Рабочие программы по истории на основе ФГОС 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс)

Костина Юлия Анатольевна

Курс истории на ступени основного общего образования является частью линейной системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_istoriya_8_kl.docx52.29 КБ

Предварительный просмотр:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального  государственного  образовательного  стандарта  основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011;
  2. Примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011;
  3. Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483);
  4. Историко-культурного стандарта (http://минобрнауки.рф/документы/3483);
  5. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  6. Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
  7. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2016 год; авторы А.А.Данилов, О.Н.Журавлёва, И.Е.Барыкина;
  8. Рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы 5-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2014 год;
  9. Основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ Хадынской средней общеобразовательной школы;
  10. Учебного плана МБОУ Хадынской СОШ на 2019-2020 учебный год.

     Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».

   Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  • Учебник. История России. 8 класс. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2018 год;
  • Учебник «Всеобщая история. Новая история. 1500-1800 гг.. 7 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А.Искендерова ; М. «Просвещение», 2014 год.

Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Курс истории на ступени основного общего образования является частью линейной системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

                III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение учебного предмета «История» в 8 классе отводится 68 часов. Изучение учебного предмета «История» начинается с изучения курса «Всеобщая история. Новая история» (28 часов). Так как изучение отечественной истории является приоритетным в школьном историческом образовании, соответственно на изучение курса «История России» отводится 40 часов учебного времени. Контроль знаний предполагает повторение, обобщение, а также итоговое тестирование изученных тем. На контроль знаний учащихся отводится 6 часов учебного времени.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • познавательный интерес к прошлому своей страны
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • формирование коммуникативной компетентности;
  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • организовывать учебное  сотрудничество и совместную деятельность с учителем  и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
  • активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать  с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
  • критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания;
  • умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
  • знать имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
  • основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII— XVIII в.в.;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;
  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

        

V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов

Количество

Часов

в том числе

контрольные

работы

проектные

работы

История Нового времени – 28

Вводное занятие

1

1

Эпоха Просвещения

4

2

Время преобразований

11

1

3

Колониальный  период  в Латинской Америке

2

4

Традиционные общества Востока

3

1

5

Начало европейской колонизации

5

1

Повторение и контроль

2

1

История России – 40 ч.

Введение

1

1

Россия в эпоху преобразований Петра I

13

2

Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов

6

1

1

3

Российская империя при Екатерине II

9

1

4

Россия при Павле I

2

5

Культурное пространство Российской империи в XVIII веке

8

1

Повторение и контроль

1

1

Всего

68

6

3

VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Эпоха Просвещения

Просветители XVIII в. - продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теория общественного договора. Представление о цели свободы как стремлении к счастью. Шарль Монтескье: теория разделения властей «О духе законов». Вольтер: поэт, историк, философ. Идеи Вольтера об общественно-политическом устройстве общества, его ценностях. Идеи Ж.-Ж. Руссо: концепция о народном суверенитете: принципы равенства и свободы в программе преобразований. Идеи энциклопедистов - альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения.

Вера человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе - Д. Дефо. Д. Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения в XVI11 в.: И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры. 

Время преобразований

Промышленный переворот в Англии. Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения  Корба и Модсли. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях капиталистического производства. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса.

Английские колонии в Северной Америке.

Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Культура и общественная жизнь в колониях. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Б. Франклин - великий наставник «юного капитализма».

Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки.

Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс и его последствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и лоялисты. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и естественного равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение идей Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских колоний. Позиции Европы и России в борьбе североамериканских штатов за свободу. Историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.

Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции.

Ускорение социально-экономического развития Франции в XVIII в. Демографические изменения. Изменения в социальной структуре, особенности формирования французской буржуазии. Особенности положения третьего сословия. Французская мануфактура и её специфика. Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция как инструмент разрушения традиционного порядка в Европе. Слабость власти Людовика ХV. Кризис. Людовик XVI и его слабая попытка реформирования. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Падение Бастилии - начало революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Деятельность Учредительного собрания. Конституционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет - герой Нового Света.

Великая французская революция. От монархии к республике.

Поход на Версаль. Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Первые преобразования новой власти. Конституция 1791г. Варенский кризис. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер: личностные черты и особенности мировоззрения. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Неоднородность лагеря революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура и террор.

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера - «якобинца без народа». Термидорианский переворот и расправа с противниками. Причины падения якобинской диктатуры. Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9-10 ноября 1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах.

