Культура Древнего Китая
проект по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Я собрала много интересного материала на тему " Культура Древнего Китая", которая поможет учащимся более подробно разобраться в этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_drevnego_kitaya1.docx460.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«За страницами учебника истории»

Работа

«Древняя культура Китая.»

Выполняла: Черкасова А.А.

г. Нижний Новгород

2021-2022 год

Содержание.

  1. Почему я выбрала эту тему?
  2. Цель и задачи проекта. Гипотеза.
  3. История древней культуры Китая.
  4. Культура Китая.
  1. Письменность древнего Китая.
  2. Литература древнего Китая.
  3. Философия древнего Китая.
  4. Религия древнего Китая.
  5. Искусство и архитектура древнего Китая.
  1. Интересные факты о древнем Китае.
  2. Опрос.
  3. Заключение.
  4. Приложение к работе.
  5. Список литературы.

2

  1. Почему я выбрал эту тему?

Я выбрала эту тему, потому что она меня заинтересовала. Мне кажется, что в этой теме скрываются тайны и загадки. Мне стало очень интересно подробно узнать о древней культуре Китая, каково значение этой культуры, история культуры Китая, какие особенности в этой культуре и многое другое. И я стал искать много разной информации по этой теме. И даже провёл опрос среди своих одноклассников. Я узнала много удивительного о древней культуре Китая. И этой информацией хочу поделиться с вами. (Прил.1)

  1. Цель и задачи проекта.

Цель: Узнать о культуре древнего Китая. И поделиться этой информацией с учениками.

Задачи:

  1. Найти и прочитать информацию по данной теме.
  2. Просмотреть ресурсы по данной теме.
  3. Ознакомиться с каждым разделом культуры подробно.
  4. Провести опрос среди учеников 5 класса.
  5. Сделать вывод по всей работе.

Доказать: Я считаю, что культура древнего Китая - это важная страница в мировой культуре.

  1. История древней культуры Китая.

Китай — страна на востоке Азии. Китай имеет свою культуру, которая развивается с давних времен. Развитие культуры Древнего Китая (хронологические рамки II в. до н. э. — I—III вв. н. э.) проходило по своему собственному пути, независимо от других цивилизаций. Она имеет большую ценность для всего мира. Благодаря произведениям искусства, которые сохранились до наших дней, можно исследовать зарождение философии и религии. (Прил. 2)

Компас, порох, бумага (в том числе туалетная бумага и бумажные деньги), шелк и многие другие вещи из нашего быта, что их объединяет? Как несложно догадаться все они пришли к нам из древнего Китая. Китайская культура и цивилизация принесла человечеству великое множество полезнейших изобретений, открытий. Причем не только в сфере материальной, но и духовной, ведь учения великих китайских философов и мудрецов, таких как Кун-Дзы (более известный как Конфуций) и Лао-Цзы остаются актуальными во все времена и эпохи.

3

Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. э. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). (Прил. 3) Затем государство Чжоу в результате смут распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь. (Прил. 4)

Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.

Несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.

Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?

Первая из них была земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар по общинному землевладению, впервые земли стали свободно покупаться и продаваться. Второй была административная реформа, которая всю китайскую территорию разделила на административные центры, они же уезды (сян), во главе каждого такого уезда состоял государственный чиновник, который своей головой отвечал перед императором за порядок на своей территории.

4

Третьей важной реформой была налоговая реформа, если раньше китайцы платили земельный налог – десятину от урожая, то теперь плата взималась в зависимости от обрабатываемой земли, что дало государству ежегодный постоянный доход в независимости от неурожая, засухи и т. д. Все риски, связанные с неурожаями, ложились теперь на плечи земледельцев.

И без сомнений важнейшей в те неспокойные времена была военная реформа, которая впрочем, предшествовала объединению Китая: сперва циньское, а потом и общее китайское войско было перевооружено и реорганизовано, в него были включены конница, бронзовое оружие заменялось железным, длинная верховая одежда воинов была заменена короткой и более удобной (как у кочевников). Солдаты были разделены на пятерки и десятки, связанные друг с другом системой круговой поруки, те кто не проявлял должного мужества подвергались суровому наказанию.

Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.

На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.

Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла.

  1. Культура Китая.

Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. (Прил. 5)

5

И наибольший вклад здесь на мой взгляд, это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. (Прил. 6) В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. (Прил. 7) Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. (Прил. 8) Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи. (Прил. 9)

И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

6

4.1 Письменность древнего Китая.

Язык жителей Поднебесной считается самым древним в мире, входит в китайско-тибетскую языковую семью. Количество носителей китайского языка постоянно увеличивается за счет роста численности населения в стране и людей, которые изучают язык во многих странах мира. Китайский язык включен в Книгу Рекордов Гиннеса как трудный для изучения.

Сначала древние жители Поднебесной использовали пиктограммы. Ученые называют такую письменность пиктографической или зодиографической. Отдельно существовала письменность на гадальных картах, которая имеет название Джиагувен. Писание на бронзе уже называлось Даджувен. В 500 в. до н.э. появился заостренный шрифт – Ксиаожуан. (Прил. 10)

  • Когда появилась письменность в древнем Китае?

Историки установили, что зарождение китайской письменности и языка началось где-то в XIV-XI вв. до н.э. Древнекитайский язык встречается на письменах династии Шан, которая правила в Китае с XIII в. до XI в. до н.э. Такая письменность была пиктографической, которую наносили на кости. Это материал сменили на бронзу, из которой делали не только оружие, но и посуду. На сосудах и кувшинах, в частности, делались уже надписи. Они содержали разную информацию об общественной жизни древнего народа Поднебесной. Кроме того, на кувшинах писались художественные произведения.

Старокитайский язык сформировался к 3 в. до н.э., когда поменялась разговорная речь жителей Поднебесной. За разговорным языком не успевала письменная речь. Литературный язык в этот период назывался вэньянь, который существовал несколько веков, постепенно отделяясь от устной речи.

В IX в. н.э. существовало два языка – литературный и разговорный (байхуа), который был близок по звучанию к устной речи. Из-за такого разделения в Китае происходило формирование дух видов письменности и языка.

  • Происхождение китайских иероглифов.

При дворе древних императоров Китая Шэнь Нуна и Фу Си 1,5 тыс. лет до н.э. появилась система триграмм. (Прил. 11)  Это были линии разной длины, которые обозначали разные предметы. Линий было два вида – целая и прерванная. Складывая из них разные комбинации, люди начали передавать письменность.

В Древнем Китае существовало восемь триграмм, которые меняли свое значение на письме.

7

Их комбинировали парами, образующие 64 гексаграммы и складывающиеся в двустишие, которые рассказывали об определенном событии из жизни. Во времена императора Хуанди придворный Цан Цзе создал простейшие иероглифы, которые назывались вэнь, т.е. «изображение». Потом появились сложные иероглифы, носившие название цзы или «рожденный». Так из создатель подчеркивал, что они происходят при соединении элементарных знаков.

Есть и другая версия того, как появилась китайская письменность. Цан Цзе не создавал иероглифическую письменность, а совершенствовал систему, которая уже была создана до него.

По данным археологии письменность в Древнем Китае появилась с изображений, которые жители Поднебесной рисовали на сосудах из керамики. Их люди делали в неолите. На сосудах есть ложные комбинации линий разной длины. На некоторых рисунках, как считают ученые, присутствуют первые значения числительных. Каждая культура в неолите имела свою письменность. Огромное влияние на развитие письма и иероглифов имела письменность из городка Давэнькоу, которая имела более сложные символы и знаки. Это были изображения различные предметы. Многие историки, которые пользуются археологическим материалом, считают, что на основании этой письменности из Давэнькоу и возникли иероглифы. Археологи нашли много керамических изделий после неолита, на которых характер рисунков стал сложнее. На более поздних изделиях иероглифы уже сделаны не вручную, как на неолитической керамике, а штампами. С усложнением социального и общественного уклада жизни произошло усложнение письменности, которая позволяла хранить и передавать информацию.

  • Как пишут китайцы?

Письменность у древних жителей Поднебесной была связана с развитием техники рисования узоров, орнаментов, живописью и изобразительным искусством. Они основывались на зрительном восприятии, поэтому у китайцев всегда на первом месте была каллиграфия, а не грамматика и синтаксис.

