Новое политическое мышление и перемены во внешней политике
план-конспект урока по истории (11 класс)
Внешняя политика СССР при Горбачеве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novoe_politicheskoe_myshlenie.docx | 50.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема :Новое политическое мышление и перемены во внешней политике
Цели урока:
Обучающая: работа над понятиями, закрепление базовых знаний, формирование у учащихся представления о причинах изменения концептуальных основ советской внешней политики, ее основных направлениях, результатах и последствиях.
Развивающая: используя различные источники исторической информации, документы и публицистические тексты; применяя устную и письменную речь в мини-дискуссиях, совершенствовать навыки аргументации.
Воспитательная: добиваться осознания противоречивости и сложности усилий, направленных на решение глобальных проблем современности (проблемы мира).
Задачи:
1) различать и первично оперировать понятиями, относящимися к изучаемой теме;
2) анализировать фрагменты исторических документов и публицистического текста с целью поиска аргументов в защиту позитивной или негативной оценки изучаемого явления;
3) формировать собственную оценку по поводу изучаемых исторических явлений и процессов, опираясь на принцип научности.
Основные знания:
причины изменения советской внешнеполитической доктрины;
основные положения политики «нового мышления»;
начало процесса разоружения сверхдержав;
разблокирование региональных конфликтов;
причины и последствия распада социалистической системы;
результаты политики «нового мышления».
Основные понятия:
- «новое политическое мышление»,
- демилитаризация; разоружение;
- региональные конфликты;
- биполярная система международных отношений.
Основные события:
1987г. - соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности в Европе.
1991г. - распад ОВД, СЭВ.
1989г. - вывод советских войск из Афганистана.
1990г. - объединение ФРГ и ГДР.
1991г. - заключение договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).
1991г. – «Буря в пустыне» - военная операция США в Ираке.
Тип урока: изучение новых знаний.
Оборудование: учебник, тетрадь.
Ход урока
1.Организационный момент. Приветствие, позитивный настрой на работу на уроке. Два анекдота горбачевской эпохе.
· Во время обеда в заводской столовой рабочий говорит коллегам:
— А вы видели, что вчера в программе «Время» Горбачев плакал?
— Нет, а что случилось?
— А он талон на сахар потерял!
· Через границу СССР летят навстречу друг другу два воробья.
— Откуда летишь, приятель?
— Из Америки. Говорят, у вас перестройка, гласность. Охота почирикать с вашими воробьями. А ты куда?
— А я к вам. Я уже вволю начирикался — теперь бы поклевать чего-нибудь...
2. Проверка домашнего задания, коррекция и актуализация опорных знаний.
Учитель: Дома вы изучали тему «Экономические реформы 1985-1991 гг.»
Учитель ведет фронтальный опрос учащихся класса:
1. Что такое перестройка? В чем причины перестройки?
2. На что, в первую очередь был направлен курс ускорения социально-экономического развития страны?
3.Какие варианты выхода из глубочайшего экономического кризиса были предложены? Кем?
4.Экономические реформы и итоги реформ?
5 В чем проявилась гласность?
6.Рассказать о развитии политического многообразия.
Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.
Основные даты на доске:
1985 г. - встреча лидеров СССР и США в Женеве.
1986 г. - встреча лидеров СССР и США в Рейкьявике.
1987 г. - договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего и ближнего радиуса действия.
1988 г.- встреча лидеров СССР и США на Мальте.
1989 г. - вывод советских войск из Афганистана.
1990 г. - распад социалистической системы.
1990 г.- Операция « Буря в пустыне» - договор СНВ-1.
1991 г. - роспуск Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора.
Ознакомление с планом изучения нового материала:
1 Принципиальные коррективы международной политики СССР.
2 Причины поворота в советской дипломатии.
3.Основные принципы «нового политического мышления».
4.Ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Д. Бушем.
5. Позитивное влияние новых внешнеполитических подходов СССР.
3. Изучение нового материала.
Рассказ учителя: (задание учащимся составлять тезисы или логические схемы).
Придя к власти, горбачевская администрация подтвердила традиционные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже на рубеже 1987 —1988 гг. в них вносятся принципиальные коррективы в духе провозглашенного к тому времени М. С. Горбачевым «нового политического мышления».
Поворот в советской дипломатии диктовался насущной потребностью придать свежий импульс внешней политике СССР, зашедшей по многим серьезным позициям в тупик (реальная опасность очередного и вконец разорительного для страны витка «холодной войны», непосильное бремя безвозмездной «интернациональной помощи» всякого рода революционным и антиимпериалистическим силам, бесперспективная война в Афганистане и др.).
Основные принципы «нового политического мышления» сводились к следующему:
• отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;
• объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;
• отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).
Реализация этого курса по одним направлениям имела положительные последствия, по другим — обернулась внешнеполитическими провалами СССР.