 Повседневная жизнь.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Традиционные общества Востока

 Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

Земля принадлежит государству. Деревенская община и её отличия в разных цивилизациях Востока. Государство - регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока - путь самосовершенствования.

Начало европейской колонизации

Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Направления русско-китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения/

Повторение и контроль.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Россия в эпоху преобразований Петра I

Россия и Европа в конце 17 века. Семья Алексея Михайловича. Правление Федора Алексеевича. Внешняя и внутренняя политика. Уничтожение местничества. Династический кризис. Стрелецкие бунты. Правление царевны Софьи. «Вечный мир» с Речью Посполитой. Крымские походы.

Начало правления Петра I. Жизнь Петра в Преображенском. Формирование его личности. Военные забавы. Немецкая слобода. Влияние европейцев. Переворот 1689 года. Сподвижники Петра. Азовские походы и строительство флота в Воронеже. «Великое посольство». Петр в Голландии и Англии. Стрелецкий бунт 1698 года. Расправа со стрельцами.

Складывание антишведской коалиции. Начало Северной войны. Личность Карла XII. Поражение под Нарвой. Преобразование армии. Рекрутская система. Создание регулярных частей. Первые победы. Основание Петербурга.

Разгром Карлом XII армии Августа II. Карл поворачивает на Украину. Измена гетмана И.С. Мазепы. Битва при Лесной. Полтавское сражение. Военное искусство Петра 1. Разгром армии Карла XII. Значение Полтавской победы. Захват Прибалтики. Прутский поход Петра.

Вторжение в Финляндию. Морские победы России. Ништадтский мир. Его значение. Превращение России в империю. Принятие Петром императорского титула. Каспийский поход и его результаты.

Государственные преобразования Петра I. Причины петровских реформ. Их ход, методы проведения. Учреждение Сената. Образование коллегий. Упразднение патриаршества и учреждение Синода. «Генеральный регламент». Формирование системы абсолютизма. Образование губерний. Местные органы власти. Введение подушной подати. Ревизии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Система российских сословий.

Экономический подъём и его причины. Рост мануфактурного производства. «Берг-привилегия». Работные люди. Приписные и посессионные крестьяне. Характер труда на промышленных предприятиях. Новые порты и торговые пути. Рост внутренней и внешней торговли. Таможенный тариф. Политика протекционизма.

Причины народного недовольства в разных слоях общества. Восстание в Астрахани. Положение казачества при Петре 1. Причины движения Булавина. Ход восстания, его разгром и последствия.

Развитие системы образования. Начальное обучение. Подготовка специалистов. Введение гражданского шрифта, современных цифр, реформа летосчисления. Новые учебные пособия. Газета «Ведомости». Первая публичная библиотека. Кунсткамера. Указ о создании Академии наук. Новые веяния в живописи, скульптуре, архитектуре. Появление светской живописи. Творчество Ивана Никитина и Андрея Матвеева. Бартоломео Карло Растрелли. Доменико Трезини. Архитектура петровского времени. Изменения в быту. Новые обычаи. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Быт дворянства и быт других сословий.

Семья Петра I. Личность царевича Алексея. Причины разлада с отцом.

Контрольная работа по теме «Правление Петра Великого»

Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов

Правление Екатерины 1. Положение Меншикова. Верховный тайный совет. Правление Петра II. Падение Меншикова. Долгорукие. Смерть Петра II и пресечение рода Романовых. Приглашение на престол Анны Иоанновны. Кондиции. Попытка ограничения самодержавия.

Ликвидация кондиций и упразднение Верховного тайного совета. Восстановление самодержавия. Окружение императрицы. Внутренняя политика. Кабинет министров. Заговор Волынского. Внешняя политика. Вмешательство в войну за «польское наследство». Война с Турцией, возвращение Азова. Результаты внешней политики.

Завещание Анны Иоанновны. Брауншвейгекое семейство. Иоанн Антонович. Регентство Бирона. Регентство Анны Леопольдовны. Елизавета Петровна. Переворот 25 ноября 1741 года. Судьба Брауншвейгского семейства. Заточение и гибель Иоанна Антоновича.

Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Возвращение к «петровским традициям». Деятельность Шуваловых и Разумовских. Внешняя политика. Участие России в Семилетней войне. Победы русского оружия. Выход России из войны, её результаты.

Наука и просвещение. Петербургская Академия наук. Деятельность Ж. Делиля, Л. Эйлера и других учёных. «История» В.Н. Татищева. Основание Московского университета. Географические открытия. Экспедиция Беринга и Чирикова. Великая Северная экспедиция. Русская литература. Поэзия. А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков. Ф.Г. Волков и основанный им театр. Творчество В.В. Растрелли. Основание Академии художеств. Жизнь и труды М.В. Ломоносова. Многогранность его личности. Значение всего, им сделанного для российской и мировой науки и культуры.

