Рабочая программа по истории, 10 класс
календарно-тематическое планирование по истории (10 класс)
рабочая программа истории, 10 класс. Соответствует ФГОС СОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii.docx | 144.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории предназначена для обучения учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень).
Рабочая программа для обучающихся 10-11 классов составлена на основе:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.).
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
8. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413 с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России: от 29 декабря 2014 года No 1645.
9. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол 28.06.2016 №2/16-з) .
Основной образовательной программы основного общего образования частного общеобразовательного учреждения «Переславская православная гимназия» им. св.блгв.вел.кн.А.Невского» (приказ директора 48/1 от 31.10.2019)
10. Учебного плана на 2021-2022 учебный год.
УМК
- Т.П. Андреевская «История. История России. Рабочая программа. Поурочные рекомендации 10—11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень» — М.: Просвещение, 2021.
- М.Л. Несмелова, Е.Г. Середнякова, А.О. Сороко-Цюпа «История. Всеобщая история. Рабочая программа. Методические рекомендации. 10-11 классы. Базовый уровень». - М.: Просвещение, 2021.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
- Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., Токарева А.Я. и другие / под редакцией Торкунова А.В. «История. История России (в 3 частях): учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни».- Москва, «Просвещение», 2020;
- Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. / под редакцией Искандерова А.А. «История. Всеобщая история. Новейшая история: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень». – Москва, «Просвещение», 2020; учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень». М., «Просвещение», 2021;
Общая характеристика учебного предмета, курса
В соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО, главной целью школьного исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Основными задачами реализации примерной программы учебного предмета «История» (базовый уровень) в старшей школе являются:
- формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
- овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
- формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Российского исторического общества базовыми принципами школьного исторического образования являются:
- идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
- рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
- ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
- воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
- общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.
- познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
- формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методологическая основа преподавания курса истории в старшей школе базируется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
- принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
- многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
- многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
- исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально- гуманитарного цикла;
- историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Историческое образование в старших классах имеет дифференцированный характер. Особенностями курса истории в 10 и 11 классах являются его системность, линейный принцип изучения истории, синхронизация курсов всеобщей истории и истории России. Изучение данного курса способствует формированию у обучающихся целостной картины мировой истории, позволяет более глубоко познакомиться и усвоить социокультурный опыт человечества, определить роль России во всемирно- историческом процессе, осознать себя представителями исторически сложившегося гражданского, поликультурного и поликонфессионального сообщества.
Содержание курса ориентировано на формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций (оценивать вклад исторических деятелей в развитие нашей и других стран мира, давать оценку - в том числе моральную- тем или иным историческим событиям и явлениям), общекультурных компетенций (знать, понимать и учитывать в своей деятельности особенности национальной и общечеловеческой культуры), учебно-познавательных компетенций (активное добывание знаний в процессе самостоятельной работы с учебником и дополнительными материалами), информационных компетенций (умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, относящуюся к содержанию курса; организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её), коммуникативных компетенций (умение работать в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения), компетенций личностного самосовершенствования (развитие необходимых современному человеку личностных качеств, культура мышления и поведения) обучающихся.
Описание места предмета, курса в учебном плане
«История» входит в состав учебных предметов, являющихся обязательными для изучения на ступени среднего общего образования. Курс включает учебный материал периода 1914 – 2020 гг., изучаемый на базовом уровне.
На изучение курса истории на базовом уровне отводится 136 часов:
в 10 классе – 68 часов из расчёта 2 часа в неделю (курс истории России
- 40 часов, курс всеобщей истории – 28 часов);
в 11 классе – 68 часов из расчета 2 часа в неделю (курс истории России
- 40 часов, курс всеобщей истории – 28 часов).
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
- знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
- определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- представлять культурное наследие России и других стран;
- работать с историческими документами;
- сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
- критически анализировать информацию из различных источников;
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
- использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
- использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
- составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
- работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
- читать легенду исторической карты;
- владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
- демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
- оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
- ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
- устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры
- определять место и время создания исторических документов;
- проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
- характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
- использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
- представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
- соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
- анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
- обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
- приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
- применять полученные знания при анализе современной политики России;
- владеть элементами проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История.
История России» в 10—11 классах
Личностные:
- осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;
- понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
- уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность;
- способность к определению своей позиции и ответственному поведению;
- понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважения к культуре своего и других народов;
- готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.
