«История создания Олимпийских игр. Олимпийские игры вчера и сегодня»
план-конспект урока по истории (5 класс)
Урок «История создания Олимпийских игр. Олимпийские игры вчера и сегодня» был проведен в 5 классе. Цель урока: Дать представление об истории возникновения и программе Олимпийских игр; формировать умения работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделять главное; расширить кругозор учащихся; подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр; узнать основные сведения об олимпийских играх в Пекине в 2022 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 40.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Олимпийские игры в Древней Греции»
Предмет | История |
Класс | 5 класс |
Учитель | Кадыкова Татьяна Александровна |
Тип урока | урок открытия новых знаний |
Цель | Дать представление об истории возникновения и программе Олимпийских игр; формировать умения работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделять главное; расширить кругозор учащихся; подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр. |
Планируемые результаты | предметные: овладевать целостными представлениями о предмете «История»; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории; метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала. |
Учебник | «История Древнего мира» 5 класс. Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер |
Необходимое техническое оборудование | компьютер, мультимедийный проектор, экран |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД |
1. Организационныймомент | Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке ведется видеозапись. Я прошу вас, не смущаться и работать в нашем обычном режиме. Прошу вас говорить громко и четко. Желаю всем нам сегодня плодотворной работы, быть внимательными и активными на уроке. В конце нашего занятия самые активные получат награду. | Настраиваются на урок. Демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: формирование эмоционального настроя на урок. Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: готовность к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками. |
2.Мотивация. Актуализация знаний. | Ребята, историю какой страны мы изучаем с вами на протяжении нескольких уроков? Давайте с вами повторим пройденный материал. 1)Впишите недостающие слова 1) Греция расположена в ___________, в южной части___________полуострова. 2) На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них называется ____________ 3) Греки называли свою страну __________ 4) Автор поэм «Илиада» и «Одиссея» ________________________ 2) Расставьте ударения в исторических терминах и понятиях: демос, полис, демократия, ареопаг, архонт. (Самопроверка - на слайде презентации) | Ответы учащихся:
| Личностные: формирование адекватной самооценки. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Постановка учебной задачи. | - Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили пройденный материал. Теперь давайте перейдем к изучению нового - Тема сегодняшнего урока…, а, впрочем, догадайтесь сами. На слайде показаны предметы: лавровый(оливковый) венок, амфора, олимпийские кольца. Какая же тема нашего урока? Сформулируйте ее. - Что мы сегодня должны обсудить по данной теме? План: 1. История создания олимпийских игр. 2. Подготовка греков к Олимпийским играм 3. Проведение олимпийских игр в Греции. 4.Олимпийские игры сегодня. - Ещё, ребята, один важный общий вопрос, на который мы должны дать ответ в конце урока: Почему Олимпийские игры были самым любимым общегреческим праздником? Скажите, а что нам поможет найти ответ на наш вопрос? | Выдвигают версии о теме урока, формулируют совместно с учителем и записывают в рабочий лист. Ответы учащихся Учебник, рабочий лист, Интернет | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: постановка вопросов и их обсуждение. Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. |
4.Открытие «нового знания» | -Прежде чем преступить к изучению новой темы, давайте посмотрим новые слова, которые мы сегодня встретим. (Слова на слайде без определения). - Знакомы вам эти слова? Или вы их слышите впервые? (Если знакомы – то дать определения. Выделить. Что эти слова знакомы). Все слова греческого происхождения и дошли до наших дней. Все слова используются в современном языке. - Давайте попробуем догадаться, какое значение имеет каждое слово. Атлет - участник состязаний, человек крепкого телосложения. Олимпионик - победитель олимпийских игр. Пятиборье - пять видов спортивных состязаний. Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта. Ипподром - место для проведения конных состязаний.) -У Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления. Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. - Давайте выясним, что же послужило причиной появления Олимпийских игр? Предлагаю вам прочитать текст и ответить на вопрос: «Что послужило причиной появления Олимпийских игр». (Приложение 1) - Ребята, как вы думаете, почему такое название «Олимпийские игры»? - Где проходили Олимпийские игры? Олимпия – город, расположенный в южной Греции, в области под названием Элида. В 8 веке до н.