№ | Этап урока | Деятельность учителя
| Деятельность ученика | УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов | Время
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организацион ный момент | Приветствие учителем обучающихся. | Обучающиеся рассаживаются на свои рабочие места, настраиваются на работу |
| 0,5 мин |
2 | Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний, целеполагание
| Вступительное слово учителя. - Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри. Сегодня я представлю вашему вниманию урок истории. И пока мы стоим давайте глубоко вдохнем все вместе, выдохнем, поймаем глаза друг друга, улыбнемся, сядем и начнем. Наша с вами задача на уроке искать смыслы, устанавливать логические связи. Еще древнегреческий философ Аристотель говорил, что устанавливать связи между незнакомыми несхожими объектами это признак гения. И сегодня мы попытаемся найти эти признаки в себе. Перед тем как приступить к работе я предлагаю создать группы. Вы видите перед собой небольшие листочки, выберите один из них, прочитайте, что там написано? (название восточнославянского племени). Я прошу вас образовать группы: 1 гр. –Поляне; 2 гр.-Древляне; 3 гр.- Северяне; 4 гр.- Кривичи; 5 гр- Новгородские словене. У нас получилось 5 групп. Прошу объединиться в группу по названию. На столе пакеты с материалами для работы на уроке. Исходя из того как названы группы вы можете предположить о каком периоде истории будем говорить на уроке?
Но прежде чем конкретизировать тему урока, я предлагаю вам посмотреть на доску, перед вами кроссенс – ребус, загадка. (означает «пересечение смыслов»). Девять изображений расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все. Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус. (Кроссенс, впервые был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технический наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.) -Давайте попробуем отгадать по первому кроссенсу о чём идёт речь? - Какое событие здесь спрятано? Какой смысл связывает эти 9 изображений? Кроссенс № 1 Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Начинается
Мы отправимся в путешествие по Древней Руси во времена правления Владимира Святославовича. Нам предстоит узнать, как Русь стала христианской, определить причины принятия христианства, значение этого события в истории нашего государства.
Проблемный вопрос? - почему князь Владимир отказывается от язычества и вводит в качестве государственной религии христианство? план. - Зачем нужна новая религия?
- Причины принятия христианства
- Крещение Руси
- Значения принятия христианства
|
Учащиеся высказывают свои мнения- о Древней Руси.
Предполагаемые ответы учеников: принятие новой веры, переход от язычества к христианству, наконец, Крещение Руси. Кроссенс № 1 –речь идёт о князе Владимире Кроссенс № 2- речь идёт о крещении Руси.
Формулируют тему урока. «Правление князя Владимира. Крещение Руси»
Совместно формулируют цели урока.
| Коммуникативные: готовность к сотрудничеству; умение полно и ясно формулировать свои мысли. Личностные: осознание своей идентичности как члена религиозной группы. Регулятивные: выдвижение гипотезы (при постановке цели урока). Познавательные: способность применять, ранее полученные знания, для связи с действительностью. | 5 мин. |
2
2.1
| Организационно-деятельностный этап
Работа с рабочими листами в группах | После смерти Святослава на Руси началась междоусобица, в ходе которой погибли Олег и Ярополк, а Владимир стал великим князем киевским (980-1015). Он княжил в течение 35 лет и за это время осуществил много важных государственных мероприятий. Каких именно? Мероприятия, которые вы записали, имели очень важное значение: они способствовали укреплению государства, делали его более сильным. Однако прославили Владимира не они, а его радикальная политика в области религии: отказ от язычества и принятие православного христианства. Прежде чем мы обсудим причины этого события Владимир понимал, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.
