Конспект урока
план-конспект урока по истории (9 класс)
Конспект урока по истории 9 класс. "Коллективизация в СССР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_kollektivizatsiya_v_sssr_.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока Галсановой М.Б. учителя истории и обществознания
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №44»
Советского района Республики Бурятия, учитель высшей квалификационной категории, стаж 17 лет.
Место проведения урока: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №44»
Сведения о классе: 11 – класс – 22 учащихся. Класс общеобразовательный, универсального профиля.
Тема урока: «Память жива» (По блоку «Политическая система сталинизма», урок – лабораторный - практикум)
Краткая аннотация урока:
Методический замысел занятия разнообразен по внутреннему содержанию и формам предъявления учебного материала, так как перемежается по темам элективного курса «Из истории Отечества» в 11 классе, а также обобщения изученного материала по теме «Политическая система сталинизма».
В основе урока заложено обращение к истории страны, жизни и судьбе наших земляков, построен на краеведческом материале, собран богатый материал: воспоминания, фотографии, документы, подготовленные сообщения учащихся в ходе самостоятельной работы: мини-соцопросов.
Целью и задачами урока являются систематизация занятий учащихся по блоку «Политическая система сталинизма», углубление и расширение представлений об их составляющих: «тоталитарный режим», «тоталитарная система», «репрессии», «террор».
Тема урока оказалось личностно значимой как для учителя, так и для учащихся. На уроке представлены материалы мини-соцопроса работников школы, жителей села. Здесь соединены пытливость ума учащихся и жизненная мудрость людей старшего поколения. Учитель на уровне микроистории – локальной истории нескольких семей, объединенных общей судьбой репрессированных – решает важную воспитательную задачу- формирование личности, уважительно относящейся к людям старшего поколения, на долю которых выпали тяжелейшие испытания жизни. Органично вписывается в урок воспитания живой свидетельницы событий семидесятилетней давности – Зарсаевой Т. С., а также дочери репрессированного Цыренжаповой Д.Б.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явления.
Форма урока: Урок исследование
Цель и задачи урока:
-обобщение знание учащихся по теме «Политическая система сталинизма»;
-углубление содержания обобщающего понятия «тоталитарного режима», «тоталитарная система», «репрессии», «террор»;
-развитие навыков работы с историческими документами;
-способствовать формированию у школьников чувства патриотизма и гражданской ответственности через критическое осмысление отечественной истории;
-расширить общий кругозор и конкретные знания учащихся по теме «Политическая система сталинизма»;
-способствовать осознанию учащимся тяжелых последствий репрессированной политики государства, которое имело разрушительное воздействие на судьбы отдельных людей, так и целого народа.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы технологии обучения:
-объяснение;
-практика;
-исследование и решение проблемных заданий;
-использование ИКТ;
-использование технологии критического мышления;
-самостоятельная работа с источниками исторической информации;
-персонифицирующий (биографический).
Приемы деятельности учителя:
-мозговой штурм;
-персонификация;
-обобщающая беседа;
-организация проведения мини-соцопросов.
Ресурсы к уроку:
-фотографии, документы из фондов школьного музея;
-воспоминания очевидцев;
-мульти- медийная аппаратура;
-учебно – наглядные пособия.
Опережающее задание:
-работа по сбору материала;
-встреча с детьми репрессированных;
-опрос жителей микрорайона;
-подготовка презентаций.
Эпиграф к уроку:
Знать, чтобы помнить,
Помнить, чтобы не говорить
Ход урока:
Учитель: Мы изучаем историю не только для того, чтобы знать ее. Мы изучаем историю, чтобы не повторять ошибок. Знать, помнить, не замалчивать то, о чем говорить больно и стыдно. Сегодня на уроке мы будем говорить о том, о чем молчать нельзя.
Тема нашего урока «Память жива».
Мы люди и не смотря ни на какие трудности мы должны быть людьми гуманными, справедливыми, честными, чтобы нас уважали потомки и гордились нами. Нам есть чем гордиться и 30 – ми годами 20 века. Наша страна велика и могущественна. Годы первых пятилеток. Индустриализация. Коллективизация. Годы планов и надежд. О политических восприятиях 30-х годов отрывки стихотворений: По полюсу гордо шагает
Меняет течение рек,
Высокие горы сдвигает
Советский простой человек.
