План урока Промышленность в Нижегородской губернии 18 века. Краеведческий компонент.
план-конспект урока по истории (8 класс)

Филиппов Евгений Иванович

План урока Промышленность в Нижегородской губернии 18 века. Краеведческий компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nizhegorodskaya_guberniya_18_vekproizvodstvo.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по истории в 8 классе

“ Нижегородский край во второй половине XVIII века”

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: лекция с элементами практической работы.

План урока с хронометражем:

  1. Организационный этап (2 м.).
  2. Этап проверки домашнего задания (10-12 м.).
  3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (15 м.).
  4. Этап усвоения новых знаний (40 м.).
  5. Этап закрепления новых знаний (16 м.)
  6. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (4 м.).

Цель урока: дать представление учащимся о развитии Нижегородского края во второй половине XVIII века.

Задачи урока:

  1. Образовательная: учащиеся должны знать особенности развития сельского хозяйства, товарно-денежных отношений, промышленности, транспорта, ремесла, промыслов, хронологический материал, имена создателей промышленных предприятий и фабрик в Нижегородском крае.
  2. Развивающая: учащиеся должны уметь анализировать, выделять главное, сравнивать исторические факты, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, касающиеся развития Нижегородского края, находить способы решения проблемных ситуаций.
  3. Воспитательная: учащиеся должны понимать, что именно в рассматриваемый период в феодально-крепостническом хозяйстве Нижегородского края начинают складываться новые экономические отношения – капиталистические, оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие экономики страны.

Оборудование урока: Фёдоров В.Д., Тюрина А.И., Лапшина О.Ю. История Нижегородской области: Кн. для чтения. – 4-е изд., перераб. и доп. – Арзамас: АГПИ, с. 44-52; Нижегородский край: факты, события, люди. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, с. 134-140, 144-162; Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях. Хрестоматия. – М., с. 84-86; карта Нижегородского края в XVIII веке; дидактический материал; записи на доске.

Основные понятия, термины: бурлачество, помещики - винокуры, цех, мастера, старшина, наёмный труд, мелкое товарное производство.

Основные даты: 1785 – жалованная грамота городам, содержащая раздел « Ремесленное положение»; 1799 – включение Благовещенской слободы в черту Нижнего Новгорода.

Межпредметные связи: экономика, социология.

    Ход урока:

Этапы урока,

задачи урока(t)

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Теоретическое

(психолого-методическое)

обоснование

  1. Организационный

этап(2 м.).

Учебно-воспитательная задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящей работе.

1. Приветствие учителя.

2. Учитель отмечает отсутствующих.

3. Учитель обращает внимание на подготовленность класса и самих учащихся к уроку, берёт психологическую паузу.

Учащиеся приветствуют учителя молча, встав из-за парт.

Дежурные по классу подают сведения об отсутствующих.

Ученики концентрируют внимание, настраиваются на работу.

Учитель выясняет причину отсутствующих, сопереживает больным, создаёт атмосферу доброжелательности, симпатию, уважение к учащимся.Демонстрирует свою позицию к факту отсутствия учащихся, обращает внимание на внешний вид. Психологическая пауза выражает твёрдое намерение перейти к уроку. Отсутствующее многословие мобилизует учащихся на деловой настрой урока.

  1. Этап проверки домашнего задания  (10-12 м.).

Учебно-воспитательная задача: выявить степень подготовленности учащихся к уроку.

Учитель проверяет домашнее задание.

Вопросы для проверки:

1. Нижегородский край – центр старообрядчества.

2. Основные течения старообрядцев.

2 человека работают по карточкам.

Ученики выходят к доске, отвечают на вопросы учителя.

2 человека работают по карточкам у доски.

(см. Приложение).

Репродуктивный метод, устное и письменное воспроизведение учениками текста – приём. Метод осуществляется через систему упражнений, применение по образцу в вариативных, но легко опознаваемых ситуациях.

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (15 м.).

Учебно-воспитательная задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.

Научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для её достижения.

