Характеристика внутренней политики Михаила Горбачева в СССР
учебно-методический материал по истории (11 класс)
Урок истории построен в Способе диалектического обучения. На основе ДМК развивается критическое мышление обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_pravlenie_gorbacheva.docx | 259.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Характеристика внутренней политики М. Горбачева в СССР (11 класс)
ЦЕЛЬ: анализируя учебную и историческую литературу определить роль реформ М.Горбачева для общества и для государства СССР.
ЗАДАЧИ:
Образно-развивающая цель:
1. Применение опорных понятий: политика, внутренняя политика, ускорение, гласность, сферы жизни общества, реформа.
2. Формирование у школьников оценочных суждений на основе обобщения событий и явлений, расширение представления о роли и значении личности в истории.
3.Овладение умениями критического мышления, анализа, аргументированного доказательства, работы с разными видами источников;
Воспитательная цель:
Способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;
Тип урока: повторительно-обобщающий.
ОБОРУДОВАНИЕ: тетради; учебник «История России» (Горинов М.М., Данилов А.А., и др.) под редакцией Торкунова А.В.; подборка дополнительного материала, посвященного характеристике внутренней политики М. Горбачева; видеопроектор, компьютер, презентация «Внутренняя политика М.Горбачева».
Ход урока:
I. Орг.момент (Заявка на оценку, критерии оценивания)
II. Мотивация на урок
Эпиграф к уроку: (Слайд 1.)“История – это фонарь, который светит из прошлого и освещает настоящее и будущее”
- Как вы понимаете смысл высказывания? (необходимо знать прошлое, чтобы не сделать ошибок в настоящем и будущем, учиться на ошибках прошлого).
Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы. Историки спорят :
-«Советская история свидетельствует, что ее лидеры, особенно после смерти Сталина, плохо понимали созданную большевиками систему. Непонимание Горбачева оказалось смертельной ошибкой. Он похоронил свою личную власть, партию и государство». Михаил Геллер, советский историк.
+«Нужно признать, что президент Горбачев добился поразительных вещей, и целями его политики гласности, перестройки и демократизации являются свобода, демократия и экономическая свобода» Генри Киссинджер, госсекретарь США.
Сравните мнения М.Геллера и Г. Киссинджера, приведенные в данных текстах о внутренней политике М.Горбачева. В чем противоречие? Какой возникает вопрос? (мнения полностью отличаются друг от друга, возникает вопрос: почему существуют противоположные мнения на внутреннюю политику М. Горбачева в СССР?).
-Как вы считаете, какова тема нашего урока? (Характеристика (Противоречия) внутренней политики М. Горбачева. Определение темы урока)
-Сформулируйте цели на сегодняшний урок, используя карточку № 2.
(Каким образом М.Хрущев вводил новые реформы в СССР? Чем объяснить, что реформы М.Горбачева были противоречивыми для общества, государства? Почему М.Горбачев во внутренней политике взял курс на ускорение, гласность и перестройку? Вследствие чего в 1991 году произошел распад СССР?, и др.)
III. Актуализация имеющихся знаний
Субтест «Определение понятий»
Отметьте знаком «+» правильное содержание понятия и знаком «-« - неправильное.
1. | Политика – это деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственных или внешних отношений, определяемая интересами этой власти, партии, группы + | 1 б. |
2. | Внутренняя политика – это деятельность политического руководства страны по формулированию и реализации стратегий развития всех сфер внутренней жизни страны (национальных целей её развития), гармоничных интересов общества и соответствующих объективным условиям их реализации. + | 1 б. |
3. | Ускорение – это один из этапов реформ Л.И. Брежнева, когда принимаемые меры носили сугубо административный характер - | 1б. |
4. | Гласность – политический и юридический термин, обозначающий политику жесткой государственной цензуры - | 1б. |
5. | Перестройка - общее название реформ и новой идеологии советского партийного руководства, используемое для обозначения перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёвым в 1985—1991 годах. + | 1б. |
Итого: 5 баллов |
IV. Поиск решения проблемы.
б) – Итак, сегодня на уроке нам нужно выработать свое мнение о внутренней политике М.Горбачева на основе представленных текстов-характеристик, найти плюсы и минусы его внутренней политики и сделать соответствующий вывод.
Задания для учащихся. Индивидуальный труд учащихся. Прочитайте тексты и выполните задания.
Текст 1.
ТАСС. Виктор Садчиков, 2016 г.
Источник: https://histerl.ru/lectures/85/epoxa_gorbacheva.htm
Гласность.
