Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке
план-конспект урока по истории (7 класс)
Урок разработан в виде урока-экскурсии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kultura_i_povsedenevnaya_zhizn_rossii_v_16_v.docx | 27.48 КБ |
marshrutnyy_list_zadaniy.docx | 161.8 КБ |
muzykalnaya_kultura_v_rossii_16_v.pptx | 1.07 МБ |
arhitektura_rossii.pptx | 339.27 КБ |
religioznye_prazdnki_i_povsednevnyy_byt_narodov_rossii_v_16_v.pptx | 516.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Культура и повседневная жизнь народов России в 16 в.»
Цели и задачи: познакомить с особенностями развития культуры народов России XVI в., достижениями в духовной и материальной жизни; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры в XVI в.
Планируемые результаты: предметные: дать определения понятий: шатровый стиль, хронограф, иконопись, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия особенностей развития российской культуры в XVI в. во время кскурсии; называть литературные произведения и памятники культуры XVI в.;
метапредметные УУД— I) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: осуществлять рефлексию своей деятельности;
3) познавательные: работать с разными источниками информации;
4)личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению духовной и материальной культуры России через проектирование экскурсии
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: Слайдовые презентации на тему: «Культура и повседневная жизнь народов России XVI в.».
Ход урока:
- Оргмомент
- Актуализация знаний
Прием «Горячий стул»:
Имя отца Ивана Грозного (Василий 3)
Сколько лет было Ивану 4, когда умер его отец? (3 года)
Кто стал регентом после смерти Василия 3? (Елена Глинская – мать Ивана 4)
Сколько лет правила Елена Глинская (5 лет) 1533—1538 гг.
1533—1584 гг. — княжение (с 1547 г. — царствование) Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного)
1550 г. — принятие Судебника Ивана IV
1552 г. — взятие русскими войсками Казани
1556 г. — присоединение к России Астраханского ханства
1581 г. – первый поход в Сибирь Ермака
1558-1583 – Ливонская война
1566-1572 – опричнина
1584—1598 гг. — царствование Фёдора Ивановича
3. Изучение новой темы
Сегодня мы посетим экскурсию на тему «Культура и повседневная жизнь народов России в 16 в». С целями экскурсии ребята-экскурсоводы ознакомят вас во время информационного путешествия.
Учитель. Особенности развития культуры России в 16 веке
Создание единого государства привело к изменениям во сферах жизни общества, в том числе и культурных. В 16 веке культура России переживала культурный подъем.
В это время начинается образование единой русской культуры, которая складывалась на основе культурных достижений всех русских земель, а также народов, с которыми имели тесные связи.
В 16 веке в произведениях культуры отражались исторические события, а также проблемы, стоявшие перед Россией. В них преобладала героическая тематика, выражались идеи патриотизма, крепкой государственной власти. Но также все больший интерес проявлялся к внутреннему миру человека.
Духовная и культурная жизнь России по прежнему находится под влиянием православной церкви.
Информационный проект «Экскурсия»
1 пара экскурсоводов (обучающихся) «Начало книгопечатания»
С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение открыть в Москве и других городах при церквях и монастырях училища, «чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в каждом граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет.
В 16 веке грамотность русского населении, независимо от общественного положения составляла примерно 15%. Более того, дети крестьян были значительно более образованными, чем дети городских жителей.
Обучение детей проводилось в частных школах при церквях и монастырях. Однако самой важной наукой оставалась церковная грамота, она вытесняла на второй план арифметику и грамматику.
Важнейшим прорывом в науке и образовании стало начало книгопечатание. В России открывались первые типографии. Первыми печатными книгами были «Священное писание» и «Апостол». Благодаря профессионализму отцп книгопечатания России Ивана Федорова, книги не только печатались, но еще и существенно редактировались: он делал свои точные переводы Библии и других книг на русский язык.
К сожалению, книгопечатание не сделало книги более доступными для простых людей, так как печаталась в основном литература для служителей церкви. Многие светские книги по-прежнему переписывались от руки.
В 1564 году в Москве на Печатном дворе Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую датированную книгу «Апостол». В 1565 году был издан «Часословец» - первая русская книга для обучения грамоте.
