Рабочая программа учебного курса История для обучающихся 9 класса
рабочая программа по истории (9 класс)

Гудукас Ирина Михайловна

Рабочая программа История для 9 класса 2021г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_istoriya_21-22.docx305.35 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2021 г. № 354

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования

Протокол № 1 от 30.08.2021 г.

Руководитель кафедры ________________ /Попова И.И./

Согласовано

Заместитель директора по УВР_____________ /Тельнова И.С./ 30.08.2021 г.            

Рабочая программа учебного предмета «История»

Базовый уровень, основное общее образование, 9 класс, 70 часов

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения
    Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287).
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
  3. Рабочая программа. История России. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6 – 9 кл. (ООО): учеб. Пособие для образовательных организаций/ А.А. Данилов, О.Н. Журавлёва, И.Е. Барыкина. – М .: Просвещение, 2016. – 77 с.
  4. Рабочая программа   предметная линия учебников АА Вигасин – ОС Сороко-Цюпа. 5-9 классы. АА Вигасин, ГИ Годер, НИ Шевченко - М. : Просвещение, 2015.
  5. История России. 9 класс. Учебник для общеобразоват. организаций в 2 ч. [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова.  – М.: Просвещение, 2016.  
  6. Учебник: Всеобщая история. История Нового времени. 9  класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Я, Юдовская, П. А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019. – 239 с.

Составитель: Гудукас Ирина Михайловна            

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Пионерский, 2021 год

1. Содержание.

Раздел I.  История Нового времени. 1800-1900. (18 часов)

Становление индустриального общества. От традиционного общества к обществу индустриальному. Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией.

Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот  в средствах транспорта.  Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического капитализма.

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской и перии. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи.

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.  Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз.   Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба.  Парламентская реформа 1932., установление законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава.    Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г. : причины и ход. Кризис Июльской монархии.   Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.    Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии и Италии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход революцию Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии. Объединение Германии. Объединение Италии. Два пути объединения.

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории.

Европа время реформ и колониальных захватов. Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем.  Политическая устройство. Политика «нового курса» - социальные реформы. От «нового курса» к мировой политике. Подготовка к войне.

Великобритания: конец Викторианской эпохи. Экономическое развитие и причины замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ.   Франция: Третья республика. Особенности экономического развития Франции в конце XIX в. – начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX в.    Италия: время реформ и колониальных захватов. Особенности экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии.  «Эра Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в.  От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны. Политическое и экономическое  развитие  Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в..

           Две Америки. США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Характеристика экономического и социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером и Югом. Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое развитие США  в конце XIX – начале ХХ в.  Латинская Америка в   XIX – начале XX в.: время перемен. Ход национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в.

           Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости. Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». Черты традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в. Китай: сопротивление реформам.  «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Разрушение традиционного общества в Индии. Великое восстание 1857г. Африка: континент в эпоху перемен.  Традиционное общество. Раздел Африки. Создание  ЮАС.

Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. Международные отношения: дипломатия или войны? Причины усиления международной напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы.

Итоговое повторение (1ч). Итоги мирового развития в XIX веке – начале XX века

Раздел II.  Россия в первой половине XIX в.

Российское государство на рубеже веков. Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие. Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Аграрная реформа в Прибалтике. Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение российского присутствия на Кавказе. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского союза. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. Отечественная война 1812 г. Причины и начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический подъем в русском обществе. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Герои войны. Причины победы России в войне. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг. Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Внутренняя политика в 1815—1825 гг. Перемены во внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли. Общественное движение при Александре I. Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Северное общества. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и тайные общества. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов. Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законодательства. Попытки решения крестьянского вопроса, реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями, основные способы и методы борьбы. Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг. Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги и пароходства. Помещичье и крестьянское хозяйства. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития. Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг. Россия и революционное движение в Европе. Польский вопрос. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Россия и Центральная Азия. Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «общинного социализма» А. И. Герцена. Крымская война 1853—1856 гг. Обострение Восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона  Севастополя. П. С. Нахимов,  В. А. Корнилов, В. И. Истомин.  Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны. Быт и обычаи. Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды.

Раздел III.  Россия во второй половине XIX в - началаXXв .

Накануне отмены крепостного права. Начало царствования Александра II. Личность Александра II  и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Крестьянская реформа 1861 г. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Либеральные реформы 1860—1870-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества: формирование буржуазии, рост пролетариата. Общественное движение: либералы и консерваторы. Особенности российского либерализма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра П. Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига. Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III. Экономическое развитие в годы правления Александра III. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Состояние сельского хозяйства. Положение основных слоев общества. Социальная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество.

Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России, зарождение российской социал-демократии. Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1.1. Гражданского воспитания:

  1. готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  2. активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
  3. неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  4. понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  5. представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
  6. представление о способах противодействия коррупции;
  7. готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
  8. готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

1.2. Патриотического воспитания:

  1. осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  2. ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  3. уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

1.3. Духовно-нравственного воспитания:

  1. ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  2. готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
  3. активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

1.4. Эстетического воспитания:

  1. восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
  2. понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
  3. стремление к самовыражению в разных видах искусства.

1.5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  1. осознание ценности жизни;
  2. ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  3. осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
  4. соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
  5. способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
  6. умение принимать себя и других, не осуждая;
  7. умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
  8. сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

1.6. Трудового воспитания:

  1. установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
  2. интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
  3. осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
  4. готовность адаптироваться в профессиональной среде;
  5. уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
  6. осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

1.7. Экологического воспитания:

  1. ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  2. повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  3. активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  4. осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  5. готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

1.8. Ценности научного познания:

  1. ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  2. овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
  3. овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

2. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:

  1. освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
  2. способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
  3. способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
  4. навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
  5. умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
  6. умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
  7. умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
  8. способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
  9. воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
  10. оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
  11. формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  12. быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

3. Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать:

3.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

3.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

3.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

  1. Предметные результаты по учебному предмету «История»:

Выпускник научится:

  1. локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
  2. использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
  3. анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
  4. составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
  5. раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
  6. объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
  7. сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
  8. давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
  2. сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
  3. применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

III. Тематическое планирование.

№№

Тема/Радел

Кол-во часов

Модуль программы воспитания «Школьный урок»

ЭОР/

ЦОР

Форма текущего контроля

Кол-во часов к/р

Кол-во

пр/ р и л/р, р/р

Кол-во часов проектная / исследовательская деят-ть

Форма промежуточной аттестации

История Нового времени. 1800-1900.  

18

  • Праздник «День Знаний»
  • День солидарности в борьбе с терроризмом
  • День учителя

https://prosv.ru/

https://uchi.ru/

https://skysmart.ru/

https://resh.edu.ru/

Устный опрос,

Тест,

3

-

Россия в первой половине XIX в.

14

  • День народного единства
  • Международный день толерантности
  • День матери
  • День правовой помощи
  • День Волонтёра
  • День Героев России и День неизвестного солдата

https://prosv.ru/

https://uchi.ru/

https://skysmart.ru/

https://resh.edu.ru/

Устный опрос,

Тест,

1

--

Россия во второй половине XIX в - началаXXв

38

  • День Защитника Отечества
  • Международный женский день
  • «Космос – это мы. Гагаринский урок»
  • Акция «Георгиевская ленточка»

https://prosv.ru/

https://uchi.ru/

https://skysmart.ru/

https://resh.edu.ru/

Устный опрос,

Тест,

5

-

1

Промежуточная аттестация

итого

70

9

-

1

IV. Календарно-тематическое планирование.

  9 «А» класс

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

  1. История Нового времени 1800-1900гг (18 часов)

1

1

Повторение Новой истории XVII-XVIII веков.  

День солидарности в борьбе с терроризмом

02.09

2

2

Входной контроль

06.09

Приказ №

3

3

Экономическое развитие в XIX – начале ХХ века

09.09

4

4

Век демократизации «Великие идеологии: социализм и марксизм»

13.09

5

5

Духовное развитие общества в

16.09

6

6

Франция: от Реставрации к Империи.

20.09

7

7

Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы

23.09

8

8

Германия в первой половине XIX века

27.09

9

9

Объединение Италии: от  Альп до Сицилии

30.09

10

10

Монархия Габсбургов и Балканы  в первой половине XIX века.

День учителя

04.10

11

11

Контрольная работа № 1 по теме: «Строительство новой Европы»

07.10

12

12

США: рабовладение, демократия и экономический рост

11.10

13

13

Страны Азии и Африки в XIX – начале ХХ века.

14.10

14

14

Латинская Америка: нелегкий груз независимости.

18.10

15

15

Страны Европы и США во второй половине XIX – начале ХХ века 

21.10

16

16

Контрольная работа № 2 по теме:  «Всеобщая история. История Нового времени. XIX век».

25.10

17

17

Анализ контрольной работы

28.10

18

18

Повторение и обобщение по теме «Всеобщая история. История Нового времени XIXв».   День народного единства

08.11

2.   Россия в первой половине XIX века  (14 часов)

19

1

Особенности исторического развития России в XIX  веке.

11.11

20

2

Социально – экономическая характеристика Российской империи в начале XIX  века.          Финно-угорские народы в начале XIXвека

15.11

21

3

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

18.11

22

4

Внешняя политика в 1801-1812 годы

22.11

23

5

Отечественная Война 1812 года

25.11

24

6

Заграничные походы русской армии.    

