Культура Древнего Китая
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Урок по Всемирной истории 6 класса "Культура Древнего Китая", основан на технологии критического мышления через чтение и письмо и информационно-камуникативной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_drevnego_kitaya.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Всемирная история Класс: 6
Тема: Культура Древнего Китая
Цель: -проверить знания и умения по теме «Древний Китай», познакомиться с культурными и религиозными достижениями древнего Китая на примере изучения темы «Культура древнего Китая»;
- способствовать развитию логического мышления, речи, памяти, умений сравнивать, анализировать изученный материал;
- продолжать воспитывать интерес к познанию, уважение к культурным и религиозным воззрениям разных народов, как к пласту мировой культуры; толерантность.
Знать: культурные достижения древнего Китая, историю возникновения и развития конфуцианства; основные идеи и значение конфуцианства.
Уметь: работать с различными информационными источниками, сравнивать, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-путешествие
Оборудование: листы-задания (раздаточный материал), компьютер и учебный фильм «Религии Китая»
Ход урока
I. Организационный момент. (3 мин) Проверка готовности класса к уроку, эмоциональный настрой учеников, целеполагание.
Для того, чтобы выполнить нашу задачу, я приглашаю Вас в путешествие, в ходе которого мы найдем ответ на вопрос: Почему культурные достижения древнего Китая сохранили свою актуальность в настоящее время?
Рассказ учителя. Караван знаний – ни с чем не сравнимое богатство, ибо знание – это сила, способная к созиданию и разрушению. Каждый поступает со своими знаниями так, как считает нужным. Тот, кто, готов познавать этот огромный мир, сея в нем зерна добра, получит богатый урожай.
И перед тем как нам отправится в путешествия пополняя наш багаж знания, давайте вспомним что мы знаем о Китае.
«Тот, кто повторяя старое, узнает новое, может быть наставником» Конфуций.
Учащимся объясняется порядок работы с маршрутными листами-заданиями. Учащиеся выполняют задание 1 в маршрутном листе. - Тест
1.Главной отраслью хозяйства Китая было:
A) Скотоводство. B) Земледелие. C) Строительство храмов. Строительство дамб и каналов. Е) Виноделие.
2.В Китае с древнейших времен было развито производство:
A) Пороха. B) Бумаги. C) Шелка. D) Фарфора. E) Хлопка.
3.Основой китайского общества была:
A) Частная собственность на скот. B) Частная собственность на землю. C) Кастовая система.
D) Семья. E) Преданность императору.
4.В конце II в. н.э. в Китае началось:
A) Восстание «красных повязок». B) Строительство Великой китайской стены. C) Возведение дворца для императора Ван Мана. D) Восстание «краснобровых».
Е) Восстание «желтых платков».
5. 10.Первый император Китая:
A) Ван МанB)Фан Чун C) Сыма- Цянь D) Конфуций. Е) Цинь Шихуанди
6.«Исторические записки» в древнем Китае написал:
А) Лао-цзы. В)Сыма-Цянь. D) Конфуций. Е)Чжан.
7. Какая династия сменила династию Цинь
A) Хань B) Чжоу C) Тан. . D) Мин Е) Цин
8.Возникновение китайской цивилизации произошло в басейне каких рек:А) Хуанхе и Янцзы В)Ганг и Инд С)Тигр и Евфрат D) Нил и Тигр Е) Ганг и Тигр
9. Какой путь брал свое начало в Китае
A) меридиальный B) шелковый C) шерстяной D) караванный Е) морской
10. Какое оборонительное сооружение было построено в Китае
A) ров. B) окоп. C) Великая китайская стена D) забор Е) сетка
Вы готовы продолжить наш путь? Тогда вперед!
II. Изучение нового материала.
План
- Письменность и литература
- Религия. Конфуцианство
- Достижение научного знания и искусства
«Добродетель никогда не бывает одинокой» - эти слова принадлежать гениальному Конфуцию (551-479 гг. до н.э.).
Итак, первый запас знаний пополнил наш караван и мы продолжаем путь. Сейчас я предлагаю Вам посмотреть фильм и по ходу просмотра, заполнить в маршрутном листе таблицу в задании 2.
«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30 лет — я обрёл прочную основу.
В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет — я познал волю Неба.
В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».
Мы продолжаем наш путь, и я предлагаю Вам изучить вопрос о конфуцианстве. Древние археологические и письменные источники, касающиеся религии Китая относятся ко второму тысячелетию до н.э. Это была пора зарождения патриархально-рабовладельческого государства. О религии Иньского периода сохранилось небольшое количество сведений (гадальные кости, тотемы, гробницы-захоронения с явно классовыми различиями).