Учитель проводит мотивационную беседу, готовит учащихся к постановке учебной задачи.

Вопросы беседы:

Каковы особенности развития Нижегородского края в первой половине XVIII века? Назовите их.  Какие предпосылки для дальнейшего развития Нижегородского края в XVIII веке вы можете выделить?

Учитель записывает на доске тему «Нижегородский край во второй половине XVIII века».

Когда мы рассматриваем развитие Нижегородского края в определённый период его истории, по какому плану обычно работаем?

Учитель на доске записывает окончательный вариант плана:

1.Сельское хозяйство края.

2. Развитие товарно-денежных отношений.

 3. Развитие промышленности, транспорта, ремесла, промыслов в Нижегородском крае XVIII веке:

а) общая характеристика промышленного развития края;

б) экономическое развитие отдельных городов и селений (Н.Новгород, Арзамас, Павлово, Выкса);

в) появление мануфактур в деревнях.

Учитель: какую учебную задачу необходимо решить на уроке?

Примерные ответы учащихся:

Административно-территориальное деление. По указам Петра I (1714 – 1719) образуется Нижегородская губерния. В Н.Новгороде уменьшается посадское население, торговля и ремесло переживало упадок. Это было связано с увеличением обременительных повинностей в царствование Петра I.Пётр I в Н.Новгороде (1722).

Царя принимают губернатор Ржевский, митрополит Питирим и бургомистр Пушников. Во второй половине XVIII века, с приходом к власти Екатерины II, происходит оживление нижегородской экономики, возрастает роль Н.Новгорода и Макарьевской ярмарки в развитии всероссийского рынка.

Ученики записывают тему в тетради. Ученики составляют алгоритм действий в тетради и предлагают его учителю. Учащиеся обсуждают и записывают вопросы плана урока.

Ученики отвечают:

Наша задача на уроке состоит в том, чтобы выяснить основные особенности развития Нижегородского края во второй половине XVIII века.

Эвристическая беседа помогает учащимся увидеть проблему, поставить перед собой цель и спланировать план действий.

Эвристическая беседа – приём словесного метода.

Учащиеся составляют в совместной деятельности с учителем учебную задачу урока, преобразуют её, складываются все условия для продуктивной поисково-исследовательской деятельности и активного участия в учебном процессе.

Учащиеся, завершая вместе с учителем мотивационную беседу, поставили перед собой учебную задачу, преобразовали её и подготовились к усвоению нового материала.

4. Этап усвоения новых знаний (40 м.).

Учебно-воспитательная задача:

дать учащимся конкретное представление об основных особенностях развития Нижегородского края во второй половине XVIII века;

добиться усвоения учащимися способов воспроизведения изучаемого материала; сформировать нравственное отношение к событиям того времени, к себе, другим людям, родному краю.

Учитель берёт небольшую психологическую паузу, выражающую твёрдое намерение перейти к основному этапу урока. Учитель предлагает ученикам во время его рассказа заполнить таблицу. В Нижегородский крае во второй половине XVIII века наблюдается развитие хозяйства и оживление экономики. Учитель, рассказывая о сельском хозяйстве края, привлекает внимание учеников к карте, выделяя особенности развития различных уездов. Наиболее развитыми были южные и юго-восточные уезды с их чернозёмными почвами (Арзамасский, Лукояновский, Сергачский). Хлеб здесь используется не только для личного потребления, но и поступал на рынок. Его отправляли в Астрахань, Петербург, Ярославль и другие города. В северных и центральных поволжских уездах (Балахнинский, Семёновский, Нижегородский) земледелие было развито слабее, ибо земли были бедными, мало пригодными для возделывания хлеба. Сельскохозяйственное производство не могло обеспечить крестьян всем необходимым для жизни. У них не хватало денег для уплаты налогов помещику. Поэтому крестьяне занимались различными промыслами, например, бурлачеством. Открытие навигации вызвало спрос на рабочие руки на берегах Волги-кормилицы. Труд был тяжёлым, а оплачивался очень низко. Пословицы тех лет гласят: « Вниз вода несёт, вверх кабала ведёт» или «Шли бечевой, а хлеба ничего». Изделия кустарных промыслов Нижегородской губернии пользовались большим спросом.

