Искусство Древнего Египта
план-конспект урока по истории (5 класс)

 Ефременкова Наталья Петровна

Конспект урока в 5 классе по истории Древнего мира.Комбинированный урок, с преобладанием элемента урока «открытия новых знаний».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_drevnego_egipta.docx79.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по истории Древнего мира

Учитель: Ефременкова Наталья Петровна, учитель истории и обществознания МБОУ Мушковичской ОШ (Ярцевский район Смоленская область)

Класс: 5

Тема: Искусство Древнего Египта

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема

Искусство Древнего Египта

Цель

Сформировать у обучающихся представление об искусстве Древнего Египта на основе самостоятельной работы с текстом параграфа и иллюстрациями учебника.

Задачи

Образовательная – познакомить обучающихся с достижениями искусства Древнего Египта.

Развивающая – развивать умение работать с различными источниками информации: текстом, иллюстрациями; умение делать выводы на основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения. Развивать навык составления сложного плана. Развивать познавательные интересы обучающихся, умения работать в группе.

Воспитательная – содействовать развитию самостоятельности и уверенности в своих силах, прививать любовь к искусству и уважение к культуре разных стран, пониманию необходимости сохранения ценностей и традиций культуры Древнего Египта.

Формы работы

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Методы

Проблемное обучение, частично-поисковый, наглядный

Приемы

«Мозговой штурм», беседа, самостоятельная работа с учебником, организация учебного общения, само- и взаимоконтроль

УУД

Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемым результатом; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; строить логическое рассуждение, умозаключение.

Планируемые результаты

Предметные:

Научатся определять понятия: пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет.

Получат возможность научиться описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника.

Метапредметные УУД: 

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; понимают позицию партнера, согласовывают с ним свои действия.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий.

Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; проявляют интерес к новому учебному материалу; характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом

Основные понятия

Искусство, египетские пирамиды, сфинкс, чудеса света, обелиск, «иглы фараонов», колонна, Тутанхамон, Хеопс, Геродот

Межпредметные связи

ИЗО, музыка, обществознание

Ресурсы:

основные

дополнительные

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. 12-е изд. -М. : Просвещение, 2021.

Интернет – ресурсы: видеоролики https://youtu.be/KPO2lRI3rWA , https://www.youtube.com/watch?v=XHvI9zZwrM0

                                 

Оборудование

Компьютер, проектор, экран

Раздаточный материал: карточки с заданиями, смайлики

Вид урока

Комбинированный урок, с преобладанием элемента урока «открытия новых знаний».

Технологии

Технология проблемного обучения

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Мотивация учебной деятельности. Организационный момент

(2 мин.)

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятную психоэмоцио-нальную атмосферу урока.

Быстрое включение в урок.

Личностные: осуществляют самооценку готовности к уроку

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Проверка домашнего задания

(8 минут)

Выполняют индивидуальную работу на карточках (2 варианта), проверяют работу соседа по парте. Участвуют в беседе, высказывают собственное мнение.

Следит за выполнением работы учащихся.

Направляет учащихся на выявление неточностей.

Корректирует ошибочные и неточные представлениях о понятиях

(Диалог, беседа с обучающимися)

Выявление типичных ошибок и пробелов)

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Карточка 1.

  1. Объясни термины:

Храм-это…

Мумия-это…

  1. Что олицетворяли или ему покровительствовали эти боги:

Амон-Ра-

Бастет-

Исида-

Карточка 2.

  1. Объясни термины:

Жрецы-это…

Саркофаг-это…

  1. Что олицетворяли или ему покровительствовали эти боги:

Сет-

Нут-

Анубис-

В? Каких богов, по вашему мнению, египтяне боялись, а каких любили? Почему?

-освоение знаний по теме «Религия древних египтян»

-умение характеризовать важные факты истории Древнего Египта

Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в способ действия с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, другими обучающимися.

Коммуникативные:

Полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные: 

Воспроизводят по памяти знания по религии Древнего Египта; обнаруживают сходные и противоположные факты.

