литературная гостиная "Пушкин и Натали"
материал по литературе по теме

Волкова Елена Борисовна

данную литературную композицию можно использовать во внеклассной работе в старших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       Е.Б.Волкова

                                                                                                      г. Йошкар-Ола

                                                                                                      МОУ СОШ №13

Литературная гостиная «Пушкин и Натали»

(из опыта работы в старших классах)

Цели:

- пробудить у ребят интерес к творчеству поэта

- совершенствовать навыки выразительного чтения

- развивать творческие способности учащихся

- воспитывать чувство любви и уважения к женщине

                                                                                 

Действующие лица:

  1. 2 ведущих
  2. Старик
  3. Внук (внучка)
  4. А.С.Пушкин
  5. Наталья Николаевна
  6. Настя
  7. Лиза
  8. 1 дама
  9. 2 дама
  10. Цыганка Таня
  11. Цыганский табор
  12.  чтец
  13. Художник

Музыка:

  1. Г.Свиридов. Вальс к повести А.С.Пушкина «Метель»
  2. П.И.Чайковский. Сентиментальный вальс. Натали.
  3. Б.Окуджава. На фоне Пушкина.

/  сцена оформлена под 19 век, окна в зале затемнены, горят свечи в подсвечниках/

Звучит песня Б. Окуджавы «На фоне Пушкина».

На авансцене старик и внук. 21 век. Старик читает томик стихов Пушкина («Мадонна»).

Старик:  Да, конечно, Пушкин полюбил Наталью Николаевну так сильно, что был готов забыть обо всем на свете. Господи, ведь было же время, когда молодой человек жертвовал всем ради любви!

Внук:      Дед, Пушкин сейчас не актуален. Язык не тот, мысли устарели. Да и вообще, кому интересны его любовные порывы? А ты говоришь о нем, как о друге своем, будто он сейчас живет.

Старик:   Живет, живет в каждом из нас, живет каждым своим словом. А ты в силу молодости своей – многого не понимаешь. Молчи уж, слушай да мотай на ус.

2 светские дамы ведут беседу.

1 дама:   Вчера у нас был дипломатический обед. Теперь у нас всегда бывает довольно       много гостей на наших вечерних приемах по понедельникам, четвергам и субботам, но  петербургское общество мне не нравится. Был и Пушкин, писатель, ведет беседу очаровательным образом – без претензий, с увлечением и огнем, но невозможно быть более некрасивым.

2 дама:    Да, дурен собою, но лицо выразительно, ростом мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно женщинам нравится.

1 дама:    Да, когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым. Он знает, что вдохновение преображает его, поэтому отказывается позировать скульптору, боясь «мертвой неподвижности», в которой будет замечено его «арабское безобразие».

2 дама:   А Вера Федоровна Нащокина, она дружна с Пушкиным, утверждает, что ни один из его портретов не передает и сотой доли духовной красоты его облика, особенно его удивительных глаз.

Ведущий:  А.С.Пушкин. Это имя знакомо нам с детских лет. Едва научившись читать, мы окунаемся в мир пушкинской сказки, становимся старше – нам открываются страницы героических подвигов Емельяна Пугачева и Петра I. А кому не знакомы прекрасные, нежные и грустные стихи о любви: «Я вас любил, любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем…». Всем известны слова Ф.И.Тютчева о том, что «умом Россию не понять». А можно ли понять сердце поэта, особенно пушкинское? Ни под одним микроскопом нельзя увидеть и измерить все тончайшие движения и колебания его души и чувств.

Чтец:    ( на фоне музыки П.И.Чайковского «Сентиментальный вальс»)

             Всё в нем Россия обрела –

             Своей красы любую малость.

             И в нем увидела себя,

             И в нем собой залюбовалась.

             И вечность, и короткий миг,

             И радость жизни, и страданье…

             Гармония – суть мирозданья,

             Лишь он один ее постиг!

