Рабочая программа по истории, 10 класс
календарно-тематическое планирование по истории (10 класс)

Киселева Марина Игревна

рабочая программа истории, 10 класс. Соответствует ФГОС СОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii.docx144.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории предназначена для обучения учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень).

Рабочая программа для обучающихся 10-11 классов составлена на основе:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.).

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций  в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. №  345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

8. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413 с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России: от 29 декабря 2014 года No 1645.

9. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол 28.06.2016 №2/16-з) .

Основной образовательной программы основного общего образования частного общеобразовательного учреждения «Переславская православная гимназия» им. св.блгв.вел.кн.А.Невского» (приказ директора 48/1 от 31.10.2019)

10. Учебного плана на 2021-2022 учебный год.

УМК

  1. Т.П. Андреевская «История. История России. Рабочая программа. Поурочные рекомендации 10—11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень» — М.: Просвещение, 2021.
  2. М.Л. Несмелова, Е.Г. Середнякова, А.О. Сороко-Цюпа «История. Всеобщая история. Рабочая программа. Методические рекомендации. 10-11 классы. Базовый уровень». - М.: Просвещение, 2021.

Рабочая программа ориентирована на учебники:

  1. Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., Токарева А.Я. и другие / под редакцией Торкунова А.В. «История. История России (в 3 частях): учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни».- Москва, «Просвещение», 2020;
  • Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. / под редакцией Искандерова А.А. «История. Всеобщая история. Новейшая история: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень». – Москва,  «Просвещение», 2020; учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень». М., «Просвещение», 2021;

Общая характеристика учебного предмета, курса

В соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО, главной целью школьного исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Основными задачами реализации примерной программы учебного предмета «История» (базовый уровень) в старшей школе являются:

  1. формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
  2. овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
  3. формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
  4. овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
  5. формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Российского исторического общества базовыми принципами школьного исторического образования являются:

  • идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
  • ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
  • общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.
  • познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
  • формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методологическая основа преподавания курса истории в старшей школе базируется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

  • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
  • многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
  • исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально- гуманитарного цикла;
  • историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

Историческое образование в старших классах имеет дифференцированный характер. Особенностями курса истории в 10 и 11 классах являются его системность, линейный принцип изучения истории, синхронизация курсов всеобщей истории и истории России. Изучение данного курса способствует формированию у обучающихся целостной картины мировой истории, позволяет более глубоко познакомиться и усвоить социокультурный опыт человечества, определить роль России во всемирно- историческом процессе, осознать себя представителями исторически сложившегося гражданского, поликультурного и поликонфессионального сообщества.

Содержание курса ориентировано на формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций (оценивать вклад исторических деятелей в развитие нашей и других стран мира, давать оценку - в том числе моральную- тем или иным историческим событиям и явлениям), общекультурных компетенций (знать, понимать и учитывать в своей деятельности особенности национальной и общечеловеческой культуры), учебно-познавательных компетенций (активное добывание знаний в процессе самостоятельной работы с учебником и дополнительными материалами), информационных компетенций (умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, относящуюся к содержанию курса; организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её), коммуникативных компетенций (умение работать в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения), компетенций личностного самосовершенствования (развитие необходимых современному человеку личностных качеств, культура мышления и поведения) обучающихся.

Описание места предмета, курса в учебном плане

«История» входит в состав учебных предметов, являющихся обязательными для изучения на ступени среднего общего образования. Курс включает учебный материал периода 1914 – 2020 гг., изучаемый на базовом уровне.

На изучение курса истории на базовом уровне отводится 136 часов:

в 10 классе – 68 часов из расчёта 2 часа в неделю (курс истории России

  • 40 часов, курс всеобщей истории – 28 часов);

в 11 классе – 68 часов из расчета 2 часа в неделю (курс истории России

  • 40 часов, курс всеобщей истории – 28 часов).

В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
  • знать        основные        даты        и        временные        периоды        всеобщей        и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
  • определять        последовательность        и        длительность        исторических событий, явлений, процессов;
  • характеризовать        место,        обстоятельства,        участников,        результаты важнейших исторических событий;
  • представлять культурное наследие России и других стран;
  • работать с историческими документами;
  • сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
  • критически анализировать информацию из различных источников;
  • соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
  • использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
  • использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
  • составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
  • работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
  • читать легенду исторической карты;
  • владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
  • демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
  • оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
  • ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
  • устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры
  • определять место и время создания исторических документов;
  • проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
  • характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
  • использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
  • представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
  • анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
  • обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
  • приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
  • применять полученные знания при анализе современной политики России;
  • владеть элементами проектной деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «История.

История России» в 10—11 классах

Личностные:

  • осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;
  • понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
  • уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность;
  • способность к определению своей позиции и ответственному поведению;
  • понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважения к культуре своего и других народов;
  • готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.