Личностные: 

Устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

  1. Изучение нового материала.  Целеполагание и мотивация учебной деятельности.

(5 минут)

Воспроизводят знания, умения, жизненный опыт, необходимый для усвоения нового материала

Определяют цели, задачи, планируют ход урока. Определяют методы работы.

Показывает видеоролик о культурных достижениях древних египтян

https://youtu.be/KPO2lRI3rWA 

 Организует

формулирование темы урока, постановку целей

обучающимися.

 

После ответов обучающихся записывает на доске тему: «Искусство Древнего Египта»

При необходимости корректирует цель и задачи урока, методы работы.

В? Посмотрите видеоролик и сформулируйте тему урока.

Сформулируйте вопросы по нашей теме, на которые вы хотели бы получить ответ.

Как вы смогли бы найти ответы на эти вопросы?

- умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; оформляют свои мысли в устной (предложение или небольшой текст).

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель и задачи.

Регулятивные:  формулируют тему урока, определяют цели, задачи; определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

  1. Изучение содержания нового материала.

(19 минут)

Отвечают на вопросы.

Искусство – это художественное творчество: архитектура, скульптура, живопись.

Делятся на 2 группы, каждая из которых изучает архитектурные постройки Древнего Египта:

1 группа- по п.1

-пирамиды.

2 группа – по п.2.-храмы

Работают с учебником, описывают пирамиду, храм.

Под руководством учителя составляют в тетради план «Искусство Древнего Египта»

1)  Архитектура-это постройки из камня:

а) Пирамиды-гробницы фараонов

б) Храмы-жилища богов

Отвечают на вопрос, дополняют план.

в) дворцы-жилища фараона и вельмож

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Слушают ответы других обучающихся, корректируют их ответы, сами отвечают на вопросы.

Дополняют план.

2) Скульптура- фигуры из дерева, камня, глины и др.

а) боги

б) фараоны и вельможи

в) писцы и воины

Отвечают на вопрос, дополняют план.

г) сфинксы-каменные фигуры с телом льва и головой человека.

Читают текст, отвечают на вопрос.

Особенности скульптурного изображения человека в Древнем Египте:

-неестественная поза

-мужчины с темной кожей, женщины-со светлой

-на рельефах: верхняя часть тела, как будто смотрим на него спереди, а голова и ноги- смотрим сбоку

Отвечают на вопрос. Дополняют план.

3)Живопись-изображения красками на стенах гробниц, на папирусе.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Слушают ответы других обучающихся, корректируют их ответы, сами отвечают на вопросы.

Дополняют план.

а) сцены из жизни египтян

б) военные походы

в) богов

Задает вопросы.

Корректирует ответы обучающихся.

Организует самостоятельную работу с текстом и иллюстрациями учебника.

Задает вопросы, корректирует ответы.

Обращает внимание на особенности египетской архитектуры, скульптуры и живописи.

Создаёт ситуацию успеха.

В? Вспомните, что относится к искусству?

Записать в тетради понятие искусство.

В? Какие постройки из камня мы уже видели в Древнем Египте?

В? Рассмотрите рисунки на стр. 43, 44, 49, 54, 62 и назовите, кого изображали в скульптуре древние египтяне?

В? Посмотрите фото на с.57. Что здесь изображено? Чем необычно его изображение?

В? Прочитайте текст на стр. 60 и найдите особенности скульптурного изображения человека в Древнем Египте.

В? Вспомните, что такое живопись?

В? Посмотрите иллюстрации на стр.39, 40,41, 48, 52-53. Что и кого мы там видим?

- овладение историческими понятиями и их использование для решения учебных задач;

- умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации;

-умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи

- умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; проговаривают последовательность

производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: обнаруживают сходные и противоположные факты;

описывают объекты и сравнивают их по выделенным признакам;

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи,

принимают участие в работе группами; договариваются, приходят к общему решению

  1. Физкультминутка

(2 минуты)

Выполняют движения.

Пример еще одного древнеегипетского искусства – это прекрасный танец. Давайте попробуем сделать несколько движений под древнюю народную египетскую музыку, чтобы почувствовать особенность этого вида искусства.