Ученик: Мы кузнецы, и дух наш молод,
Куем мы к счастью ключи!
Вздымайся выше, наш тяжелый молот,
В стальную грудь сильней тучи.
Учитель: Кажется все прекрасно в молодой стране Советов. Но начиная с 30-х годов, а особенно с 1937 года начались массовые репрессии. В истории нашей многонациональной страны они являются самыми страшными страницами. Об этом Роберт Рождественский пишет:
Ученик:…Кажется сегодня мне,
Что у нас с тобой было
Две страны в одной стране.
Первая страна встала
На виду у всей Земли
Радостно рапортовала!
А вторую даль везли
Вмиг перерубались корни,
Поезд мчался по полям.
И у всех кто есть в вагоне,
«Сто шестнадцать пополам»…
(«10 лет без права переписки» - такой приговор получали многие кто проходил 30-е годы по печально известной 58 статье УК СССР, по сути это означало расстрел, но для близких была какая – то надежда)
Учитель: Две страны в одной стране. Этот процесс затронул миллионы судеб. И непосредственно судьбы наших земляков. Одни работали, другие репрессированы. Многие из них умерли от голода и болезней в лагерях, от изнурительного физического труда, нечеловеческого обращения в лагерях ГУЛАГа.
Политические репрессии характерны для тоталитарного режима.
В понятии «политические репрессии» какое слово является ключевым?
Ученик: Репрессия.
Учитель: Какие слова и понятия ассоциируются у Вас со словом «репрессия».
Ученик: Расстрелы, ссылки, лагеря.
Учитель: А теперь на экран и прочитайте, что называют «политическими репрессиями» в законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».
- Сравните, насколько близки ваши представления о репрессиях и официальное определение данного понятия в законе.
Учитель: А теперь, посмотрите таблицу «Репрессии».
Преследование инакомыслящих | Борьба с вредителями | Расстрел меньшевиков | Раскулачивание крестьян | Депортация народов | Гонение на интелегенцию |
Работа по таблице: распределение по воспоминаниям.
Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку вы провели мини – соцопросы своих знакомых, соседей, работников школы: были в их семьях репрессированные? Какие сведения вы получили?
Ученик: Мы опросили около 30 человек и почти что в каждой семье были репрессированы родственники, отправлены в ссылку в Красноярский край, Иркутскую область (север), Колыму. Многие расстреляны.
Учитель: Первая массовая категория репрессированных – это граждане которым была предъявлена статья 58 УК СССР (контрреволюционная деятельность и другие преступления против государства). С 1921 по 1953 год таких было около 4 миллионов человек. Были ли среди наших земляков арестованные по этой статье?
Ученик: Во время встречи со мной пенсионер Галсандоржиев М. Ж-Б.(70 лет) рассказал, что были репрессированы в 30-е годы, семья моей матери с двумя дочерьми, а так же брат его отца Базаржап Будаев. Он работал в 1937 году первым заместителем наркома земледелия Ардана Маркизова. Расстрелян. Реабилитирован в 1959 году(в презентации к уроку прилагается материалы)
Ученица: Моя соседка Т. Ж. Жамьянова(60) рассказала, что 1937 году был репрессирован ее дядя Мунко Цыбиков гэбшэ- лама. Почти 20 лет провел в ссылке на Колыме, вернулся 1956 году. Реабилитирован в 1959 году. Был председателем ЦДУ буддистов СССР и РФ в 1989-1992 гг., Хамбо-ламой.
Учитель: В 1935-38 гг. при разоблачении ламской организации созданной Агваном Доржиевым и руководимой шэрээтэ- ламой Эгитуйского дацана Николаевым Лудуп было арестовано 55 человек. Это были в основном ламы Эгитуйского дацана из которых 48 человек решением особой тройки НКВД были приговорены к высшей мере наказания – расстрел. Вот что пишет Бато Дашиев племянник Хамбо – Ламы Мунко Цыбикова «Моя мама рассказывала, что Мунко-уеэлэ постучался к нам ночью занавесив плотно окна, затопили печь, его накормили и снабдили кое-какими продуктами отдохнув немного он ушел на север в тайгу.