Метапредметные:

  • организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
  • планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

•работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

  • осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;
  • использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
  • использовать ранее изученный материал для решения познавательных

задач;

  • определять        понятия,        устанавливать        аналогии,        классифицировать,

выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

  • логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;
  • владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;
  • представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;
  • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации ин формации;
  • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
  • ыявлять        позитивные        и        негативные        факторы,        влияющие        на результаты и качество выполнения задания;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
  • оценивать собственные действия, учебные достижения. Предметные:
  • отслеживать историческое событие, процесс в динамике; выделять периоды исторических событий, явлений, процессов и объяснять основания для их периодизации;
  • владеть системными знаниями об основных этапах, процессах, ключевых событиях истории России и человечества, о месте своей страны во всемирной истории;
  • применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;
  • применять различные методы исторического анализа;
  • самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений;
  • осуществлять сопоставительный анализ различных источников исторической информации для реконструкции на этой основе исторических ситуаций и явлений;
  • осуществлять структурный и смысловой анализ текста исторического источника;
  • критически анализировать и оценивать информационную значимость вещественных изобразительных источников;
  • конкретизировать обобщающие характеристики, теоретические положения об историческом развитии на фактическом материале;
  • применять знания из других предметных областей для анализа исторического объекта;
  • определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого;
  • различать субъективные и объективизированные исторические оценки;
  • конструктивно применять исторические и историко-культурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.

Личностные результаты изучения курса включают:

  • осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества эпохи Новейшей истории;
  • освоение гуманистических и демократических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека через знакомство с политической историей европейских государств и США в ХХ в., процессами развития и трансформации политических идеологий и общественных движений (либерализма, консерватизма, социал-демократии, социализма, национализма), особенностями демократического и тоталитарного политических режимов;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе путём создания учебных ситуаций ценностного и нравственного выбора (дискуссий и обсуждений) при изучении таких  исторических ситуаций, как возникновение и распространение фашизма в Европе, Первая и Вторая мировые войны и т. п.;
  • развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому мировой цивилизации;
  • понимание культурного многообразия современного мира;
  • уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов на основе изучения различных стилевых направлений культуры ХХ в.;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира в современную эпоху;
  • становление смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные результаты изучения курса включают формирование универсальных учебных действий:

  • формирование межпредметных понятий: факт, система, закономерность, анализ;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях, осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование путей достижения цели;
  • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия;
  • работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия как с ровесниками, так и со старшими по возрасту;
  • формулирование собственной позиции, её аргументация и координирование с позициями партнёров при выработке общего решения; спор и отстаивание своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
  • учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • установление и сравнение различных точек зрения перед выбором и принятием решения;
  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение устной и письменной речью; построение монологического контекстного высказывания;
  • владение основами коммуникативной рефлексии;
  • реализация проектно-исследовательской деятельности;
  • выдвижение гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проведение исследования её объективности (под руководством учителя);
  • формулирование умозаключений и выводов на основе аргументации; создание и преобразование моделей и схем для решения задач, перевод сложной информации из графического представления в текстовое и наоборот;
  • определение понятий, их обобщение — осуществление логической операции перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • построение логического рассуждения и установление причинно- следственных связей;
  • сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор оснований и критериев для указанных логических операций;
  • классификация на основе дихотомического (раздвоенного) деления;
  • объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования;
  • структурирование текста: умение выделять в нём главную идею, определять основное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные результаты изучения курса включают:

  • целостные представления об историческом пути народов и государств мира в Новейшее время, понимание основ формирования постиндустриального (информационного) общества;
  • исторические знания о территории государств мира и об их границах, об их изменениях на протяжении ХХ в., использование исторической карты для анализа и описания исторических процессов;
  • знания о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов в ХХ в.;
  • знание основных идеологий XX в. (консерваторы, либералы, демократы, социалисты, коммунисты, националисты), их отличительных черт и особенностей, роли идеологий в политической жизни государств, в борьбе за права и свободы граждан;
  • понимание процессов индустриализации, монополизации, миграции населения, урбанизации, происходящих в экономике стран Европы, США, Латинской Америки, Азии и Африки в ХХ в.;
  • представления о достижениях в культуре европейских стран и США в ХХ в., понимание многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования массовой культуры;
  • уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира;
  • установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с историей России;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений Новейшего времени, их связи с современностью;
  • владение умениями получать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, в том числе СМИ, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей, общественных групп и народов, а также переломных периодов всеобщей истории ХХ в.;
  • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам (колониализм, всеобщее избирательное право и т. п.) всеобщей истории ХХ в., аргументация своей позиции.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА В 10 КЛАССЕ

№ раздела п / п

Название темы

Количество часов

1

Мир накануне и в годы Первой мировой войны

5

2

Межвоенный период (1918—1939)

14

3

Вторая мировая война

7

4

Повторение и обобщение

2

5

Россия в годы «великих потрясений»

11

6

Советский Союз в 1920—1930-е гг.

14

7

Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.

13

8

Повторение и обобщение

2

ИТОГО

68

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА В 11 КЛАССЕ

№ раздела п/п

Название темы

Количество часов

1

СССР в 1945—1991 гг.

25

2

Российская Федерация в 1991—2020

14

3

Повторение и обобщение

3

4

Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной Америки

12

5

Пути развития стран Азии, Африки, Латинской Америки

5

6

Современный мир и новые вызовы XXI в

6

7

Повторение и обобщение

3

ИТОГО

68

Тематическое планирование курса истории для 10 класса

(68 часов)

урока

Тема урока

Основные виды

деятельности обучающихся

Содержание курса

Раздел I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны (5 часов)

1.