Характерной чертой нового этапа советской дипломатии были ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Д. Бушем. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (июль 1991 г.— соглашение об ОСНВ-1) положили начало тенденции к сокращению ядерного оружия в мире — правда, в немалой степени за счет ракетного потенциала СССР.
Одновременно продвинулись вперед многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение об их значительном сокращении в Европе.
Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных Вооруженных Сил на 500 тыс. человек.
Успешное развитие отношений с капиталистическими странами затронуло и Японию, чему в немалой степени способствовал визит М. С. Горбачева в апреле 1991 г. в Токио. Советская делегация проявила готовность оживить двусторонние связи и официально признала существование территориального вопроса — о государственной принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды.
Новые внешнеполитические подходы СССР позитивно проявили себя в деле ликвидации ряда очагов международной напряженности, локальных вооруженных конфликтов. За май 1988 — февраль 1989 г. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана, после чего II съезд народных депутатов СССР признал «необъявленную войну» против соседней, прежде дружественной страны грубой политической ошибкой. За нее заплатили жизнями свыше 15 тыс. солдат и офицеров Советской Армии. Горбачевская дипломатия приложила много усилий к прекращению гражданской войны в Анголе, Камбодже и Никарагуа, образованию там коалиционных правительств из представителей противоборствующих сторон, к преодолению путем серьезных политических реформ режима апартеида в Южно-Африканской республике, поиску справедливого решения палестинской проблемы, долгое время омрачавшей отношения Израиля и арабских государств.
Закрепляется поворот в лучшую сторону в советско-китайских отношениях. Пекин выдвигал в качестве условий для этого вывод советских воинских контингентов из Афганистана и Монголии, а вьетнамских — из Камбоджи. После их выполнения Москвой и визита М. С. Горбачева в Китай весной 1989 г. между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.
Этот же год явился переломным в отношениях СССР со своими партнерами по «социалистическому содружеству». Начался форсированный (и социально не обеспеченный) вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. На опасения многих лидеров соцстран, что некоторые конкретные решения, диктуемые «новым мышлением», могут повлечь за собой дестабилизацию там общественно-политической обстановки, горбачевская администрация ответила экономическим давлением, пригрозив, в частности, перевести хозяйственные взаиморасчеты с союзниками на свободно конвертируемую валюту (что и было вскоре сделано). Это обострило отношения между странами — членами СЭВ и подтолкнуло к быстрому развалу не только их экономического, но и военно-политического союза. Официально роспуск СЭВ и ОВД был оформлен весной 1991 г.
С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалистических странах происходит серия народных революций, в результате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к национально-демократическим силам. В Югославии входившие ранее в федерацию Хорватия и Словения объявили себя независимыми республиками, Сербия и Черногория остались в составе Югославии, а в Боснии и Герцеговине развернулись затяжные военные действия между сербской, хорватской и мусульманской общинами на почве национально-территориального размежевания.
Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, на глазах кардинально менявшие политический и социально-экономический облик бывших союзных государств. Наиболее наглядно его самоустранение проявилось по самому жгучему в послевоенной истории Европы вопросу — германскому. И это при том, что СССР имел и исторические, и моральные, и международно-правовые основания сказать свое весомое слово относительно путей объединения двух немецких государств и военно-политического статуса единой Германии.
На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве М. С. Горбачев высказался в том смысле, что «канцлер может взять дело объединения Германии в свои собственные руки». Не встретило принципиальных возражений у Горбачева и предложение Коля о вхождении объединенной Германии в НАТО, что положило конец колебаниям в правящих кругах Вашингтона и Бонна, ранее не исключавших, по признанию госсекретаря США Д. Бейкера, «возможности того, что Германия будет в конечном счете иметь несколько более аморфные связи с Северо-Атлантическим союзом, чем полное членство — по примеру Франции, которая связана с НАТО политически, но не в военном плане».
В марте 1990 г. в ГДР были проведены многопартийные выборы. Победу на них одержал блок буржуазно-консервативных партий. В ноябре того же года эта бывшая социалистическая республика влилась в состав ФРГ, сохранившей полноправное членство в Северо-Атлантическом союзе.
Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Общий рынок.
Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро терял инициативу в международных делах и вошел в фарватер внешней политики стран НАТО.
Ухудшение экономического положения Советского Союза, заметно обострившееся из-за обвального снижения поставок по линии бывшего СЭВ, побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990—1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).
В эти годы Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольствием и медикаментами (правда, она в основном осела в номенклатурных кругах или прилипла к рукам дельцов коррумпированной товаропроводящей сети). Серьезной же финансовой помощи не последовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обещали ее М. С. Горбачеву. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм, и все меньше верили в политическую дееспособность Президента СССР.
Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».
