Основные занятия восточных славян.
методическая разработка (7 класс)
Методическая разработка по истории для учащихся с ОВЗ, 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основные занятия восточных славян | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 18 Центрального района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока
история 7 класс
«Основные занятия восточных славян»
учащихся классов с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Мешакина Оксана Васильевна – учитель
Санкт-Петербург
2022
Введение
Изучение истории отвечает на вопрос «Как и почему жизнь людей изменялась и
стала такой, как сейчас». Давно минувшие события, собранные в хронологическом
порядке, дают представление о направлении развития человечества. Узнавая это, мы
получаем возможность увидеть новое в старом, понять те аспекты нашей жизни, которые
ранее не были нами поняты
Человека всегда интересовала проблема происхождения окружающего мира,
живого и неживого. Самым важным среди этого является историческое происхождение
людей: возникновение их как человеческой цивилизации. Возможность проследить за
этим процессом по оставшимся документальным свидетельствам, по археологическим
находкам имеет огромнейшее значение для дальнейшего развития человечества. Чтобы не
оставаться в стороне от этого, в неведении, необходимо знание истории.
В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты». Исходя
из вышесказанного, следует подытожить, что тщательное изучение всех областей
деятельности предков позволяет открыть ранее неизвестное не только о прошлом, но и о
будущем и сориентироваться в настоящем.
Занятия и быт древних славян изучаются с давних времен. Проводятся научные
исследования, археологические раскопки, в результате которых по найденным предметам
мы можем составить понимание, каким был быт древних славян, чем они занимались, что
изготавливали. При ознакомлении учащихся с современной историей мы опираемся на
самые ранние источники, подводим их к пониманию, каким был жизненный уклад
древних славян, какой опыт передавался из поколения в поколение.
Славянские народы испокон веков занимались земледелием. Возделывали поля,
сажали зерновые культуры: пшеницу, рожь, ячмень, овес, гречиху. Выращивали репу,
капусту, свеклу, морковь, редьку и многое другое. Для славян земледелие олицетворяло
саму жизнь, недаром основные зерновые культуры, главным образом рожь, именовали
словом «жито». А ячмень, например, называли «житмень».
Знакомство учащихся историей древних славян воспитывает интерес к истории
своего народа, уважительное отношение к предкам. Развивает устную речь, воображение,
творческие способности, умение анализировать и делать выводы. Проводить связь между
прошлым и настоящим, культурой и бытом, традициями и обычаями.
Тема урока: Основные занятия восточных славян
Тип урока
-открытие нового знания
Цель:
-формирование представлений об условиях жизни и труда восточных славян.
Задачи:
образовательные:
-познакомить учащихся с условиями жизни и труда восточных славян;
развивающие:
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать коммуникативную культуру;
воспитательные:
- воспитывать уважение к труду;
- воспитывать интерес к истории;
коррекционные:
- способствовать коррекции слухового внимания;
- способствовать коррекции эмоционально- волевой сферы;
- способствовать коррекции навыкам самоконтроля;
Оборудование и материалы:
презентация, CD проигрыватель, картинки, иллюстрации, материал для раскрашивания, карточки с тестами, аппликация
Основные знания:
Земледелие – основное занятие восточных славян.
Термины, понятия:
Земледелие, плуг, соха, пашня, невод, рогатина, скотоводство, пастух, бортничество, собирательство, охота, лукошко, борона, жито, жатва, гумно, ток, цеп, гончар, кузнец, туесок, бондарь, ладья, горн, наковальня.
Ход урока
Организационный момент:
Приветствие учащихся
Проверка готовности учащихся к уроку
Актуализация учащихся:
Учитель:
Здравствуйте, дорогие ребята. Рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Приглашаю вас отправиться в далекое прошлое. Вы узнаете, какие основные занятия были у древних славян.
Дан звонок, и все мы смело
Примемся уже за дело
Путь нелёгкий предстоит
Вдаль дорога уж бежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесёмся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за тысячу лет …
Учитель:
Ребята, вспомните, о чем говорили на прошлом уроке?
(На доске висят изображения славянского поселка, строений)
Учащиеся:
На прошлом уроке мы говорили о славянском поселке.
Учитель:
Скажите, пожалуйста, какое место выбирали восточные славяне для своего поселка?