Мир        накануне

Первой        мировой войны.

Систематизация важнейших изменений, произошедших в начале XX в. в индустриальном  обществе,       иллюстрация теоретических        суждений       конкретными

историческими фактами. Сопоставление традиционного                и индустриального        обществ, выявление их различий во всех сферах общественной жизни;        систематизация  исторического материала о направлениях  демократизации  политического устройства европейских государств и США, а также о политических партиях и

политической борьбе в начале ХХ в.

Индустриальное общество. Либерализм, консерватизм, социал-демократия, анархизм. Рабочее и социалистическое движение. Профсоюзы. Расширение избирательного права. Национализм. «Империализм».

2.

«Новый

империализм».

Знать    значение    понятий

«новый империализм», протекционизм, Антанта, Тройственный союз и уметь применять их для раскрытия                сущности изучаемых предпосылок и причин Первой мировой войны;        использовать историческую карту как источник    информации    о

«новом империализме», колониях мировых держав в начале ХХ в.; устанавливать, объяснять и иллюстрировать историческими     фактами

причины Первой мировой войны.

Колониальные и континентальные империи. Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка вооружений и милитаризация. Пропаганда

3.

Происхождение и причины Первой Мировой войны.

Знать значение понятий                                                          М        ировая        война, мобилизация, позиционная война, геноцид, военно- государственно-корпоративный капитализм и уметь применять их для раскрытия                сущности изучаемых исторических событий Первой мировой войны.        Использовать историческую карту для изучения основных этапов военных действий Первой мировой        войны; анализировать   информацию исторических источников по истории Первой мировой войны, определять позицию автора и        давать        оценку

описываемым фактам; систематизировать

исторический материал о ходе военных действий, а также о влиянии войны на общество, используя текст учебника        или

документальный фильм. Формулировать выводы об итогах    Первой    мировой

войны.

Региональные конфликты накануне Первой мировой войны.

4

Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Цели войны. Планы сторон. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбиненом и поражение под Танненбергом. Наступление в Галиции. Морское сражение при Гельголанде. Вступление в войну Османской империи. Вступление в войну Болгарии и Италии. Поражение Сербии. Четверной союз (Центральные державы). Верден. Отступление российской армии. Сомма. Война в Месопотамии. Геноцид в Османской империи. Ютландское сражение. Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Революция 1917 г. и выход из войны России. Бои на Западном фронте. Война в Азии. Капитуляция государств Четверного союза. Новые методы ведения войны. Националистическая пропаганда. Борьба на истощение. Участие колоний в европейской войне. Позиционная война. Новые практики политического насилия: массовые вынужденные переселения, геноцид. 

Первая мировая война. 1914—1918 гг.

5.

Повторительно- обобщающий урок.

Систематизация        и обобщение исторического материала. Выполнение

тестовых заданий.

Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны.

Раздел II. Межвоенный период (1918—1939) (16 часов)

6.

Последствия войны: революции и распад империй

Знать значение понятий национализм, экстремизм, фашизм,        Коминтерн, кемализм         и         уметь применять         их         для

раскрытия                сущности изучаемых исторических событий Первой мировой войны; устанавливать           последствия                        Первой мировой войны для европейского общества; систематизировать исторический материал   о  последствиях        Первой  мировой войны,

иллюстрировать                фактами теоретические положения,  отражающие                                 эти последствия;                        составлять хронологическую                таблицу       антиколониальных        и революционных выступлений         в                        Азии, Северной                Африке                 и Турции        после                Первой

мировой войны.

Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской империи: независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Образование Коминтерна. Венгерская советская республика. Образование республики в Турции и кемализм.

7.

Версальско-

Вашингтонская система.

Международные отношения в 1920-е гг.

Знать значение понятий репарации, Версальско- Вашингтонская система, изоляционизм,        эра пацифизма и уметь применять         их         для

раскрытия        сущности изучаемых международных отношений по итогам Первой    мировой    войны.

Использовать

историческую карту для изучения территориальных изменений в мире по итогам Первой мировой войны.        Объяснять

различные        элементы Версальско-

Вашингтонской системы, иллюстрировать        их фактами, понимать и объяснять её противоречия; анализировать

информацию исторических источников, отражающих различные        аспекты Версальско-

Вашингтонской системы, определять позицию автора и        давать        оценку

описываемым          фактам.  Понимать        основные

факторы                        развития    международных отношений        в        1920-е        гг.,

иллюстрировать        их                       примерами.

Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. 14 пунктов В. Вильсона.Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса и Юнга. Локарнские договоры. Формирование новых военно-политических блоков – Малая Антанта, Балканская и Балтийская Антанты. Пацифистское движение. Пакт Бриана-Келлога.

8.

Капиталистический мир в 1920-е годы. США и страны Европы

Знать значение понятий инфляция, индустриальное общество, «просперити» (процветание                по- американски), массовая культура, «мондизм» и уметь применять их для раскрытия        сущности изучаемых экономических и политических процессов, протекавших в странах Запада в 1920-е гг. Объяснять особенности восстановления экономики европейских государств в 1920-е гг. с опорой на логическую                        схему; объяснять причины изменения политической ситуации в странах Запада в        1920-е                                гг.,

характеризовать        эти изменения;

систематизировать  исторический материал об экономическом        и политическом развитии ведущих стран Запада (США, Великобритании, Франции и Германии) в 1920-е гг., сопоставлять

его, определять черты сходства и различия.