Развитие товарно-денежных отношений, преобладание оброчной системы эксплуатации способствовало расслоению крестьянства. Выделялась незначительная верхушка состоятельных крестьян, которые организовывали собственные хозяйства и пользовались наёмной рабочей силой. Крестьянин Прянишников выстроил недалеко от Городца « с каменным и деревянным строением фабрику» для изготовления краски. В конце века в Павлове состоятельным крестьянам принадлежало 14 каменных домов 4 стальных завода. Село Богородское славилось своим кожевенным производством. 46 кожевен в нём принадлежало крестьянам. А в Н.Новгороде выделился разбогатевший крестьянин Петров, который содержал в своей мастерской более 40 работников.

Учитель объясняет принцип работы с документами, даёт задание для 6-ти групп, которые должны собрать информацию о развитии промышленности в разных городах Нижегородского края во второй половине XVIII века. Учащиеся на основании работы с документами и  учебником отвечают на вопросы и задания:

1). Каковы особенности развития промышленности края в рассматриваемый период?

   

На основе ремесла и промышленного производства развивались нижегородские города.

2). Что можно сказать о Нижнем Новгороде?

3). Каково экономическое развитие Арзамаса?

Другие города по хозяйственному облику, за исключением Балахны,  мало выделялись среди сельских поселений. Следует упомянуть некоторые из них.

4). Что можно сказать о развитии Павлово?

5). Чем славилась Выкса?

6). Какие мануфактуры были в деревнях?

Учитель помогает группам, корректирует их работу, но делает это ненавязчиво, координирует деятельность учащихся, заслушивает вместе с ними результаты работы групп. Учащиеся заносят их в таблицу.

Ученики внимательно слушают учителя и заполняют таблицу (см. Приложение), работают с картой.

Учащиеся записывают пословицы, характеризующие жизнь крестьян.

Все группы, получив задание, приступают к выполнению. Учащиеся работают с документами и учебником, читают и обсуждают их по группам. Затем, по окончании работы, каждая группа сообщает результаты своего исследования.

I группа отвечает:

Характерной особенностью края в это время является создание крупных промышленных предприятий на территории крепостных вотчин. Андрей и Иван Баташовы, выходцы из Тулы, основали 7 чугоплавильных и железоделательных  заводов в современном Выксунском районе. Баташовы выполняли заказы армии и флота. Так, в 1773 г. они доставили в Адмиралтейскую коллегию 154 пушки и ядра к ним. В конце века в помещичьих вотчинах возникают суконные и полотняные фабрики. Полотно ткали в селе Воротынец – вотчине Н.А. Головина. Сукно для нужд армии поставляла со своих фабрик С.А. Толстая (Ардатовский уезд) и С.Ф. Голицын (Лукояновский уезд). Помещики-винокуры. Винокуренные заводы были у А. Кантемира при деревне Богомоловой, гр. П. Салтыковой, кн. Шаховского.

II группа отвечает:

Н.Новгород являлся крупным центром промышленности, судоходства и торговли. В 1785 г. жалованная грамота городам в особом разделе «Ремесленное положение» более точно регламентировала положение цехов. Согласно этой грамоте, мастера одного и того же ремесла, если их было не менее 5 человек, образовывали цех, выбирали старшину и двух заместителей. Все цехи каждого города выбирали голову. Жалованная грамота не делала запись в цехи обязательной. Во второй половине XVIII века мелкое товарное производство усилилось. В городе была фабрика парусных полотен купца Ивана Кабанова. Парусина продавалась только в С.-Петербурге и Таганроге. Действовали 10 прядильных заводов, толокняный,  солодовенный,  кирпичный,  стальной, гончарный заводы. В 1789 г. в черту города была включена Благовещенская слобода, что свидетельствовало об экономическом росте города. Н.Новгород играл важную роль в транзитной торговле. В 80-е гг. XVIII века в Нижегородский порт заходило не менее 3 000 судов. Н.Новгород, утверждал генерал-губернатор А.А. Ступищин, «может называться внутренним Российского государства портом». Через город проходила сухопутная дорога из Москвы в Казань, Оренбург и далее в Сибирь, тракт на Пензу. Особое место Н.Новгород занимал в торговле солью. Монополистами соляных промыслов были купцы и промышленники Строгановы. Государственная соляная контора находилась здесь. Н.Новгород начинает играть важную роль в хлебной торговле во второй половине XVIII века.