- Давайте вспомним как называлась религия славян? (язычество) - Вспомним языческий пантеон богов и чему они покровительствовали? Назовите языческих богов восточных славян( У нас 6 групп : Поляне, князь и его дружина поклонялись – Перуну (бог грома и молнии) Древляне- Хорсу ( бог солнца, зимнее солнце ) Кривичи –Мокоши (богиня плодородия, воды, судьбы) Северяне- Даждьбогу (бог плодородия и солнечного света, летнее солнце) Новгородские словене – Стрибогу(бог ветра) Дреговичи- Симарглу ( бог огня и растений) (раздаю таблички с Богами) Ещё в 980г. Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства. - (Языческая реформа) На своём княжьем дворе Владимир поставил изображения шести главных божеств: Перуна (бог грозы) возвышался над 5 божествами. Хорса (бог солнца) Мокоши (богиня плодородия) Стрибога (бог ветра) Даждьбога (бог света) Семаргла (бог огня и растений) Все другие боги, духи, запрещались. Однако созданный Владимиром пантеон богов не стал общегосударственным, языческая реформа была неудачной. Почему? Участвуя в военных походах, усмиряя соседние племена, В. пришел к выводу, что удержать их под своей властью, опираясь только на военную силу, нецелесообразно. Нужна другая сила, способная влиять на умы, сознание людей. И такую силу Владимир видел в религии. Но отказываться от мысли, что религия – это великая сила, объединяющая племена, Владимир не стал. Он пришел к выводу, что нужна религия, основанная на единобожии. -Какие вы знаете религии, основанные на единобожии? Работа с картой (соседи славян и их религия)
- Какие государства исповедовали эти монотеистические религии? Хазарский каганат (иудаизм); Волжская Булгария (ислам); Западная Европа (католичество), Византия (православное христианство) -Какая из них была хорошо известна на Руси?
| Учащиеся записывают САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПИСАТЬ МЕРОПРИЯТИЯ ВНЕШНЕЙ и ВНУТР. Политики Владимира - Князь Владимир завершил объединение всех восточнославянских земель в составе Древней Руси.
- 984 г возвратил под руку Киева вятичей и радимичей.
- Первое столкновение с Польшей 981 г. отвоевал города Червень, Перемышль.
- На южных границах Руси построил четыре оборонительных рубежа от печенегов.
Дают определения: Язычество- многобожие. политеистическая религия Славянские языческие боги олицетворяли стихии природы: Перун - громовержец, Дажбог - богсолнца. Наряду с ними почитались низшие демоны лешие, домовые.
Потому, что Перун был выше всех богов, а это вызывало недовольство у всех остальных восточнославянских племен).
Работа с картой (соседи славян и их религия)
Хазарский каганат (иудаизм); Волжская Булгария (ислам); Западная Европа (католичество), Византия (православное христианство)
| Личностные: Понимание культурного и религиозного многообразия мира; Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с соучениками; Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации.
называть соседствующие с Русью государства и их религии; выяснить, чем был определен выбор веры в пользу христианства.
| 5 мин.
1 мин
|
2.2 | Групповая работа | Итак, Владимир оказался в ситуации выбора веры. А мы обращаемся к работе с историческими источниками. Давайте вспомним, какие виды источников существуют? (письменные и вещественные. А чем они отличаются?( Тем, что вещественные молчат и их нужно разговорить) Сейчас я предлагаю нашим группам поработать с этими источниками.
Работа с документами (Первая -Вторая группа – письменные источники) 3-4-5 группа – материальные( раздаю предметы, вещества - рубаха, вода, свеча, миро-благовоние, имя), а вы должны объяснить как эти предметы связаны с темой нашего урока и какая существует связь между ними? - Какой был выбор князя? Учитель ставит перед учащимся новую проблему: «Почему выбор пал на византийскую религию?»
Причины принятия христианства
1.Византийские христиане не посягали на восточнославянские земли. 2.Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией. 3.Часть жителей Руси исповедовала христианство. 4.Христианкой была бабушка Владимира княгиня Ольга. 5.Сплотить все племена и укрепить княжескую власть. 6.Поднять международный авторитет Руси Владимир склонялся в пользу православия, но окончательно решение принято не было. Судьба сама подтолкнула князя к окончательному решению. В 987 году в Византии вспыхнуло восстание. И византийский император Василий обратился за помощью к Владимиру, чтобы тот помог ему навести порядок в столице. Владимир потребовал за свою помощь выдать за него сестру императора Анну. Для Византии это было оскорбительно. Языческая Русь, дикая хотела породниться с великой христианской империей. Когда порядок в Константинополе был установлен, Василий пожалел Анну и спрятал ее. Тогда В.С. осадил греческий город Корсунь. Он заставил приехать к себе Анну. Анна убедила Владимира креститься прямо в Корсуне.