э. Олимпия становится местом проведения Олимпийских игр. - Давайте отметим на карте гору Олимп и город Олимпия - Сейчас такой город существует? (в наше время такого города не существует, он был разрушен в 551 году в результате землетрясения и наводнения). - Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия? (Местом их проведения была избрана Олимпия, т.к. до нее было легко добираться.) - Если достоверной причины зарождения Олимпийских игр нет, но вот то, в каком году состоялись первые олимпийские игры известно достоверно. В 776 до н.э. в Элладе на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом Олимпийских игр. - Отметьте дату проведения первых олимпийских игр на линии времени. -Сколько лет прошло с момента проведения первых Олимпийских игр? Как мы можем это посчитать? - Сейчас я предлагаю вам побыть немного актерами. Предлагаю прочитать текст по ролям! (Приложение 2) -Какую информацию об олимпийских играх вы узнали из представленного материала? Составьте вопросы к прочитанному тексту, которые начинаются такими словами: Как? Кто? Сколько? Объясните, почему? - Участниками игр мог быть любой грек, но чаще всего участниками были зажиточные греки. - Как вы думаете, ребята, почему? -Ребята, но в Древней Греции, перед тем как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся. Чтобы сильным стать и ловким, Приступаем к тренировке (шагаем на месте) Круг почета пробежать (бег на месте), Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук) Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох) Будь атлет всегда готов! Итак, ребята, давайте представим, что мы на первой олимпиаде. 776 г. до н.э. Олимпия. Вы на стадионе. Вы - зрители. Расскажите нам, что вы увидели на первых Олимпийских играх. Я предлагаю вам поработать в парах. - Сколько дней длились игры? Вы должны изучить материал о том, как проходили Олимпийские игры. И составить небольшой рассказ об одном из дней Олимпиады. В результате совместной работы вы составите программу Первых Олимпийских игр. Программа Олимпийских игр: 1 день 1) торжественное открытие 2 день 2) пятиборье 3 день 3) кулачный бой, бег с оружием 4 день 4) гонки колесниц 5 день 3) награждение, жертвоприношение | Словарная работа. Ответы учащихся Чтение текста. Ответы учащихся: Названы в честь горы Олимп, на которой, согласно мифам, обитали Зевс и боги). Ответы учащихся: В честь Олимпийских богов. Ответы учащихся: в городе Олимпия. Работа с контурной картой. Учащиеся высказывают предположения. Работа с лентой времени. Ведут подсчет. Чтение текста по ролям. Ответы учащихся: -Как часто проводились Олимпийские игры в древности? Кто участвовал в играх? Сколько дней продолжались Олимпийские игры? Объясните, почему дороги становятся безопасными? Ответы учащихся: простые греки должны были работать, у них не было времени готовиться к соревнованиям. Выполняют упражнения. Работа в парах 5 дней Выступление пар. . | Личностные: осознают свои возможности в учении.Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке; создание доброжелательного настроения Познавательные: извлечение необходимой информации из текста владеют навыками смыслового чтения; осуществляют анализ,устанавливают причинно-следственные связи, делают вывод. Коммуникативные: оформляют мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.Осуществляют совместную деятельность в парах, инициативное сотрудничество. Регулятивные: контроль, коррекция; планируют необходимые действия. |
5.Первичное закрепление. | - Так почему же, как вы считаете, именно эти виды состязаний были избраны для Олимпийских игр? | Ответы учащихся: потому что эти виды спорта развивают силу, ловкость, меткость – все, что необходимо воину. Упражняясь, каждый грек должен был готовить себя к участию в военных действиях. Каждый атлет – воин. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. |
6.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | - Олимпийские игры непрерывно проводились до 394 г. н.э., когда римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры. Возрождение Олимпийского движения связано с именем Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. - Ребята, а что вы знаете о современных Олимпийских играх? Они проводятся сейчас? - Чтобы проверить ваши знания, давайте сыграем в игру «А у вас?» Я называю вам правила проведения древних олимпийских игр, а вы – современных. 1. А у нас в древности олимпийские игры проводились один раз в четыре года. А у вас? 2. А у нас олимпийские игры проводились только летом. А у вас? 3. А у нас в олимпийских играх участвовали только мужчины. А у вас? 4. А у нас олимпийские игры проводились только в Олимпии. А у вас? 5. А у нас олимпийские игры длились 5 дней. А у вас? 6.