План урока Промышленность в Нижегородской губернии 18 века. Краеведческий компонент.
план-конспект урока по истории (8 класс)
План урока Промышленность в Нижегородской губернии 18 века. Краеведческий компонент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nizhegorodskaya_guberniya_18_vekproizvodstvo.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по истории в 8 классе
“ Нижегородский край во второй половине XVIII века”
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: лекция с элементами практической работы.
План урока с хронометражем:
- Организационный этап (2 м.).
- Этап проверки домашнего задания (10-12 м.).
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (15 м.).
- Этап усвоения новых знаний (40 м.).
- Этап закрепления новых знаний (16 м.)
- Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (4 м.).
Цель урока: дать представление учащимся о развитии Нижегородского края во второй половине XVIII века.
Задачи урока:
- Образовательная: учащиеся должны знать особенности развития сельского хозяйства, товарно-денежных отношений, промышленности, транспорта, ремесла, промыслов, хронологический материал, имена создателей промышленных предприятий и фабрик в Нижегородском крае.
- Развивающая: учащиеся должны уметь анализировать, выделять главное, сравнивать исторические факты, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, касающиеся развития Нижегородского края, находить способы решения проблемных ситуаций.
- Воспитательная: учащиеся должны понимать, что именно в рассматриваемый период в феодально-крепостническом хозяйстве Нижегородского края начинают складываться новые экономические отношения – капиталистические, оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие экономики страны.
Оборудование урока: Фёдоров В.Д., Тюрина А.И., Лапшина О.Ю. История Нижегородской области: Кн. для чтения. – 4-е изд., перераб. и доп. – Арзамас: АГПИ, с. 44-52; Нижегородский край: факты, события, люди. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, с. 134-140, 144-162; Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях. Хрестоматия. – М., с. 84-86; карта Нижегородского края в XVIII веке; дидактический материал; записи на доске.
Основные понятия, термины: бурлачество, помещики - винокуры, цех, мастера, старшина, наёмный труд, мелкое товарное производство.
Основные даты: 1785 – жалованная грамота городам, содержащая раздел « Ремесленное положение»; 1799 – включение Благовещенской слободы в черту Нижнего Новгорода.
Межпредметные связи: экономика, социология.
Ход урока:
Этапы урока, задачи урока(t) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Теоретическое (психолого-методическое) обоснование |
этап(2 м.). Учебно-воспитательная задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящей работе. | 1. Приветствие учителя. 2. Учитель отмечает отсутствующих. 3. Учитель обращает внимание на подготовленность класса и самих учащихся к уроку, берёт психологическую паузу. | Учащиеся приветствуют учителя молча, встав из-за парт. Дежурные по классу подают сведения об отсутствующих. Ученики концентрируют внимание, настраиваются на работу. | Учитель выясняет причину отсутствующих, сопереживает больным, создаёт атмосферу доброжелательности, симпатию, уважение к учащимся.Демонстрирует свою позицию к факту отсутствия учащихся, обращает внимание на внешний вид. Психологическая пауза выражает твёрдое намерение перейти к уроку. Отсутствующее многословие мобилизует учащихся на деловой настрой урока. |
Учебно-воспитательная задача: выявить степень подготовленности учащихся к уроку. | Учитель проверяет домашнее задание. Вопросы для проверки: 1. Нижегородский край – центр старообрядчества. 2. Основные течения старообрядцев. 2 человека работают по карточкам. | Ученики выходят к доске, отвечают на вопросы учителя. 2 человека работают по карточкам у доски. (см. Приложение). | Репродуктивный метод, устное и письменное воспроизведение учениками текста – приём. Метод осуществляется через систему упражнений, применение по образцу в вариативных, но легко опознаваемых ситуациях. |
