Исследовательская работа по истории на тему: "Иван Федоров - первый мученик печати"
творческая работа учащихся по истории (11 класс)
Содержание.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I
Начало книгопечатания в России.
§1.Причины введения книгопечатания в Московском государстве…………………4
§2.Анонимная типография и безвыходные издания……………………………………...8
Глава II
Деятельность И. Федорова.
§1.Начало деятельности типографии И.Фёдорова…………………………9
§2.Сведения о жизни печатника Ивана Федорова ………………………………....10
§3.«Апостол» и «Часовник» Ивана Федорова
…………………………………………………………………………………...11
§4.Прекращение деятельности И.Фёдорова в Москве
…………………………………………………………………………………...13
Заключение…………………………………………………………………….15
Список использованной
литературы…………………………………………………………………......17
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivan_fedorov_-_pervyy_muchenik_russkoy_pechati.docx | 48.15 КБ |
ivan_fedorov_-_pervyy_muchenik_russkoy_pechati.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ п. Свободный
Базарно – Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Научно-исследовательская работа
Секция «История»
Тема: «Иван Федоров – «первый мученик русской печати»
Выполнила:
обучающаяся 11 класса
Чегодаева Ирина
Руководитель:
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ п.Свободный»
Воробьева Е.А.
п. Свободный
2015
Содержание.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I
Начало книгопечатания в России.
§1.Причины введения книгопечатания в Московском государстве………………………………………………………………………4
§2.Анонимная типография и безвыходные издания…………………………………………………………………………...8
Глава II
Деятельность И. Федорова.
§1.Начало деятельности типографии И. Фёдорова…………………………9
§2.Сведения о жизни печатника Ивана Федорова …………………………………………………………………………………....10
§3.«Апостол» и «Часовник» Ивана Федорова
…………………………………………………………………………………...11
§4.Прекращение деятельности И.Фёдорова в Москве
…………………………………………………………………………………...13
Заключение…………………………………………………………………….15
Список использованной
литературы…………………………………………………………………......17
«Мы сможем и должны начинать историю
нашего научного мировоззрения с
открытия книгопечатания»
В.И.Вернадский.
Введение
Одно из первых мест в плеяде великих строителей русской культуры занимает первопечатник Иван Федоров: именно с его именем начинается история книгопечатания в нашей стране. До изобретения книгопечатания, по словам академика В.И.Вернадского, «человеческая личность не имела никакой возможности предохранять свою мысль от исчезновения, распространять ее широко... Вечно и постоянно все создавалось и вновь разрушалось тлетворным влиянием всеразрушающего времени».
Тему своей работы я выбрала не случайно, в этом (2015) году исполняется 505 лет со времени рождения русского первопечатника И.Ф. Фёдорова (1510-1583). Нынешний юбилей весьма условный, так как год рождения нашего славного соотечественника, 1510 г., назван исследователями как наиболее вероятный. Малочисленность источников не позволяет составить чёткого представления о мастере. С этой проблемой в XIX веке столкнулись отечественные и зарубежные «ваятели», откликнувшиеся на призыв Московского археологического общества создать памятник великому русскому первопечатнику. Известно, что после открытия монумента скульптора С.М. Волнухина и архитектора И.П. Машкова (это событие состоялось 12 октября 1909 года) у памятника появился анонимный венок с надписью «Первому мученику русской печати»….
С того времени историки сделали немало открытий, о деятельности знаменитого россиянина сняты художественные фильмы, в его честь организованы «Фёдоровские чтения». Однако до сих пор не известны ни место, ни день рождения, ни подробности жизни мастера. Сведения о том, что родился первопечатник в нынешней Калужской области, большинство исследователей считают неубедительными. Белорусский след в судьбе мастера также не доказан, хотя и интересен. Ведь эру славянской книги открыл уроженец Полоцка Франциск Скорина, а ближайшим сподвижником юбиляра был Пётр Мстиславец — уроженец белорусского Мстиславля. Между тем Иван Фёдоров не раз подчёркивал своё московское прошлое и вошёл в историю как «Московитин».