  • Письменность в Древнем Китае.

В письменности китайцев существует девять основных символов:

  • Вертикальная чета.
  • Горизонтальная черта.
  • Крюк.
  • Наклонная влево.

8

  • Наклонная вправо.
  • Производные элементы.
  • Точка сверху.
  • Точка снизу вверх.
  • Точка. (Прил. 12)

Запись иероглифов надо проводить строго по правилам, которые китайцы учат с детства.

Основные правила написания иероглифов:

  • Горизонтальная черта пишется слева направо.
  • Вертикальная и наклонная черточки – сверху вниз.
  • Иероглиф надо начинать писать сверху вниз.
  • Вертикальная черточка, которая пересекает горизонтальную черточку, пишется после горизонтали. Есть одно исключение. Если нижняя горизонтальная черточка не пересекается, то тогда ее надо написать вертикально.
  • Точка справа пишется последней. (Прил. 13)

Таким образом, китайская письменность, основанная на иероглифах, таит в себе много загадок. Европейцы и американцы не всегда понимают письмо жителей Поднебесной. Чтобы правильно писать иероглифы, необходимо понимать китайскую культуру, менталитет и философию, что ускоряет процесс изучения иероглифов, нюансов их написания и изучения. Для того, чтобы писать, надо освоить несколько тысяч иероглифов из 50 тыс. символов, из которых состоит китайская письменность.

4.2 Литература древнего Китая.

На развитие дальнейшей художественной литературы сильно повлияла «Книга песен». (Прил. 14) Это поэтическое собрание состояло из четырех разделов: «Малые оды», «Гимны», «Великие оды» и «Права царств». «Книга песен» - самый первый экземпляр художественной литературы Древнего Китая, кратко говоря, это первый образец лирической поэзии и гимнов. Даже сегодня в этих песнях чувствуется дух первобытной жизни. Из строк, что прошли сквозь века, можно узнать о тайных и открытых встречах девушек, со своими возлюбленными («Чжун! В деревню нашу», «Воды Чжэнь и Вэй»). В них еще сохранились воспоминания о древних оргических праздниках, брачных обрядах и жестоком захоронении живых вместе с мертвыми («Желтым пташкам порхать»).

9

В песнях представлена обыденная жизнь земледельцев, беспокойства во время приближения государя, бесстрашие охотников и печаль одинокой женщины, которая отправила мужа в поход. Сочинения, собранные в этом своде, были написаны в эпоху Чжоу. В то время Китай состоял из небольших раздробленных царств, которые номинально подчинялись правителю Чжоу. Отношения между правителями и подданными носили патриархальный характер, поэтому в песнях можно заметить и недовольство земледельцев своими правителями.

Вместе с «Книгой песен» заметным экземпляром литературы и археологии Древнего Китая была «Книга истории» и последующие исторические трактаты, среди которых были работы Бань Гу, Цзоцю Мином и Сыма Цянь. (Прил. 15) –

После перечисления философских направлений, историограф приступил к описанию поэтической литературы. Сюда он отнес работы двух ведущих на то время жанров: поэм (фу) и песен (гэши). С песнями все понятно – они пелись и писались стихами. Поэмы-фу были особенны по-своему: пусть они и были написаны прозой, но она была рифмованной. Поэмы-фу заняли промежуточную позицию между прозой и поэзией. Они писались в трехчастной форме и состояли из стой (вступления), фу (описания) и сюнь (завершения). Нередко в качестве вступления использовали диалог поэта с каким-то правителем. В этом диалоге была высказана основная идея произведения, которую развивали уже во второй части. В заключении автор делал выводы или излагал свой взгляд на описываемую проблему. 

Постепенно в стране стали развиваться жанры, что вошли в основу литературы Китая в Средние века. В это время была популярна изящная бессюжетная проза. В период жизнь и творчества Бань Гу это направление только начало развиваться. Такие жанры в момент своего появления еще не осознавали самостоятельными направлениями. Они были составными частями больших трактатов, но уже тогда в них чувствовалось нечто инородное, нетипичное и новое.

