"Правление князя Владимира. Крещение Руси".
план-конспект урока по истории (6 класс)

технологическая карта урока истории в 6 классе на тему: "Правление  князя  Владимира. Крещение Руси".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_istorii_v_6_klasse.docx45.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока   истории в 6 классе по теме:

"Правление  князя  Владимира. Крещение Руси".

     

Цели урока:

  •  раскрыть основные направления внутренней и внешней политики князя Владимира, подвести к пониманию причин принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны.
  • Решить проблему: Почему князь Владимир отказывается от язычества и вводит в качестве государственной религии христианство?
  •  Продолжить формирования умения обучающихся анализировать, выделять главное, делать выводы, работать с разными типами исторических источников, доказывать свое мнение.

Задачи:

- предметные - создать условия для осмысления и анализа учащимися процесса принятия христианства на Руси.

-метапредметные - формировать навыки коллективной работы,  развивать  воображение, творческие способности, навыки сравнительного анализа текстовой и предметной информации, устанавливать логические связи; формировать умение работать с кроссенсами;   создавать постеры.

- личностные -  подвести  учащихся к осознанию себя как члена религиозной группы, воспитывать понимание и уважение к культуре своего народа, осознание исторического значение принятия христианства на Руси. Продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

Оборудование:  презентация, ноутбук, проектор, кроссенсы, рабочий материал для создания постеров.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Основные понятия и термины: монотеизм, христианство, крещение.

Важнейшие даты – 957-принятие христианства Ольгой, 980 – Владимир становится великим князем киевским,  языческая реформа,  988г. – крещение Руси. Формы работы учащихся - индивидуальная,  работа в парах, групповая.

Структура и ход  урока (план)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Время

1

2

3

4

5

6

1

Организацион

ный момент

Приветствие учителем  обучающихся.

Обучающиеся рассаживаются на свои рабочие места, настраиваются на работу

0,5 мин

2

Мотивация учебной деятельности.

Актуализация знаний, целеполагание

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри. Сегодня я  представлю вашему вниманию урок истории.  И пока мы стоим давайте глубоко вдохнем все вместе, выдохнем, поймаем глаза друг друга, улыбнемся, сядем и начнем. Наша с вами задача на  уроке искать смыслы, устанавливать логические связи. Еще древнегреческий философ Аристотель говорил, что устанавливать связи между незнакомыми несхожими объектами это признак гения.  И сегодня мы попытаемся найти эти признаки в себе.

Перед тем как приступить к работе я предлагаю  создать группы. Вы видите перед собой небольшие листочки, выберите один из них,  прочитайте, что там написано? (название восточнославянского племени). Я прошу вас образовать группы:

1 гр. –Поляне; 2 гр.-Древляне;

3 гр.- Северяне;  4 гр.- Кривичи;  

5 гр- Новгородские словене.  У нас получилось 5 групп. Прошу объединиться в группу по названию.  На столе  пакеты с материалами для работы на уроке. Исходя из того как  названы группы вы можете предположить о каком периоде истории будем говорить на уроке?

Но прежде чем конкретизировать тему урока, я предлагаю вам посмотреть на доску, перед вами кроссенс – ребус, загадка. (означает «пересечение смыслов»). Девять изображений расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все. Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус. (Кроссенс, впервые был  опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Идея принадлежит  писателю, педагогу и  математику Сергею Федину и доктору технический наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.)

-Давайте попробуем отгадать по первому кроссенсу  о чём  идёт речь?

- Какое событие здесь спрятано? Какой смысл связывает эти 9 изображений?

Кроссенс № 1

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Начинается

Мы отправимся в путешествие по Древней Руси  во  времена правления  Владимира Святославовича.

 Нам предстоит узнать, как Русь стала христианской, определить причины принятия христианства, значение этого события в истории  нашего государства.  

Проблемный  вопрос?

     - почему князь Владимир отказывается от язычества и вводит в качестве государственной религии христианство?

план.

  1. Зачем нужна новая религия?
  2. Причины принятия христианства
  3. Крещение Руси
  4. Значения принятия христианства

Учащиеся высказывают свои мнения- о Древней Руси.