Учебно-воспитательная задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для её достижения. | Учитель проводит мотивационную беседу, готовит учащихся к постановке учебной задачи. Вопросы беседы: Каковы особенности развития Нижегородского края в первой половине XVIII века? Назовите их. Какие предпосылки для дальнейшего развития Нижегородского края в XVIII веке вы можете выделить? Учитель записывает на доске тему «Нижегородский край во второй половине XVIII века». Когда мы рассматриваем развитие Нижегородского края в определённый период его истории, по какому плану обычно работаем? Учитель на доске записывает окончательный вариант плана: 1.Сельское хозяйство края. 2. Развитие товарно-денежных отношений. 3. Развитие промышленности, транспорта, ремесла, промыслов в Нижегородском крае XVIII веке: а) общая характеристика промышленного развития края; б) экономическое развитие отдельных городов и селений (Н.Новгород, Арзамас, Павлово, Выкса); в) появление мануфактур в деревнях. Учитель: какую учебную задачу необходимо решить на уроке? | Примерные ответы учащихся: Административно-территориальное деление. По указам Петра I (1714 – 1719) образуется Нижегородская губерния. В Н.Новгороде уменьшается посадское население, торговля и ремесло переживало упадок. Это было связано с увеличением обременительных повинностей в царствование Петра I.Пётр I в Н.Новгороде (1722). Царя принимают губернатор Ржевский, митрополит Питирим и бургомистр Пушников. Во второй половине XVIII века, с приходом к власти Екатерины II, происходит оживление нижегородской экономики, возрастает роль Н.Новгорода и Макарьевской ярмарки в развитии всероссийского рынка. Ученики записывают тему в тетради. Ученики составляют алгоритм действий в тетради и предлагают его учителю. Учащиеся обсуждают и записывают вопросы плана урока. Ученики отвечают: Наша задача на уроке состоит в том, чтобы выяснить основные особенности развития Нижегородского края во второй половине XVIII века. | Эвристическая беседа помогает учащимся увидеть проблему, поставить перед собой цель и спланировать план действий. Эвристическая беседа – приём словесного метода. Учащиеся составляют в совместной деятельности с учителем учебную задачу урока, преобразуют её, складываются все условия для продуктивной поисково-исследовательской деятельности и активного участия в учебном процессе. Учащиеся, завершая вместе с учителем мотивационную беседу, поставили перед собой учебную задачу, преобразовали её и подготовились к усвоению нового материала. |
4. Этап усвоения новых знаний (40 м.). Учебно-воспитательная задача: дать учащимся конкретное представление об основных особенностях развития Нижегородского края во второй половине XVIII века; добиться усвоения учащимися способов воспроизведения изучаемого материала; сформировать нравственное отношение к событиям того времени, к себе, другим людям, родному краю. | Учитель берёт небольшую психологическую паузу, выражающую твёрдое намерение перейти к основному этапу урока. Учитель предлагает ученикам во время его рассказа заполнить таблицу. В Нижегородский крае во второй половине XVIII века наблюдается развитие хозяйства и оживление экономики. Учитель, рассказывая о сельском хозяйстве края, привлекает внимание учеников к карте, выделяя особенности развития различных уездов. Наиболее развитыми были южные и юго-восточные уезды с их чернозёмными почвами (Арзамасский, Лукояновский, Сергачский). Хлеб здесь используется не только для личного потребления, но и поступал на рынок. Его отправляли в Астрахань, Петербург, Ярославль и другие города. В северных и центральных поволжских уездах (Балахнинский, Семёновский, Нижегородский) земледелие было развито слабее, ибо земли были бедными, мало пригодными для возделывания хлеба. Сельскохозяйственное производство не могло обеспечить крестьян всем необходимым для жизни. У них не хватало денег для уплаты налогов помещику. Поэтому крестьяне занимались различными промыслами, например, бурлачеством. Открытие навигации вызвало спрос на рабочие руки на берегах Волги-кормилицы. Труд был тяжёлым, а оплачивался очень низко. Пословицы тех лет гласят: « Вниз вода несёт, вверх кабала ведёт» или «Шли бечевой, а хлеба ничего». Изделия кустарных промыслов Нижегородской губернии пользовались большим спросом. Развитие товарно-денежных отношений, преобладание оброчной системы эксплуатации способствовало расслоению крестьянства. Выделялась незначительная верхушка состоятельных крестьян, которые организовывали собственные хозяйства и пользовались наёмной рабочей силой. Крестьянин Прянишников выстроил недалеко от Городца « с каменным и деревянным строением фабрику» для изготовления краски. В конце века в Павлове состоятельным крестьянам принадлежало 14 каменных домов 4 стальных завода. Село Богородское славилось своим кожевенным производством. 46 кожевен в нём принадлежало крестьянам. А в Н.Новгороде выделился разбогатевший крестьянин Петров, который содержал в своей мастерской более 40 работников. Учитель объясняет принцип работы с документами, даёт задание для 6-ти групп, которые должны собрать информацию о развитии промышленности в разных городах Нижегородского края во второй половине XVIII века. Учащиеся на основании работы с документами и учебником отвечают на вопросы и задания: 1). Каковы особенности развития промышленности края в рассматриваемый период?