А у нас на олимпийских играх награждали венком из оливкового дерева. А у вас? 7. А у нас мест сидения на стадионе для зрителей не было. Зрители стояли, сидели на склонах холма. А у вас? 8. А у нас атлетов (бегунов), которые раньше сигнала срывались с места наказывали хлыстом. А у вас? 9. А у нас проводились состязания в метании копья и диска. А у вас? 10. А у нас были только летние олимпийские игры? А у вас? - Вы хорошо знаете историю Олимпийского движения. - Скажите, ребята, где будут проходить зимние олимпийские игры в 2022 году? - Какие зимние виды спорта вы знаете? Какие из них входят в программу олимпийских игр? - Назовите российских олимпийских чемпионов? - Вернёмся к главному вопросу урока и попробуем ответить на него. – Почему Олимпийские игры были самым любимым общегреческим праздником? | Ответы учащихся. - В Пекине Ответы учащихся Ответы учащихся Ребята рассказывают о своих впечатлениях: (Это большой театрализованный праздник. Все жители Эллады могли собраться вместе – это символизирует мир и взаимопонимание. Останавливались войны. Увлекательные соревнования. Греки тренировались, чтобы совершенствовать свое тело. Победитель прославлял свой город). | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. Познавательные: действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний. |
7.Рефлексия деятельности. | - Заканчивая наш урок, я прошу вас рассказать о своих впечатлениях: - Я сегодня узнал... - Мне показалось интересным... - У меня вызвало затруднение... - Я хотел бы уточнить... - Как вы думаете, кто сегодня активно работал на уроке? - Как бы вы себя оценили? Домашнее задание: На «4» - §33 пересказать, ответить на вопросы на странице 160; 2. На «5» - дополнительно: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя (вопрос 4 в учебнике на стр. 161). | Заканчивают предложенные учителем фразы, подводят итог урока. Записывают домашнее задание, слушают комментарии к выполнению. | Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УП Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строят небольшие монологические высказывания. Регулятивные: оценивают свою работу. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
8. Итог урока. | Как вы думаете, кто сегодня активно работал на уроке? - Как бы вы себя оценили? - Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Для меня вы сегодня все победители. И если в Древней Греции победителей награждали оливковым венком, в наше время – олимпийской медалью. А я – сладкой медалью. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Я надеюсь, что кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну. | Оценивают собственную работу на уроке | Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные: понимают и принимают учебную цель и задачу. |
Приложение 1
Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.
Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания.
Что послужило причиной появления Олимпийских игр?
Приложение 2
1) -Поздравьте меня! Я стал свидетелем потрясающего события! Люди со всех концов страны кто пешком, кто на повозках, кто на кораблях - все радостно спешили на юг. Бедные и богатые, знатные и незнатные. В небольшом городе я встретился с другими людьми, и мы отправились в путь вместе. По дороге я стал расспрашивать их: «Скажите, любезный, а куда все спешат?»
2) - А вы что не слышали?! Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость, и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции, а победит сильнейший.
1)- А как долго участники готовятся к состязаниям?
3) - Почти за год участники начинают подготовку в своем городе,10 месяцев готовятся, а за месяц до состязаний они должны были прибыть в южную Грецию и там продолжить подготовку.
1)-Все могут стать участниками Олимпийских игр?
4) -Нет, только мужчины. Женщин не допускают на игры.
1) - А вы не боитесь, что разбойники и пираты начнут активнее нападать на путников в это время? Мне говорили, что дороги здесь небезопасны...
5)- Не беспокойтесь, в четвертый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Олимпийские игры – вчера, сегодня, завтра» (внеклассное мероприятие)
внеклассное мероприятие посвященное Олимпиаде 2014...
Презентация для Олимпийских уроков "Олимпийские игры- символика, ритуал, традиции"
В данной презентации кратко представлены основные символы и ритуал Олимпийских игр. в качестве плана для развития темы обучающимися....
Викторина "Олимпийские игры вчера и сегодня"
"Олимпийские игры вчера и сегодня"...
Классный час «Олимпийские игры вчера и сегодня». 8 класс.
Классный час «Олимпийские игры вчера и сегодня».Цель: Показать комплексность и масштабность подготовки к Олимпийским и Параолимпийским играм, раскрыть идею олимпизма.Задачи:·...
Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»
Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....
Методическая разработка урока: «Создание базы данных "Олимпийские игры"».
Данная разработка предназначена для изучения осуществления поиска и создания запросов в базах данных. В данной разработке представлена фронтальная работа учащихся, работах в группах и индивидуальная р...