 Образ женщины на войне- День матери

29.11

25

7

Внешняя политика Александра I в 1813-1825 годы

День Героев России и День неизвестного солдата

02.12

26

8

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 годы

06.12

27

9

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.  

10 декабря-День рождения ХМАО-Югры

09.12

28

10

Крестьянский вопрос и попытки его решения.

12 декабря – день Конституции

13.12

29

11

Общественное движение при  Александре I

16.12

30

12

Программные документы тайных организаций

20.12

31

13

Династический кризис и выступление Декабристов

23.12

32

14

Промежуточный контроль

27.12

Приказ№

3. Россия во второй половине XIX – начале XXвеков (38 часов)  

33

1

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

10.01

34

2

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX века.

Развитие экономики Северо-Западной Сибири в середине XIX века

13.01

35

3

Идеологические взгляды либералов, консерваторов и радикалов

17.01

36

4

Кавказская война 1817-1864 годов

20.01

37

5

Русско-иранская война 1826-1828 годов

24.01

38

6

Крымская война 1853-1856 годов

07.01

39

7

Культурное пространство империи в первой половине XIX века

Культура, быт, общественная жизнь  народов  Западной Сибири

31.01

40

8

Контрольная работа №2  по теме « Россия в середине XIX века»

03.02

41

9

Россия в мире в середине  XIX  века

07.02

42

10

Предпосылки и причины крестьянской реформы. Её подготовка.

10.02

43

11

Содержание и сущность реформы. Значение реформы.

14.02

44

12

Правовое совершенствование России

17.02

45

13

Либеральные реформы Александра II

21.02

46

14

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период

День защитников Отечества

24.02

47

15

Общественное движение при  Александре II

28.02

48

16

Народничество

03.03

49

17

Политика правительства по отношению к тайным обществам

Международный женский день

07.03

50

18

Направления внешней политики  Александра II

10.03

51

19

Русско-турецкая война 1877-1878 годов

14.03

52

20

Контрольная работа №3  « Россия во второй половине XIX века»

17.03

53

21

Александр III: особенности внутренней политики

21.03

54

22

Начало контрреформ

24.03

55

23

Экономическая политика  Александр III

04.04

56

24

Социальная структура пореформенного общества

07.04

57

25

Зарождение марксизма в России..

12 апреля- День российской космонавтики

11.04

58

26

Религиозная политика  Александра III

14.04

59

27

Внешняя политика  Александр III: Европа и Азия

18.04

60

28

Культурное пространство империи во второй половине XIX века.

Социально-экономическая и общественная жизнь народов Обь-Иртышского севера на рубеже XIX-XX веков.

21.04

61

29

Контрольная работа №4 по теме «Россия в 1880 -1890-е годы »

25.04

62

30

Мир к началу ХХ века

28.04

63

31

Социально-экономическое развитие страны  на рубеже XIX-XX веков

Всероссийская акция Георгиевская ленточка

05.05

64

32

Николай II – последний император. Политическое развитие страны при Николае II

12.05

65

33

Итоговый контроль

16.05

Приказ №

66

34

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 годов.

19.05

67

35

Оживление общественного движения. Первая российская революция

23.05

68

36

Социально-экономические реформы П.А. Столыпина

69

37

Контрольная работа №5 по теме  «Россия в начале ХХ века »

Промежуточная аттестация. Приказ №

70

38

Урок-проект  « Наш край в начале XX века»

9 «Б» класс

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

  1. История Нового времени 1800-1900гг (18 часов)

1

1

Повторение Новой истории XVII-XVIII веков.  

День солидарности в борьбе с терроризмом

02.09

2

2

Входной контроль

06.09

Приказ №

3

3

Экономическое развитие в XIX – начале ХХ века

09.09

4

4

Век демократизации «Великие идеологии: социализм и марксизм»

13.09

5

5

Духовное развитие общества в

16.09

6

6

Франция: от Реставрации к Империи.

20.09

7

7

Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы

23.09

8

8

Германия в первой половине XIX века

27.09

9

9

Объединение Италии: от  Альп до Сицилии

30.09

10

10

Монархия Габсбургов и Балканы  в первой половине XIX века.

День учителя

04.10

11

11

Контрольная работа № 1 по теме: «Строительство новой Европы»

07.10

12

12

США: рабовладение, демократия и экономический рост

11.10

13

13

Страны Азии и Африки в XIX – начале ХХ века.

14.10

14

14

Латинская Америка: нелегкий груз независимости.

18.10

15

15

Страны Европы и США во второй половине XIX – начале ХХ века 

21.10

16

16

Контрольная работа № 2 по теме:  «Всеобщая история. История Нового времени. XIX век».

