Не столько о блокаде...
классный час по истории (8 класс)

Чудецкий Александр Николаевич

Разработка классного часа для 8 класса по теме "Школа в условиях блокады Ленинграда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чудецкий Александр Николаевич

Невский район, ГБОУ школа № 338

Используемый УМК: классный час проводится в рамках программы внеурочной деятельности «Идеи, факты, праздники: круговорот событий в жизни школы»

Классный час

8 класс

Номинация: «Лучший классный час»

При проведении классного часа используются раздаточный материал (раскладывается на столы обучающихся до начала классного часа), презентация (выводится на экран с помощью проектора), видеоролик (выводится на экран с помощью проектора, требуются колонки). Раздаточные материалы, презентация и видеоролик приложены в технологической карте (видеоролик также доступен по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=Ww99UHr9fDI)

Тема: Школа в условиях блокады Ленинграда

Название классного часа: Не столько о блокаде...

Тип: классный час

Цели классного часа: 1. ознакомить обучающихся с условиями жизни школьников периода блокады Ленинграда;

2. Сформировать учебную мотивацию в начале учебного года (классный час проводился 2 сентября 2019 года).

Планируемые результаты

Предметные (краеведение, история):

а) актуализировать знания обучающихся о блокаде Ленинграда;

б) ознакомить обучающихся с основными вехами истории блокады и героической обороны Ленинграда;

в) проанализировать условия жизни и обучения школьников блокадного Ленинграда.

Метапредметные:

а) развить навыки анализа иллюстративного материала;

б) способствовать формированию умения работать с картой.

Личностные:

а) сформировать учебную мотивацию обучающихся в начале учебного года;

б) способствовать развитию чувства сопереживания «маленькому человеку», живущему в условиях масштабных исторических событий;

в) создать условия для обучения грамотной дискуссии, выражения мнения.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

3 минуты

Учитель включает видеозапись песни «Песня Ленинградки» («Ты знаешь, ты помнишь подруга...»), записанную на одном из концертов в присутствии ветеранов блокады Ленинграда.

Смотрят видеозапись.

Выражают личностное отношение в теме песни.

3 минуты

Учитель организует беседу по вопросам:

1. какой теме посвящена песня?

2. кого вы могли заметить среди зрителей в зале?

3. Какие эмоции вы могли прочитать на их лицах?

4. Песня записана в 2010 году. Сколько ориентировочно лет тем, кого мы только что упоминали?

5. Сколько им было лет во время блокады Ленинграда, учитывая, что запись песни сделана в 2010 году?

6. Кем могли они быть во время блокады?

7. Учитель подчеркивает, что многие из них были школьниками и учились во время блокады Ленинграда. Предлагает тему классного часа: «Не столько о блокаде...» (СЛАЙД 2). Предлагает подумать, почему он носит именно такое название

Ориентировочные ответы обучающихся:

1. Блокаде Ленинграде;

2. Ветеранов войны; жителей блокадного города;

3. Горечь: чувство беды; чувство гордости за Родину;

4. 70-80 лет;

5. 10-20 лет;

6. Защитниками Родины, участниками войны, детьми, подростками, студентами, школьниками.

Актуализация необходимых знаний

3 минуты

Учитель обращает внимание на выданную хронологическую ленту в распечатках (заранее подготовлена на столах) и предлагает в группах по 3-4 человека вспомнить эти даты и подписать их на распечатанных хронологических лентах.

Обучающиеся работают в группах по 3-4 человека (в начале классного часа следует предупредить обучающимся, что им в ходе классного часа необходимо будет объединиться в группы). Обсуждают даты. Приходят к общему решению. Подписывают даты.

7 минут

Учитель инициирует коллективное обсуждение материала (выводится СЛАЙД 4).

1. обращает внимание на даты «1 сентября 1939 года» и «22 июня 1941 года». Выслушивает ответы обучающихся. При необходимости (после предположений обучающихся) объясняет отличия понятий «Вторая мировая война» и «Великая Отечественная война»

2. обращает внимание даты «8/9 мая 1945 года» и «2 сентября 1945 года». Выслушивает ответы обучающихся. При необходимости объясняет, что окончание Великой Отечественной войны и Второй мировой войны произошли в разное время. Поясняет (после предположений обучающихся), почему завершение Великой Отечественной войны написано двумя датами: 8 и 9 мая 1945 года

3. Обращает внимание на дату «8 сентября 1941 года». Выслушивает ответы обучающихся. При необходимости дает правильный ответ.

4. Обращает внимание на даты «18 января 1943 года» и «27 января 2944 года». Выслушивает ответы обучающихся. При необходимости дает правильный ответ. При необходимости объясняет, чем прорыв блокады Ленинграда отличается от полного освобождения Ленинграда

Предлагают свои ответы в порядке, который задан учителем.

Предлагают свои объяснения понятиям: «Вторая мировая война», «Великая Отечественная война», «прорыв блокады Ленинграда», «полное освобождение Ленинграда».

Выслушивают друг друга. Вступают в дискуссию. Предлагают свои объяснения отличий понятий «Вторая мировая война» и «Великая Отечественная война», «прорыв блокады» и «полное освобождение Ленинграда», «завершение Великой Отечественной войны» и «завершение Второй мировой войны», а также дают предположения о том, почему завершением Великой Отечественной войны датируют двумя днями: 8 и 9 мая 1945 года.

Выслушивают учителя.

Делают записи или исправления.

Организация познавательной деятельности

3 минуты

Учитель выводит на слайд карту-схему блокадного Ленинграда (СЛАЙД 6). Задает вопросы:

1. Каким цветом обозначены территории, занятые в 1941 году немецкими войсками?

2. Армия какой еще страны участвовала в военных действиях против СССР?

3. Каким цветом обозначены территории, находившиеся под контролем войск СССР?

4. Какие три города попали в условия блокады?

Учитель напоминает, что Ломоносов до 1948 года официально назывался Ораниенбаумом, а сегодня название «Ораниенбаум» сохранено за дворцовым парком.

Изучают карту-схему блокадного Ленинграда. На ее основании дают ответы (учитель может их корректировать):

1.Серым;

2.Финляндии;

3. Розовым (красным);

4. Ленинград, Ораниенбаум, Кронштадт.

2 минуты

Учитель констатирует факт, что Ленинград оказался в кольце вражеской армии почти со всех сторон. Спрашивает обучающихся: какой путь оставался сравнительно свободным? Почему он тоже не был полностью свободным?

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов. С помощью коррективов, вносимых учителем, приходят к выводам, что относительно свободным был путь через Ладожское озеро, однако озеро могло легко простреливаться вражескими войсками.

6 минут

Ребятам предлагает посмотреть на выданных распечатках информацию о норме выдачи хлеба на человека в конце 1941 года. При необходимости объясняет непонятные слова (в первую очередь понятие «иждивенец»).

С собой учитель имеет нарезной хлеб (в магазинах города продается хлеб от фирмы «Хлебный дом» весом в 400 грамм, разделенный на 12 частей ориентировочно по 30 грамм).

Учитель предлагает посчитать, сколько кусков хлеба получил бы представитель каждой из обозначенных категорий:

например, при норме рабочего в 250 грамм и весе одного куска демонстрируемого хлеба в 30 грамм, сколько кусков хлеба получил бы рабочи?.

Учитель выслушивает ответы обучающихся и демонстрирует, что норма рабочего – примерно 8 кусков нарезанного хлеба, рабочего горячего цеха – 12,5 кусков, служащих, иждивенцев, детей – примерно 4 куска.

Учащиеся выслушивают учителя. Осуществляют подсчет нормы дневного хлеба для каждой категории жителей города. После подсчета озвучивают ответы.

Выражают личное переживание.

3 минуты

1. Учитель предлагает прочитать первый отрывок из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда.

2. Учитель спрашивает: какой вывод о питании школьников можно сделать?

3. Учитель задает вопрос: «для чего это делалось?»

Учитель поясняет, что многие обучающиеся помимо учебы в школе работали на заводах. Отмечает, что в первую очередь ими двигало чувство ответственности за страну, но кроме того, это позволяло им получать рабочий паек хлеба.

Из личного опыта: при проведении данного классного часа учитель  показывает старую сохранившуюся фотографию и рассказывает о своей родственнице, которая во время блокады училась в старших классах  нынешней 337 школы, а после уроков работала на Обуховском заводе.

1. Читают отрывок

2. Обучающиеся приходят к выводу, что школьники получали дополнительное питание.

3. Обучающиеся приходят к выводу, что таким образом город поддерживал детей и их стремление к обучению

3 минуты

Учитель отмечает, что до войны в школе работало около 400 школ, но в 1941-1942 году учебный год начался в начале октября лишь в 39 школах. Школа № 338 также работала во время блокады, но в соседнем здании, поскольку в основном здании расположился госпиталь.

Учитель просит обучающихся предположить: почему открылось только 39 школ?