Учащиеся:
Восточные славяне строили свои жилища на берегах озёр, болот и рек.
Учитель:
А почему восточные славяне старались строить свои жилища на берегах озёр, болот и рек?
Учащиеся:
Восточные славяне строили свои жилища на берегах озер, рек, болот потому что это было более безопасно.
Учитель:
А как назывались жилища восточных славян?
Учащиеся:
Жилища восточных славян назывались избой, мазанкой и землянкой.
Учитель:
Скажите, пожалуйста, чем отличается мазанка от землянки?
Учащиеся:
Мазанка строилась из хвороста или ивовых веток, которые переплетались между собой, каркас-из жердей, снаружи и внутри стены обмазывались глиной. Пол в землянке был ниже земли на 1,5 метра, крыша почти касалась земли. Крышу покрывали соломой или камышом. В землянке были низкие двери и высокий порог.
Учитель:
Покажите изображение избы. Где и из чего строили избы?
Учащиеся:
Избы строили в густых лесах из сосны и ели. Внутри находилась печь. В старину ее называли «истопка» или «истба». Поэтому такое жилище с топкой стало называться избой.
Учитель:
Какие хозяйственные постройки были у восточных славян?
Учащиеся:
У восточных славян из хозяйственных построек были амбар и хлев.
Учитель:
Для чего нужны были хозяйственные постройки?
Учащиеся:
Амбар нужен был для хранения зерна. Хлев нужен был для содержания домашних животных.
Сообщение темы урока
Учитель:
Итак, на прошлом уроке мы с вами говорили о том, где и как славяне строили свои поселения. Рядом со своим жилищем славяне возводили множество хозяйственных построек. Работы у восточных славян было много. Нужно было, и обрабатывать землю, ловить рыбу, собирать грибы-ягоды, в лесу собирать мёд диких пчёл. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными занятиями восточных славян.
Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему урока.
Тема урока: «Основные занятия восточных славян»
Учащиеся:(открывают тетради, записывают тему урока)
Изучение нового материала
Учитель:
Посмотрите на слайд и прочитайте слова, которые нам встретятся сегодня на уроке при изучении новой темы.
Словарная работа:
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ – ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ
ПЛУГ – ОРУДИЕ ТРУДА ДЛЯ ВСПАШКИ ЗЕМЛИ
СОХА – ОРУДИЕ ТРУДА ДЛЯ ВСПАШКИ ЗЕМЛИ
ПАШНЯ – РАСПАХАННАЯ ЗЕМЛЯ
НЕВОД – БОЛЬШАЯ СЕТЬ ДЛЯ ЛОВА РЫБЫ
РОГАТИНА – ДЛИННАЯ ТОЛСТАЯ ПАЛКА С ЖЕЛЕЗНЫМ НАКОНЕЧНИКОМ
СКОТОВОДСТВО – РАЗВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО СКОТА
ПАСТУХ – ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПАСЁТ СТАДО ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
БОРТНИЧЕСТВО – СБОР МЁДА ДИКИХ ПЧЁЛ
СОБИРАТЕЛЬСТВО – СБОР ГРИБОВ, ОРЕХОВ, ЯГОД И ТРАВ
ОХОТА – ЛОВ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ
РЫБОЛОВСТВО – ЛОВЛЯ РЫБЫ
Учитель:
Знакомиться с занятиями восточных славян мы с вами будем по плану:
План
Земледелие
Рыболовство
Охота
Скотоводство
Собирательство
Бортничество
Учитель:
Я предлагаю вам послушать как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответить на вопрос - почему именно на этих территориях остановились славяне.
Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появились тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели все кругом
И решили: места много, есть что есть, и есть что пить!
Помолились люди Богу, стали строиться и жить!
Учитель:
Почему именно на этих территориях остановились восточные славяне?
Учащиеся:
Восточные славяне остановились на этих территориях потому, что эти места были богатыми, водными, медовыми, охотничьими.
Учитель:
Молодцы. Ну что, начнем наше путешествие в мир занятий восточных славян? И первое занятие, с которым мы будем знакомиться – это – ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. (СЛАЙД) Это одно из главных занятий восточных славян. Вспомните, как выглядела местность, на которой жили восточные славяне.
