Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке
план-конспект урока по истории (7 класс)

Кайнова Оксана Анатольевна

Урок разработан в виде урока-экскурсии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Культура и повседневная жизнь народов России в 16 в.»

 Цели и задачи: познакомить с особенностями развития культуры народов России XVI в., достижениями в духовной и материальной жизни; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры в XVI в.

Планируемые результаты: предметные: дать определения понятий:  шатровый стиль, хронограф, иконопись, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия особенностей развития российской культуры в XVI в. во время кскурсии; называть литературные произведения и памятники культуры XVI в.; 

метапредметные УУД— I) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: осуществлять рефлексию своей деятельности;

3) познавательные: работать с разными источниками информации; 

4)личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению духовной и материальной культуры России через проектирование экскурсии

Тип урока: урок изучения нового материала. 
Оборудование: Слайдовые презентации на тему:  «Культура и повседневная жизнь народов России XVI в.».

Ход урока:

  1. Оргмомент
  2. Актуализация знаний

Прием «Горячий стул»:

Имя отца Ивана Грозного (Василий 3)

Сколько лет было Ивану 4, когда умер его отец? (3 года)

Кто стал регентом после смерти Василия 3? (Елена Глинская – мать Ивана 4)

Сколько лет правила Елена Глинская (5 лет) 1533—1538 гг.

1533—1584 гг. — княжение (с 1547 г. — царствование) Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного)

1550 г. — принятие Судебника Ивана IV

1552 г. — взятие русскими войсками Казани

1556 г. — присоединение к России Астраханского ханства

1581 г. – первый поход в Сибирь Ермака

1558-1583 – Ливонская война

1566-1572 – опричнина

1584—1598 гг. — царствование Фёдора Ивановича

3. Изучение новой темы

Сегодня мы посетим экскурсию на тему «Культура и повседневная жизнь народов России в 16 в». С целями экскурсии ребята-экскурсоводы ознакомят вас во время информационного путешествия.

Учитель. Особенности развития культуры России в 16 веке

Создание единого государства привело к изменениям во сферах жизни общества, в том числе и культурных. В 16 веке культура России переживала культурный подъем.

В это время начинается образование единой русской культуры, которая складывалась на основе культурных достижений всех русских земель, а также народов, с которыми имели тесные связи.

В 16 веке в произведениях культуры отражались исторические события, а также проблемы, стоявшие перед Россией. В них преобладала героическая тематика, выражались идеи патриотизма, крепкой государственной власти. Но также все больший интерес проявлялся к внутреннему миру человека.

Духовная и культурная жизнь России по прежнему находится под влиянием православной церкви.

Информационный проект «Экскурсия»

1 пара экскурсоводов (обучающихся) «Начало книгопечатания»

С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение открыть в Москве и других городах при церквях и монастырях училища, «чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в каждом граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет.

В 16 веке грамотность русского населении, независимо от общественного положения составляла примерно 15%. Более того, дети крестьян были значительно более образованными, чем дети городских жителей.

Обучение детей проводилось в частных школах при церквях и монастырях. Однако самой важной наукой оставалась церковная грамота, она вытесняла на второй план арифметику и грамматику.

Важнейшим прорывом в науке и образовании стало начало книгопечатание. В России открывались первые типографии. Первыми печатными книгами были «Священное писание» и «Апостол». Благодаря профессионализму отцп книгопечатания России Ивана Федорова, книги не только печатались, но еще и существенно  редактировались: он делал свои точные переводы Библии и других книг на русский язык.

К сожалению, книгопечатание не сделало книги более доступными для простых людей, так как печаталась в основном литература для служителей церкви. Многие светские книги по-прежнему переписывались от руки.

В 1564 году в Москве на Печатном дворе Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую датированную книгу «Апостол». В 1565 году был издан «Часословец» - первая русская книга для обучения грамоте.

В первой половине 16 века круг людей, близких к митрополиту Макарию создали знаменитые «Четьи Минеи». «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, употреблявшихся при богослужении. «Минеи» - сборники, где произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать.

В XVI в. Сильвестром был написан знаменитый «Домострой», содержавший наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов.

2 пара экскурсоводов «Публицистика».

