Урок "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Урок разработан на основе учебника «История России, XX - начало XXI века», 9 класс, для общеобразовательных учреждений /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт./

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнежуравская основная общеобразовательная школа»

Константиновский район  Ростовская область

Коренной перелом

в ходе Великой Отечественной войны.

Учитель истории

Мельникова Юлия Викторовна

Тема: «Коренной перелом в ходе

Великой Отечественной войны».

Цели урока:

 Образовательная:

  1. Познакомить учащихся с предпосылками, основными событиями и результатами коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
  2. Отметить полководческий талант советских военачальников.
  3. Доказать, что коренной перелом в ходе войны состоялся в 1943 г.

Развивающая: 

  1. Развивать умения работать с документами и делать выводы.
  2. Развивать творческие способности учащихся.
  3. Формировать умения и навыки работы с текстом учебника, компьютером, картой.

Воспитывающая:

  1. Прививать любовь к Родине.
  2. Развивать чувство патриотизма на примере героев Сталинградской  и Курской битв.
  3. Формировать личностное отношение учащихся к истории своего края в годы Великой Отечественной войны.

Тип урока: комбинированный.

Основные знания: 

- разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение;

- битва на Курской дуге и её значение;

- встреча «большой тройки» в Тегеране;

- итоги второго периода войны.

Основные понятия: коренной перелом в ходе войны; Курская (Огненная) дуга.

Оборудование урока: карты «Великая Отечественная война Советского Союза (1941 – 1945 гг.)», «Курская битва», документы, компьютер и мультимедийный проектор.

Интернет-ресурсы:

1. Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев.

http://www.1941-1945.ru

2. Наша Победа. День за днём.

http://www.9may.ru

3. Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны».

http://www.pobediteli.ru

4. Сайт «Я помню»: воспоминания о Великой Отечественной войне.

http://www.iremember.ru

5. Сталинградская битва.

http://battle.volgadmin.ru

Урок разработан на основе учебника «История России, XX - начало XXI века», 9 класс, для общеобразовательных учреждений /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт./

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Проверка домашнего задания. Тестирование.

Тест можно раздать каждому уч-ся на стол или спроецировать на экран с помощью проектора. (Приложение № 1)

Тест по теме «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»

1. Как вы думаете, почему в советском мобилизационном плане отсутствовал раздел, посвящённый эвакуации людей и предприятий (возможны несколько вариантов ответа)?

а) В основе советской военной доктрины лежала идея наступательной войны.

б) Включение подобного пункта могло быть воспринято как запланированное отступление.

в) Это были происки врагов народа.

2. Кто возглавлял созданный 24 июля 1941 г. Совет по эвакуации?

а) А.Н. Косыгин

б) А.И. Микоян

в) Н.М. Шверник

3. Как изменился трудовой режим в годы войны (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Были отменены выходные дни.

б) Был установлен 10-часовой рабочий день.

в) Директора предприятий получили право продлевать рабочий день на 3 часа.

г) Была введена трудовая мобилизация населения.

д) Был разрешён детский труд с 10-летнего возраста.

4. В каком году СССР превзошёл Германию по выпуску военной продукции?

а) В конце 1942 г.

б) В середине 1943 г.

в) В начале 1944 г.

5. Какие изменения произошли в конфессиональной политике власти во время Великой Отечественной войны (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Восстановлено патриаршество.

б) Восстановлены епархии, открыты храмы.

в) Отменён закон об отделении церкви от государства.

г) Разрешена деятельность священников на фронте.

6. Кто является автором знаменитого плаката «Родина-мать зовёт!»?

а) А. Дейнека

б) Б. Ефимов

в) И. Тоидзе

7. Слова какой известной песни родились из личного письма поэта-фронтовика

А. Суркова к жене?

а) «Землянка»

б) «Тёмная ночь»

в) «В лесу прифронтовом»

8. Кто является автором знаменитого стихотворения «Жди меня»?

а) А. Твардовский

б) К. Симонов

в) С. Михалков

9. Кто является автором музыки песни «Священная война»?

а) А. Александров

б) Н. Богословский

в) В. Соловьёв-Седой

10. Во второй половине сентября 1943 г. советскими партизанами была проведена операция «Концерт». Какова была цель этой операции?