«Нас, Лам, хотели уничтожить» - рассказывал позже Мунко-уелэ – «Как загнанные звери мы метались по улусам. Стало трудно, опорой была только родня. Тогда я решил уйти в Баунтовскую тайгу и там затеряться, но через некоторое время был пойман и этапирован в следственный изолятор»
Краткая справка. Цыбиков Мунко, 1908 г. р., бурят, уроженец улуса Турхул Витимкого сельсовета Еравнинкого аймака. В 1921 г. поступил в Эгитуйский дацан для обучения тибетской грамоте, затем служил Гэбшэ Ламой Эгитуйского дацана. Выходец из крестьян-середняков, до 1935 г. проживал в дацане. Верховным судом БМАССР 03. 04. 1939г. приговорен к 10 годам лишения свободы по статье 58-10ч.1, статья 58-11 УК РСФСР. Вернулся из лагеря 1956 году.
Следующая категория репрессированных: вредители социалистического имущества.
Урбазгин Максим Леонтьевич (76 лет) рассказал, что его отец в 1937 году был арестован, как вредитель социмущества. В то время он работал зав. складом сельпо и видимо в муке, которая была на складе нашли мучных червей и его обвинили во вредительстве. Просидел около 1,5 месяца, оправдался, но опять его арестовали вечером 31 декабря 1937 года. Был расстрелян.
Следующая массовая категория репрессированных – это крестьяне, высланные в административном порядке с родных мест в ходе компании по ликвидации кулачества как класса. Всего с 1930 по 1934 годы вынужденно покинули родные деревни от 3 до 3,5 миллионов человек. Среди наших односельчан было выслано несколько семей. К нам на урок пришли гости: дети, внуки репрессированных и очевидец тех событий –
Зарсаева Тамара Семеновна. Ей 84 года. Отличник просвещения СССР. Дадим ей слово: «Репрессированы были дедушка, бабушка, отец, мать. Нас сослали на север Иркутской области как семью кулака. У нас в доме была швейная машинка, сепаратор и несколько голов скота. Мне тогда было 2,5 года. В ссылке пробыли до 1940 года, почти 10 лет. Не вернулись домой дедушка, отец и двое детей. Они умерли от непосильного труда, холода и голода. Остались я, старший брат и мать. Представьте как это тяжело: потерять на чужбине родных, но особенно детей! Реабилитировали родителей благодаря первому президенту Ельцину Б. Н. »
Цыренжапова Дарима Бальжировна (57 лет) учитель русского языка школы-интернат. «Вот мы сегодня говорим о 30-х годах. А надо ли нам это знать? Надо, потому что эти репрессии коснулись многих семей. Жертвы репрессий – не только те, кто сидел в лагерях и погиб, кто умирал от болезней и голода. Жертвы репрессий – это и их семьи: жены, матери, дети, в принципе, весь народ.
Мой отец – Цыренов Бальжир Цыбикжапович, уроженец с. Ульдурга Еравнинского района 1916 года рождения. Его родителей, моих дедушку и бабушку отправили в 1930 году во времена раскулачивания в далекий Красноярский край , Туруханск. С ними отправились трое сыновей: 17 лет, 14 лет – мой отец и 9 лет, а самую младшую дочь двух лет вынуждены были оставить в другой семье в родном селе. Иначе она умерла бы еще в дороге.
От непосильной работы на заготовках леса, от голода и болезни не вернулись от туда мой дедушка и старший сын. Возвратились мать и два сына. Анна Ахматова выразила это горе тех лет такими словами:
Перед этим горем гнуться горы,
Не течет великая река.
Я часто задаю себе вопрос: Почему мой отец прожил всего 55 лет? Да потому что он, он не только пережил эти трудные годы , репрессии, столько испытал с детских лет, но и воевал еще на фронтах Великой Отечественной войны, дошел до Кенигсберга, вернулся инвалидом первой группы, без ноги. Разве можно об этом забыть? Скажите?
Только – где мера тому, что ты прожил,
Чем ты сегодня живешь?