Китайская литература по-своему особенная. И этому есть простое объяснение. Она появилась во времена, когда человечество еще не было окружено большими информационными потоками и если хотелось, что-то спеть или написать, то примеров нигде не было. Поэтому человеку пришлось искать все внутри себя. Использовать собственный опыт, знания, выводы и домыслы, создавая лучшие произведения исторической, философской и религиозной литературы Древнего Китая.

10

4.3 Философия древнего Китая.

Для стран востока китайская философия оказалась таким же толчком развития мысли и культуры, каковым для остального цивилизованного мира была философия Древней Греции. Основу философии Древнего Китая составлял принцип триединства Вселенной, которая, по мнению китайских философов, включала в себя небо, землю и человека. При этом вся вселенная состоит из особой энергии, именуемой «Цы», которая в свою очередь подразделяется на женское и мужское начало – инь и янь. Специфика философии Древнего Китая заключается в том, что на заре своего появления представление действительности и построения миры имело религизно-мифологическую структуру, а все главные действующие лица являлись духами и богами. Если говорить об особенностях развития философской школы, то самой значимой в сравнении с остальными философскими течениями, особенностью являлся культ предков, предполагающий приятие факт влияния ушедших в мир иной на судьбу жившего поколения. При этом обязанностями духов была забота о здравствующих. Вторым отличием является понимание мира как постоянное взаимодействие двух начал – женского и мужского. Согласно верованиям и мышлению, в момент сотворения сущего Вселенная была представлена хаосом, при этом не было разделения на небо и землю. Рождение двух духов – инь и янь, которые стали упорядочивать хаос, привело к разделению Вселенной на два единства, небо и землю. Соответственно ян стал покровителем неба, а инь – покровителем земли. Подобное мировоззрение демонстрирует зачаточность имеющийся натурфилософии. Инь и ян Также для более полного понимания китайской философии следует иметь в виду, что Китай – это мир культуры правого полушария, что предполагает совершенно иное восприятие действительности. Культуры, которые отличаются развитием правого полушария, концентрируются на зрительных образах, религиозных переживаниях, музыке. Люди подобных культур даже звуки слышат и воспринимают по-другому, поскольку понимание мира у них происходит через конкретные и единичные образы. (Прил.16)

Философское мышление Китая включает в себя четыре понятия:

  • Холизм, который выражается в гармоничном единстве человека и мира. Человек и природа не являются противоборствующими субъектами, а представляют собой целостную структуру, стремящуюся к гармонии;
  • Интуитивность. По мнению древнекитайских философов, земная сущность не может быть понята через череду конкретных понятий или найти отражение в семантике языка. Она может быть познана только через интуитивное прозрение;

11

  • Символизм. В качестве инструментов для мышления древнекитайская философия применяла синсян, что означает образы;
  • Тиянь. Вся полнота принципов макрокосма могла быть постигнута только при помощи серьезного когнитивного акта, который включал в себя познание, эмоциональные переживания и волевые импульсы.

Также главенствующая роль в этой схеме уделялось нравственному сознанию. Философские школы Древнего Китая.

 Философия Древнего Китая строилась на двух основных учениях, которые имели общие черты, но отличались в деталях мировоззренческих суждений. Философия Древнего Китая: Конфуцианство. Первая из школ, которая является самой известной на сегодняшний день и имеет большое количество последователей. Ее основателем считается Конфуции или Кун Фу-Цзы. Главными постулатами своего учения этот великий мыслитель обозначал благородство, гуманизм и неукоснительное следование правилам поведения и ритуалам. При этом его философия затрагивала управление государством. Конфуции резко негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что люди будут их нарушать априори. Правление следует осуществлять на основе личного примера, что заставит людей понимать и осознать стыд за собственные проступки.

  1.  Религия древнего Китая.

Религия Древнего Китая никогда не поддавалась строгой централизации со стороны государства. Жестко централизованной церкви как таковой в Китае никогда не существовало.

Население Древнего Китая верило далеко не в одну, а в целых три основные философские школы, преобладающие на той или иной территории в разной степени. В них верили, как и люди высшего класса, так и самые бедные крестьяне. (Прил. 17)

Три философские школы Древнего Китая

– конфуцианство;

– даосизм;

– буддизм;

А теперь следует разобрать каждую из философских школ более подробно.