а) Массовый выезд в партизанские отряды концертных бригад.

б) Подрыв коммуникаций противника, вывод из строя железных дорог.

в) Уничтожение высших чинов гитлеровской армии.

11. Выпишите имя, выпадающее из общего логического ряда:

П.П. Вершигора, С.А. Ковпак, П.М. Машеров, Д.Н. Медведев, Ф.И. Толбухин, А.Ф. Фёдоров.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

На доске плакат «19 ноября 1942 г. – конец 1943 г. – второй период войны».

Звучит песня «Священная война». (Приложение № 2)

На фоне музыки учитель читает стихотворение.

Учитель:

        Никуда от прошлого не деться,

        Вновь война стучится в души к нам.

        Обжигает, обжигает сердце

        Благодарность с болью пополам.

                                (Ю.В. Друнина)

Учитель:

- Война отзывается болью в сердцах миллионов людей. Сегодня на уроке мы обсудим ключевые события второго периода Великой Отечественной войны: «Сталинградская битва» и «Битва на Курской дуге».

(Слайд 1. Приложение № 3)

- Работать мы с вами будем по следующему плану. (Слайд 2. Приложение № 3)

План.

  1. Разгром немецких войск под Сталинградом.
  2. Начало массового изгнания захватчиков с Родной земли (освобождение Константиновского района).
  3. Битва на Курской дуге.
  4. Встреча «Большой тройки» в Тегеране. Итоги второго периода войны.

- Взятие Сталинграда позволило бы фашистам не только существенно облегчить задачу наступления на Кавказе, перерезать транспортные пути на Волге, но и добиться серьёзного морально-политического эффекта – взятие города, носящего имя советского вождя. Наступлению на Сталинград 6-й армии генерала Паулюса немецкое командование придавало особое значение.

- В ходе изучения нового материала вы должны доказать, что коренной перелом в ходе войны состоялся в 1943 г.

(Слайд 3. Приложение № 3)

2. Работа с историческими документами.

Учитель:

- 2 сентября 1942 года фашистские войска вышли к Сталинграду. Им противостояли силы 62-й и 64-й армий под командованием В.И. Чуйкова и М.С. Шумилова.

- К середине ноября 1942 года группа армий «Юг» была вынуждена перейти к обороне по всему фронту, ситуацией воспользовалось советское командование. При непосредственном участии Г.К. Жукова и А.М. Василевского был разработан план под кодовым названием «Уран». (Слайд 4. Приложение № 3)

Учащиеся работают с документами по группам.

        а) Документ «План разгрома окружённой Сталинградской группировки противника» от 27 декабря 1942 г. (Приложение № 4)

Учитель:

- Какими силами был нанесён главный удар?

- Какова была цель главного удара?

- От чего зависел успех операции?

        б) Документ «Ультиматум советского командования командующему 6-й немецкой армией генерал-полковнику Паулюсу» от 8 января 1943 г.

(Приложение № 5)

Учитель:

- Что предлагало генералу Паулюсу советское командование?

- Каковы последствия отклонения ультиматума?

3. Работа с текстом учебника и дополнительными материалами по теме «Сталинградская битва».

Учитель:

- Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом – одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. 200 дней и ночей – с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. (Слайды 4-5 . Приложение № 3)

Самостоятельная работа учащихся.

I группа работает с текстом учебника § 32, стр. 232-234 и картой.

II группа работает с дополнительным материалом. (Приложение № 6)

Учитель:

- На какие два периода принято подразделять сражение под Сталинградом?

- Каковы военно-политические итоги и значение победы под Сталинградом?

- Как увековечен подвиг защитников Сталинграда?

4. Сообщения учащихся об освобождении Константиновского района от немецко-фашистских захватчиков.

Учитель:

- Победа под Сталинградом стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Стратегическая инициатива на советско-германском фронте перешла к СССР. Началось массовое изгнание фашистской армии с территории нашей Родины, в том числе и наших хуторов и станиц Константиновского района.

        а) Сообщение уч-ся «Бои на Константиновской земле»

(1. Приложение № 7)

        б) Сообщение уч-ся «Подвиги разведчиков»

(2 Приложение № 7)

        в) Сообщение уч-ся «Освобождение Константиновского района»

(3 Приложение № 7)

5. Работа с текстом учебника и дополнительными материалами по теме «Битва на Курской дуге».

