Рабочая программа "История в портретах"
рабочая программа по истории (6 класс)
Особенностью данной программы является метапредметный аспект, лежащий в основе ее содержания: программа представляет собой метапредметный интегрированный курс (синтез учебных предметов истории – литературы - искусства), обеспечивающий формирование навыков исследовательской и проектной деятельности обучающихся в области гуманитарных предметов.
Учебно-тематический курса разработан с учетом интеграции содержания метапредметного курса для обучающихся 6 класса «Анализ поэтического текста», разработанного учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска, кандидатом филологических наук Алексеевой Т.В.
Межпредметная интеграция осуществляется в процессе изучения раздела Портрет русского дворянства XVII – XIX вв. Организация учебной деятельности обучающихся по изучению данного раздела осуществляется через проведение бинарных уроков.
Необходимость интеграция литературы и истории в данном курсе очевидна. Чтобы понимать смыслы художественного произведения прошлого надо знать историю, надо представлять себе, как жили люди прошлого, какой мир их окружал, каковы были их общие представления и представления нравственные, их служебные обязанности, обычаи, одежда, почему они поступали так, а не иначе.
Предлагаемый курс рассчитан на сочетание теоретических и практических уроков, а также самостоятельную работу обучающихся. Теоретический материал вынесен на комбинированные уроки, а практические занятия ориентированы на применение полученных теоретических знаний в ходе анализа исторических документов.
Большая часть времени отводится самостоятельной исследовательской работе под руководством учителя. Учитель консультирует учащихся и контролирует ход работы. Во время занятий «творцы» делятся своим «готовым продуктом» – знаниями по объявленной теме, мыслями и впечатлениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_istoriya_v_portretah_-_kopiya.docx | 44.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Мичуринска Тамбовской области
Рабочая программа
учебного курса
«История в портретах»
для 6 класса
Составитель: учитель истории и обществознания первой квалификационной категории, Медведева Анна Александровна
|
Мичуринск
2021 год
Аннотация к рабочей программе метапредметного курса
«История в портретах» (6 класс)
Рабочая программа учебного курса «История в портретах» части, формируемой участниками образовательных отношений для 6 класса, является составной частью ООП основного общего образования МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска Тамбовской области и разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 года No1015(с изменениями и дополнениями);
- Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС, утвержденным приказом № 163 директора МБОУ СОШ №1г.Мичуринска Тамбовской области от 30.08.2017 г.
Учебный курс “История в портретах” предназначен для обучающихся 6 классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Количество учебных часов – 17.
Актуальность программы основывается на реализации требований ФГОС, которые определяют процесс учения не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, а как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. Данное требование обеспечивается через использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовательской деятельности как одного из важных условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Изучение программы направлено на формирование познавательной самостоятельности обучающихся, умений исследовательской деятельности. Содержание программы качественно отличается от базового курса тем, что обучающийся, выбрав в качестве объекта изучения одного из исторических деятелей отечественной истории, проводит исследование человеческих качеств данного деятеля по четырем мирам (физический, сенсорный, интеллектуальный, духовный), а затем анализирует деятельность и вклад этого человека в историю нашего государства. Исследовательская работа активизирует самостоятельную познавательную деятельность, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. У обучающихся отрабатываются навыки систематизации, осмысления и оформления собранного материала, они приобретают первый опыт научно-исследовательского поиска.
Цель данного учебного курса заключается в расширении и углублении базовых знаний предметного курса «История» через организацию изучения жизни и деятельности великих деятелей отечественной истории.
Реализация цели обеспечивается через решения следующих задач:
- оценить деятельность того или иного исторического деятеля, создать его политический и нравственный портрет;
- определить значение деятельности исторического деятеля, его влияние на исторические процессы в стране;
- формировать историческое мышление – способность сопоставлять различные версии и оценки исторических личностей;
- воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своего народа.
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России.
