Освоение Сибири и Дальнего Востока
план-конспект урока по истории (7 класс)

Молокшонова Светлана Сыреторовна

На примере походов С.И. Дежнева  и Е.П. Хабарова, В.Д Пояркова показать, как шло освоение Сибири и Дальнего Востока; показать различия в условиях жизни и общественном строе народов Сибири; дать сведения о том, что присоединение Сибири и Дальнего Востока значительно расширило территорию Российского государства и имело большое значение для установления и укрепления экономических и культурных связей между народами нашей страны; подчеркнуть, что присоединение носило в основном мирный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osvoenie_sibiri_i_dalnego_vostoka.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Освоение Сибири и Дальнего Востока в 17 веке.

Класс:  7

Цели урока: создать условия для формирования представления о развитии Сибири в ⅩⅤⅠⅠ веке, значения её присоединения к России.

Задачи урока:

Образовательные: На примере походов С.И. Дежнева  и Е.П. Хабарова, В.Д Пояркова показать, как шло освоение Сибири и Дальнего Востока; показать различия в условиях жизни и общественном строе народов Сибири; дать сведения о том, что присоединение Сибири и Дальнего Востока значительно расширило территорию Российского государства и имело большое значение для установления и укрепления экономических и культурных связей между народами нашей страны; подчеркнуть, что присоединение носило в основном мирный характер.

Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать,  работать с исторической картой.

Воспитательные: воспитывать чувство уважения к первопроходцам Сибири и Дальнего Востока.

Словарь урока: ясак,  мягкая рухлядь, острог.

Планируемые результаты:

- Личностный: воспитывать чувства гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов проживающих на территории нашей страны.

- Метапредметный: учащиеся получат навыки работы с учебником, исторической картой, анализировать события, заполнять таблицу,  строить развёрнутый ответ на вопрос.

- Предметный: систематизировать материал об экспедициях первых русских казаков на основании исторических текстов; показывать на карте основные маршруты русских первопроходцев, основанные города, территории коренного населения;

- Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Развить умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией.

Оборудование и материалы: мультимедийная  презентация, проектор,  карта.

Тип урока: комбинированный.

Организационная структура урока

Этап урока

Формы, методы,

методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Осуществляемые

действия

Форма и методы контроля

Ⅰ. Организационный момент.

Фронтальная,

Словесный,

Слово учителя

Здравствуйте ребята! В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение.

 Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

Демонстрирует свое настроение после приветствия учителя. Организуют своё рабочее место.

ⅠⅠ. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого «для открытия нового» и выявление затруднений

Фронтальная,

индивидуальная

На прошлом мы с вами изучали развитие России в

ХVII веке. Давайте повторим с вами изученный материал.

- Назовите основные направления внешней политики России в ХVII веке

- Объясните, что такое местничесво? Какое значение имела его отмена?

Сибирь, земля моя без края,
Суровой блещет красотой,
Руси любимой дочь родная,
С широкой русскою душой. 

   Здесь снежное тайги раздолье,
Здесь кедр с сосною говорит,
Здесь, среди этого приволья,
Остановившись время спит. 

  1. - О чем пойдет речь на уроке?

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Фронтальная

ⅠⅠⅠ. Изучение нового материала

Фронтальная, наглядная,

иллюстративный,

работа с книгой,

повторение пройденного матери

Сегодня на уроке будем  выяснять:

- Какие народы населяли Сибирь и Дальний Восток;

- Как шло освоение этих земель;

- Кто был первыми землепроходцами;

- Каково значение присоединения этих территорий.

Запишите тему урока:

Освоение Сибири и Дальнего Востока в ХVII веке

     План урока:

  1. Народы Сибири и Дальнего Восока.
  2. Освоение Сибири русскими.
  3. Землепроходцы и их открытия.

Учитель:- Давайте вспомним:

- при каком правителе, в каком веке произошло присоединение Сибири к России? 

- Кто покорил Сибирь?

Освоение Сибири и Дальнего Востока открыло в истории нашей Родины одну из самых интересных и ярких страниц наполненных примерами терпения, стойкости и мужества.

И сегодня на уроке мы проследим как это происходило, кем была населена и чем занимались коренные народы.

- Какую часть территории нашей страны называют Сибирью и Дальним Востоком?

- Кто знает, что означает название Сибирь?

Учитель географии: Писатель Валентин Распутн в своей книге о Сибири говорит, что это слово так и не найдено. Ученые придерживаются двух точек зрения:

  1. Сибирь происходит от монгольского  шибир, что в переводе означает лесная чаща;
  2. Название связано с именем сабиров или сипиров – народа, возможно, населявшего Прииртышье.

Как бы то не было, распространение название Сибирь на всю территорию Северной Азии было связано с русским продвижением за Урал  с конца ⅩⅤⅠ века.

Слушают учителя, вступают в беседу.

Отвечают на вопросы.

(Присоединение Сибири к России произошло в 1580-1590гг., ⅩⅤⅠв., в правлении Ивана Грозного).

Атаман Ермак

Отвечают на вопросы

Фронтальный,

устный опрос

Фронтальная,

работа с книгой,

беседа,

наглядный.

