Социальные и национальные движения
план-конспект урока по истории (8 класс)
Урок в 8 классе. Недовольство народа реформами Петра Первого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnye_i_natsionalnye_dvizheniya.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.
ОППОЗИЦИЯ РЕФОРМАМ.
ЦЕЛИ:
- Показать повышенную внутреннюю нестабильность в стране в период царствования Петра I;
- Охарактеризовать главные причины народных волнений в начале XVIIIв;
- Продолжить развивать умения сравнивать исторические события
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся научатся:
- Определять причины народных волнений первой четверти XVIII в;
- Объяснять понятия работные люди, отходники, казачество;
- Работать в группе;
- Объяснять изученные положения на конкретных примерах;
- Доказывать свою точку зрения, выступать публично;
- Осмысливать теоретический материал;
- Решать познавательные и проблемные задания.
ОТНОШЕНИЯ, ЦЕННОСТИ, ВНУТРЕННИЕ УСТАНОВКИ:
- Дать оценку внутриполитической деятельности Петра I ;
- Выразить свое отношение к преобразовательной деятельности императора.
ТИП УРОКА: комбинированный урок..
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Работа с терминами. Учащимся раздаются варианты заданий, на выполнение которых дается 5-7 минут. После выполнения учащиеся обмениваются выполненными заданиями и проводят взаимопроверку.
1 вариант.
Оброк- _____________________________________________________________________
Мануфактура-_______________________________________________________________
Политика протекционизма- ____________________________________________________
____________________________________________________________________________
Крепостная мануфактура- ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2 вариант
Барщина -___________________________________________________________________
Самодержавие - ______________________________________________________________
Политика меркантилизма- ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Посессионные крестьяне- _______________________________________________________\
- Мотивационно-целевой этап.
Северная война тяжелым бременем легла на плечи большинства населения России. Создание регулярной армии, развитие мануфактурного производства и многое другое явилось причинами народных выступлений.
Как они проходили, к чему привели? Поговорим об этом на нашем уроке.
Тема урока «Социальные движения первой четверти XVIII в»
ПЛАН УРОКА.
- Причины народных волнений.
- Астраханское восстание.
- Восстание под руководством Кондратия Булавина.
- Башкирское восстание.
- Дело царевича Алексея.
- Значение народных выступлений.
Работа на уроке потребует от вас решения многих вопросов. Предположите, о чем мы с вами будем говорить. (Высказывания учащихся)
- Введение в новый материал.
На протяжении всего правления царя-реформатора имели место выступления различных слоев населения против власти.
- Изложите проблемы социально-экономического развития России первой четверти XVIII в.. Решались ли они властями? (Ответы учащихся)
- Вспомните и приведите примеры социального протеста «бунташного» XVII в? (Соляной бунт, Медный бунт, восстание Степана Разина)
Проблемное задание: В чем отличие социальных выступлений периода правления Петра I и социального протеста «Бунташного» века?
- Работа по теме урока.
- Причины народных волнений.
Несмотря на то, что в экономике страны были достигнуты определенные успехи, положение народа резко ухудшилось. Это вызывало недовольство и протест.
Давайте попробуем предположить, что явилось основными причинами социальных выступлений в период правления Петра Первого.
(Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает на доске)
- Рекрутские наборы;
- Привлечение огромного количества людей на строительство Санкт-Петербурга;
- Приписка крестьян к заводам;
- Тяжелое налоговое бремя;
- Гонения на старообрядцев
А теперь давайте проверим, насколько правильными были ваши предположения.
Работа с текстом учебника. Учащиеся самостоятельно читают текст п.1 § 9 с.57 и проверяют, были ли верными их предположения.
Физминутка.
Учитель. Мы с вами уже хорошо, плодотворно поработали, немного устали, поэтому сейчас мы с вами не только будем заниматься физкультурой, но и узнаем немного о самом Петре Великом, о мерах длины периода его правления.
Учащиеся встают.
Учитель. Рост Петра I 204 см. Поднимите руки и покажите рост императора.
Учитель. Несмотря на огромный рост царя, нога у него была совсем небольшая – 38 размер.
Учащиеся наклоняются и достают руками до своей обуви.
Учитель. Иногда, для того, чтобы подчеркнуть могучую фигуру человека, применяют выражение «косая сажень в плечах» - это расстояние от кончиков пальцев руки до пальцев противоположной ноги.
Учащиеся поочередно показывают это расстояние.
Учитель. Еще одной мерой длины был локоть.
Учащиеся складывают руки локоть к локтю.
Учитель. Петр – отец русского флота. А как себя ведут моряки, когда вглядываются вдаль, чтобы увидеть наконец долгожданную землю?
Учащиеся прикладывают ладонь ко лбу и «вглядываются» вдаль.