История книги и книгопечатания — это составная часть истории культуры, а сама книга - «инструмент насаждения мудрости» (Я. Коменский), наиболее полное и всестороннее выражение культуры человечества. Зарождение и развитие книги неразрывно связаны с развитием общества. Изобретение книгопечатания открыло мир духовных богатств широкому кругу людей и тем самым дало новый толчок развитию науки, техники, общественной мысли. Появление первой печатной книги сравнимо с великими географическими открытиями.
Первая славянская книга, напечатанная глаголицей, вышла в свет в 1483 году в Венеции, а в 1491 году Швайпольт Феоль печатает в Кракове первые славянские книги кириллицей с обращением к читателям на малорусском языке. Позже всего печатное дело проникло в пределы Восточной Европы. Лишь в первой четверти XVI века начинается печатание кириллицей книг для румын и сербов, которые в это время гибли под нашествием турок, и к середине века – через сто лет после открытия – печатное дело проникает в Московскую Русь. О начале книгопечатания в России крайне редко упоминается в дошедших до нас письменных источниках XVI века. Поэтому судить о времени, месте и технологии печатания первых книг можно лишь на основе изучения самих первопечатных изданий.
Актуальность и цели работы:
Играют ли сейчас книги важную роль в жизни современного общества? Вопрос актуальный и я сказала бы, болезненный. Потому что многие ответят: «Нет, книга не играет такой большой роли в моей повседневной жизни, ведь все можно найти в Интернете». Или так: «Зачем утруждаться и читать книгу, если можно послушать ее аудиозапись или лучше посмотреть фильм».
Но мне хотелось бы доказать значимость и огромную роль книги в развитии общества.
А каждый ли из нас знает, как называется первая печатная российская книга и кто является ее создателем? Конечно нет. Итак, целями моей работы являются:
- Рассмотреть причины зарождения книгопечатания в Московском государстве в XVI веке.
- Выявить роль Ивана Федорова в формировании и развитии восточнославянского книгопечатания. Рассказать о первых печатных книгах.
Глава I
Начало книгопечатания в России.
§1. Причины введения книгопечатания в Московском государстве.
В середине XVI в. книгопечатание проникает в Московское государство. Введение книгопечатания в Москве - результат социально-экономического развития феодального общества Руси XVI в. Развитие производства и ремесла создавало необходимые технические предпосылки для учреждения в Москве типографии и перехода от рукописного способа размножения книг к более совершенному и производительному - книгопечатанию.
В политическом плане введение книгопечатания в Москве было одним из тех государственных мероприятий, которые проводил Иван Грозный в 50-60-х гг. XVI в. с целью укрепления самодержавия (реформа суда, создание стрелецкого войска, губные и земские учреждения и т.д.).
В первом столетии восьмой тысячи лет, когда над Россией царствовал царь и великий князь Иоанн Васильевич всея Руси, вложил ему бог в ум благую мысль, как лучше устроить в Русской земле и вечную память по себе сотворить: «произвести от письменных книг печатные, ради полного исправления и утверждения, скорого выполнения и дешевой цены; и ради своей славы так же бы устроить и по всей России, как у греков и в Немецких землях, в Венеции и в Италии и в Белой Руси, в Литовской земле и прочих тамошних странах, чтобы всякому православному христианину возможно было правильно и ясно прочитывать святые книги и говорить по ним; и повелеть бы распространять их по всей Русской земле по святым божиим церквам ради прославления имени божия и пречистой богородицы и всей святых».
В послесловии к Апостолу 1564 г. - в одном из основных источников по истории начального московского книгопечатания - указываются две причины, побудившие Ивана Грозного ввести книгопечатание в Москве: потребность в большом количестве церковных книг для вновь строящихся церквей в Москве и других городах, особенно в городе Казани «и в пределах его», и необходимость исправления «растленных» книг. В завоеванной в 1552 г. Казани правительство Ивана IV насильственно вводило христианство среди татар и всячески поощряло тех, кто принимал крещение. Чтобы удовлетворить возросший спрос на церковную литературу, Иван Грозный повелел покупать святые книги на торгу «и в святых церквах полагати».