Метапредметные:
- организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
- планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
•работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
- осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;
- использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
- использовать ранее изученный материал для решения познавательных
задач;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать,
выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
- логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;
- владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;
- представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;
- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации ин формации;
- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
- ыявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
- оценивать собственные действия, учебные достижения. Предметные:
- отслеживать историческое событие, процесс в динамике; выделять периоды исторических событий, явлений, процессов и объяснять основания для их периодизации;
- владеть системными знаниями об основных этапах, процессах, ключевых событиях истории России и человечества, о месте своей страны во всемирной истории;
- применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;
- применять различные методы исторического анализа;
- самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений;
- осуществлять сопоставительный анализ различных источников исторической информации для реконструкции на этой основе исторических ситуаций и явлений;
- осуществлять структурный и смысловой анализ текста исторического источника;
- критически анализировать и оценивать информационную значимость вещественных изобразительных источников;
- конкретизировать обобщающие характеристики, теоретические положения об историческом развитии на фактическом материале;
- применять знания из других предметных областей для анализа исторического объекта;
- определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого;
- различать субъективные и объективизированные исторические оценки;
- конструктивно применять исторические и историко-культурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.
Личностные результаты изучения курса включают:
- осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества эпохи Новейшей истории;
- освоение гуманистических и демократических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека через знакомство с политической историей европейских государств и США в ХХ в., процессами развития и трансформации политических идеологий и общественных движений (либерализма, консерватизма, социал-демократии, социализма, национализма), особенностями демократического и тоталитарного политических режимов;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе путём создания учебных ситуаций ценностного и нравственного выбора (дискуссий и обсуждений) при изучении таких исторических ситуаций, как возникновение и распространение фашизма в Европе, Первая и Вторая мировые войны и т. п.;
- развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому мировой цивилизации;
- понимание культурного многообразия современного мира;
- уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов на основе изучения различных стилевых направлений культуры ХХ в.;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира в современную эпоху;
- становление смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные результаты изучения курса включают формирование универсальных учебных действий:
- формирование межпредметных понятий: факт, система, закономерность, анализ;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях, осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование путей достижения цели;
- организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия;
- работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия как с ровесниками, так и со старшими по возрасту;
- формулирование собственной позиции, её аргументация и координирование с позициями партнёров при выработке общего решения; спор и отстаивание своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- установление и сравнение различных точек зрения перед выбором и принятием решения;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение устной и письменной речью; построение монологического контекстного высказывания;
- владение основами коммуникативной рефлексии;
- реализация проектно-исследовательской деятельности;
- выдвижение гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проведение исследования её объективности (под руководством учителя);
- формулирование умозаключений и выводов на основе аргументации; создание и преобразование моделей и схем для решения задач, перевод сложной информации из графического представления в текстовое и наоборот;
- определение понятий, их обобщение — осуществление логической операции перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- построение логического рассуждения и установление причинно- следственных связей;
- сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор оснований и критериев для указанных логических операций;
- классификация на основе дихотомического (раздвоенного) деления;
- объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования;
- структурирование текста: умение выделять в нём главную идею, определять основное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения курса включают:
- целостные представления об историческом пути народов и государств мира в Новейшее время, понимание основ формирования постиндустриального (информационного) общества;
- исторические знания о территории государств мира и об их границах, об их изменениях на протяжении ХХ в., использование исторической карты для анализа и описания исторических процессов;
- знания о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов в ХХ в.;
- знание основных идеологий XX в. (консерваторы, либералы, демократы, социалисты, коммунисты, националисты), их отличительных черт и особенностей, роли идеологий в политической жизни государств, в борьбе за права и свободы граждан;
- понимание процессов индустриализации, монополизации, миграции населения, урбанизации, происходящих в экономике стран Европы, США, Латинской Америки, Азии и Африки в ХХ в.;
- представления о достижениях в культуре европейских стран и США в ХХ в., понимание многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования массовой культуры;
- уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира;
- установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с историей России;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений Новейшего времени, их связи с современностью;
- владение умениями получать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, в том числе СМИ, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей, общественных групп и народов, а также переломных периодов всеобщей истории ХХ в.;
- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам (колониализм, всеобщее избирательное право и т. п.) всеобщей истории ХХ в., аргументация своей позиции.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА В 10 КЛАССЕ
№ раздела п / п | Название темы | Количество часов |
1 | Мир накануне и в годы Первой мировой войны | 5 |
2 | Межвоенный период (1918—1939) | 14 |
3 | Вторая мировая война | 7 |
4 | Повторение и обобщение | 2 |
5 | Россия в годы «великих потрясений» | 11 |
6 | Советский Союз в 1920—1930-е гг. | 14 |
7 | Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. | 13 |
8 | Повторение и обобщение | 2 |
ИТОГО | 68 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА В 11 КЛАССЕ
№ раздела п/п | Название темы | Количество часов |
1 | СССР в 1945—1991 гг. | 25 |
2 | Российская Федерация в 1991—2020 | 14 |
3 | Повторение и обобщение | 3 |
4 | Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной Америки | 12 |
5 | Пути развития стран Азии, Африки, Латинской Америки | 5 |
6 | Современный мир и новые вызовы XXI в | 6 |
7 | Повторение и обобщение | 3 |
ИТОГО | 68 |
Тематическое планирование курса истории для 10 класса
(68 часов)
№ урока | Тема урока | Основные виды деятельности обучающихся | Содержание курса |
Раздел I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны (5 часов) | |||
1. | Мир накануне Первой мировой войны. | Систематизация важнейших изменений, произошедших в начале XX в. в индустриальном обществе, иллюстрация теоретических суждений конкретными историческими фактами. Сопоставление традиционного и индустриального обществ, выявление их различий во всех сферах общественной жизни; систематизация исторического материала о направлениях демократизации политического устройства европейских государств и США, а также о политических партиях и политической борьбе в начале ХХ в. | Индустриальное общество. Либерализм, консерватизм, социал-демократия, анархизм. Рабочее и социалистическое движение. Профсоюзы. Расширение избирательного права. Национализм. «Империализм». |
2. | «Новый империализм». | Знать значение понятий «новый империализм», протекционизм, Антанта, Тройственный союз и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых предпосылок и причин Первой мировой войны; использовать историческую карту как источник информации о «новом империализме», колониях мировых держав в начале ХХ в.; устанавливать, объяснять и иллюстрировать историческими фактами причины Первой мировой войны. | Колониальные и континентальные империи. Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка вооружений и милитаризация. Пропаганда |
3. | Происхождение и причины Первой Мировой войны. | Знать значение понятий М ировая война, мобилизация, позиционная война, геноцид, военно- государственно-корпоративный капитализм и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических событий Первой мировой войны. Использовать историческую карту для изучения основных этапов военных действий Первой мировой войны; анализировать информацию исторических источников по истории Первой мировой войны, определять позицию автора и давать оценку описываемым фактам; систематизировать исторический материал о ходе военных действий, а также о влиянии войны на общество, используя текст учебника или документальный фильм. Формулировать выводы об итогах Первой мировой войны. | Региональные конфликты накануне Первой мировой войны. |
4 | Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Цели войны. Планы сторон. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбиненом и поражение под Танненбергом. Наступление в Галиции. Морское сражение при Гельголанде. Вступление в войну Османской империи. Вступление в войну Болгарии и Италии. Поражение Сербии. Четверной союз (Центральные державы). Верден. Отступление российской армии. Сомма. Война в Месопотамии. Геноцид в Османской империи. Ютландское сражение. Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Революция 1917 г. и выход из войны России. Бои на Западном фронте. Война в Азии. Капитуляция государств Четверного союза. Новые методы ведения войны. Националистическая пропаганда. Борьба на истощение. Участие колоний в европейской войне. Позиционная война. Новые практики политического насилия: массовые вынужденные переселения, геноцид. | ||
Первая мировая война. 1914—1918 гг. | |||
5. | Повторительно- обобщающий урок. | Систематизация и обобщение исторического материала. Выполнение тестовых заданий. | Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны. |
Раздел II. Межвоенный период (1918—1939) (16 часов) | |||
6. | Последствия войны: революции и распад империй | Знать значение понятий национализм, экстремизм, фашизм, Коминтерн, кемализм и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических событий Первой мировой войны; устанавливать последствия Первой мировой войны для европейского общества; систематизировать исторический материал о последствиях Первой мировой войны, иллюстрировать фактами теоретические положения, отражающие эти последствия; составлять хронологическую таблицу антиколониальных и революционных выступлений в Азии, Северной Африке и Турции после Первой мировой войны. | Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской империи: независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Образование Коминтерна. Венгерская советская республика. Образование республики в Турции и кемализм. |
7. | Версальско- Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг. | Знать значение понятий репарации, Версальско- Вашингтонская система, изоляционизм, эра пацифизма и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых международных отношений по итогам Первой мировой войны. Использовать историческую карту для изучения территориальных изменений в мире по итогам Первой мировой войны. Объяснять различные элементы Версальско- Вашингтонской системы, иллюстрировать их фактами, понимать и объяснять её противоречия; анализировать информацию исторических источников, отражающих различные аспекты Версальско- Вашингтонской системы, определять позицию автора и давать оценку описываемым фактам. Понимать основные факторы развития международных отношений в 1920-е гг., иллюстрировать их примерами. | Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. 14 пунктов В. Вильсона.Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса и Юнга. Локарнские договоры. Формирование новых военно-политических блоков – Малая Антанта, Балканская и Балтийская Антанты. Пацифистское движение. Пакт Бриана-Келлога. |
