«История создания Олимпийских игр. Олимпийские игры вчера и сегодня»
план-конспект урока по истории (5 класс)

Урок «История создания Олимпийских игр. Олимпийские игры вчера и сегодня» был проведен в 5 классе. Цель урока: Дать представление об истории возникновения и программе Олимпийских игр; формировать умения работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделять главное; расширить кругозор учащихся; подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр; узнать основные сведения об олимпийских играх в Пекине в 2022 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx40.92 КБ

Предварительный просмотр:

         ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Олимпийские игры в Древней Греции»

Предмет

История

Класс

5 класс

Учитель

Кадыкова Татьяна Александровна

Тип урока

урок открытия новых знаний

Цель

Дать представление об истории возникновения и программе Олимпийских игр; формировать умения работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделять главное; расширить кругозор учащихся; подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Планируемые результаты

предметные: овладевать целостными представлениями о предмете «История»; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории;

метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала.

Учебник

«История Древнего мира» 5 класс. Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер

Необходимое техническое оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, экран

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

1. Организационныймомент

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке ведется видеозапись.  Я прошу вас, не смущаться и работать в нашем обычном режиме. Прошу вас говорить громко и четко. Желаю всем нам сегодня плодотворной работы, быть внимательными   и активными на уроке. В конце нашего занятия самые активные получат награду.

Настраиваются на урок. Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: формирование эмоционального настроя на урок.

Регулятивные: самоконтроль.

Коммуникативные: готовность к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками.

2.Мотивация. Актуализация знаний.

Ребята, историю какой страны мы изучаем с вами на протяжении нескольких уроков?

Давайте с вами повторим пройденный материал.

1)Впишите недостающие слова

1)        Греция расположена в ___________, в южной части___________полуострова.

2)        На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них называется ____________

3)        Греки называли свою страну __________

4)        Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»     ________________________

2) Расставьте ударения в исторических терминах и понятиях:

 демос, полис, демократия, ареопаг, архонт.

 (Самопроверка  - на слайде презентации)

Ответы учащихся:

  1. Европа, Балканский п-ов, Крит, Эллада, Гомер
  2. демос, полис, демократия, ареопаг, архонт.

Личностные: формирование адекватной самооценки.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные:  анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Постановка учебной задачи.

- Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили пройденный материал. Теперь давайте перейдем к изучению нового

- Тема сегодняшнего урока…, а, впрочем, догадайтесь сами.

На слайде показаны предметы: лавровый(оливковый) венок, амфора, олимпийские кольца.

Какая же тема нашего урока? Сформулируйте ее.

- Что мы сегодня должны обсудить по данной теме?

План:

1. История создания олимпийских игр.

2. Подготовка греков к Олимпийским играм

3. Проведение олимпийских игр в Греции.

4.Олимпийские игры сегодня.

- Ещё, ребята, один важный общий вопрос, на который мы должны дать ответ в конце урока:

Почему Олимпийские игры были самым любимым общегреческим праздником?

Скажите, а что нам поможет найти ответ на наш вопрос?

Выдвигают версии о теме урока, формулируют совместно с учителем и записывают в рабочий лист.

Ответы учащихся

Учебник, рабочий лист, Интернет

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные: постановка вопросов и их обсуждение.

Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

4.Открытие «нового знания»

-Прежде чем преступить к изучению новой темы, давайте посмотрим новые слова, которые мы сегодня встретим. (Слова на слайде без определения).

- Знакомы вам эти слова? Или вы их слышите впервые? (Если знакомы – то дать определения. Выделить. Что эти слова знакомы).

Все слова греческого происхождения и дошли до наших дней. Все слова используются в современном языке.

- Давайте попробуем догадаться, какое значение имеет каждое слово.

 Атлет - участник состязаний, человек крепкого телосложения.

Олимпионик - победитель олимпийских игр.

Пятиборье - пять видов спортивных состязаний. Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.

Ипподром - место для проведения конных состязаний.)

 -У Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления. Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр.  

- Давайте выясним, что же послужило причиной появления Олимпийских игр?

Предлагаю вам прочитать текст и ответить на вопрос: «Что послужило причиной появления Олимпийских игр».

(Приложение 1)

 - Ребята, как вы думаете, почему такое название «Олимпийские игры»?

- Где проходили Олимпийские игры?

Олимпия – город, расположенный в южной Греции, в области под названием Элида. В 8 веке до н.э. Олимпия становится местом проведения Олимпийских игр.