<...> И тако благоверный царь и великий князь Иван Васильевичи всея Руси повелел святая книги на торжищих куповати и в святых церквах полагати псалтыри, и евангелии, и апостолы, и прочая святыя книги... Но тогда возникло еще одно затруднение - большинство книг оказалось непригодными, было искажено «несведущими и неразумными» переписчиками, содержало различные ошибки. «Порча» книг порождала ереси, вела к религиозному вольнодумству. В условиях обострения классовой борьбы в XVI в. Неисправные церковно-служебные книги использовались в политических интересах противниками господствующих порядков. Ко времени начала «поисков» печатного мастерства относится «ересь» сына боярского Матвея Башкина и Артемия, бывшего игумена Троицкого монастыря. На церковном соборе, созванном для разоблачения еретиков, Матвей Башкин, используя разночтения в рукописном тексте Апостола, толковал его по-своему, «развратно». Вольнодумно толковал церковные тексты и другой «еретик», Феодосий Косой, призывавший к неповиновению властям и проповедовавший
равенство всех народов.
Вопрос об исправлении церковных книг был доставлен на Стоглавом соборе высших духовных и светских сановников, созванном Иваном IV и митрополитом Макарием в 1551 г. для обсуждения необходимых реформ в государственном и церковном управлении. В постановлении Собора «О божественных книгах» было сказано: «Божественные книги писцы пишут с направленных переводов, а написав, не правят же, опись к описи прибывает и недописи и точки не прямые. И по тем книгам в церквах божиих чтут и поют, и учатся, и пишут с них». Собор постановил ввести строгую духовную цензуру, конфисковать неисправные рукописи. Однако осуществить контроль над переписыванием книг, которое велось во многих местах Русского государства, было трудно. Этот контроль можно было обеспечить лишь при централизованном способе размножения книг. Книгопечатание вызвало функциональное размежевание между печатной и рукописной книгой.
С середины XVI в. правительство Ивана IV приступило к изысканию средств и людей для освоения типографского искусства. Попытки завести в Москве книгопечатание с помощью иностранцев не увенчались успехом. Это не значит, что осваивая трудное искусство книгопечатания, разрабатывая самобытную, оригинальную технологию набора, русские первопечатники не были знакомы с существовавшим во многих странах Европы, в том числе и в славянских странах, искусством книгопечатания.
И в области полиграфической техники, и в художественном оформлении первых русских печатных книг заметно иноземное влияние. По словам Ивана Федорова, великий князь Иван Васильевич «начат помышляти, как бы изложить печатные книги, якоже в грекех, в Венеции, и во Фригии и в прочих языцех». С опытом издательского дела за границей мог познакомить наших книгопечатников просвещенный писатель-публицист Максим Грек. Обучаясь в конце XV - начале XVI в. в Италии, он был близок к знаменитому в то время издателю Альду Мануцию. В 1518 г. по просьбе Василия III он приехал в Россию для исправления переводов церковных книг. В Москву он привез с собой и образцы изданий типографии Альда. Русским книгопечатникам были, разумеется, известны и другие печатные книги, созданные как в западных, так и в югославянских странах. Они сумели творчески, с учетом национальных традиций, свойственных русскому книжному искусству,
переосмыслить чужой опыт, а в ряде случаев вносили и новое в технику печати.
§2. Анонимная типография и безвыходные издания.
Начало книгопечатания в Москве, как установлено целым рядом исследований, относится к середине 50-х гг. XVI в. Известна группа анонимных, или безвыходных изданий (три Евангелия, две Псалтыри и две Триоди), которые были напечатаны в Москве в период между 1553-1564 гг., т.е. до того, как появилась первая русская датированная печатная книга Апостол. В них нет выходных данных - времени и места издания, имени печатника. Техника печати несовершенна. Нет выключки строк, отчего правый вертикальный край набора получается неровным. Своеобразны приемы двухкрасочной печати в два цвета - черной и красной краской, которые по традиции применяли мастера анонимной типографии. Графика шрифтов воспроизводит особенности московского полуустава конца XV - начала XVI в. Датировать группу анонимных книг и определить место издания помогают изучение бумаги, полиграфической техники, а также вкладные записи в ряде экземпляров, относящиеся к концу 50-х - началу 60-х гг. XVI в. Имя печатника неизвестно.
Е. Немировский в книге «Иван Фёдоров (около 1510-1583)» приводит такую последовательность выхода анонимных изданий:
Узкошрифтное Четвероевангелие - 1553—1554 гг.