На основе ремесла и промышленного производства развивались нижегородские города. 2). Что можно сказать о Нижнем Новгороде? 3). Каково экономическое развитие Арзамаса? Другие города по хозяйственному облику, за исключением Балахны, мало выделялись среди сельских поселений. Следует упомянуть некоторые из них. 4). Что можно сказать о развитии Павлово? 5). Чем славилась Выкса? 6). Какие мануфактуры были в деревнях? Учитель помогает группам, корректирует их работу, но делает это ненавязчиво, координирует деятельность учащихся, заслушивает вместе с ними результаты работы групп. Учащиеся заносят их в таблицу. | Ученики внимательно слушают учителя и заполняют таблицу (см. Приложение), работают с картой. Учащиеся записывают пословицы, характеризующие жизнь крестьян. Все группы, получив задание, приступают к выполнению. Учащиеся работают с документами и учебником, читают и обсуждают их по группам. Затем, по окончании работы, каждая группа сообщает результаты своего исследования. I группа отвечает: Характерной особенностью края в это время является создание крупных промышленных предприятий на территории крепостных вотчин. Андрей и Иван Баташовы, выходцы из Тулы, основали 7 чугоплавильных и железоделательных заводов в современном Выксунском районе. Баташовы выполняли заказы армии и флота. Так, в 1773 г. они доставили в Адмиралтейскую коллегию 154 пушки и ядра к ним. В конце века в помещичьих вотчинах возникают суконные и полотняные фабрики. Полотно ткали в селе Воротынец – вотчине Н.А. Головина. Сукно для нужд армии поставляла со своих фабрик С.А. Толстая (Ардатовский уезд) и С.Ф. Голицын (Лукояновский уезд). Помещики-винокуры. Винокуренные заводы были у А. Кантемира при деревне Богомоловой, гр. П. Салтыковой, кн. Шаховского. II группа отвечает: Н.Новгород являлся крупным центром промышленности, судоходства и торговли. В 1785 г. жалованная грамота городам в особом разделе «Ремесленное положение» более точно регламентировала положение цехов. Согласно этой грамоте, мастера одного и того же ремесла, если их было не менее 5 человек, образовывали цех, выбирали старшину и двух заместителей. Все цехи каждого города выбирали голову. Жалованная грамота не делала запись в цехи обязательной. Во второй половине XVIII века мелкое товарное производство усилилось. В городе была фабрика парусных полотен купца Ивана Кабанова. Парусина продавалась только в С.-Петербурге и Таганроге. Действовали 10 прядильных заводов, толокняный, солодовенный, кирпичный, стальной, гончарный заводы. В 1789 г. в черту города была включена Благовещенская слобода, что свидетельствовало об экономическом росте города. Н.Новгород играл важную роль в транзитной торговле. В 80-е гг. XVIII века в Нижегородский порт заходило не менее 3 000 судов. Н.Новгород, утверждал генерал-губернатор А.А. Ступищин, «может называться внутренним Российского государства портом». Через город проходила сухопутная дорога из Москвы в Казань, Оренбург и далее в Сибирь, тракт на Пензу. Особое место Н.