 

Предполагаемые ответы учеников: принятие новой веры, переход от язычества к христианству, наконец, Крещение Руси.

Кроссенс № 1 –речь идёт о князе Владимире

Кроссенс № 2- речь идёт о крещении Руси.

Формулируют тему урока. «Правление князя Владимира. Крещение Руси»

Совместно формулируют цели урока.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству;

умение полно и ясно формулировать свои мысли. Личностные: осознание своей идентичности как члена религиозной группы.

Регулятивные: выдвижение гипотезы (при постановке цели урока).

Познавательные: способность применять, ранее полученные знания,  для связи с действительностью.  

5 мин.

2

2.1

Организационно-деятельностный этап

Работа с рабочими листами в группах

После смерти Святослава на Руси началась междоусобица, в ходе которой погибли Олег и Ярополк, а Владимир стал великим князем киевским (980-1015).

Он княжил в течение 35 лет и за это время осуществил много важных государственных мероприятий. Каких именно?

Мероприятия, которые вы записали, имели очень важное значение: они способствовали укреплению государства, делали его более сильным. Однако прославили Владимира не они, а его радикальная политика в области религии: отказ от язычества и принятие православного христианства. Прежде чем мы обсудим причины этого события Владимир понимал, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

- Давайте вспомним как  называлась религия славян?  (язычество)

- Вспомним языческий пантеон богов и чему они покровительствовали?

Назовите языческих богов восточных славян(

У нас 6 групп :

 Поляне, князь и его дружина поклонялись – Перуну (бог грома и молнии)

Древляне- Хорсу ( бог солнца, зимнее солнце )

Кривичи –Мокоши (богиня плодородия, воды, судьбы)

Северяне- Даждьбогу (бог плодородия и солнечного света, летнее солнце)

Новгородские словене – Стрибогу(бог ветра)

Дреговичи- Симарглу ( бог огня и растений)   (раздаю таблички с Богами)

Ещё в 980г. Владимир попытался  приспособить язычество к потребностям государства.   -   (Языческая   реформа)

На своём княжьем дворе Владимир поставил изображения  шести  главных божеств:

Перуна (бог грозы) возвышался над 5 божествами.

Хорса (бог солнца)

Мокоши (богиня плодородия)

Стрибога (бог ветра)

Даждьбога (бог света)

Семаргла (бог огня и растений)

   Все другие боги, духи, запрещались.

Однако созданный Владимиром пантеон богов не стал общегосударственным, языческая реформа была неудачной.  Почему? 

Участвуя в военных походах, усмиряя соседние племена, В. пришел к выводу, что удержать их под своей властью, опираясь только на военную силу, нецелесообразно. Нужна другая сила, способная влиять на умы, сознание людей. И такую силу Владимир  видел в религии.

Но отказываться от мысли, что  религия – это великая сила, объединяющая племена, Владимир не стал. Он пришел к выводу, что нужна религия, основанная на единобожии.

        

-Какие вы знаете религии, основанные на единобожии?

 Работа с картой (соседи славян и их религия)

- Какие государства исповедовали эти монотеистические  религии? Хазарский каганат (иудаизм); Волжская Булгария (ислам); Западная Европа (католичество), Византия (православное христианство)

-Какая из них была хорошо известна на Руси?

Учащиеся записывают

САМОСТОЯТЕЛЬНО  ВЫПИСАТЬ МЕРОПРИЯТИЯ  ВНЕШНЕЙ и ВНУТР. Политики Владимира

  1. Князь Владимир завершил объединение всех восточнославянских земель в составе Древней Руси.
  2. 984 г возвратил под руку Киева вятичей и радимичей.
  3. Первое столкновение с Польшей 981 г. отвоевал города Червень, Перемышль.
  4. На южных границах Руси построил четыре оборонительных рубежа от печенегов.

Дают определения:

Язычество- многобожие. политеистическая религия

Славянские языческие боги олицетворяли стихии природы: Перун - громовержец, Дажбог - богсолнца. Наряду с ними почитались низшие демоны лешие, домовые.