Триодь постная - 1555—1556 гг.
Триодь цветная - 1556—1557 гг.
Среднешрифтное Четвероевангелие - 1558—1559 гг.
Среднешрифтная Псалтырь - 1559—1560 гг.
Широкошрифтное Четвероевангелие - 1563—1564 гг.
Широкошрифтная Псалтырь- 1564—1565 гг.
Говоря о мотивировках, подтверждающих его предположение, Немировский называет рост количества заставок и досок, с которых они отпечатаны, от узкошрифтного к широкошрифтному изданию, переход досок из предыдущего в соседствующее с ним издание и, что самое главное, последовательное освоение полиграфической техники. Техника узкошрифтного Четвероевангелия и Триоди постной менее совершенна. Только здесь обнаруживается отмарывание пробельного материала. В узкошрифтном Четвероевангелии, единственном среди первопечатных московских книг, не наблюдается «перекрещивания строк». Таким образом, самой ранней московской печатной книгой считается узкошрифтное Четвероевангелие, датированное 1553/54 годом. В литературе можно встретить утверждения об «экспериментальном» характере этого издания, хотя для этого нет достаточно оснований.
Также высказываются предположения, что к их изданию причастен некий Маруша Нефедьев, о котором Иван IV в своих письмах в Новгород в 1556 г. упоминает как о «мастере печатных книг». Нефедьеву было поручено «досмотреть» камень для строительства в Москве храма. Судя по письмам, Маруша Нефедьев был искусным гравером, как и новгородский мастер Васюк Никифоров, о котором также шла речь в одном из названных писем Грозного. Некоторые исследователи (А.А. Сидоров, Е.Л. Немировский) связывают деятельность анонимной типографии с Избранной радой Ивана IV, Адашевым и просвещенным попом Сильвестром, имевшим, как уже отмечалось, в Москве большую рукописную мастерскую.
Изучение анонимных изданий позволяет утверждать, что еще в середине 50-х гг. XVI в. в Москве над освоением книгопечатания трудилась целая группа талантливых русских умельцев. Первое место среди них по праву принадлежит великому русскому первопечатнику и просветителю Ивану Федорову, разносторонне одаренному человеку, талантливому художнику, граверу, прогрессивному публицисту, идейному борцу и патриоту.
Глава II
Деятельность Ивана Федорова
§1. Начало деятельности типографии И. Фёдорова
Через несколько лет после издания первого «Евангелия» в Москве вышла книга, в которой указывалось место и время напечатания, имена не только печатников, но и издателей-заказчиков и даже излагались причины издания. Это был знаменитый первопечатный «Апостол» - первый труд московских мастеров Ивана Фёдорова и Петра Тимофеевича Мстиславца, выходца из Западной Белоруссии. «Апостол» был снабжён подробным послесловием.
В нём сначала приводятся причины, вызвавшие необходимость изготовления печатных книг. Эти причины следующие: расширение территории, увеличение числа церквей, недостаток в книгах, неисправность текста рукописных книг. Далее сообщается о роли самого царя и митрополита Макария в создании типографии: «по повелению благочестивого царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси и по благословению преосвященного Макария митрополита». Иван Васильевич «повелел на средства из своей царской казны устроить дом, где будет совершаться печатное дело, и щедро наделял из своей царской казны делателей» — Ивана Федорова, дьякона церкви Николы Гостунского в Кремле, и Петра Мстиславца (или как он сам называл себя в позднейших изданиях - Мстисловца): «для устройства печатного дела и для их собственных нужд».
