Формирование УУД на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории

Представлен материал, который поможет в формированияя ууд на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_istorii.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках истории

Вступительное слово.

Здравствуйте, меня зовут Коноплева Ольга Юрьевна. Работаю в школе №7 учителем истории и обществознания, педагогический стаж 4 года. Я – молодой, начинающий педагог.  Сегодня Я хочу поделиться с вами своими наработками по  внедрению и формированию  УУД.

Формирование УУД.

Как мы все с вами знаем, что одним  из основных положений концепции ФГОС является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий. В составе основных видов УУД выделяют 4 блока:

- познавательный

- коммуникативный

-личностный

- регулятивный

Учебные предметы история и обществознание позволяют формировать все УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения? С чего начать.

Во-первых, систематизировать свои теоретические знания по этому вопросу.

 Во-вторых, необходимо провести отбор содержания материала по темам,

В –третьих определить для себя какие УУД развивать на конкретном уроке

В-четвертых. Какие педагогические технологии, методы и приемы правильнее и успешнее всего использовать.

В  рамках одного выступления довольно сложно рассказать о формировании каждой группы УУД. Поэтому более подробно и конкретно я постараюсь рассказать те моменты, которые уже наиболее глубоко мною изучены и применяются на практике.

1гр – Познавательные УУД

Это общеучебные действия, умение ставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения. Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с информацией в современном мире.

 Методы и средства формирования познавательных УУД достаточно разнообразны и наиболее понятны. Например:

-методы и приемы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, ситуация.

-метод проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность учащегося сомневаться в своих суждениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки

Учителю необходимо в системе на уроках использовать задания, направленные на формирование познавательных УУД:

- умение установливать причинно-следственные связи( пример урок в 5 кл по Др. Египту. Смотрим по карте природно-климатические условия и пробуем определить какие были основные занятия егоптян, исходя из их климата).

- умение проводить сравнение

- установливать аналогии

- уметь строить логические рассуждения

- уметь давать определения, понятия

- умение осуществлять обобщение

- смысловое чтение

Например, задания на сравнение ( я включать в устные вопросы, письменные задания и т.д):

- «Сравните два объекта ( явления, процесса)»

- «Найдите как можно больше отличий» и т.д

А так же на уроке « Рим при Нероне», изучая дополнительный материал, исторический источник составляем таблицу положительные и отрицательные качества Нерона, даем характеристику исторического деятеля)

На мой взгляд, обязательным моментом на уроке должно быть смысловое чтение. Я стараюсь в системе давать задания на понимание текста учебника, преобразование текста, ориентация в тексте( таблицы, схемы, план, ответить на вопрос) и т.д.

2гр – Коммуникативные УУД. Это умение вступать в диалог, вести его. Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми.

Как можно их развивать? Через что? Это групповая работа, работа в парах.

Работа в группе целесообразна, если:

- дано творческое задание ( создание нового)

- выполнение исследовательского задания

- соревновательные, конкурсные задания

- дискуссионные задания.

При выполнении групповой работы я распределяю  задания, роли : руководитель, эксперт, критик и т.д. Необязательно выполнять групповую работу весь урок, иногда достаточно и нескольких минут.

Необходимо всегда обращать внимание на:

- целесообразность работы в группе

- распределение заданий, ролей

- определение времени работы в группе

- оценивание групповой работы

- рефлексия работы в группе.

Могу поделиться методом «Мозгового штурма».

Этапы «Мозгового штурма»

  1. Подготовительный этап.

Создается группа 5-7 чел. Группа выбирает секретаря, его задача – фиксировать возникающие идеи. Формируется экспертная группа, которая будет оценивать и отбирать лучшие идеи.

  1. Создание банка идей.

Главная задача – наработать как можно больше, пусть даже безумных идей, способов решения, подходов.

  1. Анализ идей

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила : в каждой идее желательно найти что-то полезное. Отбираются 2-3 перспективные идеи.

  1. Афиширование.

Сообщение всему классу о найденных вариантах решения проблемы.

  1. Работа экспертного жюри.

Анализируют, обсуждают предложенные варианты, докладывают о своем решении классу, подводят итоги.

Чаще на своих уроках я использую работу в парах. Например, при проверке домашнего задания, при работе с текстом.