Учащиеся:
На местности где жили восточные славяне, было много рек и лесов.
Учитель:
Какие территории нужны для занятия земледелием?
Учащиеся:
Нужны были ровные и открытые поля.
Учитель:
Что же делать, если таких территорий было мало?
Учащиеся:
Нужно вырубать деревья.
Учитель:
Правильно. Люди вырубали лес, расчищали поля, пахали землю. Работа эта была не из лёгких. Сейчас я вам расскажу, как вырубали лес. Сначала вокруг каждого дерева откапывались те корни, которые находились неглубоко, и расходились в разные стороны, их перерубали. Затем самый ловкий мальчишка влезал на дерево и около вершины привязывал к стволу верёвку. Мужики изо всех сил тянули за конец верёвки. Дерево кряхтело, стонало, качалось и, в конце концов, падало. Тонкие деревья вырубали мальчишки. Стволы, корни, пни оттаскивали в кучи и сжигали. Расчищенное таким образом поле давало урожай несколько лет, потом земле нужно было дать отдых, чтобы восстановить плодородие. А люди вновь вынуждены были расчищать новые поля, удобрять их золой, пахать.
А как вы думаете, какими орудиями труда обрабатывали землю?
Учащиеся:
Высказывают свое мнение.
У читель:
Землю обрабатывали сохой, плугом, бороной-суковаткой, косой, серпом. (СЛАЙД)
У читель:
Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких этапов. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной. И самым ответственным занятием был сев семян.(СЛАЙД)
Н а сев выходили в безветренную погоду, босиком. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Горсти зёрен разбрасывались налево и направо. Нужно было быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. При ветре не сеяли, боялись, что он разметёт семена. Чтобы семена прикрыть, проходили с бороной-суковаткой, которую делали из ели, обрубая вершину и мелкие сучья. Суковатку тащили по полю руками или использовали лошадей. Борона шла неровно, вращалась из стороны в сторону, разрыхляла почву и закапывались семена. Основные кормильцы восточных славян – пшеница, рожь, ячмень, просо, гречиху. Хранили зерно в земле, ямах, вырытых где-нибудь на холме. Хранили зерно в корзинах и в глиняных сосудах. Для хранения зерна были и деревянные строения – амбары.
Учитель:
Скажите, с каким занятием восточных славян мы с вами познакомились?
Учащиеся:
Мы познакомились с занятием восточных славян – земледелием.
Учитель:
Давайте вспомним порядок обрабатывания земли
Учащиеся:
Сначала корчевали лес, расчищали поля, пахали землю.
Учитель:
Для чего сжигали остатки деревьев на полях?
Учащиеся:
Остатки деревьев сжигали потому, что восточные славяне удобряли поля золой.
Учитель:
Что делали дальше восточные славяне после подготовки поля.
Учащиеся:
После подготовки поля восточные славяне начинали сеять семена.
Учитель:
Что сеяли восточные славяне?
Учащиеся:
Восточные славяне сеяли пшеницу, рожь, просо, ячмень, гречиху.
Учитель:
Занимаются ли люди земледелием в наши дни?
Учащиеся:
Да занимаются.
Учитель:
А приходилось ли вам или вашим родственникам заниматься земледелием?
Учащиеся:
Да приходилось, в огороде.
Учащиеся:
Вот видите, прошло несколько веков, а люди продолжают возделывать землю, выращивать урожай.
Учитель:
Переходим к следующему пункту нашего плана. Сейчас мы с вами познакомимся со следующим занятием славян - РЫБОЛОВСТВОМ.
Учитель:
Скажите, почему славяне занимались рыболовством?
Учащиеся:
Славяне занимались рыболовством потому, что славяне селились рядом с реками и озёрами, а там было много рыбы.
Учитель:
Наши предки ловили рыбу разных видов: сома, судака, осётра, щуку, налима. Раньше выбор рыбы в реках был очень богатый.
Чем же можно ловить рыбу? Кто из вас был на рыбалке и знает, как это делается?
Учащиеся:
Рыбу можно ловить удочкой, сетью, бреднем.