Это – первое свидетельство о начале русского книгопечатания. Оно ясно и вместе с тем запутано. В нём говорится «по повелению благочестивого царя и великого князя Иоанна Васильевича начали изыскивать мастерство печатания книг в год 61-й восьмой тысячи в 30-й год царствования его благоверный царь повелел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело». По принятому в XVI веке в Москве счёту лет «от сотворения мира», 61-й год – это 1553, но тридцатый год царствования Ивана Грозного – 1563. Историки много спорили по поводу этих дат. Вопрос усложнялся тем, что в тексте послесловия Ивана Фёдорова странно, порой против смысла расставлены знаки препинания. Высказывалось предположение об опечатках. Могла быть ошибка в первой дате: не 61-й, а 71-й год был бы указан как дата «начала изыскивания» и 30-й год совпал бы и с этой первой датой, и с «устройством дома для печати» (эту точку зрения защищала А.С. Зернова). Другие исследователи считали, что ошибка могла быть в дате царствования Ивана IV. Надо было бы читать не «30-й год», а «20-й». Академик М.Н. Тихомиров первый указал, что путаница могла быть в знаках препинания (в тексте после 30-й год стоит точка), и что обе даты даны правильно: в 7061 году (1553) «начали изыскивать», в 30-й год царствования Иван Грозный повелел устроить дом для печатания. За этим выводом следует и А.А. Сидоров. Неясно, почему такие разные приёмы датировок использует Иван Фёдоров, но ясно, что между началом изыскивания и построением специального дома для печатания какое-то время должно было пройти. В том же 30-м году был начат печатанием «Апостол».
§2. Сведения о жизни печатника Ивана Федорова
Иван Федоров Москвитин родился около 1510г, но где неизвестно. Среди многочисленных гипотез о происхождении Ивана Федорова наше внимание привлекают те, в основе которых лежат герольдические построения. За основу берут типографический знак Ивана Федорова, известный в трех графических вариантах. На гербовом щите размещено изображение “ленты”, изогнутой в форме зеркального латинского “S”, увенчанной сверху стрелой. По сторонам “ленты” размещены буквы, образующие в одном случае имя Iwaн, а в другом – инициалы I. По некоторым сведениям, учился в Краковском университете и получил в 1532г. ученую степень бакалавра. В промоционной книг Краковского университета была обнаружена запись, повествующая о том, что в 1532г. ученой степени бакалавра был удостоен “Johannes Theodori Moscus”, т.е. “Иван Федоров Москвитин”.Совершенно точно, что в 1563г. он был дьяконом кремлевской церкви Николы Гостунского в Москве.(6,с49-56) Нет сведений о том, где и у кого обучался русский первопечатник типографскому искусству.
40-е и 50-е годы XVI столетия- время ожесточенной классовой борьбы и серьезных идеологических распрей внутри господствующего класса феодалов. Идеологическая борьба в ту пору имела религиозную окраску. Прогрессивно настроенные реформационные круги дворянства и низшего духовенства, а также значительно более умеренные оппозиционеры, резко критикуют “настроение” верхушки православной церкви. Реакционеры объявили предосудительным сам процесс чтения. ”Не читай много книг, тогда и не впадешь в ересь,”- заявили они. ”Книга - причина душевных недугов человека”.
Пропаганда просвещения, критика рукописного способа изготовления книг были сочувственно встречены участниками правительственного кружка “Избранная рада”, которому в молодые годы царя Ивана IV принадлежала вся полнота власти. Во главе кружка стояли государственный деятель Алексей Федорович Адашев и священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. Духовный сан не мешал Сильвестру заниматься мирскими делами.
Он был мастером на все руки. В доме у Сильвестра работали мастера, изготовлявшие рукописные книги и иконы. Здесь же, в начале 50-х годов XVI века возникла первая в Москве типография. Дело было новым, и Сильвестр не знал, как оно будет принято в высших кругах духовенства. Возможно, поэтому ни в одной из напечатанных в типографии книг не указано, кто, где и когда их делал. Книги эти ученые называют “безвыходными”, а типографию – “анонимной”.
В конце 50-х годов Сильвестр попал в немилость. Его соcлали в далекий Кириллов Монастырь. Для изготовления богослужебных книг царь Иван IV основал государственную типографию в 1563г. В отличие от западноевропейских московская типография являлась не частным, а государственным предприятием, средства на создание печатни были отпущены из царской казны. Устройство типографии было поручено дьякону Николо-Гостунской церкви в Московском Кремле Ивану Федорову - опытному переплетчику, переписчику книг и резчику-художнику. Для типографии требовалось особое помещение, и решено было построить специальный Печатный двор, для которого отвели место вблизи Кремля, на Никольской улице. Иван Федоров вместе со своим другом и помощником Петром Мстиславцем принимал самое деятельное участие в строительстве Печатного двора.