/ на сцене за мольбертом художник. Пушкин выходит под руку с Натальей Гончаровой, усаживает ее перед мольбертом. Звучит негромкая музыка/

Пушкин:   В простом углу моем средь медленных трудов

                  Одной картины я желал быть зритель,

                  Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

                  Пречистая и наш божественный спаситель –

                  Она с величием, он с разумом в очах,

                  Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

                  Исполнились мои желанья. Творец

                  Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

                  Чистейшей прелести чистейший образец.

Ведущий: Тихим октябрьским вечером Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет своей молодой жены Натальи Николаевны. Он звал ее просто – Натали. Чувство глубокой любви он сохранил к жене на протяжении всей их совместной жизни. О ней говорили разное в веке прошедшем и в веке нынешнем. Кто-то завидовал, кто-то славословил, кто-то пытался очернить ее. А Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не может быть длительным. Поэтому Брюллов и писал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для потомков.

Пушкин:   Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной, нежной Натали, произошла зимним вечером 1828 года на балу у танцмейстера Йогеля. Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я шагнул навстречу своей судьбе.

/Пушкин приглашает Натали на танец. Бал/

Ведущий: С тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже неё. Он понял, что это прелестное создание составит его счастье.

Пушкин:     Я думал, сердце позабыло

                    Способность легкую страдать.

                    Я говорил: тому, что было,

                    Уж не бывать! Уж не бывать!

                    Прошли восторги и печали,

                    И легковерные мечты…

                    Но сердце вновь затрепетало

                    Пред мощной властью красоты…

Натали:       Звезда моя! Свет предреченных дней!

                    Твой путь и мой. Судьба их сочетает.

                    Твой луч светя звучит в душе моей,

                    В тебе она заветное читает.

                    И жар её, твой отблеск верный здесь,

                    Гори, гори! Не  выгорит он весь!

Ведущий:  Не так уж легко и просто было соединить Пушкину свою судьбу с Натальей Николаевной. Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец согласие было получено.

Пушкин:  (читая письмо)

                Участь моя решена! Я женюсь. Та, которую я  любил целые 2 года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – боже мой! – она моя…Я никогда не хлопотал о счастии. Теперь мне нужно на двоих…

Ведущий:  В конце августа, накануне свадьбы, Пушкин уехал в Болдино совсем на короткое время, но неожиданно надолго застрял в деревне, окруженный холерным карантином. 3 месяца тревог, тоски, ожидания, беспокойства за невесту, оставшуюся в Москве, 3 месяца уединения и необычайного, нечеловеческого взлета таланта и творческих способностей. Болдинская осень…

              Невозможно даже бегло остановиться на всех написанных в этот период произведениях. Большое место в творчестве Пушкина занимают женские образы. Предлагаем вам вспомнить диалог между двумя девушками.

Настя: Позвольте мне сегодня пойти в гости.

Лиза:   Изволь, а куда?

Настя:  В Тугилово, к Берестовым. Поварова жена у них именинница, и вчера приходили звать нас отобедать.

Лиза:   Вот! Господа в ссоре, а слуги друг друга угощают.

Настя:  А нам какое дело до господ! К тому же я ваша, а не папенькина. Вы ведь не бранились еще с молодым Берестовым: а старики пускай себе дерутся, коли им это весело.

Лиза:    Постарайся увидеть Алексея Берестова, да расскажи мне хорошенько, каков он собой и что он за человек

Ведущий:   Вечером того же дня…

Настя:  …видела молодого Берестова: нагляделась довольно: целый день были вместе.

Лиза:   Как это? Расскажи, расскажи по порядку.

Настя:  Извольте-с: пошли мы, я, Анисья, Егоровна, Ненила, Дунька…

Лиза:  Хорошо, знаю. Ну потом?

Настя:  Позвольте-с, расскажу все по порядку. Вот пришли мы к самому обеду. Комната была полна народу. Были колбинские, захарьевские, приказчица с дочерьми, хлупинские.

Лиза:  Ну! А Берестов?

Настя: Погодите-с. Вот мы сели за стол, приказчица на первом месте, я подле нее… а дочери и надулись, да мне наплевать на них…

Лиза:  Ах…как ты скучна со своими подробностями!

