Конспект урока- игра "Смутное время"
план-конспект урока по истории (8 класс)
Предварительный просмотр:
История России
Урок- игра «Путешествие по Смутному времени» (8, 9 классы)
Цель урока:
Сформировать представление «Смута» и причинах ее появления в Российском; систематизировать знания по данному периоду истории.
Задачи:
Выяснить:
- Действительно ли Смутное время – это время утраченных возможностей? Что это: время «падения» России или «взлета», шаг «назад» или «вперед» в ее развитии?
- «В чем заключается патриотизм русского народа в период Смуты?»
Методы и приемы: Метод погружения в историческую эпоху, метод актуализации опорных знаний, игровые приемы, иллюстративный.
Панируемые результаты:
Личностные
Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни представителей разных сословий XVII века., проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения
Метапредметные
Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, картой и схемами. Развивать мыслительные способности.
Предметные
Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Смута в России»;
Понимать особенности процесса «Смутное время» в Российском государстве;
Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний учащихся по изученной теме: «Смутное время». Игра. Работа с Internet ресурсами – составление журнала по истории Смутного времени. Проверка усвоения знаний.
3. Подведение итогов игры. Подведение итогов работы на уроке. Выставление оценок.
4.Домашнее задание
1.Организационный момент – 5 минут
Обучающиеся заходят в класс, занимают места.
Приветствие обучающихся: учитель приветствует детей.
17 век вошел в историю нашего государства как «бунташное время». Современники называли начало этого столетия «смутой». Неурожай, голод, мор – вот чем открылось 17 столетие. Усилились крестьянские побеги и волнения. Поднимались самозванцы, один наглее другого.
Но беды и напасти сплотили народ. На «очищение» Русского государства поднялось возглавляемое Мининым и Пожарским ополчение «Всей Земли». Оно показало жизненность и силы России.
Современники, потрясенные событиями Смуты, много писали о ней, размышляли, давали свою ей оценку.
Давайте и мы сегодня на уроке попробуем воспроизвести события Смуты, вспомнить её причины, назвать её участников и попытаемся дать свою оценку Смутного времени.
Учитель объявляет учебную задачу: Действительно ли Смутное время – это время утраченных возможностей? Что это: время «падения» России или «взлета», шаг «назад» или «вперед» в ее развитии? А чтобы решить обозначенную задачу мы, мы проводим сегодня игру «Путешествие по Смутному времени».
Подготовка к игре.
Учитель предлагает учащимся разделиться на две команды (команда мальчиков и команда девочек), выбрать капитана, придумать название команды.
Правила игры: В нашей игре будет 8 этапов, название которых вы видите на доске (или экране). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, принося тем самым очки в копилку команды. Если у команды нет версий право ответа переходит другой команде. Если вторая команда отвечает правильно, то зарабатывает очки.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по изученной теме: «Смутное время». Игра.
Учитель зачитывает слова историка Ключевского В. О. «Смутное время впервые и больно ударило по сонным русским умам, заставило способных мыслить, людей раскрыть глаза на окружающее, взглянуть прямым и ясным взглядом на свою жизнь»…
Давайте поподробнее об этом поговорим:
Мы с вами начинаем игру
ХОД ИГРЫ:
1 тур «Дальше, дальше»
Учитель зачитывает вопросы сначала одной команде, затем- другой. Участники должны быстро и правильно ответить на вопрос. Если ученики не знают ответа или не правильно ответили, то учитель читает второй вопрос.