После окончания строительства началась организация самой типографии, конструирование и изготовление печатного станка, отливка шрифта и т.п. Сам принцип печати подвижными литерами Иван Федоров вполне понял со слов других. Возможно, Федоров посетил в Троице-Сергиевой лавре Максима Цика, который долгое время жил в Италии и лично знал знаменитого итальянского типографа Альда Мануция. Однако технику книгопечатания вряд ли кто мог ему подробно объяснить. Федоров делал многочисленные пробы и в конце концов добился успеха, он научился отливать добротные литеры, набивать их и делать оттиски на бумаге. Федоров, несомненно, был знаком с западноевропейскими печатными книгами. Но создавая форму своих печатных букв, он опирался на традиции русской письменности и русской рукописной книги.
19 апреля 1563 г. Иван Федоров вместе с Петром Тимофеевичем Мстиславцем, с благословения митрополита Макария, начали печатать “Апостол”. Без малого год спустя, 1 марта 1564года, первая точно датированная московская книга вышла в свет. В конце ее помещено послесловие, называвшее имена печатников, указывавшее даты начала работы над книгой и ее выпуска.
Напечатали “Апостол” большим по тому времени тиражом - до полутора тысяч экземпляров. Сохранились из них около шестидесяти.
3. «Апостол», «Часовник» Ивана Фёдорова
Первопечатный “Апостол” - наивысшее достижение типографского искусства XVI в. Мастерски изготовленный шрифт, удивительно четкий и ровный набор, превосходная верстка полос.
Книга напечатана черной и красной краской. Технология двухцветной печати напоминает приемы “анонимной” типографии. Возможно Иван Федоров работал в “анонимной” типографии Сильвестра, т.к. он впоследствии использовал такие полиграфические приемы, которые нигде, как в типографии Сильвестра, не применялись. Но Федоров вносит и новое. Он впервые применяет у нас двухпрокатную печать с одной формы. Использует он и метод двухпрокатной печати с двух наборных форм, как это делалось во всех европейских типографиях.
Московский “Апостол” снабжен большой фронтисписной гравюрой, изображающей евангелиста Луку. Фигура Луки, отличающаяся реалистической трактовкой и композиционным изяществом, вставлена в художественно выполненную рамку, которую Иван Федоров использовал впоследствии для украшения других своих изданий.” Апостол” завершается послесловием, в котором рассказывается о заведении типографии в Москве, прославляются митрополит Макарий и “благочестивый” царь и великий князь Иван Васильевич.
Это замечательное творение Ивана Федорова долгие годы служило непревзойденным образцом для поколений русских печатников. В 1565г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили два издания “Часовника”. По этой книге в ту пору учились. Учебный характер и небольшой формат “Часовника” объясняют исключительную редкость этого издания. Книга быстро зачитывалась и ветшала”. Часовник” сохранился в единичных экземплярах, да и то преимущественно в зарубежных книгохранилищах.
Влияние «Апостола» на последующее книгопечатание поистине огромно. Хотя в XVI веке в Москве было напечатано несколько книг с орнаментами различного стиля, ни одна из них не оказала такого влияния на позднейшую книжную графику, какую оказал «Апостол». Влияние это было глубоко и продолжительно и не ограничилось одной только Москвой. В Москве более ста лет оформление «Апостола» служило образцом для книжных украшений; во Львове, где впоследствии оказались подлинные гравированные доски из «Апостола», их продолжали применять в течение двухсот лет.
4. Прекращение деятельности И. Фёдорова в Москве
Высшая государственная и церковная власть в лице царя Ивана IV Васильевича и митрополита Макария покровительствовала размножению печатных книг. Зато профессиональные переписчики, которым оно наносило материальный ущерб, а также невежественные церковники, встречавшие с суеверной подозрительностью всякое нововведение, были ярыми его противниками.
