Развитие способностей учащихся
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №26 г. Улан-Удэ им .П.Ф.Сенчихина»
Жамбалова Нина Доржиевна
учитель истории и обществознания
Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания
Цель своей деятельности в этом направлении, считаю, является технологическая отработка вопросов организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознанию с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.
Реализуемые цели: выявление, развитие и оценка способностей учащихся по истории и обществознанию с помощью изученных и подобранных методик; формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми, через создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей; повышение уровня сформированности коммуникативной компетентности одаренных учащихся; развитие навыков коммуникативной и социальной компетентности учащихся использовать историю и обществознание как инструменты познания; приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.
Формы работы: планирование деятельности по совершенстсовершенствованию и развитию коммуникативных, учебно – познавательных и творческих способностей учащихся; беседы и дискуссии; анкетирование; викторины, инсценировки; тестирование; просмотр и обсуждение видеофильмов; индивидуальная, парная, групповая работа, самостоятельная работа; сбор и анализ информации; консультации; проведение предметных недель; участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.
Ожидаемые результаты: формирование и развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, т.е. выполнять коммуникативные задания различного уровня сложности; формирование у учащихся способности планировать и анализировать свою деятельность; создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся; повышению качества образования и воспитания школьников.
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности: повышение качества образования и воспитания школьников; создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся; качественная организация проектной и исследовательской деятельности учащихся; повышение показателей успешности участия детей в конкурсах, фестивалях, смотрах, соревнованиях, научно-практических конференциях.
Исходя из опыта работы, сделала выводы: 1) дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован, б) дети, малозаметные, неуспешные могут выдать далеко не плохие результаты.
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. В своей профессиональной деятельности для потенциально одаренных детей применяю известную в науке формулу одаренности. Она состоит из трёх критериев: мотивация, интеллект, креативность.
Мотивация - создание стойкого интереса к моему предмету. Например, в 9 классе дети, познакомившись с высказываниями об Александре I, формулируют проблему «Александр I – завоеватель или миротворец?». Затем дети самостоятельно намечают пути решения проблемы, решают её, делают вывод.
- связь с жизнью (на уроках, посвященных изучению ВОВ мы обязательно используем воспоминания ветеранов, ветеранов тыла, детей войны, живущих в нашем селе);
- дидактические игры («Умники и умницы», «Живая картина», «Найди ошибки», «О ком речь?») не только помогают овладеть знаниями, но и формируют навыки самостоятельного отбора и оценки информации;
- мозговой штурм (самостоятельно в группах составить определение слова, например «экономика»)
- ТРИЗ –технологии
- создание ситуации успеха (викторины, кроссворды, конкурсы, ребусы помогают одаренным детям не только проверить свои знания, но и «блеснуть» быстротой реакции, дополнительной информацией);
- применение электронных образовательных ресурсов (Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Презентация позволяет мне, как учителю истории, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся, например «Живая карта», двигающиеся фигурки позволяют детям лучше усвоить информацию. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
- участие во всевозможных конкурсах, викторинах, олимпиадах (школьный и муниципальный уровень, интернет – конкурсы) не только ориентируют учащихся на мой предмет, но и повышают самооценку ребят.
Интеллект - создание условий для развития познания и логического мышления одаренных детей. Формировать способность к познанию и логическому мышлению помогают:
- работа с разными видами источников информации (устные, письменные, графические, электронные, изобразительные);
- использование как традиционных методов преподавания (лекция, беседа, рассказ, объяснение, работа с учебником), так и современных образовательных технологий (составление кластеров, кейс – технологии);
Развивать аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории мне помогает использование элементов кейс-технологии. К примеру, на уроке обществознания в классе «Виновен - отвечай» учащиеся делятся на группы и получают кейсы – описания ситуаций и вопросы. Задание: найти выход из ситуации, используя статьи Уголовного кодекса.
Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьником проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний получаемых в школе. Для того чтобы помочь учащимся в изучении насыщенной и объемной исторической информации и сделать процесс её запоминания и обобщения более эффективным, считаю необходимым использование опорно-логических схем, дающих возможность ученику самостоятельно структурировать учебный материал, находить причинно-следственные связи, что в дальнейшем им поможет при сдаче ЕГЭ.
Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.
Креативность - развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время
Креативность – процесс проявления чувствительности к проблемам, фиксации и определения этих проблем: поиска их решений путем выдвижения и проверок разнообразных гипотез, формулирования и сообщения результатов решения. Основными показателями креативности служат: количество порожденных идей, их разнообразие, оригинальность. Эти критерии четко отражаются в исследовательских и проектных работах, создании собственного портфолио, при применении интерактивных технологий. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету. Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Например, создание проекта «Правители», в нем учащиеся собрали всю информацию о двух правящих династиях, а также о не династических правителях в истории нашего государства. Творческие проекты по истории чаще всего выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается макет и компьютерная презентация.
Работа с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, позволяет чувствовать себя свободно в рамках школьной программы, предполагает совместную творческую деятельность. Педагог должен быть сам увлечен настолько, чтобы его эмоциональный настрой сам по себе служил мотивацией к деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации " Дидактический материал: "Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Задания творческого характера могут быть использованы для подготовки к олимриадам, интеллектуальным марафонам, во внеклассной деятельности....
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в контексте модульного обучения на примере темы « арифметическая и геометрическая прогрессии»
Цель данной работы: теоретически обосновать и продемонстрировать как происходит формирование и развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в рамках модульного ...
«Технология деятельностного метода – инструмент эффективного развития способностей учащихся начальной школы»
Деятельностный метод обучения - это метод, при котором ребёнок не получает готовые знания, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности....
«Технология деятельностного метода – инструмент эффективного развития способностей учащихся начальной школы»
Деятельностный метод обучения - это метод, при котором ребёнок не получает готовые знания, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности....
Дифференциация и индивидуализация в развитии способностей учащихся при изучении биологии
То, что учителя должны знать своих учащихся, не вызывает сомнения.Поэтому, без знаний психологии, без применения конкретных психологических методов не может быть эффективной д...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся
Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...
Программа «Мир моих способностей» по выявлению и развитию способностей учащихся по химии и биологии
программа "мир моих способностей" по выявлению и развитию способностей учащихся по биологии и химии...