Наш предмет позволяет вести целенаправленную работу по развитию монологической речи учащихся через:

- индивидуальные ответы у доски ( монологический ответ)

- сообщения и т.д.

Необходимо продумывать задания, способствующие диалогу между учащимися, задания на аргументированное отстаивание своей точки зрения.

Я использую на уроках :

- все формы учебного диалога, полилога

- доклады и сообщения

- индивидуальные ответы у доски

- обсуждения, дискуссии,  реже диспуты

3 гр- Личностные УУД.

Эта группа УУД обеспечивает умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми принципами, знание моральных норм, умение правильно ориентироваться в обществе. Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор. К важнейшим личностным результатам при изучении истории относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей принадлежности к истории своей страны

-освоение традиций и ценностей современного общества

- осмысление исторического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Личностные УУД формирую  при дифференцированном контроле знаний, когда учащимся предлагаю выбрать самим определенные задания, которые соответствуют определенному количеству баллов. На данном этапе формируется адекватная самооценка, учебная мотивация, умение ставить цели.

4гр- Регулятивные УУД

На этой группе УУД остановлюсь более подробно.Они обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Можно выделить:

- целеполагание

- контроль, оценивание и самооценка

- рефлексия

- прогнозирование

- коррекция

- планирование

4.1. Целеполагание

Я систематизировала способы выхода на тему урока. Например:

- создание противоречия между старыми и новыми знаниями ( проблема)

- подводящий диалог

- побуждающий диалог

-загадки, кроссворды, ребусы

- интересный факт( на уроке «Рим при нероне» зачитываю сначала интересный текст. А учащиеся должны определить о ком идет речь и что мы будем изучать на уроке)

- тексты, высказывания, иллюстрации и т.д.

Так как я работаю несколько лет в 5 и 6 классах, то уже из своего опыта могу сделать вывод, что ученикам достаточно интересны кроссворды, интересные факты, высказывания и иллюстрации.

Формирование цели урока учащимися возможно:

- через создание противоречия между старыми и новыми знаниями ( проблему)

- использование слов-подсказок: повторим, узнаем, проверим

- использование рисунков-подсказок

- заполнение таблицы ( графы: что знаю, что хочу узнать, что узнал)

4.2. Контроль, самооценивание, взаимооценивание.

-Я осуществляю в соответствии с разработанными критериями: для индивидуальных устных ответов, письменных работ и т.д. Для себя я определила, что ученик должен знать за что ставится оценка. Конечно, оцениванию нужно учить. Для этого я веду работу в системе. Самооценивание, взаимооценивание начинается там, где ученик сам участвует в производстве оценки- в выработке ее критериев. Для разработки критериев  использую следующие вопросы: «Как мы поймем, что справились с заданием?», « Как будем оценивать то, что получим?»

- Критерии оценивания должны быть у учеников перед глазами: на слайде, записаны в тетради, на информационном листе и т.д.

- Для себя я разработала критерии оценивания индивидуальных устных ответов у доски:        

-правильность ответа (отсутствие ошибок, наличие ошибок, неточности)

-полнота ответа ( полный, неполный)

- последовательность ответа ( логика изложения)

- применение знаний ( умение ответить на вопросы )

-культура речи, эмоциональность ответа

Для самооценивания на уроке  использую листы самооценивания, карточки самооценивания. Приведу некоторые примеры.

Карточка самооценивания №1

задание «цифры»

задание «вопрос-ответ»

задание «план»

средний балл

«5» -  без ошибок

«4» -  одна ошибка

«3» -  2 ошибки

«2» - 3 и более ошибок

«5» -  вопрос составлен правильно, правильный ответ

«4» -  вопрос составлен не правильно, но ответ правильный

«3» -  вопрос составлен  правильно, не правильный ответ

«2» - вопрос составлен не правильно, ответ не верный

«5» - все правильно или одна строка не заполнена или заполнена неправильно

«4» -  две или три строки не заполнены или заполнены не правильно

«3» - четыре или пять строк не заполнены или заполнены не правильно

«2» - шесть и более строк не заполнены или заполнены не правильно

Карточка самооценивания №2        

1

задание

2

задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

ИТОГО

1 задание. План-памятка для оценки устного ответа:

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Ошибки отсутствуют. Речь  грамотная..

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

2 задание. Кроссворд – за каждый правильный ответ 1 балл

3 задание. Текст с ошибками – за каждый правильный ответ 1 балл

4 задание. Третье лишнее – за каждый правильный ответ 1 балл

5 задание. Логическая цепочка – за каждый правильный ответ 1 балл

6 задание. Слова, относящиеся к теме урока - за каждый правильный ответ 1 балл

30-28 баллов – оценка «5»

27-22 балла – оценка «4»

21-16 баллов – оценка «3»

15-0 баллов – оценка «2»

Если работает группа, то критерии следующие:

Взаимооценивание групповой работы

Критерии

1 группа

2 группа

3 группа

Наличие продукта (модель, исследование, презентация, фильм, диаграмма, правила и т.д.)

Раскрытие содержания, умение ответить на вопросы

Культура речи, эмоциональность выступления

Эстетическое оформление  презентации (продукта)

Активность всей группы

Итого

 По каждому критерию выставляется по 1 баллу, которые суммируются для выставления оценки (баллы и критерии  могут быть другие!)

4.3. Рефлексия является обязательным этапом урока в соответствии с ФГОС.

Я создаю банк приемов рефлексии.

Приемы:

- « Незаконченные предложения»

        -сегодня я узнал….

       - было трудно…..

        - у меня не получилось…….

         -мне понравилось…..

       -мне нужна помощь…..

- « Трудно, легко, интересно»

-«Трудно, легко, интересно»

Трудно

Легко

Интересно

Понятно

Непонятно

Сформулировать тему урока 

Поставить цель и задачи урока 

Работать в группе над проектом 

Выполнять задания практической работы по построению диаграммы 

Мне нужна помощь в ...

Я готов (готова) помочь тому, кто ... 

Если осуществляется работа в группах, то использую следующую рефлексию:

- все члены группы были активны ( не все активно участвовали)

- все участники отнеслись к заданию серьезно

- все участники справились с заданием

Для оценивания личного вклада учащихся в работу группы можно предложить дать развернутый ответ на следующие вопросы:

- Какой вклад я внес в выполнение проекта?

- Какие мои идеи помогли выполнить проект?

4.4.Прогнозирование. Надо обращать внимание на прогнозирование, коррекцию и планирование. По этим вопросам я только начинаю свою работу.

Хочу отметить, что прежде всего прогнозирование формируется в исследовательской деятельности, когда учащиеся прогнозируют результат исследования, на проблемных уроках. А так же через систему заданий, вопросов на традиционных уроках.

Мои первые наработки заданий и вопросв:

- как ты думаешь, какой результат может получиться?

- какие трудности могут возникнуть и почему?

-Как ты думаешь, достаточно знать … для выполнения задания?

4.5. Коррекция

Внесение необходимых дополнений и корректив, прежде всего, осуществляется в исследовательской деятельности, проектной деятельности. Я использую чаще задания такого плана:

- исправь ошибку в тексте ( использую разные тексты с ошибками историческими, которые учащиеся должны исправить)

- установи правильный порядок предложений в тексте, событий в тексте и т.д.

4.6. Планирование

Данные УУД, прежде всего, формируются в исследовательской, пректной деятельности. А так же через:

- составление плана решения проблемы или задания

- обсуждение готового плана решения задачи.

Заключение

Основной функцией УУД является обеспечение возможности учащимися самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать способы их достижения. Оценивать процесс и результат своей деятельности. Наша задача – научить детей учиться.

Мой девиз: « Не давать готовые знания, а помогать добыть нужное знание самостоятельно».

Спасибо за внимание. Хотелось бы услышать ваши вопросы или комментарии по моему выступлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникотивности на уроках истории и обществознания

Коммуникотивность на уроках истории и обществознания...

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и  воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены ...

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и  воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены ...

Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания  над формированием у  обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Презентация "Формирование УУД на уроках истории и обществознания в 5 классе"

В презентации на тему "Формирование УУД на уроках истории и обществознания" представлены  методы и приемы формирования УУД, которые можно применить на уроках истории и обществознания....

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Данная методическая разработка  является результатом работы по изучению и применению УУД на уроках истории  в школе,  служит инструментом изучения  процесса, использования  пр...