В ходе перестройки сняты были не только экономические ограничения, но и идеологические. Была упразднена цензура. Западные радиостанции, вещавшие на русском языке, перестали глушить. Из ссылки вернулся известный диссидент академик А. Сахаров. Возобновился процесс реабилитации граждан, репрессированных в сталинский период. На телевидении появились передачи, в которых открыто обсуждались острые темы в режиме «открытый микрофон». Была предпринята попытка стимулировать потепление в отношениях с США средствами народной дипломатии. Большой резонанс имели телемосты, которые вели В. Познер и Ф. Донахью.
Перестройка
На XXVII съезде КПСС в 1986 г. по инициативе М. Горбачёва в программе партии заменили «построение коммунизма» на «совершенствование социализма». Была поставлена цель к 2000 году удвоить экономический потенциал СССР и обеспечить всех граждан жильём. Впервые слово «перестройка» прозвучало в Тольятти в ходе посещения М. Горбачёвым Волжского автозавода в 1986 году. В условиях бюджетного дефицита, вызванного падением цен на нефть и последствиями антиалкогольной кампании, экономическая модель страны была нежизнеспособна. Сказывалась также авария на Чернобыльской АЭС и экономические санкции, введённые США. Детально проработанного плана преобразований у руководства страны не было. Многое менялось на ходу. Например, борьба с нетрудовыми доходами, провозглашённая одной из главных задач перестройки закончилась, едва начавшись. Вместо неё был принят революционный для СССР закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» и ряд других законов, открывавших для граждан возможность законно заниматься предпринимательством. Элементы рыночной экономики внедрялись и на государственных предприятиях. Целью было повышение производительности труда. Использовались экономические стимулы, ставившие заработок в зависимость выработки. Хозрасчёт предполагал распределение части прибыли предприятия между работниками, что позволяло при высоких показателях зарабатывать больше. Ставка на самоокупаемость предприятий должна была снять нагрузку с бюджета. А бригадный подряд позволял небольшому коллективу стать субъектом экономической деятельности. Ожидаемого эффекта эти меры не дали.
На первом этапе перестройки в 1985–1987 гг. именно ускорение стало главным лозунгом. Новый курс подразумевал модернизацию экономики страны, внедрение новых методов хозяйствования и использование последних достижений научно-технического прогресса. Однако в реализации этих программ ставка была сделана на традиционные для СССР внеэкономические и административные меры, такие как создание дополнительных контролирующих органов на производстве…
Главной задачей "ускорения" было признано развитие машиностроительной отрасли, в которой советское руководство видело ключ к быстрому техническому перевооружению всего народного хозяйства.
Освобождение политзаключенных
- Более миллиона незаконно осужденных советских граждан были реабилитированы в 1988–1991 гг. в результате работы комиссии Политбюро ЦК КПСС "по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30–40-х и начала 50-х годов". Комиссия была создана 28 сентября 1987 г.
- Началом процесса освобождения политзаключенных стало возвращение из ссылки в Горьком (ныне – Нижний Новгород) одного из лидеров диссидентского движения академика Андрея Сахарова. Это произошло 23 декабря 1986 г. Освобождение заключенных началось в феврале следующего года.
Изменение Конституции и свободные выборы
Политическая реформа в СССР была проведена 1 декабря 1988 г. - в стране кардинально изменилась система верховной власти.
По инициативе Горбачева внеочередная сессия Верховного Совета СССР 11-го созыва приняла два закона: "Об изменениях и дополнениях Конституции СССР" и "О выборах народных депутатов СССР". Ранее выборы в Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти Советского Союза – проходили на безальтернативной основе под жестким контролем Коммунистической партии.
Согласно новому закону появилась возможность выдвигать независимых от КПСС кандидатов в новый верховный орган государства – Съезд народных депутатов СССР.
Была ликвидирована политическая монополия Коммунистической партии на власть. Решением Съезда была внесена поправка в ст. 6 Конституции СССР. В редакции Основного закона СССР 1977 г. ст. 6 гласила: "Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза". В новом варианте Конституции говорилось, что КПСС наравне с другими политическими партиями "участвует в выработке политики Советского государства".
Текст 2.
Политолог Ирина Муравьёва в книге «Горбачев — Ельцин: 1500 дней политического противостояния» так оценивала результаты горбачёвских, преобразований: «Итак, что оставил нам Горбачёв? С точки зрения его противников — распавшуюся державу, которая именовалась Советским Союзом; безудержную инфляцию, нищих на улицах; миллионеров и, как говорят, до 80 % людей у черты бедности. Но зато мы имеем имя Андрея Дмитриевича Сахарова и собственное прозрение, имеем книги Александра Исаевича Солженицына и постижение великой истины- «Человек» действительно может звучать гордо. Так ли мало?».