Вопросы для 1 команды:
Старший сын Ивана Грозного (Иван)
Он устанавливал 5летний срок сыска беглых крестьян (Указ «об урочных летах»)
Первый патриарх Московский и всея Руси (митрополит Иов)
Жена первого самозванца (Марина Мнишек)
Настоящее имя Лжедмитрия I (монах Григорий Отрепьев)
Прозвище Лжедмитрия II («тушинский вор»)
Боярская дума под руководством Ф. И. Мстиславского («Семибоярщина»)
Руководитель первого ополчения (Прокопий Ляпунов)
Верный сподвижник князя Пожарского во Втором ополчении (Кузьма Минин)
Вопросы для 2 команды:
Младший сын Ивана Грозного (Царевич Дмитрий)
Брат жены Федора Ивановича (Борис Годунов)
Место гибели царевича Дмитрия (город Углич)
Имя первого самозванца (Лжедмитрий I)
Он запрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому (Указ «о заповедных летах»)
Почему Борис Годунов стал управлять от имени Федора (Федор не обладал крепким здоровьем, мало интересовался государственными делами, большую часть времени проводил в молитвах)
Занял престол после смерти Лжедмитрия I (Василий Шуйский)
Возглавил второе ополчение (князь Дмитрий Пожарский)
Первый царь династии Романовых (Михаил Федорович Романов)
2 Тур « Исторические термины»
Дайте определения понятиям:
Смута
Ополчение
Самозванство
династический кризис
Восстание
“угличское дело”
“семибоярщина”
3 Тур «Укажите верные утверждения»
1 команда
1) со смертью царя Федора прервалась правящая династия в России (+)
2) настоящее имя Лжедмитрия I Григорий Отрепьев (+)
3) Лжедмитрию I удалось долго удержаться на московском престоле (-)
4) основной военной силой движения И. Болотникова были стрельцы (-)
5) ослабление центральной власти привело к Смуте (+)
2 команда
1) вторым избранным царем на русский престол был польский королевич Владислав (-)
2) после свержения Василия Шуйского в стране наступило междуцарствие (+)
3) летом 1611 г. Россия оказалась в исключительно тяжелом положении (+)
4) значительную роль в отпоре интервентам сыграла Русская православная церковь (+)
5) Первому ополчению удалось освободить Москву, но оно не сумело долго удержать в своих руках столицу (-)
4 Тур «О ком идет речь?»
1 команда
Боярин, сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце XVI века. (Борис Годунов)
“Чудом спасшийся” царевич Дмитрий, тайно принявший католическую веру, женившийся на дочери польского магната, ставший правителем России. (Лжедмитрий I)
Это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну, и был ненавидим народом. (Борис Годунов)
Своими привычками, отдельными поступками и распоряжениями, заграничными сношениями,. возбуждал против себя в различных слоях московского общества множество нареканий и неудовольствий, хотя вне столицы, в народных массах популярность его неослабевала (Лжедмитрий I)
Он был хорошо образован, владел несколькими иностранными языками, имел прекрасную библиотеку. Отказался от политики устрашения и массовых казней, но со своими врагами не церемонился. Неудачи его царствования подготовили почву для появления самозванца. (Борис Годунов)
“... был маленького роста, некрасивый, подслеповатый. В книжном учении сведущ, рассудителен и разумен, скуп и неотзывчив. Единственное к тем благоволил, кто нашептывал ему ложное на людей, он же их слушал с удовольствием и радостью” (Василий Шуйский)
Его имя осталось неизвестным, но за ним закрепилось прозвище “тушинский вор” (Лжедмитрий II)
Возможно, он был дворянином и служил боевым холопом у крупного землевладельца. Он побывал в крымском и турецком плену, из которого ему удалось освободиться. По пути на родину побывал в Речи Посполитой. Вскоре появился с грамотой “истинного царя”, о назначении его царским воеводой. К нему стекались все недовольные московским царем. (Иван Болотников)
