Доклад «Дистанционное обучение: процесс перехода, реакция, практика».
методическая разработка по истории

Дулова Инна Валерьевна

В последнее время всё чаще и чаще мы обращаемся к технологии открытого дистанционного образования (ОДО), потому, что это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший в последней трети ХХ века, благодаря новым технологическим возможностям, появившимся в результате информационной революции и на основе идеи Открытого образования. В основу этого вида обучения положена самостоятельная интерактивная работа учащегося со специально разработанными учебными материал  ми. Компоненты и методические приемы ОДО ориентированы на то, чтобы сделать обучение максимально удобным и эффективным. Данная технология неотделима от заложенной в ее основу системы стандартов качества обучения. Какие технологии дистанционного обучения можно и нужно применять в современном школьном историческом образовании? Анализ материалов сети Интернет показывает, что дистанционным обучением для школьников сегодня занимается целый ряд государственных и коммерческих центров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Похожее изображение

Российская Федерация

Иркутская область

Муниципальное образование «Братский район»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Илирская средняя общеобразовательная школа № 1»

Сообщение учителя истории и обществознания МКОУ «Илирская СОШ №1» Дуловой И.В. «Дистанционное обучение.

Процесс перехода, реакция, практика»

в рамках  заседания РМО учителей истории, обществознания, географии

«Дистанционное обучение истории, обществознании, географии: из опыта решения проблем» 23.11.2020г.

В последнее время всё чаще и чаще мы обращаемся к технологии открытого дистанционного образования (ОДО), потому, что это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший в последней трети ХХ века, благодаря новым технологическим возможностям, появившимся в результате информационной революции и на основе идеи Открытого образования. В основу этого вида обучения положена самостоятельная интерактивная работа учащегося со специально разработанными учебными материал  ми. Компоненты и методические приемы ОДО ориентированы на то, чтобы сделать обучение максимально удобным и эффективным. Данная технология неотделима от заложенной в ее основу системы стандартов качества обучения. Какие технологии дистанционного обучения можно и нужно применять в современном школьном историческом образовании? Анализ материалов сети Интернет показывает, что дистанционным обучением для школьников сегодня занимается целый ряд государственных и коммерческих центров.

Современное информационное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие.  Современные  требования  ставят новые задачи и перед учителем истории: обучение школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников, понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности        

Дистанционное образование поначалу  привлекло некоторой новизной. Но, когда оно стало основным видом обучения, тут понимаешь, что дальше требуются такие нешуточные качества: ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека. Значит, для среднего школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в особой среде.  Родители или другие значимые для ребенка взрослые обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых  требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность деятельностью подростка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам.

Прежде чем говорить непосредственно о применении  в своей практике технологий дистанционного обучения, хотелось бы затронуть немаловажную на сегодня проблему подготовки учителя истории (да и любого другого предмета),  к использованию Интернет-технологий в образовательной деятельности.
       Наиболее приемлемым определением понятия «дистанционное обучение» является то, которое дала Евгения Семеновна Полат: «это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся  между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность».

Ключевой задачей для меня стала активизация деятельности учеников на уроке, максимального включения их в работу. Именно на уроке. Мотивированных учеников, готовых активно работать вне урочного дня не так уж и много. Построить уроки так, чтобы ученики смогли понять новую тему или повторить пройденное, находясь по ту сторону монитора, оказалось не самым сложным.

В первую очередь нужно было найти контакт с учениками с возможностью оперативного выхода на связь в любое время. Для этого отлично подошли социальные сети. Во «В контакте» с ребятами создали беседы для обмена информацией, предварительно договорившись о том, что засорять ее лишним не будем. Итак, все на связи. Подростки ведь готовы круглосуточно быть в соцсетях. Кроме того, в отличие от электронного журнала, «В контакте» не давала сбоев.

Для работы в 10-11классах хорошо подошла платформа Zoom, видеоконференция с приветствием учеников и актуализацией теоретического материала от учителя.. Ребята записывали в тетради или делали скриншоты.

