Полтавская битва
методическая разработка по истории

Марина Павловна Марченко

Методическая разработка к уроку истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_poltava.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красноборская средняя школа»

Подготовила:

Марченко М. П.

с. Красный Бор,

2021 г.

День воинской славы России. Полтавское сражение. 10 июля — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении; произошло 27 июня (8 июля)) 1709 года;

Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о Полтавском сражении, героизме русских солдат; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; бережное отношение к традициям своего народа; чувства гражданственности, ответственности, преданности и любви к своему народу.

Педагогические задачи: воспитывать патриотические чувства, интерес к истории своей страны, ответственность за её судьбу, уважительное отношение к памяти погибших. 

Воспитательная задача: получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к  истории своей страны; ценностного отношения к социальной реальности в целом.  

Планируемые результаты:

Предметные:  узнают о героизме русских солдат.

Личностные: учащиеся проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, проявляют бережное отношение к истории своего народа.

Метапредметные (универсальные учебные действия):     - познавательные:  общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; осознанно строят речевые высказывания в устной форме, умеют осуществлять поиск нужной информации; логические – совершенствуют мыслительные операции; - коммуникативные – слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

Образовательные ресурсы: герб и флаг России; Репродукции картин, посвящённых войне, изображения памятников войны, портреты  Петра I  Карла XII и других участников войны.

 Ход занятия.

  1. Вступительное слово.

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом

раскаленным.

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий

строй

Штыки смыкает.

Тяжкой тучей Отряды конницы летучей,

Браздами3, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся сплеча,

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит,

режет.

Бой барабанный, клики,

скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье,

стон,

И смерть,  и ад со всех сторон.

А. Пушкин

В 1700-1721 годах Россия вела против Швеции Северную войну за выход к берегам Балтийского моря. Швеция была одной из самых могущественных Европейских держав, а армия Шведского короля Карла 12 считалась непобедимой вплоть до 10 июля 1709 года. В этот день между русскими войсками во главе с Петром I и шведами произошло легендарное Полтавское сражение, которое продолжалось около девяти часов и принесло победу России. Сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Состоялась утром 27 июня (8 июля) 1709 года в 6 верстах от города Полтава на русских землях (Левобережье Днепра). Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как одной из ведущих военных сил в Европе.

10 июля является Днём воинской славы России — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении.

Педагог знакомит детей с выставкой, на которой размещены портреты участников сражения, карта битвы, а также информация о родах войск и обмундировании.

После Битвы при Нарве 1700 года Карл XII вторгся в Европу,  и развязалась длительная война с участием многих государств, в которой армия Карла XII смогла продвинуться далеко на юг.  

После того, как Пётр I отвоевал у Карла XII часть Ливонии и основал в устье Невы новый город-крепость Санкт-Петербург, Карл принял решение атаковать центральную Россию с захватом Москвы. Во время похода им было принято решение вести свою армию на Украину, гетман которой — Мазепа — перешёл на сторону Карла, но не был поддержан основной массой казачества. К тому моменту, когда армия Карла подошла к Полтаве, он потерял до трети армии, его тылы были атакованы легкой конницей Петра — казаками и калмыками, перед самой битвой был ранен.

Ночью 27 июня четыре колонны шведской пехоты двинулись из-под Полтавы. За пехотой шла конница (шесть колонн). На рассвете шведы оказались перед редутами русских.

Драгуны князя Меншикова вышли навстречу врагу, чтобы дать время основным силам подготовиться к бою. Шведская конница встретила русскую стремительной атакой и в 3 часа утра перед редутами кипела схватка. Сначала шведы теснили русскую кавалерию, но вскоре регулярные конные части русской армии при поддержке калмыков (единственных нерегулярных соединений, используемых Петром в сражении) оттеснили шведов. Когда шведская конница отступила, в атаку пошла пехота неприятеля. У шведов был план, разделившись на две части, пехота должна была с одной стороны двинуться к основному лагерю русских, а вторая часть пехотинцев должна была захватить продольные редуты, не дав русским оборонять свой лагерь. Сначала шведам удалось захватить два первых передовых редута, все последующие их нападения были отбиты. Тяжелый бой длился более часа. За это время основные силы русской армии подготовились к бою, поэтому Петр приказал защитникам редутов и коннице отступить к главной позиции у укрепленного лагеря. Но Меншиков проигнорировав приказ царя, продолжил бой, надеясь покончить со шведами уже у редутов. Но вскоре он вынужден был отступить.

К шести часам утра Петр I, выведя свою армию из лагеря, выстроил ее двумя линиями. В центре построения была пехота, на правом фланге – кавалерия генерала Р. Х. Боура, а на левом – кавалерия Меншикова. Лагерь остались охранять резервные девять батальонов пехоты. Реншильд построил свои войска напротив русской армии. К девяти часам утра численность шведских пехотинцев составила около четырех тысяч человек. Этими силами фельдмаршал Реншильд атаковал русскую пехоту, которая выстроилась двумя линиями по восемь тысяч человек в каждой. Огнестрельный бой очень быстро перерос в рукопашную схватку.