Российская империя при Екатерине II

Происхождение и личность Петра III. Его женитьба на Екатерине. Правление Петра III: Манифесте вольности дворянства, выход России из Семилетней войны, попытка секуляризации. Причины недовольства Петром III и его политикой. Происхождение Екатерины II. Её жизнь в России. Переворот 1762 года. Свержение Петра III и его гибель.

Личность императрицы Екатерины II. Влияние идей французских просветителей. Первые годы правления. Уложенная комиссия и её работа. «Наказ» Екатерины. Роспуск Уложенной комиссии, её значение. Сподвижники Екатерины. Принципы общения Екатерины с людьми, «работа с кадрами». Личность и дела Г.А. Потемкина.

Задачи внешней политики. Война с Турцией 1768—1774 годов. Кючук-Кайнарджийский мир. Присоединение Крыма. Путешествие Екатерины в Новороссию. Выход России к Чёрному морю. Русско-турецкая война 1787—1791 годов. Взятие Измаила. Ясский договор и его условия. Внутренний строй Речи Посполитой. Причины разделов Речи Посполитой. Первые два раздела. Война с Т. Костюшко. Взятие Варшавы. Третий раздел Речи Посполитой. Земли, присоединённые к России.

Причины восстания. Фактор самозванства. Начало движения. Осада Оренбурга. Состав участников восстания. Внутреннее управление повстанцев. Их цели, призывы, идеология. Отход на Урал. Новое наступление. Взятие поволжских городов. Крестьянская война. Манифест Пугачева об отмене крепостного права. Причины поражения восстания. Арест Пугачева, расправа над ним и его сторонниками. Значение Пугачевского движения.

Причины реформ. Губернская реформа. Рост числа городов. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам. Сельское хозяйство. Помещичье землевладение. Положение крестьян. Развитие промышленности. Торговая политика. Выпуск ассигнаций. Влияние французской революции на события в России. Изменение политического курса. Последние годы правления Екатерины II.

Россия при Павле I

Личность императора. Противоречивость его характера. Новый закон о престолонаследии. Указ о трёхдневной барщине. Активность законотворчества. Регламентация и усиление дисциплины. Положение в армии. Непредсказуемость действий Павла 1. Рост дворянского недовольства. Переворот 1801 года. Борьба с влиянием идей Французской революции. Вступление России в антифранцузскую коалицию. Военные победы Ушакова. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Значение их побед. Полководческое искусство Суворова и Ушакова — вершина военного искусства России.

Культурное пространство Российской империи в XVIII веке

Политика государства в области просвещения. Создание новых учебных заведений. Народные училища. Русская наука и её достижения. Русские астрономы и их открытия. Развитие химии и медицины. Гуманитарная мысль. Князь М.М. Щербатов. Русские механики-самоучки И.И. Ползунов и И.П. Кулибин, их изобретения. Вклад русских учёных в мировую науку.

Классицизм как направление в литературе и искусстве, его основные черты. Литература. Творчество Г.Р. Державина. Русская драматургия того времени. Начало сентиментализма. Российская Академия. Первый толковый словарь русского языка. Русская опера. Другие музыкальные жанры. Творчество Д.С. Бортнянского. Русский театр. Крепостные театры. П.С. Ковалёва-Жемчугова. Классицизм в архитектуре. В.И. Баженов. М.Ф. Казаков. Петербургское зодчество. Э.-М. Фальконе, М.И. Козловский. Творения Ф.И. Шубина. Классицизм в живописи. А.П. Лосенко. Начало русского пейзажа — С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Портретное искусство. Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Основание Эрмитажа. Значение русской культуры второй половины XVIII века.

Повторение и контроль.

VII. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-методический комплект:

  1. Учебник. История России. 8 класс. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2018 год;
  2. Учебник «Всеобщая история. Новая история. 1500-1800 гг.», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А.Искендерова ; М. «Просвещение», 2014 год.
  3. Поурочные рекомендации. История России. 8 класс. Журавлева О.Н.
  4. Поурочные разработки. Всеобщая история. Новая история.1800-1913 гг. авторы: А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина; М.»Просвещение», 2002 г.
  5. Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.
  6. Атлас по истории России. Конец XVII-XVIII вв. М. «Дрофа», 2015 г.
  7. Контурные карты по истории России. Конец XVII-XVIII вв. М. «Дрофа», 2015 г.
  8. Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А. 
  9. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
  10. Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.