Учитель:

- В январе Красная Армия начала наступление под Ленинградом, и 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов сумели частично прорвать блокаду города. В феврале началось освобождение Донбасса. Воронежский фронт разгромил 3 немецкие армии и глубоко вторгся в немецкие позиции, образовав Курскую Дугу. Всего в ходе зимнего наступления советские войска разгромили более 100 немецких дивизий.

Просмотр слайдов презентации. (Слайды 6-9 . Приложение № 3)

Самостоятельная работа учащихся.

I группа работает с текстом учебника § 32, стр. 234-236 и картой.

II группа работает с дополнительным материалом. (Приложение № 8)

Учитель:

- Почему Курская битва считается завершением коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?

- Чем можно объяснить массовый героизм советских людей в ходе войны?

Звучит песня «Хотят ли русские войны». (Приложение № 9)

На фоне музыки учитель читает стихотворение.

Учитель:

        Они исполнили свой долг солдатский,

        Плечом к плечу стояли под огнём.

        Теперь они лежат в могиле братской

        Плечом к плечу в бессмертии своём.

        Вечная вам память, вечная слава!

(Зажигается свеча, все встают, минута молчания.)

6. Работа с текстом учебника по теме «Встреча «большой тройки» в Тегеране. Итоги второго периода войны».

Учитель:

- В конце 1943 г. в Тегеране состоялась встреча Сталина, Рузвельта и Черчилля. В ходе этой встречи были подведены итоги второго периода Великой Отечественной войны. (Слайд 10 . Приложение № 3)

Самостоятельная работа учащихся.

Весь класс работает с текстом учебника § 32, стр. 236-237.

Учитель:

- Какие противоречия могли возникнуть между СССР и его западными союзниками?

- Каково значение Тегеранской конференции?

III. Итоги урока.

1). Закрепление изученного материала.

Учитель:

- Каковы итоги и значение Сталинградской битвы в ходе Великой отечественной войны?

- В  чем заключался коренной перелом в ходе войны?

- Какими факторами он был предопределен?

- Почему стал возможен?

- К какой новой хитрости прибегло советское командование во время битвы  на Огненной дуге?

- Докажите, что коренной перелом в войне состоялся в 1943 году.

- Каковы итоги второго периода Великой Отечественной войны?

2). Рефлексия.

3). Оценки за работу на уроке.

IV. Домашнее задание.

Учитель:

- §32 (учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт).

- Практическая работа:

        1. Подготовить историю о ветеране для Фронтового альбома и опубликовать её на сайте  «Наша Победа. День за днём». http://www.9may.ru

        2. Подготовить сообщение о полководцах Сталинградской битвы и битвы на Курской дуге. (Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев. http://www.1941-1945.ru)

(Практическую работу уч-ся выполняют по выбору).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

Слайд 2

План урока 1. Разгром немецких войск под Сталинградом. 2. Начало массового изгнания захватчиков с Родной земли (освобождение Константиновского района). 3. Битва на Курской дуге. 4. Встреча «Большой тройки» в Тегеране. Итоги второго периода войны.

Слайд 3

Задание на урок Докажите, что коренной перелом в ходе войны состоялся именно в 1943 г.?

Слайд 4

1. Сталинградская битва. Летом 1942 г.немцы заняли Ростов-на-Дону и через несколько дней вышли к Кавказскому хребту, но дойти до нефти Грозного и Баку им не позволили советские солдаты В октябре Жуков и Василевский разработали план контрудара под Сталинградом - «Уран». К югу и к северу от города были тайно переброшены многочисленные резервы и 19 ноября 1942 г. Красная армия нанесла удар. 23 ноября советские части встретились в районе г.Калач.

Слайд 5

1. Сталинградская битва. В окружении оказалось 330 тыс. человек во главе с фельдмаршалом Паулюсом. В январе 1943 г. после ультиматума советские войска разрезали вражескую группировку надвое и 2 февраля немцы капитулиро-вали. Их общие потери составили 800 тыс.человек, 2 тыс. танков. 3 тыс. самолетов. Эта победа положила начало коренному перелому в ходе войны. Под ее впечат-лением союзники решили открыть в 1944 г. 2 фронт в Европе, а Япония, отказалась от войны с СССР.

