Не столько о блокаде...
классный час по истории (8 класс)
Разработка классного часа для 8 класса по теме "Школа в условиях блокады Ленинграда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta._chudetskiy_a.n.docx | 22.05 КБ |
prezentatsiya_k_uroku._chudetskiy_a.n.pptx | 846.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Чудецкий Александр Николаевич Невский район, ГБОУ школа № 338 Используемый УМК: классный час проводится в рамках программы внеурочной деятельности «Идеи, факты, праздники: круговорот событий в жизни школы» Классный час 8 класс Номинация: «Лучший классный час» При проведении классного часа используются раздаточный материал (раскладывается на столы обучающихся до начала классного часа), презентация (выводится на экран с помощью проектора), видеоролик (выводится на экран с помощью проектора, требуются колонки). Раздаточные материалы, презентация и видеоролик приложены в технологической карте (видеоролик также доступен по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=Ww99UHr9fDI) | |||
Тема: Школа в условиях блокады Ленинграда Название классного часа: Не столько о блокаде... | Тип: классный час | ||
Цели классного часа: 1. ознакомить обучающихся с условиями жизни школьников периода блокады Ленинграда; 2. Сформировать учебную мотивацию в начале учебного года (классный час проводился 2 сентября 2019 года). | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные (краеведение, история): а) актуализировать знания обучающихся о блокаде Ленинграда; б) ознакомить обучающихся с основными вехами истории блокады и героической обороны Ленинграда; в) проанализировать условия жизни и обучения школьников блокадного Ленинграда. | Метапредметные: а) развить навыки анализа иллюстративного материала; б) способствовать формированию умения работать с картой. | Личностные: а) сформировать учебную мотивацию обучающихся в начале учебного года; б) способствовать развитию чувства сопереживания «маленькому человеку», живущему в условиях масштабных исторических событий; в) создать условия для обучения грамотной дискуссии, выражения мнения. | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
3 минуты Учитель включает видеозапись песни «Песня Ленинградки» («Ты знаешь, ты помнишь подруга...»), записанную на одном из концертов в присутствии ветеранов блокады Ленинграда. | Смотрят видеозапись. Выражают личностное отношение в теме песни. | ||
3 минуты Учитель организует беседу по вопросам: 1. какой теме посвящена песня? 2. кого вы могли заметить среди зрителей в зале? 3. Какие эмоции вы могли прочитать на их лицах? 4. Песня записана в 2010 году. Сколько ориентировочно лет тем, кого мы только что упоминали? 5. Сколько им было лет во время блокады Ленинграда, учитывая, что запись песни сделана в 2010 году? 6. Кем могли они быть во время блокады? 7. Учитель подчеркивает, что многие из них были школьниками и учились во время блокады Ленинграда. Предлагает тему классного часа: «Не столько о блокаде...» (СЛАЙД 2). Предлагает подумать, почему он носит именно такое название | Ориентировочные ответы обучающихся: 1. Блокаде Ленинграде; 2. Ветеранов войны; жителей блокадного города; 3. Горечь: чувство беды; чувство гордости за Родину; 4. 70-80 лет; 5. 10-20 лет; 6. Защитниками Родины, участниками войны, детьми, подростками, студентами, школьниками. | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
3 минуты Учитель обращает внимание на выданную хронологическую ленту в распечатках (заранее подготовлена на столах) и предлагает в группах по 3-4 человека вспомнить эти даты и подписать их на распечатанных хронологических лентах. | Обучающиеся работают в группах по 3-4 человека (в начале классного часа следует предупредить обучающимся, что им в ходе классного часа необходимо будет объединиться в группы). Обсуждают даты. Приходят к общему решению. Подписывают даты. | ||
7 минут Учитель инициирует коллективное обсуждение материала (выводится СЛАЙД 4). 1. обращает внимание на даты «1 сентября 1939 года» и «22 июня 1941 года». Выслушивает ответы обучающихся. При необходимости (после предположений обучающихся) объясняет отличия понятий «Вторая мировая война» и «Великая Отечественная война» 2. обращает внимание даты «8/9 мая 1945 года» и «2 сентября 1945 года». Выслушивает ответы обучающихся. При необходимости объясняет, что окончание Великой Отечественной войны и Второй мировой войны произошли в разное время. Поясняет (после предположений обучающихся), почему завершение Великой Отечественной войны написано двумя датами: 8 и 9 мая 1945 года 3. Обращает внимание на дату «8 сентября 1941 года». Выслушивает ответы обучающихся. При необходимости дает правильный ответ. 4. Обращает внимание на даты «18 января 1943 года» и «27 января 2944 года». Выслушивает ответы обучающихся. При необходимости дает правильный ответ. При необходимости объясняет, чем прорыв блокады Ленинграда отличается от полного освобождения Ленинграда | Предлагают свои ответы в порядке, который задан учителем. Предлагают свои объяснения понятиям: «Вторая мировая война», «Великая Отечественная война», «прорыв блокады Ленинграда», «полное освобождение Ленинграда». Выслушивают друг друга. Вступают в дискуссию. Предлагают свои объяснения отличий понятий «Вторая мировая война» и «Великая Отечественная война», «прорыв блокады» и «полное освобождение Ленинграда», «завершение Великой Отечественной войны» и «завершение Второй мировой войны», а также дают предположения о том, почему завершением Великой Отечественной войны датируют двумя днями: 8 и 9 мая 1945 года. Выслушивают учителя. Делают записи или исправления. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
3 минуты Учитель выводит на слайд карту-схему блокадного Ленинграда (СЛАЙД 6). Задает вопросы: 1. Каким цветом обозначены территории, занятые в 1941 году немецкими войсками? 2. Армия какой еще страны участвовала в военных действиях против СССР? 3. Каким цветом обозначены территории, находившиеся под контролем войск СССР? 4. Какие три города попали в условия блокады? Учитель напоминает, что Ломоносов до 1948 года официально назывался Ораниенбаумом, а сегодня название «Ораниенбаум» сохранено за дворцовым парком. | Изучают карту-схему блокадного Ленинграда. На ее основании дают ответы (учитель может их корректировать): 1.Серым; 2.Финляндии; 3. Розовым (красным); 4. Ленинград, Ораниенбаум, Кронштадт. | ||
2 минуты Учитель констатирует факт, что Ленинград оказался в кольце вражеской армии почти со всех сторон. Спрашивает обучающихся: какой путь оставался сравнительно свободным? Почему он тоже не был полностью свободным? | Обучающиеся предлагают свои варианты ответов. С помощью коррективов, вносимых учителем, приходят к выводам, что относительно свободным был путь через Ладожское озеро, однако озеро могло легко простреливаться вражескими войсками. | ||
6 минут Ребятам предлагает посмотреть на выданных распечатках информацию о норме выдачи хлеба на человека в конце 1941 года. При необходимости объясняет непонятные слова (в первую очередь понятие «иждивенец»). С собой учитель имеет нарезной хлеб (в магазинах города продается хлеб от фирмы «Хлебный дом» весом в 400 грамм, разделенный на 12 частей ориентировочно по 30 грамм). Учитель предлагает посчитать, сколько кусков хлеба получил бы представитель каждой из обозначенных категорий: например, при норме рабочего в 250 грамм и весе одного куска демонстрируемого хлеба в 30 грамм, сколько кусков хлеба получил бы рабочи?. Учитель выслушивает ответы обучающихся и демонстрирует, что норма рабочего – примерно 8 кусков нарезанного хлеба, рабочего горячего цеха – 12,5 кусков, служащих, иждивенцев, детей – примерно 4 куска. | Учащиеся выслушивают учителя. Осуществляют подсчет нормы дневного хлеба для каждой категории жителей города. После подсчета озвучивают ответы. Выражают личное переживание. | ||
3 минуты 1. Учитель предлагает прочитать первый отрывок из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда. 2. Учитель спрашивает: какой вывод о питании школьников можно сделать? 3. Учитель задает вопрос: «для чего это делалось?» Учитель поясняет, что многие обучающиеся помимо учебы в школе работали на заводах. Отмечает, что в первую очередь ими двигало чувство ответственности за страну, но кроме того, это позволяло им получать рабочий паек хлеба. Из личного опыта: при проведении данного классного часа учитель показывает старую сохранившуюся фотографию и рассказывает о своей родственнице, которая во время блокады училась в старших классах нынешней 337 школы, а после уроков работала на Обуховском заводе. | 1. Читают отрывок 2. Обучающиеся приходят к выводу, что школьники получали дополнительное питание. 3. Обучающиеся приходят к выводу, что таким образом город поддерживал детей и их стремление к обучению | ||
3 минуты Учитель отмечает, что до войны в школе работало около 400 школ, но в 1941-1942 году учебный год начался в начале октября лишь в 39 школах. Школа № 338 также работала во время блокады, но в соседнем здании, поскольку в основном здании расположился госпиталь. Учитель просит обучающихся предположить: почему открылось только 39 школ? | Обучающиеся высказывают свои предположения: часть обучающихся уехала из города, многие учителя ушли на фронт, некоторые обучающиеся и учителя погибли, здания школ могли использоваться под военные нужды. Опыт проведения классного часа показал, что обучающиеся активно высказывают свои предположения. Учителю необходимо корректировать их версии. | ||