Потому, что Перун был выше всех богов, а это вызывало недовольство у всех остальных  восточнославянских  племен). 

 

Работа с картой (соседи славян и их религия)

Хазарский каганат (иудаизм); Волжская Булгария (ислам); Западная Европа (католичество), Византия (православное христианство)

Личностные: Понимание культурного и религиозного многообразия мира;

Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с соучениками;

Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации.

называть соседствующие с Русью государства и  их религии;

выяснить, чем был определен выбор веры в пользу христианства.

 5 мин.

1 мин

2.2

Групповая работа

Итак, Владимир оказался в ситуации выбора веры.

А мы обращаемся к работе  с историческими источниками. Давайте вспомним, какие виды источников существуют? (письменные и вещественные.

А чем они отличаются?( Тем, что вещественные молчат и их нужно разговорить) Сейчас я предлагаю нашим группам поработать с этими источниками.

Работа с документами (Первая -Вторая группа – письменные источники) 3-4-5 группа – материальные( раздаю предметы, вещества - рубаха, вода, свеча, миро-благовоние, имя), а вы должны объяснить  как эти предметы связаны с темой нашего урока и какая существует связь между ними?

- Какой был выбор князя?

Учитель ставит  перед учащимся новую проблему: «Почему выбор пал на византийскую религию?»

Причины  принятия  христианства

1.Византийские христиане не посягали на восточнославянские земли.

2.Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией.

3.Часть жителей Руси исповедовала христианство.

4.Христианкой была бабушка  Владимира княгиня Ольга.

5.Сплотить все племена и укрепить княжескую власть.

6.Поднять международный авторитет Руси

Владимир склонялся в пользу православия, но окончательно решение принято не было. Судьба сама подтолкнула князя к окончательному решению. В 987 году в Византии вспыхнуло восстание. И византийский император Василий обратился за помощью к Владимиру, чтобы тот помог ему навести порядок в столице. Владимир потребовал за свою помощь выдать за него сестру императора Анну. Для Византии это было оскорбительно. Языческая Русь, дикая хотела породниться с великой христианской  империей. Когда порядок в Константинополе был установлен, Василий пожалел Анну и спрятал ее. Тогда В.С. осадил греческий город Корсунь. Он заставил приехать к себе Анну. Анна убедила Владимира креститься прямо в Корсуне.

Коллективно обсуждают и приходят к выводу, о том, что не все были согласны принять новую веру.

Осуществляют чтение документа, готовятся к  самостоятельному выводу.

Крещение - это таинство принятия христианской веры.

 После обсуждения в  группах вопросов  дают ответ.

Ответ  1 группы:

Ислам был отвергнут «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме,  то  есть  в  мечети, стоят там без пояса;  сделав  поклон,  сядет  и  глядит  туда  и  сюда,  как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий…» и из-за запрета на спиртное, немцев …«Не добр  закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но  красоты

не видели никакой»,  иудаизм из - за отсутствия у евреев единого государства. Убедительны были доводы византийского священника.

1. Близость по - духу;

2. Наиболее близкие связи с Византией

3. Красота храмов

4.  На Руси были первые крещенные, причем, - близкие родственники и т.д. 

.."Если бы  плох  был  закон  греческий,  то  не

приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она  мудрейшей  из  всех  людей".  

Группа № 3 . Предмет (крестильная рубашка)-обязательный предмет обряда  Крещения. Белый цвет в православной христианской традиции имеет очень важное значение. Это цвет - чистоты и невинности. Крещаемый человек, независимо от того в каком возрасте он  принимает Таинство, как бы начинает новую жизнь во Христе. Поэтому светлые крестильные одежды символизируют «новую одежду души» - именно так она выглядит перед Богом: белой, незапятнанной грехами.

Группа № 4. Предмет –Вода

Основную роль в этом обряде имеет вода. Т.к. Крещение это троекратное  погружение в воду. Вода - это символ новой жизни, очищения, здоровья

Группа № 5. Предмет- Свеча

Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека к Богу. Огонь свечи символизирует вечность. 
В древности в ветхозаветной Церкви человек, приходящий к Богу, приносил Ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. 
Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу (лучше восковую).

