Выход Франции из НАТО
статья по истории (10 класс)
Данный материал может быть использован учителями и обучающимися старших классов, как в рамках школьной программы, так и для расширения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyhod_frantsii_iz_nato.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Сисюк В.Н., учитель истории, обществознания
СПб ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное» Курортного района
Санкт-Петербурга
Выход Франции из НАТО.
После второй мировой войны ситуация в мире изменилась, а, следовательно, изменились позиции во внешней политике США, хотя это не означало отказа от прежних установок. Сущность американской внешней политики и дипломатии послевоенного периода сводился к старой цели - попыткам создания Pax americana, то есть мира по-американски всемирной американской империи, в которой никто не смел бы ставить под сомнение верховенство американских политиков и монополистов. Так, например, характеризовал внешнюю политику США после 1945 года Г.Киссинджер: «Как только держава достигнет всех своих целей, она будет стремиться к достижению абсолютной безопасности... Но, поскольку абсолютная безопасность для одной державы означает абсолютное отсутствие безопасности для всех других, она... может быть достигнута лишь посредством завоевания».
Такой подход правящей верхушки США к международным делам объяснялся рядом причин:
- США вышли из войны с окрепшей экономической и финансовой системой;
- противники США - Германия, Италия и Япония разгромлены:
- такие соперники как Англия и Франция были серьезно ослаблены;
- США получили монополию на ядерное оружие;
- идеологический противник СССР также ослаблен
- патриотизм американцев в годы войны способствовал сплочению нации и служил гарантом реализации внешнеполитических задач.
США - лидер, у него союзники. Союзники не равны США; союзники, которые полностью зависят от них, т.е. сателлиты; и. наконец, страны, не имеющие державных связей с США, но стремящиеся получить помощь, займы.
В 1958 г. во главе Франции становится герой сопротивления генерал Шарль де Голль. Политика де Голля получила название «голлизм».
В целом в политике голлизма можно обнаружить также черты как:
- обеспечение национальных интересов Франции;
- восстановление лидирующего положения Франции либо, как минимум, обеспечение самостоятельности и независимости развития Франции;
- обеспечение партнерства в отношениях с другими странами;
- сохранение позиций Франции в странах «третьего мира»;
- замена блоковых отношений на двусторонние;
- выделение групп стран-лидеров, отношения между которыми будут равными, но доминирующими по отношению к менее значимым странам;
- курс на разрядку международной напряженности;
- возрождение величия Европы, независимой от США.
Таким образом, именно концепция национального величия Франции является краеугольным камнем внешнеполитической доктрины голлизма.
США и Англия же стремились свести к минимуму роль и место Франции в послевоенном мире. Исходя из этого де Голль делал выводы о независимом подходе Франции к международным делам и ставил задачу равенства прав с США и Великобританией.
В развитии внешней политики можно выделить два основных этапа:
I. 1958 - 1963(64) - для данного периода характерно решение таких
задач как:
- урегулирование алжирской проблемы;
- консолидация экономической базы в условиях развития «Общего рынка»;
- форсированное создание ядерного оружия;
- организация политической группировки шести западноевропейских государств;
- активное сближение с ФРГ вплоть до заключения двустороннего договора.
II. 1963(64) 1968(69) для данного этапа характерна акцептуация на политику разрядки и критика с этих позиций американской гегемонии, теперь Франция старается отмежеваться от авантюр США в Африке, Азии и Латинской Америке, подчеркивая региональный характер НАТО, отказ от политики жесткости и переход к политике гибкости, противопоставленная курсу США. Можно выделить основные установки второго этапа:
- укрепление позиций Франции в Западной Европе исходя из специфичности интересов западноевропейских стран;
- укрепление позиций Франции в Западной Европе исходя из специфичности интересов западноевропейских стран;
- стремление выступать выразителем интересов европейских стран;
- выступать в лидерах среди западных стран в деле разрядки международной напряженности и развитие отношений между Западом и Востоком;
- стать выразителем интересов стран «третьего мира».
Франция достаточно долгое время зависела от США, которые ограничивали свободу ее военно-политических решений, да и в НАТО Франция оказалась на вторых ролях, хотя именно ее территории были заняты под базы НАТО. Надо также отметить тот факт, что данные базы были американизированы и имели экстерриториальный статус. Основной военной доктрины стало сочетание задач антипартизанской, обычной и ядерной войны, для этого был выдвинут тезис о важности двух факторов в современных формах деятельности вооруженных сил Запада - идеологического и атомного. Вторая часть доктрины - вопрос об атомном вооружении Франции. Решение по этому вопросу было принято в 1954 году и положительное, более того наличие у Франции атомного оружия рассматривалось как необходимое. До 1958 года данный вопрос решали лишь на бумаге, с возвращением к власти генерала де Голля решение задачи ускорилось.
Франция выступала за независимые ядерные силы, такая позиция привела к конфликту с США и Англией, который разразился в 1963 - 1964 годах вокруг плана создания многосторонних ядерных сил (МЯС). С одной стороны, США хотели сохранить гегемонию в Европе и во Франции, в частности, а с другой стороны - предоставить ФРГ доступ к ядерному оружию, хотя и косвенным образом. Позиция и ответ Франции был резко отрицательным. В 1964 году де Голль даже заявил, что Франция готова покинуть НАТО в случае создания МЯС. Позднее Франция критически отнеслась и к американскому проекту создания В НАТО узкого комитета ("комитета Макнамари"), который должен был заниматься разработкой ядерной стратегии союза. Подводя итог указанным фактам, можно говорить о внешней политике Франции как:
- национальной;
- двойственной (против военной интеграции, но за сохранение НАТО).
Политика сотрудничества с Советским Союзом и содействие разрядке международной напряженности, на которые пошел де Голль были продиктованы трезвым расчетом. Необходимо обеспечить деятельность французских монополий и создать условие для выхода из-под американской опеки.
Конфликт развивался несколько лет и де Голль все время ставил американцев перед выбором: либо они принимают предположения сентябрьского меморандума 1958 года, либо Франция отдаляется от НАТО. Де Голль стремился к следующему:
- продолжать отстаивать позиции в отношении реформы НАТО путем секретной переписки и публичных выступлений;
- постепенно осуществлять отдаление Франции от НАТО, где США являются монополистом и ставят Францию в зависимое положение.
Наконец, во время пресс-конференции 21 февраля 1965 года де Голль объявил о намерении Франции не позже 4 апреля 1969 года полностью выйти из военной организации НАТО. Он заявил следующие:
- необходимо восстановить нормальное состояние суверенитета, при котором все, что является французским - на суше, в воздухе и на море, - и все иностранные подразделения, размещенные во Франции должны, находится под исключительным контролем французских властей. Хотя президент Пятой республики четко разграничил Североатлантический союз, созданный на основе Вашингтонского договора от 4 апреля 1949 года, и его военную организацию (НАТО), образованную позже в силу ряда соглашений 50-х годов. Заявив о «полезности» дальнейшего участия Франции в Североатлантическом союзе, де Голль подчеркнул в то же время, что новые условия и изменившаяся по сравнению с 1949 годом обстановка лишили, оправдывая с точки зрения Франции военную интеграцию. Дальнейшее военное сотрудничество Франции с ее союзниками французское правительство имело в виду построить на основе вновь заключенных двусторонних соглашений.
Официальный американский ответ от 12 апреля на соответствующий меморандум от 29 марта еще сохранял определенную дипломатическую сдержанность, отвергая французские сроки, ограничивались возражениями юридического характера. Зато многие американские газеты и отдельные политические деятели, не стесняясь в выражениях, изливали свою досаду. Критический огонь сосредоточен был на президенте Франции.
В тоже время Франция начала последовательно воплощать в жизнь принятие решения - график дезинтеграции.
1 июля 1966 года в соответствии со сроками, установленными де Голлем, французские войска, находившиеся в ФРГ, были выведены из подчинения НАТО. В тот же день Франция прекратила участие в натовских интегрированных штабах: в Верховном командовании, вооруженными силами НАТО в Европе и в командовании войсками Центрального сектора Западной Европы. Французские флаги были спущены над зданиями штабов этих командований.
Развернулась подготовка, а затем и эвакуация американских и натовских складов, войск, баз и командований из Франции.
7 сентября 1966 года представитель Франции в Постоянном совете НАТО Лёсс сообщил, что 1 января 1967 года Франция не будет участвовать в расходах на создание инфраструктуры НАТО. В то же время Лёсс заявил, что в некоторых организациях НАТО Франция будет продолжать участвовать и оплачивать соответствующую часть расходов. Прежде всего речь шла об участии в создании и функционировании электронной системы обнаружения и автоматического ответа в случае ядерного нападения противника (система НЭЙДЖ), а также об участии в таких организациях, как Технический исследовательский центр НАТО в Гааге и Исследовательский центр по вопросам борьбы против подводных лодок.
В начале октября 1966 года Франция прекратила участие в работе Военного комитета НАТО.
К началу 1967 года из Франции были эвакуированы натовские и американские командования и штабы, а также иная инфраструктура НАТО. Верховное командование войск НАТО в Европе из Роканкура было перебазировано в Бельгию. Верховное командование Центрального сектора Западной Европы - из Фонтенбло в Голландию. Командование американскими войсками в Европе, размещавшееся в лагере Лож, около Сен-Жермена, было переведено в Штутгарт; колледж НАТО из Парижа перевели в Италию. В целом с 1 июля 1966 года по 1 апреля 1967 года из Франции в ФРГ и Англию США вывезли 70 тыс. военнослужащих с их семьями, 800 тыс. т. материалов и снаряжения. Эвакуированы были и две канадские военные базы, размещавшиеся в Лотарингии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
литературная гостиная "Пушкин и Натали"
данную литературную композицию можно использовать во внеклассной работе в старших классах...
"Пушкин и Натали"
Литературно-музыкальная композиция для внеклассной работы по литературе в 9 классе...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НАТЕМУ: «САМОВОСПИТАНИЕ В РАННЕЙ ЮНОСТИ»
В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребёнок, поэтому в качестве важнейшего развития часто называют самовоспитание, которое подчёркивает целенаправленные действ...
План урока натему решение задач на закон Ома
готовый план урока...
В.В Маяковский. Анализ стихотворения "Нате!" (литературоведческий блок и методический блок)
Подробный анализ стихотворения В.В. Маяковского "Нате!" с методическими рекомендациями....
Элективный курс натему: "История моей семьи в истории моей страны"
Программа курса рассчитана на обучающихся 9 класса, как предпрофильная подготовка. Возможно использование и в 10-11 классах как факультатив. Программа рассчитана на 18 часов. Итогом работы должна стат...
Введение в историю "№нать своих предков-знать историю" 5 класс
Урок - презентация "Знать своих предков-знать историю" 5 класс....