25.10

17

17

Анализ контрольной работы

28.10

18

18

Повторение и обобщение по теме «Всеобщая история. История Нового времени XIXв».   День народного единства

08.11

2.   Россия в первой половине XIX века  (14 часов)

19

1

Особенности исторического развития России в XIX  веке.

11.11

20

2

Социально – экономическая характеристика Российской империи в начале XIX  века.          Финно-угорские народы в начале XIXвека

15.11

21

3

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

18.11

22

4

Внешняя политика в 1801-1812 годы

22.11

23

5

Отечественная Война 1812 года

25.11

24

6

Заграничные походы русской армии.    

 Образ женщины на войне- День матери

29.11

25

7

Внешняя политика Александра I в 1813-1825 годы

День Героев России и День неизвестного солдата

02.12

26

8

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 годы

06.12

27

9

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.  

10 декабря-День рождения ХМАО-Югры

09.12

28

10

Крестьянский вопрос и попытки его решения.

12 декабря – день Конституции

13.12

29

11

Общественное движение при  Александре I

16.12

30

12

Программные документы тайных организаций

20.12

31

13

Династический кризис и выступление Декабристов

23.12

32

14

Промежуточный контроль

27.12

Приказ№

3. Россия во второй половине XIX – начале XXвеков (38 часов)  

33

1

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

10.01

34

2

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX века.

Развитие экономики Северо-Западной Сибири в середине XIX века

13.01

35

3

Идеологические взгляды либералов, консерваторов и радикалов

17.01

36

4

Кавказская война 1817-1864 годов

20.01

37

5

Русско-иранская война 1826-1828 годов

24.01

38

6

Крымская война 1853-1856 годов

07.01

39

7

Культурное пространство империи в первой половине XIX века

Культура, быт, общественная жизнь  народов  Западной Сибири

31.01

40

8

Контрольная работа №2  по теме « Россия в середине XIX века»

03.02

41

9

Россия в мире в середине  XIX  века

07.02

42

10

Предпосылки и причины крестьянской реформы. Её подготовка.

10.02

43

11

Содержание и сущность реформы. Значение реформы.

14.02

44

12

Правовое совершенствование России

17.02

45

13

Либеральные реформы Александра II

21.02

46

14

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период

День защитников Отечества

24.02

47

15

Общественное движение при  Александре II

28.02

48

16

Народничество

03.03

49

17

Политика правительства по отношению к тайным обществам

Международный женский день

07.03

50

18

Направления внешней политики  Александра II

10.03

51

19

Русско-турецкая война 1877-1878 годов

14.03

52

20

Контрольная работа №3  « Россия во второй половине XIX века»

17.03

53

21

Александр III: особенности внутренней политики

21.03

54

22

Начало контрреформ

24.03

55

23

Экономическая политика  Александр III

04.04

56

24

Социальная структура пореформенного общества

07.04

57

25

Зарождение марксизма в России.

12 апреля- День российской космонавтики

11.04

58

26

Религиозная политика  Александра III

14.04

59

27

Внешняя политика  Александр III: Европа и Азия

18.04

60

28

Культурное пространство империи во второй половине XIX века.

Социально-экономическая и общественная жизнь народов Обь-Иртышского севера на рубеже XIX-XX веков.

21.04

61

29

Контрольная работа №4 по теме «Россия в 1880 -1890-е годы »

25.04

62

30

Мир к началу ХХ века

28.04

63

31

Социально-экономическое развитие страны  на рубеже XIX-XX веков

Всероссийская акция Георгиевская ленточка

05.05

64

32

Николай II – последний император. Политическое развитие страны при Николае II

12.05

65

33

Итоговый контроль

16.05

Приказ №

66

34

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 годов.

19.05

67

35

Оживление общественного движения . Первая российская революция

23.05

68

36

Социально-экономические реформы П.А. Столыпина

69

37

Контрольная работа №5 по теме  «Россия в начале ХХ века »

Промежуточная аттестация. Приказ №

70

38

Урок-проект  « Наш край в начале XX века»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов

Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...

Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...

Рабочая программа учебного курса «история» для 9 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Рабочая программа  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она  рассчитана на 68 учебных часов (2 час...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ 1) ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7 КЛАСС

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями  Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллек...

Рабочая программа курса «История» для 7 класса основной школы на основе ФГОС

АННОТАЦИЯ Рабочая программа по истории составлена на основе ФГОС ООО, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы ...

Проект рабочей программы курса обществознания для обучающихся 8 - х классов

Рабочая программа по обществознанию для 8-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требовани...

Рабочая программа курса истории в 11 классе "Россия в мире. С древнейших времён до начала ХХ века"

Предложенная программа курса истории в 11 классе содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программу можно использовать при обучении на базовом уровне, т.к. он не требует ...