Новгород занимал в торговле солью. Монополистами соляных промыслов были купцы и промышленники Строгановы. Государственная соляная контора находилась здесь. Н.Новгород начинает играть важную роль в хлебной торговле во второй половине XVIII века. III группа отвечает: После Н.Новгорода по уровню экономического развития стоял Арзамас, который, по словам современников, был населён мытниками, кожевниками, красильщиками крашенины и сапожниками. Большую часть выделанных здесь кож сапожники употребляли в дело, а товар отправляли в дальние места за весьма дешёвую цену. Красильщики в основном красят только крашенину, из которой простые люди шьют себе одежду по всей России. Также красят небольшое число китайки, для изготовления которой уже появились фабрики в Арзамасе. IV группа отвечает: Павлово славилось изготовлением ружей и других оружейных предметов, развозят их по городам и продают на ярмарках за небольшую цену. Как свидетельствуют источники, они продавались в два раза дешевле тульских и покупались не только мещанами, но и пользовались спросом в казацких полках. На улицах Павлова слышался непрерывный стук, около каждого окна сидели люди и стучали. В ведомости того времени читаем: «… в селе Павлове гр. П.В. Шереметьева кожевенная и слесарная фабрики». На них работало в 1778 г. 269 крепостных. V группа отвечает: В Выксе находились заводы, получившие название от небольшой речки Выксы. Заводчик, по обыкновению и установлению в России о рудных заводах, имеет населённую крестьянами слободу, которые работают у него на заводе. Женщины и дети имели по их силам работу. Были и наёмщики из окрестных деревень. Вольные рудокопатели получали по восемь копеек в день в деловую пору, а в другое время по пять копеек. Кроме полосного железа здесь выпускали разную утварь: чугуны, чугунные котлы, топоры, молоты, ломы и другие орудия. VI группа отвечает: В разных селениях нижегородской округи крестьяне занимаются производством колёс, саней и топоров. Например, в деревне Ушакове плетут шерстяные пояски для котов; в деревне Букине – сети разных сортов; в вотчине поручика Серебреникова, при деревне Анкудиново - полотняная фабрика макарьевского купца Серебреникова. На ней применялся вольнонаёмный труд. Полотно и равендук продавались в С.-Петербурге. В отчине князя Юсупова, в селе Безводном, крестьяне имели свои проволочные заводы. Всё это свидетельствует об экономическом росте производства в сельской местности. | В ходе работы учащиеся видят результаты своего труда в таблице, где можно увидеть особенности развития Нижегородского края во второй половине XVIII века. Карта позволяет наглядно представить зависимость производительности уездов от их географического положения. В работе реализуются частично-поисковый, исследовательский, информационно-рецептивный методы. Используются приёмы: анализ документов, содержания учебника, рассказ, лекция. Создаётся атмосфера творческого поиска, сплочённости, в работу втянуты все. Они заинтересованы в результатах учебной деятельности. Складывается деловое сотрудничество.