Учитель:
Конечно, у наших предков раньше не было таких удочек, какие есть у современных рыбаков. Раньше использовался невод. (СЛАЙД),который плели обычно из конопли, реже из льняных нитей. Невод обычно ставили в воде неподвижно, и рыба запутывалась в ячейках. Невод держался на воде при помощи поплавков, привязанных к краю, по нижнему краю привязывались глиняные или каменные грузила. Рыболовством занимались и зимой, и летом. Каждую зиму мужчины плели неводы из тонких верёвок, латали старые. С приходом весны спускали лодки, запускали длинный невод в реку или озеро и, сидя в лодках тянули его за два конца, окружали участок воды и вытягивали концы на берег. Попадалось рыбы много, но брали только крупную, а мелкую выбрасывали обратно в воду.
Учитель:
Как называется занятие славян связанное с водой?
Учащиеся:
Занятие славян связанное с водой называется рыболовство.
Учитель:
Чем ловили рыбу славяне?
Учащиеся:
Рыбу славяне ловили неводом и сетями.
Учитель:
Рыболовство сохранилось до наших дней, сейчас существуют специальные морские суда, которые снабжают наше население рыбой, которая продается в магазинах.
ФИЗМИНУТКА
Изделия гончара – руки к плечам, вращения локтями вперед и назад;
Изделия ладейщика – руки на пояс, наклоны влево, вправо;
Изделия кузнеца – руки на пояс, небольшие приседания;
Изделия бондаря – руки вдоль туловища, вдох через нос, выдох через нос.
Исходная позиция – встать возле парты.
Упражнения выполняются в зависимости от картинки на экране.
Учитель:
Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним занятием восточных славян это - ОХОТА
Где люди охотились?
Учащиеся:
Люди охотились в лесах.
Учитель:
Правильно, в лесах. Сила и ловкость славян помогала им во время охоты на диких зверей: медведей, кабанов, лисиц, бобров, зайцев. Для охоты использовали славяне рогатину и лук со стрелами. Рогатина это длинная палка с железным острием на конце. С рогатиной охотились на крупного зверя – медведя и кабана. Лук со стрелами использовали для охоты на более мелких животных и на птиц – лебедей, гусей, уток. Мясо диких животных использовали в пищу, а из шкур шили одежду, шапки и обувь.
Учитель:
Что использовали славяне для охоты?
Учащиеся:
Для охоты славяне использовали рогатину и лук со стрелами.
Учитель:
Какое оружие использовали на крупного зверя?
Учащиеся:
На крупного зверя использовали рогатину.
Учитель:
Какое оружие использовали для охоты на мелкого зверя?
Учащиеся:
На мелкого зверя славяне использовали лук со стрелами.
Учитель:
Начинаем знакомство со следующим занятием славян: СКОТОВОДСТВО
Охота и рыболовство давали людям продукты питания. Но их не всегда хватало. Поэтому люди стали разводить животных у себя дома. При раскопках археологи находят остатки костей домашних животных того времени.
Каких домашних животных могли держать славяне?
Учащиеся:
Славяне могли держать корову, овцу, козу, свинью, куриц.
Учитель:
Крупных животных пасли на лугах, где много травы. На зиму животным запасали корм. Скажите, сохранилось ли скотоводство в наши дни?
Учащиеся:
Сохранилось, у нас фермы, где содержатся животные. В некоторых семьях и сейчас есть домашние животные.
Учитель:
А сейчас для того, чтобы познакомиться со следующими занятиями славян мы с вами отправимся в лес. Следующее занятие это СОБИРАТЕЛЬСТВО.
Скажите, а что могли собирать славяне?
Учащиеся:
Собирать славяне могли грибы, ягоды.
Учитель:
Собирательство - это сбор диких ягод, грибов и трав – играло в жизни людей большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепёшки. Крапиву подмешивали в хлеб, восполняя недостатки муки, а также ели свежей, квасили, варили, сушили. В весеннем лесу собирали щавель, дикую капусту, дикий лук. Заготавливали берёзовый сок.
А что могли собирать славяне летом?
Учащиеся:
Летом славяне могли собирать ягоды и грибы, орехи.
Учитель:
Что собирали славяне в лесу?
Учащиеся:
В лесу славяне собирали грибы, ягоды, орехи, побеги трав – крапивы, лебеды, березовый сок.
Учитель:
Мы с вами продолжаем ходить по лесу. Следующее занятие также связано с лесом. Его название сегодня нам не известно. Это БОРТНИЧЕСТВО.