| Коллективно обсуждают и приходят к выводу, о том, что не все были согласны принять новую веру. Осуществляют чтение документа, готовятся к самостоятельному выводу. Крещение - это таинство принятия христианской веры. После обсуждения в группах вопросов дают ответ. Ответ 1 группы: Ислам был отвергнут «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий…» и из-за запрета на спиртное, немцев …«Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой», иудаизм из - за отсутствия у евреев единого государства. Убедительны были доводы византийского священника. 1. Близость по - духу; 2. Наиболее близкие связи с Византией 3. Красота храмов 4. На Руси были первые крещенные, причем, - близкие родственники и т.д. .."Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". Группа № 3 . Предмет (крестильная рубашка)-обязательный предмет обряда Крещения. Белый цвет в православной христианской традиции имеет очень важное значение. Это цвет - чистоты и невинности. Крещаемый человек, независимо от того в каком возрасте он принимает Таинство, как бы начинает новую жизнь во Христе. Поэтому светлые крестильные одежды символизируют «новую одежду души» - именно так она выглядит перед Богом: белой, незапятнанной грехами. Группа № 4. Предмет –Вода Основную роль в этом обряде имеет вода. Т.к. Крещение это троекратное погружение в воду. Вода - это символ новой жизни, очищения, здоровья. Группа № 5. Предмет- Свеча Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека к Богу. Огонь свечи символизирует вечность. В древности в ветхозаветной Церкви человек, приходящий к Богу, приносил Ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу (лучше восковую). | Коммуникативные: Развитие навыков к сотрудничеству в коллективной работе; Познавательные: Умение составлять описание исторических объектов и устанавливать логические связи объектов с темой урока.
| 5 мин. |
2.3. | Физ. минутка | Динамическая пауза: 1)Мокошь - нить судьбы плетёт на разминку нас зовет. 2)Перунов гром сошёл на всех, мы руки поднимаем вверх. (подняли руки вверх) 3)Хорса свет с небес спустился, чтоб народ наш поклонился (наклоны). 4)Стрибог гонит ветер злой, мы вращаем головой (вращение головой) 5)Симаргл огнём нас одарил, присесть на место попросил. | Выполняют разминку. |
| 1 мин |
2.4. | Групповая работа | Какие ценности проповедует христианство? Чему оно учит нас? На слайде выдержка: При Крещении Новгорода появилась поговорка «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».
Учитель спрашивает: «Как вы думаете, а почему кого - то водой, некоторых огнем, мечом?» Заставить упорных новгородских язычников покориться удалось, лишь, когда киевская рать применяла силу: поджигала дома, грозя сделать тоже самое со всеми постройками. Новгородцы запросили мира. После этого были сокрушены языческие идолы и население крестили в водах реки Волхов, на которой расположен город. Новая вера окончательно утвердилась к концу XI века. (Путята - тысяцкий князя Владимира Святого ; принимал, по известию так называемой Иоакимовской летописи, деятельное участие в насильственном крещении новгородцев Добрыней, дядей Владимира. Отсюда пошла поговорка: "Путята крестил мечом, а Добрыня огнем".) Стремясь облегчить принятие христианства, церковь осветила несколько языческих праздников: - Праздник Ивана Купалы – День Святого Иоанна Крестителя.
- Поклонение Перуну – почитание Ильи Пророка.
- Скотий бог Велес – Святой Власий
После крещения киевлян дядя Владимира Добрыня крестил новгородцев. Процесс христианизации протекал непросто. Не все славяне легко меняли язычество на православие, некоторые боялись кары языческих богов и продолжали поклоняться идолам. Было и такое: люди молились перед иконами и продолжали верить в леших, водяных, заговоры и обереги. Такое явление называется двоеверие. Постепенно христианство распространялось по Руси. Группы заполняют сравнительную таблицу: «язычники» и «христиане» Вопросы для сравнения: 1. отношение к Богу; 2. отношение к людям; 3. культура религии; 4.отношение к семье; Преимущества христианства перед язычеством. - Укрепляет власть князя
- Запрещает человеческие жертвоприношения и кровную вражду, многоженство
- Призывает помогать нищим и убогим
- Способствует развитию культуры, архитектуры, живописи
- Поднимает духовность
Православное имя кн. Владимира в крещении – Василий. Святой равноапостольный князь Владимир причислен к лику святых в 13 веке. Люди еще долгое время тайком поклонялись языческим богам. Владимиру часто приходилось применять силу для того, чтобы крестить народ. Церковь была вынуждена мириться с этим. Сочетание языческих и христианских представлений получило название двоеверия.