Коммуникативные: Развитие навыков к сотрудничеству в коллективной работе;

Познавательные: Умение составлять описание исторических объектов  и устанавливать логические связи объектов с темой урока.

5

мин.

2.3.

Физ. минутка

Динамическая пауза:

1)Мокошь -  нить судьбы плетёт на разминку нас зовет.

 2)Перунов гром сошёл на всех, мы руки поднимаем вверх.   (подняли руки вверх)

  3)Хорса свет с небес спустился, чтоб народ наш поклонился (наклоны).

4)Стрибог гонит ветер злой, мы вращаем головой (вращение головой)

5)Симаргл огнём нас одарил, присесть на место попросил.

Выполняют  разминку.

1 мин

2.4.

Групповая работа

 Какие ценности проповедует христианство? Чему  оно учит нас?

На слайде  выдержка:

 При Крещении Новгорода появилась поговорка «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».

Учитель спрашивает: «Как вы думаете, а почему  кого - то водой, некоторых огнем, мечом?»

Заставить упорных новгородских язычников покориться удалось, лишь, когда киевская рать применяла силу: поджигала дома, грозя сделать тоже самое со всеми постройками. Новгородцы запросили мира. После этого были сокрушены языческие идолы и население крестили в водах реки Волхов, на которой расположен город. Новая вера окончательно утвердилась к концу XI века. (Путята - тысяцкий князя Владимира Святого ; принимал, по известию так называемой Иоакимовской летописи, деятельное участие в насильственном крещении новгородцев Добрыней, дядей Владимира. Отсюда пошла поговорка: "Путята крестил мечом, а Добрыня огнем".)

Стремясь облегчить принятие христианства, церковь осветила несколько языческих праздников:

  1. Праздник Ивана Купалы – День Святого Иоанна Крестителя.
  2. Поклонение Перуну – почитание Ильи Пророка.
  3. Скотий бог Велес – Святой Власий

После крещения киевлян  дядя Владимира Добрыня крестил новгородцев. Процесс христианизации протекал непросто. Не все славяне легко меняли язычество на православие, некоторые боялись кары языческих богов и продолжали поклоняться идолам. Было и такое: люди молились перед иконами и продолжали верить в леших, водяных, заговоры и обереги. Такое явление называется двоеверие. Постепенно христианство распространялось по Руси.

Группы  заполняют сравнительную таблицу: «язычники» и «христиане»

Вопросы для сравнения:

1. отношение к Богу;

2. отношение к людям;

3. культура религии;

4.отношение к семье;

Преимущества  христианства перед  язычеством.

  • Укрепляет власть князя
  • Запрещает человеческие  жертвоприношения и кровную вражду, многоженство
  • Призывает помогать нищим и убогим
  • Способствует развитию культуры, архитектуры, живописи
  • Поднимает духовность

     Православное имя кн. Владимира в крещении – Василий.    Святой равноапостольный князь Владимир причислен к лику святых в 13 веке.

Люди еще долгое время тайком поклонялись языческим богам. Владимиру часто приходилось применять силу для того, чтобы крестить народ. Церковь была вынуждена  мириться с этим. Сочетание языческих и христианских представлений получило название двоеверия.

Учащиеся  самостоятельно заполняют раздел в таблице

«Христиане»:

1.единобожие;

2.по библейским законам;

3.храмы, грамота, обряды, таинства и т.д.

4.патриархальный, укрепление брака.

«Язычники»

1.многобожие;

2.«кровная месть»;

3.идолопоклонничество, жертвоприношение;

4.деспотичный, со стороны мужчины, многоженство

Личностные:

Определение своей позиции в современном мире;

Познавательные: Способность к сравнительному анализу, выявлять их сходство и различие

12 мин

3

Рефлексия

1. Нашли ли мы  ответ на поставленную проблему?

3.  Какие действия совершали?

4.  Какие выводы сделали?

А сейчас я попрошу вас создать постер, у вас на столах пакеты с материалами,

Ваша задача отразить  деятельность князя Владимира.