2 команда
“Многажды слали к нему нижегородцы послов, а он отказывался возглавить рати, ссылаясь на болезнь. На самом деле, кроме опасений за собственное здоровье, согласиться при первом свидании не позволял этикет. Были, очевидно, и опасения непослушания не привыкшего к воинской дисциплине посадского мира... лично явился в Мугреево уговаривать князя. Они быстро нашли общий язык” (Дмитрий Пожарский)
“Сей злохищный львичище сольсти короля ляхского и литовского, и учини заговор с некоими паны, давными Русской земле и православной нашей христианской вере лиходеи, пришел в наши украинские грады с войски великими, хотя похитити царство Московское и православную христианскую веру истребити, а ввести проклятую латинскю папежскую веру”. (Лжедмитрий I)
“В то же время, егда стояху людие царевы под Кромами, случися царю в царствующем граде сидети за столом в царском своем доме, обеднее кушание творяще по обычею царскому; и по отшествии стола того... внезапу случися ему смерть и пад... И слышенна бысть смерть царева воеводам и началником и всему воинству, которые пребывают во обступлении града Кром и в защишении от врага царева Ростриги, и начата воинский людие умы своими колебатися”. (Борис Годунов)
“В субботу рано утром открылся страшный мятеж: знатнейшие московские бояре, составив заговор, вломились во дворец, чтобы умертвить. Немецкая гвардия, стоявшая при воротах в числе 30 человек, была прогнана; после того бояре разломали двери в покоях великокняжеских и ворвались в них... Бояре бросились на великого князя, избили его жестоко и неоднократно спрашивали, точно ли он сын Иоанна Васильевича?” (Лжедмитрий I)
Бывший холоп, “воевода” спасшегося “царевича Дмитрия”, руководитель первой крестьянской войны в России. (Иван Болотников)
Царь, впервые присягнувший своим подданным; свергнут с престола, насильно пострижен в монахи, выдан полякам, увезен в Польшу, умер в заточении. (Василий Шуйский)
Торговый человек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения от иноземных захватчиков. (Кузьма Минин)
“… молод, разумом еще не дошел и боярам будет поваден” (Михаил Романов)
5 Тур По какому принципу образованы ряды?
1 команда
Воевода П.Ляпунов, князь Д. Трубецкой, атаман И. Зарубин. (Руководители Первого Ополчения)
2 команда
Григорий Отрепьев, “царевич Петр”, “тушинский вор”. (Самозванцы)
6 Тур «Что? Где? Когда?»
Давайте вспомним хронологию Смуты.
Учитель перечисляет основные события изученного материала. Вам нужно вспомнить и записать у себя на листе даты. На работу дается 5 минут, после этого 1 участник команды записывает варианты ответа на доске.
События | Ответ учеников |
Введение патриаршества в России | 1589 |
Указ «об урочных летах», начало сыска крестьян | 1597 |
Воцарение Лжедмитрия I | 1605 |
Убийство Лжедмитрия I | 17 мая 1606 |
Восстание под предводительством И. Болотникова | 1606- 1607 |
Восстание под предводительством И. И. Болотникова | 1606-1607 |
Период «семибоярщины» | 1610-1612 |
Образование Первого ополчения | 1611 |
Образование Второго ополчения, освобождение Москвы | 1612 |
Избрание Михаила Романова царем | 1613 |
7 тур «Темная лошадка»
На экране портреты исторических деятелей Смутного времени, ученики получают конверты с листами, на которых написаны имена. Необходимо правильно сопоставить имена и личности. На это дается 5 минут. После чего два ученика каждой команды называют имя исторического деятеля. Каждое правильное совпадение – 1 балл.
Царь Борис Федорович Годунов | Лжедмитрий I |
Царь Василий Иванович Шуйский | Лжедмитрий II |
Дмитрий Пожарский | Кузьма Минин |
|
|
8. Тур « Путешествие в историческую Москву»
« разгадайте кроссворд»
Вопросы.