Слайд 6

2. Начало освобождения. В январе Красная Армия начала наступление под Ле-нинградом, и 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов сумели частично прорвать блокаду города. В феврале началось освобождение Донбасса. Воронежский фронт разгромил 3 немец-ких армии и глубоко вторгся в немецкие позиции образовав Курскую Дугу. Всего в ходе зимнего нас-тупления советские войска разгромили более 100 немецких дивизий. Снятие блокады Ленинграда

Слайд 7

3. Курская битва. Эти поражения обескровили немецкую армию, но Гитлер жаждал реванша. Он провел мобилизацию и направил на фронт 2 млн. солдат. На вооружение немцев были поставлены танки «Тигр» и «Пантера», штурмовые орудия «Фердинанд». Немецкое руководство намеревалось «срезать» Курскую дугу и взять реванш за Сталинград. По предложению Жукова Красная Армия перешла к преднамеренной обороне. К этому времени она получила новые танки Т-34 .

Слайд 8

3. Курская битва. В район Курской дуги были переброшены дополнительные войска. 5 июля за час до начала немецкого наступления 19 тыс. орудий нанесли по немецким позициям упреждающий удар. Немцы смогли начать наступление лишь спустя несколько часов и за неделю боев продвинулись лишь на 30-35 км. В небе над Курской дугой развернулась воздушная битва. В одном из боев А. Покрышкин сбил 9 вражеских самолетов. Партизаны начали «рельсовую войну», осложнив немцам доставку резервов к линии фронта.

Слайд 9

3. Курская битва. 12 июля советские войска перешли в наступление Под д.Прохоровка разгорелось крупнейшее в истории танковое сра-жение (1200 машин). Этот день стал переломным в ходе битвы. В течение месяца были ос-вобождены Харьков, Орел, Белгород. Германия потеряла 500000 солдат,1500 танков, 3700 самолетов. В сентябре 1943 г. началась битва за Днепр, и 6 ноября Красная Армия освободила Киев .

Слайд 10

4. Итоги II периода войны. В конце июля 1943 г. США и Англия высадили десант в Италии. В конце 1943 г. в Тегеране состоялась встреча Сталина, Рузвельта и Черчилля. На ней была достигнута договоренность об открытии в мае 1944 г. второго фронта в Европе. СССР дал согласие после разгрома Германии вступить в войну против Японии. Стороны выработали принципы создания Организации Объединенных Наций. Эти решения предопределили поражение фашистского блока.



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»

1. Как вы думаете, почему в советском мобилизационном плане отсутствовал раздел, посвящённый эвакуации людей и предприятий (возможны несколько вариантов ответа)?

а) В основе советской военной доктрины лежала идея наступательной войны.

б) Включение подобного пункта могло быть воспринято как запланированное отступление.

в) Это были происки врагов народа.

2. Кто возглавлял созданный 24 июля 1941 г. Совет по эвакуации?

а) А.Н. Косыгин                  б) А.И. Микоян                    в) Н.М. Шверник

3. Как изменился трудовой режим в годы войны (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Были отменены выходные дни.

б) Был установлен 10-часовой рабочий день.

в) Директора предприятий получили право продлевать рабочий день на 3 часа.

г) Была введена трудовая мобилизация населения.

д) Был разрешён детский труд с 10-летнего возраста.

4. В каком году СССР превзошёл Германию по выпуску военной продукции?

а) В конце 1942 г.                б) В середине 1943 г.                    в) В начале 1944 г.

5. Какие изменения произошли в конфессиональной политике власти во время Великой Отечественной войны (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Восстановлено патриаршество.

б) Восстановлены епархии, открыты храмы.

в) Отменён закон об отделении церкви от государства.

г) Разрешена деятельность священников на фронте.

6. Кто является автором знаменитого плаката «Родина-мать зовёт!»?

а) А. Дейнека                     б) Б. Ефимов                       в) И. Тоидзе

7. Слова какой известной песни родились из личного письма поэта-фронтовика

А. Суркова к жене?