8. | Капиталистический мир в 1920-е годы. США и страны Европы | Знать значение понятий инфляция, индустриальное общество, «просперити» (процветание по- американски), массовая культура, «мондизм» и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов, протекавших в странах Запада в 1920-е гг. Объяснять особенности восстановления экономики европейских государств в 1920-е гг. с опорой на логическую схему; объяснять причины изменения политической ситуации в странах Запада в 1920-е гг., характеризовать эти изменения; систематизировать исторический материал об экономическом и политическом развитии ведущих стран Запада (США, Великобритании, Франции и Германии) в 1920-е гг., сопоставлять его, определять черты сходства и различия. | Реакция на «красную угрозу». Послевоенная стабилизация. Экономический бум. Процветание. Возникновение массового общества. Либеральные политические режимы. Рост влияния социалистических партий и профсоюзов.. |
9. | Авторитарные режимы в Европе в 1920-е гг. Венгрия. Польша. Румыния. Испания. Фашистский режим в Италии. | Понимать негативные стороны тоталитарного и авторитарного политических режимов, причины их формирования, понимать значимость демократических ценностей, проявлять нетерпимость к любым видам насилия. Проводить анализ причин и условий формирования фашистских государств в Европе и путей противостояния фашизму; структурировать текст учебника, выделять в нём главное, составлять на его основе схемы расстановки политических сил в указанных государствах в 1920-1930-е гг. | Б. Муссолини и идеи фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима. Кризис Матеотти. Фашистский режим в Италии. Авторитарные режимы в Европе: Польша и Испания |
10. | Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода. | Знать значение понятий экономический кризис, кейнсианство, политический режим, демократический, авторитарный, тоталитарный политические режимы и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов, протекавших в странах Запада в период Великой депрессии; устанавливать и объяснять причины и социальные последствия мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.; анализировать статистические данные о мировом экономическом кризисе, представленные в графической форме, делать выводы о ситуации, сложившейся в разных странах Запада; систематизировать исторический материал об экономических и политических моделях выхода из экономического кризиса, сравнивать их, выявлять положительные и отрицательные черты. | Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический кризис. Социально-политические последствия Великой депрессии. Закат либеральной идеологии. |
11. | Страны Запада в 1930-е гг. США: «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта. Великобритания: национальное правительство. | Знать значение понятий экономический кризис, кейнсианство, демократический политический режим, «Новый курс» Ф. Рузвельта, протекционизм и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических событий Великой депрессии и путей выхода из неё в США и Великобритании; анализировать статистические данные и исторические факты об особенностях экономического кризиса в США; анализировать исторический источник — речь Ф. Д. Рузвельта, извлекать из него информацию и использовать её для анализа сложившейся исторической ситуации; систематизировать исторический материал о путях выхода из кризиса в США и Великобритании, соотносить конкретные экономические и социальные меры с кейнсианством; оценивать политику «Нового курса», формулировать собственную точку зрения и аргументировать её. | Победа Ф Д. Рузвельта на выборах в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Тоталитарные экономики. Общественно-политическое развитие стран Латинской Америки. |
12. | Нарастание агрессии в мире. Установление нацистской диктатуры в Германии. | Знать значение понятий тоталитарный политический режим, фашизм, национал- социализм (нацизм) и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов, протекавших в Германии в 1930-е гг.; устанавливать и объяснять причины и предпосылки формирования фашистского движения в Германии, его взаимосвязи с поражением в Первой мировой войне и необходимостью выхода из мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.; сравнивать фашизм и национал-социализм, выявлять их взаимосвязь; давать оценку происходившим в Германии в 1930-е гг. событиям с точки зрения гуманистических и демократических ценностей. | Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931–1933 гг. НСДАП и А. Гитлер. «Пивной» путч. Приход нацистов к власти. Поджог Рейхстага. «Ночь длинных ножей». Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в Германии. Подготовка Германии к войне |
13. | Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к Авторитарному режиму. | Знать значение понятий экономический кризис, кейнсианство, демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы, фашизм, Народный фронт, дирижизм, австрофашизм, аншлюс и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов, протекавших во Франции, Испании и Австрии в 1930- е гг.; устанавливать и объяснять причины и предпосылки формирования фашистских государств в Испании и Австрии; анализировать и извлекать информацию из исторических источников, делать на её основе выводы о создании и направлениях деятельности Народного фронта во Франции; давать оценку экономическим и политическим реформам, происходившим во Франции, Испании и Австрии в 1930-е гг. с точки зрения различных путей развития капитализма. | Борьба с фашизмом в Австрии и Франции. VII Конгресс Коминтерна. Политика «Народного фронта». Революция в Испании. Победа «Народного фронта» в Испании. Франкистский мятеж и фашистское вмешательство. Социальные преобразования в Испании. Политика «невмешательства». Советская помощь Испании. Оборона Мадрида. Сражения при Гвадалахаре и на Эбро. Поражение Испанской республики. |
14. | Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора. | Знать значение понятий экспансия, Мюнхенский сговор, политика «умиротворения», идея коллективной безопасности и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых международных отношений в 1930-е гг.; объяснять причины распада Версальско- Вашингтонской системы; систематизировать исторический материал о международных отношениях в 1930-е гг., понимать сущность происходивших событий, подталкивающих мир к ново войне; анализировать информацию источников, делать на их основе выводы о несостоятельности Лиги Наций и международного сообщества в попытках предотвращения Второй мировой войны; давать оценку «Мюнхенскому сговору». | Создание оси Берлин–Рим–Токио. Оккупация Рейнской зоны. Аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Присоединение Судетской области к Германии. Ликвидация независимости Чехословакии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская война и советско-японские конфликты. Британско-франко-советские переговоры в Москве. Советско-германский договор о ненападении и его последствия. Раздел Восточной Европы на сферы влияния Германии и СССР. |
15. | Латинская Америка в первой половине XX в. | Структурировать текст учебника, составлять на его основе логическую схему, отражающую тенденции развития стран Латинской Америки. | Общественно-политическое развитие стран Латинской Америки. |
16. | Восток в первой половине ХХ в. | Знать значение понятий модернизация, гандизм, реставрация Мэйдзи, синтоизм, латифундисты и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических процессов в странах Востока в первой половине ХХ в. Анализировать признаки модернизации в странах Востока в первой половине ХХ в., устанавливать взаимосвязи между общественными (народные восстания и революции в Китае, кампании ненасильственного сопротивления в Индии и т. п.) и политическими (установление нового политического строя в Китае, получение независимости Индии) событиями; сопоставлять | Китай после Синьхайской революции. Революция в Китае и Северный поход. Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. «Великий поход» Красной армии Китая |
процессы модернизации в странах Юго-Восточной Азии, определять черты сходства и различия. | |||
17. | Индия в первой половине ХХ в. | Структурировать текст учебника, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | Становление демократических институтов и политической системы колониальной Индии. Поиски «индийской национальной идеи». Национально-освободительное движение в Индии в 1919–1939 гг. Индийский национальный конгресс и М. Ганди |
18. | Культура и искусство первой половины ХХ века | Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм, абстракционизм, реализм. Психоанализ. Потерянное поколение. Ведущие деятели культуры первой трети ХХ в. Тоталитаризм и культура. Массовая культура. Олимпийское движение. | |
19 | Повторительно- обобщающий урок. | Систематизация и обобщение исторического материала. Выполнение тестовых заданий. | Повторение изученного материала |
Раздел III. Вторая мировая война (7 часов) | |||
2 0 | Начало Второй мировой войны. 1939—1941 гг. | Определение особенностей начального этапа войны. Работа с исторической картой: определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок. Объяснение причин быстрого захвата гитлеровского войсками стран Западной Европы. Анализ основных положений Тройственного пакта. Оценка действий Советского Союза в 1939- начале 1941 гг. | Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон. Блицкриг. «Странная война», «линия Мажино». Разгром Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советско-финляндская война и ее международные последствия. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан. Битва за Британию. Рост советско-германских противоречий. |
21 | Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане | Определение причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Составление развёрнутого плана характеристики мобилизации страны на отражение фашистской агрессии. Работа с исторической картой: определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок. Представление информации о битве под Москвой в наглядно- символической форме (опорный конспект, картосхема). Оценка исторического значения победы советских войск под Москвой. | Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины. Пёрл-Харбор. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников. Ленд-лиз. Идеологическое и политическое обоснование агрессивной политики нацистской Германии. Планы Германии в отношении СССР. План «Ост». Планы союзников Германии и позиция нейтральных государств. |
22 | Вторая мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом в войне | Работа с исторической картой: определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок в 1942-1943 гг. Объяснение причин победы советских войск под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге. Оценка исторического значения Сталинградской и Курской битв. Знать значение понятий антигитлеровская коалиция, «новый мировой порядок», движение Сопротивления и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических событий Второй мировой войны. Использовать историческую карту для изучения основных этапов военных действий Второй мировой войны; анализировать информацию исторических источников по истории Второй мировой войны, определять позицию автора и давать оценку описываемым фактам; давать аргументированную оценку статистическим данным по итогам Второй мировой войны с точки зрения гуманизма и человечности. Формулировать собственное мнение относительно роли СССР в победе над фашизмом, аргументировать его. | Сталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне. Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. «Большая тройка». Каирская декларация. Роспуск Коминтерна. |
23 | Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам | движение Сопротивления и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических событий Второй мировой войны. Использовать историческую карту для изучения основных этапов военных действий Второй мировой войны; анализировать информацию исторических источников по истории Второй мировой войны, определять позицию автора и давать оценку описываемым фактам; давать аргументированную оценку статистическим данным по итогам Второй мировой войны с точки зрения гуманизма и человечности. Формулировать собственное мнение относительно роли СССР в победе над фашизмом, аргументировать его. | Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. «Новый порядок». Нацистская политика геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных и гражданских лиц. Жизнь на оккупированных территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Партизанская война в Югославии. Жизнь в США и Японии. Положение в нейтральных государствах. |