Текст 3.
Философы М. К. Горшков и Л. Н. Доброхотов в книге «Горбачёв- Ельцин: 1500 дней политического противостояния»: «Цена, уплаченная обществом за полученные духовные блага, оказалась непомерно великой, ибо на другой чаше весов - распад государства, экономики, социальных и национальных связей, правовой беспредел, плюс вместо «войны холодной» — очаги вполне горячих конфликтов».
Текст 4
Текст 5.
Народные частушки
Перестройка, перестройка, —
Нет ни мяса, ни муки.
Как бы с этой перестройки
Не ослабли мужики!
Перестройка нам приносит
Много разных авантюр:
За кило картошки просят
Кило сотенных купюр.
Вопросы и задания для общего обсуждения:
1. Какие исторические понятия обсуждаются в предложенных текстах? (Внутренняя политика, реформы, гласность, перестройка) (по 1 баллу за понятие).
2. Назовите содержательные характеристики данных понятий (по 1 баллу за определение понятия).
3. Сравните, используя карточку №3 (Сравнение), позицию авторов текстов 2 и 3 и постройте 1 суждение на сходство и 1 суждение на различие во мнениях авторов (2 балла за 1 суждение).
4. Сформулируйте 2 суждения на сравнение содержания текстов 4 и 5, используя карточку №3 (сравнение) (2 балла за суждение).
5. Сделайте вывод о позиции автора 1 текста. Свой ответ аргументируйте (до 3 баллов).
6. Почему недостаточно одного текста, чтобы определить характеристику внутренней политики Михаила Горбачева в СССР? (до 2 баллов)
7. С точки зрения какой позиции выступали на уроке Вы? Какое мнение о внутренней политике М.Горбачева в СССР на основе представленных текстов-характеристик выработали вы? Аргументируйте свой ответ.(до 4 баллов).
V. Простая кооперация. Обсуждение вопросов в группах.
1 группа формулирует суждения на сравнение позиций авторов текстов 2,3 (1 суждение на сходство, 1суждение на отличие);
2 группа формулирует суждения на сравнение позиций авторов текстов 4,5 (2 суждения);
3 группа вывод о позиции автора текста 1. Свой ответ аргументируйте.
VI. Сложная кооперация. Выступление от групп.
VII. Итог.
- Ваша оценка, как историка-исследователя о внутренней политике М.Горбачева. (ответы детей).
Владимир Путин, Президент России:
«Его заслуга в том, что он почувствовал необходимость перемен и попытался менять саму систему — проблема заключалась в том, что она сама по себе была негодной…».
Заявка на оценку:
«5» - 30 б. и более
«4» -23-29 б.
«3» - 15-22 б.
Критерии оценивания:
Определение понятий – 1 б.
Ответы на проблемные вопросы – до 2 б.
Формулирование суждений на сравнение – до 3 б.
Обобщение и оценка информации – до 4 б.
Активность на уроке – 1 б.
Самостоятельность – 1 б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "
Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...
обобщающий урок "Внутренняя политика России в начале XX века"
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Внутренняя политика России в начале XX века" (11 класс)...
Презентация для 9-го класса по теме:"Внутренняя политика СССР в 1964 - начале 80-х годов".
Презентацию по теме:" Внутренняя политика СССР в 1964- начале 80-х годов", удобно использовать для сопровождения урока по этой теме. Определяются изменения в политической системе, результаты экономиче...
Презентация по теме:" Внутренняя политика СССР в 1964 - начале 80-х годов".
Презентацию по теме: " Внутренняя политика СССР в 1964-начале 80-х годов" удобно использовать для сопровождения урока в 9-м классе по этой теме....
«Национальная политика Советского государства. Образование СССР»
Цель урока: охарактеризовать механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР....
Презентация к уроку внутренняя политика Ивана Грозного - характеристика личности царя.
В рамках изучения темы внутренняя политика Ивна Грозного одним из дискуссионных вопросов среди историков является личность самого царя. Презентация освящает и развеивает мифы о правителе. Разрабатывал...
Презентация - Достижения Новой Экономической политики в России и СССР 1921 -28 г.г. История России. 10 класс.
В этой презентации содержится информация по Истории России первой четверти 20 века....