Что же это такое? Я вам подскажу. «Борть» - это дупло большого дерева, в котором жили дикие пчёлы или лесной улей. Человек, который собирал мед, назывался бортником. Это было очень сложное занятие, которое требовало от людей большого труда, времени и конечно смелости. Как вы думаете, почему?
Учащиеся:
Пчёлы могли ужалить.
Учитель:
Бортники проходили по лесу десятки километров, чтобы найти такие дупла, где жили пчёлы, выбирали из них часть меда – а часть оставляли пчёлам на зиму. Даже простой подъём к борти требовал специальных навыков, определенной сноровки. На дерево залезали с помощью специальных приспособлений.
Учитель:
От чего происходит название занятия БОРТНИЧЕСТВО.
Учащиеся:
Название занятия бортничество происходит от слова борть, т.е. дупло где живут дикие пчёлы.
Учитель:
Кто такие бортники?
Учащиеся:
Бортники – это люди, которые собирают мёд диких пчёл.
Закрепление.
Учитель:
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся:
Сегодня на уроке говорили об основных занятиях восточных славян.
Учитель:.
У вас на слайде есть набор слогов, из которых вам нужно составить названия основных занятий восточных славян. Записывайте в тетрадь, потом проверим.
Учитель:
Какие слова у вас получились?
Учащиеся отвечают
Земледелие, охота, рыболовство, собирательство, скотоводство, бортничество
Учитель:
Следующее задание: раскрасить картинку с изображением занятий восточных славян.
Учащиеся выполняют
Учитель:
Молодцы! Сейчас переходим к следующему заданию, которое находится на следующем слайде. Вам нужно будет выбрать правильны ответ. Если вы услышите вот такой звук … (ЗВУК НА СЛАЙДЕ) – значит, вы ответили правильно, если услышите вот такой звук … (ЗВУК НА СЛАЙДЕ) – значит, вы ответили не правильно.
Приступаем к выполнению задания.
Подведение итогов:
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
Перейдите на следующий слайд. Вам даны овалы трех цветов.
Овал зеленого цвета означает – мне сегодня на уроке было легко и интересно
Овал желтого цвета означает – мне сегодня на уроке было интересно, но я немного затруднялся
Овал голубого цвета означает – мне на уроке было неинтересно.
Вам нужно выбрать овал одного цвета, который бы означал то, что вы сейчас чувствуете и щелкнуть мышкой по нему.
Домашнее задание:
СТР.53 - 62, ЧИТАТЬ, ответить на вопросы, нарисовать рисунок, соответствующий какому либо занятию славян
Заключение:
Таки образом, на основании урока можно сделать вывод:
-ученики закрепили знания о славянском поселке;
-вспомнили, как выглядели славянские жилища;
-получили представление об условиях жизни и труда восточных славян.
-развивали внимание, память и мышление;
-учились сравнивать и анализировать материал.
Знакомясь с условиями жизни и основными занятиями славян, ученики учатся уважительному отношению к чужому труду, памятникам культурного наследия, своему историческому прошлому. Полученные знания пробудили интерес к дальнейшему изучению и исследованию: чтению литературы, просмотру тематических фильмов, посещению музея.
Литература:
1.Антропология о происхождении славян. 1989г.,
Автор: Алексеева Т.И., Алексеев В.П.
Жанр: физическая антропология, статья
Количество страниц: 18 с.
2.Библиографические данные статьи: Алексеева Т.И., Алексеев В.П. Антропология о происхождении славян // Природа. - 1989. - № 1
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.
3.Древние славяне и Киевская Русь. Киев. 1989.pdf
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение:
Презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Появление государства у восточных славян.
Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...
Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...
Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"
Программа по патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование клуба «Славяне»...
Основные занятия восточных славян
Конспект урока "Основные занятия восточных славян", проведенного 10 октября 2014 года с учениками 7 А класса КГКСКОУСКОШ VIII вида № 3....
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...
Презентация "Происхождение славян. Восточные славяне в древности"
Презентация предлагает наглядное сопровождение учебного процесса при изучении темы "Происхождение славян. Восточные славяне в древности". Рекомендуется использование в 10 классе. Домашнее задание форм...