Церковники распространяли клевету на печатников, называя печатание книг еретическим делом, вследствие чего Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось прекратить издание книг в Москве и переселиться на другое место (переехали в Украину). В упомянутом выше послесловии к львовскому «Апостолу» 1574 года Иван Федоров так рассказывает об этом событии: «Из-за озлобления, случившегося с нами не от самого того государя (Иоанна IV), но от многих начальников и церковных начальников и учителей, которые из зависти обвинили нас во многих ересях, желая добро обратить во зло и Божье дело погубить вконец, как бывает в обычае злонравных, неученых и неискусных в разуме людей... Эта ненависть нас и прогнала с земли, и с родины, и от родичей наших в другие страны неведомые переселила».
По-видимому, одной из главных причин преследования Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца было их критическое отношение к тексту печатаемых ими богослужебных книг, их «вольнодумство» в этом смысле.
Отъезд Ивана Фёдорова из Москвы не был тайным бегством, как это иногда пытались представить некоторые исследователи. По-видимому, ему была предоставлена возможность выехать из Москвы, взяв с собой часть типографских материалов. В пути его сопровождали жена с детьми и Петр Мстиславец; возможно, ещё жена последнего и слуги. Иван Фёдоров увозил с собой значительную часть типографского инвентаря: пунсоны, матрицы, может быть, часть шрифта и почти все гравированные доски. Таким образом, поезд уезжавших должен был состоять из нескольких повозок. Лишено основания утверждение о том, что будто московская типография Ивана Фёдорова была сожжена его недоброжелателями. Если бы это событие произошло, то ни шрифты, ни орнаменты Ивана Федорова не могли бы применяться в дальнейшем; на самом же деле они появляются много раз в различных изданиях.
Заключение
Книгопечатание в России было введено в середине XVI века. Это было вызвано рядом социальных, культурных и политических причин. Первоначально книгопечатание производилось по указу царя Иоанна IV и носило государственный характер. Это было обусловлено необходимостью устранения многочисленных ошибок в богослужебных книгах, а также введения унифицированного преподавания грамотности с целью укрепления централизованной государственной власти.
В ходе исследований было выявлено, что первой печатной книгой в России является узкошрифтное Четвероевангелие 1553-1554 года издания, выпущенное Анонимной типографией. Всего известно семь изданий, выпущенных этой типографией. Судьба Анонимной типографии неизвестна, существующее предположение, что она погибла в результате пожара, не доказано.
Остаётся открытым вопрос о первых российских печатниках и об участии Ивана Фёдорова, издателя первой датированной московской печатной книги «Апостола», в деятельности Анонимной типографии. Неизвестно также, где обучались мастерству Фёдоров и его коллеги.
По мере развития книгопечатания совершенствовалась техника печатания. Шедевром русского книгопечатания является «Апостол» Ивана Фёдорова, выпущенный в 1564 году. Долгое время он считался первой московской печатной книгой. Фёдоровский «Апостол» служил образцом для многих последующих изданий.
После отъезда Ивана Фёдорова, вызванного преследованием и обвинениями в ереси, книгопечатание в Москве было временно приостановлено и возобновилось лишь к концу столетия. Причиной тому стало изменение политической ситуации в стране.
Распространение книгопечатания в России сыграло большую роль в развитии общественной мысли, науки, просвещения. Являясь следствием политического и культурного развития России, книгопечатание, в свою очередь, способствовало дальнейшему прогрессу общества и государства. Оно было одним из тех прогрессивных мероприятий в царствование Ивана Грозного, которые служили укреплению Московской Руси и её возвеличению.
Теперь, мне хотелось бы пояснить, почему я свою работу назвала цитатой к памятнику И.Федорова ««Первому мученику русской печати». Я соглашусь с этим мнением, т.к. И.Федоров со своим помощником Петром Мстиславцем проделали не легкий труд – проложили дорогу печатному делу в Московском государстве, прорабатывали и усовершенствовали технику книгопечатания.
А что за это получили? Где слава и благодарность? За это были подвержены критике и вознаграждены гонениями с родной земли. К моему великому сожалению, в нашей России так часто случается – мы ценим, когда от подвига и дела осталось мало так следа…
Источники:
1. Из послесловия к «Псалтыри» Никифора Тарасиева и Невежи Тимофеева (1568 год) // Хрестоматия по истории русской книги 1564-1917. - М.: Книга, 1965. С. 275.
2. Послесловие «Апостола» 1564 года. //Хрестоматия по истории русской книги 1564-1917. - М.: Книга, 1965. С. 308.