Сердце живым оставаться не может,
Если ты память убьешь…»
(Е. Владимирова)
Учитель: Ребята, по соцопросам вы узнали другие истории. Кто поделиться ?
Ученик: ,В моей семье был репрессирован прадед Намжитов Базар Садас с семьей. Их погнали на станцию Могзон Читинской Области от нашего села по тайге 120 км .Дочери отца не видели со станции Могзон когда их распределили по вагонам. Привезли их в Красноярский край. Мать умерла от голода и холода в ссылке. Две дочери оставшиеся в живых бежали домой в Еравну пешком несколько месяцев добирались они в некоторых селах им помогали продуктами, в других боялись, приходилось добывать пропитание и ночью на помойках , на полях. Но дошли они до родных мест. Они прожили долгую жизнь. Гомбоева Долгор Гомбоевна, мама Галсандоржиева Мунко Жаргала Будаевича , умерла в возрасте 90 лет в июле 2009 года. Ее сестра мать мужа нашей учительницы Сандановой Евгении Егоровны.
Шел эшелон ,чернело небо гарью ,А в эшелоне немец и калмык Чеченец, ингуш , кореец и татарин. И русский мужичок , клейменный как кулак. Везли всех под конвоем строгим- Не за вину ,а просто так. И не понятно было многим : Куда ? Зачем ? За что? И как?
Учитель: Эти строки о жертвах репрессий- народах депортированных с мест традиционного расселения в Сибирь , Казахстан. Их Было около 2,5 миллионов человек. Об этом посмотрите в таблице(презентация) . К нам в Бурятию были высланы немцы из Поволжья. Сегодня их потомки проживают с Закаменском , Кабанском районе .Латыши ,литовцы в Заиграевском районе. Об этом хорошо знают наши учителя выходцы из Закамны Дашиева Ц-Х Д. и Прохорова В .И Гонение на интеллигенцию. Об этом мы уже узнали из статьи писателя Цырена Галанова « Один из лучших сыновей Бурятии». Где написано о Ц. Доне, Базар Барадине, Цыбен Жамсарано и Многих других представителях нашей Творческой интеллигенции ,которые были расстреляны.Нужно сказать что самым распространенным средством борьбы с «врагами народа» были доносы
Ученица: ДА я считаю это было действительно так , когда мы пришли в одну семью . Где мать в детстве была в ссылке с родителями, ее дочь и сын как раз были в гостях у нее ,узнав о цели нашего визита отнеслись настороженно. Матери своей посоветовали ничего лишнего не рассказывать. Это говорит о том что люди еще помнят о тех страшных годах.
Учитель: И так мы подходим к концу урока. Эпиграфом урока мы Взяли слова… Думаю, сегодня вы поняли, нельзя забывать своих предков, человек живет ,пока жива память о нем. Нужно знать и не забывать свою историю и чтить память наших односельчан, родственников, которые были арестованы ,прошли через ГУЛАГ, а многие казнены. МИНУТА МОЛЧАНИЯ (зажигаем свечи)
Ученица: Прячет история в воду концы .Спрячут ,ликуют. Но то ,что спрятали в воду отцы, Дети выуживают и публикуют. Опыт истории ей показал: Прячешь не спрячешь, Топишь –не топишь Кто бы об этом не приказал, Тайну не замедляешь- торопишь Годы проходят , быстрые годы, Медленные проплывают года- Тайны выводят на чистую воду, Мутной их не укрыла вода. Результатом которого будет книга «Память жива» в электронном и книжном варианте. Эта книга будет данью молодого поколения землякам прошедшим сталинские репрессии. Так как у нас в школе создан альбом-летопись « Медаль за бой, медаль за труд льют из одного металла». Я желаю вам дальнейшей поисковой работы. 30 октября 2006 года в День памяти жертв политических репрессий выступая то Центральному телевидению президент РФ В.В. Путин в обращению народу сказал: « Мы должны сделать все , чтобы ни одна жертва не осталась неизвестной ,чтобы помнили и ни у кого никогда не возникало даже мысли о репрессиях в отношении народов» ЭТИМ уроком мы даем задуматься Вам. Жителям нашего села о том ,что наш долг сохранить память о весьма ограниченном для истории отрезке времени , в котором вместились судьбы наших земляков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....