   Ⅰ. Народы Сибири и Дальнего Востока

  1. 1. Просторы Сибири и Дальнего Востока раскинулась от Урала до Тихого океана.

2.Какие природные условия жизни были?

3.А теперь проанализировав карту на стр.183 учебника История России и атласа География России (стр.6) расскажите о местах обитания и образе  жизни народов Сибири и Дальнего Востока и перечислите: какие народы проживали в Сибири?

4. Заполните таблицу «Народы России»:

Народы

Место

обитания

Особен-

ности хо-

зяйствен-

ной жизни

Слушают учителя, рассматривают презентацию.

Находят в тексте, отвечают на вопросы.

Суровые климатические условия. К северу от нее тянулась пустынная тундра, на юге начиналась лесостепь. Сильные морозы, болота делали жизнь тяжелой.

Работают с атласом, отвечают на вопросы.

Ханты, и манси, ненцы, удэгэйцы, нанайцы, чукчи, коряки, ительмены, тофалары, тувинцы, калмыки, эвенки,

буряты, хакасы, якуты.

Находят в тексте и продолжают заполнять таблицу.

 

Фронталный, устный опрос.

Индивиидуальный.

ⅠⅠ. Освоение русскими Сибири

- Путь в Сибирь открыл в конце ⅩⅤⅠ века казачий атаман Ермак.

- Служилых людей, казаков, охотников, торговцев манили богатства этого края. Особенно привлекала мягкая рухлядь- высоко ценившаяся пушнина.

Запишите термин в тетради

Мягкая рухлядь – дорогой мех, пушнина.

- На пути землепроходцы ставили городки и остроги, зимовища.

Острог – небольшая деревянная крепость.

- Местное население постепенно входили в состав России. Происходило чаще мирным путем, чем военным. Сибирские жители принимали русское подданство. За это они платили ясак.

Запишите в тетради термин

Ясак – налог на местное население. Сдавался пушниной.

- Для управления Сибирью был в 1637году создан Сибирский приказ.  

- Сибирь стало «государевой вотчиной»- здесь не было ни частного землевладения, ни крепостного права. Вхождение Сибири в состав России благотворно сказалась на хозяйственном развитии края.

Слушают учителя

Записывают  в тетради

Записывают  в тетради

Записывают дату

Фронтальная

Фронтальная,

практический,

работа с учебником

ⅠⅠⅠ.  Землепроходцы и их открытия

Самостоятельная работа с тексом учебника

Работа с текстом учебника стр. 178-181

Заполняют таблицу «Землепроходцы и мореплаватели»:

Годы

Руководители экспедиций

Маршруты,

Результаты

экспедиций

 

- Кто и как шел в Сибирь и на Дальний Восток?  

Однако освоение Сибири не закончилось в ХVII веке. Оно продолжалось ещё более 200 лет. Но ХVII век вошёл в историю России как век великих георгафических открытий.

 

Читают текст учебника, заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы

Фронтальная,

индивидуальная

ⅠⅤ. Первичное осмысление и закрепление

Фронтальный,

словесный,

беседа.

- В каком веке первопроходцы открывали новые земли?  

Какое значение имело присоединение Сибири к России?

Расширение …..(территории, увеличение количества плательщиков ясака).

Здесь появились: …… (города, земледелие, торговля)

Россия приобрела ….. (природную кладовую с лесами, реками и озерами, полезными ископаемыми и драгоценными металами)

Отвечают на вопросы.

Присоединение Сибири к России имело историческое значение.

Обучающиеся дополняют.

Фронтальная,

устный опрос

Ⅴ. Итоги урока.

Рефлексия

Фронтальный, беседа

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Рефлексия:

- На уроке я работал….

- Материал урока  мне был…

-  Было интересно…

- Было трудно….

Оценивают работу на уроке всего касса

Групповая

ⅤⅠ. Домашнее задание.

§ 24 прочитать,  подготовить сообщение на тему «Города Восточной Сибири и Дальнего Востока», вопрос 7 (п), стр.183.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:"Исследователи Сибири и Дальнего Востока"

Цель работы: познакомить детей с известными исследователями Сибири и Дальнего Востока;оценить их вклад в изучение территории России....

ОСВОЕНИЕ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В XVII ВЕКЕ 7 класс История

ОСВОЕНИЕ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В XVII ВЕКЕ  7 класс История...

Презентация к уроку истории Отечества "Освоение Сибири и Дальнего Востока" 8 класс. 1часть

Презентация к уроку истории Отечества  "Освоение Сибири и Дальнего Востока" (1 часть) предназначена для обучающихся 8 класса коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениям...

Презентация к уроку истории Отечества "Освоение Сибири и Дальнего Востока" 8 класс

Презентация к уроку истории Отечества  "Освоение Сибири и Дальнего Востока"  предназначена для обучающихся 8 класса коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениями...

Конспект урока по истории Отечества "«Освоение Сибири и Дальнего Востока»" 8 класс

Конспект урока по истории Отечества "«Освоение Сибири и Дальнего Востока»"для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями....

Освоение Сибири и Дальнего Востока. История России 7 класс

Освоение Сибири и Дальнего Востока. История России 7 класс...