Проблема укрепления государственной власти, ее авторитета как внутри страны, так и за ее пределами в XVI в. интересует русское общество. Это привело к появлению нового литературного жанра – публицистике. Одним из самых интересных публицистов в то время был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных к Ивану Грозному, он предлагал проекты реформ, которые должны были укрепить самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство.

Вопросы о церковной власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Свои взгляды Курбский изложил в «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану Грозному.

В середине 60-х гг. XVI в. неизвестным автором было написано «Сказание о царстве Казанском» («Казанская история»).

3 пара экскурсоводов «Архитектура»

Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Российского государства. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимавшиеся вопросами архитектурного облика столицы: «Городовой приказ», «Приказ каменных дел». Москва становится центром русского зодчества. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдаленные города. Изменился внешний облик Московского кремля. С его территории выведены почти все боярские усадьбы, выселены ремесленники и торговцы. Кремль стал административным и духовным центром Российского государства. Здесь появились торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения – Печатный и Посольский дворы, здания Приказов.

Особенно ярко художественные достоинства архитектуры России XVI в. появились в церковных постройках. Выдающимся  памятником шатровой архитектуры стала церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенское, воздвигнутая в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника – будущего царя Ивана Грозного.

  1. Закрепление изученного материала

Заполнение маршрутного листа (самостоятельная работа)

  1. Оценивание

Анкета для проверки уровня адекватности самооценки

№ п/п

Вопросы

Выберите один из предложенных вариантов, отвечая на вопросы анкеты

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

1.

Мне понравился урок

2.

Я справился со всеми заданиями, предложенными на уроке

3.

Я приобрёл полезные знания на уроке

4.

Я хочу изучить дополнительную литературу по теме урока

  1. Домашнее задание: выучить термины на стр. 111.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист заданий

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

Фамилия, имя______________________________________________________

КНИГОПЕЧАТАНИЕ В РОССИИ (XVI в.)

Задание 1.

Используя пункт 3 (с. 102) и дополнительные источники знания (информационную экскурсию ребят), заполните пропуски в тексте. (2 балла)

В____ году  в. г. Москва на Печатном дворе Иван Федоров и его помощник ___________________напечатали первую русскую точно датированную книгу ______________.

Задание 2.

Восполните в схеме недостающее звено. (2 балла)

Задание 3.

От имени Ивана Федорова «убедите» царя Ивана IV Грозного в необходимости и преимуществах печатного способа издания книг. Укажите не менее двух  аргументов.(3б.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Прочитайте отрывок из книги «Домострой» (поучения и наставления) и ответьте письменно на вопросы.

«Как детей учить и страхом спасать. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет <…> Не улыбайся ему, не играй с ним <…> Не дай ему власти в юности, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе, ибо в таком случае будет больно твоей душе, убыточно дому твоему, будет погибель имени твоему, укоризна от соседей, пред властью претерпишь разные неприятности».

  1. Каким образом автор книги «Домострой» относится к физическому наказанию детей? (1 б.)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Выскажите свое отношение к утверждению автора: «Битьем воспитывать можно». Как доказать что эта реакция эффективна/неэффективна? (3б.)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Почему  автор книги «Домострой» говорит о том, что нельзя давать власти в юности? (2 б.)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АРХИТЕКТУРА РОССИИ (XVI в.)

Задание 5.  Рассмотрите иллюстрации.

C:\Users\User\Desktop\успенский собор в москве.jpg      C:\Users\User\Desktop\церковь вознесения в коломенском.jpg          Оригинальное фото Собор Василия Блаженного (Покровский Собор) сделано в Россия, Москва - автор Эля Шитова

______________________        _______________________      ________________________

  1. Подпиши название каждого храма. Укажите век, в котором возведен этот храм.(3 б.)
  2. Определите к какому из храмов относятся слова французского композитора Г. Берлиоза: «Ничто в жизни так не поразило меня, как памятник древнерусского зодчества в с. Коломенском…Это какой-то новый вид архитектуры…».( 1 б.)______________________
  3. Укажите архитектурное новшество, которое поразило Берлиоза. (1 б.)____________________________________________________________

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ (XVI в.)

Задание 6.  Закончи предложение. (За каждое правильно вставленное слово/словосочетание 1 б)

1)Основным жанром музыкальной культуры в России XVI в. было_____________________

2)Тексты для церковных песнопений __________________________________

3)Музыкальные инструменты у русских___________, карелов_____________, башкир и татар_____________________, марийцев________________, удмуртов___________________.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ (XVI в.)

