Гражданско-патриотическое воспитание
статья по истории (10 класс)
Статья содерджит обобщенный опыт внедления гражданско-патриотического воспитания через проект "Наследники Победы", проводимый ГБОУ гимназией №70 Петроградского раойна на проятжении 5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nasledniki_pobedy.docx | 80.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско-патриотическое воспитание через проект «Наследники Победы»
В прошлом году наша страна и весь мир отметили75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне над нацистской Германией. Сохранение исторической памяти о тех трагических днях – это нравственный стержень, объединяющий разные поколения и слои нашего общества.
Задача учителей гуманитарного цикла состоит в том, чтобы не просто изучить тему Великой Отечественной войны и духовного подвига народа на школьных уроках и экскурсиях в школьный музей, но и заинтересовать современную молодежь, чтобы им захотелось заняться углубленным изучением данного вопроса, а также показать универсальный характер (по содержанию, во времени и пространстве) духовно-нравственных ценностей и их непреходящее значение для будущего поколения.
Проект «Наследники Победы» существует в стенах гимназии 70 уже 4 год. На протяжении этого времени все больше старшеклассников ( а именно 11 школ района, а также 3 других района- Невский, Выборгский, Калининский) присоединяются к игре и показывают непревзойденные знания в вопросах истории Великой Отечественной войны.
Слайд 2. Цель – создание условий для формирования интереса у школьников к познавательной, творческой, исследовательской деятельности по теме Великой Отечественной войны; а также оказание поддержки молодежи в социальном и профессиональном самоопределении и патриотическом воспитании.
Слайд 3. Задачи проекта перед вами на слайде: выявление талантливой молодежи и создание условий для ее дальнейшего интеллектуального и творческого развития;
- стимулирование у обучающихся образовательных учреждений интереса к научно-исследовательской деятельности, развитие интереса к отечественной истории и литературе;
- формирование научной среды, обеспечивающей развитие интеллектуального потенциала школьников;
- формирование сообщества учащихся, педагогов, специалистов различных областей знаний через создание единого образовательного пространства;
- воспитание гражданина и патриота России.
(Основными задачами стали:
- развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными;
- воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
- воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны;
- содействие формированию у учащихся позитивных жизненных ориентиров и ценностей;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.)
Слайд 4. Патриотический проект «Наследники Победы» включает в себя следующий комплекс мероприятий:
-ежегодную школьную конференцию исследовательских работ «Наследники Победы» (впервые проведена в мае 2016: научно-практическая конференция «Наследники Победы» под названием «Война и мир: культура как способ объединений людей перед угрозой большого конфликта в XXI веке».),
-музейную работу в гимназии №70,
-гуманитарную игру-олимпиаду «Наследники Победы»
-уроки Мужества для начальной школы и уроки ОДНКНР – в рамках памятных дат русской истории.
Привлечение детей к исследовательской деятельности, к историческому прошлому нашего народа начинается в начальной школе на «уроках Мужества». Гимназисты старшей школы (7-10 классов) проводят мероприятия для младших школьников в виде игр, бесед, экскурсий по школьному музею, приуроченных к памятным датам нашей истории, часть из которых являются темами проекта «Наследники Победы»
В гимназии каждая памятная дата отмечается с привлечением фондов школьного музея, обладающего огромной подлинной коллекцией экспонатов и посвященного Боевому пути 3-ей Гвардейской дивизии народного ополчения Петроградского района - 44-й Чудовской Краснознаменной стрелковой дивизии.
26 января 2021 года в Актовом зале Дома Детского творчества Петроградской района состоялось награждение музейщиков нашей гимназии медалью "75 ЛЕТ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ".
В 2017 году проект «Наследники Победы» получил системное воплощение в формате районной гуманитарной игры-олимпиады «Наследники Победы». Игра ориентирована на старшеклассников, интересующихся историей Великой Отечественной войны с привлечением фондов школьного музея
Слайд 5 Программа названа «Наследники Победы», так как в воспитательных тенденциях делается упор на то, что современное поколение – это наследники победителей 1945 года, и от них, современных школьников, зависит, какое будущие и с какими национальными ценностями они построят.
Если говорить о способах реализации проекта, то сначала проходила апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных способностей.
???? Тут можно говорить как о формировании способностей, то это процесс происходит с помощью Hard skills – ведь погружение школьников в события ВОВ способствуют изучению и закреплению большего фактологического материала по этому периоду истории, а также используется метод Hard через soft skills – происходит формирование особых интеллектуальных способов деятельности, направленных на понимание и осмысление событий Второй Мировой войны, умение самостоятельно рассматривать и анализировать изучаемые события, работать с разными источниками информации (документы, аудио и видео фрагменты, художественная литература), осуществлять поисковую деятельность и проводить учебное исследование. Специфика мероприятий гражданско-патриотического воспитания в гимназии во многом направлена на формирование индивидуальных точек зрения учащихся и умение аргументированно их защищать.
Слайд 6. Если говорить о связующем звене всего комплекса мероприятий – это гуманитарная игра-олимпиада «Наследники Победы», состоящая из одного заочного и трех очных туров (четверть финал, полуфинал, финал). Игра рассчитана по срокам учебного года с сентября по апрель. Аудитория – старшеклассники, увлекающиеся историей Великой Отечественной войны: исторические события, сражения, полководцы, подвиги, награды, литература и культура военных лет.
За образец проведения была взята популярная телевизионная игра «Умники и умницы». Участники были разделены на агонистов (выступающих на дорожках) и теоретиков (имеющих право отвечать на вопросы ведущего из зала). Отборочный тур был организован в виде исторического эссе. Формат игры с цветными дорожками, вопросами разной сложности, наградами за правильные ответы («Синяя птица» и «Якорь надежды», соответствующие статусу Санкт-Петербурга как морской и культурной столицы) был выбран как мотивирующий и зрелищный.
Слайд 7. К каждому очному этапу заведующий музеем Куликов Иван Владимирович вместе с юными экскурсоводами 6-9 классов готовит новую экспозицию с новыми историческими фактами, портретами участников, изобразительным и картографическим материалом по относящемуся к теме игры периоду. Например, за прошлый год была организована интересная выставка к теме «Ордена и медали времен войны» (декабрь 2019 года), перед участниками были выставлены витрины, в которые организаторы поместили подлинные награды – Медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы» и другие ценные предметы.
В игре «НП» четко прослеживается такое явление как диалог поколений. Мы поднимает вопросы «разности» ценностей в таких проблемных заданиях как написание эссе. За 4 года эссе было написано на такие темы как «Проблема нравственного выбора на войне», «Партизанское движение в годы войны», «Почему интерес к событиям Отечественной войны не иссякает и сегодня?» и тема этого года «Сохранение исторического наследия Второй Мировой войны в странах бывшего социалистического лагеря и Восточной Европы».
К тому же перед каждым очным этапом агонисты на дорожках готовили устное выступление на конкурс Красноречия. Среди тем были: «Медаль за оборону Ленинграда – не просто память о войне», « Блокадный Ленинград: битва за культуру», «Их подвиг помнит вся Европа: Подвиг советского солдата в Европе на завершающем этапе войны», «Эвакуация в период оккупации Крыма: правда и мифы". Помимо интересных малоизвестных фактов этом конкурсе ребята демонстрируют свою гражданскую позиции по дискуссионным вопросам ВОВ, а также уделяют внимание как раз духовным качествам национальных героев, оправдывая и принимая их подвиги. Таким образом, несмотря на разность поколений – потенциал, скрытый в участвующих в игре школьниках, показывает схожесть жизненных позиций.
Слайд 8.Ресурсы, необходимые для реализации проекта «Наследники Победы», включают в себя следующие составляющие:
- материально-технические ресурсы: Материалы школьного музея: подлинные экспонаты, ордена и медали Великой Отечественной войны, изобразительные источники (фото, картины, планы), библиотечный фонд музея, которые представляют большой интерес для детей во время экскурсий.
наличие компьютеров, проекторов, электронных досок в каждом учебном кабинете; мультимедийное оборудование (звуковая система: моторизованный экран, мультимедийный проектор, профессиональна акустическая система, система видеоконференц связи, система электронного голосования; электронное пианино), необходимое для визуально-звукового сопровождения игры в Актовом зале гимназии № 70
Специально для проекта в стенах гимназии были созданы награды для участников, за правильный ответ – желтый якорь, за дополнение или неполный ответ – Синяя птица. Две птицы по номиналу приравнивались одному якорю.