Настя:  Да как же вы нетерпеливы! Ну вот, вышли мы все из-за стола…а сидели мы часа три, и обед был славный. Пирожное блан-манже синее, красное и полосатое…Вот вышли мы все из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился.

Лиза:  Ну что ж? правда ли, что он хорош собой7

Настя:  Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…

Лиза: Право? А я так думала, что у него лицо бледное. Что же? Какой он тебе показался? Печален, задумчив?

Настя:  Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

Лиза:  С вами в горелки? Невозможно!

Настя:  Очень возможно! Да что еще выдумал! Поймает, и ну целовать.

Лиза:  Воля твоя…ты врешь.

Настя:  Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день с нами так и провозился.

Лиза:  Да как же говорят, он влюблен и ни на кого не смотрит?

Настя:  Не знаю-с, а на меня так уж слишком смотрел, да и Таню, приказчикову дочь тоже; да и на Пашу колбинскую, да грех сказать, никого не обидел, такой баловник!

Лиза:  Это удивительно! А что в доме про него слышно?

Настя:  Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно не хорошо: за девушками слишком любит гоняться.

Лиза:  Как бы мне хотелось его видеть!

Настя:  Да что ж тут мудреного? Тугилово от нас недалеко, всего 3 версты: подите гулять в ту сторону или поезжайте верхом, вы, верно, встретите его. Он же всякий день рано поутру ходит с ружьем на охоту.

Лиза:  Да нет, нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре, так и мне все же нельзя будет с ним познакомиться…Знаешь ли что? Наряжусь-ка я крестьянкою!

Настя:  И в самом деле: наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте в Тугилово: ручаюсь вам, что Берестов уж вас не прозевает.

Пушкин:   16 февраля, за 2 дня до свадьбы, в доме Павла Нащокина я встретился с молодой певицей из московского цыганского хора.

/ входят цыгане/

Таня:  позолоти ручку, Александр Сергеевич, нагадаю тебе судьбу твою. Ждет тебя невеста красивая, свадьба счастливая, а потом унылая…Будешь страдать и писать, а потом дорога тебя ждет ранняя…Эх! Жизнь моя цыганская! Спляши со мной – развеешься!

/исполняется цыганский танец/

Ведущий:  Много лет спустя цыганка Таня, вспоминая об этом вечере, рассказала, как поэт, очнувшись то мыслей, попросил ее спеть…

Таня:  Говорю ему, Александр Сергеевич, дай вам Бог…Только на сердце у меня самой невесело. И думая об этом, запела я Пушкину песню:

              Ах, матушка, что так в поле пыльно,

              Государыня, что так пыльно?

              Кони разыгралися…

              А чьи-то кони, чьи-то кони?

     Кони Александра Сергеевича…

Пою, а на сердце грусть-тоска. Как вдруг слышу: зарыдал Пушкин. Подняла я глаза, а он рукой за голову схватился и говорит: «Ах, эта песня все во мне перевернула, она мне не радость, а большую потерю предвещает!»

/цыгане с песнями уходят/

Ведущий:  18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитских ворот, Пушкин и Натали были обвенчаны. В ту пору известная всему высшему свету Долли Фикельмон, внучка Кутузова и жена австрийского посланника, имела славу предсказательницы. Она вела дневник. И после первого приема, сделанного семьей Пушкиных, записала следующее: «Жена его, Пушкина, прекрасное созданье, но это меланхолическое и тихое выражение лица похоже на предчувствие несчастья. Лицо мужа и жены не предсказывают ни спокойствия, ни тихой радости в будущем. У Пушкина видны все порывы страстей, у жены – вся меланхолия отречения от себя. Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всем её облике. Эта женщина не будет счастлива. Голова ее склоняется, и весь облик как будто говорит: «Я страдаю». Но какую же трудную ей предстоит нести судьбу – быть женой поэта, и такого поэта, как Пушкин..»

Старик: Это был брак не красавицы и первого поэта России, а двух людей, любивших друг друга. Их любовь проявлялась в невозможности жить подолгу вдали друг от друга, в трогательном беспокойстве друг о друге. Читал ты их письма? Ну да нет, конечно. А сколько в них пленительной нежности, нежной заботы, высокого достоинства в каждом  порыве чувства.