Гораздо больше сведений сохранилось о религии Чжоусского периода (1122-255 гг. до н.э.). Среди памятников культуры можно выделить философские и религиозно-этические системы. Они послужили основанием для развития религиозных учений, ставших в дальнейшем государственными религиями Китая: конфуцианство и даосизм.
Задание 3
«Не печалься, что люди не знают тебя. Печалься, что ещё не проявил свои способности» Конфуций
Прочитать текст и ответить на вопросы
Учение отражало взгляды и интересы служилого чиновничества. Родоначальником религии Китая был Кун-цзы, Конфуций.
Классические конфуцианские книги распадаются на «Пятикнижие» (У-цзин) и «Четверокнижие» (Сы-шу). Эти книги далеко не все могут считаться религиозными. Основное содержание учения Конфуция – это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государсвенной службы и о правильном порядке в семейном быту.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.
Конфуцианский культ представляет собой простое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с древности, семейно-родовых обрядов. Важнейшим из культов конфуцианства был культ предков. Он стал главной составной частью китайских религиозных верований и обрядов. Каждая семья имела свой семейный храм или молельню. Каждый род – ши – имел свой родовой храм предков, посвященный родоначальникам. Каждая родовая группа – син(фамилия) – имела храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старшинами родов.
По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека – это сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков.
Вопросы:
- Интересы какой социальной группы отражало конфуцианство.
- Основные идеи конфуцианства
- Каким, по мнению Конфуция, должен быть идеальный правитель?
- Что включало в себя понятие человеколюбие?
- Важнейший куль конфуцианства.
- Главнейшая обязанность человека по Конфуцию.
В Китае в древности появилась письменность – иероглифы. Пишутся они столбцом сверху вниз. В основе учения Конфуция лежат 20 терминов, выраженных отдельным иероглифом..
Задание 4
Продолжить изречение Конфуция
1. Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли _____________________________________________________________________________________
2. Встретив достойного человека, стремись с ним сравняться; встретив недостойного, _____________________________________________________________________________________
3. Для того, чтобы познавать новое, необходимо изучать ____________________________________
4. Учение без размышления бесполезно, а размышление без учения _____________________________________________________________________________________
В Китае в первые в мире были изобретены вещи без которых мы не можем обойтись в настоящее время: впервые была точно вычислена продолжительность года, создана звездная карта, слово «чай» китайского происхождения, компас, прибор для записи колебаний земной коры – сейсмограф, бумага, порох, фарфор
Задание 5
Сформулируйте мудрый совет Конфуция из предложенных слов
ПОДОБНО УХОДЯЩЕЕ ПОТОКУ ВРЕМЯ ЭТОМУ НИ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ДНЕМ НОЧЬЮ НИ
III. Закрепление: Китайская шкатулка
В шкатулке лежат изобретения китайцев, которыми пользуется весь мир.
- Путеводитель, который применяют в туризме, геологии, путешествиях, морских походах, в самолетах и т.д. (компас).
- Это любят все, используют каждый день, называется “Тцай-е” (Чай).
- натуральный, гладкий, тонкий, легкий, приятный, применяется в быту, в медицине, аэрофлоте, одежде и т.д. (шелк).
- “Их изготовляют сотни тысяч предметов каждого образца. Изделия в определенный срок доставляют в столицу, бочонков с круглыми полированными изделиями более 600. Ежегодная норма 16-17 тысяч” (из сочинения Чжу Яня “Тао шо”, “О фарфоре”). Из этого делают посуду. Без этого уже не представляем свою жизнь (фарфор).
- Это изобретение любят все люди и готовят почти в каждой национальной кухне (лапша).
- Изобретение необходимое для письма ученикам, студентам, политикам всем образованным людям для передачи и хранения знаний (бумага).
- По определению Суворова – пуля это “дура”, а в ней изобретение китайцев? (порох).
- Эта игра изобретена в Китае и считается интеллектуальной игрой, в нее играли даже императоры (шашки).
Время нашего путешествия подходит к концу. Нам остается ответить на главный вопрос, в поисках ответа на который, мы совершили наш путь.
Задание 6
Ответить на вопросы
Почему культурные достижения древнего Китая сохранили свою актуальность в настоящее время?
Сформулируйте значение вклада китайской культуры в мировую.
- Домашнее задание. Параграф 22
№ задания | Максимальное количество баллов за задания | Итоговые оценки отлично – 25-27 хорошо – 15-24 удовлетворительно – 10-14 неудовлетворительно – 9 и меньше |
1 | 5(10), 4(9-8), 3(7-6) | |
2 | 3 | |
3 | 6 | |
4 | 7 | |
5 | 4 | |
6 | 1 | |
7 | 1 | |
Итог | 27 |
Маршрутный лист 1 Задание 1
«Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником»
Тест
1.Главной отраслью хозяйства Китая было:
A) Скотоводство. B) Земледелие. C) Строительство храмов. Строительство дамб и каналов. Е) Виноделие.