Использованная литература:
- Тихомиров М.Н. Начало книгопечатания в России. - М.: Книга, 1959. (С. 93; 212)
- Тихомиров, М.Н. Россия в XVI столетии. – М., 1962. С. 97-98
- Кацпржак Е.И. История письменности и книги. – М.: Искусство, 1955. - (С. 153; 251)
- Нимеровский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. - М.:
Просвещение, 1991. (С. 41-44; 187)
- Немировский Е.Л. Иван Фёдоров (около 1510-1583). -М.: Наука,1985. (С. 63; 85)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У памятника появился анонимный венок с надписью «первому мученику русской печати» ( это событие состоялось 12 октября 1909 года ) Скульптора С.М. Волнухина и архитектора И.П. Машкова « Иван Федоров»
Цели исследовательской работы: Рассмотрение причин зарождения книгопечатания в Московском государстве в XVI веке. В ыявить роль Ивана Федорова в формировании и развитии восточнославянского книгопечатания.
Самой ранней московской печатной книгой считается анонимное узкошрифтное Четвероевангелие , датированное 1553/54 годом.
Знаменитый первопечатный «Апостол» - первый труд московских мастеров Ивана Фёдорова и Петра Тимофеевича Мстиславца . В нём приводятся причины, вызвавшие необходимость изготовления печатных книг. Эти причины следующие: расширение территории, увеличение числа церквей, недостаток в книгах, неисправность текста рукописных книг. Далее сообщается о роли самого царя и митрополита Макария в создании типографии. Апостол Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец за работой Типографский знак Ивана Федорова Реконструкция типографского станка Ивана Федорова
Первопечатный “Апостол” - наивысшее достижение типографского искусства XVI в. Мастерски изготовленный шрифт, удивительно четкий и ровный набор, превосходная верстка полос. Книга напечатана черной и красной краской. Это замечательное творение Ивана Федорова долгие годы служило непревзойденным образцом для поколений русских печатников. В Москве более ста лет оформление «Апостола» служило образцом для книжных украшений. Апостол
В упомянутом выше послесловии к львовскому «Апостолу» 1574 года Иван Федоров так рассказывает об этом событии: « Из-за озлобления, случившегося с нами не от самого того государя (Иоанна IV), но от многих начальников и церковных начальников и учителей, которые из зависти обвинили нас во многих ересях, желая добро обратить во зло и Божье дело погубить вконец, как бывает в обычае злонравных, неученых и неискусных в разуме людей... Эта ненависть нас и прогнала с земли, и с родины, и от родичей наших в другие страны неведомые переселила».
Теперь, мне хотелось бы пояснить, почему я свою работу назвала цитатой к памятнику И.Федорова «Первому мученику русской печати». Я соглашусь с этим мнением, т.к. И.Федоров со своим помощником Петром Мстиславцем проделали не легкий труд – проложили дорогу печатному делу в Московском государстве, прорабатывали и усовершенствовали технику книгопечатания. А что за это получили? Где слава и благодарность? За это были подвержены критике и вознаграждены гонениями с родной земли. Первый мученик русской печати
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно исследовательские работы по истории Методические рекомендыции
Подготовка научно исследовательской работы: Методические указания по написанию исследовательских работ. Методические указания рекомендуют комплекс вопросов, связанных с выполнением, подго...
"Исследовательская работа по истории.История бумажных денег"г во времена Екатерины II
Эта работа о истории бумажных денег во времена Екатерины II.: Во все времена деньги занимали важное место в жизни человека. В этой работа говорится о причинах появлению бумажных денег во времена Ека...
исследовательская работа по истории
Материал предназначен для краеведческой конференции....
Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"
Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «В ИСТОРИИ КОСТЮМА - ИСТОРИЯ НАРОДА»
Данный проект связывает трудовое воспитание с духовными корнями, историей народной культуры и традициями. История любого костюма является зеркалом истории человечества. Интерес детей к этой теме являе...
Приказ № 116 - Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «История семьи – история Победы»
Приказ № 116 - Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «История семьи – история Победы»...
Приказ № 116-0 Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «История семьи – история Победы»
Приказ № 116-0 Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «История семьи – история Победы»...