5 минут Учитель предлагает обучающимся прочитать оставшиеся отрывки из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда (раздаточный материал). Учитель организует беседу по вопросам: Представьте, как выглядел учебный кабинет школы? Что вы бы в нем могли увидеть? Детям дается время для обсуждения в группах, после чего их предположения выслушиваются. Учитель задает корректирующие ответы: были ли помещения большими или маленькими? Были ли разбиты некоторые окна или нет? Ходили ли школьники в легкой или теплой одежде? После обсуждения учитель выводит на слайд фотографии (СЛАЙД 8) и комментирует их | Обучающиеся обсуждают. По итогам обсуждения отмечают, что условия обучения были тяжелыми; школы не имели отопления; школы могли подвергаться вражеским обстрелам; школьники сидели на уроках в теплой одежде; школы отапливали дровами. Отвечают на вопросы учителя, выслушивают комментарии. | ||
Рефлексия деятельности | |||
3 минуты Учитель отмечает, что после завершения блокады Ленинграда прошло много лет в 2019 году учитель подчеркивал, что прошло 75 лет Учитель просит вспомнить название классного часа и продолжить его название. Отмечает, что обучающиеся могут посоветоваться друг с другом | Обучающиеся придумывают завершение названия классного часа на распечатках. Желающие советуются друг с другом. Опыт проведения классного часа показал, что обучающиеся предлагают названия: «Не столько о блокаде, сколько о детях и школьниках»; «Не столько о блокаде, сколько о тяге человека к знанию»; «Не столько о блокаде, сколько о повседневном подвиге»; «Не столько о блокаде, но и о нашей памяти ее героев»; «Не столько о блокаде, но и о нашей школе». | ||
3 минуты Опираясь на названия, предложенные детьми, учитель констатирует факт, что история блокады и ее маленьких героях является историей, в том числе о нас: школьники и учителя времен блокады сохранили для потомков систему образования. Уже к концу блокады в городе работало около 200 школ, а сегодня их почти 700. В блокаду школы даже не отапливались, а сегодня в школах есть интерактивные доски, проекторы, компьютерные классы. Учитель предлагает обучающимся подумать в группах по 3-4 человека: как можно было бы почтить память «маленьких» героев блокады? По итогам обсуждения обучающиеся предлагают свои варианты. | Обучающиеся обсуждают в группах. Примерные ответы обучающихся: - минутой молчания, - возложением цветов, - празднованием Девятого мая, - ответственным обучением в школе. Опыт проведения классного часа показывает, что последний вариант ответа дают многие участники классного часа. | ||
1 минута. Учитель подчеркивает, что существует множество способов почитания героев, но с его точки зрения, самым лучшим способом почтить память школьников блокадного Ленинграда – хорошо учиться. Учитель желает обучающимся успешного учебного года. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не столько о блокаде ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: Откуда столько мусора?
Развитие навыков аудирования и изучающего чтения;Введение и первичное закрепление новой лексики по теме "Загрязнение окружающей среды"...
"Столько есть профессий разных..."
Путеводитель по профессиям в стихах...
«Мы можем столько, сколько мы знаем».
В статье " Мы можем столько, сколько мы знаем" автор рассказывает о системе своей работы не только на уроках математики, но и во внеклассной работе....
Больше, меньше,столько же
Презентация к занятию по подготовке дошкольников...
Учебная презентация к УМК Верещагина И.Н. Афанасьева О.В. "Английский язык 5 класс" по теме "Сколько стран, столько и обычаев"
Учебная презентация к УМК Верещагина И.Н. Афанасьева О.В. "Английский язык 5 класс" по теме "Сколько стран, столько и обычаев" может быть использована для отработки навыков устной речи и как наг...
Занятие "Сколько людей - столько личностей"
Занятие рассчитано на воспитанников 9-13 лет. Цель: уточнить знания воспитанников о понятии «личность человека», продолжать работу по формированию адекватной самооценки, осознанию своей инд...
Методическая разработка классного часа, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда для учащихся 1-4 классов. «Столько лет прошло…»
Цели: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинградав годы ВОВ.Задачи: – формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;– обогащать зн...