12

Конфуцианство.

Конфуцианство – философское учение и этическое наставление, составленное знаменитым китайским философом Конфуцием, а затем было развито его учениками и последователями. Основание конфуцианства следует отнести к концу шестого века. Из Китая это философское учение распространилось на территорию Японии и Кореи. Прежде всего, конфуцианство является образом жизни и этическим наставлением, а уж затем философской школой, некоторые считают это учение настоящей религией.

Во времена императорского Китая, конфуцианство считалось главенствующей религией. Оно заложило принципы организации государства, а также всего китайского общества. Подобным учением люди жили на протяжении двух тысяч лет. Если официально это философское учение никогда и не было религией, то формально оно настолько проникло в сознание всего народа, что воздействовало на поведение людей, так что оно успешно выполняло все задания официальной религии.

В центре учения раскрываются проблемы императорской власти и подданных, здесь предписаны их отношения и поведение, кроме этого описаны моральные качестве, которым необходимо следовать, как и императору, так и обычному крестьянину.

Даосизм.

Даосизм – это китайское учение, в состав которого входят как элементы религии, так и элементы философии. Историки считают, что основание даосизма, даже скорее зарождение основ началось еще в третьем веке до н. э., однако полностью сформировалась это философское учение только во втором веке уже нашей эры, ведь именно в это время возникает первая философская школа. Интересно, что даосизм начал существовать, изучив и в некотором смысле переделав и усовершенствовав учения буддизма. Многие черты буддизма можно проследить в даосизме, иногда с незначительными изменениями.

Даосизм никогда не был официальной религией Китая. Подобному учению следовали в основном отшельники и затворники, иногда ему следовало движение народных масс. Именно даосизм подталкивал народные массы к восстаниям, именно благодаря даосизму у ученых рождались новые идеи, с него они черпали свое вдохновение и силу.

13

В центре даосизма стоит так называемое Дао – закон бытия и всего космоса. Как гласит это учение Дао находиться сразу везде и повсюду. Именно это Дао дало начало всему, что сейчас существует. Само Дао никто не создавал, оно возникло самостоятельно, его невозможно ни увидеть, ни услышать, у него нет формы. Чтобы человек стал счастливым, он должен понять Дао и слиться с ним одно целое. Главной задачей человека, верующего в даосизм является сделать в жизни все, что поможет его душе после смерти слиться макрокосме (Вселенной). Чтобы узнать, что нужно для этого делать, необходимо познать учения Дао.

В идеале каждый человек верующий в даосизм должен стать отшельником. Только так он может добиться высокого духовного состояния, которое затем поможет ему слиться с Дао.

Даосизм всегда был оппонентом или скорее оппозицией конфуцианству, ведь тот проповедовал службу императору, да и всему обществу. Миссионеры этих двух философских школ очень часто опровергали существование одной из этих школ.

Буддизм.

Буддизм – философское и религиозное учение, гласившее о духовном пробуждении. Возникло это учение еще в шестом веке до нашей эры, а его основателем является знаменитый философ по имени Сиддхартха Гаутама или же Будда. Возникает учение на территории Индии, а уже затем начинает проникать и на территорию Древнего Китая.

Проникать в Китай учение начинает только в первом веке нашей эры.

Как и с даосизмом, возникает ситуация, когда буддизм все называют по-разному. Кто-то считает, что это религия, другие думают, что это философская школа, культурная традиция или же этическое учение.

Буддизм по праву можно считать одной из самых древних мировых религий. Этим учением полностью пропитан не только Китай и Индия, но и весь Восток. Будда гласил, что причиной страданий человека является сам человек. Веря в жизнь, привязываясь к жизни, веря в неизменную душу, человек создает иллюзию. Главной целью последователя учения Будды является достижение нирваны, вследствие которого начинается пробуждение, после которого можно взглянуть на мир по-настоящему. Чтобы добиться этого, нужно во многом себя ограничиваться, делать благие деяния, а также постоянно медитировать. Медитация в буддизме занимает особое место, так как является средством самосовершенствования (духовного и физического).