· Задание для учащихся: работая с различными источниками информации, выяснить основные принципы идеи «нового политического мышления»
Предполагаемый ответ учащихся: принципы идеи «нового политического мышления»:
• признание единства противоречивого мира;
• признание невозможности решения политических задач с применением ядерного оружия;
• признание невозможности обеспечения безопасности страны военными средствами;
• придание военным доктринам оборонительного характера;
• признание за каждым народом права на выбор пути развития;
• отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений;
• превращение разоружения в фактор общественного развития.
Вопросы:
- В чем состояла необходимость для СССР появления идеи «нового политического мышления»?
- Политика «нового политического мышления» была прогрессивной. Стала ли она ответом на вызовы времени?
Первичная проверка правильности восприятия новых знаний:
Задание по вариантам:
Задание вариант № 1.
Охарактеризовать отношения СССР и США. Заключение договоров и соглашений. Достижения и просчеты внешней политики СССР.
Задание вариант № 2
Охарактеризовать отношения со странами социалистического блока. Определить успехи и неудачи советской внешней политики.
4. Закрепление изученного материала.
Проверка работы по вариантам
Итог урока: Новое мышление» привело к капитуляции перед Западом, к явному поражению в «холодной войне». М. С. Горбачев начал процесс, позволивший всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе современных международных отношений.
Опрос (письменно или устно)
1. Советские войска были выведены из Афганистана:
а) в 1985 г.;
б) 1989 г.;
в) 1991 г.;
г) 1993 г.
2. Концепция «нового политического мышления» была выдвинута:
а) Б. Н. Ельциным;
б) Ю. В. Андроповым;
в) М. С. Горбачевым;
г) А. А. Громыко..
3. К итогам политики «нового политического мышления» относится:
а) усиление оборонной мощи СССР;
б) наращивание ядерного потенциала;
в) укрепление стабильности на международной арене;
г) усиление напряженности международных отношений.
4. Прекращение деятельности Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора стало следствием:
а) проведения референдумов в странах Восточной Европы;
б) распада социалистической системы в Восточной Европе;
в) государственного переворота в СССР;
г) принятия резолюции ООН.
5. По какому принципу образован ряд?
М. С. Горбачев, Г. Коль, август 1990 г. (Подписание договора об объединении ГДР и ФРГ)
5. Подведение учителем итогов работы на уроке.
6. Домашнее задание: конспект, записать в тетради итоги «перестройки».
Итоги Перестройки.
Несмотря на то, что Перестройка не смогла изменить ситуацию в СССР, дабы тот продолжал существовать, ряд важных изменений все же случились и их следует отметить.
• Жертвы сталинизма были полностью реабилитированы;
• В стране появилась свобода слова и политических взглядов, была убрана жесткая цензура, в том числе и на литературу;
• Была отброшена однопартийная система;
• Появилась возможность свободного выезда/въезда со страны/в страну;
• Студенты больше не служат в армии, пока находятся на обучении;
• Женщин перестали сажать в тюрьмы, за то, что изменяют своим мужьям;
• Государство дало разрешение на рок в стране;
• Прекратилась «холодная война».
Это были положительные итоги Перестройки, но негативных итогов было намного больше. Среди самых важных следует отметить экономические.
• Золотовалютный запас СССР снизился примерно в 10 раз, что привело к такому явлению, как гиперинфляция;
• Международный долг СССР вырос и как минимум в три раза;
• Темпы экономического развития снизились практически до нулевой отметки – страна просто замерла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внешняя политика России в первой четверти XIX века
Презентация к уроку истории по истории России в 8 классе...
Внутренняя и внешняя политика правителей с 9 века по 21 век.
Изучая историю России на уроках истории в школе, не редко у учителей и учащихся возникает один вопрос: «Почему события внутренней и внешней политики русских правителей разбросаны по разным стран...
Урок "Новое политическое мышление" Презентация к уроку
Урок "Новое политическое мышление" (раздел "Перестройка") является примером урока из разряда мастер-класса. Цель: показать способы и методы формирования универсальных умений посредством применения эле...
Международный статус РФ и ее место во внешней политике США: 1991-2000 гг. в оценках американского политико-академического сообщества
Статья посвящена рассмотрению международного статуса РФ и ее места во внешней политике США американским политико-академическим сообществом после официального окончания «Холодной войны»: 1991-2000 гг. ...
Презентация по истории России 9 класс по теме "Россия в начале ХХ в. Общая характеристика(политическое, экономическое,социальное развитие, внешняя политика(1900-1904гг.)"
Презентация по истории России 9 класс по теме "Россия в начале ХХ в. Общая характеристика(политическое, экономическое,социальное развитие, внешняя политика(1900-1904гг.)"...
Презентация к уроку истории в 11 классе "Новое политическое мышление"
Включает актуализацию знаний по пройденной теме ("перестройка", демократизация, гласность) и объёмную схему по указанной теме....
Презентация "Новое политическое мышление"
Презентация "Новое политическое мышление"...