а) «Землянка»                 б) «Тёмная ночь»                   в) «В лесу прифронтовом»

8. Кто является автором знаменитого стихотворения «Жди меня»?

а) А. Твардовский                     б) К. Симонов                      в) С. Михалков

9. Кто является автором музыки песни «Священная война»?

а) А. Александров                    б) Н. Богословский                    в) В. Соловьёв-Седой

10. Во второй половине сентября 1943 г. советскими партизанами была проведена операция «Концерт». Какова была цель этой операции?

а) Массовый выезд в партизанские отряды концертных бригад.

б) Подрыв коммуникаций противника, вывод из строя железных дорог.

в) Уничтожение высших чинов гитлеровской армии.

11. Выпишите имя, выпадающее из общего логического ряда:

П.П. Вершигора, С.А. Ковпак, П.М. Машеров, Д.Н. Медведев, Ф.И. Толбухин, А.Ф. Фёдоров.



Предварительный просмотр:

ПЛАН РАЗГРОМА ОКРУЖЕННОЙ СТАЛИНГРАДСКОЙ ГРУППИРОВКИ ПРОТИВНИКА

27 декабря 1942 г.

Представляя план разгрома окруженной Сталинградской группировки противника на Ваше утверждение докладываю:

1. Главный удар наносится силами Донского фронта — четырнадцать стрелковых дивизий, восемь танковых полков, тридцать два артполка девять гв. минполков — с фронта высоты 131,7, высоты 122,9 в общем направлении на Бабуркин, хутор Гончара, Сталинградский, пос. Красный Октябрь.
Цель удара — расколоть окруженную группировку с запада на восток и последовательно уничтожать ее по частям.

Вспомогательный удар наносится:

а) 66-й армией, пятью дивизиями на фронте высота 1307, изгиб железной дороги северо-западнее Орловка, в направлении — Древний Вал, хутор Новая Надежда

б) Силами Сталинградского фронта (четыре стрелковые дивизии, три мотострелковые бригады, две мехбригады, двенадцать артполков и четыре полка РС) на участке Попов, Ракотино в общем направлении Кравцов, высота 1236, ст. Воропоново

2. Направление главного удара выбрано исходя из следующих соображении:

а) Нанося главный удар с запада на восток, главную мощь нашего удара сосредотачиваем по основным силами противника находящимся в районе Мариновка, Жирноклеевка, Малая Россошка, свх № 1, расчленяем их и в дальнейшем последовательно уничтожаем расчлененные отдельные группы противника;

3. На фронте главного удара обороняются войска, которым частично нанесено поражение в предыдущей операции Юго-Западного и Донского фронтов (76-я, 44-я 376-я, 384-я пд и 14-я тд), среди них 44-я и 376-я пд дали за последнее время наибольшее количество пленных и перебежчиков;

4. Оборонительный рубеж, занимаемый противником в западном секторе, готовился только после отхода его частей из-за Дона, тогда как северный сектор подготавливался к обороне в течение 4 месяцев. Кроме того, в северном секторе занимают оборону лучшие немецкие дивизии и на поле боя много подбитых немецких и наших танков, которые используются противником как бронированные огневые точки;

5. Характер местности изрезанный глубокими балками, идущими с запада на восток, обеспечивает нашим танковым частям свободу маневра в глубину, тогда как при ударе с севера на юг действия их будут ограничены;

6. Выгодное исходное положение, не требующее сложной перегруппировки войск;

7. Начало операции зависит от срока прибытия частей усиления пополнения и боеприпасов Донскому фронту. После прибытия пополнения три дня отвожу на его обработку и ввод в строй. Ориентировочный срок начала действий — 6 января 1943 г. Первый этап операции — уничтожение западной части окруженной группировки и выход на рубеж хутор Новая Надежда, хутор Гончара, высота 155,0. Песчанка — два дня. Второй этап — уничтожение противника в районе Песчанка, Сталинград, Гумрак - два дня. Третий этап — окончательная очистка (частью сил) всего района от отдельных обороняющихся групп противника — три дня. Всего на операцию — семь дней;

8. После окончания операции войска Донского фронта выводятся к северу от линии Калач (Сталинградский), Мариновка, Карповка, Питомник, пос. Красный Октябрь (все пункты для Донского фронта). Войска Сталинградского фронта — к югу от указанной линии.