В первой половине 16 века круг людей, близких к митрополиту Макарию создали знаменитые «Четьи Минеи». «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, употреблявшихся при богослужении. «Минеи» - сборники, где произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать.
В XVI в. Сильвестром был написан знаменитый «Домострой», содержавший наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов.
2 пара экскурсоводов «Публицистика».
Проблема укрепления государственной власти, ее авторитета как внутри страны, так и за ее пределами в XVI в. интересует русское общество. Это привело к появлению нового литературного жанра – публицистике. Одним из самых интересных публицистов в то время был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных к Ивану Грозному, он предлагал проекты реформ, которые должны были укрепить самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство.
Вопросы о церковной власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Свои взгляды Курбский изложил в «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану Грозному.
В середине 60-х гг. XVI в. неизвестным автором было написано «Сказание о царстве Казанском» («Казанская история»).
3 пара экскурсоводов «Архитектура»
Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Российского государства. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимавшиеся вопросами архитектурного облика столицы: «Городовой приказ», «Приказ каменных дел». Москва становится центром русского зодчества. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдаленные города. Изменился внешний облик Московского кремля. С его территории выведены почти все боярские усадьбы, выселены ремесленники и торговцы. Кремль стал административным и духовным центром Российского государства. Здесь появились торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения – Печатный и Посольский дворы, здания Приказов.
Особенно ярко художественные достоинства архитектуры России XVI в. появились в церковных постройках. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стала церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенское, воздвигнутая в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника – будущего царя Ивана Грозного.
- Закрепление изученного материала
Заполнение маршрутного листа (самостоятельная работа)
- Оценивание
Анкета для проверки уровня адекватности самооценки
№ п/п | Вопросы | Выберите один из предложенных вариантов, отвечая на вопросы анкеты | ||||
Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | |||
1. | Мне понравился урок | |||||
2. | Я справился со всеми заданиями, предложенными на уроке | |||||
3. | Я приобрёл полезные знания на уроке | |||||
4. | Я хочу изучить дополнительную литературу по теме урока |
- Домашнее задание: выучить термины на стр. 111.
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист заданий
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.
Фамилия, имя______________________________________________________
КНИГОПЕЧАТАНИЕ В РОССИИ (XVI в.)
Задание 1.
Используя пункт 3 (с. 102) и дополнительные источники знания (информационную экскурсию ребят), заполните пропуски в тексте. (2 балла)
В____ году в. г. Москва на Печатном дворе Иван Федоров и его помощник ___________________напечатали первую русскую точно датированную книгу ______________.
Задание 2.
Восполните в схеме недостающее звено. (2 балла)
Задание 3.
От имени Ивана Федорова «убедите» царя Ивана IV Грозного в необходимости и преимуществах печатного способа издания книг. Укажите не менее двух аргументов.(3б.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Прочитайте отрывок из книги «Домострой» (поучения и наставления) и ответьте письменно на вопросы.
«Как детей учить и страхом спасать. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет <…> Не улыбайся ему, не играй с ним <…> Не дай ему власти в юности, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе, ибо в таком случае будет больно твоей душе, убыточно дому твоему, будет погибель имени твоему, укоризна от соседей, пред властью претерпишь разные неприятности».
- Каким образом автор книги «Домострой» относится к физическому наказанию детей? (1 б.)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выскажите свое отношение к утверждению автора: «Битьем воспитывать можно». Как доказать что эта реакция эффективна/неэффективна? (3б.)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему автор книги «Домострой» говорит о том, что нельзя давать власти в юности? (2 б.)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АРХИТЕКТУРА РОССИИ (XVI в.)
Задание 5. Рассмотрите иллюстрации.
______________________ _______________________ ________________________
- Подпиши название каждого храма. Укажите век, в котором возведен этот храм.(3 б.)
- Определите к какому из храмов относятся слова французского композитора Г. Берлиоза: «Ничто в жизни так не поразило меня, как памятник древнерусского зодчества в с. Коломенском…Это какой-то новый вид архитектуры…».( 1 б.)______________________
- Укажите архитектурное новшество, которое поразило Берлиоза. (1 б.)____________________________________________________________
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ (XVI в.)
