Рабочая программа "Память"
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Память» является программой туристско-краеведческой направленности. Занятия по данной программе способствуют воспитанию коммуникабельности, усердия, умения исследовать мир, формируют эмоциональную культуру общения у подрастающего поколения любви к природе родного края, к истории города и области, к культуре народов. Кроме того, развивают творческое мышление у школьников, прививают любовь к природе, истории и родному краю.
Регулярные занятия по данному направлению дают возможность обучающимся познакомится с родным краем, изучить его историю, природу и культуру. Программа помогает им лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pamyat.doc | 452.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Память» является программой туристско-краеведческой направленности и разработана с учётом федеральных государственных требований к программам дополнительного образования детей.
Содержательная часть Программы соответствует основным положениям следующих нормативно-правовых актов:
- федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в редакции приказа Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 № 533);
- письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09- 3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
регионального уровня:
- приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.10.2015 г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ».
Актуальность программы обусловлена тем, что на современном этапе подготовкой будущих активистов школьного музея занимается учитель школы, он формирует у обучающихся гражданскую позицию и учит ценить родную культуру и гордиться своим Отечеством. Школьный музей выступает в качестве инструмента познания, воспитания, социального средства памяти, передающего духовный, нравственный, эстетический, исторический опыт, традиции поколений. Методической основой программы является методика музейной педагогики, использование музейных экспонатов для развития личности и методики школьного образования.
Школьный музей является эффективным средством обучения и воспитания обучающихся. Специальные методики использования экскурсий, исследований, наблюдений для расширения кругозора обучающихся, освоения разносторонних практических навыков, воспитания патриотизма и нравственности, любви к Родине получили широкое распространение. Работа в учебной группе помогает школьникам лучше осваивать вопросы, связанные с работой школьного музея, расширяет возможность применения знаний по музееведению в межпредметных связях, развивает творческие способности, повышает интеллектуальный и эстетический уровень развития личности.
Новизна программы заключается в специфике организации занятий с совмещением краеведческой и музееведческой деятельности, использовании материалов школьного музея в проектной деятельности обучающихся и при проведении экскурсий.
Педагогическая целесообразность программы «Память» заключается в воспитательном и образовательном потенциале за счет богатого историко-краеведческого материала школьного музея и архивного отдела. Программа формирует у обучающихся потребность сохранить исторический материал и культурные ценности родного края. Программа ориентируется на системный подход в изучении краеведческого материала на основе школьных музейных коллекций.
Программа исходит из положения о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности. Любой член коллектива школьного музея должен знать в общих чертах музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учётно-хранительской и культурно-просветительской работ. Школьный музей предусматривает изучение этих вопросов как необходимого условия для углубления и расширения как общемузейной, так и специальной экскурсионной подготовки актива школьного музея.
Большое внимание уделено в программе экскурсионной подготовке. Экскурсоводы составляют наиболее значительную основу в активе музея, в их деятельности находят выражение как общемузейных, так и чисто педагогических аспектов учебной сущности школьного музея.
Программа реализуется на базе школьного музея «Вехи», который выступает важным фактором формирования общественной активности школьников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Программа способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
- учебно-познавательных: владение способами анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
- информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
- коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Адресат программы: Программа рассчитана на обучающихся 11-13 лет и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Возрастные особенности детей 11-13 лет. Этот период отличается повышенной интеллектуальной и двигательной активностью, желанием развиваться физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны педагога.
Срок реализации программы:
Срок реализации программы – 5 месяцев. Оптимальный состав группы - до 15 человек.
Уровень освоения программы: стартовый.
Режим занятий:
Режим занятий, предусмотренных программой, находится в соответствии с нормами СанПиН. Занятия проводятся по расписанию 1 раз в неделю. Продолжительность учебного часа занятия - 45 минут.
Формы обучения.
Формы организации деятельности:
‒ коллективные (занятия, экскурсии, игра);
‒ групповые (коллективно-творческая деятельность);
‒ индивидуальные (самостоятельная работа).
Формы организации образовательного процесса:
В процессе обучения по программе «Память» предлагается проведение разных видов занятий:
- учебное занятие;
- занятие-игра;
- занятие-путешествие;
- занятие-экскурсия.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для овладения обучающимися основ музейного дела, раскрытие их индивидуальных возможностей и творческих способностей, а также формирование познавательных способностей в освоении краеведческого материала.