24 | Разгром Германии, Японии и их союзников | Использовать историческую карту для изучения основных этапов военных действий Второй мировой войны; анализировать информацию исторических источников по истории Второй мировой войны, определять позицию автора и давать оценку описываемым фактам; давать аргументированную оценку статистическим данным по итогам Второй мировой войны с точки зрения гуманизма и человечности. Формулировать собственное мнение относительно роли СССР в победе над фашизмом, аргументировать его. | Открытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону антигитлеровской коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии. Восстания в Париже, Варшаве, Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в Германии 20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. Висло-Одерская операция. Ялтинская конференция. Роль СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении Европы. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина. Капитуляция Германии. Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. |
25. | Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование. | Работа с исторической картой: определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Составление хронологии важнейших военных и политических событий конца 1944-весны 1945 гг. Характеристика отношений СССР с союзниками. Обсуждение вопросов о причинах и цене победы СССР в Великой Отечественной войне. Характеристика итогов Второй мировой войны. Анализ принципов, положенных в основу деятельности ООН. Подготовка сообщений о выдающихся военачальниках и героях Второй мировой войны. | Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги войны. |
26. | Повторительно - обобщающий урок. | Систематизация и обобщение исторического материала. Выполнение тестовых заданий. | Повторение изученного материала |
Раздел IV. Повторение и обобщение (2 часа) | |||
27. | Повторение и обобщение изученного материала. | Систематизация и обобщение исторического материала. | Повторение изученного материала |
28. | Контрольная работа «История. Всеобщая история. Новейшая история» в 10 классе. | Выполнение тестовых заданий. | - |
Раздел V. Россия в годы «великих потрясений» (11 часов) | |||
29. | Мир и Россия в 1914 г. | Характеристика положения буржуазии и рабочего класса в России в начале XX века. Анализ экономической политики правительства Николая II в первое десятилетие XX века. Выявление противоречий и проблем аграрного сектора российской экономики. Оценка итогов экономического развития страны к 1914 году. | Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. |
30. | Российская империя в Первой мировой войне. | Характеризовать место России всистеме международных отношений, а также военные планы России, ее союзников и противников. Знать основные военные события на Восточном фронте 1914-1916 гг., уметь охарактеризовать взаимодействие с союзниками по Антанте. Определять ключевые взаимодействия власти, экономики общества в условиях войны, характеризовать нарастание кризисных явлений во сферах жизни общества к 1917 году. | Боевые действия на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. |
31 | Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. | Определять ключевые взаимодействия власти, экономики общества в условиях войны, характеризовать нарастание кризисных явлений во сферах жизни общества к 1917 году. | Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве. Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества. |
32. | Великая российская революция: Февраль 1917 г. | Определение причин Великой российской революции, характеристика революционных событий февраля 1917 года. Сравнительный анализ кризисов Временного правительства. Характеристика позиции большевиков по отношению к революции и Временному правительству, а также их деятельности весной-летом 1917 года. Объяснение причин выступления Корнилова и оценка его последствий. | §3 Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. |
33. | Великая российская революция: Октябрь 1917 г. | Определение характера и оценка событий октября 1917 года, раскрытие причин прихода к власти большевиков. | Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». православная церковь. Всероссийский Поместный собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель. |
34. | Первые революционные преобразования большевиков. | Анализ первых преобразований большевиков. Объяснение причин и оценка значения роспуска Учредительного собрания. Анализ основных положений Конституции РСФСР 1918 года. Характеристика проблемы выхода России из Первой мировой войны. Определение предпосылок Гражданской войны. | Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности. «Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства и школы от церкви. |
35. | Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. | Политика «военного коммунизма». Продразверстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное распределение товаров и услуг. | |
36. | Гражданская война. | Определение спектра противоборствующих сил в Гражданской войне. Составление развёрнутого плана характеристики этапов Гражданской войны. Работа с исторической картой: определение районов дислокации армий Белого движения и Красной Армии, масштабов распространения советской власти, линий фронтов в 1918-1920 гг. Анализ и оценка политики военного коммунизма. Определение роли крестьянского движения во время Гражданской войны. | Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 г.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые» реквизиции. |
37 | Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. | Формулирование вывода об историческом значении Гражданской войны. | Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов – ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму. |
38. | Революция и Гражданская война на национальных окраинах. | Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921–1922 гг. | |