Обучающиеся высказывают свои предположения: часть обучающихся уехала из города, многие учителя ушли на фронт, некоторые обучающиеся и учителя погибли, здания школ могли использоваться под военные нужды.

Опыт проведения классного часа показал, что обучающиеся активно высказывают свои предположения. Учителю необходимо корректировать их версии.

5 минут

Учитель предлагает обучающимся прочитать оставшиеся отрывки из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда (раздаточный материал).

Учитель организует беседу по вопросам:

Представьте, как выглядел учебный кабинет школы? Что вы бы в нем могли увидеть? Детям дается время для обсуждения в группах, после чего их предположения выслушиваются.

Учитель задает корректирующие ответы: были ли помещения большими или маленькими? Были ли разбиты некоторые окна или нет? Ходили ли школьники в легкой или теплой одежде?

После обсуждения учитель выводит на слайд фотографии (СЛАЙД 8) и комментирует их

Обучающиеся обсуждают. По итогам обсуждения отмечают, что условия обучения были тяжелыми; школы не имели отопления; школы могли подвергаться вражеским обстрелам; школьники сидели на уроках в теплой одежде; школы отапливали дровами.

Отвечают на вопросы учителя, выслушивают комментарии.

Рефлексия деятельности

3 минуты

Учитель отмечает, что после завершения блокады Ленинграда прошло много лет

в 2019 году учитель подчеркивал, что прошло 75 лет

Учитель просит вспомнить название классного часа и продолжить его название. Отмечает, что обучающиеся могут посоветоваться друг с другом

Обучающиеся придумывают завершение названия классного часа на распечатках. Желающие советуются друг с другом.

Опыт проведения классного часа показал, что обучающиеся предлагают названия:

«Не столько о блокаде, сколько о детях и школьниках»;

«Не столько о блокаде, сколько о тяге человека к знанию»;

«Не столько о блокаде, сколько о повседневном подвиге»;

«Не столько о блокаде, но и о нашей памяти ее героев»;

 «Не столько о блокаде, но и о нашей школе».

3 минуты

Опираясь на названия, предложенные детьми, учитель констатирует факт, что история блокады и ее маленьких героях является историей, в том числе о нас: школьники и учителя времен блокады сохранили для потомков систему образования. Уже к концу блокады в городе работало около 200 школ, а сегодня их почти 700. В блокаду школы даже не отапливались, а сегодня в школах есть интерактивные доски, проекторы, компьютерные классы. Учитель предлагает обучающимся подумать в группах по 3-4 человека: как можно было бы почтить память «маленьких» героев блокады?

По итогам обсуждения обучающиеся предлагают свои варианты.

Обучающиеся обсуждают в группах.

Примерные ответы обучающихся:

 - минутой молчания,

 - возложением цветов,

 - празднованием Девятого мая,

 - ответственным обучением в школе.

Опыт проведения классного часа показывает, что последний вариант ответа дают многие участники классного часа.

1 минута.

Учитель подчеркивает, что существует множество способов почитания героев, но с его точки зрения, самым лучшим способом почтить память школьников блокадного Ленинграда – хорошо учиться.

Учитель желает обучающимся успешного учебного года.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Не столько о блокаде ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Откуда столько мусора?

Развитие  навыков  аудирования  и изучающего чтения;Введение и первичное закрепление новой лексики по теме "Загрязнение окружающей среды"...

"Столько есть профессий разных..."

Путеводитель по профессиям в стихах...

«Мы можем столько, сколько мы знаем».

В статье " Мы можем столько, сколько мы знаем" автор рассказывает о системе  своей работы не только на уроках математики, но и во внеклассной работе....

Больше, меньше,столько же

Презентация к занятию по подготовке дошкольников...

Учебная презентация к УМК Верещагина И.Н. Афанасьева О.В. "Английский язык 5 класс" по теме "Сколько стран, столько и обычаев"

Учебная презентация к УМК Верещагина И.Н. Афанасьева О.В.  "Английский язык 5 класс" по теме "Сколько стран, столько и обычаев" может быть использована для отработки навыков устной речи и как наг...

Занятие "Сколько людей - столько личностей"

Занятие рассчитано на воспитанников 9-13 лет. Цель:  уточнить знания воспитанников о понятии «личность человека», продолжать работу по формированию адекватной самооценки, осознанию своей инд...

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда для учащихся 1-4 классов. «Столько лет прошло…»

Цели: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинградав годы ВОВ.Задачи: – формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;– обогащать зн...