Задачи:
Образовательные:
- научить обучающихся построению исследований и проектов по истории родного края;
- обучить основам музейного дела;
- сформировать у обучающихся навыки подготовки экскурсий, выставок и т.п.
Развивающие:
-развить в обучающихся практические навыки исследовательской и творческой деятельности;
- совершенствовать деятельность школьного музея и его роль в образовании и воспитании школьников.
Воспитательные:
- воспитать у обучающихся чувства гражданственности и патриотизма к своему краю;
-формировать у обучающихся чувства гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
- воспитать у школьников бережное отношение к природному и культурному наследию родного края.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Урок-беседа. Инструктаж по технике безопасности |
2 | Организация школьного музея | 3 | 1 | 2 | Творческая работа Презентации Участие в школьном конкурсе на лучшую идею организации школьного музея |
3 | Моя семья и родной край | 3 | 1 | 2 | Участие в школьном конкурсе «Мой родной край» |
4 | Наша школа в истории края | 3 | 1 | 2 | Беседа Творческая работа Стенд «Они работали в нашей школе» |
5 | Военная слава земляков | 4 | 2 | 2 | Презентации к 78-летию Победы в Великой Отечественной войне «Они погибли, чтобы жили мы» |
6 | Экскурсионная работа в школьном музее | 3 | 1 | 2 | Экскурсии для гостей школы |
7 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Творческий отчет |
Всего | 18 | 7 | 11 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Теория (1 час). Уточнение интересов и пожеланий обучающихся. Инструктаж по технике безопасности. Музейные профессии. Типы музеев. Специфика работы школьного музея.
Тема 2. Организация школьного музея (3 часа)
Теория (1 час). Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Практика (2 час). Подготовка проектов, обсуждение и принятие концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, заместителей руководителя школьного музея.
Тема 3. Моя семья и родной край (3 часа)
Теория (1 час). Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословного древа семьи.
Практика (2 часа). Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 4. Наша школа в истории края (3 часов)
Теория (1 час). История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Школьный музей и архив. Источники по истории школы.
Практика (2 часа). Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.
Тема 5. Военная слава земляков (4 часа)
Теория (2 часа). Военные традиции земляков. Жители родного края – участники Великой Отечественной войны и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Награды Советского Союза. Служба в армии — почетная обязанность гражданина России.
Практика (2 часа). Составление презентаций про героев боевых действий в Афганистане и Чечне. Составление альбомов про ветеранов Великой Отечественной войны.
Тема 6. Экскурсии в школьном музее (3 часа)
Теория (1 час). Экскурсия как форма популяризации историко-культурного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практика (2 часа). Составление плана и текста экскурсий. Репетиции экскурсий.
Тема 7. Итоговое занятие (1 час)
Практика (1 час). Проведение экскурсии в школьном музее «Вехи».
- Планируемые результаты
По окончанию программы обучающиеся будут знать:
- основы теории и организации музейного дела; историю и культуру родного края;
- основы экскурсоводческой деятельности;
- типы и виды музеев;
- основы исследовательской деятельности;
- основные требования к художественному оформлению выставки.
По окончанию программы обучающиеся будут уметь:
- определять профиль музея;
- выполнять учебно-исследовательские работы;
- участвовать в научно-практических конференциях;
- заполнять инвентарные книги;
- оформлять стенды, выставки, готовить экспонаты для выставки.
По окончанию программы обучающиеся будут владеть:
- навыками общения с аудиторией;
- навыками поисково-исследовательской деятельности;
- основами специалиста обучающегося по музейной работе;
- навыками формирования культур и традиций различных социальных групп в школе;
- способами ориентации в профессиональных источниках информации (архивы, музеи, библиотеки, сайты, образовательные порталы и т.д.)
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Занятия по программе «Память» проводятся 1 раз в неделю, что составляет 18 учебных недель.
2.2 Условия реализации программы
Кадровое обеспечение:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Память» реализуется руководителем школьного музея МБОУ БГО СОШ №13, имеющим высшее педагогическое образование.
Материально-техническое обеспечение программы:
Для реализации программы потребуется:
- помещение для аудиторных занятий: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами (столы и стулья для педагога и школьников, шкафы для хранения учебной литературы и наглядных пособий);
- фонды школьного музея «Вехи»;
- краеведческая литература и источники;
- изобразительные, картографические, фото- и видеоматериалы;
- разработки бесед, игр, конкурсов, викторин, презентаций, экскурсий и т.д.;
- ноутбук, мультимедийный проектор, экран, принтер, фотоаппарат.
2.3. Формы аттестации
Способами аттестации обучения и формами подведения итогов реализации данной программы являются:
Текущая аттестация (в течение 2 полугодия):
- составление презентаций;
- участие в конкурсах;
- оформление тематических стендов.
Итоговая аттестация (в конце 2 полугодия):
- защита исследовательских работ;
- проведение экскурсий в музее.
2.4. Методическое обеспечение программы
Основные используемые методы обучения:
1. Словесный - обращение к сознанию обучающегося, добиваясь не автоматического, а осмысленного выполнения и исполнения. Словесный метод состоит из приемов:
- рассказ;
- объяснение;
- беседа;
- анализ и обсуждения;
- словесные комментарии педагога.
2. Наглядный - использование наглядных пособий, графических материалов, различных приспособлений при объяснении. Наглядный метод состоит из приемов
- наглядно-слуховой прием;
- дидактическая игра;
- познавательная викторина.
3. Практический - использование практических методов и средств в работе обучающихся. Практический метод состоит из приемов:
- игровой прием;
- соревновательный;
- творческий.
Технологии обучения: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе технологии критического мышления через чтение и письмо, дискуссии.
2.5. Список литературы
- Белкина О.И. Школьный музей. / О.И. Белкина // Воспитание школьников. — 2002. — №3. — С. 53.
- Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С. Борисов. — М.—2012.
- Воронеж. История края в его музеях. – Воронеж: Изд-во. ООО «Полярис». – 2007.
- Голышева Л.Б. Музейная педагогика / Л.Б. Голышева // Преподавание истории в школе, № 2, - М. 2016.
- Голева Н.Н. Школьные музеи Воронежской области: направления деятельности и перспективы развития. Сборник информационно – методических материалов. – Воронеж: «Фортуна», 2013. – 196 с.
- Емельянов Б.В. Экскурсоведение / Емельянов Б.В. - М.,2017.
- Зайцева А.А. Историко-культурное наследие Борисоглебской земли / А. А. Зайцева, Л. В. Кригер // Гос. инспекция по охране ист.-культур. наследия Воронеж. обл. – М.— 1995.
- Кудрина Т.А. Музей и школа / Т.А. Кудриной // пособие для учителей. — М. 2015.
- Миронова Л.В. Изучаем родной край / Л.В. Миронова.—Борисоглебск, 2003.
- Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам в школе. / Н.П. Майорова.— Спб. — 2002.
- Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. – М., 2010.
- Полевой Ю.Л. Воронежцы: знаменитые биографии в истории края / Ю.Л.Полевой. - Воронеж: Кварта, 2007.
- Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе / В.Г. Смирнов.- М., 2016.
- Сотникова С.И. Музеология / С.И. Сотникова.— М., 2004.
- Туманов В.Е. Школьный музей / В.Е. Туманов.— М., 2017.
- Юренева Т.Ю. Музееведение / Т.Ю. Юренева. — М., 2003.
- Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей / М.Ю.Юхневич. — М., 2001.
Электронные ресурсы
- Каталог школьных музеев [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://orioncentr.ru
- Воронежский областной краеведческий музей [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://museum-vrn.ru
- Сайт по краеведению России [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.mycicerone.ru
- Всероссийский исторический портал «Память народа» [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru
- Краеведческий интернет-ресурс «Детям о Воронежском крае» [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://www.okrae.odbvrn.ru
- Информационный сайт «Борисоглебский историко-художественный музей» [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://www.bormus.ru
- Портал ДОСААФ России Воронежской области [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.dosaaf.ru
- Сайт МБОУ БГО СОШ №13 [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://school13.vrn.eduru.ru
- Всероссийский портал школьных музеев «Школьный музей Победы» [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://schoolvictorymuseum.ru
- Региональный сайт проекта «Воронеж. Страницы истории» [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.vrn-histpage.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...