Особенностью данной программы является метапредметный аспект, лежащий в основе ее содержания: программа представляет собой метапредметный интегрированный курс (синтез учебных предметов истории – литературы - искусства), обеспечивающий формирование навыков исследовательской и проектной деятельности обучающихся в области гуманитарных предметов.
Учебно-тематический курса разработан с учетом интеграции содержания метапредметного курса для обучающихся 6 класса «Анализ поэтического текста», разработанного учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска, кандидатом филологических наук Алексеевой Т.В.
Межпредметная интеграция осуществляется в процессе изучения раздела Портрет русского дворянства XVII – XIX вв. Организация учебной деятельности обучающихся по изучению данного раздела осуществляется через проведение бинарных уроков.
Необходимость интеграция литературы и истории в данном курсе очевидна. Чтобы понимать смыслы художественного произведения прошлого надо знать историю, надо представлять себе, как жили люди прошлого, какой мир их окружал, каковы были их общие представления и представления нравственные, их служебные обязанности, обычаи, одежда, почему они поступали так, а не иначе.
Предлагаемый курс рассчитан на сочетание теоретических и практических уроков, а также самостоятельную работу обучающихся. Теоретический материал вынесен на комбинированные уроки, а практические занятия ориентированы на применение полученных теоретических знаний в ходе анализа исторических документов.
Большая часть времени отводится самостоятельной исследовательской работе под руководством учителя. Учитель консультирует учащихся и контролирует ход работы. Во время занятий «творцы» делятся своим «готовым продуктом» – знаниями по объявленной теме, мыслями и впечатлениями.
Этапы исследовательской деятельности обучающихся:
I. Овладение рядом технических навыков самостоятельной работы. К ним относятся такие виды работы обучающихся: составление простых и развернутых планов, тезисов, аннотаций, конспектирование, работа с документами.
II. Изучение проблемы, работа с документами, монографиями, выписки из литературных источников.
III. Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности- подготовка к научно-учебной конференции.
Формы и методы организации учебного процесса:
- проблемное обучение;
- развитие исследовательских навыков;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровье-сберегающие технологии;
- проектные методы обучения.
Формы контроля:
- развернутый ответ на проблемный вопрос;
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
- составление таблиц;
- творческая работа;
- минипроекты.
Программа курса обеспечивает:
- дополнительные знания для восприятия деятельности исторических фигур, для адекватной оценки их жизни и роли в истории;
- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
- общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении основного общего образования;
- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
- развитие навыков самообразования и самопроектирования;
- углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся;
- успешному освоению программного материала по истории и подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.
- Планируемые результаты освоения учебного курса
«История в портретах»
Личностными результатами изучения курса являются:
- познавательный интерес к прошлому своей Родины;
- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
- навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения включают следующие умения и навыки:
- работать с документальной, научно-популярной, художественной и справочной литературой;
- владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных;
- планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленять плюсы и минусы своей деятельности);
- использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
- оформлять письменные сообщения;
- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторического деятеля.
Предметными результатами изучения курса «История в портретах» является сформированность следующих умений:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
- Содержание учебного материала учебного курса
«История в портретах»
Глава 1. Русь в IX – XII вв. (5 часов)
Князь Олег – основатель единого древнерусского государства. Борьба с новой угрозой Руси, борьба первых русских князей с племенами печенегов: Князь Игорь и печенеги; княгиня Ольга, Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый. Укрепление международного положения Руси. «Русская Правда» – первый письменный свод законов на Руси. Владимир Мономах – великий киевский князь.
Глава 2. Русь в XIII – начале XVI вв. (4 часа)
Угроза с Запада. Невская битва. Ледовое побоище. Личность и полководческий талант Александра Невского.
Победа на реке Вожже. Куликовская битва. Личность и полководческий талант Дмитрия Донского. Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский. Избавление от татаро-монгольского ига. Победа на реке Угре. Мудрая политика Ивана III. Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.