 - Давайте отметим на карте гору Олимп и город Олимпия

- Сейчас такой город существует?

(в наше время такого города не существует, он был разрушен в 551 году в результате землетрясения и наводнения).

- Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия? (Местом их проведения была избрана Олимпия, т.к. до нее было легко добираться.)

 - Если достоверной причины зарождения Олимпийских игр нет, но вот то, в каком году состоялись первые олимпийские игры известно достоверно.

В 776 до н.э. в Элладе на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом Олимпийских игр.

- Отметьте дату проведения первых олимпийских игр на линии времени.

 -Сколько лет прошло с момента проведения первых Олимпийских игр? Как мы можем это посчитать?

- Сейчас я предлагаю вам побыть немного актерами. Предлагаю прочитать текст по ролям!  (Приложение 2)

 -Какую информацию об олимпийских играх вы узнали из представленного материала? Составьте вопросы к прочитанному тексту, которые начинаются такими словами: Как? Кто?  Сколько? Объясните, почему?

- Участниками игр мог быть любой грек, но чаще всего участниками были зажиточные греки.

- Как вы думаете, ребята, почему?

 -Ребята, но в Древней Греции, перед тем как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.                                      

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)

Будь атлет всегда готов!

Итак, ребята, давайте представим, что мы на первой олимпиаде.

 776 г. до н.э. Олимпия.  Вы на стадионе. Вы -  зрители. Расскажите нам, что вы увидели на первых Олимпийских играх.

Я предлагаю вам поработать в парах.

 - Сколько дней длились игры?

Вы должны изучить материал о том, как проходили Олимпийские игры.  И составить небольшой рассказ об одном из дней Олимпиады. В результате совместной работы вы составите программу Первых Олимпийских игр.

Программа Олимпийских игр:

1 день          1) торжественное открытие

2 день           2) пятиборье

3 день          3) кулачный бой, бег с оружием

4 день          4) гонки колесниц

5 день          3) награждение, жертвоприношение

Словарная работа.

Ответы учащихся

Чтение текста.

Ответы учащихся:

Названы в честь горы Олимп, на которой, согласно мифам, обитали Зевс и боги).

Ответы учащихся:

В честь Олимпийских богов.

Ответы учащихся: в городе Олимпия.

Работа с контурной картой.

Учащиеся высказывают предположения.

Работа с лентой времени.

Ведут подсчет.

Чтение текста по ролям.

Ответы учащихся:

-Как часто проводились Олимпийские игры в древности?

Кто участвовал в играх?

Сколько дней продолжались Олимпийские игры?

Объясните, почему дороги становятся безопасными?

Ответы учащихся: простые греки должны были работать, у них не было времени готовиться к соревнованиям.

Выполняют упражнения.

Работа в парах

5 дней

Выступление пар.

.

Личностные: осознают свои возможности в учении.Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке; создание доброжелательного настроения

Познавательные:

извлечение необходимой информации из текста

владеют навыками смыслового чтения; осуществляют анализ,устанавливают причинно-следственные связи, делают вывод.

Коммуникативные: оформляют мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.Осуществляют совместную деятельность в парах, инициативное сотрудничество.

Регулятивные: контроль, коррекция; планируют необходимые действия.

5.Первичное закрепление.

- Так почему же, как вы считаете, именно эти виды состязаний были избраны для Олимпийских игр?

Ответы учащихся: потому что эти виды спорта развивают силу, ловкость, меткость – все, что необходимо воину. Упражняясь, каждый грек должен был готовить себя к участию в военных действиях. Каждый атлет – воин.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

6.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Олимпийские игры непрерывно проводились до 394 г. н.э., когда римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры.

Возрождение Олимпийского движения связано с именем Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и политического деятеля.

В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных.

 - Ребята, а что вы знаете о современных Олимпийских играх? Они проводятся сейчас?

 - Чтобы проверить ваши знания, давайте сыграем в игру «А у вас?»

Я называю вам правила проведения древних олимпийских игр, а вы – современных.

1. А у нас в древности олимпийские игры проводились один раз в четыре года. А у вас?

2.  А у нас олимпийские игры проводились только летом. А у вас?

3. А у нас в олимпийских играх участвовали только мужчины. А у вас?

4. А у нас олимпийские игры проводились только в Олимпии. А у вас?

5. А у нас олимпийские игры длились 5 дней. А у вас?

6.А у нас на олимпийских играх награждали венком из оливкового дерева. А у вас?

7.  А у нас мест сидения на стадионе для зрителей не было. Зрители стояли, сидели на склонах холма. А у вас?