14

Как видим в выше сказанном, религия Древнего Китая никогда не являла собой централизованную церковь, как это мы можем видеть в христианстве. Это совокупность трех главенствующих философских и религийных школ, отличающихся друг от друга. В разных частях Китая люди верили в существование одной из этих трех школ, и часто опровергали существование всех остальных.

4.5        Искусство и архитектура древнего Китая.

Искусство Китая в первую очередь ассоциируется с живописью, наполненной философским содержанием, которое в ней заложено. Этот вид искусства содержит в себе особую этическую символику. (Прил.18) Основными жанрами китайской живописи являются человеческие образы, флора, фауна, пейзаж. Также можно провести параллель с западной культурой, где есть портретный жанр, натюрморт и пейзажный жанр. Китайские художники писали тушью на рисовой или бамбуковой бумаге, часто на шелке. Обязательным элементом каждой картины является каллиграфическая надпись и печатка с инициалами художника. Можно сказать, что в целом искусство древнего Китая выражает разными формами общие представления о мире, что сложились еще в древние времена. Такой же глубокий след как в живописи, остался до наших времен и в архитектуре. История производства различных изделий, статуэток из фарфора насчитывает 3 тысячи лет. Искусство обработки фарфора и керамики можно считать одним из невероятных достижений Древнего Китая. (Прил. 19) Можно сказать, что фарфор некого рода — верх классического прикладного китайского мастерства. Современный фарфор Поднебесной говорит о продолжении древнейших традиций его производства, но и к тому же, подтверждением сочетания его с новыми технологиями.

Архитектура современной Поднебесной.

В художественном ремесле раннего периода формируются черты высокого совершенства, они становятся основными в стилистике последующих эпох. К примеру, бронзовые сосуды все больше имеют обтекаемые и элементарные формы, постепенно утрачивая свой магический смысл. Орнаменту уступает место украшение разноцветными металлами.

В эпоху Цинь-Хань прочно обосновываются формы классической китайской архитектуры, сохраняемые и в наши дни. Градостроительство идет на наивысшем уровне. Главными центрами империи становятся Лоян и Чань-ань, они отличаются четкой планировкой и изяществом улиц. Китайскими зодчими с успехом были построены дома в два-три этажа, с крышей из разных ярусов с цветной черепицей.

15

Известным архитектурным памятником древнего Китая является Великая Китайская стена. (Прил. 20) Самый известный ее участок в 750 км расположен недалеко от столицы, где она шириной в 5-8 м и высотой до 10 м.

В ранний период развития искусства Китая значительный уровень развития получает скульптурный рельеф. (Прил. 21) Самыми интересными считаются рельефы из Шаньдуна, которые обнаружили в погребальном храме именитого рода У, и еще каменные рельефы их погребальных склепов в Сычуане. Каменные картины изображают сюжеты на религиозные и мифологические темы, имеются сцены битв, охоты, приема гостей. Также имеют место сцены из повседневной жизни, описаны жатва, тяжелый труд в соляных рудниках.

В период правления Хан зарождается станковая живопись, о чем гласит найденная часть полотна шелка с изображением на нем феникса, дракона и девушки. Для становления живописи большое значение имело открытие волосяной кисти и туши. Где-то в тот же период происходит зарождение лакового производства. Изобретенный китайцами лак, не имел себе равных. Его использовали для покрытия вооружения и предметов воинского снаряжения, для дерева и ткани, тем самым, увеличивая срок их хранения и придавая им чудесный эстетический вид. Изделия, покрытые лаком, имели значительный спрос, как в стране, так и за ее пределами.

  1. Интересные факты о древнем Китае. (Прил. 22)
  • Древний Китай – родина футбола, так считают китайские историки, поскольку эта игра в мяч упоминается еще в древних китайских хрониках, которые относятся к 1000 году до н. е.
  • Именно китайцы были одними из первых изобретателей календаря, так примерно в 2000 году до н. э. они стали использовать лунный календарь, в основном для сельскохозяйственных работ.
  • Китайцы верили, что во время занятий каллиграфией происходит совершенствование души человека.
  • Великая Китайская стена, грандиозный памятник китайского строительства входит в книгу рекордов Гиннеса по множеству параметров: это единственное строение на земле, которое видно из космоса, ее строили 2000 лет – с 300 года до н. е. до 1644 года, и при ее постройке погибло больше людей, чем где-либо еще.
  • Все мужское население Китая было обязано собирать волосы в конский хвост. Это произошло во времена правления империи Цин, когда манчжуры захватили Древний Китай. Именно они и обязали китайцев собирать волосы в конский хвост под страхом смертной казни.