Задание 6. Закончи предложение. (За каждое правильно вставленное слово/словосочетание 1 б)
1)Основным жанром музыкальной культуры в России XVI в. было_____________________
2)Тексты для церковных песнопений __________________________________
3)Музыкальные инструменты у русских___________, карелов_____________, башкир и татар_____________________, марийцев________________, удмуртов___________________.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ (XVI в.)
Задание 7. Рассмотрите репродукцию картины «Церковь воинствующая»
1)Какому событию посвящена икона-картина. (1 б.)_____________________________________
2)Предположите, почему икона, посвященная реальному историческому событию, получила такое название? (3 б.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания выступления (экскурсии)
Владение материалом – до 3 б
Владение приемами показа – до 3 б.
Эмоциональность и культура речи – до 3 б.
Коммуникативная культура – 1 б.
Артистизм – до 3 б.
Приведены существенные признаки основных понятий темы – до 3б.
Умение ответить на вопросы по своей теме – до 2 б.
Сотрудничество, работа в команде – до 3 б.
Внешний вид – 1 б.
Заявка на оценку (проведение экскурсии):
«5» - 22 б.
«4» -17-21 б.
«3» - 11-16 б.
Заявка на оценку (маршрутный лист):
«5» - 29 б. и более
«4» -21-28 б.
«3» - 14-20 б.
№ п/п | Вопросы | Выберите один из предложенных вариантов, отвечая на вопросы анкеты | ||||
Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | |||
1. | Мне понравился урок | |||||
2. | Я справился со всеми заданиями, предложенными на уроке | |||||
3. | Я приобрёл полезные знания на уроке | |||||
4. | Я хочу изучить дополнительную литературу по теме урока |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стихиры – тексты для церковных песнопений
Музыкальные инструменты народов России XVI века У русских - гусли
У карелов - кантеле
У башкир и татар – курай (флейта)
У марийцев – барабан, свирель, деревянная труба
У удмуртов – продольная флейта, свирель
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В честь рождения наследника, будущего Ивана Грозного, Василий III приказал построить церковь Вознесения в Коломенском. Предположительно её архитектором стал Петрок Малой, приехавший из Италии.
Вершиной русского зодчества XVI века считается Покровский собор в Москве. Также его называют храмом Василия Блаженного. Построен он был в честь взятия Казани. Над строительством храма работали русские мастера Барма и Постник. Существует легенда, что Иван Грозный приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли построить ещё один такой храм.
Первый Успенский собор в Москве был заложен 4 августа 1326 года при Иване Калите , освящён 14 августа 1327 года. Основал его Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, перенёсший свой престол из Владимира в Москву.
Спасибо за внимание . А теперь вопросы .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Православный религиозный праздник Пасха
Обрядовые Игрища - Колядки
Повседневный быт народности карелов
Повседневный быт Мордвы
Повседневный быт Татар
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повседневная жизнь европейцев в XVI- XVII веках.
История Нового времени. Тема урока: Повседневная жизнь.Тип урока: урок - исследованиеКласс: 7А Цели:Изучить основы мировоззрения и повседневной жизни европейцев в XVI-XVIIвеках.Развитие умений об...
Презентация к уроку истории в 7 классе по теме "Культура и повседневная жизнь народов России в ХVI веке"
ПРезентация содержит материал к методическим рекомендациям урока...
Разработка урока истории в 7 классе «Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII»
УМК «История России» 7 класс, под редакцией А.В. Торкунова.Цель: познакомить с повседневной жизнью народов России в XVII в., характеризовать ее особенности.Планируемые результаты:Пред...
Культура и повседневная жизнь народов России в 16 в.
Культура и повседневная жизнь народов России в 16 в. (с.100-108)1)Андрей Рублев - выдающийся русский…………………&he...
Повседневная жизнь населения России в XIX в.
Презентация...
7 класс: рабочий лист по теме «Культура народов России в ХVII веке»
Параграф № 26. Тема «Культура народов России в ХVII веке»....
Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России
Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрн...