Технологическая карта урока Поэма Гомера «Одиссея»
методическая разработка по истории (5 класс)

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Поэма Гомера "Одиссей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_poema_gomera_odisseya.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

МАОУ Коркинская СОШ

Технологическая карта урока  

Поэма Гомера «Одиссея»

5 класс

Автор:  

Булатова Марина Викторовна

Место работы: МАОУ Коркинская СОШ

 Должность: учитель истории и обществознания

2022  уч. г.

ПОЭМА ГОМЕРА «ОДИССЕЯ»

Педагогические
цели

Способствовать ознакомлению с поэмой Гомера «Одиссея»; создания  условии  для развития умений характеризовать образы главных героев и основные эпизоды произведений, оценивать поступки героев «Одиссеи».

Тип и вид урока

Усвоение навыков и умений / учебный практикум

Планируемые
результаты
(предметные)

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, умение правильно формулировать выводы, высказывать суждения; развивать мышления.

Личностные
результаты

Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Метапредметные
результаты

Владение умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.).

Основное содержание темы, понятия и термины

Гомер. Сюжет поэмы Гомера «Одиссея».

Главные герои поэмы: Одиссей, царь Итаки, его жена Пенелопа, их сын Телемах.

Второстепенные герои: Полифем, Сирены, Алкиной, Навсикая.

Крылатое выражение «между Сциллой и Харибдой».

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

 Коллективная,  индивидуальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы

Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2021 г. – 303 с. Карта «Древняя Греция».

План урока:

1. Одиссей находит приют у царя Алкиноя.

2. На острове циклопов.

3. Встреча с сиренами.

4. Между Сциллой и Харибдой.

5. Возвращение на Итаку.

6. Расправа с женихами.


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный
момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Пример. Добрый день!

Присаживайтесь. Отметка. отсутствующих

Приветствуют учителя. (встают) Организуют свое рабочее место к уроку. Дежурный отмечает отсутствующих.

Быстрое включение в деловой ритм

II. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный. Беседа

–Автор и период создания поэмы Илиада?

–О каком событии  повествуется
в «Илиаде»?

 - Кем являлись данные личности:

- Ахиллес;

- Гектор;

- Парис;

- Елена.

Раскроите основной смысл крылатых выражений: «ахиллесова пята», «троянский конь».

 Отвечают на поставленные вопросы.

Указывают кем являться указанные личности.  

Объясняют смысл крылатых выражений.»

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Беседа по вопросам

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

Послушайте стихотворение К.Н. Батюшкова «Судьба Одиссея».

Средь ужасов земли и ужасов морей

Блуждая, бедствуя, искал своей Итаки

Богобоязненный страдалец Одиссей;

Стопой бестрепетной сходил в Аида мраки;

Харибды яростной, подводной Сциллы стон

Не потрясли души высокой.

Казалось, победил терпеньем рок жестокий

И чашу горести до капли выпил он;

Казалось, небеса карать его устали

И тихо сонного домчали

До милых родины давно желанных скал.

Проснулся он: и что ж? Отчизны не признал.

— О ком идет речь в стихотворении?

—Знаете ли вы этого героя?

И вы помните, что именно Одиссей предложил план, строительства   Троянского коня для захвата Трои. Сегодня мы продолжим  говорить про Одиссея затронем его десятилетний путь домой.

Сообщает тему урока, предлагает ученикам сформулировать учебную задачу.

Пример. Обратите внимание на тему урока. Как вы  думайте  о чем  данная  поэма ?

Слушают учителя, формулируют учебную задачу

Отвечают на поставленный  вопрос.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Поэма
«Одиссея»

Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Работа с текстом, иллюстрациями,
беседа

Рассказ учителя. «Одиссея» повествует о последних приключениях одного из героев Троянской войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного Илиона в родную Итаку. В основе поэмы лежит известный фольклорный сюжет о возвращении Одиссея неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе. В «Одиссее» изображены преимущественно бытовые картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и прочее. Создана она несколько позже «Илиады»и содержит около 12100 стихов.

 Организует комментированное чтение текста пункт №1. 1.Как Одиссей попал на остров циклопов?_

2.Кто такой Полифем?

3. Какой план придумал Одиссей?_

Организует комментированное чтение текста пункт №2.  Кто такие сирены?

2. Почему их боялись и опасались?

3.Как смог Одиссей послушать их пение и остаться в живых?

Организует комментированное чтение текста пункт №3

Каких чудовищ увидел Одиссей и его команда, когда «проходили мы тесным проливом»? Опишите их.

 Рассказ учителя.

Расправа с женихами. Одиссей переоделся нищим и вошел в дом.  Буйные женихи пили, ели, принуждали Пенелопу выбрать нового мужа.  Пенелопа объявила, что ее мужем станет тот, кто победит в стрельбе из лука, принадлежащего Одиссея.  Никто не сумел даже согнуть могучий лук.  Одиссей попросил натянуть лук и выстрелил из него. Потом истребил женихов.

Слушают рассказ учителя.

Читают по очереди  текст, после отвечают на вопросы учителя.

Называют героев поэмы «Одиссея», характеризуют их поступки. Делаться  на группы для  работы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответ-ствующую этапу обучения.

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; осуще-ствляют поиск нужной информации в тексте; осуществляют анализ событий; выдвигают гипотезы и обосновывают их.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам

V. Закрепление знаний
и способов действий.

Морской путь Одиссея

Парная. Практический, словесный. Работа с картой, рассказ

–  Обратите внимания перед вами карта «Древнейшая Греция» сейчас с ее помощью   мы   проложим морской путь, который после Троянской  войны  преодолел   Одиссей  что бы  добраться  до  своего  дома.

– Составьте словесное описание этого пути.

На карте находят
и показывают морской путь Одиссея домой.  В  процессе показа  пути словесно описывают  пути.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами

Работа с картой, рассказ

Приключения Одиссея

Групповая. Словесный, творческий. Рассказ

На выбор.– Составьте небольшой рассказ о приключениях, которые подстерегали Одиссея и его друзей на острове, где жили одноглазые циклопы

– Составьте небольшой рассказ о приключениях, которые подстерегали Одиссея и его друзей на острове, где жили Сирены.

Составляют рассказ о приключениях Одиссея и его друзей.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме на уровне небольшого текста

Рассказ

Рефлексия.

Учащимся предлагается из разноцветных лепестков выбрать тот , который соответствует их впечатлению от урока:

Зелёный- всё понятно, было интересно;

Жёлтый - было интересно, но не всё понятно;

Красный – было не интересно.

Выбранные лепестки прикрепляются к одному большому цветку, который покажет, насколько плодотворным был урок.

Выбирают  лист  нужного цибета  ,крепят  его на  доске.

VI. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.  Составить синквейн,

Индивидуальные сообщения о богах и богинях Древней Греции.

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Состовляют  синквейн сообщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по поэме Гомера "Одиссея"

Презентация  к уроку внеклассного чтения по поэме Гомера "Одиссея", организованного по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?"...

Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"

На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Поэма Гомера "Одиссей"

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Поэма Гомера "Одиссей"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Поэма Гомера "Одиссей"

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Поэма Гомера "Одиссей"...

Поэма Гомера "Одиссея"

Поэма Гомера "Одиссея"...

Поэма Гомера "Одиссея"

Данная презентация подготовлена для урока истории в 5-м классе. Материал содержит вопросы для повторения по теме  "Илиада". В презентации использованы рисунки обучающихся 5-х классов....

Презентация "Поэма Гомера "Одиссея"

Поэма Гомера "Одиссея"...