Генерал-полковник Воронов



Предварительный просмотр:

УЛЬТИМАТУМ СОВЕТСКОГО КОМАНДОВАНИЯ КОМАНДУЮЩЕМУ 6-Й НЕМЕЦКОЙ АРМИЕЙ ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКУ ПАУЛЮСУ

8 января 1943 г.

6-я германская армия, соединения 4-й танковой армии и приданные им части усиления находятся в полном окружении с 23-го ноября 1942 года. Части Красной Армии окружили эту группу германских войск плотным кольцом. Все надежды на спасение ваших войск путем наступления германских войск с юга и юго-запада не оправдались. Спешившие вам на помощь германские войска разбиты Красной Армией и остатки этих войск отступают на Ростов. Германская транспортная авиация, перевозящая вам голодную норму продовольствия, боеприпасов и горючего, в связи с успешным, стремительным продвижением Красной Армии, вынуждена часто менять аэродромы и летать в расположение окруженных издалека. К тому же германская транспортная авиация несет огромные потери в самолетах и экипажах от русской авиации. Ее помощь окруженным войскам становится нереальной. Положение ваших окруженных войск тяжелое. Они испытывают голод, болезни и холод. Суровая русская зима только начинается, сильные морозы, холодные ветры и метели еще впереди, а ваши солдаты не обеспечены зимним обмундированием и находятся в тяжелых антисанитарных условиях. Вы как командующий и все офицеры окруженных войск отлично понимаете, что у вас нет никаких реальных возможностей прорвать кольцо окружения. Ваше положение безнадежное и дальнейшее сопротивление не имеет никакого смысла. В условиях сложившейся для вас безвыходной обстановки, во избежание напрасного кровопролития, предлагаем вам принять следующие условия капитуляции:

1) Всем германским окруженным войскам во главе с вами и вашим штабом прекратить сопротивление;

2) Вам организованно передать в наше распоряжение весь личный состав, вооружение, всю боевую технику и военное имущество в исправном состоянии. Мы гарантируем всем прекратившим сопротивление офицерам, унтер-офицерам и солдатам жизнь и безопасность, а после окончания войны возвращение в Германию или любую страну, куда изъявят желание военнопленные. Всему личному составу сдавшихся войск сохраняем военную форму, знаки различия и ордена, личные вещи, ценности, а высшему офицерскому составу и холодное оружие. Всем сдавшимся офицерам, унтер-офицерам и солдатам немедленно будет установлено нормальное питание. Всем раненым, больным и обмороженным будет оказана медицинская помощь. Ваш ответ ожидается в 15 часов 00 минут по московскому времени 9 января 1943 года в письменном виде через лично вами назначенного представителя, которому надлежит следовать в легковой машине с белым флагом по дороге разъезд Конный — станция Котлубань. Ваш представитель будет встречен русскими доверенными командирами в районе «Б» — 0,5 км юго-восточнее разъезда 564 в 15 часов 00 минут 9 января 1943 года При отклонении вами нашего предложения о капитуляции предупреждаем, что войска Красной Армии и Красного Воздушного флота будут вынуждены вести дело до уничтожения окруженных войск, а за их уничтожение вы будете нести ответственность.

Представитель Ставки Верховного Главнокомандования Красной Армии
генерал полковник артиллерии
Воронов

Командующий войсками Донского фронта
генерал-лейтенант
Рокоссовский



Предварительный просмотр:

Наша Победа. День за днём.

http://www.9may.ru

Крупнейшие сражения

в ходе Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.

Сталинградская битва 1942 - 1943 гг.

Сталинградская битва - одна из крупнейших в Великой Отечественной войне.

Битва включала в себя два периода. Первый - оборонительный - начался со Сталинградской стратегической оборонительной операции 17 июля и продолжался до 18 ноября 1942 года. Операция проводилась войсками Сталинградского, Юго-Восточного фронтов при содействии сил Волжской военной флотилии. В ходе боевых действий в состав советских войск были дополнительно введены управление Юго-Восточного фронта, пять управлений общевойсковых армий и два управления танковых армий, 56 дивизий и 33 бригады.
В ожесточенных оборонительных сражениях и боях, развернувшихся в большой излучине Дона, а затем в районе Сталинграда и в самом городе, была не только сокрушена наступательная мощь врага и обескровлена главная ударная группировка немецкой армии на южном крыле советско-германского фронта, но и подготовлены условия для перехода советских войск в решительное контрнаступление.