16

6.Опрос.

Я решила провести опрос среди учеников 5 класса в количестве 27 человек. Мне стало интересно их мнение. Я задала каждому 3 вопроса и вот что из этого получилось… (Прил. 23)

Вопрос

Да

Нет

Встречались ли вы с культурой древнего Китая?

Нравится ли вам культура Китая?

Как вы считаете, культура древнего Китая является важной для мировой культуры?

Проведя опрос, я сделала вывод, что 80% учащихся встречали в своей жизни древнюю культуру Китая. А вот во втором вопросе можно заметить, что не всем нравится культура Китая. В третьем вопросе можно заметить, что почти все (93%) считают, что культура древнего Китая сыграло огромную роль в мировой культуре. (Прил. 24)

17

7.Заключение.

Едва ли не половина важнейших изобретений и открытий, на которых зиждется сегодня наша жизнь, пришла из Китая. Не придумай древние китайские ученые таких мореходных и навигационных приборов и устройств, как румпель, компас и многоярусные мачты, не было бы великих географических открытий. Колумб не поплыл бы в Америку, и европейцы не основали бы колониальных империй. Через Китай пришли в Европу из Великой Степи стремена, помогающие держаться в седле. Не изобрели бы в Китае пушки и порох, не появились бы и пули, пробивавшие доспехи и покончившие с рыцарскими временами. Без китайской бумаги и приспособлений для печати в Европе еще долго бы переписывали книги от руки. Не было бы и широкого распространения грамотности. Подвижной шрифт изобрел вовсе не Иоганн Гутенберг, не Уильяму Харви принадлежит открытие кровообращения, не Исаак Ньютон открыл первый закон механики. До всего этого впервые додумались в Китае.

Компас, механические часы, порох, пушки, десятичные дроби, шелк, фарфор, восточная медицина и философия, восточные единоборства – далеко не полный перечень достижений народов китайско-конфуцианского ареала.

Я доказала, что культура древнего Китая - это важная страница в мировой культуре. Я думаю, что без неё человечество не смогло бы достичь такого развития.  Мне очень понравилось работать над этим проектом. Я узнала много нового и интересного. (Прил. 25)

18

8.        Приложение к работе.

                 Прил. 1                         Прил. 2                                  Прил. 3                              Прил.4

                Прил. 5                                Прил.6                               Прил.7                           Прил.8

                  Прил.9                              Прил. 10                Прил.11                      Прил. 12

            Прил. 13                                 Прил. 14                                       Прил. 15

                 Прил. 16                               Прил.17                   Прил.18                             Прил.19

 

19

                    Прил. 20                                     Прил.21                             Прил. 22

                    Прил.23                                    Прил. 24                                        Прил.25

20

  1. Список литературы:

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура Древнего Китая

Урок по Всемирной истории 6 класса "Культура Древнего Китая", основан на технологии критического мышления через чтение и письмо и информационно-камуникативной технологии....

Урок по истории на тему: "Древний Китай и Древняя Индия"

1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе текста учебника, делать несложные выводы. 3: развити...

Культура Древней Индии и Древнего Китая

Краткое знакомство с культурой Древней Индии  и Древнего Китая...

Художественная культура Древнего и Средневекового Китая

Художественная культура Древнего и Средневекового Китая...

Контрольная работа по истории Древнего мира, раздел "Древняя Индия. Древний Китай." 5 класс.

Контрольная работа по истории древнего мира, а именно по разделу "Древняя Индия. Древний Китай" для 5 класса. Представлена в двух вариантах, включает тесты части А - с выбором одного верного ответа из...

Культура древнего Китая

Урок с использованием технологии критического мышления на основе чтения и письма....

Культура Древнего Китая

Значение культуры Древнего Китая. Афоризмы Конфуция.Иероглифы....