Включает запись египетской музыки

https://www.youtube.com/watch?v=XHvI9zZwrM0 

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

  1. Закрепление и проверка усвоения нового материала

(4 минуты)

Находят и исправляют ошибки в тексте.

-первым чудом света

-самая высокая- пирамида Хеопса

-обелиски строили у храмов

-сфинксы-тело льва, голова человека

-изображали и простых египтян

-фигуры фараонов выше всех

Выводит на экран текст с ошибками.

Контролирует и корректирует ответы обучающихся.

В? Задание «Лови ошибку».
«Искусство Древнего Египта по сей день привлекает внимание людей по всему миру. Третьим чудом света стали египетские пирамиды. Самая высокая из них – пирамида Тутанхамона – была построена около 1500 г. до н.э.

Рядом с пирамидами возвышались обелиски- «иглы фараонов». Знамениты и другие египетские сооружения – храмы. Вдоль дороги, ведущей к храму, с обеих сторон расположились сфинксы – животные с головой льва и телом человека. Египетские скульпторы и художники изображали только фараонов и вельмож, которых изображали одинакового роста».

- умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации;

- умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал

Познавательные:

осознанно строят речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные: высказывают свое мнение в устной форме; слушают и понимают речь других

6. Рефлексия

(3 минуты)

 Оценка обучающимися своей работы на уроке.

Организует

работу обучающихся по рефлексии.

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Продолжи одно из предложений, записанных на доске:

  • Я похвалил бы себя за…
  • Особенно мне понравилось…
  • Было интересно узнать…

Оцени твою работу на уроке, выбрав смайлик из трех, которые лежат у тебя на парте.

F:\Users\Наталья\Desktop\ТЕХКАРТЫ\hello_html_m16fef1c4.png

-готовность применять новые знания и умения, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира

Личностные: оценивают собственную роль в учебном процессе

Регулятивные: осознают то, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивают качество и уровень усвоения

Коммуникативные: умеют выражать свои мысли, оценивать качества своей и общей учебной деятельности

  1. Домашнее задание

(2 минуты)

Записывают домашнее задание на выбор.

Дает комментарий к домашнему заданию

1.Параграф 11, пересказ по плану.

2.Подготовить сообщение об одном из памятников культуры Древнего Египта

3.Написать письмо другу о своей экскурсии по гробнице Тутанхамона.

-умение рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об исторических событиях, явлениях

- умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации в справочной литературе, сети Интернет для решения познавательных задач

Регулятивные: принимают учебную задачу

Личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.


Приложение 1.

Карточки для контроля домашнего задания

Карточка 1.

  1. Объясни термины:

Храм-это…_______________________________________________

_________________________________________________________

Мумия-это…_____________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

  1. Что олицетворяли или ему покровительствовали эти боги:

Амон-Ра-_________________________________________________

Бастет-___________________________________________________

Исида-____________________________________________________

Карточка 2.

  1. Объясни термины:

Жрецы-это…______________________________________________

__________________________________________________________

Саркофаг-это…____________________________________________

___________________________________________________________

  1. Что олицетворяли или ему покровительствовали эти боги:

Сет-_______________________________________________________

Нут-______________________________________________________

Анубис-___________________________________________________

-

Приложение 2.

Смайлики для рефлексии

        F:\Users\Наталья\Desktop\ТЕХКАРТЫ\hello_html_m16fef1c4.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство древнего Египта. Архитектура древнего Египта.

Искусство древнего Египта. Архитектура Древнего Египта....

Методическая разработка по истории Древнего мира по теме:"Искусство Древнего Египта"

Урок изучения нового материала. В целом урок направлен на расширение кругозора и закрепление знаний учащихся по истории Древнего Египта. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся....

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"

Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...

Рабочий лист "История Древнего мира" Искусство Древнего Египта

Рабочий лист "Искусство Древнего Египта" представляет собой исследование и анализ художественных произведений, характерных для древнеегипетской культуры. В ходе работы будут рассмотрены осно...