Правое крыло шведской пехоты, воодушевленное присутствием короля, с яростью ринулось в атаку левого фланга русской армии. Натиск шведов заставил первую линию русских войск начать отступление. Таким образом, передняя линия русской пехоты сдала, и в ней образовался очень опасный сбой боевого порядка, так как шведам удалось штыковой атакой потеснить первый батальон Новгородского полка. Такое положение дел было вовремя замечено Петром, который во главе второго батальона Новгородского полка ринулся спасать положение. С прибытием русского царя, успех шведов закончился, а на левом фланге восстановился порядок.

Натиск русских войск заставил шведов дрогнуть. Вторая линия русских пехотинцев слилась с первой, тем самым, усиливая давление на врага, который и так шел одной линией и не имел никаких сил подкрепления. Когда шведы совсем выбились из сил, измученные напряженным боем, фланги русской армии замкнули боевой порядок неприятеля.

Шведский король Карл XII, воодушевляя своих воинов, оказался в одном из самых горячих мест сражения. В его носилки попало ядро, сбросившее короля на землю. По шведским войскам со скоростью молнии понеслось известие о том, что король погиб и войска охватила паника. Пришедший в себя король, приказал поднять себя на скрещенных пиках как можно выше, чтобы армия увидела живого и невредимого правителя, но это уже не помогло. Шведы окончательно потеряли боевой строй и под напором русских воинов начали беспорядочное отступление. К 11 часам отступление шведов превратилось в массовое бегство. Шведский король потерял сознание,  и его практически в последний момент вывезли с поля битвы, посадили в карету и отправили к Переволочне. В этом сражении потери шведской армии составили более 11 тысяч солдат. Русские войска потеряли 1345 воинов, ранены были 3290 человек. Петр праздновал победу.

Итогом битвы под Полтавой стало очень серьезное ослабление войск армии короля Карла XII, в результате чего она была не в состоянии продолжать активные наступательные действия. Огромная значимость Полтавской битвы связана с тем, что победа русской армии изменила ход всей войны, после которой Швеция перестала считаться главной военной державой Европы.  Интересно, что в ходе Полтавской битвы Петр I разработал тактику, которая и сейчас упоминается при обучении курсантов в военных училищах. Перед боем по приказу Петра опытные воины надели форму молодых солдат. Шведский король Карл, зная об отличии формы опытных воинов от формы молодых, направил свое войско прямо на молодых солдат, тем самым, угодив в ловушку Петра.

2. Выставка проводится отдельно для каждого отряда, далее ребята идут на школьную площадку, где будут проходить веселые старты «Осада крепости Полтава», или Молодецкие забавы (день мальчиков), где постигали навыки стрельбы из «пушек», «верховой езды», составления «плана местности» лагеря противника и сражение в рукопашном бою на «шпагах».

3. Подведение итогов (рефлексия). Викторина «История в лицах».

В начале XX столетия на месте Полтавской битвы произошло основание музея-заповедника, который получил такое же название – «Поле Полтавской битвы». На территории заповедника построили музей и установили памятники русским и шведским войнам, а также Петру I.

К 300-летию Полтавской битвы 1 июня 2009 банком России были выпущены памятные серебряные монеты


Литература

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной Войне в 12 томах. М. «Современник» 1987 г.

А.Митяев. «Книга будущих командиров». М. «Молодая Гвардия» 1985 г.

О.А.Амелькин. «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.

С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.

Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.

Журнал «Родина». - № 11.- 2005

Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

Классные часы: 9 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Классные часы: 8 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.

Классные часы: 5 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2010.

Клубные часы Проблемно-ценностное общение  5-6 классы / Авт-сост. Г.В.Баженова – Волгоград: Учитель, 2013.                                                                   Л. Кондырев. Избранное. Стихотворения. Песни. Поэмы. – М.: «Художественная литература», 1973.

Л.К. Гребенкина и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

Парад 7 ноября 1941 года. // Великая Отечественная война 1941 - 1945: энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985, с. 527.
Парад 7 ноября 1941 года.// Военная энциклопедия. - М.: Военное издательство, 2002. Т. 6, с. 256.

Материалы Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе по теме "Полтавская битва"

Урок для 7 класса по истории "Полтавская битва" содержит материал для работы по плану-схеме Полтавской битвы...

Конспект урока «Дерзай отчизну мужеством прославить» в великий день Полтавской битвы.

Исследуя характеры и поступки исторических лиц (интегрированная форма урока литература+история), вызвать чувство восхищения и гордости подвигами героев, осмыслить прошлое, выявив художественные средст...

Разработка урока для учащихся 7 класса: «Полтавская битва. Петр I в поэме А.С. Пушкина «Полтава»».

Цель урока: Показать мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы. Рассмотреть образ Петра I с исторической и художественной точек зрения. Познакомить учащихся с историческими документами, ...

Урок по истории в 7 классе "Полтавская битва"

Урок по истории в 7 классе "Полтавская битва"...

Урок по истории в 7 классе "Полтавская битва"

Урок по истории в 7 классе "Полтавская битва"...

урок-игра "Полтавская битва"

Полтавская битва как шахматная партия...

бинарный урок по истории и литературе "Полтавская битва. Петр I глазами историков и поэта"

конспект бинарного урока по истории и литературе в 7 классе...