8. А у нас атлетов (бегунов), которые раньше сигнала срывались с места наказывали хлыстом. А у вас?

9. А у нас проводились состязания в метании копья и диска. А у вас?

10. А у нас были только летние олимпийские игры? А у вас?

-  Вы хорошо знаете историю Олимпийского движения.

 - Скажите, ребята, где будут проходить зимние олимпийские игры в 2022 году?

 - Какие зимние виды спорта вы знаете? Какие из них входят в программу олимпийских игр?

- Назовите российских олимпийских чемпионов?

- Вернёмся к главному вопросу урока и попробуем ответить на него.

– Почему Олимпийские игры были самым любимым общегреческим праздником?

Ответы учащихся.


 - В Пекине

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ребята рассказывают о своих впечатлениях:

(Это большой театрализованный праздник. Все жители Эллады могли собраться вместе – это символизирует мир и взаимопонимание. Останавливались войны. Увлекательные соревнования. Греки тренировались, чтобы совершенствовать свое тело. Победитель прославлял свой город).

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: владение умениями совместной  деятельности и координации деятельности с другими  её участниками;

умение с достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

Познавательные: действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний.

7.Рефлексия деятельности.

- Заканчивая наш урок, я прошу вас рассказать о своих впечатлениях:                                                                                                    

 -   Я сегодня узнал...

- Мне показалось интересным...

- У меня вызвало затруднение...

- Я хотел бы уточнить...    

- Как вы думаете, кто сегодня активно работал на уроке?

- Как бы вы себя оценили?

Домашнее задание: На «4» - §33 пересказать, ответить на вопросы на странице 160;

2. На «5» - дополнительно: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя (вопрос 4 в учебнике на стр. 161).

Заканчивают предложенные учителем фразы, подводят итог урока.

Записывают домашнее задание, слушают комментарии к выполнению.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УП

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь; умение с достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли; строят небольшие монологические высказывания.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

8. Итог урока.

Как вы думаете, кто сегодня активно работал на уроке?

- Как бы вы себя оценили?

- Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Для меня вы сегодня все победители.

И если в Древней Греции победителей награждали оливковым венком, в наше время – олимпийской медалью. А я – сладкой медалью.

И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Я надеюсь, что кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну.        

Оценивают собственную работу на уроке

Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные: понимают и принимают учебную цель и задачу.

Приложение 1

Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.

Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания.

Что послужило причиной появления Олимпийских игр?

Приложение 2

1) -Поздравьте меня! Я стал свидетелем потрясающего события! Люди со всех концов страны кто пешком, кто на повозках, кто на кораблях - все радостно спешили на юг. Бедные и богатые, знатные и незнатные.  В небольшом городе я встретился с другими людьми, и мы отправились в путь вместе. По дороге я стал расспрашивать их: «Скажите, любезный, а куда все спешат?»

 2) - А вы что не слышали?! Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость, и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции, а победит сильнейший.

1)- А как долго участники готовятся к состязаниям?

3) - Почти за год участники начинают подготовку в своем городе,10 месяцев готовятся, а за месяц до состязаний они должны были прибыть в южную Грецию и там продолжить подготовку.

1)-Все могут стать участниками Олимпийских игр?

4) -Нет, только мужчины. Женщин не допускают на игры.

1) - А вы не боитесь, что разбойники и пираты начнут активнее нападать на путников в это время? Мне говорили, что дороги здесь небезопасны...

5)- Не беспокойтесь, в четвертый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Олимпийские игры – вчера, сегодня, завтра» (внеклассное мероприятие)

внеклассное мероприятие посвященное Олимпиаде 2014...

Презентация для Олимпийских уроков "Олимпийские игры- символика, ритуал, традиции"

В данной презентации кратко представлены основные символы и ритуал Олимпийских игр. в качестве плана для развития темы обучающимися....

Викторина "Олимпийские игры вчера и сегодня"

"Олимпийские игры вчера и сегодня"...

Классный час «Олимпийские игры вчера и сегодня». 8 класс.

Классный час «Олимпийские игры вчера и сегодня».Цель: Показать комплексность и масштабность подготовки к Олимпийским и Параолимпийским играм, раскрыть идею олимпизма.Задачи:·...

Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

Методическая разработка урока: «Создание базы данных "Олимпийские игры"».

Данная разработка предназначена для изучения осуществления поиска и создания запросов в базах данных. В данной разработке представлена фронтальная работа учащихся, работах в группах и индивидуальная р...