|
5. Этап закрепления новых знаний(16 м.). Учебно-воспитательная задача: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы над темой. | Учитель ещё раз совместно с учащимися анализирует составленную таблицу и по ней проводит беседу. Сравните развитие северных и центральных уездов Нижегородской губернии и южных и юго-восточных. Чем можно объяснить различия между ними? Как характеризуют жизнь крестьян следующие пословицы: «Вниз вода несёт, вверх кабала ведёт», «Шли бечевой, а хлеба ничего»? Что способствовало расслоению крестьянства во второй половине XVIII века? Назовите особенности развития промышленности края в рассматриваемый период? Почему во второй половине XVIII века утверждали, что Н.Новгород «может называться внутренним Российского государства портом»? | Учащиеся участвуют в беседе, опираясь на знания, полученные в результате совместной деятельности. Учащиеся сравнивают развитие различных уездов: наиболее развитыми были южные и юго-восточные уезды с их чернозёмными почвами; в северных и центральных поволжских уездах земледелие было развито слабее, ибо земли здесь были бедными, мало пригодные для возделывания хлеба. Пословицы о жизни крестьян свидетельствуют об их тяжёлом труде, малой оплате за него. Развитие товарно-денежных отношений, преобладание оброчной системы эксплуатации способствовали расслоению крестьянства. Характерной особенностью края в это время является создание крупных промышленных предприятий на территории крепостных вотчин. Н.Новгород во второй половине XVIII века « может называться внутренним Российского государства портом». Он играл важную роль в транзитной торговле. В 80-х гг. XVIII века в Нижегородский порт заходило не менее 3 000 судов. Учащиеся осмысливают задание, задают уточняющие вопросы, записывают их в тетради. | Учащиеся обобщают, систематизируют материал, делают выводы, ставят перед собой вопросы, которые им ещё предстоит решать. Здесь используются словесный и частично-поисковый методы, а так же репродуктивный метод. Приёмы: эвристическая беседа, продолжение анализа таблицы, изученного материала. |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению ( 4м.). Учебно-воспитательная задача: сообщить учащимся о домашнем задании. Разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость, обязательность его выполнения. Подвести итоги урока. | Учитель задаёт домашнее задание: 1. Учебник, глава V, с. 44-52. 2. Сравнить развитие Нижегородского края в первой и во второй половине XVIII века. Что было нового в экономическом развитии нашего края во второй половине XVIII века? Что мешало экономическому развитию? 3. Группам подготовить краткое сообщение о промышленниках Нижегородского края во второй половине XVIII века. 4. Добровольное домашнее задание: подберите информацию о жизни крестьян во второй половине XVIII века. Учитель предлагает школьникам задавать уточняющие вопросы. | Учащиеся активируют внимание, осмысляют предложенное домашнее задание, задают уточняющие вопросы, записывают его в рабочие тетради. | В домашнее задание вводятся разноплановые задания, учитываются индивидуальные особенности каждого ученика. В домашнюю работу учитель вводит тренировочные упражнения (1, 2), позволяющие усовершенствовать навыки учеников; дифференцированное (3) – для закрепления и углубления материала, для развития индивидуальных способностей учащихся; добровольное (4) как сильное воспитательное средство. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История Нижегородской губернии.
Презентация посвящена 300 - летию образования Нижегородской губернии. Содержит обширный фактичесий материал,опубликованный Государственной архивной службой Нижегородской области,а также фотографии. Ма...
Сценарий классного часа к 300 летию Нижегородской губернии
В сценарии собран материал об основных этапах развития и становления Нижегородской губернии. При проведении используется презентация....
Нижегородская губерния в годы Первой Мировой войны
В презентации собран материал о развитии экономики Нижегородской губернии в годы Первой Мировой войны...
Классный час "Заочное путешествие по страницам истории Нижегородской губернии"
В данном материале представлена презентация на тему "Заочное путешествие по страницам истории Нижегородской губернии", посвященная 300-летию образования Нижегородской губернии.В ней отражены история в...
Классный час в 6 классе "Наш край родной.." (300-летие Нижегородской губернии)
Материал содержит сценарий внеклассного мероприятия в 6 классе, посвященного 300-летию Нижегородской губернии, красочную презентацию и викторину для учащихся. Презентация позволяет с...
Краеведческий компонент программы на уроках истории «Россия на рубеже XIX-XX веков»
Методические рекомендации для проведения урока по теме "Россия на рубеже XIX-XX веков" с использованием элементов краеведения...
Урок по теме «Экономическое развитие Нижегородской губернии в конце XIX – XX века» в 9 классе
Методическая разработка урока...