внутренняя политика Павла I. | 12.04 14.04 | 10.04 14.04 | 10.04 12.04 | 11.04 14.04 | |||||||||||||||||||||||||
57-58 | Внешняя политика Павла I. | 19.04 21.04 | 17.04 21.04 | 17.04 19.04 | 18.04 21.04 | |||||||||||||||||||||||||
59 | Повторение по теме: «Россия при Павле I» | 26.04 | 24.04 | 24.04 | 25.04 | |||||||||||||||||||||||||
Глава V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (8 ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||
60 | Общественная мысль, публицистика, литература, пресса. | 28.04 | 28.04 | 26.04 | 28.04 | |||||||||||||||||||||||||
61 | Образование в России в XVIII в. | 3.05 | 5.05 | 3.05 | 2.05 | |||||||||||||||||||||||||
62 | Российская наука и техника в XVIII в. | 5.05 | 12.05 | 10.05 | 5.05 | |||||||||||||||||||||||||
63 | Русская архитектура XVIII в. | 10.05 | 15.05 | 15.05 | 12.05 | |||||||||||||||||||||||||
64 | Живопись и скульптура. | 12.05 | 19.05 | 17.05 | 16.05 | |||||||||||||||||||||||||
65 | Музыкальное и театральное искусство. | 17.05 | 22.05 | 22.05 | 19.05 | |||||||||||||||||||||||||
66 | Народы России в XVIII в. | 19.05 | 26.05 | 24.05 | 23.05 | |||||||||||||||||||||||||
67 | Перемены в повседневной жизни российских сословий. | 24.05 | 29.05 | 29.05 | 26.05 | |||||||||||||||||||||||||
68 | Повторение по теме: «Культурное пространство Российской империи в XVIII в.» | 26.05 | 31.05 | 30.05 | ||||||||||||||||||||||||||
69 | Итоговое повторение. | 31.05 |
Учебно – методическое обеспечение.
1. Учебник. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина ; под ред. А.А. Искендерова.-– М.: Просвещение, 2019.
2. «История России» в 2-х частях для 7 класса; авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., и др., под редакцией А.В. Торкунова. М: Просвещение, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...