III группа отвечает: После Н.Новгорода по уровню экономического развития стоял Арзамас, который, по словам современников, был населён мытниками, кожевниками, красильщиками крашенины и сапожниками. Большую часть выделанных здесь кож сапожники употребляли в дело, а товар отправляли в дальние места за весьма дешёвую цену. Красильщики в основном красят только крашенину, из которой простые люди шьют себе одежду по всей России. Также красят небольшое число китайки, для изготовления которой уже появились фабрики в Арзамасе.

IV группа отвечает:

Павлово славилось изготовлением ружей и других оружейных предметов, развозят их по городам и продают на ярмарках за небольшую цену. Как свидетельствуют источники, они продавались в два раза дешевле тульских и покупались не только мещанами, но и пользовались спросом в казацких полках. На улицах Павлова слышался непрерывный стук, около каждого окна сидели люди и стучали. В ведомости того времени читаем: «… в селе Павлове гр. П.В. Шереметьева кожевенная и слесарная фабрики». На них работало в 1778 г. 269 крепостных.

V группа отвечает:

В Выксе находились заводы, получившие название от небольшой речки Выксы. Заводчик, по обыкновению и установлению в России о рудных заводах, имеет населённую крестьянами слободу, которые работают у него на заводе. Женщины и дети имели по их силам работу. Были и наёмщики из окрестных деревень. Вольные рудокопатели получали по восемь копеек в день в деловую пору, а в другое время по пять копеек. Кроме полосного железа здесь выпускали разную утварь: чугуны, чугунные котлы, топоры, молоты, ломы и другие орудия.

VI группа отвечает:

В разных селениях нижегородской округи крестьяне занимаются производством колёс, саней и топоров. Например, в деревне Ушакове плетут шерстяные пояски для котов; в  деревне Букине – сети разных сортов; в вотчине поручика Серебреникова, при деревне Анкудиново - полотняная фабрика макарьевского купца Серебреникова. На ней применялся вольнонаёмный труд. Полотно и равендук продавались в С.-Петербурге. В отчине князя Юсупова, в селе Безводном, крестьяне имели свои проволочные заводы. Всё это свидетельствует об экономическом росте производства в сельской местности.      

В ходе работы учащиеся видят результаты своего труда в таблице, где можно увидеть особенности развития Нижегородского края во второй половине XVIII века.

Карта позволяет наглядно представить зависимость производительности уездов от их географического положения.

В работе реализуются частично-поисковый, исследовательский, информационно-рецептивный методы. Используются приёмы: анализ документов, содержания учебника, рассказ, лекция.

Создаётся атмосфера творческого поиска, сплочённости, в работу втянуты все. Они заинтересованы в результатах учебной деятельности. Складывается деловое сотрудничество.

                                           

5. Этап закрепления новых знаний(16 м.). Учебно-воспитательная задача:

закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы над темой.

Учитель ещё раз совместно с учащимися анализирует составленную таблицу и по ней проводит беседу.

Сравните развитие северных и центральных уездов Нижегородской губернии и южных и юго-восточных. Чем можно объяснить различия между ними?

Как характеризуют жизнь крестьян следующие пословицы: «Вниз вода несёт, вверх кабала ведёт», «Шли бечевой, а хлеба ничего»?

Что способствовало расслоению крестьянства во второй половине XVIII века?