Технические средства:

1.Проектор

2.Компьютер

3.Экран.

 Интернет-ресурсы:

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  2. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  3. http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
  4. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
  5. http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов
  6. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей        
  7. http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом  
  8. http://his.1september.ru  Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
  9. http://www.fipi.ru  - ФИПИ
  10. http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
  11. http://rosolymp.ru/ - Всероссийская  Олимпиада школьников
  12. http://www.zavuch.info/   - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
  13. http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
  14. http://www.hrono.info/biograf/index.php  - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты
  15. http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
  16. http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал

VIII. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ

Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
  • полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

  • 86-100% - отлично «5»;
  • 61-85% - хорошо «4»
  • 36-60% - удовлетворительно «3»;
  • менее 35% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
  • полное отсутствие работы - отметка «2»;

IX. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока
(страницы учебника, тетради)

Дата проведения

Примечание

План

факт

 1

Вводный урок

        Эпоха Просвещения

2

Век Просвещения. Стремление к царству разума

 

 

3

Век Просвещения. Стремление к царству разума

4

Художественная культура Европы эпохи Просвещения

 

 

5

Художественная культура Европы эпохи Просвещения

 

Время преобразований

  6

Промышленный переворот в Англии

  7

Английские колонии в Северной Америке

  8

Война за независимость. Создание США

  9

Война за независимость. Создание США

 10

Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции

 11

Великая французская революция. От монархии к республике

 12

Великая французская революция. От монархии к республике

 13

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

 14

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

 15

Повторительно-обобщающий урок

 16

Контрольная работа

Колониальный период в Латинской Америке

 17

Колониальный период в Латинской Америке

 18

Складывание латиноамериканского общества

Традиционные общества Востока

 19

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени

 20

Религии Востока

 21

Самостоятельная работа

Начало европейской колонизации

 22

Империя Великих Моголов в Индии

 23

Борьба западных стран за Индию

 24

Маньчжурское завоевание Китая

 25

«Закрытие»  Японии

 26

Самостоятельная работа

 27

Повторительно-обобщающий урок

 28

Итоговая контрольная работа по курсу «Новая история»

История России

 29

Введение

Россия в эпоху преобразований Петра I

 30

Россия и Европа в конце XVII века

 31

Предпосылки Петровских реформ

 32

Начало правления Петра I

 33

Северная война 1700-1721 гг.

 34

Северная война 1700-1721 гг.

 35

Реформы управления Петра I

 36

Экономическая политика Петра I

 37

Российское общество в Петровскую эпоху

 38

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

 39

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

 40

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

 41

Повседневная жизнь и быт при Петре I

 42

Значение Петровских преобразований в истории страны

 43

Повторение по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I»

Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов

 44

Эпоха дворцовых переворотов

 45

Эпоха дворцовых переворотов

 46

Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг.

 47

Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

 48

Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг.

 49

Повторение по теме «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов»

Российская империя при Екатерине II

 50

Россия в системе международных отношений

 51

Внутренняя политика Екатерины II

 52

Экономическое развитие России при Екатерине II

 53

Социальная структура российского общества второй половины XVIII века.

 54

Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва

 55

Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II.

 56

Внешняя политика Екатерины II

 57

Начало освоения Новороссии и Крыма

 58

Повторение по теме «Российская империя при Екатерине II»

Россия при Павле I

 59

Внутренняя политика Павла I

 60

Внешняя политика Павла I

Культурное пространство Российской империи в XVIII веке

 61

Общественная мысль, публицистика, литература

 62

Образование в России в XVIII веке

 63

Российская наука и техника в XVIII веке

 64

Русская архитектура в XVIII веке

 65

Живопись и скульптура

 66

Музыкальное и театральное искусство

 67

Народы России в XVIII веке. Перемены в повседневной жизни российских сословий

 68

Контрольная работа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии на основе ФГОС 5 класс

Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5-9 классов линии "Полярная звезда" под редакцией профессора А.И. Алексеева.Предлагаю календарно-тематическое планирование уроков географии в...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 5 класс

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. О...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 6 класс

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают ист...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 7 класс

Курс истории на ступени основного общего образования является частью линейной системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают историческ...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 9 класс

Курс истории на ступени основного общего образования является частью линейной системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают историческ...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 10 класс

Структурно предмет «История» на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914 - 1945 гг. - («История России»).Знаком...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 11 класс

Структурно предмет «История» на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории XX века - («История России»).Знакомство обучающихся...