/на фоне музыки П.И.Чайковского «Натали»/

Пушкин /пишет письмо/:  Мой ангел, ваша любовь – единственная вещь на свете…Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье.

Натали:  Вы бесконечно внимательны ко мне. Ваши глаза, когда вы смотрите на меня, полны такой нежной, такой искренней радостью, что я не могу скрыть ни смущения своего, ни удовольствия.

Пушкин:  Но в вас так много увлекательного. И эта тихая благородная стройность в обращении, прелесть высшего общества, а между тем что-то живое, снисходительное, доброродное. Никогда ничего резкого, жестокого не нахожу в суждениях ваших. И я час от часу все более в вас влюбляюсь.

Натали:  Я испытываю к вам беспредельную благодарность и гордость за вас. Мы все с восторгом читали «Евгения Онегина», стихи и прозу вашу.

Ведущий: Письма Пушкина к Наталье Николаевне необычайно искренни. В сравнительно короткий период совместной жизни (6 лет) Пушкин несколько раз  покидал Петербург и наибольшее количество писем (64) было написано им жене.

/музыка Г.Свиридова к повести «Метель»/

Пушкин: «Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать и  (смерти) старости нечего бояться»

Ведущий:  Но супружеское счастье длилось всего шесть лет. Год 1837 –                 трагический для поэта и его жены. Их будущее было разрушено Дантесом. И уже ничего нельзя было изменить: всё ближе и ближе роковой день дуэли. Да, эту женщину впереди ждали страдания, нелестная людская молва и непреходящая боль.

/ исполняется песня «О, Натали» в исполнении Н.Баскова, слова А.Дементьева, музыка Е.Мартынова/


Родное имя - "Натали" -
Звучит загадочно и грустно,
Он с нею рядом и вдали,
Весь полон трепетного чувства.
Летят куда-то журавли,
А он с любимой быть не волен,
Его тоску по Натали
Хранила Болдинская осень.

О, Натали, он знал,
Что нет любви без песен,
А жизнь всего одна,
И мир для счастья тесен.
О, Натали, он знал,
Над ним судьба не властна,
И не твоя вина,
Что ты была прекрасна.

Не ведал мир такой любви,
Не ведал мир такой печали,
Он ей дарил стихи свои,
Что для нее в душе звучали.
Он столько лет в нее влюблен,
Его любовь неповторима,
И в каждом звуке слышат он
Ее божественное имя.

И даже в тяжкий смертный час,
Назло сомненьям и обидам,
Свою любовь в последний раз
Улыбкой вновь благословит он.
Прошли года... Пройдут века...
Его любовь осталась с нами,
И так же трепетна строка,
И так же искренне признанье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пушкин и Натали"

Литературно-музыкальная композиция для внеклассной работы по литературе в 9 классе...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НАТЕМУ: «САМОВОСПИТАНИЕ В РАННЕЙ ЮНОСТИ»

В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребёнок, поэтому в качестве важнейшего развития часто называют самовоспитание, которое подчёркивает целенаправленные действ...

В.В Маяковский. Анализ стихотворения "Нате!" (литературоведческий блок и методический блок)

Подробный анализ стихотворения В.В. Маяковского "Нате!" с методическими рекомендациями....

Элективный курс натему: "История моей семьи в истории моей страны"

Программа курса рассчитана на обучающихся 9 класса, как предпрофильная подготовка. Возможно использование и в 10-11 классах как факультатив. Программа рассчитана на 18 часов. Итогом работы должна стат...

Литературно – музыкальная композиция « Пушкин и Натали»

Представляя  литературно – музыкальную композицию, мы хотим рассказать вам о самых прекрасных и самых трагических страницах из жизни А.С.Пушкина.  По шутливому признанию поэта, Гончаров...

сценарий литературной гостиной "О, Натали, он знал..."

Сценарий литературной гостиной, посвященной жизни Натальи Николаевны Гончаровой...