Учитель. Надеюсь, что вы там увидели свое счастливое будущее. Поэтому мы с вами сейчас сядем на наши места и продолжим работу, чтобы к этому счастливому будущему смогли благополучно прийти.
2. Астраханское восстание.
3. Восстание под руководством К.А.Булавина.
4. Башкирское восстание.
Работа в группах.
Первая группа. Учащиеся работают с п.2 § 9 «Астраханское восстание», определяют участников, причины, повод, записывают основные события восстания и его итоги.
Вторая группа. Учащиеся работают с п.3 §9 «Восстание под руководством К.А.Булавина», определяют участников, причины, повод, записывают основные события восстания и его итоги.
Третья группа. Учащиеся работают с п.4 § 9 «Башкирское восстание» определяют участников, причины, повод, записывают основные события восстания и его итоги.
(Учащиеся представляют результаты своей работы)
Работа с картой. Используя карту, определите, какое из трех восстаний охватило наибольшую территорию.
(Проверка выполнения задания)
5. Дело царевича Алексея.
- Как вы считаете, только ли казаки, простые люди выражали недовольство проводимыми царем преобразованиями?
Преобразования Петра вызвали неприятие у старой, патриархальной аристократии.
В 1718 году возник орган политического сыска- Тайная канцелярия. Она была организована по специальному поводу, для суда над старшим сыном Петра – царевичем Алексеем.
Всем недовольным нужен был лидер. Раньше таким лидером была Софья, а теперь сын Петра I Алексей. Почему он? Он был воспитан в традициях патриархальной России.
Работа с текстом. Прочитайте о деле царевича Алексея и ответьте на вопрос:
- В чем вы видите истоки конфликта отца и сына?
Дополнительный материал.
До 1715 года особых требований со стороны Петра I к сыну не было. Но 27.10.1715 г Алексей хоронил жену и вдруг получил письмо от отца, в котором Петр упрекал сына в лени, в отсутствии интереса к государственным делам, в нежелании трудиться на благо России и ставил перед Алексеем вопрос: либо он берется за дело с отцом, либо отказывается от престола.
Как же отвечает Алексей? Он написал отцу, что не желает царствовать, а хочет уйти в монахи. Петр I предоставил сыну 6 месяцев на размышление. Ответ надо было прислать в Копенгаген, куда Петр I собирался отправиться. Алексей выехал из Петербурга, но поехал не к отцу, а в Вену. Из Вены был тайно (секретно) отправлен в горную крепость в Тироле- Эренбург. Почему? Царевич просто испугался и решил спастись за границей.
6. Значение народных выступлений.
Работа в парах.
- Определите особенности проявления социального протеста в России в начале XVIII в.
- Какие слои населения участвовали в народных движениях в XVIII в?
- Чем вы можете объяснить выступления представителей самых разных сословий против реформ Петра?
- C чем они были не согласны?
Ответы запишите в тетрадь.
Работа в группах. Учащиеся объединяются в группы по 4 человека (сидящие рядом), совместно анализируют ответы на вопросы
- Подведение итогов урока.
Вспомните проблемный вопрос, поставленный в начале нашего урока. В чем отличие социальных выступлений периода правления Петра I и социального протеста «Бунташного» века?
(Ответы учащихся)
Все народные выступления в первой четверти XVIII в. были естественным ответом русского народа на усиление давления со стороны государство, связанного с реформами, проводимыми в стране. Народные движения начала XVIIIв. послужили одной из причин перестройки государственного аппарата и усиления самодержавной власти.
- Домашнее задание. § 9, выучить, ответить на вопросы, заполнить таблицу.
Народные восстания при Петре I.
Линии сравнения | Астраханское восстание | Восстание К.А.Булавина | Башкирское восстание |
Причины и повод для выступления | |||
Состав участников | |||
Основные события | |||
Причины поражения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам"
Презентация урока с применением методики сравнительной характеристики....
социальные и национальные движения при Петре 1
В данном уроке расскрываются причины и сущность народных движений, не согласных с реформами Петра I...
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ волонтерского движения «Навстречу доброте»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТволонтерского движения«Навстречу доброте»...
Технологическая карта урока истории в 9 классе "Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг. социальные и национальные движения, реформы и революции"
Технологическая карта урока истории в 9 классе...
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.
1.Причины народных выступлений2.Астраханское восстание 1705-1706 гг.3.Восстание под руководством К.А. Булавина4.Башкирское восстание5.Выступления старообрядцев6.Выступления работников мануфактур7.Выст...
Подъём национальных движений. Парад суверенитетов
Презентация к уроку по истории России в 11 классе на тему "Подъём национальных движений. Парад суверенитетов"....
Таблица Национальные движения народов СССР в 1960-х – 1980-х г.г.11 класс История России
Таблица Национальные движения народов СССР в 1960-х – 1980-х г.г.11 класс История России...