2.В Китае с древнейших времен было развито производство:
A) Пороха. B) Бумаги. C) Шелка. D) Фарфора. E) Хлопка.
3.Основой китайского общества была:
A) Частная собственность на скот. B) Частная собственность на землю. C) Кастовая система.
D) Семья. E) Преданность императору.
4.В конце II в. н.э. в Китае началось:
A) Восстание «красных повязок». B) Строительство Великой китайской стены. C) Возведение дворца для императора Ван Мана. D) Восстание «краснобровых».
Е) Восстание «желтых платков».
5. 10.Первый император Китая:
A) Ван МанB)Фан Чун C) Сыма- Цянь D) Конфуций. Е) Цинь Шихуанди
6.«Исторические записки» в древнем Китае написал:
А) Лао-цзы. В)Сыма-Цянь. D) Конфуций. Е)Чжан.
7. Какая династия сменила династию Цинь
A) Хань B) Чжоу C) Тан. . D) Мин Е) Цин
8.Возникновение китайской цивилизации произошло в басейне каких рек:А) Хуанхе и Янцзы В)Ганг и Инд С)Тигр и Евфрат D) Нил и Тигр Е) Ганг и Тигр
9. Какой путь брал свое начало в Китае
A) меридиальный B) шелковый C) шерстяной D) караванный Е) морской
10. Какое оборонительное сооружение было построено в Китае
A) ров. B) окоп. C) Великая китайская стена D) забор Е) сетка
Маршрутный лист 1 Задание 1
«Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником»
Тест
1.Главной отраслью хозяйства Китая было:
A) Скотоводство. B) Земледелие. C) Строительство храмов. Строительство дамб и каналов. Е) Виноделие.
2.В Китае с древнейших времен было развито производство:
A) Пороха. B) Бумаги. C) Шелка. D) Фарфора. E) Хлопка.
3.Основой китайского общества была:
A) Частная собственность на скот. B) Частная собственность на землю. C) Кастовая система.
D) Семья. E) Преданность императору.
4.В конце II в. н.э. в Китае началось:
A) Восстание «красных повязок». B) Строительство Великой китайской стены. C) Возведение дворца для императора Ван Мана. D) Восстание «краснобровых».
Е) Восстание «желтых платков».
5. 10.Первый император Китая:
A) Ван МанB)Фан Чун C) Сыма- Цянь D) Конфуций. Е) Цинь Шихуанди
6.«Исторические записки» в древнем Китае написал:
А) Лао-цзы. В)Сыма-Цянь. D) Конфуций. Е)Чжан.
7. Какая династия сменила династию Цинь
A) Хань B) Чжоу C) Тан. . D) Мин Е) Цин
8.Возникновение китайской цивилизации произошло в басейне каких рек:А) Хуанхе и Янцзы В)Ганг и Инд С)Тигр и Евфрат D) Нил и Тигр Е) Ганг и Тигр
9. Какой путь брал свое начало в Китае
A) меридиальный B) шелковый C) шерстяной D) караванный Е) морской
10. Какое оборонительное сооружение было построено в Китае
A) ров. B) окоп. C) Великая китайская стена D) забор Е) сетка
Маршрутный лист 1 Задание 2
«Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником»
Заполнить таблицу по содержанию учебного фильма «Конфуций»
ЗНАЕМ | ХОТИМ УЗНАТЬ | УЗНАЛИ |
Маршрутный лист 2
Задание 3
«Не печалься, что люди не знают тебя.
Печалься, что ещё не проявил свои способности»
Прочитать текст и ответить на вопросы
Учение отражало взгляды и интересы служилого чиновничества. Родоначальником религии Китая был Кун-цзы, Конфуций.
Классические конфуцианские книги распадаются на «Пятикнижие» (У-цзин) и «Четверокнижие» (Сы-шу). Эти книги далеко не все могут считаться религиозными. Основное содержание учения Конфуция – это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государсвенной службы и о правильном порядке в семейном быту.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.
Конфуцианский культ представляет собой простое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с древности, семейно-родовых обрядов. Важнейшим из культов конфуцианства был культ предков. Он стал главной составной частью китайских религиозных верований и обрядов. Каждая семья имела свой семейный храм или молельню. Каждый род – ши – имел свой родовой храм предков, посвященный родоначальникам. Каждая родовая группа – син(фамилия) – имела храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старшинами родов.
По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека – это сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков.
Вопросы:
- Интересы какой социальной группы отражало конфуцианство.
- Основные идеи конфуцианства
- Каким, по мнению Конфуция, должен быть идеальный правитель?
- Что включало в себя понятие человеколюбие?
- Важнейший культ конфуцианства.