Второй период битвы - Сталинградская стратегическая наступательная операция - начался 19 ноября 1942 и закончился 2 февраля 1943 года. Операция проводилась войсками Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов при содействии сил Волжской военной флотилии. В ходе боевых действий в состав советских войск были дополнительно введены управления 1-й и 2-й гвардейских, 5-й ударной и 6-й армий, пять танковых и три механизированных корпуса, шесть бригад.

В ходе операции советские войска окружили и уничтожили главные силы 4-й танковой и 6-й полевой немецких армий, разгромили 3-ю и 4-ю румынские и 8-ю итальянскую армии. Потери противника составили свыше 800 тысяч человек. Только в результате ликвидации фашистской окруженной группировки с 10 января по 2 февраля 1943 года было взято в плен свыше 91 тысячи человек, в том числе две с половиной тысячи офицеров и 24 генерала. Всего за время Сталинградской битвы противник потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около полутора миллиона человек - четвертую часть своих сил, действовавших на советско-германском фронте.

Победа советских войск в Сталинградской битве имела огромное политическое и международное значение, она оказала значительное влияние на развитие Движения Сопротивления на территории европейских государств, оккупированных фашистскими захватчиками. В результате битвы советские вооруженные силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны.

В Сталинградской битве сотни тысяч советских воинов проявили беспримерный героизм и высокое воинское мастерство. 55 соединений и частей, отличившихся в битве, были награждены орденами, 179 - преобразованы в гвардейские, 26 получили почётные наименования. Около 100 бойцов получили звание Героя Советского Союза.

Сталинград стал символом стойкости, мужества и героизма советских людей в борьбе за свободу и независимость Родины.

1 мая 1945 года приказом Верховного главнокомандующего Сталинграду было присвоено почетное звание города-героя. 22 декабря 1942 года мемориальный учреждена медаль "За оборону Сталинграда" (ею было награждено свыше 707 тысяч участников битвы). 8 мая 1965 года в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне город-герой был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

В ознаменование подвига героев Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в 1963-1967 годах был сооружен мемориальный комплекс.



Предварительный просмотр:

Наша Победа. День за днём.

http://www.9may.ru

Крупнейшие сражения

в ходе Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.

Курская битва 1943 г.

Курская битва (битва на Курской дуге), длившаяся с 5 июля по 23 августа 1943 года, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. В советской и российской историографии принято разделять сражение на три части: Курскую оборонительную операцию (5—23 июля); Орловскую (12 июля — 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3—23 августа) наступательные.

В ходе зимнего наступления Красной армии и последовавшего контрнаступления вермахта на Восточной Украине в центре советско-германского фронта образовался выступ глубиной до 150 и шириной до 200 километров, обращенный в западную сторону (так называемая «Курская дуга»). Германское командование приняло решение провести стратегическую операцию на Курском выступе. Для этого была разработана и в апреле 1943 года утверждена военная операция под кодовым названием "Цитадель". Имея сведения о подготовке немецко-фашистских войск к наступлению, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение временно перейти к обороне на Курской дуге и в ходе оборонительного сражения обескровить ударные группировки врага и этим создать благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление, а затем в общее стратегическое наступление.

Для проведения операции "Цитадель" германское командование сосредоточило 50 дивизий, в том числе 18 танковых и моторизованных. Группировка противника насчитывала, по данным советских источников, около 900 тыс. человек, до 10 тыс. орудий и минометов, около 2,7 тыс. танков и более 2 тыс. самолетов. Воздушную поддержку немецким войскам оказывали силы 4-го и 6-го воздушных флотов.

Это составило около 70% танковых, до 30% моторизованных и более 20% пехотных дивизий, а также свыше 65% всех боевых самолетов, действовавших на советско-германском фронте, которые были сосредоточены на участке, составлявшем лишь около 14% его протяжённости.