Глава 3. Портрет русского дворянства XVII – XIX вв. (6 часов)
«Золотой век» русского дворянства. «Манифест о вольности дворянской». «Жалованная грамота дворянству». Мир русской усадьбы в 19 веке. Усадьба – колыбель русской культуры 19 века. Музей-усадьба А.А. Фета в Воробьевке. Дворянская усадьба в истории и культуре 19 века.
Итоговое занятие (2часа) Защита минипроекта.
- Тематическое планирование
№ | Содержание | Кол-во часов | из них: | ||
комбинированные | практические | творческая /исследовательская /проектная деятельность | |||
1. | Русь в IX – XII вв. | 5 | 2 | 1 | 2 |
2. | Русь в XIII – начале XVI вв. | 4 | 2 | 1 | 1 |
3. | Портрет русского дворянства XVII – XIX вв. | 6 | 1 | 4 | 1 |
7. | Итоговая работа курса «История в портретах». | 2 | - | - | 2 |
ИТОГО: | 17 | 5 | 6 | 6 |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Глава I. Русь в IX – XII вв. | 5 | |||
1 | 1 | Князь Олег – основатель единого древнерусского государства. Становление Древнерусского государства. | Анализируют процесс становления Древнерусского государства; характеризуют систему управления, а также внутреннюю и внешнюю политику князя Олега. | |
2 | 1 | Игорь, Ольга, Святослав – первые князья династии Рюриковичей. Система управления, внутренняя и внешняя политика русских князей. | Характеризуют деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства; анализируют систему управления, а также внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей. | |
3 | 1 | Владимир Святой. Собирательный образ Владимира Красное Солнышко. Причины и значение принятия христианства. | Анализируют время правления князя Владимира; дают личностную характеристику политическому деятелю; определяют причины и значение принятия христианства; формулируют несложные выводы, дают устный отзыв на ответы одноклассников; дают оценку исторической личности. | |
4 | 1 | Ярослав Мудрый. Укрепление международного положения Руси. «Русская Правда» – первый письменный свод законов на Руси. | Дают характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работают с документами; анализируют текст «Русской правды»; делают выводы. | |
5 | 1 | Владимир Мономах – великий киевский князь. Внутренняя и внешняя политика князя. Знакомство с «Поучениями детям». | Описывают деятельность Владимира Мономаха; характеризуют развитие Древнерусского государства во второй половине ХI -начале ХII в.; выявляют причины и последствия государственной раздробленности. | |
Глава II. Русь в XIII – начале XVI вв. | 4 | |||
6 | 1 | Александр Невский. Вторжение шведов, крестоносцев и Литвы. Внешняя политика князя по отношению к Золотой Орде. | Пользуясь схемами сражений, рассказывают о битвах; характеризуют деятельность исторических личностей (Александр Невский); характеризуют внешнеполитическую обстановку в Северо-Западной Руси; анализируют политику князя по отношению к Золотой Орде. | |
7 | 1 | Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский. Куликовская битва. | Рассказывают о ходе и значении Куликовской битвы; используют схему при рассказе о битве; характеризуют деятельность Дмитрия Донского; анализируют фрагменты из «Жития Сергея Радонежского». | |
8 | 1 | Иван III – первый великий князь всея Руси. Развитие Российского государства в конце XV века. | Анализируют развитие Российского государства в конце ХV века; характеризуют основные направления внутренней и внешней политики Ивана III; анализируют Судебник 1497 г.; определяют причины и последствия формирования крепостного права; выявляют новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке. | |
9 | 1 | Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники. Процесс складывания самодержавия. Чтение исторических документов. | Характеризуют основные направления внутренней политики начального правления Ивана IV и процесс складывания самодержавной власти; устанавливают причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализируют исторические документы; знакомятся с внешней политикой Российского государства, в середине ХVI в.. | |
Портрет русского дворянства XVII – XIX вв. | 6 | |||
10 | 1 | «Золотой век» русского дворянства. Знакомство с изменениями жизни дворян в эпоху Екатерины II. Чтение документов «Манифест о вольности дворянской», «Жалованная грамота дворянству». | Анализируют документы «Манифест о вольности дворянской», «Жалованная грамота дворянству»; устанавливают причинно-следственные связи (на примере реформ Екатерины II). | |