|
Учащиеся самостоятельно заполняют раздел в таблице «Христиане»: 1.единобожие; 2.по библейским законам; 3.храмы, грамота, обряды, таинства и т.д. 4.патриархальный, укрепление брака. «Язычники» 1.многобожие; 2.«кровная месть»; 3.идолопоклонничество, жертвоприношение; 4.деспотичный, со стороны мужчины, многоженство
| Личностные: Определение своей позиции в современном мире; Познавательные: Способность к сравнительному анализу, выявлять их сходство и различие
| 12 мин |
3 | Рефлексия
| 1. Нашли ли мы ответ на поставленную проблему? 3. Какие действия совершали? 4. Какие выводы сделали?
А сейчас я попрошу вас создать постер, у вас на столах пакеты с материалами, Ваша задача отразить деятельность князя Владимира. Инструкцию по созданию коллажа можно представить в виде «методики шести вопросов»: в центре постера размещают коллаж, представляющий обсуждаемую тему; в верхнем левом углу «Что?» – коллаж, обозначающий выбранную проблему в данной теме; посередине слева «Кто?» – коллаж «исполнители проекта»; в нижнем левом углу «Как?» – коллаж «средства решения проблемы»; в нижнем правом углу «Где?» – коллаж «место (или места) решения проблемы»; посредине справа «Когда?» – коллаж «ресурс времени»; в верхнем правом углу «Зачем?» – коллаж «обоснование, цель проекта». Коллаж – это особый вид аппликации, который происходит от французского слова, что означает «наклеивание, наклейка», то есть выполнение различных композиции из разных материалов (цветная бумага, газета, обои, ткани, веревки, тесьма и др.). Составляют кластер «Значение принятия христианства» на рабочих листах - Укрепило государство и власть князя
- Повысило международный авторитет Руси
- Способствовало приобщению Руси к Византийской культуре
28 июля церковь празднует день равноапостольного святого Владимира Святославича. Почему мы не празднуем день крещения Руси? Процесс христианизации затянулся на долгое время. В истории отмечен только год крещения. Долгое время сохранялось двоеверие. Владимир отмечен церковью за то, что решился на такой важный шаг. Крещение поставило Русь в один ряд с великими державами и сделало ее цивилизационной страной.
(колокольный звон) Когда-то… князь Владимир свой народ Укутал верой, принесённой с Византии… Под алой мантией, согрев славянский род, Он заложил в умах величие России. Во время смуты или тягостных годин Колоколов церковных всем милее звуки… Простолюдин по крови ты, иль – дворянин, Нательный крестик помогал ослабить муки. Храня историю, той… Киевской Руси, Мы собираем веры истинной… обломки… Уж многие века… нам крест нести Дай, Бог, помогут… православные потомки…
Вывод, совместно с учащимися: Христианство способствовало развитию культуры, расширению связей с Византией, грамотности; укреплению семьи; создавало единство страны. Значение принятия христианства изображены на слайде
| Ученики изображают схему кластера и заполняет ее (при необходимости, с помощью класса) Самостоятельный анализ
Что? | Зачем? | Кто? | Тема | Когда? | Как? | Где? |
| Личностные: Осмысление ответственного поведения в современном мире; Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации. Регулятивные: умение структурировать информацию; Овладение логическими действиями обобщения | 5 мин. |
4 | Самооценка | Я работал активно на уроке и мне было понятно- зелёна карточка; Я не так активно работал, у меня возникали вопросы - красная карточка Я сидел на скамейке запасных - желтая карточка | Самооценку осуществляют учащиеся, выполнявшие индивидуальные задание и наиболее активные учащиеся в группах | Регулятивные: Объективность в оценивании своей деятельности | 0,5 мин |
5 | Дифференцированное домашнее задание.
| - Подготовьте дополнительную информацию о последствиях крещения Руси.
- Почему память о Владимире I до сих пор сохраняется в народе? 3.
- Укажите, где находятся памятники?
| Фиксируют д/з. |
| 0,5 мин. |