Ставка ВГК к началу Курской битвы создала группировку (Центральный и Воронежский фронты), имевшую более 1,3 млн. человек, до 20 тысяч орудий и миномётов, более 3300 танков и САУ, 2650 самолетов. Войска Центрального фронта (командующий — генерал армии Константин Рокоссовский) обороняли северный фас Курского выступа, а войска Воронежского фронта (командующий — генерал армии Николай Ватутин) — южный фас. Войска, занимавшие выступ, опирались на Степной фронт в составе стрелкового, 3-х танковых, 3-х моторизованных и 3-х кавалерийских корпусов (командующий генерал-полковник Иван Конев). Координацию действий фронтов осуществляли представители Ставки Маршалы Советского Союза Георгий Жуков и Александр Василевский.

5 июля 1943 года немецкие ударные группировки по плану операции "Цитадель" начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода. Со стороны Орла наступала группировка под командованием генерал-фельдмаршала Гюнтера Ханса фон Клюге (группы армий "Центр"), со стороны Белгорода - группировка под командованием генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна (оперативная группа "Кемпф" группы армий "Юг").

Задача отразить наступление со стороны Орла была возложена на войска Центрального фронта, со стороны Белгорода - Воронежского фронта.

12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка в 56 километрах к северу от Белгорода произошло самое крупное встречное танковое сражение Второй мировой войны между наступавшей танковой группировкой противника (оперативная группа "Кемпф") и наносившими контрудар советскими войсками. С обеих сторон в сражении принимали участие до 1200 танков и самоходных установок. Ожесточенное сражение длилось весь день, к вечеру танковые экипажи вместе с пехотой дрались врукопашную. За один день противник потерял около 10 тысяч человек и 400 танков и был вынужден перейти к обороне.

В этот же день войска Брянского, Центрального и левого крыла Западного фронтов начали операцию "Кутузов", имевшую цель разгромить орловскую группировку противника. 13 июля войска Западного и Брянского фронтов прорвали оборону противника на болховском, хотынецком и орловском направлениях и продвинулись на глубину от 8 до 25 км. 16 июля войска Брянского фронта вышли на рубеж реки Олешня, после чего германское командование начало отвод своих главных сил на исходные позиции. К 18 июля войска правого крыла Центрального фронта полностью ликвидировали клин противника на курском направлении. В этот же день в сражение были введены войска Степного фронта, которые начали преследование отступавшего противника.

Развивая наступление, советские сухопутные войска, поддержанные с воздуха ударами сил 2-й и 17-й воздушных армий, а также авиацией дальнего действия, к 23 августа 1943 года отбросили противника на запад на 140-150 км, освободили Орел, Белгород и Харьков. По данным советских источников, вермахт потерял в Курской битве 30 отборных дивизий, в том числе 7 танковых, свыше 500 тысяч солдат и офицеров, 1,5 тысячи танков, более 3,7 тысяч самолетов, 3 тысячи орудий. Потери советских войск превзошли немецкие; они составили 863 тыс. человек. Под Курском Красная Армия потеряла около 6 тыс. танков.
После Курской битвы соотношение сил на фронте резко изменилось в пользу Красной Армии, что обеспечило ей благоприятные условия для развертывания общего стратегического наступления.

Вечером 5 августа 1943 года в Москве впервые прогремел артиллерийский салют в честь освобождения Орла и Белгорода (12 залпов из 120 орудий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории России в 9 классе « Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

Охарактеризовать значение Сталинградской битвы как коренного перелома во Второй мировой войне. Раскрыть причины победы советского народа на Волге....

Курская битва. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Тематический урок посвященный 70-летию Курскойбитвы  проведенный с обучающимися   8-11 классов МОБУ СОШ №3  с.Бураево.            ...

Тема: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Курская битва. Наши земляки приближали Победу»

Цель: показать ход и раскрыть значение Орловско - Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе войны. Воспитать чувства патриотизма, самопожертвования на примере героизма советских в...

Презентация по истории на тему "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны"

Презентация и истории на тему "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны"...

Методическая разработка урока истории в 9 классе «Перелом в ходе Великой Отечественной войны: Курская битва»

Показать ход и раскрыть значение Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;·        показать вклад наших воин...