В каком городе стоит памятник , на котором есть такая надпись: « Гражданину Минину и князю Пожарскому- благодарная Россия, в лето 1818 года» ( Москва)
Кто хозяйничал в Москве в начале 17 века? (Поляки)
Какой город заняли шведы в начале 17 века? (Новгород)
Место, где проходили собрания новгородцев? (Площадь)
Что должно было защищать народное ополчение? (Отечество)
Что стали собирать новгородцы для создания народного ополчения? (Деньги)
Кто занимался хозяйством ополчения и его казной? (Минин)
Верховной воеводой пригласили князя… (Пожарский)
Войска Пожарского штурмом взяли Китай –город, а затем сдался и гарнизон… (Кремль)
|
|
|
|
|
| 1 |
| о |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| 2 | п |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| 3 |
| о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
| л |
|
|
|
|
| |
|
|
|
| 5 |
|
|
| ч |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| 6 |
| е |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| 7 |
|
| н |
|
| ||||
8 |
|
|
|
|
|
|
| и |
| |||||
|
|
|
|
| 9 |
|
| е |
|
|
|
3. Подведение итогов игры. Подведение итогов работы на уроке.(5мин)
Вот и завершилось наше с вами путешествие по Смутному времени.
Учитель выставляет оценки ученикам и подводит итого урока
А вот о политике Михаила Романова нам предстоит с вами поговорить уже на следующем уроке. Почему в истории России царя Михаила прозвали «кроткий», а его сына – Алексея – «тишайшим»?
Литература
- Аверьянов К. А. Всероссийская конференция «Смутное время: итоги и уроки» // Российская история. 2010. № 6.
- Алексашкина Л.Н. История: Самостоятельная подготовка к ЕГЭ/ Л.Н. Алексашкина. – М.: Издательство “Экзамен”, 2005 Серия “Интенсив”.
- Андреев И.Л., Данилевский И.Н., Фёдоров И.Н. и др. Учебник История России. 7 класс. XVI - конец XVII века.2016
- Бобылева О. М. Смутное время в России (конец XVI - начало XVII в.): учеб. пособие по дисциплине «Отечественная история». - Иркутск, 2006
- Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на Дону: Изд-во “Феникс”,1997.
- Данниг Ч. Царь Дмитрий // Вопр. истории. - 2007. - № 1.
- Морозова Л. Е. История России в лицах. Первая половина XVII в.: Государственные деятели Смутного времени. - М.: Школа-Пресс, 2000
- Платонов С. Ф. Борис Годунов. - М., 1999.
- Самозванцы в России в начале XVII вв. - Новосибирск, 1987.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории Росии для средней школы. Изд.2-е, перераб.- М.: “Международные отношения” МИРОС, 1995.
- Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней:Дидактические материалы.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2001.
- Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России. Практическое пособие для учителей.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Таймасова Л. Ю. Трагедия в Угличе. Что произошло 15 мая 1591 года? - М.: Омега, 2006.
- Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме “Русское государство в 1601-1618 гг. Смутное время”. /Ж. Преподавание истории в школе №1, 2007 с. 39-48.
- Эрлих Генрих. Царь Дмитрий - самозванец? - М.: Яуза, Эксмо, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Скоротаем время"
Урок в 6-м классе с использованием УМК "Spotlight. Английский в фокусе". Использованы различные педагогические технологии, в том числе коммуникативные, личностно ориентированные, игровые, информационн...
План-конспект урока "Делу время, а потехе - час"
Тема урока: "Делу время, а потехе - час"План:I. Организационный моментII. Определение темы урока (определяют сами дети после того как дети прослушают песню А.Б. Пугачевой)III. Введение новых понятий:...
Конспект урока: Смутное время Российского государства
На основе анализа документального и учебного материала учащиеся на данном уроке могут определить причины, сущность и последствия Смутного времени. Привлечение исторических документов способствует разв...
План-конспект урока "Прошедшее время сильных глаголов" - 6 класс
Знать и применять на практике изученный грамматический материал...
Конспект урока "Прошедшее время глагола"
Конспект урока в 5 классе...
конспект урока "Смутное время" ФГОС история России 7 класс
Разработка открытого урока по истории России "Смутное время" ФГОС 7 класс, к учебниску история России под. ред. А.В. Торкунова...