Они изготавливались на уроках технологии на 3D-принтере, для печати используется специальный материал - пластик для 3D печати), лаборатория робототехники.
В гимназии №70 оборудован печатно-издательский центр, где изготавливаются плакаты, брошюры, программки, грамоты для гуманитарной игры-олимпиады «Наследники Победы», научно-практической конференции «Наследники Победы», выпускается школьная газета «Квартал семидесятой», где освещаются интересные события школьной жизни.
Слайд 9.- кадровые ресурсы: для разработки и реализации проекта в гимназии № 70 создана методическая комиссия, в которую входят учителя гуманитарного цикла высшей квалификационной категории, владеющие информационно-коммуникационной компетентностью (100% прошли учителей прошли курсы повышения квалификации в области ИКТ);
Грамоты для победителей районной гуманитарной игры-олимпиады «Наследники Победы», участников и педагогов, печатаются при поддержке депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ю.А.Мартемьяновой и подписываются Председателем Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.С.Макаровым, При их содействии организуются и профориентационные экскурсии в Мариинский дворец, Музей Космонавтики в Военно-Космической Академии имени А.Ф.Можайского, на судостроительный завод «Алмаз».
Слайд 10. Система социального партнерства и сетевого взаимодействия гимназии способствует созданию открытой системы патриотического воспитания, а также помогает молодежи в социальном и профессиональном самоопределении. Социальными партнерами являются такие организации, как:
- Законодательное Собрание Санкт-Петербурга - оказывает помощь в организации процесса награждения (грамоты, место мероприятия) и установлении контактов и сотрудничества с почетными гостями гимназии.
- Совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Петроградского района (Виктор Иванович Щербаков) организуются ежегодные патриотические поездки по местам боевой славы России, в которые приглашаются победители игры-олимпиады «Наследники Победы» (2018, 2019, 2020) Члены Совета ветеранов Петроградского района также приглашаются на тематические встречи, «уроки Мужества», классные часы, патриотические мероприятия.
- Санкт-Петербургский государственный университет, который представляет бессменный председатель жюри гуманитарной игры-олимпиады «Наследники Победы» Р.А.Соколов – доктор исторических наук, профессор Института Истории. При его кураторстве достигнут высокий исторический уровень игры.
Слайд 11. Предполагаемые конечные результаты, перспективы развития проекта
Подводя итоги, отметим следующие показатели эффективности реализации проекта «Наследники Победы» в ГБОУ гимназии № 70:
- Увеличилось количество обучающихся с 4 по 11 классы, вовлеченных в научно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе в рамках школьного музея
- Повысились результаты учебной деятельности обучающихся, вовлеченных в систему патриотического воспитания
- Возрос интерес в научно-исследовательской деятельности к отечественной истории, литературе и культуре среди подростков.
- Образовалось научное сообщество учащихся, педагогов, специалистов различных областей знаний через создание единого интеллектуального образовательного пространства по теме Великой Отечественной войны.
- Расширилась география участников проекта «Наследники Победы», в 2019-2020 году, к игре присоединились Выборгский, Калининский и Невский районы.
Таким образом, реализуемый в гимназии №70 проект «Наследники Победы» формирует у выпускников активную гражданскую позицию на основе освоения разных видов поисковой, исследовательской, научной деятельности и осознанного выбора высших нравственных ценностей, влияющих на общий духовный облик человека.
Опыт реализации проекта «Наследники Победы» активно востребован другими образовательными учреждениями: в проект вовлечены уже учащиеся и педагоги 11 школ района, 4 школы других районов Санкт-Петербурга, чему способствовала поддержка в распространении нашей патриотической идеи Отделом образования Петроградского района.
Перспектива развития проекта – создание вместе с детьми книги, которая будет включать в себя научно-исследовательские работы обучающихся, методические материалы для проведения игры-олимпиады, подробное описание технологии, положенной в основу проекта «Наследники Победы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности урока в воспитании гражданственности в системе гражданско-патриотического воспитания.
Гражданственность – нравственно-политическое качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; проявлени...
Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)
Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...
Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»
Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...
Воспитание гражданско-патриотической позиции юношей 12-17 лет в военно-патриотическом отряде «Русь»
АктуальностьВопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества. Актуально...
ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)
В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...