Здесь важно четко представить материал для работы, лучше всего сделать его в виде таблиц и схем, не перегружая слайды информацией. Микрофоны у ребят отключались, чтобы не появлялись лишние шумы, вопросы школьники могли задавать в чате конференции. После работы с теорией шло обсуждение с ребятами. Вот здесь-то нужны были микрофоны, вебкамерами ученики обычно не пользовались. Далее шло распределение заданий для самостоятельной подготовки для следующего урока.

По ходу распределения я фиксировала выступающих рядом с выбранной темой, слайд или документ отправляла в беседу, чтобы избежать переспросов.

После выступления учеников и обсуждения предметного материала, шла практическая работа. Для этого подбирала удобную платформу. Понравился «Я Класс». Ссылка на работу отправляла в беседу, благодаря чему школьники могли свободно перейти по ней, приступив к выполнению. По окончании работы выпускники вновь заходили в конференцию, где по результатам шло обсуждение типичных ошибок. В режим демонстрации я выводила сводную ведомость сделанной учениками работы.

Конечно же, оставить школьников без домашней работы, значит дать возможность расслабиться и позволить терять навык экзаменационной подготовки. Поэтому заранее продумывалась система самостоятельной работы. Для этого на ура подошло онлайн тестирование на любой понравившейся платформе. С еще большим азартом ребята сами составляли задания по теме индивидуально или готовили материал в группе: разрабатывали или искали готовую презентацию (это было обязательным условием, поскольку важна наглядность), назначали выступающих. В общем, полноценно работали в групповом формате. Тем не менее все испытывали недостатка в «живом» общении.

Труднее было организовать дистанционный процесс обучения в7,8,9 классах.

Не у всех были необходимые устройства для выхода в интернет, веб-камеры и наушники. В случае, если в семье несколько детей, распределение персональных устройств было особенно трудной задачей.

  Немалым подспорьем в этом стали привычные как для учителя, так и учащихся социальная сеть «В Контакте» и мессенджеры WhatsApp и Viber, которые стали основными коммуникационными каналами не только с учениками, но и с родителями. Туда же  перекочевал вообще весь процесс обучения: и проверка домашних работ, и рассылка заданий, и проставление оценок, и комментарии к работам.

Так же в своей работе использовала "Российскую электронную школу"

Плюсы

Не смотря на общий критический настрой по отношению к этой системе в среде учителей, нужно признать, что работа по проекту была проведена довольно большая.

На сегодняшний день уже снято и опубликовано огромное количество видео-уроков по всем областям школьных знаний. Все они распределены по предметам и классам. Каждый урок снабжен определенным количеством дополнительных материалов, краткими конспектами, а так же проверочными и контрольными работами по каждой теме.

Минусы

Не обходится, конечно, и без ляпов, неточностей и некорректно поставленных вопросов в заданиях. Я, как учитель истории естественно просмотрела свой предмет. Просмотрев несколько уроков из разных курсов истории, тут же обнаружила не точности.  

Для работы использовала  You Tube канал «Школа обществознания»,  infourok.ru, хорошие видео уроки для самостоятельного изучения материала.

Заключение. В целом следует отметить неоднозначность варианта использования дистанционного сопровождения процесса обучения детей. С одной стороны, современный мир подводит нас к необходимости все большего внедрения информационных технологий в нашу жизнь. С другой – во многих случаях наблюдается неготовность к использованию информационно-коммуникационных технологий различными субъектами образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Контрольно – оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка".

В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижаетс...

Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы  по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...

Психологическое сопровождение учителя математики в процессе перехода на ФГОС

Введение ФГОС предусматривает перестройку организации деятельности учителя: в основе стандартов лежит системно-деятельностный подход. Переход от парадигмы ЗУН к парадигме развивающей требует от педаго...

Доклад: "Развитие процессов ВНД школьников с ОВЗ с использованием инновационных технологий".

Данный доклад будет полезен работникам коррекционных учебных заведений....

Доклад для ШМО " Теория и практика педагогического общения."

Педагогическая теория и практика взаимосвязаны и взаимодействуют  как взаимно проникающие друг в друга, тесно сплетающиеся стороны единой человеческой деятельности. Это профессиональное общение п...