39. | Идеология и культура периода Гражданской войны. | Характеристика вопроса о влиянии революционных событий, Гражданской войны и установления советской власти на духовную культуру России. Оценка политики большевиков в области культуры в 1917-1922 гг, выявление основных тенденций развития культуры этого периода. | «Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «черный рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию населения. Наш край в годы революции и Гражданской войны. |
Раздел VI. Советский Союз в 1920—1930-е гг. (14 часов) | |||
40. | Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. | Характеристика экономического и политического положения страны после Гражданской войны и интервенции. Объяснение причин отказа от политики военного коммунизма. Составление тезисного плана характеристики новой экономической политики. Оценка итогов нэпа. Выявление противоречий нэпа. Объяснение причин и особенностей политических репрессий в годы нэпа. Определение причин свёртывания нэпа. | §9 Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). |
41 | Экономика нэпа. | §10 Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. – Герой Социалистического Труда). | |
42. | Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. | Определение предпосылок создания СССР. Анализ и оценка проектов создания нового государства В.И. Ленина и И.В. Сталина. Анализ положений Конституции СССР 1924 года. Составление схемы государственного управления СССР. Формулирование вывода об историческом значении образования СССР. Характеристика национальной политики советского правительства в 1920-е гг. | §11 Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административно-территориальные реформы 1920-х гг. |
43. | Политическое развитие в 1920-е гг. | Характеристика политического развития в 1920-е гг. Анализ ситуации в партии и возрастания роли партийного аппарата. Оценка роли И. В. Сталина в создании номенклатуры, а также ликвидации оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Характеристика социальной политики большевиков. | §12Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг | |
44. | Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. | Характеристика международного положения советского государства после окончания Гражданской войны, формулирование внешнеполитических задач советского государства. Характеристика отношений СССР со странами Западной Европы и США и Востока в указанный период. Знать и объяснять термины «полоса признания СССР», Коминтерн. | §13 Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. | |
45. | Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. | Характеристика особенностей культурной и научной жизни советского общества в 1920-е гг. Раскрытие сущности культурной революции. Характеристика системы воспитания «нового человека», определение роли официальной идеологии и пропаганды в воспитании молодёжи. | §14 Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских конфессий. Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Советский авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия, Институты красной профессуры. Создание «нового человека». Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной профессии и научно-инженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения. | |
46. | «Великий перелом». Индустриализация. | Определение задач модернизации советской экономики. Оценка средств | §15«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой, Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство Московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности. | |
47. | Коллективизация сельского хозяйства. | и методов осуществления коллективизации и индустриализации. Представление достижений и издержек модернизации в СССР в наглядно- символической форме (таблица, схема). Характеристика итогов коллективизации и индустриализации, умение выявлять противоречивость исторических явлений, процессов. | §16 Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в СССР в 1932–1933 гг. как следствие коллективизации. | |
48. | Политическая система СССР в 1930-е гг. | Характеристика роли партии в политической системе советского государства (формирование партийного государства). Определение причин возвышения И.В. Сталина и оценка его методов внутрипартийной борьбы. Анализ предпосылок, характера и целей репрессий 1930-х гг. Оценка итогов репрессивной политики 1930-х гг. Характеристика основных положений Конституции 1936 года. Оценка роли массовых общественных организаций советского государства. | §17 Утверждение «культа личности» Сталина. Малые «культы» представителей советской элиты и региональных руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса истории ВКП(б)» и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг. «Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г. | |
49. | Советская национальная политика в 1930-е гг. | Характеристика национальной политики советского правительства в 1930-е гг. | ||
50. | Социальная политика государства: цели, направления, результаты. | Определять основные направления социальной политики в 1930-е гг. Раскрывать особенности процессов в социальной фере. Давать характеристику изменений, происходивших в СССР в 1930-е гг. Формулировать задачи государства в историческом контексте. Раскрывать причинно- следственные связи между развитием экономики и изменениями в социальной сфере. Сравнивать положение социальной группы в различные периоды истории. Выявлять и систематизировать информацию по определённой теме. Определять значение понятий и терминов. Раскрывать причины исторических событий, явлений. Систематизировать исторический материал для характеристики исторического явления, процесса. Выявлять противоречивый характер исторических явлений, процессов. Характеризовать роль государства в происходивших социальных процессах. Выявлять противоречивость этих процессов. | §18 Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации. | |
51 | Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Культура русского зарубежья | Определение общих тенденций и характерных черт культурного развития советского общества в 1930-е гг. Раскрытие сущности метода социалистического реализма в искусстве. Характеристика развития советской науки в 1930-е гг. | Культурная революция. От обязательного начального образования – к массовой средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов. Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к «традиционным ценностям» в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников. | |
52. | СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг. | Характеристика взаимоотношений СССР с мировым сообществом государств. Оценка роли СССР в борьбе за создание системы коллективной безопасности в условиях усиления угрозы мировой войны. | §21 Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. . | |
53. | Повторительно- обобщающий урок. | Систематизация и обобщение исторического материала. Выполнение тестовых заданий. | Повторение изученного материала | |
Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. (13 часов) | ||||
54. | СССР накануне Великой Отечественной войны. | Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Изучив материалы об экономическом развитии страны, обобщать содержащиеся в них сведения. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами. Характеризовать на основе карты национально- государственное устройство страны. Использовать карту для объяснения геополитического положения страны. Анализировать ситуацию под заданным углом зрения и формулировать выводы. | §22 СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных тенденций в экономике. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией. Наш край в 1920–1930-е гг | |
55. | Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 г. — ноябрь 1942 г.) | Определение причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Составление развёрнутого плана характеристики мобилизации страны на отражение фашистской агрессии. Работа с исторической картой: определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок. Представление информации о битве под Москвой в наглядно- символической форме (опорный конспект, картосхема). Оценка исторического значения победы советских войск под Москвой. | §23 Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны». Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. | |
56. | Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. | Актуализировать знания по всеобщей истории. Давать оценочные суждения о действиях исторических личностей. На основе карты давать характеристику главных направлений военной операции и проектировать её последствия. Определять последствия исторических событий, явлений. Раскрывать сущность явлений, процессов. Использовать карту как исторический источник. Определять сущность понятия, термина. Определять причины исторических событий, явлений. | §24 Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте. | |
57. | Человек и война: единство фронта и тыла. | Составление развернутой характеристики оккупационного режима на территории СССР и жизни в советском тылу. Характеристика партизанского движения в СССР и движения Сопротивления в Европе. | §25 Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения. Человек и война: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве.. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских училищ. | |
58. | Культурное пространство в годы войны. Образование, здравоохранение и наука в годы войны. | Раскрывать взаимосвязь между различными сторонами жизни общества. Оценивать взаимоотношения между государством и церковью в историческом контексте. Оценивать позиции разных социальных групп. Приводить примеры, разъясняющие смысл лозунга. Использовать фактический материал для конкретизации обобщающей характеристики. Использовать художественные произведения для составления типологической | §26 Культурное пространство войны. Песня «Священная война» – призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны. Начало советского «Атомного проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Взаимоотношения государства и церкви. Поместный собор 1945 г Избрание на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Самоотверженный труд ученых | |
59. | Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом.(ноябрь 1942-1943) | Работа с исторической картой: определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок в 1942-1943 гг. Объяснение причин победы советских войск под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге. Оценка исторического значения Сталинградской и Курской битв. | §28 Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.). Сталинградская битва. Германское наступление весной–летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом–осенью 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. | |
60. | Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны. | Структурировать текст учебника, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | Культурные и научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный полк «Нормандия-Неман», а также польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. | |
61. | Народы СССР в борьбе с фашизмом. | Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Депортация «репрессированных народов». | ||
62. | Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. | Работа с исторической картой: определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Составление хронологии важнейших военных и политических событий конца 1944-весны 1945 гг. | Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944–1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. | |
63. | Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки Великой Победы. | Раскрывать роль Красной Армии во Второй мировой войне. Систематизировать информацию на основе карты. Использовать карту как исторический источник. Описывать с опорой на карту ход и итоги военных действий. Определять причины исторических событий, явлений. Давать оценку военным операциям, обосновывать своё суждение. | §31 Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы. Наш край в годы Великой Отечественной войны. | |
64. | Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. | Структурировать текст учебника, осуществлять расширенный поиск Информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | Материал для самостоятельного изучения | |
65. | Фальсификация истории Великой Отечественной войны. | Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантов в 1943–1946 гг. училищ. | ||
66 | Наш край в ХХ веке | Систематизация и обобщение исторического материала. Выполнение тестовых заданий. | ||
Раздел VIII. Повторение и обобщение (2 часа) | ||||
67. | Повторение и обобщение изученного материала. | Систематизация и обобщение исторического материала. | Повторение изученного материала | |
68. | Контрольная работа «История. История России» в 10 классе. | Выполнение тестовых заданий. | Повторение изученного материала |
Электронные ресурсы:
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...