Инструкцию по созданию коллажа можно представить в виде «методики шести вопросов»: в центре постера размещают коллаж, представляющий обсуждаемую тему; в  верхнем левом углу «Что?» – коллаж, обозначающий выбранную проблему в данной теме; посередине слева «Кто?» – коллаж «исполнители проекта»; в нижнем левом углу «Как?» – коллаж «средства решения проблемы»; в нижнем правом углу «Где?» – коллаж «место (или места) решения проблемы»; посредине справа «Когда?» – коллаж «ресурс времени»; в верхнем правом углу «Зачем?» – коллаж «обоснование, цель проекта».

Коллаж – это особый вид аппликации, который происходит от французского слова, что означает «наклеивание, наклейка», то есть выполнение различных композиции из разных материалов (цветная бумага, газета, обои, ткани, веревки, тесьма и др.).

Составляют кластер

«Значение принятия христианства» на рабочих листах

  1. Укрепило государство и власть князя
  2. Повысило международный авторитет Руси
  3. Способствовало приобщению Руси к Византийской культуре

28 июля церковь празднует день равноапостольного святого Владимира Святославича. Почему мы не празднуем  день крещения Руси?

Процесс христианизации  затянулся на долгое время.  В истории  отмечен  только год крещения. Долгое время сохранялось двоеверие. Владимир отмечен церковью за то, что решился на такой важный шаг. Крещение поставило Русь  в один ряд с великими державами и сделало ее цивилизационной страной.

(колокольный звон)

 Когда-то… князь Владимир свой народ

Укутал верой, принесённой с Византии…

Под алой мантией, согрев славянский род,

Он заложил в умах величие России.

 

Во время смуты или тягостных годин

Колоколов церковных всем милее звуки…

Простолюдин по крови ты, иль – дворянин,

Нательный крестик помогал ослабить муки.

  

Храня историю, той… Киевской Руси,

Мы собираем веры истинной… обломки…

Уж многие  века… нам крест нести

Дай, Бог, помогут… православные потомки…

Вывод, совместно с учащимися: Христианство способствовало развитию культуры, расширению связей с Византией,  грамотности; укреплению семьи;  создавало единство страны.

Значение принятия христианства изображены  на слайде

Ученики   изображают  схему кластера и заполняет ее (при необходимости, с помощью класса)

Самостоятельный анализ

            Что?

        Зачем?

      Кто?

     Тема

Когда?

      Как?

               

          Где?

Личностные:

Осмысление ответственного поведения в современном мире;

Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации.

Регулятивные:

умение структурировать информацию; Овладение логическими действиями обобщения

5

мин.

4

Самооценка

Я работал активно  на уроке и мне было понятно- зелёна карточка;

Я не так активно работал, у меня возникали вопросы - красная карточка

Я сидел на скамейке запасных - желтая карточка

Самооценку осуществляют учащиеся,  выполнявшие индивидуальные задание и наиболее активные учащиеся в группах

Регулятивные:

Объективность в оценивании своей деятельности

0,5 мин

5

Дифференцированное домашнее задание.

  1. Подготовьте дополнительную информацию о последствиях крещения Руси.
  2. Почему  память о Владимире I до сих пор сохраняется в народе? 3.
  3. Укажите, где находятся памятники?

Фиксируют д/з.

0,5

мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории в 6 классе №Крещение Руси"

Пошаговая методическая рекомендация по уроку с презентацией....

урок истории в 6 классе №Крещение Руси"

презентация по теме "Крещение Руси"...

урок истории в 6 классе Крещение Руси"

презентация по теме "Крещение Руси"...

Методическая разработка урока 10 кл. "Князь Владимир. Крещение Руси"

Методическая разработка урока  "Князь Владимир. Крещение Руси" для 10 класса...

Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул...

Урок по истории России "Крещение Руси"

Крещение Руси. Урок проводится в 6 классе.      Оснащение урока:  аудиозапись (П.И.Чайковский «литургия Иоанна Златоуста»), репродукции, картины, текст источника (отрывки из...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА (980 – 1015). КРЕЩЕНИЕ РУСИ (988)»

Цели:познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства на Руси; формировать умения в связной форме пересказывать текст учебника, давать собст...