Задание 7. Рассмотрите репродукцию картины «Церковь воинствующая»

Картинки по запросу "репродукция картины церковь воинствующая"

1)Какому событию посвящена икона-картина. (1 б.)_____________________________________

2)Предположите, почему икона, посвященная реальному историческому событию, получила такое название? (3 б.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценивания выступления (экскурсии)

Владение материалом – до 3 б

Владение приемами показа – до 3 б.

Эмоциональность и культура речи – до 3 б.

Коммуникативная культура – 1 б.

Артистизм – до 3 б.

Приведены существенные признаки основных понятий темы – до 3б.

Умение ответить на вопросы  по своей теме – до 2 б.

Сотрудничество, работа в команде – до 3 б.

Внешний вид – 1 б.

Заявка на оценку (проведение экскурсии):

«5» - 22 б.

«4» -17-21 б.

«3» - 11-16 б.

Заявка на оценку (маршрутный лист):

«5» - 29 б. и более

«4» -21-28 б.

«3» - 14-20 б.

№ п/п

Вопросы

Выберите один из предложенных вариантов, отвечая на вопросы анкеты

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

1.

Мне понравился урок

2.

Я справился со всеми заданиями, предложенными на уроке

3.

Я приобрёл полезные знания на уроке

4.

Я хочу изучить дополнительную литературу по теме урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальная культура России в XVI веке МБОУ «Танзыбейская СШ»

Слайд 3

Стихиры – тексты для церковных песнопений

Слайд 4

Музыкальные инструменты народов России XVI века У русских - гусли

Слайд 5

У карелов - кантеле

Слайд 6

У башкир и татар – курай (флейта)

Слайд 7

У марийцев – барабан, свирель, деревянная труба

Слайд 8

У удмуртов – продольная флейта, свирель

Слайд 9

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Архитектура России XVI в. Экскурсоводы : Рогов Игорь и Макаров Андрей . Куратор : Кайнова Оксана Анатольевна МБОУ ,, Танзыбейская СШ ”

Слайд 2

В честь рождения наследника, будущего Ивана Грозного, Василий III приказал построить церковь Вознесения в Коломенском. Предположительно её архитектором стал Петрок Малой, приехавший из Италии.

Слайд 3

Вершиной русского зодчества XVI века считается Покровский собор в Москве. Также его называют храмом Василия Блаженного. Построен он был в честь взятия Казани. Над строительством храма работали русские мастера Барма и Постник. Существует легенда, что Иван Грозный приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли построить ещё один такой храм.

Слайд 4

Первый Успенский собор в Москве был заложен 4 августа 1326 года при Иване Калите , освящён 14 августа 1327 года. Основал его Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, перенёсший свой престол из Владимира в Москву.

Слайд 5

Спасибо за внимание . А теперь вопросы .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экскурсоводы: Дымова Валерия и Васильев Иван Куратор: Кайнова О.А.

Слайд 2

Православный религиозный праздник Пасха

Слайд 3

Обрядовые Игрища - Колядки

Слайд 4

Повседневный быт народности карелов

Слайд 5

Повседневный быт Мордвы

Слайд 6

Повседневный быт Татар

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повседневная жизнь европейцев в XVI- XVII веках.

История Нового времени. Тема урока: Повседневная жизнь.Тип урока: урок - исследованиеКласс: 7А Цели:Изучить основы мировоззрения и повседневной жизни европейцев в XVI-XVIIвеках.Развитие умений об...

Презентация к уроку истории в 7 классе по теме "Культура и повседневная жизнь народов России в ХVI веке"

ПРезентация содержит материал к методическим рекомендациям урока...

Разработка урока истории в 7 классе «Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII»

УМК «История России» 7 класс, под редакцией А.В. Торкунова.Цель: познакомить с повседневной жизнью народов России в XVII в., характеризовать ее особенности.Планируемые результаты:Пред...

Культура и повседневная жизнь народов России в 16 в.

         Культура и повседневная жизнь народов России в 16 в. (с.100-108)1)Андрей Рублев - выдающийся русский…………………&he...

7 класс: рабочий лист по теме «Культура народов России в ХVII веке»

Параграф № 26. Тема «Культура народов России в ХVII веке»....

Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России

Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрн...