Методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории (8 класс)
Методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_obucheniya_na_urokah_istorii.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы обучения на уроках истории.
Активность ученика на уроке - одна из актуальных проблем в образовательной школе.
В своей работе применяю различные приемы мотивации:
- Создаю проблемные ситуации. В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности
- Организация дискуссии. Дискуссия это – коллективное мышление. Одним из условий для дискуссии является предварительная подготовка к ней всех обучаемых. Им заранее необходимо указать проблемы и основные темы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений.
- На уроках применяю групповую работу учащихся: на этапе закрепления изучаемого материала в каждую группу входят учащиеся со слабыми, средними и высокими уровнями подготовки. Группа получает задание, более сильный учащийся его выполняет и объясняет слабым обучающим, как он это сделал. Это развивает у обучающихся взаимопомощь.
- На уроках физики применяю мультимедийные технологии, при которых восприятие информации обеспечивается одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстаёт в наиболее привычных для современного человека формах; аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления).
- Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого учителем учебного материала и повышается интерес к новой теме.
- Одним из эффективных, способов проверки текущих знаний обучающихся является физический диктант.
- При решении задач использую алгоритм – как одну из логических форм организации мыслительной деятельности. Алгоритм показывает как и в какой последовательности получить результат. Они формируют у обучающегося четкий стиль мышления, воспитывают требовательность к объективности, правильности и определенности знаний.
План-конспект урока 7 класс.
Тема урока
«Закон Архимеда»
Цель урока:
1. Сформировать знания учащихся о законе Архимеда
2. Сформировать знания о способах расчета силы Архимеда
Оборудование:
Ведерко Архимеда, динамометр, отливной сосуд с водой, электронное приложение к учебнику.
Формы работы учащихся: самостоятельная; - групповая;
Эпиграф к уроку « Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Русская пословица
План урока.
Ι. Организационный момент урока.
ΙΙ. Актуализация знаний
Задание. Выполнить экспериментальные задания в группах.
Группа 1.
- Два одинаковых сосуда наполнены до краев водой. В одном из них плавает
кусок дерева. Какой из сосудов перетянет, если их поставить на весы?
Группа 2.
- К короткому отрезку стеариновой свечи прикрепите снизу небольшой груз так,
чтобы свеча плавала в воде. Зажгите свечу. Как быстро погаснет свеча?
III. Изучение нового материала.
Задание для 1 группы: Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндр из набора тел для калориметра, нить. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела. Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы и плотности тела.
Задание для 2 группы: Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема их пластилина, динамометр, нить. Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел. Сравните эти силы. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
Задание для 3 группы: Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр. Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде и масле. Чем отличаются эти жидкости? Что можно сказать об архимедовой силе, действующей на тело в различных жидкостях? Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Задание для 4 группы: Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр. Определите архимедовы силы, действующие на тело: 1) на глубине h1; 2) на глубине h2, больше чем h1. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.
После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Ученики записывают выводы в тетрадях, учитель – на доске.
Архимедова сила не зависит: 1) от формы тела; 2) от плотности тела; 3) глубины погружения.
Архимедова сила зависит: 1) от объема тела; 2) от плотности жидкости.
Задание для всех.
Решить задачу: При взвешивании тела в воздухе динамометр показывает 4,3 Н, а при взвешивание тела в воде 1,6 Н. Определите объем тела. (Ответ 0,00027 м3).
Алгоритм действий ученика:
- погружение в эксперимент и его субъективное отображение;
-поиск связей видимого и воображаемого, направляемый вопросами учителя;
- работа со своим воображением;
- соединение видимого и невидимого средствами графики;
- работа с графическим образом.
Метод работы с текстом.
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника. Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий.
- Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их.
- Что, не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
- Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
- Важные темы для осуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги; поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение, нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.
Метод кейса.
Кейс – это описание реальной ситуации. Кейс-метод - это метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и общество-знания».
Анализ и практическая иллюстрация методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”,...
Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания
Как сделать урок интресным? Как сделать так, чтобы на уроке работал каждый ученик?...
Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.
Современные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания....
Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.
Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся....
«Развитие креативного мышления обучающихся посредством использования активных методов и приемов обучения на уроках истории»
Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших задач современного образования. Креативное мышление выступает ее важнейшим компонентом. В динамично развивающемся современном мире в...
Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.
Статья по теме Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.В данной статье показаны приемы и ме...
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...