- Главнейшая обязанность человека по Конфуцию.
Маршрутный лист 3
Задание 4
В основе учения Конфуция лежат 20 терминов, выраженных отдельным иероглифом. Соотнесите название и словарное значение иероглифа с высказыванием Конфуция.
№ | Термин | Словарное значение |
1 | Жень | Человеколюбие – идеал Конфуция; не выставляемая на показ любовь к человеку, который стремится к справедливости. |
2 | Дао | Дорога, путь, истина |
3 | Чжи | Мудрость, знание, благоразумие |
4 | Сяо | Почтительный; чтить родителей |
5 | Хэ | Мир, согласие, дружба |
6 | Цзюнь-цзы | Благородный человек; мудрый и абсолютно доброжелательный человек – идеальный человек по критериям конфуцианства |
Высказывание Конфуция
- Тот, кто стремиться претворить человеколюбие, не сотворит зла.
- В обращении с отцом или матерью проявляй мягкость и учтивость. Если видишь, что твои желания им неугодны, всё равно проявляй почтительность – не противься их воле. И пускай ты устанешь – не смей роптать.
- Благородный муж медлителен в словах, но скор в делах.
- Я обладаю знаниями не от рождения. Я приобрел их лишь благодаря любви к древности и настойчивости в учебе.
- Когда учишься, бойся, что не успеешь обрести, а завершив учебу, бойся, что можешь утратить обретенное.
- Стремись к верности и искренности; не дружи с тем, кто тебе не ровня; не бойся исправлять ошибки
- Цзы Гунн спросил: «Существует ли одно такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь?» Учитель ответил: «Это слово – снисхождение. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».
Маршрутный лист 4
Задание 4
Продолжить изречение Конфуция
1. Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли _____________________________________________________________________________________
2. Встретив достойного человека, стремись с ним сравняться; встретив недостойного, _____________________________________________________________________________________
3. Для того, чтобы познавать новое, необходимо изучать ____________________________________
4. Учение без размышления бесполезно, а размышление без учения _____________________________________________________________________________________
Задание 5
Сформулируйте мудрый совет Конфуция из предложенных слов
ПОДОБНО УХОДЯЩЕЕ ПОТОКУ ВРЕМЯ ЭТОМУ НИ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ДНЕМ НОЧЬЮ НИ
Задание 6
Ответить на вопросы
Почему конфуцианские идеи актуальны в настоящее время?
Сформулируйте значение вклада китайской культуры в мировую.
№ задания | Максимальное количество баллов за задания | Итоговые оценки отлично – 25-27 хорошо – 15-24 удовлетворительно – 10-14 неудовлетворительно – 9 и меньше |
1 | 5 | |
2 | 3 | |
3 | 6 | |
4 | 7 | |
5 | 4 | |
6 | 1 | |
7 | 1 | |
Итог | 27 |
1. Великий китайский мудрец и философ, основатель религии.
2. Система письма в Китае
3. Этому китайскому изобретению 3000 лет, для его создания использовали листья деревьев или перья птиц, а позже промасленную бумагу, которая не пропускала воду.
4. Изобретение Цай Луня около 2000 лет назад подарило миру…
5. Изобретение придворного астролога китайского императора120 г. до н.э.
Маршрутный лист 1
Задание 1
«Тот, кто, повторяя старое, узнает новое,
может быть наставником»
Решить кроссворд
1. Великий китайский мудрец и философ, основатель религии.
2. Система письма в Китае
3. Этому китайскому изобретению 3000 лет, для его создания
использовали листья деревьев или перья птиц, а позже
промасленную бумагу, которая не пропускала воду.
4. Изобретение Цай Луня около 2000 лет назад подарило миру…
5. Изобретение придворного астролога китайского императора
120 г. до н.э.
Й
А
К
Т
И
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории на тему: "Древний Китай и Древняя Индия"
1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе текста учебника, делать несложные выводы. 3: развити...
Культура Древней Индии и Древнего Китая
Краткое знакомство с культурой Древней Индии и Древнего Китая...
Художественная культура Древнего и Средневекового Китая
Художественная культура Древнего и Средневекового Китая...
Контрольная работа по истории Древнего мира, раздел "Древняя Индия. Древний Китай." 5 класс.
Контрольная работа по истории древнего мира, а именно по разделу "Древняя Индия. Древний Китай" для 5 класса. Представлена в двух вариантах, включает тесты части А - с выбором одного верного ответа из...
Культура древнего Китая
Урок с использованием технологии критического мышления на основе чтения и письма....
Культура Древнего Китая
Значение культуры Древнего Китая. Афоризмы Конфуция.Иероглифы....
Культура Древнего Китая
Я собрала много интересного материала на тему " Культура Древнего Китая", которая поможет учащимся более подробно разобраться в этой теме....