Назовите особенности развития промышленности края в рассматриваемый период?

Почему во второй половине XVIII века утверждали, что Н.Новгород «может называться внутренним Российского государства портом»?

Учащиеся участвуют в беседе, опираясь на знания, полученные в результате совместной деятельности.

Учащиеся сравнивают развитие различных уездов: наиболее развитыми были южные и юго-восточные уезды с их чернозёмными почвами; в северных и центральных поволжских уездах земледелие было развито слабее, ибо земли здесь были бедными, мало пригодные для возделывания хлеба.

Пословицы о жизни крестьян свидетельствуют об их тяжёлом труде, малой оплате за него.

Развитие товарно-денежных отношений, преобладание оброчной системы эксплуатации способствовали расслоению крестьянства. Характерной особенностью края в это время является создание крупных промышленных предприятий на территории крепостных вотчин. Н.Новгород во второй половине XVIII века « может называться внутренним Российского государства портом». Он играл важную роль в транзитной торговле. В 80-х гг. XVIII века в Нижегородский порт заходило не менее 3 000 судов.

Учащиеся осмысливают задание, задают уточняющие вопросы, записывают их в тетради.  

Учащиеся обобщают, систематизируют материал, делают выводы, ставят перед собой вопросы, которые им ещё предстоит решать. Здесь используются словесный и частично-поисковый методы, а так же репродуктивный метод. Приёмы: эвристическая беседа, продолжение анализа таблицы, изученного материала.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению ( 4м.). Учебно-воспитательная задача:

сообщить учащимся о домашнем задании. Разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость, обязательность его выполнения.

Подвести итоги урока.

Учитель задаёт домашнее задание:

1. Учебник, глава V, с. 44-52.

2. Сравнить  развитие Нижегородского края в первой и во второй половине XVIII века. Что было нового в экономическом развитии нашего края во второй половине XVIII века? Что мешало экономическому развитию?

 3. Группам подготовить краткое сообщение о промышленниках Нижегородского края во второй половине XVIII века.

 4. Добровольное домашнее задание:

подберите информацию о жизни крестьян во второй половине XVIII века.

Учитель предлагает школьникам задавать уточняющие вопросы.

Учащиеся активируют внимание, осмысляют предложенное домашнее задание, задают уточняющие вопросы, записывают его в рабочие тетради.

В домашнее задание вводятся разноплановые задания, учитываются индивидуальные особенности каждого ученика. В домашнюю работу учитель вводит тренировочные упражнения (1, 2), позволяющие усовершенствовать навыки учеников; дифференцированное (3) – для закрепления и углубления материала, для развития индивидуальных способностей учащихся; добровольное (4) как сильное воспитательное средство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История Нижегородской губернии.

Презентация посвящена 300 - летию образования Нижегородской губернии. Содержит обширный фактичесий материал,опубликованный Государственной архивной службой Нижегородской области,а также фотографии. Ма...

Сценарий классного часа к 300 летию Нижегородской губернии

В сценарии собран материал об основных этапах развития и становления Нижегородской губернии. При проведении используется презентация....

Нижегородская губерния в годы Первой Мировой войны

В презентации собран материал о развитии экономики Нижегородской губернии в годы Первой Мировой войны...

Классный час "Заочное путешествие по страницам истории Нижегородской губернии"

В данном материале представлена презентация на тему "Заочное путешествие по страницам истории Нижегородской губернии", посвященная 300-летию образования Нижегородской губернии.В ней отражены история в...

Классный час в 6 классе "Наш край родной.." (300-летие Нижегородской губернии)

Материал  содержит сценарий внеклассного мероприятия  в 6 классе, посвященного 300-летию Нижегородской губернии,  красочную презентацию и викторину для учащихся. Презентация позволяет с...

Краеведческий компонент программы на уроках истории «Россия на рубеже XIX-XX веков»

Методические рекомендации для проведения урока по теме "Россия на рубеже XIX-XX веков" с использованием элементов краеведения...