Россия в конце XVI века
план-конспект урока по истории (7 класс)
Технологическая карта урока истории для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_v_kontse_xvi_veka.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Дата | |||
Класс | 7 | ||
Учитель | Акимова Н.А. | ||
Тема урока | Россия в конце XVI в | ||
Тип урока | Изучение нового материала | ||
Цель урока | Определение основных изменений, произошедших в конце XVI в | ||
Задачи урока | На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; Определить состояние России после правления Ивана IV; перечислить основные внутриполитические действия царя Фёдора Ивановича; охарактеризовать изменения в положении крестьян; проанализировать его основные результаты внешнеполитической деятельности. | ||
Образовательные ресурсы | История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Электронное приложение, карта «Россия в XV — начале XVI в.», видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1340631 | ||
План урока | 1) Внутренняя политика Фёдора Ивановича. 4) Пресечение династии Рюриковичей. 2) Учреждение патриаршества. 5) Царь Борис Годунов. 3) Внешняя политика Фёдора Ивановича. 6) Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы | ||
Личностно значимая проблема | Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем» | ||
Методы и формы | Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы | ||
Основные понятия | Урочные лета. Автокефальная церковь. Патриаршество. Основные даты 1584—1598 гг. — правление Фёдора Ивановича. 1589 г. — учреждение патриаршества. 1597 г. — указ об «урочных летах». 1598—1605 гг. — правление Бориса Годунова | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Определите, какие изменения произошли в России к концу XVI в. (используйте карту). В каком состоянии находилась Россия после правления Ивана IV? Какие задачи, на ваш взгляд, по укреплению государства стояли перед правителями страны в конце XVI в.? Что могло препятствовать решению таких важнейших задач? | Определять существенные черты государственного устройства Рос- сии. Применять ранее полученные знания. Формулировать познавательную задачу по теме урока | Фронтальная Работа Беседа. Работа с текстом | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока |
II. Актуализация знаний | 7 | 1. Беседа | Вспомните, как осуществлялось управление в государствах Западной Европы в XVI в. Как происходило управление Церковью? Какова была система управления в России при Иване IV (см. схему, составленную ранее)? Какая династия правила в России к концу XVI в. И сколько столетий она правила? | Сравнивать системы управления разных государств. Актуализировать знания в историческом контексте | Беседа. Работа с источником, картой | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. | Устный рассказ. Беседа |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Беседа 2. Работа с картой
3. Работа 4. Работа 5. Работа | Прочитайте п. 1 параграфа. Перечислите основные внутриполитические и внешнеполитические действия царя Фёдора Ивановича. Используйте карту. Прочитайте фрагмент указа об «урочных летах» (см. рубрику «Изучаем документ»). Как вы оцениваете этот указ? Какие категории жителей России обладали правом иметь крестьян? Если крестьянин сбежал от хозяина в 1591 г., подлежал ли он сыску? Как изменилось положение крестьянства? Что такое патриаршество? Какое значение имело его учреждение для развития Российского государства? В чём суть «угличского дела»? Как вы думаете, кому была выгодна смерть царевича Дмитрия? *Найдите в дополнительных источниках информации разные версии гибели царевича Дмитрия. Обсудите их в классе. Что, на ваш взгляд, должен был предпринять Борис Годунов, чтобы укрепить своё положение на троне? Каковы итоги его деятельности? *Какой образ царя Бориса рисуют писатели А. С. Пушкин, А. К. Толстой и др.? Совпадает ли он с вашей оценкой личности Годунова? | Определять последствия деятельности правителя. Объяснять смысл используемых в документе терминов и понятий. Использовать приёмы характеристики исторических явлений. Участвовать в обсуждении вопроса о государственных мерах. Различать достоверную и вымышленную информацию. Анализировать мотивы и поступки людей, давать им оценку (с помощью учителя). Высказывать собственные суждения с опорой на исторические реалии (с помощью учителя) | Беседа. Работа с учебником Работа с картой Дискуссия. Индивидуальная работа Дискуссия | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | 1. Работа с текстом учебника, художественного про- изведения, с историческим источником 2. Записи в карте 3. Беседа 4. Устные Ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с учебником | Почему «заповедь» на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную? Что означает поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»? Чем грозило государству пресечение правящей династии? Составьте характеристику Бориса Годунова, выделив основные направления и результаты его деятельности. | 1.Фронтальная работа с текстом | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Устные ответы 2. Записи в контурных картах | |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: 1. В каком состоянии находилась Россия после правления Ивана IV? 2. Почему «заповедь» на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную? 3. Какое значение для развития Российского государства имело учреждение патриаршества? 4. Каковы были основные результаты внешнеполитической деятельности царя Фёдора Ивановича? Работаем с картой: Используя карту, объясните, кто в конце XVI в. был главным противником России в её борьбе за выход к Балтийскому морю — Речь Посполитая или Швеция? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Показывают на карте территорию России в период правления Ивана Грозного | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 11 учебника. | Конкретизирует домашнее задание *Мини-проект: Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Дополнительный материал к уроку
Изучаем документ
ИЗ УКАЗА ОБ «УРОЧНЫХ ЛЕТАХ»
Лета 7106-го [1597 г.] ноября в 24 день царь и великий князь Фёдор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей, и из вотчин... выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, — и на тех беглых крестьян... сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з жёнами и з детьми и со всеми их животы возити их назад, ще хто жил.
1. Как вы оцениваете этот указ? 2. Какие категории жителей России обладали правом владеть крестьянами? 3. Если крестьянин сбежал от хозяина в 1591 г., подлежал ли он сыску?
Запоминаем новые слова
Патриарх — высший титул главы самостоятельной (автокефальной) православной христианской церкви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Россия в конце XX века"
Презентация у уроку истории "Россия в конце XX века" может быть использована для учащихся 9, 11 класса....
Внешняя политика России в конце XIX века
Конспект урока истории в 8 классе.Третий урок в главе «На пороге XXвека», раскрывающей тему «Россия в пореформеннуюэпоху»....
Презентация "Международное положение России в конце XX века"
Презентация предназначена для урока истории в 11 классе....
Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"
Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...
Тест "Экономика России в конце XIX века"
Тест по истории России для учащихся 8 класса на тему "Экономика России в конце XIX века" с возможностью вариативного ввода в ячейки из выпадающего списка. Excel.СКАЧАТЬ ТЕСТ...
Россия в конце XVI века
Разработка урока по теме: "Россия в конце XVI века". История России, 7 класс....
Самостоятельная работа по теме "Россия в конце XVI века"
самостоятельная работа для систематизации и проверки знаний...