11 | 1 | Мир русской усадьбы в 19 веке. История происхождения усадьбы. Знакомство с дворянской усадьбой: ее жизнью, бытом и архитектурой. | Выделяют черты и особенности русской усадьбы; анализируют быт и архитектуру дворянской усадьбы. | |
12 | 1 | Усадьба – колыбель русской культуры 19 века. Практическое занятие. Литераторы и музыканты в усадьбах: «Русский Парнас» и «Новоспасское». Знакомство с театром в усадьбе «Останкино». | Характеризуют роль литераторов и композиторов в развитие русской усадьбы. | |
13 | 1 | Музей-усадьба А.А. Фета в Воробьевке. Знакомство с архитектурой, интерьером усадьбы. Вторая жизнь усадьбы после реставрации. | Характеризуют архитектуру, интерьер усадьбы А.А. Фета в Воробьевке. | |
14 | 1 | В поисках «Счастливой Аркадии» в поэзии и в жизни. Интегрированный урок. | Проведение бинарного урока. «Анализ поэтического текста» + «история в портретах». См. технологическую карту урока. | |
15 | 1 | Дворянская усадьба в истории и культуре 19 века. Презентация творческих работ. | Представление творческих работ. | |
Итоговая работа курса «История в портретах». | 2 | |||
16-17 | 2 | Творческая работа. Презентация творческих работ. | Представление творческих работ. |
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для обучающихся:
- Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 10-е изд. М.: Просвещение, 2012.
- Данилов А.А. История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2014.
- Алдонина Р.П. Русская усадьба: для среднего школьного возраста. – М.: Белый город, 2006.
Литература для учителя:
- Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.). – М., 2001.
- Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII – XIV вв.). – М., 2001.
- Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. – М., 1997.
- Зимин А.А. Россия на рубеже XV – XVI столетий. – М., 1982.
- Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времён Ивана Грозного. – М., 1982.
- История России в лицах: V – XX вв. – М., 1997.
- Культура России: IX – XX вв.: учебное пособие. – М., 1996.
- Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X – XIV вв. – М., 1984.
- Москва. Быт XIV – XIX вв. – М., 2005.
- Охлябинин С. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века. - М.: Молодая гвардия, 2006.
- Боткин С.Д. Воробьевка // Изучение жизни и творчества А.А. Фета. – Курск, 1994.
- Злочевский Г.С. Памятники отечества. Мир русской усадьбы. - М.: Образование, 1995.
- Турчин В.С. Усадьба и судьба классицизма в России // Русская усадьба. Вып. 1(17). М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портрет в живописи. Виды портрета.
Цель данной презентации - познакомить учащихся с изображением человека в изобразительном искусстве, понятием "портрет", его видами, узнать об индивидуальных особенностях портретов....
О чем может рассказать портрет героя (Роль и значение портрета Павла Петровича Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Исследовательская статья о роли и значении портрета в раскрытии характера тургеневского Павла Петровича Кирсанова в романе "Отцы и дети" может заинтересовать учителей литературы старшей школы и ...
19в. - расцвет экспериментальной деятельности русской школы портретистов. Беседа по теме портрет. Смешанная техника в портрете.
« Быстрому изображению акварелью предшествовало графическое карандашное искусство. Портреты выполнялись итальянским карандашом , слегка тронутым акварелью, сангиной или пастелью. Чаще всего они ...
Развитие понятия портрет. Детали портрета. Глаза
Разработка урока словесности, представляющего собой совмещение уроков русского языка и литературы, когда мы полученные знания русского языка отрабатываются на материале художественных произведени...
Русский портрет: неповторимость и самоценность человеческой личности. Мастер портрета - Д.Г. Левицкий.
В работе раскрыта роль русского портрета как выразителя неповторимости и самооценности человеческой личности на примере творчества Д.Г. Левицкого...
Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».
Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....
Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)
Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....