Реакция на «красную угрозу». Послевоенная стабилизация. Экономический бум. Процветание. Возникновение массового общества. Либеральные политические режимы. Рост влияния социалистических партий и профсоюзов.. 

9.

Авторитарные режимы в Европе в 1920-е гг. Венгрия.

Польша. Румыния. Испания. Фашистский режим    в Италии.

Понимать        негативные стороны тоталитарного и  авторитарного

политических режимов, причины их формирования,

понимать        значимость        демократических

ценностей,                проявлять нетерпимость к любым видам насилия. Проводить анализ причин и условий формирования фашистских государств в Европе и путей противостояния фашизму; структурировать текст учебника, выделять в нём главное, составлять на его основе схемы расстановки политических сил        в        указанных государствах в 1920-1930-е

гг.

Б. Муссолини и идеи фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима. Кризис Матеотти. Фашистский режим в Италии.

Авторитарные режимы в Европе: Польша и Испания

10.

Мировой экономический

кризис 1929—1933 гг. Великая

депрессия. Пути выхода.

Знать значение понятий экономический кризис, кейнсианство,

политический        режим, демократический,

авторитарный, тоталитарный

политические режимы и уметь применять их для раскрытия        сущности изучаемых экономических и политических процессов, протекавших в странах Запада в период Великой депрессии; устанавливать и объяснять причины и социальные последствия мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.; анализировать

статистические данные о мировом экономическом кризисе, представленные в графической форме, делать выводы о ситуации, сложившейся     в     разных  странах        Запада;   систематизировать

исторический материал об экономических        и

политических моделях выхода из экономического кризиса,    сравнивать    их,

выявлять положительные и отрицательные черты.

Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический кризис. Социально-политические последствия Великой депрессии. Закат либеральной идеологии. 

11.

Страны Запада в 1930-е гг. США:

«Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.

Великобритания: национальное правительство.

Знать значение понятий экономический кризис, кейнсианство,

демократический

политический        режим,

«Новый курс» Ф. Рузвельта, протекционизм и уметь применять их для раскрытия        сущности изучаемых исторических событий                Великой депрессии и путей выхода из неё в США и Великобритании;

анализировать

статистические данные и исторические факты об особенностях

экономического кризиса в США;        анализировать исторический источник — речь Ф. Д. Рузвельта, извлекать из него информацию                        и использовать её для анализа                сложившейся исторической ситуации; систематизировать

исторический материал о путях выхода из кризиса в США и Великобритании, соотносить конкретные экономические        и социальные меры с кейнсианством;   оценивать

политику «Нового курса», формулировать

собственную точку зрения и аргументировать её.

Победа Ф Д. Рузвельта на выборах в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Тоталитарные экономики. Общественно-политическое развитие стран Латинской Америки.

12.

Нарастание

агрессии в мире. Установление нацистской

диктатуры в Германии.

Знать        значение        понятий тоталитарный

политический                                        режим, фашизм,                                национал- социализм                        (нацизм)                и уметь        применять        их        для раскрытия                                        сущности изучаемых        экономических и политических процессов, протекавших в Германии в 1930-е гг.; устанавливать и объяснять                причины                и предпосылки формирования

фашистского                движения        в Германии, его взаимосвязи с        поражением        в        Первой мировой                                войне                        и необходимостью выхода из мирового                        экономического кризиса        1929—1933        гг.; сравнивать                фашизм                и национал-социализм, выявлять                их                взаимосвязь; давать                                                                оценку

происходившим        в Германии в 1930-е гг. событиям с точки зрения гуманистических        и демократических

ценностей.

Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931–1933 гг. НСДАП и А. Гитлер. «Пивной» путч. Приход нацистов к власти. Поджог Рейхстага. «Ночь длинных ножей». Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в Германии. Подготовка Германии к войне

13.

Борьба с фашизмом.

Народный фронт во Франции и

Испании.

Гражданская война в Испании.

Австрия: от демократии к

Авторитарному режиму.

Знать значение понятий экономический кризис, кейнсианство,

демократический,

авторитарный        и тоталитарный

политические режимы, фашизм, Народный фронт, дирижизм,   австрофашизм,

аншлюс и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых        экономических и политических процессов, протекавших во Франции, Испании и Австрии в 1930- е        гг.;                        устанавливать                и объяснять                        причины                и предпосылки формирования фашистских государств        в        Испании                и Австрии; анализировать и извлекать информацию из исторических                источников, делать на её основе выводы о создании и направлениях деятельности                        Народного фронта во Франции; давать оценку                экономическим                и политическим                реформам, происходившим                                во Франции,                        Испании                и Австрии                        в                1930-е        гг.                        с точки        зрения                различных путей                                                                        развития

капитализма.

Борьба с фашизмом в Австрии и Франции. VII Конгресс Коминтерна. Политика «Народного фронта». Революция в Испании. Победа «Народного фронта» в Испании. Франкистский мятеж и фашистское вмешательство. Социальные преобразования в Испании. Политика «невмешательства». Советская помощь Испании. Оборона Мадрида. Сражения при Гвадалахаре и на Эбро. Поражение Испанской республики.

14.

Международные отношения в 1930-е гг. Политика

«умиротворения» агрессора.

Знать значение понятий экспансия, Мюнхенский сговор,        политика

«умиротворения», идея коллективной безопасности и уметь применять их для раскрытия                сущности изучаемых международных отношений в 1930-е гг.; объяснять                        причины распада        Версальско- Вашингтонской системы;

систематизировать

исторический        материал        о международных отношениях в 1930-е гг., понимать        сущность  происходивших                событий,

подталкивающих        мир        к ново        войне;

анализировать

информацию источников, делать на их основе выводы        о

несостоятельности Лиги Наций и международного сообщества в попытках предотвращения Второй мировой    войны;    давать

оценку «Мюнхенскому сговору».

Создание оси Берлин–Рим–Токио. Оккупация Рейнской зоны. Аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Присоединение Судетской области к Германии. Ликвидация независимости Чехословакии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская война и советско-японские конфликты. Британско-франко-советские переговоры в Москве. Советско-германский договор о ненападении и его последствия. Раздел Восточной Европы на сферы влияния Германии и СССР.

15.

Латинская Америка в первой половине XX в.

Структурировать текст учебника, составлять на его основе логическую схему, отражающую тенденции развития стран Латинской

Америки.

Общественно-политическое развитие стран Латинской Америки.

16.

Восток в первой половине ХХ в.

Знать значение понятий модернизация, гандизм, реставрация                        Мэйдзи, синтоизм, латифундисты и уметь применять их для раскрытия                сущности изучаемых исторических процессов в странах Востока в первой половине ХХ в. Анализировать признаки модернизации в странах Востока в первой половине        ХХ                в., устанавливать взаимосвязи между общественными (народные восстания и революции в Китае, кампании

ненасильственного

сопротивления в Индии и т. п.) и политическими (установление                нового политического строя в Китае,        получение

независимости Индии) событиями;     сопоставлять

Китай после Синьхайской революции. Революция в Китае и Северный поход. Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. «Великий поход» Красной армии Китая

процессы модернизации в странах        Юго-Восточной

Азии,        определять        черты сходства и различия.

17.

Индия в первой половине ХХ в.

Структурировать текст учебника, осуществлять расширенный        поиск

информации        с

использованием ресурсов  библиотек и Интернета.

Становление демократических институтов и политической системы колониальной Индии. Поиски «индийской национальной идеи». Национально-освободительное движение в Индии в 1919–1939 гг. Индийский национальный конгресс и М. Ганди

18.

Культура и искусство первой половины ХХ века

Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм, абстракционизм, реализм. Психоанализ. Потерянное поколение. Ведущие деятели культуры первой трети ХХ в. Тоталитаризм и культура. Массовая культура. Олимпийское движение.

19

Повторительно- обобщающий урок.

Систематизация        и обобщение исторического материала. Выполнение

тестовых заданий.

Повторение изученного материала

Раздел III. Вторая мировая война (7 часов)

2  0

Начало Второй мировой войны. 1939—1941 гг.

Определение особенностей начального этапа войны. Работа с исторической картой:        определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных          группировок.  Объяснение        причин быстрого        захвата гитлеровского войсками стран Западной Европы. Анализ        основных положений Тройственного пакта. Оценка действий Советского Союза в 1939- начале 1941 гг.

Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон. Блицкриг. «Странная война», «линия Мажино». Разгром Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советско-финляндская война и ее международные последствия. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан. Битва за Британию. Рост советско-германских противоречий.

21

Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане

Определение        причин поражения Красной Армии в         начале         Великой

Отечественной войны. Составление развёрнутого плана        характеристики мобилизации страны на отражение фашистской агрессии. Работа с исторической        картой:

определение        районов

основных        военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных          группировок.

Представление

информации о битве под Москвой в наглядно- символической                        форме (опорный        конспект, картосхема).                Оценка исторического значения

победы советских войск     под  Москвой.

Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины. Пёрл-Харбор. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников. Ленд-лиз. Идеологическое и политическое обоснование агрессивной политики нацистской Германии. Планы Германии в отношении СССР. План «Ост». Планы союзников Германии и позиция нейтральных государств.

22

Вторая мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом в войне

Работа с исторической картой:        определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок в 1942-1943 гг. Объяснение причин победы советских войск под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге. Оценка         исторического

значения Сталинградской и Курской битв.

Знать значение понятий антигитлеровская

коалиция, «новый мировой порядок»,        движение Сопротивления и уметь применять их для

раскрытия                сущности изучаемых исторических событий Второй мировой войны.        Использовать историческую карту для изучения основных этапов военных действий Второй мировой                        войны; анализировать

информацию исторических источников по истории Второй мировой войны, определять позицию автора и        давать        оценку

описываемым фактам; давать аргументированную оценку статистическим данным по итогам Второй мировой войны с точки зрения гуманизма и человечности.

Формулировать

собственное        мнение относительно роли СССР в победе над фашизмом,

аргументировать его.

Сталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне. Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. «Большая тройка». Каирская декларация. Роспуск Коминтерна.

23

Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам

движение Сопротивления и уметь применять их для

раскрытия                сущности изучаемых исторических событий Второй мировой войны.        Использовать историческую карту для изучения основных этапов военных действий Второй мировой                        войны; анализировать

информацию исторических источников по истории Второй мировой войны, определять позицию автора и        давать        оценку

описываемым фактам; давать аргументированную оценку статистическим данным по итогам Второй мировой войны с точки зрения гуманизма и человечности.

Формулировать

собственное        мнение относительно роли СССР в победе над фашизмом,

аргументировать его.

Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. «Новый порядок». Нацистская политика геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных и гражданских лиц. Жизнь на оккупированных территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Партизанская война в Югославии. Жизнь в США и Японии. Положение в нейтральных государствах.

24

Разгром Германии, Японии и их союзников

Использовать историческую карту для изучения основных этапов военных действий Второй мировой                        войны; анализировать

информацию исторических источников по истории Второй мировой войны, определять позицию автора и        давать        оценку

описываемым фактам; давать аргументированную оценку статистическим данным по итогам Второй мировой войны с точки зрения гуманизма и человечности.

Формулировать

собственное        мнение относительно роли СССР в победе над фашизмом,

аргументировать его.

Открытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону антигитлеровской коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии. Восстания в Париже, Варшаве, Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в Германии 20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. Висло-Одерская операция. Ялтинская конференция. Роль СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении Европы. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина. Капитуляция Германии. Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии.

25.

Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование.

Работа с исторической картой:        определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок на заключительном этапе Великой Отечественной войны.        Составление хронологии       важнейших

военных   и   политических событий конца 1944-весны 1945 гг. Характеристика отношений СССР с союзниками. Обсуждение вопросов о причинах и цене победы СССР в Великой Отечественной войне. Характеристика итогов Второй мировой войны. Анализ принципов, положенных в основу деятельности        ООН. Подготовка сообщений о выдающихся

военачальниках и героях Второй мировой войны.

Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги войны.

26.

Повторительно - обобщающий урок.

Систематизация        и обобщение исторического материала. Выполнение

тестовых заданий.

Повторение изученного материала

Раздел IV. Повторение и обобщение (2 часа)

27.

Повторение и обобщение изученного

материала.

Систематизация        и обобщение исторического      материала.

Повторение изученного материала

28.

Контрольная работа «История.

Всеобщая история.

Новейшая история» в 10 классе.

Выполнение        тестовых                      заданий.

-

Раздел V. Россия в годы «великих потрясений» (11 часов)

29.

Мир и Россия в 1914 г.

Характеристика положения буржуазии и рабочего класса в России в начале XX        века. Анализ экономической политики правительства Николая II в первое десятилетие XX века.                Выявление противоречий и проблем аграрного                сектора российской        экономики.

Оценка        итогов экономического    развития страны к 1914 году.

Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования.

30.

Российская

империя в Первой мировой войне.

Характеризовать                место  России        всистеме международных отношений, а также   военные планы России, ее союзников и противников. Знать основные                военные события                на Восточном фронте                1914-1916        гг., уметь охарактеризовать       взаимодействие   с союзниками        по        Антанте.  Определять         ключевые  взаимодействия                        власти, экономики                        общества в  условиях войны, характеризовать  нарастание        кризисных  явлений во сферах жизни общества к 1917 году.

Боевые действия на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом.

31

Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны.

Определять         ключевые  взаимодействия власти, экономики                        общества в  условиях войны, характеризовать  нарастание        кризисных  явлений во сферах жизни общества к 1917 году.

Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве. Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.

32.

Великая российская революция:

Февраль 1917 г.

Определение                        причин Великой                российской революции, характеристика революционных событий февраля 1917 года. Сравнительный анализ кризисов        Временного правительства.

Характеристика позиции большевиков        по отношению к революции и Временному

правительству, а также их деятельности весной-летом 1917 года. Объяснение причин        выступления Корнилова и оценка его

последствий.

§3 Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория.

33.

Великая российская революция:

Октябрь 1917 г.

Определение характера и оценка событий октября 1917 года, раскрытие причин прихода к власти

большевиков.

Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». православная церковь. Всероссийский Поместный собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель.

34.

Первые революционные

преобразования большевиков.

Анализ        первых преобразований

большевиков. Объяснение причин и оценка значения роспуска Учредительного собрания.        Анализ

основных                положений Конституции РСФСР 1918 года.        Характеристика проблемы выхода России из Первой мировой войны. Определение предпосылок  Гражданской войны.

Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности.

«Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства и школы от церкви.

35.

Экономическая политика советской власти. Военный

коммунизм.

Политика «военного коммунизма». Продразверстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное распределение товаров и услуг.

36.

Гражданская война.

Определение        спектра противоборствующих сил в Гражданской                войне. Составление развёрнутого плана        характеристики

этапов        Гражданской войны.        Работа        с  исторической картой:  определение        районов дислокации армий Белого движения и Красной Армии,                масштабов распространения советской власти, линий фронтов в 1918-1920 гг. Анализ и оценка политики военного коммунизма. Определение роли        крестьянского движения во время Гражданской        войны.

Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 г.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые» реквизиции.

37

Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи.

Формулирование вывода об историческом значении   Гражданской войны.

Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов – ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму.

38.

Революция и Гражданская война на национальных окраинах.

Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921–1922 гг.

39.

Идеология и

культура периода Гражданской войны.

Характеристика вопроса о влиянии революционных событий, Гражданской войны и установления советской власти на духовную культуру России. Оценка        политики

большевиков    в    области культуры в 1917-1922 гг, выявление        основных

тенденций        развития культуры этого периода.

 «Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «черный рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию населения.

Наш край в годы революции и Гражданской войны.

Раздел VI. Советский Союз в 1920—1930-е гг. (14 часов)

40.

Экономический и политический

кризис начала 1920-х гг. Переход

к нэпу.

Характеристика

экономического                и политического положения страны после Гражданской войны и интервенции. Объяснение причин отказа от политики военного коммунизма. Составление тезисного        плана

характеристики        новой экономической политики. Оценка итогов нэпа. Выявление противоречий нэпа. Объяснение причин и особенностей

политических репрессий в

годы нэпа. Определение причин свёртывания нэпа.

§9 Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп).

41

Экономика нэпа.

§10 Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. – Герой Социалистического Труда). 

42.

Образование СССР. Национальная политика в 1920-е

гг.

Определение предпосылок создания СССР. Анализ и оценка проектов создания нового государства В.И. Ленина и И.В. Сталина. Анализ        положений Конституции СССР 1924 года. Составление схемы государственного

управления        СССР. Формулирование вывода об историческом значении образования        СССР.

Характеристика

национальной        политики

советского правительства в 1920-е гг.

§11 Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административно-территориальные реформы 1920-х гг.

43.

Политическое развитие в 1920-е гг.

Характеристика

политического развития в 1920-е гг. Анализ ситуации в партии и возрастания роли партийного аппарата. Оценка роли И. В. Сталина в создании номенклатуры, а также ликвидации оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг.

Характеристика

социальной        политики большевиков.

§12Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг

44.

Международное положение и

внешняя политика СССР в 1920-е гг.

Характеристика международного

положения        советского

государства                после окончания Гражданской войны, формулирование внешнеполитических задач советского государства. Характеристика отношений СССР со странами Западной Европы и США и Востока в указанный период. Знать и объяснять термины        «полоса

признания        СССР», Коминтерн.

§13 Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций.

45.

Культурное пространство советского

общества в 1920-е гг.

Характеристика

особенностей культурной и научной жизни советского общества в 1920-е гг. Раскрытие                сущности культурной революции. Характеристика системы воспитания                        «нового человека», определение роли        официальной идеологии и пропаганды в

воспитании молодёжи.

§14 Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских конфессий. 

 Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Советский авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия, Институты красной профессуры. Создание «нового человека». Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной профессии и научно-инженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения. 

46.

«Великий перелом».

Индустриализация.

Определение                задач модернизации        советской

экономики. Оценка средств

§15«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой, Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство Московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности.

47.

Коллективизация сельского

хозяйства.

и методов осуществления коллективизации        и индустриализации.

Представление достижений и издержек модернизации в СССР в наглядно- символической        форме

(таблица,        схема). Характеристика        итогов коллективизации                        и индустриализации, умение выявлять противоречивость

исторических        явлений, процессов.

§16 Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя.

Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в СССР в 1932–1933 гг. как следствие коллективизации.

48.

Политическая

система СССР в 1930-е гг.

Характеристика                                                роли партии                в                политической системе                                                                        советского государства (формирование партийного государства). Определение причин        возвышения                И.В. Сталина                                и                оценка                        его методов                        внутрипартийной борьбы.                                                                                        Анализ предпосылок, характера и целей репрессий 1930-х гг. Оценка                                                                                                итогов репрессивной                                                политики 1930-х гг. Характеристика основных                                                        положений Конституции                        1936                        года. Оценка                        роли                                массовых общественных организаций

советского государства.

§17 Утверждение «культа личности» Сталина. Малые «культы» представителей советской элиты и региональных руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса истории ВКП(б)» и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг. «Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г.

49.

Советская

национальная политика в 1930-е

гг.

Характеристика

национальной        политики советского правительства в

1930-е гг.

50.

Социальная политика

государства: цели, направления,

результаты.

Определять        основные направления социальной политики в 1930-е гг. Раскрывать      особенности

процессов    в    социальной фере.        Давать

характеристику изменений, происходивших в СССР в 1930-е гг. Формулировать задачи государства в историческом контексте. Раскрывать причинно- следственные связи между развитием экономики и изменениями в социальной сфере.        Сравнивать положение социальной группы в различные периоды                истории.

Выявлять        и

систематизировать информацию        по

определённой                теме. Определять        значение понятий и терминов. Раскрывать        причины исторических событий, явлений.

Систематизировать

исторический материал для характеристики

исторического явления, процесса.        Выявлять противоречивый характер исторических явлений, процессов.

Характеризовать        роль государства                в

происходивших

социальных        процессах.  Выявлять

противоречивость        этих процессов.

§18 Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации.

51

Культурное пространство советского

общества в 1930-е гг. Культура

русского зарубежья

Определение        общих тенденций и характерных черт культурного развития советского общества в 1930-е       гг.       Раскрытие

сущности        метода социалистического реализма        в        искусстве. Характеристика                развития советской науки в 1930-е

гг.

Культурная революция. От обязательного начального образования – к массовой средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов. Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к «традиционным ценностям» в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников.

52.

СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг.

Характеристика

взаимоотношений СССР с мировым сообществом государств. Оценка роли СССР в борьбе за создание системы коллективной безопасности в условиях

усиления угрозы мировой войны.

§21 Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг.

Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР.

.

53.

Повторительно- обобщающий урок.

Систематизация         и   обобщение исторического   материала.        Выполнение тестовых заданий.

Повторение изученного материала

Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. (13 часов)

54.

СССР накануне Великой

Отечественной войны.

Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Изучив материалы об экономическом развитии страны,        обобщать содержащиеся в них сведения. Устанавливать причинно-следственные

связи и зависимости между историческими объектами. Характеризовать на основе карты        национально- государственное

устройство        страны. Использовать карту для   объяснения  геополитического  положения страны. Анализировать ситуацию под заданным углом зрения   и формулировать выводы.

§22 СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных тенденций в экономике. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией.

Наш край в 1920–1930-е гг

55.

Начало Великой Отечественной войны. Первый

период войны (22 июня 1941 г. — ноябрь 1942 г.)

Определение        причин поражения Красной Армии в         начале         Великой

Отечественной         войны. Составление развёрнутого плана        характеристики мобилизации страны на отражение фашистской агрессии. Работа с исторической        картой:

определение        районов

основных        военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных          группировок.

Представление

информации о битве под Москвой в наглядно- символической                        форме (опорный        конспект, картосхема).                Оценка исторического значения

победы советских войск под Москвой.

§23 Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий.

Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны».

Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой.

56.

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного

перелома.

Актуализировать знания по всеобщей истории. Давать оценочные суждения о действиях исторических личностей. На основе  карты давать

характеристику главных   направлений        военной операции и проектировать её        последствия. Определять последствия исторических событий, явлений.                Раскрывать  сущность явлений, процессов. Использовать карту как исторический источник.        Определять  сущность        понятия,

термина.        Определять  причины исторических событий, явлений.

§24 Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте.

57.

Человек и война:

единство фронта и тыла.

Составление        развернутой  характеристики

оккупационного режима на территории СССР и жизни в        советском        тылу.

Характеристика  партизанского движения в

СССР        и        движения Сопротивления в Европе.

§25 Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения. Человек и война: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве.. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских училищ.

58.

Культурное пространство в годы войны.

Образование, здравоохранение и наука в годы войны.

Раскрывать взаимосвязь  между        различными сторонами                жизни

общества.        Оценивать взаимоотношения между государством и церковью в историческом контексте. Оценивать позиции разных социальных                групп.

Приводить                примеры, разъясняющие                смысл лозунга.        Использовать фактический материал для конкретизации обобщающей

характеристики. Использовать художественные

произведения        для составления

типологической

§26 Культурное пространство войны. Песня «Священная война» – призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны. Начало советского «Атомного проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Взаимоотношения государства и церкви. Поместный собор 1945 г Избрание на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Самоотверженный труд ученых

59.

Второй период Великой

Отечественной войны. Коренной перелом.(ноябрь 1942-1943)

Работа с исторической картой:        определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок в 1942-1943 гг. Объяснение причин победы советских войск под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге. Оценка исторического значения Сталинградской и Курской битв.

§28 Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.). Сталинградская битва. Германское наступление весной–летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом–осенью 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда.

60.

Советская

дипломатия в годы Великой

Отечественной     войны.

Структурировать        текст

учебника,        осуществлять  расширенный поиск   информации        с   использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Культурные и научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный полк «Нормандия-Неман», а также польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии.

61.

Народы СССР в борьбе с

фашизмом.

Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Депортация «репрессированных народов».

62.

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне.

Работа с исторической картой:        определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок на заключительном этапе Великой Отечественной войны.        Составление хронологии важнейших военных и политических событий конца 1944-весны

1945 гг.

Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944–1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах.

63.

Окончание Второй мировой войны.

Итоги и уроки

Великой Победы.

Раскрывать роль Красной Армии во Второй мировой войне. Систематизировать информацию на основе карты. Использовать карту как исторический источник. Описывать с опорой на карту ход и итоги военных действий. Определять причины исторических событий, явлений. Давать оценку военным        операциям, обосновывать        своё  суждение.

§31 Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы.

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

64.

Советская разведка  и контрразведка в годы Великой

Отечественной войны.

Структурировать текст учебника, осуществлять расширенный        поиск   Информации  с   использованием ресурсов  библиотек и Интернета.

Материал для

самостоятельного изучения

65.

Фальсификация истории Великой Отечественной

войны.

Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантов в 1943–1946 гг. училищ.

66

Наш край в ХХ веке

Систематизация        и обобщение        исторического материала.                Выполнение

тестовых заданий.

Раздел VIII. Повторение и обобщение (2 часа)

67.

Повторение и обобщение изученного

материала.

Систематизация        и обобщение исторического материала.

Повторение      изученного материала

68.

Контрольная работа «История.

История России» в

10 классе.

Выполнение        тестовых   заданий.

Повторение   изученного     материала

Электронные ресурсы:

Российская электронная  школа https://resh.edu.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...